Исток яузы. Забытая реальность

Яуза - левый приток Москвы-реки, вторая по величине река Москвы. Длина 48 км (в черте города - 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды - около 9,4 м 3 /с.

Берёт начало из болот на территории "Лосиного Острова", образуя уникальный Яузский водоболотный комплекс (восточнее г. Мытищи, у с. Оболдино). Пересекая Ярославское ш., устремляется течением с востока на юго-запад. От шоссе до Ярославской железной дороги протекает по территории завода "Метровагонмаш", после моста протекает по территории города (образуя запруду, разделённую проезжими мостами), в черте посёлков Тайнинское и Перловка, разделяя деревенскую часть города от современной жилой застройки. Перед пересечением Кольцевой дороги принимает р. Сукромку. После входа в Москву Яуза принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В пределах Окружной железной дороги протекает по границам районов Северное Медведково, Лосиноостровский, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово. Реку здесь пересекает 6 автомобильных мостов (в т.ч. Осташковский, 1-й и 2-й Медведковские), а также большое количество пешеходных (в т.ч. бывший железнодорожный Бескудниковской ветки и автомобильный в районе Лазоревеого пр.). Практически вся долина реки от МКАД до МКМЖД (и далее - вплоть до "Лосиного Острова")является, согласно закону 1991 г., особо охраняемым природным участком с сохранившимися заболоченными старицами. После 2-го Медведковского моста принимает крупный приток - Чермянку. После пересечения Окружной железной дороги течение поворачивает на юго-восток, пересекая ул. Випьгельма Пика, просп. Мира (по 1 и 2 Ростокинским мостам), встречает на своём пути уникальный архитектурный памятник - Ростокинский акведук, затем пересекает пути Ярославского направления МЖД и проходит по границам национального парка "Лосиный Остров". После Богатырского моста протекает на территории бывшего завода "Красный Богатырь", выйдя из границ которого, одевается в сеть набережных проспект. Все эти почти 10 км Яузу пересекают множество архитектурных мостов-путепроводов (в т.ч. Преображенский метромост). Яуза впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

По материалам Энциклопедии "Москва". Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997.


Схематичный план р. Яузы от МКАД до Богатырского моста. Цифрами показаны номера репортажей.
Картографический источник - maps.google.com

Часть 1 . Яуза от МКАД до Широкой ул.
Часть 2 . Яуза от Широкой ул. до Осташковской ул.
Часть 3 . Яуза от Осташковской ул. до Енисейской ул.
Часть 4 . Яуза от Енисейской ул. до Медведковского метромоста.
Часть 5 . Яуза от Медведковского метромоста до ул. Менжинского.
Часть 6 . Яуза от ул. Менжинского до Кольской ул.
Часть 7 . Яуза от Кольской ул. до бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки.
Часть 8 . Яуза от бывш. ж.-д. моста Бескудниковской ветки до бывш. автомобильного моста у Лазоревого пр.
Часть 9 . Яуза от пр. Серебрякова до ул. Вильгельма Пика.
Часть 10 . Яуза от ул. Вильгельма Пика до просп. Мира.
Часть 11 . Яуза от просп. Мира до моста Ярославской ж.д.
Часть 12 . Яуза от моста Ярославской ж.д. до Богатырского моста.

Первая часть нашего долгого маршрута по Яузе посвящена участку реки от МКАД до Полярной ул.

На Кольцевой дороге, перед самым мостом, располагается указатель "Яуза". Никакой полезной для автомобилистов информации он не несёт, поэтому будем считать, что установлен в просветительских целях - как-никак, Яуза - вторая по величине река столицы.

Мост МКАД через Яузу. По обеим сторонам устроены пешеходные дорожки, облюбованные гастролёрами с мытищинской ярмарки.

Вид с моста (куда тоже можно попасть по лестницам с бетонными ступеньками) на юг, куда нам и предстоит направиться.

Вид на реку. Отправляемся в путь по правому (западному) берегу Яузы. Внимание сразу привлекает брошенная шина.

Небольшой заливчик у левого берега.

Конечно, тоскливые зимние пейзажи намного уступают ярким летним. Однако сейчас нам предоставляется неплохой шанс увидеть реку в её естественном состоянии, подбираясь к самой воде и не боясь утопнуть в прибрежной растительности. Да и мусора почти не видно. Разве что одинокая коробка плывёт по реке.

Река с завидной периодичностью то разливается, то снова уменьшает свои размеры.

Вид на север.

У правого берега - небольшая парковая зона.

Вот и непосредственно небольшой разлив и снова сужение русла.

Совсем узкий участок. Возможно, река здесь станет шире, когда берега освободятся от наросших льдов. На другом берегу - засохшая в прошлом году растительность.

И снова на север от самого берега Яузы.

Река на данном заповедном участке совсем не радует своими достопримечательностями. Но небольшой ручеёк справа всё же скрашивает картину.

Берега ещё не подверглись искусственному укреплению.

Весной, наверное, здесь всё не так. Но тёплый зимний день не мог помешать этой прогулке.

Перед нами замаячила стайка уток.

Голуби тоже жалуют своим вниманием эту местность.

Некоторые прибережные участки покрыты склонившимися к воде деревьями.

А где-то - совсем не защищённый берег.

Очередной разлив - наверное, самый большой на этом участке Яузы.

Давно мы не смотрели на пройденный путь...

Вид от берегов широкого участка. Река совсем мелководна - хорошо проглядывается песчаное дно.

И ещё раз на север.

Пешеходная дорожка.

Сугробы и обрывистые берега заставляют нас подняться наверх.

На правом берегу - снегосплавной пункт и многочисленные гаражные кооперативы. Смотреть на всё это даже не хочется.

Лучше продолжим любоваться зимней Яузой. Перспектива на юг.

Прямой участок русла.

Ещё один широкий разлив и ещё одно утиное племя.

На правом берегу (в комплексе исследуемого памятника природы регионального значения "Долина р. Яузы от МКАД до Широкой ул.") располагается особо охраняемая природная территория г. Москвы - правобережная старица Яузы с фрагментом низкой поймы. Увы, зимой мы можем видеть только камыши да рогоз на месте болотного комплекса.

Приближаемся к мосту через Широкую ул.

Этот ручеёк по правому берегу - место впадения в Яузы вод со старицы реки.

Разлив ручья.

Спрямление.

Труба, из которой Яуза получает ещё один источник воды. Этот ручеёк у впадения соединяется со старым руслом.

Переходим ручей.

Мост Широкой ул., а также трубный мост.

Вид на север.

Поднимемся на мост.

И ещё чуть на восток.

Теперь мы уже на правом берегу.

Под мостом через Яузу. Туда нам только предстоит пройти.

Небольшой полуостровок. Справа - место впадения в Яузу Ички.

А вот и сама Ичка.

Спрямлённое русло реки.

Ещё восточнее.

На запад.

Ичку над поверхностью воды тоже пересекают коммуникации.

И наконец трубы, из которых вытекает Ичка.

Река Яуза из рек, протекающих по территории российской столицы, вторая по величине после Москвы-реки. Длина Яузы - 48 километров, площадь бассейна составляет 452 квадратных метра. Название реки "Яуза" - древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но предположительно, слово имеет балтийские корни. Параллельно существует версия, что это искаженное "язва" - трещина, эрозия на поверхности земли.

Исток Яузы находится в Яузских болотах Лосиного Острова (Красное озеро в Щелоковском лесхозе). Река пересекает Лосиный Остров, проходя через ряд болот и озер, а также искусственных водоемов, образовавшихся на местах торфоразработок. В этом промежутке Яуза наполняется волжской водой, которая поступает из питьевого канала, проходящего через Лосиный остров. По ходу течения, в речку впадают притоки, которые текут по осушительным рвам. Самым крупным таким притоком является обводная канава Торфянка, но сейчас она изменила русло и потекла к реке по другому пути. Из естественных притоков можно назвать Мытищинские ключи. Их называли Громовыми колодцами, и от них поступала вода в Мытищинский водопровод.

Протяженность Яузы по территории Москвы составляет 29 километров, а устье находится на 1 километр ниже Кремля у Большого Устьинского моста. В старину на Яузе располагались пруды.

В период с 9 по 12 век река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. По ней проходили торговые пути из южной части России во Владимир, что стало одной из причин благополучного роста Москвы. Вплоть до 12 века активно осваивался защищенный левый берег, а затем стали быстро осваивать и правобережные территории. Со временем строительство велось преимущественно вдаль от центра по течению Яузы, что в будущем способствовало формированию радиально-кольцевой структуры города.

В 17 веке Петр I построил на Яузе фабрику по выделке парусов. В 19 река в центре Москвы уже была значительно загрязнена, поэтому москвичи в шутку ее называли общегородской язвой. Но на подходе к городу Яуза оставалась чистой, и ее берега облюбовали дачники. В середине 20 столетия, когда Москва разрасталась высокими темпами, вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности - в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

Близкое к естественному руслу сохранилось в ботаническом саду и Лосином Острове вблизи Сокольников. Сейчас на реке водится множество разновидностей птиц, среди которых и утка-кряква. Зимой Яуза почти никогда не замерзает, поэтому зимовать на ее берега перебираются птицы из Подмосковья. На реке гнездятся также гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка, а изредка залетают на зимовку лебеди-кликуны, гуси, канадская казарка.


Яуза - река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Притоки Яузы: правые - Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» мало замечают), шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус, два метромоста и двадцать три - пешеходных.

На берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

В излучинах Яузы можно увидеть десятки старинных озёр (остатки старых речных русел в поймах рек). Своё начало она берёт среди торфяных болот Лосиноостровского лесопарка вблизи реки Клязьмы. Сейчас это сильно загрязнённая мелкая река, и трудно поверить, что когда - то она была полноводной и судоходной, упоминавшейся в летописи за 1156 год в связи с заложением первого Московского Кремля.

В конце 12 - ого века Яуза потеряла своё значение как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию. В течение нескольких столетий Яуза была основной дорогой, связывающей Москву с городами Северо-восточной Руси. Устье Яузы долгое время служило важным городским торговым местом. Торговля велась в основном хлебом - в устьевой части реки, на островах стояли мукомольные водяные мельницы, перемалывающие зерно, поступающее по Оке и Москве - реке из южных земель.

В 14-15-ых веках, берегам Яузы отдавалось предпочтение при выборе новых мест для строительства. На реке поставили множество мельниц, и почти все её притоки запрудили земельными и каменными плотинами, что сильно изменило саму Яузу. Особенно интенсивная застройка берегов Яузы начинается в 17-ом веке. Жилые дома и мануфактуры протянулись вдоль реки, от устья до Сокольников. Определённое оживление в жизнь реки внёс в конце 17- ого века император Петр Великий, который построил на её берегах фабрику по выделке парусов и создал речную флотилию. Почти одновременно здесь возникли кожевенный двор, пильная и бумажная мельница.

Дальнейшая застройка этого района промышленными предприятиями привела к тому, что из одной из самых красивых окраин Москвы того времени река превратилась в обще московскую сточную канаву. И лишь в наше время, после строительства очистных сооружений на предприятиях и переброски волжских вод в Яузу по областному каналу, качество воды в реке несколько улучшилось.

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.

Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа - Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева - Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей. В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями - латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.

В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 - для трамвая, 2 - пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров. На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Река берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа— Чермянку , Лихоборку , Каменку , Горячку , Копытовку , Путяевский ручей , Олений ручей , Рыбинку , Чечёру , Черногрязку , Охотничий ручей ; слева — Ичку , Будайку , Хапиловку , Синичку , Золотой Рожок , Гольяновский ручей , Леоновский (Высоковский) ручей . В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Яуза известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.

Долина Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе (Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й), крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса) выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и Яуза были одной рекой. Этим может объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например, долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм. Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле (выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).

В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью верховьев от Клязьмы. Эти особенности предопределили успешное развитие

города Москвы вблизи устья Яузы.

В XII в. Яуза утратила общероссийское транспортное значение, но долго оставалась важной водной дорогой города. Если из берегов р. Москвы длительное время осваивался, в основном, только один – левый (защищённый от татарских набегов), то оба берега маленькой Яузы застраивались почти одинаково. Позднее именно по Яузе город быстрее всего «потянулся» своими многочисленными слободами прочь от центра и достиг в этом направлении максимальной протяжённости. Такое положение сохранилось до сих пор: Москва чуть больше вытянута с юга на север, чем в других направлениях. Можно считать, что благодаря Яузе Москва не стала узким приречным городом

и со временем смогла приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих отношениях.


В XIX веке, в период бурного промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.

В середине XX века на реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы . План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов . В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом . Он был построен по проекту архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники ). Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

В конце XX века происходит катастрофическое загрязнение и омертвение яузской воды, когда Москва резко расширяется и достигает своих современных границ, а также в несколько раз вырастает население г.Мытищи. Вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

В 2008 году после многолетнего перерыва возобновились дноуглубительные работы на Яузе. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста, весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года – в районе Лефортовского моста.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

В относительно естественном состоянии русло и долина Яузы сохранились в Главном ботаническом саду, а также в Лосином Острове около Сокольников. Ниже Лосиного Острова долина Яузы полностью трансформирована, и не застроены лишь парки - Первомайский, Лефортовский, парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых. В последних двух сохраняются хохлатка плотная и некоторые виды других весенних лесных трав-эфемероидов. Хохлатка плотная имеется также в долине Яузы в пределах Лосиного Острова, но в небольшом количестве. Интересно, что особенно много её в парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых - ближе всего к центру города. Из водоплавающих птиц на Яузе круглый год в большом количестве присутствует утка-кряква. По учётам 1998-2000 гг. на реке выше Краснобогатырского моста, где берега естественные, бывает 12-16 выводков. Особенно много выводков скапливается в июле на Леоновском пруду около Яузы.

Зимой численность крякв на реке возрастает иногда до 1500-2000 особей, причём утки встречаются на всём её протяжении. Яуза практически не замерзает, и сюда на зимовку устремляются не только московские, но и подмосковные птицы. В некоторые годы гнездятся на Яузе гоголь и красноголовый нырок, которые тоже зимуют здесь. Изредка зимой наблюдались необычные для города виды - лебедь-кликун, серый и индийский гуси, канадская казарка, что связано с уходом их из питомников павильона «Охота и охотничье хозяйство» ВДНХ, а также ЦНИЛ Главохоты. Из представителей семейства пастушковых на Яузе гнездится камышница (на старичных водоёмах и затонах - близреспубликанской станции юннатов, у проезда Кадомцева, у моста Окружной ж/д., около устья р.Чермянки, в Старом Свиблове). Посещают Яузу также озёрные чайки и речные крачки. На пролёте отмечен кулик-перевозчик. Из околоводных воробьиных в среднем течении Яузы изредка встречаются варакушка, камышевка-барсучок, камышовая овсянка. Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе

Архипкина Анна