Где находится голосовой аппарат у человека. Голосовой аппарат

Различают три отдела: органы дыхания (механизм дыхания), подающий воздух к голосовой щели; гортань (источник звука) ,где помещаются голосовые складки (голосовые связки) ; артикуляционный аппарат с системой резонаторсных полостей, служащих для образования гласных и согласных звуков. В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязанно. Энергию звуку сообщает дыхание.

Органы дыхания- это лёгкие с дыхательными путями и мышцами, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков- альвеол, соединённых каналами,образующими систему бронхов. Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею,которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют так называемое бронхиальное дерево.Легкие совместно с бронхами и трахеей вмещают 5-6 л воздуха.Обычный спокойный вдох равен примерно 0,5 л воздуха (дыхательный воздух). Глубокий вдох позволяет дополнительно вместить в легкие 1,5-1,8 л вохдуха(дополнительный воздух). Примерно столько же можно выдохнуть после спокойного выдоха (резервный воздух).Объем воздуха от максимального вдоха до максимального выдоха называется жизненной емкостью легких и равен от 3,5 до 4,5л. При вдохе мышци грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость в вертикальном, боковом и передне-заднем направлениях, и воздух под воздействием атмосферного давления входит в легкие. Небольшее расширение грудной клетки и наполнение легких происходит в их нижней части за счёт снижения купола диафрагмы и расширения грудной клетки в области нижних ребер.

В пении принято различать несколько типов дыхания: костальное (грудное) с превалированием работы грудной клетки; абдоминальное (брюшное) с превалированием работы диафрагмы;костоабдоминальное (грудодиафрагмотическое, смешанное), в котором грудь и диафрагма учавствуют в равной степени,- клавикулярное (ключичное) дыхание, при котором преобладают движение верхних ребер, ключиц и плеч; в последнем виде дыхания участие диавразмы незначительное.

Гортань- представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух.Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.

Длина голосовых связок (складок) обычно зависит от типа голоса. Наибольшей длиной обладают складки баса - 24-25 мм.; баритон -22-24 мм;у тенора и меццо-сопрано -18-21мм; у сопрано - 14-19 мм. Толщина голосовых складок в напряженном состоянии 6-8 мм. Голосовые складки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться.

Артикуляционный аппарат называется полостью, заключенная в упругие стенки,имеющая выходное отверстиеи отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Система полостей, расположенная выше гортани, называется надставной трубкой. В нее входят глоточная полость,ротовая,носовая и придаточные полости носа.Благодаря резонатору этих полостей меняется тембр звука.

Бывают верхние и нижние резонаторы певческого аппарата. Верхние резонаторы,лежащие выше гортани:глотка,рот, нос, придаточные полости носа; нижние резонаторы- полости,лежащие ниже глотки: трахея и бронхи (бронхиальное дерево).Верхние резонаторы- придаточные полости носа и носовая полость- имеют стабильную форму и потому обладают неизменным резонатором. Резонанс ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата, в состав которого входят язык, губы и мягкое небо. Нижние резонаторы влияют на тембр, оказывают воздействие на колебание связок, способствуют повышению актичности их работы при наименьшей затрате энергии.

Высота звука- качество музыкального звука,зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колобаний в секунду).В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструмента и певцов по эталону высоты- камертону). В пениивысота звука,образованного над связками, обусловлена частотой колебаний связок. Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины и длины связок. Колебательная работа складок-особая функция гортани. Частота их колебаний не зависит от дыхания.

Строение и функции гортани

Гортань состоит из нескольких хрящей. В её основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща. Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам.

К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплён надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперёд и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования.

При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.

Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперёд. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.

Развитие гортани

Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.

У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовые полости. Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путём усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.

Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остаётся у человека практически до конца жизни.

Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку, — звук сразу станет другим.

Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы её выправить, ребёнок прежде всего должен слышать правильную речь.

Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное.

Поэтому если при разговоре с ребёнком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.


Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

Органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;
гортани с голосовыми связками как непосредственно голосообразующего аппарата;
надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску.
Резонатор - это полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Он усиливает звук и придает ему тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причем грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса». Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное с наличием небных расщелин или с парезами мягкого неба, приводит к появлению носового оттенка голоса - ринофонии (страдает только голос) или ринолалии (наряду с голосом нарушается и звукопроизношение).

В норме голосовые связки могут находиться в двух основных положениях - в сомкнутом и разомкнутом. Разомкнутыми связки бывают во время дыхания вне речи, что позволяет воздушной струе беспрепятственно проходить через гортань как при вдохе, так и при выдохе. В разомкнутом же положении находятся они и при шепотной речи, а также во время артикулирования глухих согласных звуков (П, Т, К, С, Ш, Ф, X, Ц, Ч, Щ). Если в это время приложить руку к гортани (передняя часть шеи), то мы не почувствуем в этой области никакой вибрации. В процессе голосообразования (при произнесении гласных и всех звонких согласных звуков) связки плотно смыкаются между собой и приходят в состояние вибрации, которую можно ощутить приложенной к гортани рукой. Именно благодаря этой вибрации голосовых связок и образуется голос. Какие же причины могут приводить к расстройствам голоса? Таких причин много, они крайне разнообразны и к тому же в происхождении голосовых расстройств играют далеко не однозначную роль.

Назовем наиболее распространенные из них:

Заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок;
нарушения резонаторной системы;
болезни органов дыхания (легких, бронхов, трахеи);
заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы;
эндокринные расстройства (в частности, заболевания щитовидной железы);
нарушения слуха, затрудняющие общую «настройку» голосообразующего аппарата ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля;
длительное курение;
систематическое употребление алкоголя;
воздействие ядохимикатов;
частое пребывание в пыльных помещениях;
систематическое перенапряжение голоса, особенно при неправильном пользовании им;
резкие температурные колебания (в частности, питье холодной воды и особенно холодного молока и соков в разгоряченном состоянии);
психические травмы.
Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Действие функциональных причин не вызывает видимых изменений в строении голосового аппарата, а лишь нарушает его нормальное функционирование. В соответствии с классификацией причин и сами расстройства голоса делятся на органические и функциональные.