Губа андреева мурманская. Губа Андреева: когда же будет чисто? Здание, в котором произошла авария



Морские течения — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей. Различают постоянные, периодические и неправильные течения; поверхностные и подводные, теплые и холодные течения. В зависимости от причины течения, выделяются ветровые и плотностные течения.
На направление течений влияет сила вращения Земли: в Северном полушарии течения движутся вправо, в Южном – влево.

Течение называют теплым, если его температура теплее температуры, окружающих вод, в противном случае, течение называют холодным.

Плотностные течения вызваны разницей давления, которая обуславливается неравномерным распределением плотности морской воды. Плотностные течения образуются в глубинных слоях морей и океанов. Ярким примером плотностных течений является теплое течение Гольфстрим.

Ветровые течения образуются под действием ветров, в результате сил трения воды и воздуха, турбулентной вязкости, градиента давления, отклоняющей силы вращения Земли и некоторых других факторов. Ветровые течения всегда поверхностные.еверные и Южное Пассатные, течение Западных Ветров, Межпассатные Тихоокеанские и Атлантические.

1) Гольфстрим - теплое морское течение в Атлантическом океане. В широком смысле Гольфстримом называют систему тёплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.
Благодаря Гольфстриму страны Европы, прилегающие к Атлантическому океану, отличаются более мягким климатом, нежели другие регионы на той же географической широте: массы тёплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на Европу. Отклонения температуры воздуха от средних широтных величин в январе достигают в Норвегии 15—20 °C, в Мурманске — более 11 °C.

2) Перуанское течение - холодное поверхностное течение в Тихом океане. Движется с юга на север между 4° и 45° южной широты вдоль западных берегов Перу и Чили.

3)Канарское течение - холодное и, впоследствии, умеренно тёплое морское течение в северо-восточной части Атлантического океана. Направлено с С. на Ю. вдоль Пиренейского полуострова и Северо-Западной Африки как ветвь Северо-Атлантического течения.

4)Лабрадорское течение — это холодное морское течение в Атлантическом океане, протекающее между побережьем Канады и Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки. Там оно встречается с Гольфстримом.

5)Северо-Атлантическое течение — мощное теплое океаническое течение, является северо-восточным продолжением Гольфстрима. Начинается у Большой Ньюфаундлендской банки. Западнее Ирландии течение делится на две части. Одна ветвь (Канарское течение) идет на юг, а другая на север вдоль побережья северо-западной Европы. Считается, что течение оказывает значительное влияние на климат в Европе.

6) Холодное Калифорнийское течение выходит из Северо-Тихоокеанского течения, движется вдоль берегов Калифорнии с северо-запада на юго-восток, сливается на юге с Северным Пассатным течением.

7)Куросио, иногда Японское течение — тёплое течение у южных и восточных берегов Японии в Тихом океане.

8) Курильское течение или Оясио — холодное течение на северо-западе Тихого океана, которое берёт своё начало в водах Северного Ледовитого океана. На юге у Японских островов сливается с Куросио. Протекает вдоль Камчатки, Курил и японских островов.

9)Северное Тихоокеанское течение — теплое океаническое течение в северной части Тихого океана. Образуется в результате слияния Курильского течения и Куросио. Движется от Японских островов к берегам Северной Америки.

10)Бразильское течение - теплое течение Атлантического океана у восточных берегов Южной Америки, направленное на юго-запад.

P.S. Чтобы разобраться в том, где находятся различные течения, изучите набор карт. Также полезно будет почитать эту статью

Течения имеют очень важное значение для мореплавания, влияя на скорость и направление движения судна. Поэтому в судовождении очень важно уметь правильно их учитывать (рис. 18.6).

Для выбора наивыгоднейших и безопасных путей при плавании вблизи берегов и в открытом море важно знать природу, направления и скорость морских течений.
При плавании по счислению морские течения могут оказывать значительное влияние на его точность.

Морские течения - перемещение водных масс в море или в океане из одного места в другое. Основные причины, вызывающие морские течения - ветер, атмосферное давление, приливо-отливные явления.

Морские течения подразделяются на следующие виды

1. Ветровые и дрейфовые течения возникают под действием ветра вследствие трения движущихся масс воздуха о морскую поверхность. Длительные, или господствующие, ветры вызывают движение не только верхних, но и более глубоких слоев воды, и образуют дрейфовые течения.
Причем, дрейфовые течения, вызываемые пассатами (постоянными ветрами), - постоянные, а дрейфовые течения, вызываемые муссонами (переменными ветрами), в течение года изменяют и направление, и скорость. Временные, непродолжительные, ветры вызывают ветровые течения, которые носят переменный характер.

2. Приливо-отливные течения вызываются изменением уровня моря приливами и отливами. В открытом море приливо-отливные течения постоянно меняют свое направление: в северном полушарии - по часовой стрелке, в южном - против часовой стрелки. В проливах, узких заливах и у берегов течения во время прилива направлены в одну сторону, а при отливе - в обратную.

3. Сточные течения вызываются повышением уровня моря в отдельных его районах в результате притока пресной воды из рек, выпадения большого количества атмосферных осадков и т. д.

4. Плотностные течения возникают вследствие неравномерного распределения плотности воды в горизонтальном направлении.

5. Компенсационные течения возникают в том или ином районе для восполнения убыли воды, вызванной ее стоком или сгоном.

Рис. 18.6. Течения Мирового океана

Гольфстрим - самое мощное теплое течение Мирового океана идет вдоль берегов Северной Америки в Атлантическом океане,а затем отклоняется от берега и распадается на ряд ветвей. Северная ветвь, или Северо-Атлантическое течение, идет на северо-восток. Наличие Северо-Атлантического теплого течения объясняет сравнительно мягкую зиму на побережье Северной Европы, а также существование ряда незамерзающих портов.

В Тихом океане Северное пассатное (экваториальное) течение начинается у берегов Центральной Америки, пересекает Тихий океан со средней скоростью около 1 узла, и у Филиппинских островов разделяется на несколько ветвей.
Главная ветвь Северного пассатного течения проходит вдоль Филиппинских островов и следует на северо-восток под названием Куросио, которое является вторым после Гольфстрима мощным теплым течением Мирового океана; его скорость от 1 до 2 уз и даже временами до 3 уз.
Около южной оконечности острова Кюсю это течение разделяется на две ветви, одна из которых - Цусимское течение направляется в Корейский пролив.
Другая, двигаясь на северо-восток, переходит в Северо-Тихоокеанское течение, пересекающее океан на восток. Холодное Курильское течение (Ойясио) следует навстречу Куросио вдоль Курильской гряды и встречается с ним примерно на широте Сангарского пролива.

Течение западных ветров у берегов Южной Америки разделяется на две ветви, одна из которых дает начало холодному Перуанскому течению.

В Индийском океане Южное пассатное (экваториальное) течение у острова Мадагаскар разделяется на две ветви. Одна ветвь поворачивает на юг и образует Мозамбикское течение, скорость которого от 2 до 4 уз.
У южной оконечности Африки Мозамбикское течение дает начало теплому, мощному и устойчивому Иголь- ному течению, средняя скорость которого более 2 уз, а максимальная - около 4,5 уз.

В Северном Ледовитом океане основная масса поверхностного слоя воды совершает движение по часовой стрелке с востока на запад.

Специалисты NASA создали новую карту течений мирового океана. Её отличие от всех предыдущих в интерактивности – любой желающий может самостоятельно взглянуть на все стабильные водные потоки и определить температурный характер течения.

Знали ли вы, что вода в океане неоднородна? Логично, что ближе к поверхности она теплее, чем на глубине. Однако, не всем известно, что объём соли в океанической воде, за редким исключением обратно пропорционален глубине, на которой эта вода находится – чем глубже, тем преснее. Однако, из этого правила есть исключения. Например, в Арктике и Антарктике глубинные воды также насыщены солью – ледяные пласты, проникающие на большую глубину, содержат частицы поверхностных соляных испарений, обогащая ими весь водный пласт.

Верхний слой океанической воды приводится в движение стабильными воздушными потоками. Таким образом, карта океанских течений в целом идентична карте морских ветров.

Уникальная онлайн-карта

Уникальная карта, при помощи которой можно подробно рассмотреть течения всех океанов мир

Модель была разработана с целью продемонстрировать механизм термоциркуляции в мировых водах. Однако, карта не является абсолютно точной – с целью лучшей демонстрации разницы между поверхностными и глубинными водными потоками, в определённых показатель глубины несколько завышен по отношению к реальному.

Анимационная составляющая новой карты смоделирована учёными NASA в лаборатории Goddard Space Flight Center.

Сравнительная контурная карта течений

Ниже представлена классическая контурная карта течений мирового океана на русском языке, на которой схематично отображены все основные холодные и тёплые течения мирового океана. Стрелочки указывают на направление движения, а цвет – на температурную характеристику воды – тёплым, или холодным является конкретное течение.

Крупнейшее в Европе хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), самый радиационно опасный объект эпохи холодной войны — устрашающих определений для береговой технической базы в губе Андреева, что недалеко от Заозерска, придумано немало. Недавно в Мурманске прошел международный семинар (уже пятый по счету), посвященный истории, текущему состоянию и перспективам реабилитации накопленного в губе Андреева ядерного наследия времен СССР. Его организаторами выступили госкорпорация «Росатом», созданный при ней общественный совет и экологическое объединение «Беллона».

Контейнеры для хранения ОЯТ на накопительной площадке.

Опасно текущая ситуация

— Губа Андреева всегда служила интересам Военно-морского флота. Это самая большая береговая техническая база, где десятилетиями шла перезарядка всех атомных подводных лодок Северного флота. Первая перезарядка была проведена в 1961 году, — вспоминает капитан первого ранга запаса, ветеран ВМФ Вячеслав Перовский.

Причем, поскольку атомные технологии тогда только отрабатывались, ошибок, по мнению Перовского, совершено было немало. Так, чехлы с ОЯТ хранились в двух бассейнах под защитным слоем воды в так называемом здании № 5. Иногда при загрузке чехол срывался с подвески и просто падал на дно бассейна, попутно повреждая другие чехлы. Так что на дне были просто завалы.

— Фатальный просчет был в самих этих бассейнах, — добавляет Вячеслав Перовский, — они вообще не были нужны. Активные зоны субмарин оставались холодными, остужать их не требовалось. При этом бетонные стены бассейнов обшили обычной черной сталью, которая под воздействием воды просто проржавела…

И в 1982 году произошла авария. В облицовке правого бассейна образовалась трещина, радиоактивная вода стала поступать в грунт, а далее в ручей, который выносил ее в губу Андреева и в конечном счете в Баренцево море. В сентябре течь достигла 30 тонн в сутки. Появилась реальная угроза того, что из-за оголившихся верхних частей отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) произойдет серьезное облучение персонала. Да и загрязнение прилегающей акватории вызывало тревогу.

Решено было защитить правый бассейн перекрытием из бетона, железа и свинца. А затем его осушить. В ноябре начались работы. Но и здесь были допущены просчеты. Тяжелая конструкция вызвала перекос всего здания, отчего дал течь и левый бассейн. Правый все же перекрыли, вода из него к тому времени вытекла. Из левого бассейна уходило до 3 тонн в сутки, и воду в него подкачивали непрерывно через пожарные рукава.

В феврале 1983 года комиссия Минобороны запретила эксплуатацию хранилища. Было принято решение, как можно скорее перегрузить ОЯТ в три пустующие емкости, которые первоначально предназначались для хранения жидких радиоактивных отходов. Их в срочном порядке переоборудовали в блоки сухого хранения (БСХ). Основную часть ОЯТ перегрузили в них, часть отправили на производственное объединение «Маяк» в Челябинскую область, несколько поврежденных чехлов так и остались в здании № 5. И только в 1989 году из него были выгружены все чехлы.

Экологические последствия аварии были весьма существенны.

Подземные воды в районе БТБ в губе Андреева до сих пор имеют мутагенную активность, — констатирует заместитель генерального директора Федерального медико-биологического центра имени Бурназяна Наталия Шандала.

Тайное стало явным

Долгие годы информация об аварии на секретной военной базе просто замалчивалась. И это несмотря на то, что «Гринпис», «Беллона» и ряд других экологических организаций, что называется, били тревогу.

— Информационный прорыв произошел в 1993 году, — считает председатель правления экологического правозащитного центра «Беллона» в Санкт-Петербурге Александр Никитин.

Александр Никитин.

Именно тогда о губе Андреева написала авторитетная норвежская газета «Афтенпостен». Умалчивать о ситуации и далее было просто немыслимо. Окончательный перелом, по мнению Никитина, наступил чуть позже, в 1998 году, когда председатель правительства РФ Сергей Кириенко подписал постановление № 518, которым функции координации работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок передавались из ведения Минобороны Минатому России. Через два года этому же ведомству были переданы и береговые технические базы ВМФ, включая губу Андреева.

— Это был один из самых проблемных объектов Военно-морского флота, — утверждает Александр Никитин.

За последующие полтора десятка лет, говорит секретарь общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области Сергей Жаворонкин, в плане установления общественного контроля над ситуацией был пройден огромный путь — от «недопущения экологического туризма на ядерно опасных объектах» (были вначале и такие высказывания в адрес общественников и экологов) до полного взаимодействия. Свидетельством последнего является прошедший семинар, организованный совместно «Росатомом» общественниками и экологами.

Навалились всем миром

Но вернемся к хронике событий. Следующим прорывом стало принятие международной помощи.

— В 2001 году в Айдахо Фоллс (США) состоялся семинар. Кроме России в нем приняли участие еще семь стран. Главной целью встречи была оценка экологических проблем БТБ в губе Андреева. Эксперты констатировали, что начинать реабилитацию базы надо с инфраструктуры, — отмечает директор Международного центра по экологической безопасности, главный научный сотрудник АО «НИКИЭТ имени Доллежаля» Альберт Васильев.

И первой помощь России в этом вопросе начала оказывать Норвегия. За двадцать лет, с 1996 по 2016 годы, напоминает главный инженер губернского правления провинции Финнмарк Пер-Эйнар Фискебек, Северное королевство выделило на реабилитацию губы Андреева 250 миллионов крон. На них были построены подъездная дорога и административное здание, решены вопросы с электроснабжением объекта, создана система физзащиты (периметр и здание охраны) и так далее, включая маяк для безопасной навигации в акватории губы Андреева судов технического обеспечения «Серебрянка» и «Россита».

Директор отделения губа Андреева СЗЦ «СевРАО» Александр Краснощеков.

В общей сложности в ходе подготовки инфраструктуры на базе были демонтированы два десятка «чистых» объектов, а 17 новых построены.

— Было проведено ранжирование объектов по степени исходящей от них опасности. Для максимальной объективности оценки применялись различные методы, — рассказывает представитель Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Михаил Кобринский. — Главными проблемами, конечно, были здание № 5 и три емкости БСХ. Там концентрация радионуклидов на единицу объема была намного выше, чем где бы то ни было еще на базе.

— Там хранится около ста активных зон АПЛ — 22 тысячи сборок, — добавляет начальник отдела координации и реализации международных программ госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев. — Даже подойти к БСХ, чтобы уточнить их состояние, было практически невозможно. Для обращения с ОЯТ и его последующего вывоза надо было создать специальное производство. Ключевым вопросом стало строительство здания-укрытия над тремя БСХ.

— Наша позиция заключалась в следующем: лучше делать эту работу дольше, но безопаснее. Чтобы максимально снизить возможные риски, — подчеркивает представитель государственного управления Норвегии по ядерной и радиационной безопасности Ингар Амундсен.

Вслед за Норвегией к помощи подключалось Соединенное Королевство. На британские деньги проводится реабилитация здания № 5 (работы еще не закончены), демонтированы экологически безопасные здания и старое технологическое оборудование причала (без его реконструкции ОЯТ с базы просто не вывезти), построены полигон для строительного мусора и площадка для подвозимых стройматериалов, обновлены кабельные сети и так далее.

Значительный вклад в реабилитацию БТБ в губе Андреева внесли также Швеция, Италия и страны Евросоюза в целом.

К вывозу почти готовы

Над емкостями БСХ, рассказывает генеральный директор АО «НИПТБ «Онега» Константин Куликов, были установлены элементы биозащиты, чтобы минимизировать воздействие на персонал. Эта мера значительно улучшила радиационную обстановку, что позволило приступить к возведению здания-укрытия.

Транспортно-технологическую схему грядущего вывоза ОЯТ с базы раскладывают участникам семинара по полочкам эксперт отдела программ международной технической помощи Федерального центра ядерной и радиационной безопасности Павел Насонов и главный инженер Центра по обращению с радиоактивными отходами отделения губа Андреева СЗЦ «СевРАО» (так сегодня официально именуется база) Игорь Казаков.

Без деталей она такова: технологическое судно становится у причала, и пустой контейнер краном перегружается с него на специальную тележку, которая доставляет его на крытую накопительную площадку. Оттуда машина-транспортер перевозит контейнер в здание-укрытие, где в него загружают извлеченные из вскрытой емкости БСХ отработавшие тепловыделяющие сборки. После чего контейнер герметизируется и в обратном порядке доставляется на судно. И так контейнер за контейнером, рейс за рейсом…

Почти все уже готово. Мостовой кран для перегрузки контейнеров на причале доставлен в 2014 году, в 2015-м он был смонтирован и в июле того же года вступил в строй. Транспортная тележка испытана в декабре 2015 года, сдана в эксплуатацию в июле 2016-го. Сама накопительная площадка (здание № 151) сдана летом этого года. Здесь уже находятся 14 пустых контейнеров для отработки всей схемы в так называемом холодном режиме. Специальная машина-транспортер прибыла к месту работы весной 2016 года.

Пока не совсем готово здание-укрытие над емкостями БСХ (здание № 153). Нулевой цикл и монтаж металлоконструкций уже завершены, смонтированы краны над емкостями. Сейчас идет монтаж перегрузочного агрегата. В целом работы выполнены на 75 процентов. В декабре должны пройти комплексные испытания. А в июне будущего года — начаться вывоз ОЯТ. И тогда, если все пойдет по плану, через несколько десятилетий на месте бывшей секретной базы ВМФ будет обычная зеленая лужайка.