К и росси краткая биография. Карьера Росси после смерти Павла I

Архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… … Большая биографическая энциклопедия

- (1775 1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806… … Художественная энциклопедия

Росси Карл Иванович - (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… … Большая советская энциклопедия

- (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… … Биографический словарь

- (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… … Энциклопедический словарь

Росси, Карл Иванович - К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство … Википедия

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…
  • Агонизирующая столица , Шерих Дмитрий Юрьевич. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…
  • Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры , Дмитрий Шерих. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…

Карл Иванович Росси автор самых главных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, формирующихся вокруг площадей, не считая отдельных зданий, многие из которых признаны архитектурными шедеврами. Судите сами: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Площадь искусств. Необходимо отметить огромное влияние победы в Отечественной войне 1812 г. на архитектуру того времени.

Биографическая справка:

Становление мастера К. И. Росси

Карл Росси родился 29 декабря 1776 г. в Неаполе (Италия) в семье артистов балета. В одиннадцатилетнем возрасте оказался вместе со своими родителями в Санкт-Петербурге, которые были приглашены выступать в Императорской труппе. Своё начальное архитектурное образование он получал у будучи его помощником. Два года обучался в Италии, работал на фарфоровом заводе в СПб. С 1808 по 1815 гг.. трудился в Москве.

Автор имперского облика Петербурга

Росси это единственный архитектор Петербурга работы которого мы привели не отдельными зданиями а целыми архитектурными ансамблями.

Дворцовая и Сенатская площади:

Росси трудно назвать зодчим в обычном понимании этого слова, он по сути сформировал новый имперский облик нашего города. Достаточно посмотреть на две главные площади Санкт-Петербурга Дворцовую и Сенатскую.

Поэтому приведём факты: Первым строилось здание Адмиралтейства (1806-1823 гг., арх. Захаров А. Д. ), следующим (1819-1829 гг., восточная часть здания ) и в завершении (1829-1834 гг.) . Все здания имеют арки и выполнены в едином архитектурном стиле классицизма.

С окончанием их постройки окончательно сформировался исторический, культурный, туристический и экскурсионный центр нашего города.

Фотографии:


Площадь искусств:

Самый яркий и пожалуй единственный пример авторской работы Полного Архитектурного Ансамбля Карла Росси, практически все здания площади выполнены либо самим мастером, либо построены (иногда перестроены) по его проектам.

Главное здание площади это конечно же , сейчас в нём располагаются и Здание Михайловского (сейчас им. Мусорского) театра и дом Голенищева-Кутузова () . Более подробная информация

Площади Островского и Ломоносова:

С 1828 по 1832 гг. зодчий создаёт единый «театральный» ансамбль состоящий из Театральной пл. (одно из названий пл. Островского), пл. Чернышёва (пл. Ломоносова) и Театральной улицы (ул. Зодчего Росси) соединяющей их.

Архитектурными доминантами архитектурного ансамбля пл. Островского являются Александрийский театр, и Императорская Публичная библиотека,( был возведён в 1873 г.). В здании бывшей Дирекции Императорских театров расположен музей

Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль:

Был полностью перестроен Карлом России с 1818 по 1822 гг., это была одна из первых крупных его работ в Петербурге. Многочисленные постройки на Елагином острове также принадлежат руке Великого мастера. Фактически его можно считать основным автором этого замечательного ансамбля.

Карл Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года Гертруда по приглашению на работу приехала в Санкт-Петербург, привезла с собой в Россию и сына. Она стала танцовщицей Большого каменного театра, так же как и прибывший с ней муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси). По прибытию в Петербург семья обосновалась в гостинице "Париж" на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы .

После заключения контракта, семейство переселилось в один из домов на Театральной площади рядом с Большим театром .

Юного Карла отчим определил для учёбы в школу при немецкой церкви Святого Петра . Так как по-русски Росси говорить ещё не умел, школа с обучением на немецком языке была для него лучшим вариантом.

Живя на даче в Павловске, Шарль Лепик и Гердтруда Росси сблизились со своим соседом архитектором Винченцо Бренна . Он часто гостил у артистов, равно как и другой итальянец - Пьетро Гонзага. Под их влиянием юный Карл решил стать зодчим. К тому же, в школе у него хорошо получалось рисовать, справлялся Росси и с точными науками.

Весной 1795 года коляска Винченцо Бренны опрокинулась в глубокую канаву так, что архитектор сломал руку. Несколько лет он не мог полноценно работать, из-за чего Бренне пришлось найти себе помощника-чертёжника. Им стал юный Карл Росси.

Бренна активно работал на Павла Петровича и в бытность его великим князем, и когда он стал императором. Окружение Павла I благоволило не только самому архитектору, но и его близким. Вероятно, именно этой причиной объясняется зачисление Карла Росси на службу именно в Адмиралтейское ведомство 28 июня 1795 года с присвоением ему звания сержанта. Адмиралтейскую коллегию в то время возглавлял наследник престола, так что место службы Росси досталось "по блату". Через пять месяцев он был переведён в прапорщики с жалованьем в 150 рублей в год. Это первый обер-офицерский чин, при котором Росси согласно Табели о рангах получил российское дворянство. Вся история со службой Росси в Адмиралтейском ведомстве была затеяна только ради этого. Ведь не мог простолюдин находиться в окружении наследника престола. 28 января 1796 года прапорщик Росси был уволен со службы.

Уже через три недели после взошествия Павла I на престол, император приказал построить на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны свой Михайловский замок . Его проект был доверен архитектору Василию Ивановичу Баженову . Ещё через три месяца проект передали Бренне. Работа чертёжником при строительстве Михайловского замка стала для Карла Росси первой серьёзной архитектурной практикой. После предъявления Павлу I предварительных чертежей, 30 декабря 1796 года Карлу Росси был дан чин губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.

Параллельно с работой над Михайловском замком, Бренна переделывал для Павла I интерьеры в Зимнем дворце , достраивал Исаакиевский собор , работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси.

Когда Михайловский замок был почти готов, Бренна ходатайствовал перед Павлом I о предоставлении своему ученику чина коллежского секретаря с увеличением его жалования. В чине император отказал, но жалование увеличил до 600 рублей в год.

После гибели Павла I Винченцо Бренна был отстранён ото всех дел. Единственной его работодательницей осталась только вдова покойного царя. 7 мая 1801 года увольняют и его ученика Росси. Но всего через неделю - вновь зачисляют на службу. По всей видимости, талант Карла был для Александра I важнее личной неприязни к окружению своего отца. Новому императору срочно требовались художники для оформления коронационных торжеств в Москве. Через два месяца после торжеств Росси получил чил коллежского секретаря.

В конце 1801 года Винченцо Бренна подал прошение на отъезд из России. С собой он решил взять и ученика, дабы тот поучился архитектурному мастерству в Италии и Франции. 30 января 1802 года последовал императорский указ: "Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания" [Цит. по: 1, с. 440]. 1 августа Бренна и Росси уехали из Петербурга.

Весь положенный срок провести в Европе без перерыва Росси не удалось. 9 января 1803 года сгорел Павловский дворец - творение Бренны. Для восстановления здания требовались чертежи, которые Бренна доверил вернуть в Петербург своему помощнику. Карл вернулся в Россию из Парижа в мае. Он остановился в доме обер-шталмейстера графа Ивана Павловича Кутайсова, так как был дружен с его сыном. Павловский дворец восстанавливал архитектор Воронихин , чертежи Росси передал в его руки.

В августе 1803 года Росси вернулся в Париж. Не раньше сентября он отправился в Италию. В июле 1804 года Росси окончательно вернулся в Петербург.

По возвращении из Европы Карл Росси подал прошение о присвоении ему звания архитектора. Для выступления перед аттестационной комиссией он в короткие сроки составил проект переустройства площади перед Адмиралтейством , которой тогда прерывалась проезжая часть вдоль Невы. Его рисунки показывают огромную аркаду вдоль берега реки, по которой проложена набережная. Безусловно, это сооружение загородило бы собой соседние здания, что не могло устроить комиссию. Звания архитектора Росси тогда не получил. Но чтобы он не оставался без дел, молодой человек был назначен художником на петербургские стекольный и фарфоровый заводы.

2 сентября 1805 года Росси снова подаёт прошение о жаловании ему звания архитектора. Его настойчивость оказалась не напрасна. Благодаря протекции графа Д. Гурьева император Александр I согласился таки перевести Росси в подчинение Кабинета Его Императорского Величества в звании архитектора. Соответствующий документ был подписан царём 6 марта 1806 года. Росси было назначено жалование в размере 1 200 или 2 000 рублей в год.

По повелению Александра I архитектор Луиджи Руска разрабатывал проекты типовых строений для обустройства городов. К этой работе Руска привлёк Росси. Итогом трудов стало "Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных, для частных строений в городах Российской империи".

После смерти отчима Росси стали особенно необходимы дополнительные заказы. Его мать не привыкла экономить, поэтому сын должен был обеспечить добавку к пенсии балерины. Решению этой задачи способствовало поручение молодому зодчему возведения нового здания театра в Москве. Работа в бывшей столице подарила Росси не только новые полезные знакомства и связи, но и желание остаться там надолго. В январе 1809 года он отправился в первопрестольную для занятия там должности архитектора Кремлёвской экспедиции.

Живя в Москве, архитектор работал и в других городах. 11 апреля 1809 года ему было поручено отремонтировать путевой дворец в Твери. Он должен был стать резиденцией великой княжны Екатерины Павловны и её будущего супруга принца Ольденбургского - генерала-губернатора Тверского, Новогородского и Ярославского.

В той же Твери Росси стал членом Комитета по её благоустройству. Здесь он много работал. Им были спроектированы театр, губерская канцелярия, семинария, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. Кроме того, он проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

15 марта 1811 года Тверь посетил Александр I. Результатом его осмотра стал перевод Росси в штат принца Ольденбургского и присвоение архитектору чина надворного советника. Кроме жалования из Кабинета зодчий начал получать пусть скромную, но дополнительную плату из Дирекции путей сообщения, директором который был принц. В конце того же года Росси был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира четвёртой степени.

С приходом на русскую землю войска Наполеона тверскому генерал-губернатору пришлось перебраться в Ярославль. С ним переехал и Росси. В Твери и Ярославле архитектор готовил к работе военные госпитали. 20 августа 1812 года он получил чин коллежского советника.

В декабре скончался покровитель архитектора принц Ольденбургский. Но Карлу Росси продолжала помогать великая княгиня Екатерина Павловна. Она посодействовала в получении им заказа на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер. Проект не был принят к исполнению, но за него Росси получил 1 610 рублей.

В 1814 или 1815 году Карл Росси был возвращён в Санкт-Петербург. Кабинет перевёл его на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах, которая освободилась после смерти архитектора Томона . Очевидно, что возвращение на старое место службы - это понижение. Жалование от этой работы он получал в размере 1 200 рублей в год, что было меньше дохода в Твери.

Но заботу о Карле Росси проявила вдовствующая императрица Мария Павловна. Она доверила зодчему работы в Павловске. В Павловском дворце он по новому украсил угловую гостиную, построил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.

Вместе с тем, Кабинет требовал исполнения Росси своих обязанностей. В начале 1816 года Дирекция путей сообщения отказала архитектору в выплачиваемой ему надбавке к жалованию. А ведь незадолго до этого в счёт будущего дохода через суд у Росси вычли 6 000 рубей за долги.

3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ. В его обязанности вошли прокладка новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. Во главе Комитета встал военный инженер генерал Августин Бетанкур. В него также вошли четыре архитектора: В. П. Стасов , А. А. Михайлов , А. Модюи и К. Росси. 8 мая император повелел причислить Росси к Аничкову дворцу и назначить ему жалование в 3 000 рублей в год. Это случилось в 1817 году, когда Росси было уже 42 года.

Весной 1819 года Карл Росси получил очередное задание - подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 года была создан комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними. Градостроительные замыслы Росси здесь проявились в изменении направления Большой Морской улицы , которую зодчий вывел под аркой точно по оси въездных ворот в Зимний дворец.

К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари - сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

Вероятно, в 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 года у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 года архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Известно, что кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

16 сентября 1822 года Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники. Об этом факте свидетельствует сохранившееся письмо к Росси, подписаное президентом Академии А. Олениным . Историк В. К. Дмитриев в книге "Архитекторы Санкт-Петербурга" утверждает, что в том же году архитектор стал профессором Флорентийской академии . Краевед Ю. М. Овсяников же пишет, что Росси получил известие из Италии о присуждении ему звания профессора первой степени Флорентийской Академии художеств только в конце 1820-х годов . Императорская Академия художеств звания академика или профессора зодчему не присваивала.

Работы у Карла Росси было так много, что он отказался от предложения участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве .

21 ноября 1822 года Карл Росси обвенчался с Софьей Еленой Андерсон, ей тогда было 22 года. Торжественную церемонию провели в костёле святой Екатерины . Стоит отметить, что супруга архитектора была из слишком "простой" семьи, тогда как он являлся достаточно известным человеком. Впрочем, Росси искал заботливую мать для своих пятерых детей. И он оказался прав в своём выборе, так как прожил с Софьей Еленой в счастливом браке 24 года.

В начале 1823 года Росси доверил надсмотр над строительными работами в Михайловском дворце своему помощнику Никите Ткачеву, а сам занялся постройкой библиотеки в Павловском дворце. Он надстроил одну из галерей дворца, которая соединяет его основной объём с боковым флигелем. Заканчивали этот проект архитектор А. Штауберт и каменных дел мастер Д. Адамини. Росси же вернулся к Михайловскому дворцу, готовому к внутренней отделке.

30 августа 1825 года Михайловский дворец был освящён. А за день до этого Карлу Росси вручили орден Святого Владимира 3-й степени.

В декабре зодчий работал над эскизами для "Печальной комиссии", созданной по случаю смерти Александра I. Он готовил оформление траурного убранства зала в Зимнем дворце, императорский катафалк.

Спустя один месяц только что взошедший на престол Николай I повелел Карлу Росси создать проект Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Параллельно с подготовкой этого проекта архитектор продолжал заниматься оформлением похорон Александра I. В мае 1826 года к этому добавились хлопоты о похоронах скончавшейся императрицы Елизаветы Алексеевны. Осенью за эти заботы Карла Росси наградили 2 000 рублями.

Летом 1826 года по проекту Росси велись работы по перестройке в Летнем саду грота в Кофейный домик.

После открытия Военной галереи Росси было доверено перестроить соседние с ней парадные залы. Он создал проекты помещений между галереей и Парадной лестницей. Тогда же, в начале 1827 года, Росси готовил перестройку апартаментов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце (16 помещений).

В марте Карлу Росси было выдано в долг из средств Кабинета 12 000 рублей, после чего он отправился на шесть недель с супругой к её родителям в Ревель. Оставив там Софью Елену он уехал в Тверскую губернию, где пользовался услугами Андреапольской водолечебницы.

Карл Росси рассчитывал, что продолжит заниматься работами в Зимнем дворце в мае, по возвращении из отпуска. Однако, Николай I не желал промедлений. За две недели до возвращения Росси в Петербург император передал задание Огюсту Монферрану . Росси, вероятно, не посчитал это угрозой для своего положения и попросил продлить отпуск ещё на шесть недель, так как Софья Елена родила дочь Марию.

25 декабря 1827 года, в день 15-летия изгнания французов из России, была проведена церемония Военной галереи. Впервые за последние годы Карл Росси не получил за свою работу вознаграждения. Николай I не смог простить зодчему промедлений в работе.

Карл Росси участвовал также в конкурсе на проектирование последнего из построенных на Дворцовой площади зданий - Штаба Гвардейского корпуса . Архитектор предлагал здесь строение, вмещающее в себя одновременно манеж и театр.

В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Построившего больницу архитектора А. Михайлова 1-го арестовали и впредь, по желанию Николая I, так должны были поступать с каждым зодчим. Соответствующую бумагу подписали архитекторы Стасов, Михайлов 2-й, Филлипов. Карл Росси же отказался подставить на документе свою подпись. Из-за этого он поссорился с генералом-инженером Базеном, возглавлявшим Комитет для строений и гидравлических работ и ответственным за "разбор полётов" после пожара.

В конце 1820-х годов Росси, видимо, ещё проживал в доме матери на Миллионной улице . Это позволяло экономить средства на аренде. Но вместе с тем, на плечи сына ложились траты престарелой актрисы, которая экономить не умела. К тому же, в ноябре 1828 года скончалась императрица Мария Фёдоровна, которая выделяла средства на содержание бывшей балерины. Немногим архитектору помогло участие в очередной "Печальной комиссии", за что он получил бриллиантовый перстень стоимостью в 2 000 рублей.

В 1828 году Николай I утвердил проект Карла Росси на постройку Александринского театра и второго корпуса Публичной библиотеки . Одновременно с этим император повелел архитектору заняться перестройкой здания Сената на Сенатской площади . Задача с успехом будет выполнена, но зодчему за работу не выплатят ни копейки.

При работе над архитектурным ансамблем Александринской площади Карл Росси вновь преобразовал целый городской район. В единый комплекс были включены уникальная Театральная (ныне Зодчего Росси) улица, Чернышёва (ныне Ломоносова) площадь.

В начале апреля 1829 года Росси вновь попросил займ в размере 12 000 рублей. Император дал на это согласие. Но после доверил завершение ансамбля Дворцовой площади архитектору Огюсту Монферрану, который установил на ней Александровскую колонну . Такое же завершение ансамбля предлагал и Карл Росси. Он лишь вошёл в члены комиссии по утверждению проекта монумента.

Вместо работы над колонной ему осталась только забота об устройстве парадной пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством . Зодчим здесь был спроектирован спуск к Неве, украшенный двумя вазами и парой львов. При сооружении Дворцового моста пристань была немного смещена, а вазы перенесены к новому спуску рядом с Сенатской площадью. Кстати, Росси предлагал для украшения набережной не вазы, а статуи Диоскуров. На окончательном варианте настоял Николай I.

Спустя всего пять месяцев император всё-таки оказал милось архитектору. За работу над переустройством Дворцовой площади ему было выплачено 100 000 рублей. К тому же, с этой суммы не взяли налог на инвалидов, который составлял 5 копеек с одного рубля. Примечательно, что в формулировке объяснения такой награды значилась фраза "в награду за особое усердие и к пользам казны при производстве разных публичных зданий оказанное". То есть было признано, что Росси не воровал выделяемые на строительство деньги. А это было частым на государственных стройках в России не только сейчас, но ещё и в XIX веке. Сам архитектор признавал, что через его руки прошло порядка 60 миллионов рублей, но из них у него не осело ни копейки.

Премия была дана Росси на приобретение собственного дома. Но сделать такую покупку он так и не смог. Хотя, тут же отдал 5 000 на лечение холерных больных. Удивительно, казенные средства Карл Росси тратил крайне разумно. Со своим же капиталом возникали проблемы. 100 000 рублей ему хватило только до 1834 года, когда он вновь стал просить у казны денег в долг.

Стоит отметить, что архитектор неоднократно писал письма чиновникам с просьбой наградить его помощников и коллег. Если же он просил денег для себя, то брал их только взаймы.

В 1830 году Карл Росси совершил редкий для своего времени поступок. Ему были положено дополнительное жалование - 3 000 рублей в год за работу над вторым корпусом Публичной библиотеки. Но он отказался от него в пользу Аполлона Щедрина, который выполнил основной объём при переделке проекта. Изменения были сделаны из-за вмешательства в проектирование Николая I, замечания которого Росси учитывать не захотел.

В 1831 году Карл Росси был отстранён от членства в Комитете для строений и гидравлических работ. Возглавлявший его генерал Базен написал на архитектора донос, в котором жаловался на частое отсутствие Росси на заседаниях Комитета. Зодчий был не просто отстранён от дел, ему также объявили выговор "за нарушение порядка службы и подчинённости". Впрочем, это вряд ли сильно расстроило Росси, считавшего многочасовые заседания в Комитете бессмысленными.

Немного позже интриги вокруг Росси способствовали объявлению ему второго выговора. Это произошло из-за его отказа аттестовать немецкого механика И. Роллера, который должен был работать над машинерией Александринского театра. Росси предлагал отправить на учёбу за границу русского умельца, но император посчитал, что пригласить иностранца будет дешевле. Проверять часового мастера архитектор не захотел из-за того, что сам не разбирался в тонкостях этой науки и не хотел делать это формально. Но этот шаг был шагом против воли императора.

С Роллером всё же был заключён контракт. Когда он представил свои чертежи, Росси пригласили на заседание комиссии по их рассмотрению. Явиться на мероприятие архитектор не смог из-за болезни. Это стало последней каплей, после чего Росси впал в немилось не только чиновникам, но и Николаю I.

В сентября 1832 года Карл Росси подал прошение на отставку. В октябре оно было принято, причём Росси сохранили все получаемые им оклады. Но при этом его обязали довести всё начатое до конца.

В декабре 1832 года в семье архитектора произошло пополнение - родилась Екатерина Росси. Софье Елене с детьми пришлось уехать из Петербурга в Ревель. Возможно, это произошло из-за необходимости экономии средств. В Ревеле супруга и дети могли жить в домах родителей Софьи Елены. А Росси продолжал работать, завершал начатые им проекты. В феврале 1833 года он участвовал в осмотре императором здания Сената и Синода. Архитектор лишь спроектировал это здание, само строительство было передано его коллеге Штауберту.

В Петербурге с Карлом оставался только старший сын Александр. Он учился в Академии художеств.

С конца 1833 года Карл Росси часто наведывался к семье в Ревель. Он уже не был молод, болел. Вместе с тем, ему приходилось выполнять некоторые поручения. Например, он готовил планы по переделке левого корпуса Театральной улицы под нужды театральной школы.

К 1836 году Росси оказался в больших долгах. Находить деньги приходилось самыми разными способами. Например, Росси стал продавать место в Александринском театре, которое ему было навечно зарезервировано. 14 января 1837 года из-за этого произошёл скандал, после чего таковая возможность у архитектора исчезла.

При всём тяжёлом финансовом положении Росси продолжал жить в дорогом районе - на Итальянской улице, в доме №11. Из окон этого дома он мог контролировать процесс застройки Михайловской площади по его проектам.

В декабре 1837 года сгорел Зимний дворец. Он был восстановлен весьма быстро. Уже летом 1841 года император осматривал восстановленную резиденцию. Он пригласил Карла Росси, который внимательно изучал работу коллег. Оглядев Георгиевский зал, Росси заметил, что потолок здесь скоро рухнет. Николай I возмутился, так как он сам лично осматривал и подписывал чертежи. Но пожилой архитектор настаивал на своём. Разгневанный император прогнал Росси. А 9 сентября потолок Георгиевского зала обрушился...

Спустя три месяца Николай I назначил Карла Росси "членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу".

Престарелый зодчий, даже ушедши в оставку, не мог не работать. В 1838 году он готовил проект очередного переустройства площади перед Инженерным замком. Это не было реализовано. Тогда же он составил проект трёхярусной колокольни для Юрьева монастыря в Новгороде. Но Николай I вмешался и в эту работу, укоротив её на один ярус. Весной 1841 года Карл Росси строил Ново-Никольский мост , за что получил 2 800 рублей.

В 1845 году Росси выполнил проекты постаментов для бронзовых статуй Победы, которые установили на Конногвардейском бульваре . Схватившись за эту "синицу", архитектор начал "ловить журавля". Он составил проект переустройства Исаакиевской площади, который не был принят к реализации. Это стало последним подобным проектом архитектора.

6 апреля 1846 года скончалась Софья Елена. Денег на похороны у Карла не было. 2 000 рублей на эти цели архитектору подарил Николай I.

К 1847 году необходимость в квартире на Михайловской площади отпала. Дети разъехались по своим домам, содержать дорогое жильё не было никакой возможности. Последним адресом архитектора стал дом на Фонтанке, №185. Последние свои дни Росси провёл в весьма бедном районе Петербурга.

Ради обеспечения своим родственникам пенсии 28 октября 1847 года Росси подал прошение на принятие его в российское подданство. Ровно через три месяца оно было получено.

После очередной выдачи 4 000 рублей Карлу Росси в долг, император посчитал необходимым получить за них от архитектора "возмещение". Архитектору было поручено освидетельствовать новую больницу, построенную в память о великой княжне Александре Николаевне. Ещё через пять месяцев ему было велено заняться "исправлением Таврического дворца ". В помощь к Росси был дан академик Александр Руска.

Новая работа придала архитектору бодрости. Накануне нового 1849 года Николай I пожелал обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Этим занялся Карл Росси.

Возобновившуюся практику прервала холера, которая в то время свирепствовала в Петербурге. 5 апреля Карл Росси неожиданно заболел, а уже на следующий день его не стало. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Позже его прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры .

Карл Росси вошёл в историю как архитектор, работавший в стиле классицизм. Но это не был сухой казарменный стиль, который был свойственнен, к примеру, Джакомо Кваренги. Росси являлся великолепным декоратором. Его умение украшать интерьеры, мебель, декорации прекрасно распространилось и на фасады возводимых им зданий. Особенно это заметно на примере его последних работ. Здания Главного штаба, Сената и Синода стали примером синтеза архитектуры и искусства. При этом, они остаются строениями в стиле классицизм, это отнюдь не барокко. Но богатое украшение фасада лепниной даёт возможность Главному штабу органично соседствовать с абсолютно барочным Зимним дворцом. Карл Росси стал последователем того направления классицизма, который часто называют "русским ампиром".


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 375-569) 04.03.2012 г. 19:25
2) (Стр. 172-180) 10.11.2012 г. 06:50

Росси Карл Иванович
_________________________________
Биография и творческий путь
_________


Росси Карл Иванович (настоящее имя Карло ди Джованни Росси - итал. Carlo di Giovanni Rossi ; 1775-1849 )

Росси Карл Иванович [18(29).12.1775 , Петербург, - 6(18).4.1849 , там же], русский архитектор , представитель позднего классицизма . Рос в артистической среде. Его мать - итальянская балерина Г. Росси. Вигель писал в своих воспоминаниях: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре ».

Обширное строительство в столице было хорошей школой для одаренного юноши. Его учитель В.Ф. Бренна , в мастерской которого он получил архитектурно художественное образование, пробудил в молодом Росси восторг перед величественностью античной планировки Рима – города больших общественных площадей, театров, терм и набережных. Бренна увлек своего ученика в далекое прошлое, познакомил с историей архитектуры и раскрыл пред ним красоту монументальной, величественной классики.

В начале 1802 года Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал в Италию . Тщательно изучал он руины памятников архитектуры Древнего Рима , их величественные композиции, постигая закономерности, благодаря которым римские зодчие в своих постройках добивались совершенной гармонии частей и целого.
Пробыв два года в Риме, Флоренции и других городах Италии , Росси вернулся на родину.

В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества , в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Росси не сохранились).

Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809 ). Здесь же (в Твери) он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. В 1815 году он возвратился в Петербург.

В Петербурге задачи, поставленные перед Росси , решались совершенно по новому. До него никто из современных ему архитекторов так не планировал. Создавая проекты, он представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города с широким и смелым раскрытием новых городских перспектив.


В 1816 г. Росси был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ и вместе со Стасовым и Михайловым встал во главе обширных работ по застройке столицы. В Петербурге Росси переделывал Аничков дворец и его сад, создал ансамбль Елагиного дворца . С этого времени начался период расцвета творчества Росси.




После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-22 ) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25 ; ныне здание Русского музея), торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского).



В 1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба , смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь : Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой.



В 1816-34 Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина).


Главная задача состояла не столько в проекте театра – здесь уже стоял театр Бренна , – сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район.
Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца . Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы.
Более широкий размах трудно себе представить. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.






Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.


Для творчества Росси , одного из создателей русского варианта ампира , характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812.

Градостроительные идеи Росси , воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма . Вместе с тем в позднем творчестве Росси наметились и кризисные черты позднего классицизма , элементы архитектурной эклектики .

В 1832 г. , в период начинавшейся реакции, когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль , Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти был почти не у дел.

18 апреля 1849 года Росси умер. Его похоронили на Волковом кладбище .
В наши дни его прах перенесен в некрополь Александро Невской лавры , где захоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов .


Список литературы, используемой в статье:

1. - Wikipedia

2. - Тарановская М. Карл Росси. Архитектор,градостроитель,художник. Фотоальбом. Л. Стройиздат. 1980г.

3. - Тарановская М. З. Карл Росси. Зодчие нашего города. Л. Лениздат. 1978г.




_______________________________________


Позднее будет добавлена книга - Росси Карл Иванович : Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 29 декабря 1775 года в Неаполе. Его мама - госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена. Искусству танца начала обучаться в Неаполе в Королевском театре, там у неё родился сын Карл. Сослуживец Карла Росси Вигель писал о знаменитой балерине Гертруде Росси : «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

Архитектор Карл Росси, автопортрет

Отчим Карла Росси, Шарль Ле Пик - выдающийся балетный танцор, в 1787 был приглашен в Санкт-Петербург, куда он и прибыл со своей семьей: женой Гертрудой Росси и ее сыном. Для творчества Шарля Ле Пика были характерны постановки медленных адажио, в аллегро которых он вносил прыжки с заносками и пируэты — это все то, что вошло в практику русского балетного исполнительского искусства. В 1799 Шарль . Ле Пик был отстранен от должности главного балетмейстера. Он служил на императорской сцене, как танцовщик, преподавал французскую манеру танца в петербургской театральной школе и в крепостном театре Шереметева. В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе Екатерины II. В Петербурге он оставался до конца своих дней, там же и скончался. Шарль Ле Пик подготовил и открыл путь Шарлю Дидло - выдающийся французский хореограф , занявший пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 .



С детства Карл был связан с миром искусств. Обучался он у архитектора Винченцо Бренна, работая у него чертежником . В 1795 Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений его (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади ) практически ничего не сохранилось. В 1809 Карл Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.



В 1815 Карл Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Беггров К. П. Елагин дворец 1823

Главной сферой архитектурной деятельности Росси стало создание городских ансамблей. во многом благодаря ему Петербург центр гигантской империи, гордой победами над Наполеоном, обрёл новое лицо.

10 июля 1818 Росси награждили орденом Святой Анны 2-й степени. В это время у архитектора и Анны Больцини родился первенец — сын Александр.

Весной 1819 Карл Росси получил задание — подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 был создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними.



К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари — сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

В 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

В 1822 Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники.

Государственный Русский Музей - проект Карла Росси

Карл Иванович Росси был самым выдающимся архитектором ампира в России . Он буквально преобразил П етербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Все его работы отличались массивностью форм и многочисленным декором, что в то время смотрелось богато и изящно. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.

Михайловский дворец - архитектор Карл Росси

Императрица Елизавета утвердила указом 1830 года создание в Петербурге «специального учреждения, предназначенного для показа комедий и трагедий». С этого времени начинается история профессионального русского театра и начинает развиваться государственная система театрального дела в России. Название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны . Пушкинским его называют уже в 1937, в знак столетия, прошедшего со дня гибели Пушкина. Карл Иванович Росси предложил в строившемся по его проекту Александрийском театре применить металлические фермы. Авторитетные эксперты засомневались в их прочности. Росси был абсолютно уверен в правильности своего предложения, однако научно доказать свою правоту в то время не мог. Пришлось письменно заверить министра двора в надежности конструкций. Если бы "произошло какое-либо несчастье, - писал Росси, - то в пример для других пусть тотчас же повесятменя на одной из стропил".



Последней крупной работой - здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) - Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. П етербургские ансамбли Росси, о тличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена Стасовым).



Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Карл Росси умер 18 апреля 1849 в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.


Памятная серебряная монета из серии «Архитектурные шедевры России» номиналом 25 рублей - «Архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, г. Санкт-Петербург (архитектор К.И. Росси)» выпущена Банком России 24 июня 2013 года.