Хованщина автор произведения. Хованщина: стрельцы против Софьи

В 1682 году московские стрельцы устроили бунт, приведя к власти Софью Алексеевну - старшую сестру малолетних царевичей Ивана и Петра. Это восстание ознаменовалось многочисленными убийствами бояр и чиновников.

Предпосылки

Знаменитый стрелецкий бунт 1682 года произошел по нескольким причинам. Незадолго до того были созданы полки нового строя, которые заметно меняли порядки в армии. Прежде стрельцы были основой войска, его элитными частями. С появлением полков нового строя они фактически превратились в городскую стражу.

Кроме того, накануне восстания зарплаты стрельцам стали выдавать нерегулярно из-за пустующей казны. Существовала в этой прослойке и дедовщина, при которой командиры удерживали жалованье подчиненных и всячески злоупотребляли собственным положением. Все это создавало напряженность. Рано или поздно она должна была вылиться в открытый протест. Все, что для этого было нужно, - какой-нибудь внешний повод. И он нашелся.

Проблема наследника

27 апреля 1682 года скончался молодой царь Его смерть привела к династической неразберихе. У усопшего не было детей. Трон должен был перейти к одному из его младших братьев - сыновьям Алексея Михайловича. Иван и Петр были еще совсем детьми. По традиции трон должен был достаться первому из них. Однако Иван был болезненным ребенком, и в Кремле считали, что он рано умрет. Кроме того, у братьев по отцу были разные матери, за которыми стояли враждовавшие боярские группировки. Вот на таком запутанном политическом фоне и произошел стрелецкий бунт 1682 года.

Матерью шестнадцатилетнего Ивана была Мария Милославская - представительница родовитой и могущественной семьи. Она умерла еще до своего мужа, поэтому за спиной малыша были дядья и другие родственники. Десятилетний Петр приходился сыном Наталье Нарышкиной. Стрелецкий бунт 1682 год произошел из-за противоборства двух семей при выборе нового царя.

Царевич Петр

Согласно закону, наследника должна была определить боярская дума. Она собралась, когда уже смертельно больной Федор Алексеевич готовился попрощаться с жизнью. Бояре выбрали Петра. Этот мальчик был здоровее своего брата, а значит, его сторонники могли не бояться за свое будущее в случае очередной скоротечной смены власти.

Еще одним ключевым персонажем в этой истории была старшая сестра Ивана и Петра Софья Алексеевна. Именно она инициировала мятеж стрельцов. Царевне шел 25-й год, она была взрослым человеком с большими амбициями. Софья хотела перетянуть одеяло власти на себе. Сделать это она собиралась, во-первых, с помощью недовольных своим положением стрельцов, а во-вторых, благодаря поддержке ущемленных думой Милославских. Также царевна опиралась на влиятельных князей Ивана Хованского и Василия Голицына. Эти вельможи были совсем не рады возвышению худородных Нарышкиных.

Беспорядки в Москве

Очень скоро после решения Боярской думы о выборе наследника по Москве стали распространяться слухи о предстоящих ущемлениях стрельцов. Эти разговоры поддерживались широкой сетью сторонников Милославских. Стрелецкий бунт 1682 года произошел из-за массированной пропаганды в вооруженных силах. Участились случаи неповиновения собственному начальству.

Две недели обстановка в столице была крайне напряженной и неясной. Наконец 15 мая приближенные Софьи стали действовать еще решительнее. Иван Милославский и Петр Толстой отправились в стрелецкие слободы и там во всеуслышание стали звать стрельцов в Кремль, якобы из-за того, что Нарышкины убили малолетнего царевича Ивана. Толпа вооруженных людей действительно отправилась к государевым палатам. Там она потребовала выдать бояр, выступавших против Софьи и Милославских и виновных в гибели ребенка.

Недовольных встретила царица Узнав причину смуты, она привела на крыльцо дворца Ивана и Петра, наглядно показав, что с детьми все в порядке. Причины стрелецкого бунта заключались в слухах, которые не подтвердились. Таким образом, несанкционированная акция уже могла трактоваться как

Начало кровопролития

Ситуация в Кремле достигла точки кипения. Толпа еще не разошлась, когда на том же самом крыльце объявился сторонник Нарышкиных боярин Михаил Долгоруков. Этот вельможа стал кричать на стрельцов, обвиняя их в измене и угрожая скорой расправой. В эту секунду взбудораженные вооруженные люди наконец нашли на ком вымести свою злость. Долгорукова выбросили с крыльца прямо на копья стоявших внизу воинов. Так пролилась первая кровь.

Отступать теперь было некуда. Поэтому события стрелецкого бунта развивались стремительно, и даже мнимые организаторы беспорядков, до этого распространявшие ложные слухи, перестали контролировать ситуацию. Мятежники расправились с другими приближенными Нарышкиных, в том числе лидером их партии Артамоном Матвеевым. Во дворце солдаты зарезали брата царицы Афанасия. Убийства продолжались весь день. Стрельцы взяли Кремль под свой контроль. Входы и выходы из дворцов и палат охранялись мятежниками. Фактически члены царской семьи стали заложниками.

Репрессии против Нарышкиных

Первый стрелецкий бунт привел к совершенной анархии в городе. Власть была парализована. Бунтовщики с особенным рвением искали еще одного брата царицы - Ивана Нарышкина. В день начала кровопролития он спрятался в царских покоях, благодаря чему выжил. Однако уже через сутки стрельцы вновь пришли в Кремль и потребовали выдачи Ивана Кирилловича. В противном случае они обещали устроить еще больший хаос.

Натальная Нарышкина колебалась. Софья Алексеевна лично надавила на нее и стала объяснять, что только так можно избежать дальнейшей анархии. Иван был выдан. Его пытали, а затем казнили. Отец Ивана и Натальи - старый и больной Кирилл Нарышкин - был отправлен в монастырь.

Выплата стрелецкого жалованья

Расправы в Москве продолжались еще три дня. Одной из последних значительных жертв террора стал фон Ганден - иностранный лекарь, выписанный для Федора Алексеевича. Стрельцы обвинили его в отравлении царя и убили. Казнь состоялась даже несмотря на уговоры вдовы покойного не трогать врача. Царица Марфа свидетельствовала, что иностранец лично пробовал все лекарства, которые выписывались Федору. Этот пример показывает, насколько беспощаден и слеп был стрелецкий бунт. Софья в это же время делала все, чтобы утвердиться у власти.

Однако прежде чем восставшие и правительство начали обсуждать политическое будущее страны, мятежники 19 мая пришли к малолетнему царю с ультиматумом. Стрельцы требовали выплаты всего задержанного жалования. Согласно их подсчетам, казна должна была выплатить 240 тысяч рублей. По тем временам это была колоссальная сумма. У власти таких денег просто не было. Тогда инициативу в свои руки взяла Софья, которая, формально еще не имея никаких полномочий, распорядилась увеличить налоги и поборы в провинции и начать переплавку кремлевских ценностей.

Два царевича

Скоро обнаружились новые обстоятельства, к которым привел стрелецкий бунт. Кратко оценив сложившуюся ситуацию, Софья решила через стрельцов потребовать для себя фактическую власть. Выглядело это следующим образом. 23 мая бунтовщики подали на имя Петра челобитную, в которой настаивали на том, чтобы вторым царем стал его брат Иван. Через неделю эта комбинация была продолжена. Стрельцы также предложили сделать Софью Алексеевну регентшей по причине малолетства соправителей.

Боярская дума и митрополит согласились на эти перемены. Выбора у них не было, так как жители Кремля продолжали оставаться заложниками солдат. Церемония венчания и Петра I состоялась 25 июня в Успенском соборе. Она подытожила итоги стрелецкого бунта - власть в стране была сменена. Вместо единоличного царевича Петра Россия получила двух соправителей-детей. Фактическая же власть оказалась в руках их старшей сестры Софьи Алексеевны.

Хованщина

События после стрелецкого бунта 1682 года еще некоторое время будоражили Москву. Когда Софья пришла к власти, она назначила главой этого воинского формирования Ивана Хованского. Царица рассчитывала на его помощь в успокоении стрельцов. Царица опасалась за свою судьбу. Она вовсе не хотела стать жертвой очередного бунта.

Однако фигура Хованского оказалась не самым удачным выбором на эту ответственную должность. Князь не только уступал стрельцам в их требованиях, но и сам стал давить на Софью. Кроме того, военные так и не покинули Кремль, мотивируя свой поступок необходимостью защиты царской резиденции. Этот короткий период в народе запомнился как «хованщина».

Старообрядческие волнения

Тем временем в противостоянии стрельцов и центральной власти появился новый фактор. Им стали религиозное течение откололось от русской православной церкви во время правления Алексея Михайловича. Конфликт был вызван реформами затронувшими сущность важных христианских обрядов. Церковь признала раскольников еретиками и изгнала их на окраины страны в Сибирь.

Теперь, когда в Москве произошел бунт, старообрядцы вновь потянулись в столицу. Они заручились поддержкой Хованского. В Кремле он стал защищать идею о необходимости теологического диспута между сторонниками старообрядчества и официальной церкви. Такой публичный спор действительно состоялся. Однако это мероприятие закончилось очередными массовыми беспорядками. Теперь источником волнений стали простолюдины.

Именно в этот момент произошел очередной конфликт между Софьей и Хованским. Царица настаивала на том, что необходимо приструнить старообрядцев. В конце концов некоторые их лидеры были убиты, хотя Хованский гарантировал им неприкосновенность. Боясь репрессий со стороны власти, стрельцы согласились признать раскольников подстрекателями к очередному бунту.

Переезд двора

После истории со старообрядцами отношения между Софьей Алексеевной и Иваном Хованским окончательно испортились. В то же время власть продолжала пребывать в зависимом положении от стрельцов. Тогда регентша собрала весь двор и буквально бежала с ним из города. Случилось это 19 августа.

В тот день в предместьях Москвы планировался крестный ход. Софья воспользовалась этим предлогом, чтобы удалиться от стрельцов в провинцию. С собой она забрала и царевичей. Правительница могла созвать дворянское ополчение, которое стало бы новой армией, способной защитить власть от непостоянных стрельцов. Двор тайно перебрался в хорошо укрепленный Троице-Сергиев монастырь.

Стрельцы складывают оружие

Мог ли в связи с этим маневром власти произойти новый стрелецкий бунт? Причины и итоги первого кровопролития еще хорошо помнились Софьей, решившей окончательно избавиться от этой угрозы. Она считала, что такая возможность действительно существовала, и хотела пресечь ее заранее.

Хованский, узнав о фактическом бегстве регентши с царевичами, решил отправиться прямо к Софье, чтобы с помощью переговоров уладить конфликт. В дороге он остановился в Пушкине, где был схвачен лояльными власти стольниками. В ту же ночь, 17 сентября, его казнили по обвинению в организации государственного переворота. Хованщина закончилась.

Второго кровопролития не произошло. Стрельцы, узнав о бесславной гибели своего лидера, оказались деморализованы. Они сдались властям и очистили Кремль. На место начальника был назначен думный дьяк Федор Шакловитый. Он занялся воссозданием в этих частях дисциплины и порядка. Спустя 16 лет стрельцы вновь взбунтовались, уже во время правления Петра I, после чего были окончательно репрессированы, а их войско распущено.

Хованщиной называют один из наиболее значимых эпизодов стрелецкого бунта 1682 года. Продолжался этот период с мая по сентябрь и был связан с именем князя Хованского, изначально поставленного царевной Софьей во главу стрелецкого войска, а затем превратившегося в ее злейшего врага. Софья Алексеевна полагала, что Хованский, служащий для стрельцов непререкаемым авторитетом — они даже называли князя «батей» — сможет усмирить бунтовщиков, однако этого не произошло.

У Хованского были свои цели, в которые явно не входила помощь царевне. Более того, князь пытался запугать Софью и убедить ее, что без его сильной руки Москва захлебнется в крови. Охрана Кремля, бывшая основной задачей стрельцов, вскоре стала лишь предлогом: на деле войско контролировало передвижения всех кремлевских обитателей и все настойчивее и настойчивее диктовало свои требования.

Князь Иван Андреевич Хованский

Непростой ситуацией воспользовались старообрядцы. «Бунташный» период они сочли наиболее подходящим для возвращения своей веры на передовые позиции. Старообрядцы, покинувшие отдаленные скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов. Тогда она хитростью решила ограничить число зевак, которые могли присутствовать во время обсуждения. Софья сказала, что она и другие царевны тоже хотят видеть, как проходит диспут, но на площади появиться по этическим соображениям не могут. Тогда встречу религиозных противников решено было организовать в Грановитой палате.

От старообрядцев выступал Никита Пустосвят, последователей Никона представлял патриарх Иоаким. Было бы странно, если бы словесный поединок в этих обстоятельствах выдался честным и аргументированным. Как часто и бывает, последними тезисами противников стали чуть ли не фразы в стиле «сам дурак», после чего с трудом удалось избежать драки. Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъяренная Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом. Многих других старообрядцев Хованский спас с великим трудом.


Федор Шаляпин в роли Досифея — главы раскольников в опере «Хованщина»

В августе того же года царевна Софья вновь проявила хитрость и смекалку. В день, когда царская семья должна была принять участие в крестном ходе, вместо Донского монастыря все монаршее семейство направилось в Коломенское, откуда затем перебралось в село Воздвиженское, находившееся неподалеку от Троице-Сергиева монастыря. Хованский и его сын Андрей, почуяв неладное, двинулись в сторону Воздвиженского, чтобы добиться переговоров с царевной, однако по пути их задержали царские стольники. В Воздвиженском же, куда доставили пленников, никто не собирался вступать с ними в переговоры. Обоих Хованских незамедлительно казнили. Стрелецкий бунт близился к завершению.

Хованщина

Милославские через провокаторов распространили в стрелецких полках слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевича Ивана. Поскольку стрельцы стремились иметь возможность диктовать властям свои условия, то их абсолютно не интересовало - правду говорят Милославские или нет. 15 мая 1682 г. по зову набата стрельцы ворвались в Кремль с требованиями показать им царевича Ивана. Оба царевича были выведены на крыльцо и предъявлены толпе. Но и убедившись в здравии Ивана, стрельцы не успокоились. Они стали требовать выдачи им «изменников-бояр» по списку, заготовленному Милославскими. И началась резня.

Глава стрелецкого приказа Юрий Долгорукий принял стрелецких выборных и, угощая их пивом, пытался утихомирить бунт. Когда же выборные ушли, старый боярин сказал: «Висеть им на Китайгородских стенах!» Холоп Долгорукого передал эти слова стрельцам, и они, вернувшись, изрубили старика саблями. Сын Долгорукого, угрожавший мятежникам карами, был сброшен с кремлевского крыльца на стрелецкие копья. Были убиты только что вернувшийся из ссылки боярин Артамон Матвеев, боярин Иван Языков, брат царицы Афанасий Нарышкин и многие другие. Самые низменные инстинкты субпассионарной черни вырвались на свободу. Озверевшие от крови стрельцы волочили трупы бояр по земле и кричали: «А вот боярин Артамон Сергеевич с Долгоруким едут, дайте дорогу!» Угрожая вырезать всю царскую семью, стрельцы потребовали на расправу еще одного брата царицы - спрятавшегося Ивана Кирилловича. Струсившие бояре выдали Нарышкина. Он причастился и вышел навстречу стрельцам с иконой. Несчастного долго пытали, добиваясь признания в измене, а затем изрубили саблями. Все оставшиеся в живых Нарышкины были отправлены в ссылку. Софья была провозглашена правительницей при «великих государях» Иване и Петре.

Однако реальной власти ни она, ни Милославские не получили. Власть взяли стрельцы, громившие усадьбы и погреба бояр. Софья поняла, что нужно хотя бы на время удовлетворить растущие аппетиты воинства, иначе вслед за Нарышкиными придет черед Милославских. Правительница велела изымать по градам и весям серебряные вещи у населения и чеканить из них деньги, чтобы срочно расплатиться со стрельцами.

Этой ситуацией воспользовались старообрядцы. Последователи Аввакума потребовали проведения свободного диспута с соответствующими гарантиями безопасности со стороны стрельцов для окончательного выяснения животрепещущего вопроса: чья вера правильнее? Правительство вынуждено было согласиться, и диспут между патриархом и суздальским священником Никитой Добрыниным по прозвищу Пустосвят (человеком очень ученым) состоялся. Но поскольку ни в одном диспуте со времен Адама и Евы ни одна сторона никогда не побеждала, каждый из участников объявил победителем себя. Патриарх сообщил о своей победе царевне Софье, а старообрядцы, выйдя на площадь, объявили о своей победе стрельцам. Но когда Софья приказала тут же схватить старообрядцев как не доказавших своей правоты, стрельцы легко отреклись от «старцев», сказав: «Черт ли нам в старой вере, пусть попы спорят?» После этого они вновь потребовали «наградных денег». Как только эти деньги (фактически - плата за жизнь доверившихся им старообрядцев) были им выплачены, стрельцы успокоились. Никиту Добрынина казнили, отрубив ему голову, а остальных старообрядцев отправили в ссылку.

Как видим, никаких целей, характерных для движения пассионарных людей, у стрельцов не было. Как и всякие субпассионарии, они стремились лишь к получению благ с минимальными затратами сил, чего и добивались, постоянно шантажируя правительство. Будучи субпассионарным шлаком, стрельцы представляли собой крайне удобное орудие в руках любого авантюриста. И такой авантюрист нашелся. Им стал князь Иван Хованский, по прозвищу Тараруй. Прозвище свое новый глава Стрелецкого приказа получил за склонность к разговорам и пустым обещаниям. Происходя из знатного рода Гедиминовичей, князь Иван Андреевич показал себя во время войны с Польшей как крайне неспособный полководец, почему и был переведен в тыл - в Москву. Назначенный начальником Стрелецкого приказа после гибели Долгорукого, он сделал для себя нужные выводы и все время заигрывал со стрельцами, побуждая их выдвигать все новые требования.

Хованский умело лавировал между Софьей и войском, одновременно возбуждая в стрельцах недовольство правительством. Так, Хованский жаловался стрельцам на недостаток денег в своем приказе, что якобы не позволяет ему наградить стрельцов как следует за их службу. Стрельцы, со своей стороны, всячески хотели укрепить собственные позиции и ослабить позиции бояр. Ослабить бояр можно было, лишив их верных слуг - дворовых людей. Поэтому стрельцы объявили свободными тех из них, кто «заложился» в кабалу в течение двух последних лет, хотя сами холопы всячески противились такому насильному освобождению. Ведь порвать «кабальную запись» означало лишиться сытного куска, снять шикарный кафтан и идти в батраки, сменив саблю и ездового коня на лопату и вилы.

Поскольку Хованский не мешал стрельцам проводить реформы согласно их вкусам и наклонностям, популярность его в стрелецком войске росла. Летом 1682 г. ситуация накалилась до предела. Правительница Софья прекрасно понимала, что опасность, угрожающая ей со стороны Хованского и стрельцов, растет не по дням, а по часам. И тогда она сделала решительный шаг - с царевичами Иваном и Петром в сопровождении свиты она покинула Москву и выехала в подмосковное село Коломенское. Из Коломенского Софья направилась к знаменитому Троице-Сергиевому монастырю, приказав собираться там же дворянскому ополчению.

Отъезд царевны поверг стрелецкое войско в смятение. «Надворная пехота» хорошо представляла себе меру непопулярности своих действий среди пограничных воинских частей. Столкновение с дворянским ополчением также не сулило стрельцам ничего хорошего. Единственным спасением для них было сохранение существующего порядка, при котором они могли шантажировать правительство. Поэтому в Коломенское направилась стрелецкая депутация с целью убедить Софью в отсутствии у стрельцов злых умыслов и вернуть ее в Москву. Софья благоразумно отказалась возвращаться. Но, стремясь выиграть время, успокоила стрелецких выборных, притворившись ничего не подозревающей, глупой женщиной. Меж тем всем боярам под предлогом встречи сына украинского гетмана Самойловича было предложено явиться в село Воздвиженское, где Софья сделала остановку по пути к монастырю. Направился туда и не ожидавший подвоха Хованский. А в это время боярин Михаил Лыков, отчаянный пограничный рубака, получил приказ Софьи схватить Хованского и с небольшим отрядом дворян напал на его лагерь. Смяв шатер Хованского конем, воевода схватил спавшего князя Ивана за шиворот и, перекинув через седло, привез его к царевне Софье. Без лишних проволочек, тут же в пыли у дороги, Хованскому отрубили голову.

Испуганные перспективой войны с дворянским ополчением, стрельцы и не подумали подняться на защиту своего начальника. Почувствовав силу и решимость Софьи, они согласились на все условия правительства, выдали зачинщиков и приняли в качестве начальника Стрелецкого приказа преданного Софье и крутого на расправу думного дьяка Федора Шакловитого. Хованщина кончилась.

Из книги Правда варварской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Хованщина По некоторым свидетельствам, после смерти Грушецкой и сына Федор Алексеевич не собирался больше жениться и говорил Языкову, что намерен сделать наследником брата Петра. Достоверна ли эта версия, трудно судить. Но в любом случае, для Милославских положение

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Хованщина В 1634 г. царь Михаил Федорович назначил «дядькой» к своему сыну Алексею боярина Бориса Ивановича Морозова. Юноша очень привязался к воспитателю, который первым в истории Русского царства обратил наследника к Западному миру и даже стал рядить его в европейские

Из книги От Руси к России. Очерки этнической истории автора Гумилев Лев Николаевич

Хованщина Милославские через провокаторов распространили в стрелецких полках слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевича Ивана. Поскольку стрельцы стремились иметь возможность диктовать властям свои условия, то их абсолютно не интересовало - правду говорят

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Хованщина Стрелецкое движение 1682 г., связанное с именем начальника Стрелецкого приказа князя И.А. Хованского, получило название «хованщина».Хованский Иван Андреевич (г. р. неизв. - ум. 1682) - руководитель стрелецкого движения при Софье. Начал службу в 30-х гг. XVII в. Был

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях; либретто композитора.

Время действия: 1682 год.

Место действия: Москва и ее окрестности.

Действующие лица:

Князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), Досифей (бас), Марфа (меццо-сопрано), подъячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.

ДЕЙСТВИЕ I

Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нем медные доски с надписями. Справа будка подъячего. Оркестровое вступление - "Рассвет на Москве-реке" - рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы (за сценой). Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение.

В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней. Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что "князь (Хованский. - А.М. ) всё узнает, князь не простит мне..." За сценой слышится хор приближающихся стрельцов (“Гой вы, люди ратные, вы, стрельцы удалые, гой, гуляйте, вы гуляйте весело”). Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. оказывается, это памятный столб, который стрельцы поставили в знак своей недавней победы: на нем имена тех неугодных им бояр, которых они казнили.

Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский. "Поступь плавная, держится высокомерно; за ним стрелецкие полковники и гости московские" - так поясняет мизансцену композитор. Князь обращается к толпе: “Дети, дети мои! Москва и Русь (спаси Бог!) в погроме великом...” Стрельцы славят Большого, как они величают Хованского.

Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. На защиту Эммы встает Марфа, раскольница, недавняя возлюбленная Андрея (“Так, так, княже! Остался ты верен мне!”). Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. За сценой хор (народ) поет славословие князю Хованскому-старшему (“Слава лебедю! Большому слава!”). Входит князь Иван Хованский. Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын - встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. Тогда Андрей заносит нож на Эмму: “Так мертвою имайте!” - кричит он. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Когда они уходят, Досифей обращается к Хованским: “Приспело время”. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. Возглас Ивана Хованского: “Стрельцы!.. Живо! В Кремль!” - призывает стрельцов на защиту Москвы и веры православной. Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.

ДЕЙСТВИЕ II

Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.

Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских". Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь ("еще одну, только одну"). Эта просьба выводит князя из равновесия: "Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!.." Пастор уходит ни с чем.

Снова входит Варсонофьев. На сей раз он сообщает о приходе “колдовки”. Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия - сцена гадания. Звучит знаменитая ария Марфы “Силы потайные”. Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается.

Внезапно появляется князь Иван Хованский (“А мы без докладу, князь, вот так!”). Между Голицыным и Хованским завязывается спор о правах и достоинстве своих и бояр (“Мы теперь местов лишились, - бросает гневный упрек Голицыну Иван Хованский. - Ты же сам нас уладил, князь, с холопьем поровнял”). В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Досифей прерывает их спор (терцет “Князья, смири ваш гнев”). Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы (раскольники) с книгами на головах (такова ремарка композитора), их сопровождает толпа народа. На них указывает Досифей как на деятельную силу (“Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает”). Раскольники поют: “Посрамихом, посрамихом”. Их хор звучит словно фанатический гимн. Голицын гневно восклицает: “Раскол!” Хованский же - отважно: “Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!”

Неожиданно вбегает Марфа и, едва переводя дыхание, бросается к князю Голицыну с мольбой миловать ее. К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее (по приказу князя), и как она едва сумела вырваться - благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна (Софья) велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. На вопрос Досифея, что сказал царь Петр, Шакловитый ответил: “Обозвал “хованщиной” и велел сыскать”. За сценой слышны голоса петровцев.

ДЕЙСТВИЕ III

Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие начинается хором раскольников - как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев.

Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Марфа предается воспоминаниям о своей несчастной любви; она тяжело переживает измену Андрея Хованского (звучит ее прекрасная лирическая песня “Исходила младешенька”). Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Досифей утешает ее (дуэт “Ах ты, моя касатка, потерпи маленько”). В мистическом настроении Марфа “видит”, как горят на костре раскольники. Досифей вразумляет ее: “Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка”. Он уводит ее, утешая при этом.

С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Он оплакивает участь Руси (“Спит стрелецкое гнездо”). Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. На сцену вбегают стрелецкие жены и набрасываются на мужей (“Ах окаянные пропойцы, ах колобродники отпетые!”).

За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. “Беда, беда... - кричит он. - Рейтеры (наемные петровские всадники. -А.М. ) близко; к вам мчатся, все рушат!” Стрельцы ошеломлены. Они зовут Хованского (хор “Батя, батя, выйди к нам!”). Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Но Хованский заявляет им: “Страшен царь Петр! Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье!” Сам же уходит.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Девушки развлекают его песнями - протяжной хороводной (“Возле речки, на лужочке”), бойкой плясовой (“Гайдучок”) и величальной (“Плывет, плывет лебедушка”). Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него (исполняется балетный номер в восточном стиле).

Входит Шакловитый. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Князь сначала упирается - он обижен на царевну: “Теперь небось другие ей советники послужат”, - говорит он, имея в виду, конечно князя Голицына. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.

Картина 2. Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Марфа готова “приять от Господа в огне и пламени венец славы вечные!”

Входит Андрей Хованский; он очень взволнован. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха (которого он - Андрей - изгнал). Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни - плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. “Спаси меня”, - молит он Марфу, и она поспешно его уводит. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. В этот момент за сценой слышны грубы “потешных” (петровских) полков. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. И в тот момент, когда у стрельцов уже не остается никакой надежды, он объявляет им, что “цари и государи Иван и Петр вам милость шлют: идите в домы ваши и Господа молите за их государское здоровье”. Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.

ДЕЙСТВИЕ V

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Оркестровое вступление изображает, по словам композитора, “шум леса в лунную ночь, то усиливающийся, то утихающий, как прибой волн” (из письма Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года). Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. Черноризцы и черноризки выходят из скита и идут к бору; они поют: “Враг человеков, князь мира сего восста!” Приходит Марфа, затем князь Андрей Хованский. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет - ему тяжко. Марфа решительна - ее не страшит сожжение. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: “Господи славы, гряди во славу Твою”. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Они смотрят на костер и скорбят о Руси: “Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..”

Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, быть может, самым гениальным русским композитором: ни одна его опера не была им закончена. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» - не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» - выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка - бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано - жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол - зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, - вспоминает певец, - что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах - в особенности, а тут - какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический.

А. Майкапар

Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков.

Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова (1897, Шаляпин в партии Досифея), сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения.

В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля (дирижер Купер, режиссер Санин).

Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена (1963), Ла Скала (1967), Венской оперы (1989, дирижер Аббадо), Гамбургской оперы (1994, режиссер Купфер) и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре (дирижер Ростропович, режиссер Покровский).

Е. Цодоков

ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов……А. Кривченя (бас)
Князь Андрей Хованский, его сын…………………В. Пьявко (тенор)
Князь Василий Голицын……………………………А. Масленников (тенор)
Шакловитый, боярин………………………………В. Нечипайло (баритон)
Досифей, глава раскольников………………………А. Огнивцев (бас)
Марфа, раскольница…………………………………И. Архипова (меццо-сопрано)
Эмма, девушка из Немецкой слободы……………Т. Сорокина (сопрано)
Подъячий……………………………………………………Г. Ефимов (тенор)
Варсонофьев, приближённый Голицына…………Ю. Королёв (бас)
Сусанна, старая раскольница………………………Т. Тугаринова (сопрано)
Кузька, стрелец………………………………………Ю. Григорьев (баритон)
Стрешнев, как герольд Петра………………………А. Федосеев

Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Хормейстер Александр Хазанов. Дирижёр Борис Хайкин

ДИСКОГРАФИЯ:

CD - Le Chant du Monde. Дирижер Хайкин, Иван Хованский (Кривченя), Андрей Хованский (Пьявко), Голицын (Масленников), Досифей (Огнивцев), Марфа (Архипова).

Philips. Дирижер Гергиев, Иван Хованский (Минжилкиев), Андрей Хованский (Галузин), Голицын (Стеблянко), Досифей (Охотников), Марфа (Бородина).

LD. Дирижер Аббадо, Иван Хованский (Гяуров), Андрей Хованский (Атлантов), Голицын (Марусин), Досифей (Бурчуладзе), Марфа (Шемчук).

Иллюстрации:
В. Суриков "Утро стрелецкой казни" 1881 г.
К. Коровин "Сенные девушки князя Хованского". Эскиз костюмов для оперы Мусоргского "Хованщина"