Как посчитать радиус скругления. Скругления переменного радиуса

При создании макетов в Photoshop дизайнеры очень любят использовать скругление углов для самых различных блоков.

Причем, они любили это делать всегда, с самых незапамятных времен. Спору нет, блоки с такими углами смотрятся гораздо приятнее, что положительным образом сказывается на самом дизайне сайта.

Но вот верстальщику в данной ситуации не совсем легко. Как передать в коде такое скругление углов? Раньше, до появления CSS3, выходили из положения трудоемким и кропотливым способом - вырезали из изображения скругленные углы и всталяли их в код к качестве фоновых изображений.

Но вот появился CSS3 и дело значительно облегчилось, так как в этой спецификации есть свойство, специально созданное для отрисовки круглых углов у блоков. Оно называется

,
1 -moz
, , к примеру.

А вот как его узнать? Не звонить же дизайнеру с вопросом - какой радиус ты заложил в макете?

Скажу, что сразу ответ на этот вопрос я не получил. По привычке отправился на форум forum.htmlbook.ru , но конкретного ничего не вынес оттуда. После поисков в Инете все-же решение было найдено. И оно оказалось очень простым.

Давайте масштабируем макет так, чтобы был хорошо виден скругленный угол блока. Видим на нем, как прямая линия блока плавно переходит в скругление, которое после своего завершения опять превращается в прямую. Для нас интересны здесь две точки - там, где скругление начинается, и там, где оно заканчивается. Назовем их касательными точками:

Проведем в качестве вспомогательных линий две направляющие - вертикальную и горизонтальную. На рисунке они отображены тонкими синими линиями. Нам они будут необходимы для того, чтобы получить точку их пересечения. Затем выберем в панели инструментов Photoshop прямоугольное выделение (Rectangular Marqee).

И построим квадрат (зажав клавишу Shift) так, чтобы его левый верхний угол совпал с точкой пересечения направляющих. Протянем его мышкой так, чтобы стороны расширяющегося квадрата совпали с касательными точками, о которых говорилось ранее. Как только линии квадрата и касательные точки совпадут, отпускаем мышь - построение закончено.

Можно выполнить построение другим способом. Начать выделение из одной точки (касательной) и закончить в другой, то есть, как бы по диагонали. Результат будет тот же самый, но не нужно создавать направляющие:

Теперь откроем панель “Инфо”, и взглянем на размеры построенного квадрата. Длины сторон и будут радиусом скругления для данного блока на макете:

Не верите? Это точно - любая из сторон построенного квадрата будет радиусом данного скругления! Чтобы еще немного разъяснить, я нарисовал в AutoCAD круг с радиусом

так, чтобы вписать его правый верхний угол в центр созданного круга. На рисунке хорошо видно, что любая из его сторон является радиусом круга, в который он вписан:

При построении квадрата выделения на psd-макете бывает, что невозможно точно попасть так, чтобы стороны квадрата совпали с направляющими guideline. Для себя нашел такой выход. Ну, не попал, так не попал.

Строю квадрат дальше. Когда он построен и мышь отпущена, я просто перемещаю выделение в нужное место с помощью клавиш-стрелок на клавиатуре. А дальше - все как и прежде. Смотрю на панель “Инфо” и получаю точный радиус скругления:

Как видно, все оказалось очень просто. Теперь, зная точное значение радиуса скругления, можно создать шаблон сайта, максимально соответсвующий psd-макету.

P.S.

На рисунке с изображением круга и квадрата, созданных в AutoCAD, имеется неточность. В выноске указано, что построен прямоугольник, хотя на самом деле это конечно же квадрат.

Почему на psd-макете радиус скругления равен

1 40px
, а в AutoCAD -
1 41px
? Да просто промахнулся, когда рисовал круг. Сути дела это ведь не меняет, только еще нагляднее показывает верность подхода.

Как известно, все приборы, машины, механизмы и аппараты состоят из неких деталей. Каждая из них, в свою очередь, имеет несколько частей, имеющих строго определенное назначение. Они называются в технике элементами деталей, и к ним относятся, к примеру, фаски, галтели, проточки, резьбы и т.п.

Многие детали, используемые в качестве составных частей машин и механизмов и изготавливаемые как из металлов, так и из различных пластических масс, имеют закругления и фаски . Эти элементы характеризуются размерами и радиусами , которые устанавливаются таким документом, как ГОСТ 10948-64 . В нем содержится таблица данных, с параметрами закруглений и фасок которые в обязательном порядке должны соответствовать стандарту.

ГОСТ 10948 – 64


Стандартные размеры фасок и радиусов
1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд
0.10 0.10 1.0 1.0 10 10 100 100
- 0.12 - 1.2 - 12 - 125
0.16 0.16 1.6 1.6 16 16 160 160
- 0.20 - 2.0 - 20 - 200
0.25 0.25 2.5 2.5 25 25 250 250
- 0.30 - 3.0 - 32
0.40 0.40 4.0 4.0 40 40
- 0.50 - 5.0 - 50
0.60 0.60 6.0 6.0 63 63
- 0.80 - 8.0 - 80

Галтелями в технике принято называть те скругления , которые часто располагаются на внутренних и углах различных деталей машин. Это слово имеет немецкое происхождение, и в переводе на русский язык означает «выемка », «желобок ». Использование галтелей существенно облегчает и упрощает изготовление различных деталей с помощью таких распространенных технологических процессов, как ковка, штамповка и литье. Кроме того, их применение значительно улучшает прочностные характеристики осей и валов в тех местах, где производится переход от одного диаметра к другому.

Галтели часто используются при проектировании и изготовлении ступенчатых валов. В тех местах, где сочленяются их части, имеющие различные диаметры, они намного повышают общую прочность всей конструкции, а также снижают концентрацию внутренних напряжений материалов.

В тех случаях, когда галтель находится внутри отверстия, то размер выполняемой на его краю фаски выбирается таким образом, чтобы поверхность фаски и скругление не соприкасались друг с другом.

Галтели практически всегда используются при изготовлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых из высокопрочных чугунов, легированных и углеродистых сталей. Если вал производится методом литья, то он обычно бывает полым, и поэтому радиусы галтелей, толщина «щек», диаметры шатунных и коренных шеек у них увеличены.

Фаски также являются одними из элементов деталей. Если посмотреть на этимологию этого слова, то окажется, что оно имеет французское происхождение: в языке Вольтера и Гюго «faccete » означает «скошенные части ребер или же угло в». Фаски предназначены преимущественно для того, чтобы притуплять слишком острые углы деталей и, тем самым, обеспечивать безопасность персонала, производящего сборку различных машин и механизмов, их эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Фаски , а также те параметры, которые они имеют, принято изображать и указывать на чертежах в тех случаях, когда это проистекает из того технического решения, которое имеет та или иная деталь. В противном случае ни сами фаски , ни их параметры на чертежах не указываются, однако непосредственно на изготавливаемых деталях все острые кромки надлежит притупить.

Одной из важнейших систем двигателей внутреннего сгорания является система газораспределения, которая во многом определяет функционирование агрегатов. Чтобы обеспечить в них нормальный газообмен, необходимо достичь закрытия и открытия впускных и выпускных отверстий, причем в строго определенном порядке и в строго определенные промежутки времени. Для этого используются специальные металлические клапаны, которые приводятся в движение предназначенными для этой цели механизмами. Одними из обязательных элементов клапанов являются уплотнительные фаски: именно они обеспечивают беспрепятственный выход газов, а также гарантированное уплотнение отверстий.

Радиусы закругления назначают для предупреждения образования усадочных трещин, возникающих вследствие неравномерности кристаллизации (рис.13).

Рис.13. Влияние радиуса сопряжения стенок на качество отливок.

Кроме внутренних сопрягают также и внешние острые кромки для предупреждения образования трещин в формах. Острые кромки допускают только на плоскостях разъема. Величина рекомендуемых внутренних и внешних радиусов сопряжения отливок зависит от способа литья:

Таблица 3. Зависимость радиусов скругления от способа литья.

Плавные переходы. Переходы от толстых сечений к тонким для предупреждения образования трещин в граничных зонах при охлаждении отливки должны быть выполнены постепенно (рис.14).

Рис. 14 Плавные переходы от толстых к тонким сечениям отливки

Величину участка сопряжения определяет соотношение толщин стенок.

Уклоны (конусность) необходимы на поверхностях, расположенных плоскости разъема формы, для обеспечения удаления модели (отливки) из формы. Уклоны на внутренние поверхности больше уклонов на наружные поверхности (рис.15).

Рис. 15. Уклоны на наружные и внутренние поверхности.

Величина уклона также зависит от способа литья.

Таблица4. Зависимость уклонов от способа литья

Отверстия отливают всегда с целью предупреждения вскрытия усадочных раковин и пористости в сплошной отливке, уменьшения объема последующей обработки, уменьшения массы. Минимальная величина диаметра и максимальная длина отверстия зависят от способа литья и сплава.

Таблица 5. Зависимость параметров отверстий от способа литья.

Способ литья и сплав

Минимальный диаметр, мм

Отношение глубины отверстия к диаметру

Шаг резьбы

Диаметр резьбы, мм

несквозного

сквозного

наружный

внутренний

Под давлением сплава:

цинкового

магниевого

алюминиевого

В разовые формы при толщине стенки:

Расстояние от отверстия до края литой детали должно быть более (рис.16) 1.2 d, где d - диаметр отверстия.

Рис. 16. Расстояние до края детали.

Армирование - это процесс заливки в полости отливки металлических деталей, улучшающих свойства отливки. Заливаемые металлические детали называют арматурой в должны иметь сравнимые величины усадки при охлаждении. Армирование наиболее широко применяют при литье под давлением для уменьшения объема последующей сборки, для создания специальных физических свойств (заливка медных трубок циркуляции охлаждающей жидкости, заливка бронзовых втулок в корпус ин цинкового сплава уменьшает трение) или для исключения усадочных раковин. (рис.17)

Создает скругление со значениями переменного радиуса. Используйте контрольные точки для более простого определения скругления.

Пример точек управления для переменных радиусов
Без точек управления
Точки управления для переменных радиусов С точками управления

Скруглить элементы

Некоторые поля, которые предусматривают ввод цифровых значений, позволяют создавать уравнение посредством ввода знака равно (=) и выбора глобальных переменных, функций и свойств файла в раскрывающемся списке. См. раздел Ввод уравнений напрямую .

В графической области выберите объекты, которые необходимо скруглить.
Распространить вдоль линий перехода Скругление распространяется на все грани, расположенные касательно к выбранной грани. Пример: Распространить вдоль линий перехода
Полный предв. просмотр Отображает предварительный вид скругления всех кромок.
Частичный предв. просмотр Отображает предварительный вид скругления только одной кромки. Нажмите клавишу A для последовательного предварительного просмотра каждого скругления.
Нет предв. просмотра Уменьшает время перестроения моделей со сложными поверхностями.

Настройки перемен. радиуса

Радиус Устанавливает радиус скругления.
Присоединенные радиусы Список вершин кромок, выбранных в разделе Скруглить элементы , для параметра Кромки, грани, элементы и петли , а также список управляющих точек, выбранных в графической области.
Настроить неуказанные Применение текущего радиуса ко всем элементам, для которых не назначены радиусы в разделе Присоединенные радиусы .
Настроить все Применение текущего радиуса ко всем элементам в разделе Присоединенные радиусы .
Количество экземпляров Задает число управляющих точек на кромках.
Плавный переход Создает скругление, плавно изменяющееся от одного радиуса к другому при согласовании кромки скругления со смежной гранью.
Линейный переход Создание скругления, линейно изменяющегося от одного радиуса к другому, без согласования касательности кромки со смежным скруглением.

Параметры для уменьшенного скругления

При использовании этих параметров можно создавать плавный переход между смежными поверхностями, включая кромку детали, в скругляемом угле. Можно выбрать вершину и радиус, а затем назначить одинаковые расстояния уменьшенного скругления для каждой кромки. Уменьшенное расстояние - это точка вдоль каждой кромки, в которой начинается скругление на три грани, которые сходятся в одной вершине. Пример: Предварительный просмотр уменьшенного скругления

Прежде чем задать Параметры для уменьшенного скругления , в разделе Скруглить элементы выполните следующие действия.

Расстояние Устанавливает уменьшенное расстояние скругления, измеряемого от вершины.
Уменьшенные скругления Выберите одну или несколько вершин в графической области. Кромки уменьшенных скруглений соединяются в выбранных вершинах.
Расстояние Список номеров кромок с соответствующими значениями уменьшенного расстояния . Чтобы применить различные уменьшенные расстояния к кромкам, выберите кромку в поле Уменьшения . Затем задайте расстояние и нажмите клавишу Enter .
Настроить неуказанные Применение текущего расстояния ко всем кромкам, для которых не назначены расстояния в разделе Расстояние .
Настроить все Применение текущего расстояния ко всем кромкам в разделе Расстояние .

Параметры скругления

Выбрать сквозь грани Дает возможность выбирать кромки сквозь грани, которые эти кромки скрывают.
Тип перекрытия Управляет поведением скруглений на отдельных замкнутых кромках (например, окружностях, сплайнах, эллипсах) при соединении с кромками. Пример: Тип перекрытия . Выберите один из указанных ниже параметров:

Радиус закругления

Стоя близ одного из таких закруглений, могли бы вы определить величину его радиуса? Это не так легко, как найти радиус дуги, начерченной на бумаге. На чертеже дело просто: вы проводите две произвольные хорды и из середин их восставляете перпендикуляры: в точке их пересечения лежит, как из-вестно, центр дуги; расстояние его от какой-либо точки кривой и есть искомая длина радиуса.

Но сделать подобное же построе-ние на местности было бы, конечно, очень неудобно: ведь центр закруг-ления лежит в расстоянии 1-2 км от дороги, зачастую в недоступном ме-сте. Можно было бы выполнить по-строение на плане, но снять закругле-ния на план - тоже нелегкая работа.

Все эти затруднения устраняются, если прибегнуть не к построению, а вычислению радиуса. Для этого можно воспользоваться следующим приемом. Дополним (рис. 84) мысленно дугу АВ закругления до окружности. Соединив произвольные точки С и D дуги закругления, измеряем хорду CD , а также «стрелку» EF (т, е, высоту сегмента CED ). По этим двум данным уже нетрудно вычислить искомую длину радиуса. Рас-сматривая прямые CD и диаметр круга как пересекающиеся хорды, обозначим длину хорды через а , длину стрелки через h , радиус через R ; имеем:

и искомый радиус 1)

Например, при стрелке в 0,5 м и хорде 48 м искомый радиус

Это вычисление можно упростить, если считать 2 R -h равным 2 R - вольность позволительная, так как h весьма мало по сравнению с R (ведь R - сотни метров, а h - единицы их). Тогда получается весьма удобная для вычислений приближен-ная формула

Применив ее в сейчас рассмотренном случае, мы получили бы ту же величину

R = 580.

Вычислив длину радиуса закругления и зная, кроме того, что центр закругления находится на перпендикуляре к середине хорды, вы можете приблизительно наметить и то место, где должен лежать центр кривой части дороги.

Если на дороге уложены рельсы, то нахождение радиуса закругления упрощается. В самом деле, натянув веревку по касательной к внутреннему рельсу, мы получаем хорду дуги наружного рельса, стрелка которой h (рис. 85) равна ширине колеи-1,52 м. Радиус закругления в таком случае (если a -длина хорды) равен приближенно

При а=120м радиус закругления равен 1200 м 2).

1) То же могло быть получено и иным путем - из прямоугольного треугольника COF , где OC = R , CF =а/2 , OF = R - h ,

По теореме Пифагора

2 ) На практике способ этот представляет то неудобство, что ввиду большого радиуса закругления веревка для хорды требуется очень длинная.

Рис. 85. К вычислению радиуса железнодорожного закругления