Приведи примеры представителей царств

Тема урока: «Четыре царства живой природы»

Цель урока : сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,

Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.

Предметные результаты:

Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи

в природе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, тест, листы самооценки, сигнальные карточки, электронный учебник «Окружающий мир» 3класс, таблички «Царства живой природы»

Ход урока

I .Оргмомент.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!

II .Актуализация учебной деятельности.

Вспомните, с какой темой знакомились на предыдущем уроке (почва)

Тест «Почва»

1.Выбери верное утверждение:

а. Почва – это верхний плодородный слой земли

б. Почва – это космическая пыль, осевшая на Землю

в. Почва – это песок с удобрениями

2.Если комочек зажать между слоями бумажной салфетки, то мы увидим:

а. бактерии

б. влагу

в. семена растений

3. Всю свою жизнь посвятил изучению почвы русский ученый:

а. Христофор Колумб

б. Лермонтов М.Ю.

в. Докучаев В.В.

4. Перегнившие остатки организмов - это:

а. почва

б. перегной

в. гнильё

5. В 1 кубическом см почвы обитают:

а. 10 бактерий и 20 живых организмов

б. 10 тысяч бактерий и 20 тысяч живых организмов

в. 10 миллионов бактерий и 200 тысяч живых организмов

6. В каких климатических условиях быстрее будут перегнивать погибшие организмы:

а. где жарко и влажно

б. где жарко и сухо

в. где холодно и влажно

7. 1 см почвы образуется:

а. за 30 дней

б. за 30 месяцев

в. за 300 лет

8. Злейший враг почвы:

а. человек

б. овраг

в. дождь

9.Иногда на голых скалах или на крышах домов вырастают кусты и деревья. Кто их сажает?

а. птицы или ветер

б. альпинисты

в. сами выросли

Проверим тест (тест презентация)

III . Вхождение в тему .

Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы, исследовать.

Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Учитель читает загадку. (Слайд 1)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

А что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Какая бывает природа? (живая и неживая)

Приведите примеры.

Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1 можно отнести к природе, а что создано человеком.

Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре)

I V. Работа по теме урока

- Как вы думаете, с какой целью мы повторили объекты живой природы?

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… нет, нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств отдельное и особенное. Находятся они не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой природы.

Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название. (На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)

1. Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд 2

Какие растения леса вы знаете? (дуб, береза..)

На какие группы они делятся? (деревья, кустарники, травы)

Какую пользу они приносят? (дают кислород, защищают от солнца)

Какое название дадим этому царству? (Растения)

Дополняем таблицу на доске царства «Растения»

2.-Для кого в природе лес служит домом? (лес- это дом для животных)

На какие группы делятся животные? (дикие, домашние и т.п)

В чем их отличие? (по месту обитания)

По способу питания на какие группы делятся? (хищные и растительноядные)

Какое название мы дадим этому царству? (Животные) (Слайд 3)

Дополняем таблицу на доске «Животные»

Работа в парах.

- Посмотрите на карточку №2 которая находиться на ваших столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Липецкой области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Липецкой области. Используйте для этого стрелочки.

3.-В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу?

Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много. (Слайд 4)

А вы собирали грибы?

Какие грибы есть в нашей местности?

Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? (Слайд 5)

Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?

Дополняем таблицу на доске царства «Грибы »

V. Физминутка. Игра « Живое –неживое»

Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – вы стоите на месте. (Дождь, снег, ворона, мальчик, зайчик, листик, гора, солнце, кузнечик, гром, медведь, роза.)

4.- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.

(Чтение отрывка стихотворения К. И. Чуковский« Мойдодыр»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Кто написал эту сказку и как она называется?

Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.

Слайд 6 «Бактерии»

Сообщения детей (2 ученика)

1ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик.Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

Какое же название дадим этому царству? (Бактерии)

Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии»

Сколько же царств, у нас получилось?

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок.

Их изучением занимаются различные науки: растения-ботаника, животные- зоология, грибы- микология, бактерии – микробиология.

5 . Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу

Чтение по учебнику. С 78

Что означают стрелки между царствами?

Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни (воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.

Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?

Чем различаются условия жизни в этих средах? (слайд 7)

VI. Закрепление изученного материала

Электронный учебник – задание

V II Рефлексия

Какие задачи на урок мы ставили? (узнать, какие царства природы есть)

Все ли мы исследовали в этих Царствах? Нет

Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.

Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.

Предлагает закончить предложения:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

Д/з: 1.с.78-79, пересказ

2.Творческое; подготовить сообщение о понравившимся царстве

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

развивающие:

  • расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;

воспитательные:

  • способствовать формированию бережного отношения к природе;
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование.

  • мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;
  • дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
  • конверты с представителями царства животных для работы в парах;
  • карточки для индивидуальной работы по растениям;
  • микроскоп.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Приложение 1. Слайд 1 “Природа”.

Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

3. Повторение пройденного материала

На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель: Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать?
Дорисовав картину вы уточните название темы урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.

Учитель: А что украсило картину? (Природа.)
Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)
Назовите объекты неживой природы.
Назовите объекты живой природы.
А теперь проверим.

Просмотр слайда 2

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы.

(Открыть тему урока на доске: “Царства живой природы”.)

4. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”- без названий.

Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

Царство “Животные”

Просмотр слайда 4 Царство “Животные”

Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии. На какие группы вы разделили представителей живой природы? (Дикие и домашние.)
Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (Животные.)

Учитель: Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/

Просмотр слайда 5 Царство “Животные”

Работа в парах.

Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Владимирской области.

Просмотр слайда 6 (проверка)

Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Владимирской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают снегири.
Как они красивы!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.

Царство “Растений”

Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)

Просмотр слайда 7 Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)

Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.

Задание: Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем: Какие в лесу бывают этажи?

Просмотр слайда 8 (Дерево, Кустарник, Трава)

Учитель: Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” - это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” - травы (слайд) . А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93.

Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Физкультминутка для глаз

Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.

Царство “Грибы”.

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Женя шла, шла, шла,
Белый гриб в лесу нашла.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Их положим в кузовок.

(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)

Учитель: Сколько грибов нашла Женя? Поможем Жене набрать целую корзину. (Стихотворение про грибы.)

(Дети-грибы выходят к доске.)

В лес осенний по тропинке
Мы несём свои корзинки.
Соберём грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры,
Рыжик прячется в листочках
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.

Учитель: Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли? (Грибы бывают съедобные и несъедобные.)

Просмотр слайда 9

Учитель: Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?
Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?
И так мы побывали в царстве “Грибы”.

Просмотр слайда 10 (царство “Грибы)

Царство “Бактерии”

Учитель: Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.

Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.

Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)

Учитель: Там где грязь, там и болезни.

(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.

Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).

Дети, какое же название имеет это царство?

Просмотр слайда 11 (царство “Бактерии”)

5. Закрепление нового материала

Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.

Учитель: Сделаем вывод: вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.

Учитель: Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)

Дидактическая игра “”Царства природы” (групповая работа по динамической картине).

Учитель: Лесовик приготовил задание по группам: Выбрать представителей каждого царства с картины. 1 - представителей царства животных, 2 – растений, 3 – грибы.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием (садятся за парты с рисунками).

6. Итог урока

Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

7. Экология

Учитель: Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (Опустела, стала некрасивой.)

Все-все
На свете, на свете нужны!
И мошки, не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!

(Музыка, исполняется песня “Не рвите цветы!”)

1. Подумай и расскажи, что значит для тебя природа. Что ты больше всего любишь в природе? Напиши.

Природа - это растения, животные, море и небо. В природе мне нравится ее красота.

2. По заданию учебника прочитайте первый абзац текста, помещённого на этой странице. Подчеркните одной чертой то, что относится к неживой природе; двумя чертами то, что относится к живой природе.

3. Прочитай второй абзац текста на с. 6.
Папа Серёжи и Нади изобразил признаки живых существ с помощью забавных рисунков. Догадайся, какие признаки он имел в виду, и напиши их под соответствующими номерами.


4. По символическим рисункам определи названия царств и впиши их в схему.




5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры представителей царств (не менее трёх в каждом пункте).


6. Расшифруй схему (пронумеруй предложения).

Расскажи по схеме о ценности природы для людей.

7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Пронумеруй листья от самого маленького к самому большому. Получится слово, которое мы часто произносим, когда общаемся с природой. Впиши его в клеточки.