"Итак, опять увиделся я с вами…".

Фёдор Иванович Тютчев

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах…

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!

Усадьба Овстуг. 1849. Рис. Драницына

Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на «полнейшую и окончательную скуку», захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о «зачарованном мире детства», который давно и бесследно исчез.

В тексте произведения встречаются автобиографические приметы. Автор упоминает о смерти младшего брата, не дожившего до года, и о могиле первой жены, похороненной в Турине.

Художественное пространство стихотворения делится на три отрезка: детство, молодость и современные годы. Герой, существующий в последнем из миров, демонстрирует разное отношение к этапам собственной жизни.

Возвращение в родные места вызвало у лирического субъекта не радость и умиление, а разочарование. Характеризуя знакомые просторы, он употребляет оценочный эпитет «немилые». Последний так шокировал тютчевских издателей, что они предпочли заменить его другими вариантами. Смелое словоупотребление, вырванное из контекста, послужило поводом для критики. Поэта обвиняли в антипатриотическом настрое, западничестве и даже в антипатии к среднерусскому пейзажу. Однако внимательный анализ художественного текста демонстрирует иную проблематику: автор стремится отделить прошлую жизнь от настоящего.

Непреодолимое расстояние между детской и взрослой ипостасями лирического «я» — на этом обстоятельстве поэт фиксирует внимание читателя. Герой признается, что пора детства, связанная с «краем безлюдным», стала для него жалким «призраком», незнакомым видением, «немощным и смутным». Мимолетные воспоминания уподобляются короткому и нелепому визиту случайного гостя. Без сожаления и укоров совести отрекаясь от прошлого, взрослый признает, что ранние годы жизни были наполнены ощущениями счастья. Последнее наделяется эпитетами «забытое» и «загадочное». Звукопись с опорой на гласные «ы», «а» и первый слог, совпадающий у этих прилагательных, поддерживает интонации рефлексии и светлой грусти.

Содержание финального эпизода проясняет позицию героя-взрослого: он связывает прекрасное время молодости и добрые воспоминания с иной местностью. Кульминационный момент обозначен формулой, в которую включены эпитеты с положительной семантикой, — «великий» и «чудной». Стилистические приемы отрицательного параллелизма и лексическая анафора «не здесь» помогают лирическому «я» выстроить убедительную аргументацию.

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами,

При свете вечереющего дня,

Мой детский возраст смотрит на меня…

О бедный призрак, немощный и смутный,

Забытого, загадочного счастья!..

О, как теперь без веры и участья

Смотрю я на тебя, мой гость минутный,

Куда как чужд ты стал в моих глазах,

Как брат меньшой, умерший в пеленах …


Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем -

Не здесь расцвел, не здесь был величаем

Великий праздник молодости чудной.

Ах, и не в эту землю я сложил

Все, чем я жил и чем я дорожил…

Другие редакции и варианты

2   Места печальные, хоть и родные,

        Совр . 1854. Т. 44, с. 26 и след. изд.


8   Давно минувшего, былого счастья!..


10   Гляжу я на тебя, мой гость минутный!

Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. Ед. хр. 5083. Л. 185.


15   Не здесь прошел, не здесь был величаем

        Биогр . С. 53.


18   То, чем я жил и чем я дорожил.

        Совр. 1854. Т. XLIV. С. 26 и след. изд.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Ч. I. Л. 185–185 об.; Альбом Тютч. - Бирилевой (с. 13).

Первая публикация - Москв . 1850. № 8 Кн. 2. С. 288, под общим заголовком «Осемь стихотворений, обещанных в 7 книге «Москвитянина», вместо подписи - «***». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 26; Изд. 1854 . С. 51; Изд. 1868 . С. 90; Изд. СПб., 1886 . С. 131–132; Изд. 1900 . С. 141.

Печатается по автографу из Альбома Тютч. - Бирилевой . См. «Другие редакции и варианты». С. 256.

В первом автографе перед текстом - дата (на фр.): «13 juin 1849» (13 июня 1849) и помета «Овстуг»; 2-я строка - «Места немилые, хоть и родные…», 8-я строка - «Давно минувшего, былого счастья!», 10-я - «Гляжу я на тебя, мой гость минутный!», 15-я - «Не здесь расцвел, не здесь был величаем», 18-я - «Все, чем я жил - и чем я дорожил».

Во втором - дата, поставленная рукой Э.Ф. Тютчевой, - «1846 сентябрь»; 8-я строка в новом варианте - «Забытого, загадочного счастья!» и 10-я - «Смотрю я на тебя, мой гость минутный». В 8-й строке поэт выделил мотив «загадочности счастья», сделав свою мысль более выразительной и соответствующей его романтическому представлению о бытии и движении времени как «таинственных», «загадочных».

Печатные тексты несколько различаются. В Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 принята дата альбомного автографа - «сент. 1846». 2-я строка, совпадающая в Москв . с автографом («Места немилые, хоть и родные»), в следующих трех изданиях приобрела иной вид: «Места печальные, хоть и родные». Видимо, оксиморонные эпитеты («немилые, хоть и родные») в глазах издателей плохо сочетались с известным патриотическим настроем поэта, незадолго до создания стихотворения вернувшегося в Россию. К.В. Пигарев высказал предположение о принадлежности правки «немилые» на «печальные» И.С. Тургеневу (см. Лирика I . С. 248). В Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 приведен вариант автографов - «места немилые». 18-я строка, данная в Москв . в варианте автографов («Все, чем я жил и чем я дорожил»), в Изд. 1854 и в следующих приобрела вид: «То, чем я жил и чем я дорожил». Правка имеет тот же смысл, что и во 2-й строке: смягчается универсальность негативного обобщения - слово «все» заменяется на «то».

Различия в датировке, которые берут начало в автографах, перешли и в издания ХХ в. Г.И. Чулков связывал стихотворение с письмом Тютчева к Эрнестине Федоровне от 31 августа 1846 г. из Овстуга (отсюда - и поставленная ею дата в альбомном автографе); в этом письме поэт передавал свои впечатления, близкие тем, которые выразил в стихотворении: «Милая моя кисанька, мне кажется, словно я пишу тебе с противоположного конца земли, и наивной представляется мысль, будто клочок бумаги, лежащий у меня под рукою, когда-нибудь до тебя дойдет - до такой степени я чувствую себя как бы на самом дне бездны…

А между тем я окружен вещами, которые являются для меня самыми старыми знакомыми в этом мире, к счастью, значительно более давними, чем ты… Так вот, быть может, именно эта их давность сравнительно с тобою и вызывает во мне не особенно благожелательное отношение к ним <…>. Перед глазами у меня старая реликвия - дом, в котором мы некогда жили и от которого остался один лишь остов, благоговейно сохраненный отцом, для того чтобы со временем, по возвращении моем на родину, я мог бы найти хоть малый след, малый обломок нашей былой жизни… И правда, в первые мгновенья по приезде мне очень ярко вспомнился и как бы открылся зачарованный мир детства, так давно распавшийся и сгинувший. Старинный садик, 4 больших липы, хорошо известных в округе, довольно хилая аллея шагов во сто длиною и казавшаяся мне неизмеримой, весь прекрасный мир моего детства, столь населенный и столь многообразный, - все это помещается на участке в несколько квадратных сажен… Словом, я испытал в течение нескольких мгновений то, что тысячи подобных мне испытывали при таких же обстоятельствах <…>. Но ты сама понимаешь, что обаяние не замедлило исчезнуть и волнение быстро потонуло в чувстве полнейшей и окончательной скуки…» (Изд. 1984 . С. 119–120). Однако Пигарев датирует стихотворение 1849 г., опираясь на дату, выставленную самим Тютчевым в другом автографе (РГАЛИ). Конечно, поэт мог вспомнить свои прежние, 1846 г., впечатления и отразить их в стихотворении, хотя близость письма того года и поэтического произведения в непосредственных чувствах и их словесном выражении настолько значительна, что дата «1849» вызывает сомнение (ведь Тютчев славился своей рассеянностью, мог и сам допустить ошибку).

С.С. Дудышкин выделил «задушевный мотив» поэтических воспоминаний, рассмотрев его как характерный для поэзии пушкинского периода: «Надобно быть очень юным, чтоб не узнать этого «бедного призрака» первого детства и его забытого, загадочного счастья; надобно быть большим новичком в литературе, чтоб не обрадоваться этим «печальным, хотя и родным местам», где вы мыслили и чувствовали впервые, как давнишним милым знакомцам. Мотив так свеж, что никто не сочтет его заимствованным, и последний оборот его так своеобразен, что никому и в голову не придет искать в нем подражания. Тайна этого поразительного согласия и почти созвучия между старым и новым опять заключается не столько в сходстве отдельных звуков, сколько в общем настроении, которое принадлежало только одному времени, одной минувшей эпохе в литературе и которую составляло как бы исключительную собственность только известного поколения» (Отеч. зап . С. 60). Литературно-генетический комментарий, предложенный Дудышкиным, был дополнен И.С. Аксаковым (Биогр . С. 52–54), который выдвинул биографически-психологические объяснения стихотворения: «Вспомним, наконец, что там, за границею, он женился, стал отцом семейства, овдовел, снова женился, оба раза на иностранках; там, на чужбине, прошла лучшая пора его жизни, со всем, чем дорога человеку его молодость, как он сам о том свидетельствует в следующих стихах, написанных им уже в 1846 году, когда, после смерти отца, он посетил свое родное село Овстуг, где родился и провел детские годы» (там же. С. 52). Затем Аксаков полностью привел стихотворение, выделив 13–16-ю строки, говорящие об отрешенности поэта от родного края. Он усмотрел парадоксальность натуры Тютчева в том, что при всей оторванности от России он сумел быть Русским поэтом, мастерски владел русским словом, сохранял «самобытность духовной природы» (там же. С. 53) как мыслитель и «не угасло в нем русское чувство, а разгорелось в широкий, упорный пламень, - но еще, кроме того, сложился и выработался целый твердый философский строй национальных воззрений» (там же. С. 53–54).

Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквами «Т.К.Ч.!» (Тютчев, Красота. Чувство) и отчеркнул две первых строфы (ТЕ . С. 146). В.С. Соловьев (Соловьев. Поэзия . С. 477–478) развивает мысль о том, что «для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить», и говоря о том, что личные чувства поэта к родине были сложны и многоцветны, было и «отчуждение», и, с другой стороны, «благоговение к религиозному характеру народа», цитирует стихотворение «Итак, опять увиделся я с вами…» (первые три строки и затем последнюю строфу). При этом он утверждает: «Тютчев не любил Россию тою любовью, которую Лермонтов называет почему-то «странною». К русской природе он скорее чувствовал антипатию. «Север роковой» был для него «сновиденьем безобразным»; родные места он прямо называет немилыми <…>. Значит, его вера в Россию не основывалась на непосредственном органическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения». Соловьев говорил о высокопоэтическом выражении этой веры у поэта еще в молодости. Д.С. Мережковский увидел в стихотворении нелюбовь поэта к родине. Тютчев сделался, по его мнению, «почти иностранцем», так что, «когда вернулся на родину, она показалась ему чужбиною: «Ах, нет, не здесь, не этот край безлюдный / Был для души моей родимым краем», и автор пришел к несправедливому мнению о том, что Тютчев якобы «от родины отрекается» (Мережковский . С. 70–71). Осуждая Мережковского за изображение Тютчева как отреченца от всего святого - от родины, родного языка, веры отцов, от поэзии, В.Я. Брюсов писал: «Все это опять сплошная ошибка, Тютчев ни от чего родного не отрекался, напротив, оставался «самым русским из русских» (Разг . С. 17). Объясняя смысл образа «места немилые, хоть и родные», следует учитывать и сугубо лично-интимную мотивацию образа, раскрывающуюся в письме к жене, к тому же поэт имел в виду Овстуг, место его детства, а не Россию вообще.

«Итак, опять увиделся я с вами…» Фёдор Тютчев

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах…

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем -
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!

Анализ стихотворения Тютчева «Итак, опять увиделся я с вами…»

Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на «полнейшую и окончательную скуку», захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о «зачарованном мире детства», который давно и бесследно исчез.

В тексте произведения встречаются автобиографические приметы. Автор упоминает о смерти младшего брата, не дожившего до года, и о могиле первой жены, похороненной в Турине.

Художественное пространство стихотворения делится на три отрезка: детство, молодость и современные годы. Герой, существующий в последнем из миров, демонстрирует разное отношение к этапам собственной жизни.

Возвращение в родные места вызвало у лирического субъекта не радость и умиление, а разочарование. Характеризуя знакомые просторы, он употребляет оценочный эпитет «немилые». Последний так шокировал тютчевских издателей, что они предпочли заменить его другими вариантами. Смелое словоупотребление, вырванное из контекста, послужило поводом для критики. Поэта обвиняли в антипатриотическом настрое, западничестве и даже в антипатии к среднерусскому пейзажу. Однако внимательный анализ художественного текста демонстрирует иную проблематику: автор стремится отделить прошлую жизнь от настоящего.

Непреодолимое расстояние между детской и взрослой ипостасями лирического «я» - на этом обстоятельстве поэт фиксирует внимание читателя. Герой признается, что пора детства, связанная с «краем безлюдным», стала для него жалким «призраком», незнакомым видением, «немощным и смутным». Мимолетные воспоминания уподобляются короткому и нелепому визиту случайного гостя. Без сожаления и укоров совести отрекаясь от прошлого, взрослый признает, что ранние годы жизни были наполнены ощущениями счастья. Последнее наделяется эпитетами «забытое» и «загадочное». Звукопись с опорой на гласные «ы», «а» и первый слог, совпадающий у этих прилагательных, поддерживает интонации рефлексии и светлой грусти.

Содержание финального эпизода проясняет позицию героя-взрослого: он связывает прекрасное время молодости и добрые воспоминания с иной местностью. Кульминационный момент обозначен формулой, в которую включены эпитеты с положительной семантикой, - «великий» и «чудной». Стилистические приемы отрицательного параллелизма и лексическая анафора «не здесь» помогают лирическому «я» выстроить убедительную аргументацию.

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
4 Где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
8 Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
12 Как брат меньшой, умерший в пеленах...

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем -
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
16 Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Все, чем я жил и чем я дорожил!

Itak, opyat uvidelsya ya s vami,
Mesta nemilye, khot i rodnye,
Gde myslil ya i chuvstvoval vpervye
Gde teper tumannymi ochami,
Pri svete vechereyushchego dnya,
Moy detsky vozrast smotrit na menya.

O bedny prizrak, nemoshchny i smutny,
Zabytogo, zagadochnogo schastya!
O, kak teper bez very i uchastya
Smotryu ya na tebya, moy gost minutny,
Kuda kak chuzhd ty stal v moikh glazakh,
Kak brat menshoy, umershy v pelenakh...

Akh net, ne zdes, ne etot kray bezlyudny
Byl dlya dushi moyey rodimym krayem -
Ne zdes rastsvel, ne zdes byl velichayem
Veliky prazdnik molodosti chudnoy.
Akh, i ne v etu zemlyu ya slozhil
Vse, chem ya zhil i chem ya dorozhil!

Bnfr, jgznm edbltkcz z c dfvb,
Vtcnf ytvbkst, }