Формулировка определения угла между прямой и плоскостью. Угол между прямой и плоскостью

Я думаю, вы заслуживаете больше, чем это. Вот мой ключ к тригонометрии:

  • Нарисуйте купол, стену и потолок
  • Тригонометрические функции - это не что иное, как процентное отношение этих трех форм.

Метафора для синуса и косинуса: купол

Вместо того, чтобы просто смотреть на сами треугольники, представьте их в действии, найдя какой-то частный пример из жизни.

Представьте, будто вы находитесь посередине купола и хотите подвесить экран для кинопроектора. Вы указываете пальцем на купол под неким углом “x”, и к этой точке должен быть подвешен экран.

Угол, на который вы указываете, определяет:

  • синус(x) = sin(x) = высота экрана (от пола до точки крепления на куполе)
  • косинус(x) = cos(x) = расстояние от вас до экрана (по полу)
  • гипотенуза, расстояние от вас к верхушке экрана, всегда одинаковое, равно радиусу купола

Хотите, чтобы экран был максимально большой? Повесьте его прямо над собой.

Хотите, чтобы экран висел на максимально большом расстоянии от вас? Вешайте его прямо перпендикулярно. У экрана будет нулевая высота в этом положении, и он будет висеть наиболее отдаленно, как вы и просили.

Высота и расстояние от экрана обратно пропорциональны: чем ближе висит экран, тем его высота будет больше.

Синус и косинус - это проценты

Никто в годы моей учебы, увы, не объяснил мне, что тригонометрические функции синус и косинус - это не что иное, как проценты. Их значения варьируются от +100% до 0 и до -100%, или от положительного максимума до нуля и до отрицательного максимума.

Скажем, я заплатил налог 14 рублей. Вы не знаете, насколько это много. Но если сказать, что я заплатил 95% в качестве налога, вы поймете, что меня просто ободрали, как липку.

Абсолютная высота ни о чем не говорит. Но если значение синуса составляет 0.95, то я понимаю, что телевизор висит почти на верхушке вашего купола. Очень скоро он достигнет максимальной высоты по центру купола, а затем начнет снова снижаться.

Как мы можем вычислить этот процент? Очень просто: поделите текущее значение высоты экрана на максимально возможное (радиус купола, который также называют гипотенузой).

Вот почему нам говорят, что “косинус = противоположный катет / гипотенуза”. Это всё для того, чтобы получить процент! Лучше всего определить синус как “процент текущей высоты от максимально возможной”. (Синус становится отрицательным, если ваш угол указывает “под землю”. Косинус становится отрицательным, если угол указывает на точку купола позади вас).

Давайте упростим расчеты, предположив, что мы находимся в центре единичной окружности (радиус = 1). Мы можем пропустить деление и просто взять синус, равный высоте.

Каждая окружность, по сути, является единичной, увеличенной или уменьшенной в масштабе до нужного размера. Поэтому определите связи наединичной окружности и примените результаты к вашему конкретному размеру окружности.

Поэкспериментируйте: возьмите любой угол и посмотрите, какое процентное соотношение высоты к ширине он отображает:

График роста значения синуса - не просто прямая линия. Первые 45 градусов покрывают 70% высоты, а последние 10 градусов (с 80°до 90°) покрывают всего 2%.

Так вам станет понятнее: если идти по кругу, при 0° вы подымаетесь почти вертикально, но по мере подхода к верхушке купола, высота изменяется всё меньше и меньше.

Тангенс и секанс. Стена

Однажды сосед построил стену прямо впритык к вашему куполу. Плакали ваш вид из окна и хорошая цена для перепродажи!

Но можно ли как-то выиграть в этой ситуации?

Конечно, да. А что, если мы повесим киноэкран прямо на соседскую стену? Вы нацеливаетесь на угол (х) и получаете:

  • тангенс(x) = tan(x) = высота экрана на стене
  • расстояние от вас до стены: 1 (это радиус вашего купола, стена никуда не двигается от вас, верно?)
  • секанс(x) = sec(x) = “длина лестницы” от вас, стоящего в центре купола, до верхушки подвешенного экрана

Давайте уточним пару моментов касательно тангенса, или высоты экрана.

  • он начинается на 0, и может подниматься бесконечно высоко. Вы можете растягивать экран все выше и выше на стене, чтобы получить просто бесконечное полотно для просмотра любимого фильма! (На такой огромный, конечно, придется прилично потратиться).
  • тангенс - это просто увеличенная версия синуса! И пока прирост синуса замедляется по мере продвижения к верхушке купола, тангенс продолжает расти!

Секансу тоже есть, чем похвастаться:

  • cеканс начинается с 1 (лестница лежит на полу, от вас к стене) и начинает подниматься оттуда
  • cеканс всегда длиннее тангенса. Наклоненная лестница, с помощью которой вы вешаете свой экран, должна быть длиннее, чем сам экран, верно? (При нереальных размерах, когда экран оооочень длинный, и лестницу нужно ставить практически вертикально, их размеры почти одинаковы. Но даже тогда секанс будет чуточку длиннее).

Помните, значения являются процентами . Если вы решили повесить экран под углом 50 градусов, tan(50)=1.19. Ваш экран на 19% больше, чем расстояние к стене (радиус купола).

(Введите x=0 и проверьте свою интуицию - tan(0) = 0, а sec(0) = 1.)

Котангенс и косеканс. Потолок

Невероятно, но ваш сосед теперь решил возвести перекрытие над вашим куполом. (Что с ним такое? Он, видимо, не хочет, чтобы вы за ним подглядывали, пока он разгуливает по двору голышом…)

Ну что ж, настало время построить выход на крышу и поговорить с соседом. Вы выбираете угол наклона, и начинаете строительство:

  • вертикальное расстояние между выходом на крыше и полом всегда равно 1 (радиусу купола)
  • котангенс(x) = cot(x) = расстояние между верхушкой купола и местом выхода
  • косеканс(x) = csc(x) = длина вашего пути на крышу

Тангенс и секанс описывает стену, а КОтангенс и КОсеканс описывает перекрытие.

Наши интуитивные умозаключения в этот раз похожи на предыдущие:

  • eсли вы возьмете угол, равный 0°, ваш выход на крышу будет длиться бесконечно, так как никогда не достигнет перекрытия. Проблемка.
  • cамый короткий “трап” на крышу получится, если строить его под углом 90 градусов к полу. Котангенс будет равен 0 (мы вообще не передвигаемся вдоль крыши, выходим строго перпендикулярно), а косеканс равен 1 (“длина трапа” будет минимальной).

Визуализируйте связи

Если все три случая нарисовать в комбинации купол-стена-перекрытие, получится следующее:

Ну надо же, это всё один тот же треугольник, увеличенный в размере, чтобы достать до стены и до перекрытия. У нас есть вертикальные стороны (синус, тангенс), горизонтальные стороны (косинус, котангенс) и “гипотенузы” (секанс, косеканс). (По стрелкам вы можете видеть, докуда доходит каждый элемент. Косеканс - это полное расстояние от вас до крыши).

Немного волшебства. Все треугольники объединяют одни и те же равенства:

Из теоремы Пифагора (a 2 + b 2 = c 2) мы видим, как связаны стороны каждого треугольника. Кроме того, соотношения типа “высота к ширине” должны быть также одинаковыми для всех треугольников. (Просто отступите от самого большого треугольника к меньшему. Да, размер изменился, но пропорции сторон останутся прежними).

Зная, какая сторона в каждом треугольнике равна 1 (радиусу купола), мы легко вычислим, что “sin/cos = tan/1”.

Я всегда пытался запомнить эти факты путем простой визуализации. На картинке ты четко видишь эти зависимости, и понимаешь, откуда они берутся. Этот прием гораздо лучше заучивания сухих формул.

Не стоит забывать о других углах

Тсс… Не нужно зацикливаться на одном графике, думая, что тангенс всегда меньше 1. Если увеличить угол, можно дойти до потолка, не достигнув стены:

Связи Пифагора всегда работают, но относительные размеры могут быть разными.

(Вы, наверное, заметили, что соотношение синус и косинус всегда самые маленькие, потому что они заключены внутри купола).

Подытожим: что нам нужно запомнить?

Для большинства из нас, я бы сказал, что этого будет достаточно:

  • тригонометрия поясняет анатомию математических объектов, таких как окружности и повторяющиеся интервалы
  • аналогия купол/стена/крыша показывает связь между различными тригонометрическими функциями
  • результатом тригонометрических функций являются проценты, которые мы применяем к нашему сценарию.

Вам не нужно запоминать формулы, типа 1 2 + cot 2 = csc 2 . Они годятся разве что для глупых тестов, в которых знание факта выдаётся за его понимание. Потратьте минутку, чтобы нарисовать полуокружность в виде купола, стену и крышу, подпишите элементы, и все формулы сами напросятся вам на бумагу.

Приложение: обратные функции

Любая тригонометрическая функция использует в качестве входного параметра угол и возвращает результат в виде процента. sin(30) = 0.5. Это означает, что угол в 30 градусов занимает 50% от максимальной высоты.

Обратная тригонометрическая функция записывается как sin -1 или arcsin (“арксинус”). Также часто пишут asin в различных языках программирования.

Если наша высота составляет 25% от высоты купола, каков наш угол?

В нашей табличке пропорций можно найти соотношение, где секанс делится на 1. Например, секанс на 1 (гипотенуза к горизонтали) будет равно 1 поделить на косинус:

Допустим, наш секанс равен 3.5, т.е. 350% от радиуса единичной окружности. Какому углу наклона к стене это значение соответствует?

Приложение: Несколько примеров

Пример: Найти синус угла x.

Скучная задачка. Давайте усложним банальное “найти синус” до “Какая высота в процентах от максимума (гипотенузы)?”.

Во-первых, заметьте, что треугольник повернут. В этом нет ничего страшного. Всё также у треугольника есть высота, она на рисунке указана зеленым.

А чему равна гипотенуза? По теореме Пифагора, мы знаем, что:

3 2 + 4 2 = гипотенуза 2 25 = гипотенуза 2 5 = гипотенуза

Хорошо! Синус - это процент высоты от самой длинной стороны треугольника, или гипотенузы. В нашем примере синус равен 3/5 или 0.60.

Конечно, мы можем пойти несколькими путями. Теперь мы знаем, что синус равен 0.60, и мы можем просто найти арксинус:

Asin(0.6)=36.9

А вот еще один подход. Заметьте, что треугольник стоит “лицом к лицу к стене”, так что вместо синуса мы можем использовать тангенс. Высота равна 3, расстояние стене - 4, так что тангенс равен ¾ или 75%. Мы можем использовать арктангенс, чтобы из процентного значения вернуться обратно в угол:

Tan = 3/4 = 0.75 atan(0.75) = 36.9 Пример: А доплывете ли вы до берега?

Вы в лодке, и у вас есть достаточно топлива, чтобы проплыть 2 км. Сейчас вы находитесь в 0.25 км от берега. Под каким максимальным углом к берегу вы можете доплыть до него так, чтобы хватило топлива? Дополнение к условию задачи: у нас в наличии есть только таблица значений арккосинусов.

Что мы имеем? Береговую линию можно представить как “стену” в нашем знаменитом треугольнике, а “длину лестницы”, приставленной к стене - максимально возможным преодолимым расстоянием на лодке к берегу (2 км). Вырисовывается секанс.

Сначала, нужно перейти на проценты. У нас есть 2 / 0.25 = 8, то есть мы можем проплыть расстояние, в 8 раз больше прямой дистанции до берега (или до стены).

Возникает вопрос “Чему равен секанс 8?”. Но мы не можем дать на него ответ, так как у нас есть только арккосинусы.

Мы используем наши ранее выведенные зависимости, чтобы привязать секанс к косинусу: “sec/1 = 1/cos”

Секанс 8 равен косинусу ⅛. Угол, косинус которого ⅛ равен acos(1/8) = 82.8. И это самый большой угол, который мы можем себе позволить на лодке с указанным количеством горючего.

Неплохо, правда? Без аналогии с куполом-стеной-потолком, я бы запутался в куче формул и вычислений. Визуализация задачи сильно упрощает поиск решения, к тому же, интересно увидеть, какая тригонометрическая функция в итоге поможет.

При решении каждой задачи думайте следующим образом: меня интересует купол (sin/cos), стена (tan/sec) или потолок (cot/csc)?

И тригонометрия станет куда приятнее. Легких вам вычислений!

Урок по теме «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»

Цели урока:

    образовательные – ввести понятие синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, исследовать зависимости и соотношения между этими величинами;

    развивающие – формирование понятия о синусе, косинусе, тангенсе как функциях от угла, области определения тригонометрических функций, развитие логического мышления, развитие правильной математической речи;

    воспитательные – развитие навыка самостоятельной работы, культуры поведения, аккуратности в ведении записей.

Ход урок:

1. Организационный момент

«Образование – это не количество прослушанных уроков, а количество понятых. Так что, если хотите идти вперед, то поспешайте медленно и будьте внимательны»

2. Мотивация урока.

Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но возвысите свою душу».

Мы вместе с вами попробуем провести небольшое исследование. Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска. Пусть наши достижения и не покажутся кому-то крупными, но ведь это будут наши собственные достижения!

3. Актуализация опорных знаний.

    Какие могут быть углы?

    Что такое треугольники?

    Основные элементы определяющие треугольник?

    Какие бывают треугольники в зависимости от сторон?

    Какие бывают треугольники в зависимости от углов?

    Что такое катет?

    Что такое гипотенуза?

    Как называются стороны прямоугольного треугольника?

    Какие соотношения между сторонами и углами этого треугольника вы знаете?

    Зачем надо знать соотношения между сторонами и углами?

    Какие задачи из жизни могут привести к необходимости вычислять неизвестные стороны в треугольнике?

Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «ипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».

Евклид говорил: «Катеты – это стороны, заключающие прямой угол».

В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 13 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга. При строительстве пирамид в Египте именно так изготавливали прямоугольные треугольники. Наверно поэтому прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5 и назвали египетским треугольником.

4. Изучение нового материала.

В древности люди следили за светилами и по этим наблюдениям вели календарь, рассчитывали сроки сева, время разлива рек; корабли на море, караваны на суше ориентировались в пути по звездам. Все это привело к потребности научиться вычислять стороны в треугольнике, две вершины которого находятся на земле, а третья представляется точкой на звездном небе. Исходя из этой потребности и возникла наука – тригонометрия – наука, изучающая связи между сторонами в треугольнике.

Как вы думаете, достаточно ли уже известных нам соотношений для решения таких задач?

Цель сегодняшнего урока – исследовать новые связи и зависимости, вывести соотношения, применяя которые на следующих уроках геометрии, вы сможете такие задачи решать.

Давайте почувствуем себя в роли научных работников и вслед за гениями древности Фалесом, Евклидом, Пифагором пройдем путь поиска истины.

Для этого нам нужна теоретическая база.

Выделите красным цветом угол А и катет ВС.

Выделите зеленым цветом катет АС.

Вычислим, какую часть составляет противолежащий катет для острого угла А к его гипотенузе, для этого составим отношение противолежащего катета к гипотенузе:

Это отношение носит особое название – такое, что каждый человек в каждой точке планеты понимает, что речь идет о числе, представляющем отношение противолежащего катета острого угла к гипотенузе. Это слово синус. Запишите его. Так как слово синус без названия угла теряет всякий смысл, то математическая запись такова:

Теперь составьте отношение прилежащего катета к гипотенузе для острого угла А:

Это отношение имеет название косинус. Его математическая запись:

Рассмотрим еще одно отношение для острого угла А: отношение противолежащего катета к прилежащему катету:

Это отношение носит название тангенс. Его математическая запись:

5. Закрепление нового материала.

Давайте закрепим наши промежуточные открытия.

Синус – это …

Косинус – это …

Тангенс – это..



sin A =

sin О =

sin A 1 =

cos A =

cos О =

cos A 1 =

tg A =

tg О =

tg A 1 =

Решить устно № 88, 889, 892(работа в парах).

Использование полученных знаний для решения практической задачи:

«С башни маяка высотой 70 м виден корабль под углом 3 к горизонту. Каково

расстояние от маяка до корабля?»

Задача решается фронтально. В ходе обсуждения делаем чертеж и необходимые записи на доске и в тетрадях.

При решении задачи используются таблицы Брадиса.

Рассмотреть решение задачи с.175.

Решить №902(1).

6. Физминутка для глаз.

Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и …

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
а теперь продолжим работу.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Решить № .

8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з.

Что вы узнали нового? На уроке:

    вы рассматривали …

    вы анализировали …

    вы получили …

    вы сделали вывод …

    вы пополнили словарный запас следующими терминами …

Мировая наука начиналась с геометрии. Человек не может по настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию. Геометрия возникла не только из практических, но и духовных потребностей человека.

Вот как поэтично объяснилась в любви к геометрии

Геометрию люблю…

Геометрию учу, потому что я люблю

Геометрия нужна, без нее нам никуда.

Синус, косинус, окружность – все здесь важно,

Все здесь нужно,

Только надо очень четко все учить и познавать,

Делать вовремя заданья и контрольные решать.

Пусть задана некоторая прямоугольная система координат и прямая. Пустьи две различные плоскости, пересекающиеся по прямой и задаваемые соответственно уравнениямии. Эти два уравнения совместно определяют прямуюв том и только в том случае, когда они не параллельны и не совпадают друг с другом, т. е. нормальные векторы
и
этих плоскостей не коллинеарны.

Определение. Есликоэффициенты уравнений

не пропорциональны, то эти уравнения называются общими уравнениями прямой, определяемой как линия пересечения плоскостей.

Определение. Любой ненулевой вектор, параллельный прямой, называется направляющим вектором этой прямой.

Выведем уравнение прямой , проходящей через данную точку
пространства и имеющей заданный направляющий вектор
.

Пусть точка
 произвольная точка прямой . Эта точка лежит на прямой тогда и только тогда, когда вектор
, имеющий координаты
, коллинеарен направляющему вектору
прямой. Согласно (2.28) условие коллинеарности векторов
иимеет вид

. (3.18)

Уравнения (3.18) называются каноническими уравнениями прямой, проходящей через точку
и имеющей направляющий вектор
.

Если прямая задана общими уравнениями (3.17), то направляющий векторэтой прямой ортогонален нормальным векторам
и
плоскостей, задаваемых уравнениямии. Вектор
по свойству векторного произведения ортогонален каждому из векторови. Согласно определению в качестве направляющего векторапрямойможно взять вектор
, т. е.
.

Для нахождения точки
рассмотрим систему уравнений
. Так как плоскости, определяемые уравнениямии, не параллельны и не совпадают, то не выполняется хотя бы одно из равенств
. Это приводит к тому, что хотя бы один из определителей,
,
отличен от нуля. Для определенности будем считать, что
. Тогда, взяв произвольное значение, получим систему уравнений относительно неизвестныхи:

.

По теореме Крамера эта система имеет единственное решение, определяемое формулами

,
. (3.19)

Если взять
, то прямая, задаваемая уравнениями (3.17), проходит через точку
.

Таким образом, для случая, когда
, канонические уравнения прямой (3.17) имеют вид

.

Аналогично записываются канонические уравнения прямой (3.17) для случая, когда отличен от нуля определитель
или
.

Если прямая проходит через две различные точки
и
, то ее канонические уравнения имеют вид

. (3.20)

Это следует из того, что прямая проходит через точку
и имеет направляющий вектор.

Рассмотрим канонические уравнения (3.18) прямой. Примем каждое из отношений за параметр , т. е.
. Один из знаменателей этих дробей отличен от нуля, а соответствующий числитель может принимать любые значения, поэтому параметрможет принимать любые вещественные значения. Учитывая, что каждое из отношений равно, получимпараметрические уравнения прямой:

,
,
. (3.21)

Пусть плоскость задана общим уравнением, а прямая параметрическими уравнениями
,
,
. Точка
пересечения прямойи плоскостидолжна одновременно принадлежать плоскости и прямой. Это возможно только в том случае, когда параметрудовлетворяет уравнению, т. е.
. Таким образом, точка пересечения прямой и плоскости имеет координаты

,

,

.

П р и м е р 32. Составить параметрические уравнения прямой, проходящей через точки
и
.

Решение. За направляющий вектор прямой возьмем вектор

. Прямая проходит через точку, поэтому по формуле (3.21) искомые уравнения прямой имеют вид
,
,
.

П р и м е р 33. Вершины треугольника
имеют координаты
,
и
соответственно. Составить параметрические уравнения медианы, проведенной из вершины.

Решение. Пусть
 середина стороны
, тогда
,
,
. В качестве направляющего вектора медианы возьмем вектор
. Тогда параметрические уравнения медианы имеют вид
,
,
.

П р и м е р 34. Составить канонические уравнения прямой, проходящей через точку
параллельно прямой
.

Решение. Прямая задана как линия пересечения плоскостей с нормальными векторами
и
. В качестве направляющего вектораэтой прямой возьмем вектор
, т. е.
. Согласно (3.18) искомое уравнение имеет вид
или
.

3.8. Угол между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью

Пусть две прямые ив пространстве заданы своими каноническими уравнениями
и
. Тогда один из угловмежду этими прямыми равен углу между их направляющими векторами
и
. Воспользовавшись формулой (2.22), для определения углаполучим формулу

. (3.22)

Второй угол между этими прямыми равен
и
.

Условие параллельности прямых иравносильно условию коллинеарности векторов
и
и заключается в пропорциональности их координат, т. е. условие параллельности прямых имеет вид

. (3.23)

Если прямые иперпендикулярны, то их направляющие векторы ортогональны, т.е. условие перпендикулярности определяется равенством

. (3.24)

Рассмотрим плоскость , заданную общим уравнением, и прямую, заданную каноническими уравнениями
.

Угол между прямойи плоскостьюявляется дополнительным к углумежду направляющим вектором прямой и нормальным вектором плоскости, т. е.
и
, или

. (3.24)

Условие параллельности прямой и плоскостиэквивалентно условию перпендикулярности направляющего вектора прямой и нормального вектора плоскости, т. е. скалярное произведение этих векторов должно равняться нулю:

Если же прямая перпендикулярна плоскости, то направляющий вектор прямой и нормальный вектор плоскости должны быть коллинеарны. В этом случае координаты векторов пропорциональны, т. е.

. (3.26)

П р и м е р 35. Найти тупой угол между прямыми
,
,
и
,
,
.

Решение. Направляющие векторы этих прямых имеют координаты
и
. Поэтому один уголмежду прямыми определяется соотношением, т. е.
. Поэтому условию задачи удовлетворяет второй угол между прямыми, равный
.

3.9. Расстояние от точки до прямой в пространстве

Пусть
 точка пространства с координатами
, прямая, заданная каноническими уравнениями
. Найдем расстояниеот точки
до прямой.

Приложим направляющий вектор
к точке
. Расстояниеот точки
до прямойявляется высотой параллелограмма, построенного на векторахи
. Найдем площадь параллелограмма, используя векторное произведение:

С другой стороны, . Из равенства правых частей двух последних соотношений следует, что

. (3.27)

3.10. Эллипсоид

Определение. Эллипсоидом называется поверхность второго порядка, которая в некоторой системе координат определяется уравнением

. (3.28)

Уравнение (3.28) называется каноническим уравнением эллипсоида.

Из уравнения (3.28) следует, что координатные плоскости являются плоскостями симметрии эллипсоида, а начало координат  центром симметрии. Числа
называются полуосями эллипсоида и представляют собой длины отрезков от начала координат до пересечения эллипсоида с осями координат. Эллипсоид представляет собой ограниченную поверхность, заключенную в параллелепипеде
,
,
.

Установим геометрический вид эллипсоида. Для этого выясним форму линий пересечения его плоскостями, параллельными координатным осям.

Для определенности рассмотрим линии пересечения эллипсоида с плоскостями
, параллельными плоскости
. Уравнение проекции линии пересечения на плоскость
получается из (3.28), если в нем положить
. Уравнение этой проекции имеет вид

. (3.29)

Если
, то (3.29) является уравнением мнимого эллипса и точек пересечения эллипсоида с плоскостью
нет. Отсюда и следует, что
. Если
, то линия (3.29) вырождается в точки, т. е. плоскости
касаются эллипсоида в точках
и
. Если
, то
и можно ввести обозначения

,
. (3.30)

Тогда уравнение (3.29) принимает вид

, (3.31)

т. е. проекция на плоскость
линии пересечения эллипсоида и плоскости
представляет собой эллипс с полуосями, которые определяются равенствами (3.30). Так как линия пересечения поверхности плоскостями, параллельными координатным, представляет собой проекцию, «поднятую» на высоту, то и сама линия пересечения является эллипсом.

При уменьшении значенияполуосииувеличиваются и достигают своего наибольшего значения при
, т. е. в сечении эллипсоида координатной плоскостью
получается самый большой эллипс с полуосями
и
.

Представление об эллипсоиде можно получить и другим образом. Рассмотрим на плоскости
семейство эллипсов (3.31) с полуосямии, определяемыми соотношениями (3.30) и зависящими от. Каждый такой эллипс является линией уровня, т. е. линией, в каждой точке которой значениеодинаково. «Подняв» каждый такой эллипс на высоту, получим пространственный вид эллипсоида.

Аналогичная картина получается и при пересечении данной поверхности плоскостями, параллельными координатным плоскостям
и
.

Таким образом, эллипсоид представляет собой замкнутую эллиптическую поверхность. В случае
эллипсоид является сферой.

Линия пересечения эллипсоида с любой плоскостью является эллипсом, так как такая линия представляет собой ограниченную линию второго порядка, а единственная ограниченная линия второго порядка  эллипс.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.