Intel hd graphics 400 разрешение. Игры разума

As measured by Windows* 10 1080p 24fps local video playback test: USB devices disconnected, local Wi-Fi access connected, screen brightness 200 nits. Launch Tears of Steel (1080p H264 10MBps 24fps) video using the Windows* Movie & TV app. Measure and calculate average power for the duration of the video

Estimated on Intel® Core™ i7-7500U processor, PL1=15W TDP, 2C4T, Turbo up to 3.5GHz, Memory: 2x4GB DDR4-2133, Storage: Intel® SSD, Display resolution: 25x14, Intel® HD Graphics 620, OS: Windows* 10 TH2. Battery size 42 WHr.

7th Generation system configuration:
Intel® Core™ i5-7200U processor, PL1=15W TDP, 2C4T, Turbo up to 3.1GHz, Memory: 2x4GB DDR4-2133, Storage: Intel® SSD, display resolution: 1920x1080. Intel® HD Graphics 620, OS: Windows* 10 TH2

System Configuration

Battery life and performance measurements on Intel Reference Platform. Intel Reference Platform is an example new system. Products available from systems manufacturers will not be identical in design, and performance will vary.
System power management policy: DC balanced for battery life measurements, AC balanced for performance measurements on 2nd Generation system and AC High Performance on 7th generation systems. Wireless: On and connected.

Based on Modern Standby.

Benchmark results were obtained prior to implementation of recent software patches and firmware updates intended to address exploits referred to as "Spectre" and "Meltdown". Implementation of these updates may make these results inapplicable to your device or system.

Software and workloads used in performance tests may have been optimized for performance only on Intel® microprocessors. Performance tests, such as SYSmark* and MobileMark*, are measured using specific computer systems, components, software, operations and functions. Any change to any of those factors may cause the results to vary. You should consult other information and performance tests to assist you in fully evaluating your contemplated purchases, including the performance of that product when combined with other products. For more complete information visit .

As measured by 4K to 1080p H.264 Transcode Workload: Using Cyberlink MediaEspresso* v7.5. The workload file is a 12 minute and 14 second, ~1.5 GB, 3840x2160p, 17561 kbps, H.264 MP4 video file. The file is transcoded to a smaller 1920x1080, 8 Mbps, H.264, .m2ts file for reduced file size during internet transfers or for viewing on a portable device.

Benchmark results were obtained prior to implementation of recent software patches and firmware updates intended to address exploits referred to as "Spectre" and "Meltdown". Implementation of these updates may make these results inapplicable to your device or system.

Software and workloads used in performance tests may have been optimized for performance only on Intel® microprocessors. Performance tests, such as SYSmark* and MobileMark*, are measured using specific computer systems, components, software, operations and functions. Any change to any of those factors may cause the results to vary. You should consult other information and performance tests to assist you in fully evaluating your contemplated purchases, including the performance of that product when combined with other products. For more complete information visit .

As measured on Windows* 10 1080p 24fps 10bit HEVC Local Video Playback on Intel® Core™ i7-8550U processor, PL1=15W TDP, 4C8T, Turbo up to 4.0GHz, Memory: 8GB DDR4-2400, Storage: Intel® 600p SSD, Intel® UHD Graphics 620, OS: Windows* 10, Battery Size: 40WHr, Screen: 25x14 12”, Windows* 10 Power Slider – Better Performance.

Intel® technologies features and benefits depend on system configuration and may require enabled hardware, software or service activation. Performance varies depending on system configuration. No computer system can be absolutely secure. Check with your system manufacturer or retailer or learn more at .

Напоследок, выборка из общей таблицы результатов синтетических тестов, сделанная для разных Intel GPU. Обратите внимание на изменение позиции в рейтинге прозводительности карт:

Вывод notebookcheck: «В целом, мы впечатлены новым графическим ядром Intel. Производительность по сравнению с HD 3000 улучшилась на 30%. Эта разница может быть даже больше - до 40%, если GPU спарено с мощным четырехядерным Ivy Bridge CPU, например, i7-3610QM.

Так что же делать, если ваша любимая игра на Intel HD не работает должным образом? Советы, даваемые www.intel.com/support/graphics/sb/cs-010486.htm , на первый взгляд выглядят Капитаном Очевидность: поменять настройки игры, проверить наличие новых патчей к игре, установить свежий драйвер Intel. Но на деле эти советы работают. Инженеры Intel тесно сотрудничают с разработчиками игр, в том числе и при создании патчей для совместимости с Intel GPU. Также, как заметил notebookcheck, „slowly but surely“ („медленно, но верно“) улучшаются драйвера Intel как по корректности, так и по производительности работы, что приводит к решению проблем с играми.

На этом месте пост для простых игроков оканчивается (спасибо за внимание, добро пожаловать в комментарии), и начинаются

1. Корректно определяйте параметры графической системы и ее возможности - поддержку шейдеров, расширений DX и доступную видеопамять (учтите, что у Intel GPU нет отдельной видеопамяти, она совместно с CPU использует память системную).

Посмотреть на пример исходного кода и бинарника приложения для корректного и полного определения параметров системы с Intel GPU - GPU Detect можно .
Кроме того, Microsoft DirectX SDK (июнь 2010) включает пример Video Memory для определения размера доступной видеопамяти. Советуем также поискать в Интернете „Get Video Memory Via WMI“.

2. Учитывайте возможности Turbo Boost . Благодаря Turbo Boost частота Intel GPU может увеличиваться в два раза, давая существеный прирост производительности. Но только если это позволяет термальное состояние системы. А это происходит по понятным причинам только когда не сильно занят, то есть, не сильно нагрет CPU.

Вытекающий отсюда совет - как можно реже использовать запрос состояния CPU - GetData(). Учтите, что вызов GetData() в цикле с ожиданием результата - это 100% загрузка CPU. В случае крайней необходимости делайте запросы к CPU в начале отрисовки кадра и загружайте CPU какой-нибудь полезной работой перед получением результатов GetData. В этом случае ожидание CPU будет минимально.

3. Используйте реализуемое Intel GPU раннее отсечение по Z (Early Z rejection). Эта технология позволяет заранее отбрасывать из дальнейшей обработки, т.е. не выполняя дорогостоящие с точки пиксельные шейдеры, фрагменты, не проходящие тест глубины, - загораживаемые другими объектами.

Для результативного использования Early Z существуют два метода:
- сортировка и отрисовка объектов от ближних к дальним по глубине (front to back)
- предпроход без отрисовки с заполнением буфера глубины и маскированием заведомо невидимых на финальном изображении областей.
Понятно, что первый способ не подойдет для сцен с (полу)прозрачными объектами, а второй имеет значительные накладные расходы.
Исходный код примеров использования Early Z можно посмотреть з

Intel HD 400 – встроенное графическое ядро, устанавливаемое в низкопроизводительные двухъядерные процессоры Intel Pentium N или Celeron N поколения Braswell. Вышла данная видеокарта в первой половине 2016 года.

Технические характеристики

Трудно представить настолько слабые характеристики видеокарты, выпущенной в 2016 году. Она проигрывает в производительности не только дешёвым дискретным решениям, но и другим интегрированным видеоадаптерам.

Видеокарта может предоставить лишь 12 унифицированных чипов, работающих на очень низкой тактовой частоте в 640MHz. Реальная рабочая частота может быть ещё ниже заявленной, что ещё хуже скажется на производительности.

Объём памяти, доступный интегрированным видеокартам, зависит исключительно от объёма оперативной памяти и настроек в BIOS. Для данного графического адаптера бессмысленно приобретать дорогие планки ОЗУ, ведь сильной прибавки к производительности это не даст, а стоить такая память будет ощутимо дороже.

Максимальная разрядность шины может достигать значения в 128 бит, минимальный - 64 бита. Разрядность шины данных зависит от того, в каком режиме установлена оперативная память, поэтому стоит позаботиться о двухканальном режиме, чтобы выжать максимум из графического чипа.

Intel HD 400 поддерживает такие API, как DirectX 11.2, OpenGL 4.4, OpenCL 2.0 а также фирменную технологию компании Intel – Quick Sync.

Для каких задач подойдёт Intel HD 400?

Видеокарта Intel HD 400 подойдёт сугубо для офисных задач, таких как работа в Microsoft Office, использование доступа в интернет и другие подобные действия.

В качестве домашнего кинотеатра или медиаплеера компьютер с данным видеоадаптером подойдёт откровенно плохо. Графический чип неплохо справится с фильмами в разрешении HD или FullHD, но в данный момент набирает популярность разрешение UltraHD а также контент в виртуальной реальности, с чем у HD 400 возникнут конкретные проблемы - его производительности будет катастрофически не хватать для таких целей.

С играми у Intel HD 400 всё ещё печальней. Среди новинок вряд ли вы сможете найти, какие игры пойдут на такой видеокарте. Даже не поможет поддержка относительно современных API, из-за ужасной производительности игрок получит медленное слайдшоу вместо плавного игрового процесса.

Со старыми играми ситуация не на много лучше. Все более-менее требовательные игры, выпускаемые с 2010 года, недоступны для владельцев HD 400. Такие проекты конечно запустятся, но о плавном геймплее останется только мечтать. С более старыми играми графический адаптер как-то сможет справиться, хотя и тут не стоит ожидать идеальной плавности картинки.

Для профессиональных задач чип не пригоден. Сказывается не только низкая производительность интегрированной видеокарты, но и слабость процессоров, в которые устанавливается Intel HD 400. Двухъядерные CPU совершенно не подходят для монтажа видео, а также для создания сложной графики или анимации. Поддержка OpenCL и Quick Sync тут помогут очень слабо.

О такой роскоши, как разгон, пользователи HD 400 могут даже не мечтать. Производитель попросту заблокировал возможность хоть как-то поднять частоту работы чипа. Разгон оперативной памяти тут не даст ничего, уж слишком малой мощностью обладает видеокарта.

Драйвера

С программным обеспечением для видеокарты на операционных системах Windows всё относительно неплохо. Драйвер хорошо работает и достаточно просто устанавливается. Для его установки достаточно зайти на официальную интернет-страницу компании Intel и загрузить инсталляционный пакет, после чего запустить его и выполнить все указанные в нём действия. Обновление драйвера также не должно вызвать проблем, выполнить его можно с помощью меню настроек или вручную, предварительно скачав последнюю версию с официального сайта.

Под Linux дела немного сложнее. Далеко не каждый дистрибутив поддерживает официальный (проприетарный) драйвер от производителя, да и его установка может вызвать множество проблем в работе системы. Свободный драйвер, разрабатываемый сторонними пользователями, не вызывает проблем даже на самых древних дистрибутивах Linux, но по функционалу и производительности он сильно проигрывает проприетарному решению.

Сравнение с дискретными решениями

Если проводить сравнение с видеокартами дискретного типа, то у Intel HD 400 вырисовывается следующая ситуация. Любая, даже самая дешёвая внешняя видеокарта будет производительней данного графического чипа, он не может составить конкуренции ни одному современному видеоадаптеру.

Если сравнивать HD 400 со старыми решениями, то его производительность находится приблизительно на уровне Geforce GT 210 или GT 220. Единственное ощутимое преимущество Intel HD 400 перед данными видеокартами - поддержка DirectX 11.

В 2016 году компания Intel выпустила новое поколение своих мобильных процессоров, в которые она интегрирует свою же графику – Intel HD Graphics для более простых моделей процессоров либо Iris Graphics, которая мощнее своего младшего собрата.

Самой младшей версией графики в этом поколении является HD Graphics 500, которая установлена в моем ноутбуке, и я решил провести некоторые «полевые тесты» и проверить, на что же действительно способен данный видеочип, какие игры на нём пойдут, а какие лучше даже не пытаться загрузить.
Процессор, в который интегрирован данный чип – Intel Celeron N3350, двухядерник с базовой тактовой частотой в 1,1 ГГц, который разгоняется самостоятельно до 2,4 ГГц. Также здесь установлено 4 гигабайта DDR3L ОЗУ.

Все тесты проводились на лицензионной Windows 10 Home Edition x64 со всеми последними апдейтами DirectX и Intel HD Graphics.
Начнем с самого простого – производительность в Windows и в браузере на примере YouTube 4K видео. Графику рабочего стола вместе с анимацией видеочип обрабатывает быстро и нареканий не вызывает. 4К видео работают идеально – никаких мелких притормаживаний нет. Конечно, злых тестов с какими-то серьёзными видеокодеками не проводилось – у меня под рукой каких-нибудь Blu-ray фильмов не оказалось, а весят они прилично, но я думаю, что и с ними особых проблем не будет.

Quake 3 и Counter-Strike 1.6 – результаты крайне похожи. Притормаживания присутствуют, что крайне неприятно. Если выставить маленькое разрешение, то ситуация, конечно, станет лучше, и количество кадров в секунду вырастет, но время кадра и задержка всё равно не позволяет реагировать моментально.
Что же, если здесь всё плачевно, то может, надо что-то попроще? Да, такая игра есть – это osu! Здесь уже всё гораздо лучше и в нативном разрешении ноутбука (а это 1366x768) работает без лагов. Но учтите, это справедливо для стандартного режима, а вот к примеру, в режиме Taiko вырастает задержка и играть становится уже тяжелее. И смена разрешения этот косяк, к сожалению, исправить не может.

Ну что же, раз уж у нас Windows 10, то не протестировать пару игрушек из магазина приложений было бы глупо.

Gangstar: New Orleans – в целом хорошо, качество «Ультра» этому чипу, разумеется, разумеется, не по зубам, но вот высокое идёт вполне себе хорошо.

Asphalt 8 – может дропать кадры в момент сильной насыщенности действий на мониторе – удары, резкие повороты и прочее, но в целом вполне играбельно.

Напоследок World of Tanks: Blitz - игра, которая своей производительностью меня очень сильно порадовала. При вполне сносном качестве графики стабильных 60 кадров в секунду. В любой ситуации, при движениях, выстрелах и взрывах, местами может терять пару-тройку кадров, но ниже 50 не опустится никогда. Тест опять-таки проводился в нативном разрешении. Не уверен, что обычная компьютерная версия танков будет работать так же сносно, вероятней всего, тормозить будет сильно, но вот если вам хочется поиграть в WoT так или иначе, то Blitz можно спокойно качать – игра не принесёт вам дискомфорта в виде лагов, фризов и сильной потери кадров.

Вот так примерно и работает встроенная графика Intel HD Graphics 500. В целом я могу её охарактеризовать как идеальный офисный вариант, её производительности хватает на разные мобильные игрушки и качественное видео, но вот если вам нужно большее, то извольте раскошелиться на ноутбук уже хотя бы с GeForce 620M.