Интересные факты о клычкове сергее антоновиче. Сергей Клычков — недооцененное наследие старообрядческой культуры

Клычков Сергей Антонович
(1889 - 1940)

Клычков (настоящая фамилия - Лешенков) Сергей Антонович (1889 - 1940), поэт, прозаик.
Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906 - 08 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906.
В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С".Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений - "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 - "Кольцо Лады", в 1923 - "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
В 1920-е годы обращается к прозе - романы "Сахарный немец" (1925); "Чертухинский балакирь" (1926); "Последний Лель" (1927); "Серый барин"(1927); "Князь мира" (1928); последний свой роман он написал в соавторстве с В.Поповым - "Зажиток" был напечатан в 1934.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Клычков Сергей Антонович (1889-1937) – русский поэт-крестьянин, прозаик и переводчик, самый яркий певец сказочного мира народных поверий. Широкому кругу читателей он малоизвестен, зато староверы считают Клычкова одним из величайших поэтов начала ХХ века. Он внёс огромный вклад в старообрядческое культурное наследие. Сквозь всё его творчество проступает тесная связь с традиционным крестьянским миром, привязанность к лесу, природе. Все символы революции и пролетариата (машины, города, железо, фабричные трубы) поэт считал орудием сатаны. Сергей Есенин называл его «прекрасным, истинно народным поэтом» и посвящал Клычкову свои самые знаменитые стихи.

Деревенские корни

Серёжа появился на свет 13 июля 1889 года в Тверской губернии в небольшой деревне Дубровки. Поселение было на 30 домов, а людей в деревне проживало около 130 человек.

Дедушка по отцовской линии, Клычков Никита Родионович, – дубровский крестьянин, кустарь-башмачник. Большую часть своей жизни дед провёл в похождениях. Когда-то он впервые отправился в Москву пешком. Там познакомился с девушкой Дусей (Евдокией Михайловной), работавшей кухаркой у польских панов. Они поженились, а в 1865 году у супругов родился мальчик Антон (папа поэта Сергея Клычкова). Позже ещё родилась дочь Анна. Однако деду в деревне не сиделось, он оставил жену с двумя детьми и отправился на богомолье.

Целый год ходил Никита Клычков по святым местам, дошёл до Афона. Останавливаясь по пути где-нибудь на ночлег, помогал крестьянам, ремонтировал обувку людям, но плату за свой труд никогда не брал.

А потом так и повелось: возвращался он в родную деревню, отдыхал от трудного пути, вёл с женой хозяйство, и снова уходил.


Сергей Клычков (в центре) с родителями и младшим братом

Бабушка, Евдокия Михайловна, была женщина сильная и волевая, сама на любимой лошадке Сивке возила лес и приговаривала: «Помрём мы с тобою вместе, Сивко». Словно напророчила себе, в 1905 году погибли они на железной дороге под колёсами поезда.

Родители

Отец поэта, Клычков Антон Никитич, в девятилетнем возрасте был отдан в ученики к петербургскому башмачнику. К двадцати годам он стал отличным мастером, женился на семнадцатилетней девушке Фёкле Алексеевне Кузнецовой. Она была родом из крестьянской семьи, отец Фёклы слыл знатным кузнецом. Жить молодые стали в Дубровках, где глава семейства выстроил деревянный дом. Будущий поэт Сергей Клычков был у родителей первенцем, мама родила его в малиннике в Дубровском лесу. Принесла крикуна домой в переднике и при этом даже корзинку с малиной не просыпала.

Родители вместе занимались башмачным ремеслом. Отец делал обувь, а мама закидывала за плечи короб с изготовленными башмаками и ближе к полуночи выдвигалась из дома. Шла больше суток пешком, под утро следующего дня приходила в Москву. Там продавала башмаки в городские магазины или палаточникам у Кремлёвской стены и обратно преодолевала сто вёрст от Москвы до Дубровки.

Своим упорным трудом родители Клычковы достигли материального достатка. Силами семьи выстроили кирпичный дом, который больше напоминал храм или замок. Кирпич для строительства изготавливали сами из местной глины, обжигая его потом на маленьком заводике.

Мама хоть и была неграмотной женщиной, но с другими всегда общалась культурно, добродушно и просто. Под праздники незаметно от семьи Фёкла Алексеевна подкладывала в чулан одиноким старушкам и очень бедным семьям муку, творог, хлеб и прочие продукты. Большой урожай яблок из своего сада мама ходила продавать в Талдом, а оставшиеся плоды всегда раздавала деревенским ребятишкам.


Дом семьи Клычковых

Отец, несмотря на то, что имел небольшую склонность к водке, тоже был очень добрым человеком, никогда никому не отказывал в помощи. Он часто угощал знакомых и соседей мёдом и помидорами. Кстати, Антон Никитович был первым, кто завёл на деревне посадку помидоров.

Детские годы

В семье Клычковых всего родилось пятнадцать детей, но выжило только пятеро из них. За такими занятыми родителями воспитанием внуков больше занимались бабушки. В сознание маленького Серёжи с раннего детства вошёл лес. Изба бабушки Евдокии Михайловны находилась на опушке, частенько из густой лесной чащи выходили лоси, мальчик любил наблюдать за ними. А по вечерам бабушка рассказывала сказки и небылицы, в которых лес был наполнен живыми существами, оживали даже кочки и пни, не говоря уже про старого Лешего.

Зимой детвору отправляли в Талдом, к бабушке по маминой линии Устинье Кузнецовой, там они ходили в приходскую школу. Эта бабушка была знаменитой на всю округу певуньей, без неё не обходилась ни одна свадьба. Она пела внукам песни о мифологических существах, населяющих лес, – царевна Дубрава, лесная красавица Лада, чудесный Лель, играющий на серебряной свирели. В голове маленького Серёжи соединились мифы с реальностью, были с небылицами, что привело к рождению первых детских стихов.

Семья Клычковых принадлежала старообрядцам, таковых на всю Талдомскую волость было не более 40 семей. Церковь их находилась в Талдоме, Серёжа хорошо запомнил, какие там были строгие иконы, сделанные из дерева с затуманенными ликами. А ещё книги, по которым читали службу, с красными витиеватыми начальными буквами. С детских лет у Сергея сформировалось особенное отношение к иконам, религии, церкви. Даже спустя много лет, после октябрьского переворота, в период государственного атеизма он не отказался от веры в Бога.

Больше всего из детства Сергею врезались в память праздники Троицы, каждый год этого дня в деревне ждали больше всего. К Троице готовились особенно тщательно все – и богатые, и бедные. В домах всё вымывали и выметали, при входе ставили ветки молоденькой берёзы с пахучими едва распустившимися листиками. Делали обновки и покупки, на стол ставили лучшую еду и хмельное. А потом приходила радость от весеннего праздника. Забывалось всё плохое, недостатки, нужда, притеснение, нелёгкая жизнь. Все от мала до велика радовались яркому солнышку, берёзкам, зелёной траве, пели народные песни, водили хороводы, веселились. Очень любил становиться в хороводы и Сергей, потом он часто и ярко отображал их в своих стихотворениях.

Начиная с ранней весны и до поздней осени, Серёжа помогал родителям по хозяйству. Вместе с отцом смотрел за пчелиными ульями. С младшими братьями и сёстрами с утра до вечера трудился в саду, огороде и в поле.

А когда садилось солнце, вся семья собиралась в шестигранной беседке в саду. Ужинали пирогами и творожными сочнями, оладьями и яичницей на молоке, картошкой и жареными грибами. Грели самовар на сухих еловых и сосновых шишках, пили чай с мёдом и сухой малиной. После ужина все вместе слушали грампластинки с романсами в исполнении артисток Дулькевич и Плевицкой. А потом начинал читать Сергей сказки Пушкина, поэмы Лермонтова, иногда прозу Гоголя. Делал он это, как артист, с выражением, и никому не хотелось расходиться, несмотря на то, что устали за день на полевых работах.

Образование

Когда Сергей окончил приходскую школу, сельский учитель посоветовал родителям отдать сына на обучение дальше в Москву. Отец повёз мальчика поступать в реальное училище, но Серёжа провалил вступительные экзамены. Антон Никитич рассердился и стал пороть его. Проходивший и увидевший экзекуцию директор училища Фидлер И. И. разузнал, в чём дело, пригласил парня к себе на собеседование и принял в учебное заведение бесплатно.

В период учёбы Клычков очень много стал писать стихов и прозы, Москва вдохновила его. Теперь в произведениях Сергея Леший и другие лесные жители отошли на дальний план, было о чём писать и без них. В 1905 году он участвовал в революционных беспорядках, а потом, боясь ареста, несколько месяцев отсиживался в Дубровках на чердаке родительского дома.

В 1907 году в журнале «Вестник общества. Самообразование» и в альманахах «Белый камень» и «Сполохи» были напечатаны первые стихи и рассказы Клычкова. Но радость от литературного дебюта сменилась печалью от неразделённой любви. Серёжа снимал жильё в купеческом доме Лобова и полюбил дочь хозяина Евгению. Девушка к бедному поэту оказалась равнодушна и пошла замуж за другого. Молодой Клычков хотел покончить жизнь самоубийством, но в это время рядом оказались поэт Сергей Городецкий и драматург Модест Чайковский, уберёгшие его от глупого шага. Модест Ильич забрал с собой Клычкова в путешествие по Италии, где на Капри тот познакомился с Луначарским А. В. и Горьким А. М.

В 1908 году Сергей стал студентом Московского университета, однако обучение так и не закончил.

Творчество

С 1909 года Клычков, как когда-то его дедушка, отправился странствовать по Руси босиком, с котомкой за плечами и посохом в руках – по Волге, на Молохту под Иваново, в старинные монастыри. Он всегда тяготел к трудовому простому люду, был человеком открытой широкой души. В этом странствии родилось много стихов. В 1911 году Сергею снова посодействовал Модест Чайковский, и при его материальной поддержке издательство «Альцион» выпустило первый сборник поэзии Клычкова «Песни».

Второй поэтический сборник «Потаённый сад» вышел в 1913 году. Лирика Клычкова отличалась простым языком, песенной интонацией, фольклорностью.

Когда началась Первая мировая война, поэт ушёл на фронт. Всё увиденное на войне он позднее описал в прозаическом произведении «Сахарный немец».

После революционных событий Клычков устроился работать в Пролеткульт в канцелярию. В этот период он особенно сдружился с Есениным, какое-то время они даже проживали вместе в комнате. С другими поэтами (Орешиным, Белым) организовали издательское общество «Московская трудовая артель художников слова», которое выпустило несколько поэтических сборников Сергея:

  • «Дубрава»;
  • «Домашние песни»;
  • «Гость чудесный».

Только теперь в его стихах отчетливо прослеживались нотки безысходности и отчаяния. Поэт писал, что «старая Русь сошла с пути Природы». Больше всего он не мог мириться с тем, что революция разрушила духовную жизнь народа, оставила крестьян без нравственной опоры, а вместо красного угла с иконами предложила портрет вождя.

В 1922 году Клычков устроился работать секретарём в отдел прозы журнала «Красная новь». Ему дали комнатку во флигели «Дома Герцена». Постепенно не только в работе, но и в своём творчестве Сергей стал переходить с поэзии на прозу, были изданы три его романа:

  • «Сахарный немец»;
  • «Чертухинский балакирь»;
  • «Князь мира».

В своих произведениях он говорил, что люди не должны убивать друг друга, что под куполом церкви добро должно побеждать зло. Идеологи советской системы расценили подобные мысли как контрреволюционные, Клычков стал не только писателем-изгоем, но и гражданином-изгоем.

В 1930 году вышел его последний поэтический сборник «В гостях у журавлей». После этого все свои произведения он писал «в стол», даже не надеясь на дальнейшую публикацию. Он был невостребованным и бедным, но это не сломило Сергея. Последние годы жизни Клычков занимался переводами.

Смерть

Всё закончилось 31 июля 1937 года. В полночь в дом постучали. Сергей поцеловал жену, маленького сына в кроватке и ушёл в сопровождении людей в военной форме.

Вместе с ним уходила эра поэтов-крестьян. Он неразрывно был связан с небом и землёй, не отрёкался от них ни на минуту. А перед большевиками стояла цель – уничтожить русский мир, его душу и сердце, церкви и деревни, которые и были тем чистым, светлым и жизнеспособным, что сопротивлялось сатанинской машине пролетариата. Один из последних русских деревенских поэтов обрёк себя на плаху.

Обвинение для ареста было ложное, 8 октября 1937 года вынесли смертельный приговор, исполнили в тот же день. Место захоронения поэта неизвестно. Есть предположения, что его останки покоятся на Донском кладбище Москвы в братской могиле. В 1956 году поэт Сергей Клычков был реабилитирован посмертно.

Сергей Антонович Клычков (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, - Лешенков ; 1 июля 1889, Дубровки, Тверская губерния - 8 октября 1937, Москва) - русский и советский поэт, прозаик и переводчик.

Биография

Родился в деревне Дубровки Тверской губернии (ныне - Талдомский район Московской области) в семье сапожника-старообрядца. В 1899 году по совету сельского учителя отец привёз его в Москву, где он начал учиться в училище И. И. Фидлера (в Лобковском переулке). Будучи учеником, участвовал в революции 1905 года, входил в состав боевой дружины Сергея Конёнкова. В 1906 году написал ряд стихов на революционные темы, напечатанные в альманахе «На распутье». Ранние стихи Клычкова были одобрены С. М. Городецким.

В 1908 году с помощью Модеста Ильича Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким и А. В. Луначарским. После возвращения из Италии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но не окончил его (исключён в 1913 году). В 1911 году при материальном содействии М. Чайковского в издательстве «Альциона» вышел в свет его первый поэтический сборник - «Песни». В 1914 году появился второй сборник «Потаённый сад» - в том же издательстве.

Во время Первой мировой войны отправился на фронт; войну начал в Гельсингфорсе, затем был переведён на Западный фронт и позже, в звании прапорщика - в Балаклаву, куда отправилась за ним давно знакомая и любимая (вскоре ставшая женой), бывшая гимназистка Евгения Александровна Лобова. Военные впечатления Клычков позже воспроизведёт в романе «Сахарный немец».

После октябрьской революции в Москве в здании Пролеткульта он живёт в одной комнате с Сергеем Есениным. В особняке на Воздвиженке при участии Клычкова, Есенина, Орешина, Белого, Повицкого было организовано издательство «Московская трудовая артель художников слова», на Большой Никитской открылся магазин этого издательства. В этом издательстве вышли несколько сборников Клычкова.

В 1919-1921 годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».

Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаенный сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления - Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубрава» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации «сошедшей с пути Природы старой Руси».

Клычковым были написаны три романа - сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928). Они были задуманы как части девятикнижия «Живот и смерть»; были объявлены названия следующих частей: «Китежский павлин», «Серый барин», «Буркан - мужичий сын», «Спас на крови», «Призрачная Русь», «Лось с золотыми рогами» - но один из них не появился в печати.

Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет уте­шения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революцион­ности. В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова. <…> Романы Клычкова не богаты дейст­вием, они составлены из отдельных сцен, ассоци­ативных, наполненных образами из мира ре­альности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина - любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош. Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской револю­ции, превращаются для Клычкова с его привязанно­стью к метафизическому миру деревни и ле­са в орудия сатаны.

Вольфганг Казак

Клычков Сергей Антонович (деревенское прозвище семьи Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния — 8 октября 1937, Москва) — русский поэт, прозаик и переводчик.

Родился в старообрядческой семье. Отец был сапожником. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 году написал ряд стихов на революционные темы. Первые его поэтические опыты были одобрены С. А. Городецким. В 1908-м с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким. Поступив на историко-филологический факультет Московского университета, Клычков подружился сЕсениным. Учась в университете перевелся на юридический факультет, но не закончил его, будучи исключен в 1913 году. Стихи ранних поэтических сборников Клычкова: «Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова» (1911), «Потаённый сад» (1913), во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления —Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др.

С началом Первой мировой войны Клычков был призван в армию, дослужился до прапорщика. В 1918, в первую годовщину Октябрьской революции на открытии мраморной доски, в присутствии Ленина исполнялась кантата, посвященная «павшим в борьбе за мир и братство народов», авторами которой былиС. Есенин, М. Герасимов, С. Клычков.

В 1919 Клычков с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела (сначала махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 вернулся в Москву, работал в журнале «Красная новь» и издательстве «Круг». После выпуска поэтических сборников «Дубравна» (1918), «Домашние песни», «Гость чудесный» (оба 1923), «В гостях у журавлей» (1930), разрабатывающих прежние темы и образы, сгущенные и обостренные переживаниями военных лет, зрелищем разрушаемой деревни, одухотворенные присутствием одинокого, бездомного странника - лирического «Я» поэта, Клычков обращается к прозе. Из задуманной серии в девяти романах опубликованы были три «Сахарный немец» (1925; 2-е изд. 1929; в 1932 вышел под названием «Последний Лель»), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928; журнальное название «Темный корень», 1927).

Выступал Клычков и с критическими статьями «Лысая гора» (1923), «Утверждение простоты» (1929). В 1930-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР (вогульские сказания, марийские народные песни, киргизский эпос Манас, грузинская классика - поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, произведения Г. Леонидзе, А. Церетели, Важа Пшавела и др.)

В 1937 Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия», 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян.

В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.

Возможно, его прах в братской могиле на Донском кладбище в Москве.

Сочинения

  • Песни, 1911
  • Потаенный сад. Стихи, 1913, 2-е изд. — М.,1918
  • Дубрава. Стихи, 1918
  • Гость чудесный. Стихи, 1923
  • Домашние пес-ни. Стихи, М. 1923
  • Сахарный немец, М.1925
  • Чертухинский балакирь, М.1926
  • Последний Лель, 1927
  • Та-лисман. Стихи, Л.1927
  • Князь мира, 1928
  • В гостях у журавлей. Сти-хи, 1930
  • Сараспан. Обработки фольклора и переводы, 1936