В какой стране находится орлеан. Новый Орлеан (New Orleans)

За десять лет, прошедших с тех пор как ураган “Катрина” обрушился на американское побережье Мексиканского залива, унеся жизни 1836 человек и причинив многомиллиардный экономический ущерб, Новый Орлеан возродился экономически и культурно.

Исторический Французский квартал города привлекает рекордное количество туристов. В прошлом году его посетили 9,5 миллионов человек.

Но в то время как одни части города процветают, в других продолжается борьба за выживание.

Типичным примером последнего является нижняя часть 9-го района города. В 2005 г. этот квартал пострадал сильнее всего. С тех пор в него вернулись только 34% жителей.

Эррол Джозеф приступил к восстановлению своего дома только недавно, в чем ему бесплатно помогают добровольцы. По его словам, он так и не дождался помощи властей: “Потому что мы чёрные”.

10 лет назад приблизительно 80% площади Нового Орлеана оказались затоплены водой. Базовые службы такие как клиники и полиция перестали функционировать.

После урагана афроамериканское население города сократилось на 100 тыс человек, тогда как белое — только на 10 тысяч.

Отец и сын Робинсоны сумели восстановить свой дом, но они хотели бы, чтобы власти оказывали больше помощи бедным кварталам.

Стив Робинсон, житель нижней части 9-го района: “Я бы попросил мэра города уделять больше внимания этой части города и окраинам, потому что город не сводится к стадиону “Супердоум” и Французскому кварталу. Да, это денежные части города, но как насчёт простых горожан и жителей пригородов? Как насчёт нас?”.

Сэнди Розенталь проводит экскурсии в своём музее под открытым небом, созданном на месте прорыва защитного вала водоотводного канала на Лондон-авеню. Она подчёркивает, что вина за затопление города лежит на низком качестве защитных сооружений от наводнений, возведённых до 2005 г.

Сэнди Розенталь, основательница проекта LEVEES .ORG , публикующего информацию о качестве защитных сооружений: “Люди прилетают в аэропорт им. Луи Армстронга в надежде разобраться в том, что же здесь случилось 10 лет назад. И мы рады им помочь в этом, потому что выжившие хотели бы, чтобы все знали проверенные факты о наводнении. Выжившие хотели бы, чтобы все знали, что нас затопило из-за строительных просчётов, а не только по вине матери-природы”.

Новые защитные сооружения, которые обошлись в почти 15 миллиардов долларов, призваны предупредить катастрофический подъем уровня воды и не допустить затопления города.

Восстановление экологического равновесия также сыграет важную роль. Заболоченная низина, окружающая Новый Орлеан, действует как естественный буфер, препятствующий резкому подъёму уровня воды.

В 2007 г. штат Луизиана начал реализовывать многомиллионную программу восстановления прибрежных болот. По иронии судьбы, деньги на этот проект пришли благодаря другой экологической катастрофе.

Д-р Алиша Ренфро, научный сотрудник Национальной федерации защиты дикой природы: “Мы сможем реализовать проект восстановления побережья, так как мы получим штрафные деньги от BP за разлив нефти в Мексиканском заливе. Хотя это и печальная возможность, она пришлась весьма кстати и очень нам поможет”.

Власти штата подтвердили, что большая часть от 6,8 миллиардов долларов, которые выплатит BP, будет потрачена на проект восстановления побережья.

16:33

Тайная жизнь Нового Орлеана. Часть III

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Легенды Нового Орлеана


В этой части о легендах Нового Орлеана мы не будем придерживаться одной тематики, а расскажем все накопившиеся истории. Начнем, конечно же, с кладбищ.
Несмотря на то, что появилось на свет раньше многих европейских городских кладбищ, оно все равно было не первым местом погребения горожан. Его предшественником был церковный погост св. Петра.
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что в старые времена пытались хоронить и у дамбы. На тот момент это было самое высокое место в городе. Но при каждом наводнении гробы вымывало в город, что не особо радовало жителей.


Захоронения на нем производились с 1721 года (1723 или 1725 - по другим источникам) по 1800 год. Это было обычное кладбище (то есть хоронили непосредственно в земле). Когда кладбище исчерпало свой ресурс, то на смену пришло Сен-Луи №1. Особо значимые захоронения были перенесены на новое место, но большая часть останков так и таится в недрах Французского квартала. То там, то тут периодически находят следы исчезнувшего кладбища св. Петра. Последний раз на него наткнулся местный житель в 2010 году. Винсет Марчелло решил обустроить бассейн на заднем дворе и предусмотрительно вызвал археолога. В процессе рытья котлована на свет было поднято 15 гробов. Еще один подобный случай произошел в 80-ые. Тоже при строительстве. К сожалению, идентифицировать все найденные останки не представляется возможным из-за сгоревших церковных записей.
Надо заметить, что кладбище св. Петра является первым кладбищем Нового Орлеана за чертой города. Эксплуатировалось оно очень активно. Переломным моментом стали 1787-1788 гг., когда на город обрушился сонм болезней: чума, оспа и малярия, а завершилось все пожаром с ураганом. Уже после эпидемий кладбище настолько переполнилось, что кости просто торчали из земли. Последующие события не оставили никакого выбора: надо было срочно открывать новое место для захоронений. Наступила эпоха Сен-Луи №1. Первое время на нем хоронили только бедняков в безымянных могилах. Потом было решено территорию обустроить. Поэтому считается, что под гробницами Сен-Луи пролегает слой костей в метр толщиной.


Следующей нашей остановкой будет кладбище Чудаков, основанное в 1847 году тайным Независимым орденом Чудаков. Открытие некрополя было экстравагантным, ибо на нем присутствовали две цирковых повозки. Конкретных легенд о кладбище нет. Только разговоры, что место пошаливает.
Кто сказал, что прогресс – это хорошо? Кому-то, ясное дело, хорошо. А кому-то от прогресса хоть в петлю лезь. Не зря ведь англичане, первопроходцы индустриального прогресса, стали записными консерваторами. Пришёл вот к ним прогресс с машинами и серийным производством, и пошли по миру ремесленники, мастера-кудесники, учившиеся своим ремёслам чуть ли не с пелёнок. Были они когда-то уважаемые члены гильдий, по-английски fellows, а прогресс превратил многих из них в odd fellows – в лишних членов гильдий. Велик и многолик английский язык. Так уж он устроен, что odd fellows – это и лишние ремесленники, и… чудаки. Да-да. Именно чудаки-простаки, не от мира сего. Возможно, дело здесь в том, что только чудаки могли осваивать сложные ремёсла во времена торжества прогресса. Так вот, создали эти никому не нужные бедолаги-чудаки в начале восемнадцатого века свой орден взаимопомощи. И чтобы не мешали ордену всякие фискалы, клерикалы и просто лихие люди, завели они у себя порядки, как у могущественных масонов – с таинствами, с ритуалами посвящения, с мистической символикой и помпезной атрибутикой. Не тратили они время и на изобретение собственных обозначений для своих организаций с их предводителями, а ничтоже сумняшеся передрали их у тех же масонов. А может быть, и не передрали. Может быть, именно вездесущие масоны и стояли у истоков нового ордена. Как бы то ни было, но новоявленные тайные организации тоже стали называться ложами со своими магистрами и гроссмейстерами. Усольцев "Таймырский Эрмитаж"
Независимый орден Чудаков был основан Томасом Уайлдом и еще четырьмя другими Чудаками из Англии в Балтиморе, штат Мэриленд, 26 апреля 1819 г.
Группа утверждает, что является самым большим международным братским орденом: у нее есть двадцать две тысячи лож, а количество членов братства исчисляется миллионами. Орден имеет ложи в Нор­вегии, Швеции, Исландии, Голландии, Бельгии, Дании, Германии, Австралии, Швейцарии, Мексике, Южной Америке, Финляндии, зоне Панамского канала, Франции, Канаде, Соединенных Штатах, на Кубе и Гавайских островах.
В задачи и обязанности ордена Чудаков входит:
- Навещать больных
- Утешать страдающих
- Хоронить умерших
- Давать образование сиротам.
Три основных принципа братства: Дружба, Любовь и Правда. Оно старается «сделать хороших людей еще лучшими гражданами, отцами, сыновьями, мужьями и братьями». Вот девиз Чудаков: «Мы стараемся возвысить и улучшить характер человека». На территории Соединенных Штатов и Канады действуют шестьдесят принадле­жащих ордену Чудаков Домов ребенка и Домов престарелых.
Орден Чудаков был первым братством, которое признало женское дополнение ордена, орден дочерей Ребекки или просто Ребекк. Как говорится на их официальном сайте: «Наши сестры из ордена Ребек­ки являются жизненно необходимой и неотъемлемой частью Брат­ства Чудаков. Они трудятся плечом к плечу с Братьями, претворяя в жизнь принципы и исполняя обязанности нашего Братства».
Есть также «Младшие ложи Чудаков» для мальчиков и «Тета Ро» - клубы для девочек возрастом от двенадцати до двадцати одного года. Среди знаменитых Чудаков были такие люди, как Франклин Д. Рузвельт, главный судья Эрл Уоррен, Вильям Дженнингз Брайан, губернатор Гудвин Дж. Найт, президент Уоррен Дж. Хардинг, а также ви­це-президент Шуйлер Колфакс.


Среди новоорлеанских мест с большим количеством привидений стоит выделить крытый стадион Супердоум.
Мерседес-Бенц Супердоум (также известный как «Луизиана Супердоум», «Супердоум», «Доум» и «Нью-Орлеан Супердоум») - крытый стадион, расположенный в Новом Орлеане. Стадион может принимать у себя матчи по американскому футболу, футболу, бейсболу и баскетболу.
Именно здесь после урагана Катрина жили оставшиеся в городе горожане.
В этом районе когда-то располагалось протестантское кладбище Жиро-стрит . Оно было открыто в 1822 году и просуществовало до 1957 года. Тогда было решено, что некрополь пришел в упадок и может быть ликвидирован. Останки вывозились с января по март. Кости белых горожан перезахоронили в мавзолее Хоуп, а кости чернокожих - в Мемориальном парке Провиденс. А вот в 1971 году во время ремонтных работ на территории стадионного комплекса обнаружилось, что какая-то часть останков оказалась невостребована родственниками. Рабочие сначала подумали, что нашли место преступления, но сверка с картами напомнила об исчезнувшем кладбище.

Долго ходили (и надо заметить, продолжают ходить) легенды о призрачных фигурах на стадионе. Игроки команд преждевременно умирали чуть ли не во время игры. Но по заверениям историков-краеведов все-таки стадион не стоит на кладбище. А вот его гараж и соседствующий торговый центр очень даже. Но мнения ученых мало влияют на городской фольклор.
Интересно то, что по одной из версий именно на кладбище Жиро была похоронена Мари Лаво (или мать или дочь). И надо сказать, что эта версия имеет право на жизнь, так как процент афроамериканцев на этом кладбище был достаточно высок. Более того, на нем были склепы, принадлежащие целым обществам вроде "Ассоциации бывших рабов" и тд.
Продолжая тему магии, стоит вспомнить Мари Онейду Тупс .

Говоря о Вуду Нового Орлеана, мы вспоминаем Мари Лаво. Но она была не единственным выдающимся практиком колдовства в этом поистине уникальном месте. Ещё одна из наиболее могущественных ведьм Нового Орлеана - Mary Oneida Toups. Она была основателем могущественного шабаша (или ковена), впервые за всю историю, официально признанным штатом Луизиана в качестве официальной "церкви", и существующим в Новом Орлеане по сей день.
Oneida была погружена в изучение оккультизма и эзотерических течений. Когда вокруг неё образовался круг последователей, она назвала свой шабаш «Scribes». Что отличало её и её последователей, так это открытость. Мари считала, что всё нужно испробовать на собственном опыте и не бояться. Если надо было вызвать демона Гоэтии, то она безусловно готова была это сделать, воспринимая любой опыт очередной стадией собственного обучения.
В 1971 Онейда открыла свой магазин, ставший первым в своём роде магазином не только продающим различные ингредиенты и инструменты для практикующих колдовство, но и ставший базой для проведения всевозможных встреч и семинаров.
2 февраля 1972 года она официально открыла Общество Колдовства, членство в котором стоило 100$ в год. Заявок поступило великое множество и круг последователей сильно увеличился.
К этому времени личная практика Oneida развилась настолько, что охватила ритуальные и обрядовые практики западных и иудейских традиций (кабалла). Мари была экспертом в работах Золотой Зари, Кроули, и Енохианской магии Джона Ди.
Как и все Королевы Нового Орлеана, Мaри любила проводить свои ритуалы в общественных местах. Особенно её привлекал Центральный Парк и расположенный там фонтан Поппа. Сначала она приходила к этому фонтану одна и подолгу медитировала там. Окружённый низкой стеной, фонтан представлял собой идеальный круг, а пустой ночной парк вокруг давал возможность беспрепятственно проводить шабашу свои ритуалы в течении многих лет. После урагана фонтан был в плохом состоянии, но с определенным очарованием запустения. Сейчас же его облагородили и часто играют около него свадьбы.


В 1975 Онейда опубликовала свою первую и единственную книгу под названием «Magick, High and Low», в которой были собраны все её наработки в различных направления эзотерики и оккультизма.
Онейда умерла в 1981г. От рака желудка. Где похоронены её останки, до сих пор остаётся тайной. Одни считают, что её похоронили на родине – в штате Миссисипи, другие, что в Новом Орлеане. © Jitana Palo monte
Были разговоры, что прах остался у последователей белой королевы. Если верить цитатам Мари, то она сама хотела упокоиться на Сен-Луи №1. Вот и городские легенды говорят, что встретить призрак ведьмы можно именно там.

St. Louis Cathedral


На этом месте это уже третий собор. Первый храм был разрушен ураганом в 1722 году, второй согрел в пожаре 1788. Нынешнее здание было построено в 1794 г., а окончательный облик обрел к 1851 году.
В мартовском пожаре 1788 года погибло много людей. И именно они стали первыми призрачными обитателями будущего кафедрального собора.

Призрак отца Антуана.


Отец Антуан (в миру Антонио де Седелла) был фигурой противоречивой. После его смерти 18 января 1829 года весь Новый Орлеан погрузился в траур и считал, что Антуан был современным святым. Но были и те, кто помнил фанатизм монаха. Так первые годы свои на луизианской земле он отчаянно боролся за создание местного отдела инквизиции.
Отец Антуан жил на улице Дофин в деревянной хижине, которую сам построил. Около домика были высажены финиковые пальмы, под которыми Антуан любил сидеть на табурете, выслушивая исповеди от посетителей. Каждый день он посещал больных, невзирая на погоду и вероисповедание страждущего. Стали появляться легенды о том, что в одну из эпидемий желтой лихорадки отец Антуан не спал несколько недель, проводя отпевания и хороня умерших.
Именно этот святой отец крестил Мари Лаво и многих ее детей. А еще был духовником ЛаЛори.
Когда Антуан умер, то от его хижины не осталось и следа - даже маленькая щепка стала считаться священной реликвией. Что стало с финиковыми деревьями история (как и городские легенды) умалчивает.
Человек был настолько деятельным, что и после смерти не смог отправиться на покой и до сих пор его призрачную фигуру можно встретить на утренних улицах Французского квартала. Местные жители даже считают, что его всегда можно позвать на помощь.
Одна женщина очень спешила по делам. День был дождливым, а она была на высоких каблуках. Естественно она споткнулась и начала падать. Ее подхватил человек в черной мантии. Когда женщина повернулась поблагодарить мужчину, то никого не обнаружила. По ее мнению, это был отец Антуан.
Его часто можно увидеть на мессах в соборе. Он будет сидеть в укромном уголке.
Портрет святого отца висит в вестибюле собора.

-Легендарный святой отец Дагобер-


Отец Дагобер был полной противоположностью Антуана по характеру. Веселый мужчина, любящий хорошо поесть и выпить. Но его вклад в жизнь города и прихожан огромен. Более того, святой отец был человеком очень смелым.
В 1764 году Новый Орлеан был передан Испании, что вызвало огромное негодование и несогласие среди французских вельмож. Французская монархия своих колонистов не поддержала. Тогда уважаемые люди из знатных семей решили организовать восстание. Отпор был настолько продуктивным, что первый испанский губернатор (ненавидящий новоорлеанцев) сбежал в Гавану в 1766 году. В ответ Испания направила флот из 24 судов для подавления волнений. Численный перевес был очевидным. 24 октября 1769 года пять главарей восстания были казнены. Не помогли обращения граждан и заступничество церковных лидеров. Командир испанского флота Александр О"Рейли (ирландец по национальности) отказал семьям казненных в погребении тел. Дагобер дважды просил выдать ему останки, но получил отказ. В последний приход О"Рейли заявил, что пристрелит священника, если он еще раз заявится с такой просьбой.
Дальше случилось то, что можно считать легендой. Либо историей, подробности которой нам уже никогда не будут известны.
Отец Дагобер приходит с визитом в дома убитых бунтарей и зовет их горюющих родственников в собор Сен-Луи. Когда они приезжают на место, то обнаруживают мертвые тела своих родных. Дагобер отслужил похоронную мессу и сопроводил тела до кладбища св. Петра (иногда упоминается Сен-Луи 1), где они были тайно похоронены в безымянных могилах.
Когда О"Рейли узнал о случившимся, то сам пошел допрашивать охранников. Они рассказали, что ночь была тихой. Но вдруг стал появляться густой туман. Спустя какое-то время они увидели отца Дагобера, который стал петь Kyrie. Стражники ничего подозрительного в этом не углядели. Просто священник пришел прочесть хоть какую-то молитву над останками. Когда же он ушел, то к ужасу охраны, обнаружилось, что тела преступников исчезли.
По легендам отец Дагобер в ночные часы до сих пор поет Kyrie перед алтарем собора святого Людовика. Иногда ночью в окнах пустой церкви видно огонек, как будто кто-то совершает обход коридоров.
Говорят, что привидение священника редко появляется в одиночестве. Обычно с ним можно различить еще несколько призрачных фигур... Тех самых убитых мужчин, чьим физическим оболочкам Дагобер когда-то помог.
К слову, именно Антуан занял место Дагобера на службе приходу.
Оба священника скорее всего похоронены под алтарем собора. На нижеприведенной схеме им места не нашлось, но зато видно, где в помещении располагаются могилы:

-Призрак на колокольне-


Бенджамин Генри Латроб - американский архитектор и инженер; родился в Фулнеке (Великобритания) 1 мая 1764. Учился в Силезии и Саксонии, а в 1786 возвратился в Англию и приступил к архитектурной практике. В 1795, после смерти жены, Латроб уехал в США. В числе его друзей были самые знаменитые люди того времени, в том числе президент Т.Джефферсон, который в 1803 назначил его инспектором общественных зданий в Вашингтоне и поручил завершить перестройку сожженного англичанами в 1814 здания конгресса США - Капитолия. Латроб спроектировал также церковь Сент Джонс, Дикейтер-Хаус на Лафайет-сквер и ряд других построек в Вашингтоне.
Среди его творений стоит выделить и собор в Балтиморе, который стал первым римско-католическим собором в США.
В 1819 году Латробу поступает заказ на строительство церковной башни-колокольни Сен-Луи. Одновременно с этим городской совет Нового Орлеана поручает часовщику Жану Делашо подобрать для башни часы. Он отправляется в Париж, где покупает красивый бронзовый колокол (отлитый на заводе, который поставляет колокола самому Нотр-Даму).
Дома отец Антуан освещает колокол, нарекая его женским именем Виктория.


Латроб не доживает до конца строительства, умирая от желтой лихорадки 3 сентября 1820 года. Именно на его похоронах "Виктория" звучит первый раз.
Почти сразу после смерти архитектора стали появляться сообщения о странных звуках и необъяснимых явлениях на колокольне. Строители отказывались работать по одиночке. За их спинами перемещались с одного места на другое ведра с красками и лестницы. Были рассказы, что в безветренные дни тихо звонит колокол, словно оплакивая кончину человека, который не смог в полной мере насладиться перезвоном "Виктории".
Даже Делашо, которому часто приходилось бывать на колокольне, признавался в странной атмосфере места. Он не сомневался, что именно призрак мертвого архитектора стоит за мистическими явлениями в башне.
Хотя сам часовщик умер мирно и много лет спустя, есть рассказы о призрачной фигуре человека (одетого по моде начала XIX века), который появляется при бое курантов. Он стоит в нефе собора, держа в руке карманные часы, и, как будто, сверяет их ход. Как только куранты замолкают, призрак убирает часы и исчезает в воздухе.

В соборе есть группа приходящих призраков. Например, Мари Лаво (которая утром кается, а по ночам резвится на Сен-Луи) или мадам Лалори, пытающаяся получить прощение за свою жестокость и садистские замашки. По словам очевидцев, ее часто можно увидеть на скамье в третьем ряду. Иногда она с несчастным видом блуждает у исповедален в надежде встретить священника, который отпустил бы ее грехи.

-Призрак несчастной органистки-


Самым же несчастным и печальным призраком кафедрального собора можно назвать Эйми Брюсли. Ее излюбленное место - балкон церковного органа.


Призрачная женская фигура одета в струящееся темное платье середины 1800-ых годов. Она либо зло смотрит с балкона, либо находится в расстроенных чувствах и еле-еле сдерживает слезы. Иногда ее и вовсе не видно, но можно услышать тихий плач, который скорбным эхом разносится под сводами собора.
Отец Эйми держал очень популярную в городе пекарню, которая изготавливала мучные изделия и для знати, и для горожан с небольшим достатком.
Дела шли так хорошо, что семейству открылись все дороги в высший свет. Эйми была одной из главных городских красавиц и завидной невестой: набожна, образована, обучена игре на музыкальных инструментах. Духовником семьи был тот самый отец Антуан, и девушка была его любимицей. Какое же его постигло огорчение, когда он узнал, что из всех своих претендентов на руку и сердце, Эйми выбрала человека другого вероисповедания - еврея. Эдвард Готшалк родился в Лондоне в семье раввина Лазаря Готшалка. На американской земле Готшалк вместе со своими братьями не потерялся и стал богатым купцом. Жених был старше отца Антуана на 13 лет. Не сохранилось документов, что Эдвард перешел в католичество, но все его дети и потомки были крещеными и строго воспитывались в католической вере. О венчании в соборе не могло быть и речи, поэтому обряд совершили в ризнице, что стало первым ударом по гордости красавицы.
Счастье было недолгим. К смертям детей от желтой лихорадки добавилась новость о наличии у мужа постоянной любовницы, которой он снял дом в несколько кварталах от семейного гнезда. Эйми искала отдушину, чтобы забыться. То ли в память об отце Антуане (который умер к этому времени), то ли просто из жалости к судьбе несчастной, ей разрешили приходить и играть на органе. Она могла пропадать там все время, пока не шли службы и за ней не приходил ее первый сын - Луи Моро. Побыть матерью ей не дали: в возрасте 8 лет отец отправил мальчика учиться в Европу. В будущем он станет известным американским пианистом и композитором . И многие считают, что своим талантом он пошел в мать.
Вот и после своей смерти Эйми Брюсли-Готшалк выбрала местом обитания тот уголок, что приносил ее страдающей душе покой и утешение.

-Особняк с привидениями-


В одном из кладбищенских районов Нового Орлеана (так можно назвать место, где соседствуют друг с другом несколько некрополей) располагается Дом с привидениями. Этот симпатичный особняк с колоннами был построен в 1872 году для Мэри Слеттери и ее детей. Дом поменял своих хозяев в 1905 году, но новые владельцы не особо прониклись жилищем, и в 1923 году он передается в распоряжение нотариуса Говарда Маккалеба, который пристраивает его в хорошие руки. И вот в 1930 году по городу стал распространяться буклет об открытии нового похоронного бюро.
Под крышей особняка расположился и морг, и прощальный зал, и магазинчик погребальных принадлежностей и небольшой крематорий.
За всю свою историю похоронное бюро организовало 20 000 похорон.


В 1985 PJ McMahon and Sons были поглощены более крупной корпорацией, которая еще через десять лет его перепродала, но поддерживать ветшавший 130-летний особняк и обновлять его коммуникации до современного уровня было дорого и не выгодно. Его вновь продали компании, занимающейся спа. Та капитально взялась за ремонт дома, отодрав даже половицы и шпаклевку со стен. От былого остался лишь каркас стен да фасад. Но директор компании внезапно скончался при "загадочных обстоятельствах", а потом случилась Катрина. Особняк выкупил Jeff Borne, чтобы сделать из него хэллоуинский аттракцион. За долгую историю существования дома накопилось много рассказов о странных происшествиях, призраках и прочем, и к Джеффу обратились исследователи паранормальных явлений из Лос-Анжелеса, которые хотели посмотреть, если ли там призраки. Исследования дали положительный результат, в дом потянулись другие "охотники за привидениями", понаставил там камер, в т.ч. ночного видения, всяких датчиков для замерения колебаний температуры и электро-магнитного поля и так далее, и теперь это своеобразный полигон для охотников на привидений, которые пытаются доказать, что призраки существуют.
Так появились легенды о призраках детей, на которых можно наткнуться в коридорах, а в подвале когда-то обитал мрачный бальзамировщик, придумавший состав для превращения трупа в вампира.


Ругару с болот Луизианы


Ругару, ругару (франц. Loup-garou (оборотень), варианты: Rougarou, Roux-Ga-Roux, Rugaroo, Rugaru) - разновидность фольклорных оборотней, представляющая собой человека с волчьей головой или «гибриды» человека с собаками, свиньями, коровами или даже цыплятами (обычно белыми).
Ругару является частью фольклора франкофонных поселенцев в Луизиане. Среди вариантов этой легенды наиболее распространёнными являются такие:
Ругару становятся те, кто продал душу дьяволу.
Ругару преследует непослушных детей. Либо католиков, нарушивших пост (по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, становится ругару).
Ругару проклят на 101 день. По истечении этого срока проклятие перемещается на человека, чью кровь ругару испил. При этом днём существо выглядит как человек и, хотя ведёт себя странновато, пытается скрыть своё состояние.
Чтобы убить ругару, достаточно заколоть его ножом, пристрелить или сжечь. Но есть способ спасти человека от этого проклятия - в некоторых версиях легенды, ругару превращается обратно в человека, если пролить его кровь. Правда, в более мрачном варианте этой легенды, проливший кровь ругару, через год умирает.
По легенде, это существо бродит среди болот и лесов, что раскинулись между Акадианой и Новым Орлеаном. Чаще всего его описывают как человека с волчьей или собачьей головой. Ругару перевоплощаются не как оборотни - тело не трансформируется, а как бы выворачивается наизнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли. Прежде чем полностью превратиться, ругару выглядят как обычные люди. Но превратившись, приобретают невероятную силу, их кости меняются, и они становятся монстрами. В человеческом обличье Ругару хранит в себе звериную сущность, то есть легко поддаётся вспышкам гнева и держится на расстоянии от людей, хотя многое зависит от характера. Когда Ругару в зверином обличье, внутри него остаётся человек, он сохраняет человеческий разум и может контролировать животные желания, в итоге не «теряет голову», как оборотень. Ругару не преобразится, если не дать ему попробовать человеческой крови. Также ругару - наследственный ген, который передается от отца к ребенку. Ругару можно убить, если сжечь его. Некоторые исследователи связывают ругару с другим мифическим людоедом - вендиго, однако писатель Питер Меттисен утверждает, что эти легенды имеют не так уж много сходства. Если вендиго просто боялись, то ругару в некоторых местах поклонялись, связывая его с Матерью-Землей.
*
В некоторых историях ругару перекидывается в волка не целиком и полностью - меняется только его голова. Именно она становится волчьей. Или собачьей. Или даже свиной, или коровьей. А то бывает и цыпленка, но, что характерно, голова должна быть сугубо от белого цыпленка! При этом тело не трансформируется, а как бы "выворачивается на изнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли". Во-вторых, ругару не зависят от фаз луны, так как оборотнями они становятся большей частью из-за происков ведьм: либо сами ведьмы принимают такой облик, либо насылают проклятье на простого человека. В таком случае есть шанс, что стоит ругару пролить кровь другого человека и проклятье перейдет уже на него, а прежний проклятый "освободится". По другой легенде, ругару находится под заклятием 101 день. По истечении этого срока проклятие само переходит к другому человеку, укушенному ругару. Но на такой упрощенный вариант на самом деле надежды мало...
Другие рассказывают, что ругару могут полностью перекидываться в животных. Один из самых распространённых способов вернуть ругару в его человеческое обличье - это пролить его кровь. Подобные легенды характерны для франкофонного населения вообще и встречаются не только в Луизиане, но и в канадском Квебеке. Следующая история луизианского происхождения:
Один раз женщина мыла свиную требуху около байу и к ней подошла странная собака. И она говорит "Пошла вон! Пошла вон!", потому что она боялась собаки. Но собака её не послушала. Она отошла чуть подальше, но затем учуяла запах требухи и подошла вновь. А она ей вновь: "А ну пошла вон!". Собака опять чуть отошла, но затем вернулась.
И женщина воскликнула "Чёртов пёс!" и кинула в него нож и нож порезал собаке нос и вылилось несколько капель крови. И собака превратилась в человека.
Когда он стал человеком, он сказал: "Спасибо вам большое, мадам, вы освободили меня от проклятия (gri-gri)".
"От проклятия?" - спросила она?
"Да", - сказал он. "Я выпил кровь чёрного цыплёнка в полночь на перекрёстке, чтобы иметь возможность обратиться в того, кого хочу. Но как же я устал от этого! И теперь, когда была пролита моя кровь, я освобождён от необходимости оставаться в изменённой форме. Спасибо вам большое!"
Странный пёс / The Strange Dog (746: p.159-160)

Насколько всё смешалось в фольклоре каджунов эта история демонстрирует очень ярко. В ней есть схожие с европейскими история про вервольфов черты, но в то же время очевидно влияние вуду. Распитие крови чёрного цыплёнка в полночь на перекрёстке очень характерно для вуду, а само слово для обозначения проклятие "gri-gri" прямиком взято из креольских поверий и тоже относится к вуду.
Еще один значимый момент - пребывая в измененном обличье, ругару сохраняет свой человеческий интеллект в полной мере. Он не "теряет голову" как многие другие оборотни, что делает его весьма опасным монстром. Вместе с тем оказывается, что и в человеческом модусе звериная составляющая (так называемый "ферей") не засыпает полностью, время от времени проявляя себя вспышками гнева и слабо контролируемого раздражения.
По легенде, ругару предпочитают бродить по безлюдным местам типа полей и болот, которых так много в южной Луизиане. Особую опасность они представляют для непослушных детей (по крайней мере, так им говорят их родители) и для католиков (особенно для тех, кто не соблюдает пост; по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, сам становится ругару).

Дровосек из Нового Орлеана


Дровосек из Нового Орлеана, (англ. The Axeman of New Orleans) - серийный убийца, действовавший в Новом Орлеане, штат Луизиана, а также в окрестных городах с мая 1918 до октября 1919 года. Вероятно, также он совершал преступления и раньше - в 1912 году. Убийца нападал на своих жертв с топором. Иногда с помощью этого же инструмента он выламывал двери, чтобы проникнуть в дом. Преступления прекратились так же неожиданно, как и начались. Полиция так и не смогла поймать Дровосека. Его личность до сих пор не установлена, хотя есть несколько предположений.
Письма в газеты
Не все жертвы Дровосека погибали. Но дикость его нападений держала в страхе огромное количество людей. Первыми жертвами были люди итальянского происхождения. Газеты писали, что возможно эти убийства организованы мафией. Однако эта версия отпала после дальнейших преступлений. Среди жертв Дровосека были и беременная женщина, и малолетний ребенок, зарубленный прямо на руках у матери. Дровосек, казалось, был вдохновлен преступлениями Джека Потрошителя. Он писал ядовитые письма в городские газеты, в которых намекал на будущие убийства и утверждал, что он не человек, а демон из ада.
Джаз Дровосека
Наиболее известно его письмо от 13 марта 1919 года, которое было опубликовано в газетах. Дровосек писал, что следующее убийство состоится 19 марта через 15 минут после наступления полуночи. Он обещал не трогать только тех людей, которые в это время будут слушать джаз. 19 марта все развлекательные заведения были переполнены, а профессионалы и любители играли джаз прямо на улице. Никаких убийств этой ночью не произошло. Впрочем, не все горожане тогда были напуганы Дровосеком. Некоторые написали ответные письма в газеты, в которых приглашали убийцу посетить их дома и посмотреть, кто кого убьет. Один из жителей вежливо попросил Дровосека не выламывать парадную дверь и даже пообещал оставить открытыми окна. © wikipedia.org
Дьявол
Суеверия в Новом Орлеане не были редкостью. Все знали легенды о «Человеке-игле», который приводил женщин в бессознательное состояние при помощи инъекции, а затем истязал их. Или о «Черном человеке», который работал в больнице, где травил пациентов, а потом продавал их тела студентам-медикам. Еще более таинственной и популярной фольклорной историей была легенда о «Человеке в мантии» - призрачном джентльмене, носившем длинное черное одеяние и передвигавшемуся по городу на черном автомобиле. Все девушки, которые воспользовались его предложением подвезти их, исчезли навсегда.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что многие жители Нового Орлеана начали говорить о Дровосеке, как о дьявольском существе. Особенно, когда появилось его описание - высокий и худой, одетый во все черное, с лицом скрытым тенью широкополой шляпы. Подходящая внешность для фантома.
Историк и автор книги «Путешествие во Тьму: привидения и вампиры в Новом Орлеане» Калила Смит была заинтригована заявлениями очевидцев о том, что Дровосек беспрепятственно «будто на крыльях» исчезал с мест преступлений, его письмами и тем, что его никто так и не смог разглядеть и запомнить. Она задалась вопросом, а был ли он человеком на самом деле?
Смит рассказывает, что с конца 1800-х годов в Новом Орлеане процветал культ вуду. Люди убивали друг друга, полагая, что кто-то околдовал их. Она предполагает, что убийства могли носить мистическое, религиозное значение и быть совершены сверхчеловеком или, во всяком случае, тем, кто считал себя таковым.

Продолжение следует...


Новый Орлеан (New Orleans) — город, расположенный на юго-востоке штата Луизиана (Louisiana) США, на берегах реки Миссисипи в 170 километрах от Мексиканского залива, с населением более 340 тысяч человек. Город был основан французскими колонистами в 1718 году и назван в честь Филиппа Орлеанского, правившего на тот момент Францией, как регент короля Людовика ХV. В 1803 году первый консул Французской республики (будущий император Наполеон Бонапард), продал город с прилегающими землями США. На тот момент население города насчитывало около 10 000 человек, половина из которых были африканские невольники.


После присоединения к США, город пережил бурное экономическое развитие и рост. За короткий срок население города увеличилось более чем в два раза, город превратился в крупный экономический цент. Новоорлеанский порт стал самым крупным хлопковым портом юга США и занимал четвертое место в мире по товарообороту. Вследствии Гражданской войны и дальнейшей реконструкции Юга город потерял свою экономическую привлекательность. Лишь после Второй мировой войны город снова начал переживать экономический подъем.

Новый Орлеан сегодня

Сейчас Новый Орлеан самый крупный город штата Луизиана, как и прежде он является самым крупным портом на юге США, годовой грузооборот которого превышает 100 мл. тон. Хотя, транспортная инфраструктура и имеет приоритетное развитие для экономики города.

Новой Орлеан так же является центром: нефтеперерабатывающей, химической, машиностроительной, пищевой промышленностей, цветной металлургии. Благодаря крупному международному аэропорту имени Луи Армстронга, город стал главными воздушными воротами штата.

Кроме крупного экономического центра Новый Орлеан имеет статус и крупного научного центра юга США. В городе открыты и функционируют такие широко известные учебные заведения как: университет Тюлэйн(крупнейший центр тропической медицины), университет Нового Орлеана (один из центров мировой науки), университет Дилларда, католический университет Св.Ксаверия в Луизиане, иезуитский университет Лойолы в Новом Орлеане (основан в 1904 г.), а так же другие учебные заведения.

В Новом Орлеане издается самая крупная газета штата Луизиана «Нью-Орлинс таймс-пикайун», кроме этого издается масса еженедельных и ежемесячных изданий, работает десятки телеканалов. Новый Орлеан считается родиной джаза, такого количества известных джазовых музыкантов родившихся в одном городе нет нигде в мире — Луи Армстронг, Теренс Бланчард, Бадди Болден, Брэндон Марсалис, Уайнтон Марсалис. В городе находится единственный в мире музей Джаза, который расположен в здании старого монетного двора и каждую весну здесь проходит фестиваль джаза.

Неофициальные названия города

Каждый город США кроме своего официального названия имеет дополнительное имя или название, которое отвечает «духу» города. У Нового Орлеана их несколько и это делает его самым уникальным городом Америки. Вот некоторые из названий:
— «Город Полумесяца» — назван вследствие особенности течения Миссисипи через город;
— «Голливудский Юг» — назван из-за большого количества фильмов снятых в городе;
— «Биг Изи» — назван музыкантами из-за относительной легкости найти работу;
— «Город, который пренебрегает осторожностью» — назван вследствие внешнего спокойствия и беззаботности горожан;
— «Самый Интересный Город Америки» — написано на дорожных знаках перед городом и надписях в городских пределах.

Однако из-за своего расположения, ниже уровня моря, Новый Орлеан часто становится жертвой ураганов. Самым катастрофическим, для города, стал ураган «Катрина», который пронесся над югом США в 2005 году. 80% территории города были затоплены, погибло несколько тысяч человек, полостью разрушена инфраструктур города. Последствия урагана «Катрина», устраняются до сих пор.

Туристические достопримечательности

Но как бы там ни было, жизнь в городе продолжается. И не смотря ни на какие ураганы, Новый Орлеан, продолжает оставаться привлекательным местом для туризма. Кроме джаза город так же является центром художественного искусства, в нем располагается: Новоорлеанский художественный музей, Центр современного искусства и множество художественных галерей.

Так же туристов привлекают: карнавал «Марди Гра», крупнейший в США океанариум, музей Вуду,«Французский Квартал» и знаменитые курорты на озере Понтчартре.

НОВЫЙ ОРЛЕАН (New Orleans) - го-род на юге США, в юго-восточной час-ти шта-та Луи-зиа-на.

Круп-ней-ший го-род шта-та. Население 344,7 тыс. человек (2013 год, пе-ре-пись; 454,9 тыс. человек в 2005 году; 223,4 тыс. человек в 2006 году), в т. ч. 67% - аф-роа-ме-ри-кан-цы, ок. 5% - вы-ход-цы из стран Азии и Латинской Аме-ри-ки. Главный центр городской аг-ло-ме-ра-ции - ме-тро-по-ли-тен-ско-го аре-ала Но-вый Ор-ле-ан - Ме-те-ри - Кен-нер с населением свыше 1,3 млн. человек (2012 год).

Рас-по-ло-жен в ни-зо-вье р. Мис-си-си-пи (в 169 км от её устья; ши-ри-на рус-ла в Новом Орлеане около 2400 м), пре-им. на её ле-вом бе-ре-гу (Новый Орлеан на-зы-ва-ют «го-ро-дом-по-луме-ся-цем» из-за его по-ло-же-ния в из-лу-чи-не р. Мис-си-си-пи); с се-ве-ра ог-ра-ни-чен оз. Понт-чар-трейн (его бе-ре-га со-еди-ня-ет мост-дам-ба дли-ной 38,4 км - один из са-мых про-тя-жён-ных в ми-ре, свя-зы-ва-ет горо-да Ме-те-ри и Ман-де-вилл); в 32 км к вос-то-ку от Нового Орлеана - забо-ло-чен-ное по-бе-ре-жье оз. Борнь (ак-ва-то-рия Мек-си-кан-ско-го зал.). Около 70% пло-ща-ди го-ро-да на-хо-дит-ся ни-же уров-ня мо-ря на 1,6 м; по оцен-кам, его тер-ри-то-рия еже-год-но опус-ка-ет-ся в ср. на 8 мм; для за-щи-ты от на-вод-не-ний со-ору-же-ны дам-бы, на-сос-ные стан-ции, осу-ши-тель-ные ка-на-лы и за-кры-тые дре-наж-ные сис-те-мы. Узел железнодорожных и ав-то-мо-биль-ных ма-ги-стра-лей. Круп-ный морской порт, «мор-ские во-ро-та» Ср. За-па-да. Узел внутренних вод-ных пу-тей; здесь схо-дят-ся р. Мис-си-си-пи и ка-на-лы: Внут-рен-ний пор-то-вый су-до-ход-ный (или Про-мыш-лен-ный; со-еди-ня-ет р. Мис-си-си-пи и оз. Понт-чар-трейн; 1923 год), Бе-ре-го-вой, Мис-си-си-пи- Ри-вер - Галф-Аут-лет (со-кра-ща-ет путь в Мек-си-кан-ский зал.; 1965 год). Ме-ж-ду-народный аэ-ро-порт им. Луи Арм-ст-рон-га (в г. Кен-нер, в 17 км к за-па-ду от цен-тра Нового Орлеана); ре-гио-наль-ный аэ-ро-порт Лейк-фронт (на по-бе-ре-жье оз. Понт-чар-трейн).

Ос-но-ван в 1718 году фран-цу-за-ми на ле-вом бе-ре-гу р. Мис-си-си-пи , на при-ру-сло-вом ва-лу сре-ди за-бо-ло-чен-ных низ-мен-но-стей, в стра-те-ги-че-ски важ-ном мес-те, как опор-ная ба-за для ос-вое-ния бас-сей-на р. Мис-си-си-пи. На-зван в честь гер-цо-га Фи-лип-па Ор-ле-ан-ско-го, ре-ген-та при ма-ло-лет-нем французского ко-ро-ле Лю-до-ви-ке XV. С 1722 года админисративный центр Луи-зиа-ны. Бы-ст-ро раз-ви-вал-ся как круп-ный тор-го-во-пе-ре-ва-лоч-ный пункт (5 тыс. жителей в 1732 году). По ус-ло-ви-ям Па-риж-ско-го мир-но-го до-го-во-ра 1763 года пе-ре-дан Ис-па-нии. В XVII-XVIII веках на ба-зе французско-испанских и вест-инд-ских тра-ди-ций сфор-ми-ро-ва-лась ме-ст-ная куль-ту-ра. В 1800 году вновь пе-ре-шёл под кон-троль Фран-ции, в 1803 году вме-сте с Луи-зиа-ной про-дан США (население около 10 тыс. человек), с 1812 года в со-ста-ве но-во-об-ра-зо-ван-но-го шта-та Луи-зиа-на. Сра-же-ни-ем под Новым Орлеаном 8 января 1815 года (по-бе-ду одер-жал американский генерал Э. Джэксон) фак-ти-че-ски за-вер-ши-лась анг-ло-аме-ри-кан-ская вой-на 1812-1814 гдоы.

На-се-ле-ние го-ро-да со-стоя-ло пре-имущественно из лиц ев-ропейского про-ис-хо-ж-де-ния, в основном фран-ко- и ис-па-ноя-зыч-ных, африканских не-воль-ни-ков и их по-том-ков, т. н. сво-бод-ных цвет-ных (gens de couleur libres). По-сле Гаи-тян-ской ре-во-лю-ции ра-бов 1791-1803 годы го-род пе-ре-жил вол-ну эмиг-ра-ции с о. Гаи-ти (как бе-лых, так и цвет-ных, при-ез-жав-ших в Новый Орлеан со свои-ми ра-ба-ми); с 1820-х годов в Новом Орлеане ста-ли при-бы-вать немецкие и ирланские им-ми-гран-ты, уси-ли-лось влия-ние северо-американской про-тес-тант-ской куль-ту-ры (французский язык был окон-чатель-но вы-тес-нен анг-лий-ским толь-ко к начале XX века). В первой половине XIX века стал круп-ней-шим хлоп-ко-вым пор-том США: в 1820-1840 годы по р. Мис-си-си-пи хо-ди-ло ок. 400 па-ро-хо-дов, гру-зо-обо-рот пор-та со-став-лял ок. 500 тыс. т в год.

К 1840 году (пе-ре-пись) на-се-ле-ние го-ро-да дос-тиг-ло 102,2 тыс. человек, Новый Орлеан стал тре-тьим по чис-лу жи-те-лей го-ро-дом стра-ны по-сле Нью-Йор-ка и Бал-ти-мо-ра и пер-вым к за-па-ду от Ап-па-ла-чей и на Юге.

С середины XIX века свя-зан же-лез-ны-ми до-ро-га-ми с Нью-Йор-ком и др. круп-ны-ми го-ро-да-ми США. Вы-рос-ло его зна-че-ние как фи-нан-со-во-го цен-тра (в 1838-1861 и 1879-1909 годы в Новом Орлеане дей-ст-во-ва-ло от-де-ле-ние Мо-нет-но-го дво-ра США). До от-ме-ны ра-бо-тор-гов-ли в 1862 году Новый Орлеан круп-ней-ший ры-нок ра-бов в США (здесь бы-ло про-да-но око-ло 2/3 чер-но-ко-жих рабов). В пе-ри-од Гра-ж-дан-ской вой-ны в США 1861-1865 годы - важ-ней-ший стра-те-гический пункт кон-фе-де-ра-тов; в апреле 1862 года взят си-ла-ми фло-ти-лии се-ве-рян под руководством адм. Д.Г. Фар-ра-гу-та. В 1871 году от-кры-та хлоп-ко-вая бир-жа, че-рез ко-то-рую про-хо-ди-ло около 1/3 хлоп-ка США (за-кры-та в 1964 году). В по-след-ней тре-ти XIX века Новый Орлеан ут-ра-тил свои эко-но-мические по-зи-ции, в т. ч. в свя-зи с умень-ше-ни-ем зна-че-ния реч-но-го су-до-ход-ст-ва. С конца XIX века в го-ро-де дей-ст-вова-ла сис-те-ма ра-со-вой сег-ре-га-ции (см. Джим-кроу-изм), рез-ко ухуд-ши-лось по-ло-же-ние т. н. сво-бод-ных цвет-ных, при-рав-нен-ных в пра-вах к аф-роа-ме-ри-кан-цам. К началу XX века Новый Орлеан по чис-лу жи-те-лей за-ни-мал 12-е ме-сто сре-ди американских го-ро-дов (287,1 тыс. чел. в 1900 году).

По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны Новый Орлеан пе-ре-жи-вал эко-но-мический подъ-ём, свя-зан-ный гл. обр. с раз-ви-ти-ем неф-те-до-бы-чи и неф-те-пе-ре-ра-бот-ки в шта-те Луи-зиа-на, ту-риз-ма, а так-же тор-гов-ли с латино-американскими стра-на-ми и со стра-на-ми - по-ку-па-те-ля-ми про-до-воль-ст-вия (Япо-ни-ей, Ки-та-ем, Егип-том, Мек-си-кой, Ко-лум-би-ей, Ис-па-ни-ей и др.). Со втрой половины 1950-х годов один из цен-тров Дви-же-ния за гра-ж-дан-ские пра-ва. В 1960 году чис-лен-ность на-се-ления го-ро-да до-стиг-ла ис-то-рического мак-си-му-ма - 627,5 тыс. человек. В 1950-1975 годы за счёт осу-ше-ния бо-лот тер-ри-то-рия Нового Орлеана уве-ли-чи-лась в 2 раза (в т. ч. на по-бе-режье оз. Понт-чар-трейн осу-шен уча-сток 2×10 км, где ны-не раз-ме-ща-ют-ся Университет Нового Орлеана и аэ-ро-порт Лейк-фронт). С 1970-х годов за-страи-ва-лась восточная часть го-ро-да, наи-бо-лее под-вер-жен-ная на-вод-не-ни-ям. В 1979 году морской порт Нового Орлеана по ве-ли-чи-не гру-зо-обо-ро-та стал круп-ней-шим в США, обо-гнав Нью-Йорк.

Нового Орлеана, по оцен-ке Фе-де-раль-но-го агент-ст-ва по чрез-вы-чай-ным си-туа-ци-ям США, яв-ля-ет-ся са-мым уяз-ви-мым для ура-га-нов го-ро-дом стра-ны (рас-по-ло-жен на тра-ек-то-рии дви-же-ния тро-пич. ура-га-нов, при-хо-дя-щих с ак-ва-то-рии Мек-си-кан-ско-го зал. в ав-гу-сте - но-яб-ре; учёт ве-дёт-ся с 1852 года). Силь-но по-стра-дал от на-вод-не-ний, вы-зван-ных ура-га-на-ми, в 1909, 1915, 1947, 1956, 1965, 1969, 1998, 2004, 2005 годы (из-за про-ры-ва дамб ура-га-ном Кат-ри-на уро-вень во-ды под-нял-ся на 7,6 м, бы-ло за-то-п-ле-нию 80% тер-ри-то-рии го-ро-да; свы-ше по-ло-ви-ны на-се-ле-ния бы-ло эва-куи-ро-ва-но; чис-ло по-гиб-ших пре-вы-си-ло 1,5 тыс. человек; об-щий ущерб со-ста-вил 125 млрд. долл. - са-мый боль-шой за всю ис-то-рию США) и 2008 год.

Ста-рей-шая часть го-ро-да - вы-хо-дя-щий на по-бе-ре-жье р. Мис-си-си-пи Французский квар-тал (или «Ста-рый квад-рат») с пря-мо-уголь-ной сет-кой улиц (ге-план 1721 года, инж. А. де По-же): 7 улиц идут вдоль р. Мис-си-си-пи и 14 улиц на-прав-ле-ны пер-пен-ди-ку-ляр-но ей (все-го об-ра-зу-ет-ся 98 квад-рат-ных квар-та-лов). Во Франц. квар-та-ле на-хо-дят-ся: са-мая ран-няя со-хра-нив-шая-ся по-строй-ка Нового Орлеана - мо-на-стырь ур-су-ли-нок в сти-ле французское ба-рок-ко (1745-1753 годы, ар-хи-тек-то-ры И.Ф. Бру-тен, А. де Бац) и пл. Джэксон-сквер (быв. Плас-д’Арм) с со-бо-ром Св. Лю-до-ви-ка (1789-1794 годы, пе-ре-стро-ен в сти-ле нео-го-ти-ки в 1850 году арх. Ж.Н.Б. де Пуйи), ба-роч-ны-ми административными зда-ния-ми «Ка-биль-до» (1795-1799 годы) и «Пре-сви-те-рия» (1795-1847 годы; ны-не оба - му-зеи; все - арх. Ж. Гий-мар) и пар-ны-ми кор-пу-са-ми ста-рей-ших в стра-не мно-го- квар-тир-ных до-ход-ных до-мов «Пон-таль-ба» (1849-1851 годы, арх. Дж. Га-лье), а так-же зда-ние бан-ка шта-та Луи-зиа-на (1822 год, по про-ек-ту арх. Б. Лат-ро-ба) и клас-си-ци-стич. Ста-рый мо-нет-ный двор (1835-1838 годы, арх. У. Стрик-ленд; ны-не му-зей). Французский квар-тал за-стро-ен жи-лы-ми до-ма-ми пре-имущественно первая половина XIX века фран-цуз-ско-го (с от-кры-ты-ми га-ле-рея-ми на фа-са-де, чу-гун-ны-ми бал-кон-ны-ми ре-шёт-ка-ми; ста-рей-ший со-хра-нив-ший-ся - «На-след-ст-во ма-дам Джон», 1788 год) и ис-пан-ско-го (с па-тио) ти-пов. С за-па-да к Французскому квар-та-лу при-мы-ка-ет центральный де-ло-вой рай-он. Его восточной гра-ни-цей яв-ля-ет-ся Ка-нал-стрит; она де-лит го-род на «да-ун-та-ун» (или центр, рас-по-ло-жен ни-же по те-че-нию р. Мис-си-си-пи) и «ап-та-ун» (верх-ний го-род; вы-ше по те-че-нию). Ис-то-ри-че-ски ап-та-ун на-зы-ва-ет-ся Американский квар-тал. Ули-цы в этом рай-оне рас-хо-дят-ся вее-ром; си-лу-эт рай-она фор-ми-ру-ют не-бо-скрё-бы (в т. ч. баш-ня Все-мир-но-го тор-го-во-го цен-тра в рус-ле позд-не-го мо-дер-низ-ма, 1967 год, арх. Э.Д. Сто-ун; зда-ние «Уан Шелл Сквер» в стиле постмо-дер-низ-ма, 1972 год, ар-хитектурное бю-ро «Ski-d-more, Owings & Merrill», са-мое вы-со-кое в Новом Орлеане, 212 м), а так-же нео-го-тическая церковь Св. Пат-ри-ка (1837-1839 годы, ар-хи-тек-то-ры Дж.Х. и Ч.Б. Дей-ки-ны,Дж. Га-лье), клас-си-ци-стический «Зал Га-лье» (бывшая ра-ту-ша, 1845-1850 годы, арх. Га-лье), Му-зей юж-но-го искусства Огде-на (рас-по-ло-жен в нео-ро-ман-ском зда-нии быв. Ме-мо-ри-аль-ной библиотеки Го-вар-да, 1889 год, арх. Г. Ри-чард-сон, и в кор-пу-се «Зал Сти-ве-на Гол-д-рин-га», 2003 год, ар-хи-тек-то-ры Э. Бар-рон, М. Тупс), спор-тив-ный и вы-ста-воч-ный ком-плекс «Луи-зиа-на Сью-пер-до-ум» (1975 год, ар-хитектурное бю-ро «Curtis and Davis»), ан-самбль пл. Пьяц-ца д’Италия, клю-че-вое со-ору-же-ние постмо-дер-низ-ма (1977-1978 годы, арх. Ч. Мур). Во-круг центрального де-ло-во-го рай-она и Французского квар-та-ла, ме-ж-ду р. Мис-си-си-пи и оз. Понт-чар-трейн, рас-по-ло-же-ны ис-то-рич. жи-лые рай-оны (Мид-Си-ти, Тре-ме, Бай-уо-тер и др.), где со-хра-ни-лась за-строй-ка XIX - первой половины XX веков (напр., особ-ня-ки середины XIX века в ис-то-ри-че-ских сти-лях в Гар-ден-ди-ст-рикт, или Са-до-вом р-не). На по-бе-ре-жье оз. Понт-чар-трейн вы-хо-дит Городской парк (ос-но-ван в 1854 году; пл. 526 га), где на-хо-дит-ся Му-зей ис-кусств (зда-ние в сти-ле не-оклас-си-циз-ма, 1911 год, арх. С. Маркс) с при-мы-каю-щим са-дом скульп-тур Бест-хофф (2003 год).

В аг-ло-ме-ра-ции Нового Орелана пре-об-ла-да-ет ти-по-вая ма-ло-этаж-ная жи-лая за-строй-ка с мно-го-численными транс-порт-но-ло-ги-стическими объ-ек-та-ми и про-мзо-на-ми; на не-за-стро-ен-ных уча-ст-ках вдоль р. Мис-си-си-пи - оро-шае-мое зем-ле-де-лие.

Круп-ный центр нау-ки (ок. 50 научно-исследовательских уч-ре-ж-де-ний), об-ра-зо-ва-ния (11 ву-зов, ок. 50 тыс. сту-ден-тов) и куль-ту-ры. Ве-ду-щие ву-зы - Ту-лейн-ский университет (ос-но-ван в 1834 гоуд как медицинский кол-ледж, совр. ста-тус с 1884 года; 12,6 тыс. сту-ден-тов, не-го-су-дар-ств.), Университет Дил-лар-да (1869 год, не-го-су-дар-ст-вен-ный), Ие-зу-ит-ский университет И. Лой-о-лы (1904 год, современный ста-тус с 1912 года), ка-то-лический Луи-зи-анский университет Св. Фран-ци-ска Кса-ве-рия (1915 год), Юж-ный университет (1956 год), Университет Нового Орлеана (1958 год; един-ст-вен-ный университет США с пре-об-ла-да-ни-ем сту-ден-тов-аф-роа-ме-ри-кан-цев), Центр медицинских на-ук Университета шта-та Луизиа-на (1931 год), Дел-га-до-ком-мь-ю-ни-ти-кол-ледж (1921 год) и др. Пуб-лич-ная библиотека (1843 год). Му-зеи: Луи-зи-ан-ский му-зей Гражданскойвой-ны (ме-мо-ри-аль-ный зал Кон-фе-де-ра-ции; 1891 год), шта-та Луи-зиана (1906 год), ис-кусств (1911 год), фар-ма-цев-ти-че-ский (1950 год), кол-дов-ст-ва (1972 год), Аф-ро-аме-ри-кан-ский, Национальный му-зей Второй ми-ро-вой вой-ны и др. Ис-то-рическая кол-лек-ция Нового Орлеана (1966 год), Центр современного искусства (1976 год). Те-ат-ры: Ма-лый (1916 год), «Дель-та фес-ти-вал бал-ле» (1969 год).

Новый Орлеан счи-та-ет-ся ро-ди-ной джа-за. В честь Л. Арм-ст-рон-га, од-но-го из ос-но-ва-те-лей тра-диционного джа-за, на-зван Арм-ст-ронг-парк. Луи-зи-ан-ский фи-лар-мо-нический ор-кестр (1991 год). На сце-не «Те-ат-ра ис-пол-ни-тель-ских ис-кусств Ма-ха-лии Джек-сон» (1973 год) про-во-дят-ся пред-став-ле-ния мю-зик-лов, опер, сим-фо-нические и джа-зо-вые кон-цер-ты и др. Еже-год-ные фес-ти-ва-ли: ме-ж-ду-народный джа-зо-вый «Джаз-Фест» (New Orleans Jazz & Heritage Festival; с 1970 года), аф-ро-а-ме-ри-кан-ской му-зы-ки «Эс-сенс» (по назв. од-но-им. жур-на-ла; с 1995 года), джа-зо-вой, нар. и тра-диционной му-зы-ки «Фран-цуз-ский квар-тал» (с 1984 года).

Еже-год-но про-во-дят-ся: кар-на-вал Мар-ди Гра (с XVIII века), фес-ти-валь «Ву-ду», литературный фес-ти-валь «Тен-нес-си Уиль-ямс». Новой Орлеан - ме-сто съё-мок мно-го-численных ки-но-филь-мов (за го-ро-дом за-кре-пи-лось не-официальное название «Юж-ный Гол-ли-вуд»). Городской зоо-парк.

Круп-ный спор-тив-ный центр. Наи-бо-лее из-вест-ные профессиональные клу-бы: «Нью-Ор-ле-анс Сентс» (американский фут-бол), «Нью-Ор-ле-анс Хор-нетс» (бас-кет-бол), «Нью-Ор-ле-анс Зе-фирс» (бейс-бол). Со-стя-за-ния про-во-дят-ся на ста-дио-нах «Мер-се-дес-Бенц Сью-пер-до-ум» (до 2011 года «Луи-зиа-на Сью-пер-до-ум»; 76,5 тыс. мест; круп-ней-ший в ми-ре кры-тый ста-ди-он) и «Нью-Ор-ле-анс Аре-на» (св. 18 тыс. мест). Сре-ди круп-ней-ших со-стя-за-ний, тра-ди-ци-он-но про-во-дящих-ся в Новом Орлеане, тур-ни-ры по голь-фу «Цю-рих-Клас-сик», вхо-дя-щие в чем-пио-нат ПГА (Ас-со-циа-ции проф. голь-фи-стов), ре-шаю-щие со-стя-за-ния сту-ден-че-ских ко-манд по бас-кет-бо-лу (фи-нал че-ты-рёх Национальной сту-ден-че-ской спор-тив-ной ас-со-циа-ции) и по американскому фут-бо-лу (Шу-гар Бо-ул) и мн. др.

Сре-ди других круп-ных го-ро-дов США Нового Орлеана вы-де-ля-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем язы-ков: ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны французский язык, диа-лект его ка-над-ско-го ва-ри-ан-та, на ко-то-ром го-во-рят фран-ко-ка-над-цы, им-миг-ри-ро-вав-шие сю-да из пров. Ака-дия (совр. Но-вая Шот-лан-дия; их в Луи-зиа-не на-зы-ва-ют кад-жу-на-ми), и луи-зи-ан-ский кре-оль-ский язык, сло-жив-ший-ся в сре-де гаи-тян-ских нег-ров. Куль-тур-ное и эт-ническое мно-го-об-ра-зие про-яв-ля-ет-ся так-же в об-лас-ти гас-тро-но-мической тра-ди-ций (мно-го-численные блю-да из мо-ре-про-дук-тов, ово-щей и др.) и улич-ных празд-ни-ков.

Ве-ду-щая от-расль эко-но-ми-ки аг-ло-ме-ра-ции Нового Орлеана - сфе-ра ус-луг (за-ня-то около 85% ра-бо-таю-щих, соз-да-ёт-ся около 66% ВРП, 2009 год); в об-ра-ба-ты-ваю-щей промышленности за-ня-то 5% (20% ВРП), в строи-тель-ст-ве 7% (4%), до-бы-ваю-щей промышленности, сельском хозяйстве и ры-бо-лов-ст-ве 3% (10%). Основного сек-то-ра сфе-ры ус-луг: транс-порт-но-ло-ги-сти-че-ский (гл. обр. об-слу-жи-ва-ние пор-то-во-го хо-зяй-ст-ва) и ту-ри-стический биз-нес.

Пор-то-вый ком-плекс Луи-зиа-ны - один из круп-ней-ших в ми-ре (об-щий гру-зо-обо-рот 364,2 млн. т в год, 2010 год), главный ин-тер-мо-даль-ный порт США (осу-ще-ст-в-ля-ет пол-ный на-бор ус-луг по транс-пор-ти-ров-ке и даль-ней-шей ком-плекс-ной об-ра-бот-ке сме-шан-ных гру-зов). В его со-ста-ве - порт Нового Орлеана (гру-зо-обо-рот 72,4 млн. т; 2010 год), порт Южной Луи-зиа-ны (236,3 млн. т, са-мый круп-ный в стра-не; рас-по-ло-жен ме-ж-ду Новыйм Орлеаном и Ба-тон-Ру-жем; около 70% гру-зо-обо-ро-та при-хо-дит-ся на сы-рую нефть) и порт Ба-тон-Ру-жа (55,5 млн. т). Новый Орлеан - один из главный пор-тов стра-ны по вво-зу сы-рой неф-ти (ок. 20% гру-зо-обо-ро-та), ста-ли, ко-фе, рас-тительных ма-сел и на-ту-раль-но-го кау-чу-ка, вы-во-зу зер-на и со-евых бо-бов. В пре-де-лах пор-та - один из са-мых длин-ных при-ча-лов в ми-ре (св. 3,2 км, спо-со-бен од-но-вре-мен-но при-нять 15 круп-ных мор. су-дов), ок. 3,4 км2 по-гру-зо- раз-гру-зоч-ных пло-ща-дей, около 1 км2 кры-тых склад-ских по-ме-ще-ний, 10 су-пер-мощ-ных хо-ло-диль-ни-ков (около 24,6 тыс. м2), 14 скла-дов (ок. 8,5 тыс. м2) для хра-не-ния ко-фе, кон-тей-нер-ный тер-ми-нал «На-по-ле-он» (мощ-ность св. 360 тыс. кон-тей-не-ров ДФЭ в год). Круп-ный кру-из-ный порт (еже-год-но свыше 700 тыс. пас-са-жи-ров); ре-гу-ляр-ные рей-сы в Мек-си-ку и стра-ны Ка-риб-ско-го бас-сей-на, экс-кур-сии по внутр. вод-ной сис-те-ме США. Круп-ный центр ту-риз-ма (8,3 млн. человек в 2010 году; рас-хо-ды ту-ри-стов оце-ни-ва-ют-ся в 5,3 млрд. долл. - около 2/5 до-хо-да городского бюд-же-та). Новый Орлеан - круп-ный центр де-ло-вых ус-луг (ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных, юри-дических, фи-нан-со-вых, кон-сал-тин-го-вых и др.), а так-же об-ра-зо-ва-ния, здра-во-охра-не-ния и со-ци-аль-ной по-мо-щи. Боль-шое зна-че-ние име-ет об-слу-жи-ва-ние во-енных объ-ек-тов (в пре-де-лах аг-ло-ме-ра-ции Нового Орлеана - авиа-ба-за ВМС США и др.).

Новый Орлеан - круп-ный ор-га-ни-за-ци-он-ный центр до-бы-чи, хра-не-ния и пе-ре-ра-бот-ки неф-ти. Здесь ба-зи-ру-ют-ся от-де-ле-ния не-сколь-ких круп-ных неф-тя-ных ТНК («Ro-yal Dutch Shell», «Eni», «Chevron Corporation»), мно-го-числ. об-слу-жи-ваю-щие от-расль ком-па-нии («Petrotech», «New-park Resources», «Superior Energy Services», «Era Helicopters» и др.), Центр управ-ле-ния Стра-те-гич. неф-тя-ным ре-зер-вом США. Дей-ст-ву-ют НПЗ ком-па-ний «Valero Energy Corporation» (пос. Нор-ко), «ConocoPhillips» (пос. Белл-Часс), «ExxonMobil», «Murphy Oil USA», «Air Products and Chemicals» (пос. Шал-метт), «Marathon Petroleum Corporation» (пос. Гэ-ри-вилл), неф-те-хи-мич. ком-би-нат ком-па-нии «Dow Chemical Compa-ny» (пос. Хан-вилл), пред-при-ятие по про-изводству аг-ро-хи-ми-ка-тов «Monsanto Com-pany» (пос. Лу-линг). От Нового Орлеана про-ло-же-но несколько круп-ных неф-те-, неф-те-про-дук-то- и га-зо-про-во-дов.

Сре-ди от-рас-лей ма-ши-но-строе-ния вы-де-ля-ют-ся авиа-ра-кет-но-кос-мическая промышленность, су-до-строе-ние и су-до-ре-монт. В Новом Орлеане - пред-при-ятия ком-па-нии «Lockheed Martin» (с 1961 года; ком-плек-тую-щие де-та-ли для кос-мич. ко-раб-лей). Ну-ж-ды пор-та, ВМС и ар-мии США об-слу-жи-ва-ют ком-па-нии «Bollinger Shipyards» (про-изводство и ре-монт различных ти-пов су-дов и неф-тя-ных плат-форм), «Huntington Ingalls Industries» (пос. Эй-вон-дейл; вспо-мо-гательного во-енного су-да), «Textron Marine & Land Systems» (г. Слай-делл; ма-лые во-енные су-да, су-да- ам-фи-бии и бро-не-тех-ни-ка) и др. Пред-при-ятия цвет-ной ме-тал-лур-гии (вы-плав-ка пер-вич-но-го алю-ми-ния), пром-сти строй-ма-те-риа-лов (в т. ч. до-бы-ча стро-ит. кам-ня и гли-ны, про-из-во из-де-лий из стек-ла), по про-изводству сти-раль-ных ма-шин (за-вод ком-па-нии «Pellerin Milnor Corpo-ration», г. Кен-нер), оде-ж-ды, разл. про-дук-тов пи-та-ния, по-ли-гра-фич. про-дук-ции. В Новом Орлеане - круп-ней-ший в ми-ре центр по пер-вич-ной об-ра-бот-ке ко-фей-ных зё-рен («Silocaf of New Orleans») и их об-жар-ке (6 фаб-рик, в т. ч. «Folger Coffee Company»).

Близ го-ро-да - АЭС «Waterford» (пос. Кил-ло-на; мощ-ность 1218 МВт) и несколько круп-ных ТЭС. В ок-ре-ст-но-стях Нового Орлеана - ры-бо-лов-ст-во, фер-мы по раз-ве-де-нию ра-ков и уст-риц; вы-ра-щи-ва-ют рис, са-хар-ный тро-ст-ник, фрук-ты и ово-щи. За-по-вед-ни-ки - Байю-Со-важ, Жан-Ла-фитт и др.

Новый Орлеан (New Orleans) - город на юге США, крупнейший город штата Луизиана (Louisiana). По состоянию на 2013 население Нового Орлеана составляет 378 тысячи человек. Всего в регионе нового Орлеана живет более 1,3 млн. человек.

Новый Орлеан расположен на берегах Миссисипи в 170 км от места впадения реки в Мексиканский залив. Город с трех сторон окружен водой (Мексиканский залив, река Миссисипи, озеро Пончартрейн). При этом большая часть Нового Орлеана лежит ниже или на уровне моря.

Новый Орлеан подвергается большой угрозе из-за возможных ураганов и наводнений. В 2005 году город испытал катастрофический удар, когда во время урагана Катрина было затоплено 80% города. Десятки тысяч людей потеряли жилье и были вынуждены покинуть город. Многие из них решили не возвращаться. Через год после катастрофы в Новом Орлеане насчитали лишь 223 тысячи человек, что вдвое меньше, чем до урагана Катрина. До сих пор город не оправился полностью от последствий наводнения.



Новый Орлеан является важным транспортным хабом и центром дистрибуции, важная роль принадлежит портовой инфраструктуре. Порт Нового Орлеана, также как и порт Южной Луизианы, находящийся поблизости, являются одной из крупнейших и самых загруженных портовых систем в США. Многофункциональный порт Нового Орлеана обслуживает не только контейнерные перевозки, но и принимает многочисленные круизные и туристические суда.

Экономика Нового Орлеана во многом связана с морским делом. В регионе множество судостроительных, логистических, транспортных компаний. Также Новый Орлеан является центром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. В Луизиане, в частности, на платформах в Мексиканском заливе добывается большое количество нефти, которая перерабатывается на многочисленных предприятиях региона. Важным сектором экономики Нового Орлеана является туризм.

Главный аэропорт региона - международный аэропорт имени Луи Армстронга (Louis Armstrong International Airport) расположен в пригороде Кеннер (Kenner).


Расовый состав Нового Орлеана на 2013 год:

  • афроамериканцы - 58,9%
  • белые - 30,9%
  • латиноамериканцы любой расы - 5,5%
  • азиаты - 3,0%
  • смешанные расы - 1,4%

Преступность считается серьезной проблемой для Нового Орлеана. Cтоит заметить, что наиболее остро вопрос стоит в отдельных бедных районах, скрытых от глаз туристов.

The Big Easy - «Биг Изи» - самое распространенное прозвище Нового Орлеана. Происхождение прозвища точно неизвестно, однако, оно подчеркивает свободную атмосферу города, беззаботность и легкость восприятия окружающего мира жителями.

Новый Орлеан имеет репутацию города, где можно с легкостью найти любые «взрослые» развлечения. Город известен своей клубной жизнью, доступностью алкоголя, музыкой, казино, большому гей-сообществу. Но кроме этого, Новый Орлеан - это исторические районы, интересная архитектура, музеи, шоппинг, фестивали, парады, яркие праздники. Самый известный и популярный праздник - карнавал Марди Гра (Mardi Gras). Также могут вызвать интерес туры по окрестностям (плантации, болота), различные варианты круизов.



Узнаваемый символ города - Статуя Эндрю Джексона на фоне Собора Святого Людовика

Главная улица Нового Орлеана - Magazine Street. Другие важнейшие улицы города - Canal Street, St.Charles Avenue, Bourborn Street, Rampart Street.

Районы Нового Орлеана

French Quater («Французский квартал», часто употребляется просто «Quater») - самый старый и знаменитый район города, наполненный музеями, ресторанами, клубами и занимательными магазинчиками.



Популярные достопримечательности французского квартала:

  • Улица Bourborn Street
  • Площадь Jackson Square
  • Собор St. Louis Cathedral
  • French Market
  • Preservation Hall
  • Бывший монетный двор New Orleans Mint
  • Кладбище Saint Louis Cemetery
  • Музей Contemporary Arts Center
  • Музей New Orleans Museum of Art
  • Музей Ogden Museum of Southern Art

Central Business District - типичный даунтаун, центральный бизнес-район города. Здесь расположены высотные отели, престижные рестораны, несколько значимых музеев.

Uptown - жилой район, частично застроенный старинными зданиями. В аптауне расположен зоопарк Audubon Zoo.

Faubourg Marigny - богемный район к востоку от французского квартала, известный бурной ночной жизнью.

Treme - исторический район по соседству с французским кварталом.


Климат в Новом Орлеане влажный субтропический. Лето жаркое, влажное с большим количеством осадков. Среднесуточная температура июля 28 C. Зимы в Новом Орлеане обычно мягкие, среднесуточная температура января 11 C. Снег выпадает крайне редко. Сезон ураганов проходит с июня по ноябрь. Лучшее время для посещения Нового Орлеана с конца ноября по первую половину июня.