Интересные факты о пунктуации. История возникновения знаков препинания в русском языке и их современное употребление в сравнении с европейской пунктуацией

(Rabelais) – величайший французский сатирик и один из ярчайших представителей Возрождения во Франции . Рабле родился около 1494 года, в Шиноне, небольшом городке провинции Турень и имел довольно бурную биографию. Отец его, принадлежа к мелкой буржуазии, чтобы дать возможность сыну составить карьеру, отдал его в соседнее аббатство, а потом в монастырь, где Рабле получил обычное монашеское образование, основательно изучил латинский язык, а потом перешёл во францисканский монастырь в Пуату и принял там священство (1520).

Портрет Франсуа Рабле

Но природные наклонности Рабле влекли его гораздо более к деятельности гуманиста , чем монаха. Он стал изучать астрономию и греческий язык достиг основательного знакомства с правом, вступал в знакомства и переписку с выдающимися учеными гуманистами. Заняв затем место секретаря у одного епископа, Рабле с еще большим рвением принялся изучать языки и естественные науки (ботанику, химию). Впоследствии он получил степень доктора медицины (1537 г.), практиковал в Лионе, читал по временам лекции (между прочим, в числе первых, анатомию на трупах); снискал себе репутацию красноречивого лектора и искуснейшего врача. Умер Франсуа Рабле в 1553 году.

Талантливый и разносторонний ученый своего времени, Рабле (впоследствии сбросивший рясу монаха) обязан, однако, своей всемирной известностью не ученым работам, а большому сатирическому роману, который он с 1532–33, стал выпускать частями под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма его имени). Первая часть получила название «Жизнь Гаргантюа». Взяв канвой для романа похождения героя средневековых французских сказок – богатыря Гаргантюа, Рабле под покровом этого случайного материала стал писать сатиру на весь современный ему строй религиозный, политический и социальный, с позиций гуманиста. Он предсказывал, что на смену средневековому строю должны придти новые начала.

Преследуемый за свою сатиру, Рабле вел бродячий образ жизни. Он дважды был в Риме, добился у папы Павла III прощения за провинности и под конец жизни стал священником в городе Медоне.

Роман Франсуа Рабле писался урывками и не имеет определенного выдержанного плана. Вторая часть его («Пантагрюэль») связана с первой лишь внешним образом. То же самое можно сказать о следующих частях, из которых третья вышла почти через 14 лет, а пятая – лишь после смерти самого Рабле. Но эти недостатки внешней композиции обильно искупаются жизненностью содержания романа, тем беспощадным остроумием, которым он проникнут. В этом причина того, что роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » выдержал около 60 изданий только в XVI столетии, вызывая то запрещения Сорбонны и проклятия проповедников, то привилегии на печатание и продажу со стороны королей.

Сатира Рабле облечена в мифологически-аллегорическую форму. Её орудие – гомерический смех, колоссальность во всём: в фигурах, в пороках, в цинизме. Франсуа Рабле – жизнерадостный идеалист, воспевающий все радости жизни, ратующий за гармоническое развитие духа и плоти. Своим образным, богатым оттенками языком Рабле оказал большое влияние на развитие французской словесности.

Франсуа Рабле (предположительно 1494, Шинон - 9 апреля 1553, Париж) - один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Место и время рождения Рабле доподлинно не известны. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, большинство склоняется к тому, что он родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом его рождения считается поместье Девинье в Сёйи (англ.)русск., где сейчас расположен музей писателя.
В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.
Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье (англ.)русск. и Монпелье (англ.)русск.. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа (англ.)русск.. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (фр. François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу - «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория - «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.
Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.
Рабле некоторое время - в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году - в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).
В 1545-1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе (англ.)русск. и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).
Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле - вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах - «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.
Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».
Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах - обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Помимо точки и запятой, которые мы постоянно используем в своих предложениях, есть еще немало знаков препинания, каждый из которых довольно интересен. С их помощью мы могли бы придавать текстам новые оттенки, передавая наши мысли в письменном виде. Они точнее бы передавали авторское настроение и отношение к тому или иному предмету или явлению.

1. Интерробанг - лигатура из вопросительного и восклицательного знаков

Возможно, вы уже встречали этот знак: в последнее время он становится всё более популярным. Конечно, комбинацию из вопросительного и восклицательного знака можно заменить, просто написав их один за другим, например, вот так «?!», но интерробанг выглядит на письме более представительно.

2. Риторический вопросительный знак



Этот знак препинания, похожий на зеркальное отражение обыкновенного вопросительного знака, был придуман Генри Денхэмом в 1580-м году. Его использовали для обозначения риторического вопроса вплоть до начала 1600-х годов.

3. Иронический знак



Иронический знак очень похож по написанию на риторический вопросительный знак, но всё же несколько отличается - он меньше и расположен чуть выше над строкой, и обычно он стоит перед предложением, а не после. Впервые использовать иронический знак предложил Алькантер де Брам в XIX-м веке, а в 1966-м году писатель Эрве Базен в своей книге «Plumons l’Oiseau» описал аналогичный символ вместе с ещё пятью новыми знаками.

4. Любовный знак


Среди предложенных Базеном знаков был любовный знак, состоящий из двух вопросительный знаков, зеркально отражающих друг друга, и точки внизу. Его можно использовать для выражения любви, например, в поздравительных открытках: «С юбилеем [любовный знак]». Возможно, если бы его было проще набрать на клавиатуре, такой знак действительно пользовался бы популярностью.

5. Согласительный знак



Базен описал этот знак как «стилистическое представление двух флажков, веющих над экскурсионным автобусом, когда президент приезжает в город». Согласительный знак выражает демонстрацию доброй воли или приветствие, так что вы можете использовать его, чтобы сказать «Как я рад тебя видеть [согласительный знак]» или «Да здравствует Лас-Вегас [согласительный знак]».

6. Знак уверенности


Нужно высказать что-то с непоколебимой уверенностью? Тогда можете завершить свой письменный доклад, используя ещё один предложенный Базеном знак препинания - знак уверенности.

7. Знак сомнения


Знак сомнения - противоположность знака уверенности. Таким образом, он может быть использован для выражения сомнения или скептицизма.

8. Авторитетный знак


Авторитетный знак, также придуманный Базеном, придаёт предложению оттенок уверенности эксперта - «как зонтик турецкому султану». Кроме того, он также используется для указания на приказ или совет, исходящий от власть предержащих.

9. Саркастический знак


Саркастический знак защищён авторским правом и торговой маркой «Paul Sak». Хотя он применяется не слишком широко, его можно использовать для того, чтобы подчеркнуть сарказм в какой-либо фразе, предложении или сообщении. Например, «Половина удовольствия от сарказма заключается в том, чтобы на него указать [саркастический знак]».

10. Снарк-знак



Этот знак используется для того, чтобы показать, что предложение содержит скрытый смысл, и его не следует понимать буквально. В отличие от саркастического знака, снарк-знак авторским правом не защищён, а напечатать его легко: это просто точка, за которой идёт волна.

11. Астеризм


Этот милый, но редко используемый знак препинания раньше служил для разделения смысловых глав или частей книги или для обозначения незначительных перерывов в длинном тексте. Сейчас астеризм устарел, поскольку для тех же целей в наши дни используются три звёздочки [***] - по сути, это тот же астеризм, только выстроенный в линию.

12 и 13. Восклицательная запятая и вопросительная запятая



Благодаря этим знакам препинания вы можете выразить восклицание или вопросительную интонацию, не заканчивая предложения.

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка . Она встречается в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Кроме того, напомню, что в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Даль дает такое объяснение слову точка:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Не случайно корень -точ- вошел в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие . А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная , восклицательный – точка удивления . В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Запятая считается наиболее распространенным знаком препинания.

По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“ . В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, а также в первой русской грамматике 18 века.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого.

Вопросительный знак для выражения вопроса закрепляется лишь в XVIII веке.

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Изначально тире называли „молчанкой“.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки . Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире ) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“ . Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.