Гипонимы и гиперонимы примеры. Понятия гипонима и гиперонима

Родо-видовые отношения

Структура поля основана на родо-видовых отношениях. Обозначая объекты действительности, слова способны отражать в своих значениях отношения между объектами внешнего мира. Отношения между словами, одни из которых называют определённый класс предметов, лиц, животных, действий, состояний, свойств и т.д., а другие – разновидности объектов, действий, свойств внутри этого класса, называются родо-видовыми или гиперо-гипонимическими. Иначе говоря, родо-видовые отношения в лексике – это отношения между словами, обозначающими общее родовое понятие, и словами, называющими видовые подразделения этого общего понятия. Родовое понятие получило название гипероним (от греч. hyper ‘над’, ‘сверх’ и onyma ‘имя’), а видовое – гипоним (от греч. hypo ‘под’, ‘внизу’ и onyma ‘имя’). Гипонимия представляет собой включение единиц в соответствующий класс наименований: роза, тюльпан, гвоздика, астра, незабудка, подснежник – цветок; физика, химия, география, биология, история, литературоведение, языкознание… – наука. Такое включение однородных единиц в соответствующий класс осуществляется на основе их принадлежности к определенным семантическим полям. Слова, имеющие общий гипероним, называются согипонимами. Так, слово дерево является гиперонимом по отношению к словам берёза, рябина, дуб, тополь, клён, ель, сосна и т.п. Слова, называющие виды деревьев, в свою очередь, являются гипонимами по отношению к слову дерево и согипонимами по отношению друг к другу. Слова пудель, спаниель, овчарка, колли называют видовые понятия, или гипонимы. Слово собака обозначает родовое понятие по отношению к словам дог , колли , борзая и представляет собой гипероним. Денотат гиперонима включает в себя денотат гипонима, так, напр., множество кошек входит в состав семейства животных. Сигнификат гиперонима, напротив, включается в сигнификат гипонима, так, напр., множество признаков, составляющих сигнификат гиперонима животное, является лишь составной частью множества признаков гипонима кошка . Сигнификат гипонима оказывается богаче, чем сигнификат гиперонима.

Гиперо-гипонимические отношения структурируют семантическое поле (СП) сверху донизу и снизу доверху. Понятия «гипоним» и «гипероним» в СП – относительны. Так гипероним собака становится на вершине поля гипонимом, наряду с такими словами, как кошка , свинья , овца по отношению к иерархически более высокому слову животное и т.д.

На основе гипонимии взаимосвязанные лексические единицы последовательно объединяются в лексико-семантические группы (ЛСГ), а ЛСГ объединяются в классы слов, которые образуют семантические сферы. Таким образом строится сложная многомерная структура взаимосвязанных семантических полей.



Гиперонимизация по праву считается важнейшим направлением в семантическом расширении слов. Способность объединять видовые обозначения в родовое является результатом определённого развития мышления. В процессе создания гиперонимов, «образно говоря, язык превращает вещь в вещество , пищу в калории , а прогулки в отвлечённость движения ».

В русском языке, как уже отмечалось ранее, ощущается явная нехватка как однословных гиперонимов, так и конкретных видовых обозначений. На дефицит обобщённых, ёмких и экономных наименований в русском языке неоднократно указывал И.Г. Милославский: «Как, например, обобщённо обозначить то, что стоит за словами город, деревня, село, посёлок, хутор, столица, райцентр, станица ? Неужели населённый пункт ?» .

Одним из «слабых» семантических участков в этом плане является, в частности, сфера товаров и услуг. В этой сфере русский язык располагает такими гиперонимами, как одежда (брюки, юбка, платье, пиджак и т.д.) и обувь (сапоги, ботинки, туфли, босоножки и т.д.), но говорящий по-русски почувствует затруднения при попытке обобщённо назвать то, что представлено, напр., словами варежки, рукавицы, перчатки . Составные родовые наименования типа головные уборы (ср. видовые обозначения: шапка, кепка, шляпа, панама и др.), чулочно -носочные изделия (чулки, носки, гольфы, колготки ), постельные принадлежности (слово с родовым значением бельё многозначно), хлебобулочные изделия , транспортные средства , материальные средства, торговая точка и т.п., являясь стилистически маркированными, что затрудняет их использование, воспринимаются к тому же как явно «тяжеловесные», неудобные для номинации. Ср. вполне корректное высказывание: У меня вся обувь пришла в негодность и, по меньшей мере, странное: *У меня все чулочно-носочные изделия порвались .

Знание родо-видовых отношений между словами необходимо для построения правильных предложений на русском языке. Слова, обозначающие виды предметов или действий, не могут соединяться в цепочку однородных членов предложения со словами, обозначающими род тех же предметов и действий. Нельзя сказать: *В комнате стояли диван, кресло, шкаф, стол, стул и мебель. Это высказывание будет правильным, если с помощью уточнения мы преобразуем родовое значение слова мебель в отвлечённое видовое: В комнате стояли диван, кресло, шкаф, стол, стул и ещё какая-то мебель.

В аспекте продуктивной речевой деятельности важно также заметить, что гипонимические (видовые) отношения существенно отличаются от синонимических тем, что в процессе говорения возможна только односторонняя замена, т.е. замена гипонима на гипероним как подведение вида под род (Ср. Он подошёл к берёзе → Он подошёл к дереву ). Обратная замена далеко не всегда возможна. Кроме того, необходимо отметить, что значение гипонима семантически сложнее, богаче, чем у гиперонима, а представленный их класс предметов уже. Гипонимы включают в себя смысловое содержание гиперонима и противопоставляются друг другу соответствующими дополнительными дифференциальными семами.

Эндоцентрические ряды

На основе родо-видовых отношений строятся смысловые парадигмы, которые получили название эндоцентрических рядов. В таких рядах каждое последующее слово представляет собой гипоним по отношению к предыдущему слову и гипероним по отношению к последующему, напр., человек – ребёнок – девочка; предмет – фрукт – яблоко – антоновка. Примечательно, что слова из этих рядов могут использоваться говорящим для номинации одного и того же объекта внеязыковой действительности. В каждом эндоцентрическом ряду, построенном на гиперо-гипонимичных отношениях, можно выделить слово, соответствующее нейтральному уровню конкретности. Так на вопрос: Кто там скребётся за дверью? можно получить несколько ответов, которые будут считаться правдивыми: 1) животное; 2) собака; 3) колли . Из этих ответов только ответ собака является нейтральным, а другие включают в себя дополнительную информацию.

Одной из важных тем по развитию речи является изучение лексической парадигматики, т.е. разрядов слов, вступающих между собой в определенные отношения. К таким разрядам относятся синонимы, антонимы, гиперонимы и гипонимы. Изучение синонимов и антонимов начинается еще в первом классе и продолжается в течение всего периода обучения в школе. Такие разряды слов, как гиперонимы и гипонимы (слова, имеющие родо-видовые отношения), чаще всего на уроках не рассматриваются. Хотя гиперо-гипонимические отношения охватывают и структурируют значительную часть словарного состава языка. Они являются самыми распространенными парадигматическими связями слов. Разработанные уроки направлены на развитие у детей языкового чутья, на умение анализировать слова и их значения, устанавливать между ними логические связи и отношения. Данные уроки могут проводиться во 2-4 классах независимо от уровня подготовки учащихся и УМК, по которому обучаются дети.

Цель урока: познакомить учащихся с лексической парадигматикой.

Задачи урока:

  • закрепить у учащихся имеющиеся сведения по теме и дополнить их новыми;
  • учить находить для слова соответствующую пару, в зависимости от вида отношений между словами;
  • развивать языковое чутье;
  • развивать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, ИКТ, технология критического мышления.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о лексике, т.е. о словарном составе языка. Нам предстоит выяснить, какие отношения могут быть между словами. Часть информации по этой теме вам знакома. Поэтому вам нужно будет вспомнить се, что вы знаете по этой теме и дополнить свои знания новой информацией.

2. работа по теме урока.

1. Синонимы.

– Теория.

Учащиеся вспоминают все, что им уже известно о синонимах. Они дают определение и приводят примеры. После этого на экране появляется определение и схема.

Любой язык состоит из множества слов, но было бы ошибкой представлять все это великолепие как простой «набор», из которого мы при необходимости хаотически выдергиваем нечто нужное в данный момент. Слова подразделяются на группы и категории: различные части речи, слова обещупотребительные, диалектные, профессиональные, жаргонные, слэнговые, заимствованные… В некоторых случаях категории слов могут даже образовывать иерархические структуры. Пример подобной структуры – гиперонимы… впрочем, ни одна структура не может состоять из одного элемента, поэтому в разговоре о гиперонимах, мы не сможем обойтись без еще одного лингвистического термина – гипонимы.

Слово «гипероним», как и многие научные термины, состоит из двух греческих корней. Второй присутствует и в других лингвистичских терминах – синоним, антоним, омоним – и означает «имя». Первый же корень хорошо знаком нам с вами по таким словам, как «гипертрофированный» (преувеличенный), «гипертония» (повышенное давление) – словом, это что-то «сверх-» или «над чем-то»… Получается, что гипероним – это слово, которое располагается над каким-то другим словом? Как такое может быть?

Для начала вспомним, что такое слово вообще… ответ на этот вопрос не так прост, как кажется – несмотря на то, что словами мы пользуемся постоянно, и вы сейчас тоже пользуетесь, читая эту статью. Этот процесс не кажется вам странным? Конечно, вы к нему привыкли, а вот один рабочий, учившийся читать в эпоху ликвидации безграмотности, не скрывал своего удивления: «Тут как будто мысли нарисованы!» Этот человек, сам того не желая, подобрался к самой сути слова: в отличие от конкретного образа, который можно зафиксировать в рисунке, слово является обобщением. За любым словом стоит бесконечное множество конкретных образов. Например, если я скажу «яблоко», кто-то из вас представит зеленое яблоко, кто-то красное, кто-то на тарелочке, кто-то на ветке – но все это будет соответствовать понятию «яблоко», ведь слово – это всегда понятие, некое обобщение.

Но яблоко мы все-таки можем увидеть, потрогать, съесть, наконец… а вот вам другое слово – «плод». Попробуйте представить себе плод – нет, не грушу, не манго, не то же яблоко, а именно плод… не получается? Конечно, и не может получиться! Здесь мы имеем дело с понятием, которое обобщает другие понятия – более конкретные, и может «проявить себя» в мире конкретных образов только через них…

Вот такое слово, обобщающее другие слова, и называется гиперонимом. А те слова, которые «прячутся под ним», выражая частные сущности по отношению к нему, лингвисты называют гипонимами. Например, «деревья» – это гипероним, а «дуб», «ясень», «береза», «клен» – гипонимы, «родственники» – гипероним, «мать», «отец», «брат», «дед» – гипонимы.

Впрочем, существительное, выступающее в качестве гиперонима по отношению к какой-то группе слов, и само может быть гипонимом по отношению к другому слову. Например, слово «дерево» будет гипонимом к слову «растение», ведь растения – это и деревья, и травы, и цветы, и водоросли.

Гиперонимы и гипонимы изучаются лингвистами на основе системных связей между значениями слов. Концептуальные значения слов не существуют изолированно, а находятся в иерархической связи внутри какой-либо тематической группы.

Вам понадобится

  • Учебник языкознания

Инструкция

  • Гиперонимом называют общее видовое (родовое понятие), в подчинении которого находятся гипонимы, выражающие имена понятий. Например, гиперониму «жидкость» подчинены гипонимы «вода», «молоко», «вино» и т.д.
  • Очень часто слово может становиться гиперонимом для других частных гипонимов. Если рассмотреть гипероним «время», то можно выделить секунды, минуты, часы, дни недели, года, века и т.д. В то же время дни недели включают в себя их наименования: понедельник, вторник, среда и т.д.
  • Иногда в качестве гипонима выступает не слово, а словосочетание. К примеру, при построении иерархического ряда «деревья» можно вывести следующую цепочку: деревья – лиственные деревья – береза, ива и т.д.
  • Исследуя природу гипонимов и гиперонимов, ученые используют метод компонентного анализа, который позволяет выяснить смысловые отношения между словами, определить концептуальное значение слова через род и его характеристики. Наиболее ярким примером такого расчленения тематической группы на составляющие является, собственно, гипероним «род, семья».
  • Первое, что представляется возможным выяснить при анализе гипонимов: отец, мать, сестра, бабушка, кузина, дядя, троюродный брат – это степень родства, кровность. Второе, это – принадлежность определенному поколению: старшее «бабушка», «дедушка»; среднее «мама», «папа», «тетя»; младшее «сын», «внучка» и т.д. Третье, родство через браки – шурин, теща, свекровь и т.д.
  • Существует также понятие согипоним. Под согипонимами понимаются слова, включенные в единую тематическую группу, т.е. гипонимы по отношению друг к другу. Например, гипероним «собака» объединяет гипонимы «бульдог», «овчарка», «такса», «болонка» и т.д. Между собой эти слова будут являться согипонимами одного иерархического ряда.
  • Согипонимы независимы друг от друга по своим семантическим, лексическим, концептуальным значениям. Если взять к примеру, гипероним «цветы», становится ясным, что соотнести гипонимы «ромашка», «тюльпан» или «лютик» вряд ли получится.
  • Лингвисты выявили принцип заменяемости слов в предложении – гипероним гипонимом заменить нельзя. Гипероним всегда может быть употреблен вместо гипонима. В качестве примера, можно привести такую ситуацию. Если вам сказать: «Это злобное животное лаяло и чуть не набросилось на соседского ребенка» – вам всенепременно станет ясно, что речь идет именно о собаке. Однако в предложении «Она была такой миленькой, пушистой, с курносым приплюснутым носиком», пока вам не назовут действующее лицо, а это может быть девочка, собака породы пекинес, персидская кошка, вы не поймете ничего.
  • Иерархические ряды гипонимов, подчиняющихся уже существующим гиперонимам, постоянно пополняются за счет неологизмов. Выводятся новые породы животных, сорта овощей и фруктов и т.д.

Тематическая парадигма объединяет слова, имеющие в своем значении интегральную гиперсему, которая называет понятия одного уровня обобщения, т.е. те или иные «отрезки действительности». Поскольку в тематические парадигмы организуются названия реальных предметов, а понятийные сферы весьма многочисленны, то в современном русском языке существует большое количество тематических рядов. Например, тематические парадигмы, определяемые семантикой членов ряда: 1) глаголы движения (ехать, идти, лететь, плыть и т.д.); 2) названия частей человеческого тела (голова, шея, рука и т.д.); 3) названия денежных единиц; 4) названия счета и количества и др. Специфической особенностью тематической парадигмы является отсутствие доминантного, родового слова, определяющего объединение слов по определенной теме. Например, тематическая парадигма «пища» включает значительное количество наименований пищи: хлеб, пирог, ватрушка; мясо, колбаса, котлета; молоко, сметана, сливки и т.д. В данной парадигме слова объединяются за счет гиперсем «продукт» и «пищевой», гипонимические отличия связаны с разновидностью вещества, из которого приготовлена пища, способом ее приготовления, консистенцией, формой и т.п. Интегральные и дифференциальные семы определяются по лексическому значению каждого члена парадигмы: хлеб «Пищевой продукт, выпекаемый из муки»; молоко «Жидкость, получаемая от коров и используемая как продукт питания» (СО). Дифференциальные гипосемы: хлеб «изделие», «выпекаемое», «из муки»; молоко «жидкость», «от коров».

Гиперо-гипонимическая (родо-видовая) парадигма характеризуется наличием слова – родового понятия и слов – видовых понятий. Цветы : тюльпан, ландыш, роза, астра, лилия и др.; змея : кобра, медянка, уж, гадюка и др. Слово с родовым понятием в лингвистике называется гиперо ¢ нимом , слова с видовыми понятиями именуются гипо ¢ нимами . Гиперо-гипонимические отношения охватывают значительную часть словарного состава языка. Они являются самыми распространенными парадигматическими связями слов. Родо-видовая парадигма опирается на тематическую парадигму и отличается от нее наличием гиперонима – родового понятия, по отношению к которому гипонимы – члены тематической парадигмы. Так, слово «пища» выступает в родо-видовой парадигме как гипероним, а члены тематической парадигмы хлеб, молоко, сыр – как гипонимы.

Лексико-семантическая группа слов (ЛСГ) – это самая обширная по количеству своих членов организация слов, объединенная базовым семантическим компонентом. Семантический компонент обобщает несколько гиперсем, обозначая класс классов предметов, признаков, процессов, отношений. Например, семантический компонент ЛСГ «предмет квартирной обстановки» включает три гиперсемы: 1) «мебель комнатная» (диван, стол, шкаф и др.); 2) «мебель кухонная» (буфет, холодильник и др.); 3) «покрытие полов /стен» (ковер, палас, гобелен и др.). В составе ЛСГ может быть несколько различных по семантике парадигм. Так, ЛСГ «физическая характеристика человека» включает: антонимические парадигмы (полный – худощавый, высокий – маленький, красивый - некрасивый и т.д.); синонимические парадигмы (красивый – миловидный - хорошенький и т.д.); тематические парадигмы («осанка»: гордая, правильная и т.д.; «сноровка»: ловкий, быстрый и т.д.).

  • Лексикология. Слово в семасиологическом и социолингвистическом аспектах
    • ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    • ЛИТЕРАТУРА
    • Лексика как подсистема языка, ее специфические черты. Лексика и лексикология. Лексикология и другие разделы языкознания
    • Три измерения лексики: эпидигматика, парадигматика и синтагматика
    • Слово как основная номинативная единица языка. Дифференциальные признаки слова
    • Семасиологический и социолингвистический аспекты изучения лексики
    • Семасиология. Форма и значение слова. Слово и понятие
    • Лексическое и грамматическое значение слова
    • Структура лексического значения слова. Типология сем и их иерархия
    • Полисемия. Многозначное слово как система лексико-семантических вариантов. Виды переноса наименований
    • Типы лексических значений в многозначном слове
    • Омонимическая парадигма. Типология омонимов. Омонимия и полисемия
    • Понятие о паронимии. Паронимическая парадигма
    • Лексическая синонимия. Синонимическая парадигма и ее доминанта. Синонимия и полисемия. Типы лексических синонимов по значению и структуре. Функции синонимов