Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки. Откуда берётся голос

Голос - один из важнейших инструментов связи человека с окружающим миром. Неудивительно, что внезапная его утрата (в медицине для описания этого состояния принят термин афония, также употребляется слово дисфония - это более широкое понятие, описывающее не только полную утрату голоса, но также снижение его звучности, изменение тональности, осиплость, хриплость) не только приносит значительный дискомфорт, но становится серьёзным препятствием для нормальной работы и полноценного досуга. Куда «пропадает» голос? Для ответа на этот вопрос нужно сначала разобраться в том, как он образуется.

Несколько слов об образовании голоса

Процесс голосообразования происходит в гортани, но участвует в нем не только сама гортань, но также нервная и дыхательная системы. «Вклад» легких заключается в выдыхании сквозь просвет гортани воздушной струи. Чем она мощнее - тем громче образуемый в гортани звук, недаром каждый из нас обращал внимания, что для того, чтобы громко закричать, нужно набрать в легкие побольше воздуха. Качество звука, его тональность, высота зависят от строения и состояния гортани. Сама по себе гортань представляет собой трубку, стенки которой образованы хрящами специфической формы, соединенными между собой мышечными и соединительнотканными перемычками. Форма хрящей гортани определяет тональность голоса. Примером этой связи служит мутация («ломка») голоса в подростковом возрасте. Она более заметна у мальчиков, но происходит у детей обоих полов. Связана ломка с процессом роста хрящей гортани, который происходит в период полового созревания под влиянием изменившегося гормонального фона. Чем более крупные хрящи гортани - тем шире ее просвет, тем ниже голос у человека.

Кроме того, тональность, звучность голоса зависит от голосовых связок - это соединительнотканные образования, лежащие в стенках гортани и покрытые слизистой оболочкой. Когда человек молчит, голосовые связки неподвижны и просвет гортани максимально широкий. При разговоре шепотом голосовые связки вибрируют, но практически не соприкасаются друг с другом. При разговоре они вибрируют интенсивно, трутся друг о друга, причем чем выше и громче голос - тем уже голосовая щель, тем теснее соприкосновение связок.

Почему пропадает голос

Исходя из анатомии гортани и физиологии голосообразования можно сделать вывод о том, что именно может повлиять на состояние голоса. В первую очередь речь о патологиях голосовых связок. Чаще всего речь идет об их отечности вследствие воспаления. Воспаление может быть инфекционной и неинфекционной природы - последнее может возникнуть вследствие аллергической реакции, ожога гортани, травм, длительного курения, дыхания слишком сухим воздухом. Безусловно, голос может пропасть вследствие повреждения гортани, а также вследствие некоторых патологий нервной системы (например, тяжелого стресса или опухоли центра головного мозга, ответственного за голосообразование). Однако чаще всего основная причина охриплости или даже утраты голоса - воспалительный отек голосовых связок.

Восстановление голоса

Какой бы ни была причина утраты голоса, врач будет рекомендовать соблюдать молчание в течение восстановительного периода - это важно для того, чтобы избежать дополнительного травмирования голосовых связок. Кроме того, рекомендуется обеспечить увлажнение вдыхаемого воздуха и обильное питье для пациента - эти меры способствуют поддержанию водного баланса слизистой гортани и ее скорейшему восстановлению.

Кроме того, необходимо принимать лекарства, восстанавливающие голос - например, Гомеовокс - комбинированное средство, сочетающее в себе комплекс активных веществ растительного происхождения, которые оказывают на слизистую гортани противовоспалительное и смягчающее действие. Подробнее о препарате можно прочесть здесь: https://homeovox.ru/#about Применять таблетки, восстанавливающие голос Гомеовокс можно не только с лечебной, но и с профилактической целью - перед необходимостью длительного разговора, пения. Кроме того, если речь идет об инфекционном воспалении гортани, врач может назначить для борьбы с инфекцией антибактериальные или противовирусные препараты.


01.04.2017 16:47 1028

Несмотря на то что мы можем издавать звуки, которые не доступны другим обитателям нашей планеты, человеческий голос - это такой же звук, как и многие другие. Поэтому, чтобы понять откуда берется голос, давайте сначала узнаем, как возникает звук вообще.

Звук представляет собой колебание воздуха. Источником звука может стать любой объект, но только если он будет вибрировать. Происхождение звуков выглядит так: если частицы определенной среды (воды, воздуха) резко смещаются,то в результате происходит увеличение давления.

Самым простым примером этого может служить шум ветра. При резком перемещении воздуха мы слышим определенный звук.

Человеческий голос также представляет собой звуковые колебания воздушного пространства,которое происходит во время выдыхания воздуха из легких через рот и нос. Попробуйте зажать себе нос пальцами и что-то сказать. Ваш голос сильно изменится,потому что выход воздуха через нос будет закрыт.

А теперь разберемся более подробно, откуда же берутся эти колебания.Они проходят через дыхательный аппарат человека (горло и т.д).

Если бы воздух в наше горло проникал беспрепятственно, то мы не смогли бы произнести ни звука. Но наша дыхательная система наделена именно такими препятствиями.

Все органы, которые принимают участие в формировании голоса, вместе называются голосовым аппаратом. В нашем дыхательном аппарате есть участок, который называется гортанью. Гортань представляет собой хрящик в виде трубки, изнутри покрытой слизистой оболочкой.

На этой оболочке есть складки, которые называются голосовыми связками, а щель между ними – голосовой щелью. Именно благодаря вибрации этих складок появляется голос.

Под воздействием расширения или сужения голосовой щели расположение хрящиков изменяется. В результате чего, натяжение голосовых связок и ширина голосовой щели тоже меняются.

Именно размер голосовых связок определяет тип нашего голоса.Так, у людей с высокими (например женскими, детскими и т.д) голосами складки-связки тонкие и короткие. А у обладателей низких (мужских или похожих на них) голосов – наоборот, более длинные и толстые.

Кроме органов дыхания и гортани к голосовому аппарату относятся еще резонаторы и артикуляционный аппарат. Артикуляция - это работа органов речи направленная на формирование звуков.Артикуляционный аппарат предназначен для того,чтобы звуки нашей с вами речи были четкими и ясными.

Помимо голосовых складок, к артикуляционному аппарату также относятся нёбо, губы, зубы, язык и глотка. Если какой-то из этихорганов не в порядке, человеческая речь становится непонятной. Именно поэтому например, искажается голос и слова людей не имеющих зубов или прикусивших язык.


Все голоса мира - от высокого сопрано некоторых оперных певиц до глубоких баритонов певцов, от спокойной речи телевизионных дикторов до лепета малышей на детской площадке - возникают в гортани, полой камере в глотке.

Гортань на самом деле представляет собой что-то типа клапана - воздушного клапана. Гортань находится на вершине дыхательного горла, где в нее порциями поступает воздух из легких. Гортань состоит в основном из хрящей - полужесткого вещества, из которого также формируются нос и уши. Внутренняя поверхность гортани покрыта слизистой оболочкой - поверхностью, усеянной слизистыми железами. Слизистая помогает сохранять гортань от пересыхания из-за постоянного потока проходящего через нее воздуха.

Когда вы молчите, ваши голосовые связки расслаблены и открыты, позволяя воздуху во врем дыхания бесшумно проходить в легкие и обратно. Но когда вы начинаете говорить, мышцы в связках натягиваются, укорачивая их для получения высоких звуков, и растягиваясь для более низких звуков. (Для демонстрации возможностей ваших голосовых связок прикоснитесь пальцами к бугорку в передней части вашего горла. Теперь скажите: «А-а-а-а». Возникающая при этом вибрация идет от голосовых связок, вызывая колебания в гортани.)

Вибрирующие связки производят звуковые волны. На пути к ушам слушателей эти волны должны пройти через глотку - конусообразную трубку соединяющую пищевод со ртом. Глотка формируем звук, делая его более «плотным».

Но если бы все ограничилось только легкими глоткой и гортанью, мы бы просто мычали, гудели и ничего более. Чтобы по-настоящему говорить нам нужны артикуляторы - устройства, преобразующие звуки в речь. Чтобы увидеть артикуляторы, откройте рот и посмотрите в зеркало. Вот же они - ваши твердые челюсти, зубы и твердое нёбо, а также более мягкие губы, язык и мягкое нёбо.

Вы когда-нибудь видели человека, занимающегося йогой? Он принимает одну позу за другой, каждый раз по-разному располагая руки и ноги. Точно так же каждый раз, когда нужно произвести новый звук, части нашего рта занимают разное положение. С помощью тысяч таких комбинаций и позиций мы можем производить все необходимые для речи звуки.

Чтобы увидеть эту йогу речи, попробуйте перед зеркалом сначала произнести « и-и-и », а затем « им ». Вы заметите, как по-разному располагаются во время каждого звука челюсти, губы и зубы и как по-разному вибрирует нёбо в зависимости от того, какой звук вы произносите.

Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)

Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.

Оборудование:

  • 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
  • 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
  • Шумовые и детские музыкальные инструменты;
  • карточки с термином F (форте - громко), P («пиано» - тихо)
  • мультимедийное оборудование

Интеграция образовательных областей: М + П + З + К

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о:
  • динамике музыки (F, P)
  • шумовых и музыкальных инструментах
  • тембре звучания инструментов
  • В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
  • В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

I . Постановка исследовательской задачи

Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р .) приветствует детей:
- Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?

Дети: С музыкального приветствия.

М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?

Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.

М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..

(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята -дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте - громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином « P »(пиано - тихо).

М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
- Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?

Дети: В зале много игрушек.

М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?

Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.

М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?

Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.

М.Р. Давайте попробуем это сделать!

Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).

М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?

Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.

М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?

Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…

М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны-у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
- Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?

Дети: ДИРИЖЕР!

М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?

Дети: Громко (Форте), дружно.

М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?

Дети: Тихо (пиано), спокойно.

М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)

Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»

Дирижирует Александр!

Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.

После игры на инструментах, педагог хвалит детей.

М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?

Дети: Из горлышка.

М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).

М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?

М.Р. Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».

Дети выполняют задание.

М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Дети: В горлышке что-то дрожит.

М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1 . Слайд №3)

М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?

Ответы детей:

В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
- Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
- Не есть мороженое на улице;
- Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.

II . Прогнозирование результата

Проблемная ситуация: Как возникает речь?

Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.

III . Выполнение эксперимента

Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши) .

Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)

Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.

М.Р. Что-нибудь мы услышали?

Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).

Дети: Теперь было слышно.

Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой -более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:

Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.

М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: Дернуть посильнее - звук усилится.

М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?

Дети: Она порвется.

М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?

Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.

М.Р. Так как же возникает речь?

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)

М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?

Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.

М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.

Дети исполняют песню «Счастливого рождества».

Занятие заканчивается.

Общее описание проблемы

Существует не так уж мало психических расстройств, со стороны кажущихся чем-то забавным и веселым, однако на деле являющихся чем-то очень серьезным, доставляющим людям массу неудобств. Зачастую они очень сильно портят жизнь. Голоса в голове как раз относятся именно к таким нарушениям психики. Как они проявляются? Это может быть самый обыкновенный гул в подсознании или же очень отчетливая речь. Во многих случаях она бывает членораздельной. Психиатры уже давно установили, что голоса в голове часто предшествуют серьезнейшим расстройствам сознания. Всегда ли они сами по себе признаются болезнью? Нет, не всегда. В определенных случаях они появляются у людей, имеющих совершенно нормальную психику.

Кто-то считает слышащих их психбольными, а кто-то признает экстрасенсами. И то и другое, конечно же, является крайностью. Нужно быть несколько проще в своих суждениях. Голоса в голове проявляются по-разному. Кстати, человеческое сознание всегда воспринимает их своеобразно, то есть в каждом случае все по-своему. Часто гул в голове становится для человека своеобразным ангелом-хранителем. Как так случается? Слова, "крутящиеся" в подсознании, как правило, дают какие-то рекомендации, говорят, как лучше поступить в той или иной ситуации. Есть люди, утверждающие, что такие голоса в голове действительно уберегли их от серьезных бед. Именно их называют интуицией. Реже их приравнивают к шестому чувству. Хорошо то, что они практически всегда приносят именно добро. Существуют и голоса в

голове, приносящие вред. Попав под их влияние, человек может начать наносить увечья самому себе, ломать что-то или даже покушаться на здоровье или жизни окружающих. Находясь под их властью, совсем несложно оказаться в психиатрической больнице, в отделении для буйных. Есть голоса в голове, которые не рекомендуют делать что-либо, а просто комментируют события или же дают оценку поведению человека. В некоторых случаях они могут говорить нечто бессмысленное и совершенно нелепое. Не так уж и редко они ругаются. Любопытно, что в голове человека может по причине или без нее поселиться голос какого-либо его знакомого. Он может без устали сыпать оскорблениями или, наоборот, комплиментами.

Почему они появляются

Пожалуй, самым распространенным из всех рассматриваемых явлений считаются именно голоса в голове перед сном. Почему они возникают? Чаще всего причина в чрезмерной перенапряженности и усталости человека. За день мож

но вымотаться так, что организм будет перегружен сверх меры. Способствует их появлению большое количество новых эмоций. Уставшие люди даже отвечают им во сне. Ничего страшного здесь, казалось бы, нет, однако голоса в голове могут быть одним из первых признаков шизофрении. Как и навязчивые состояния, они способны очень быстро прогрессировать. Да, у врача провериться все-таки стоит, так как психические расстройства, симптомами которых они могут быть, являются очень серьезными. В принципе же, никаких особых поводов для волнения нет, так как в большинстве случаев они являются только лишь причудами нашей психики. Просто попробуйте уменьшить ежедневные нагрузки.