Фет какая грусть конец.

Грусть автора метафорична. Серебряные змеи зимы ползут через сугробы, а в окружающей своей грустью пустоши монотонное серое небо, сливающееся с белой пустыней степи. Лишь один ворон машет тяжело крылами, пытаясь пробиться сквозь бурю к свету. Ворон это душа лирического героя, которая живет надеждой на обновление, и из последних сил борется с нагрянувшей стихией. Об этом говорят следующие строки: «И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом». Стихотворение Фета «Какая грусть!» заканчивается надеждой, которая всегда теплится в душе человека, и умирает последней.

Надежда тлеет, и герой начинает верить, что в конце концов, он попадет в такой мир, где бури пролетают мимо, и где цветет весна и красота. В самом конце своего стихотворения А.А. Фет упоминает посвященных, где посвященные это не какие-то гуру различных учений, а обычные люди, с богатым духовными миром. Которые сквозь серость и обыденность ежедневных пейзажей, циклически повторяющихся в его стихотворении, все равно могут найти ту весну и красоту, которая прячется за бескрайними унылыми пейзажами.

Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией.

Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: “Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело”.

Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: “Лениво дума засыпает Над умирающим трудом”. Однако в сердце поэтически одаренного человека все­гда живет надежда на обновление и душевный подъем. Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут творческие силы и позитивные мысли. Стихотворение, написанное в мину­ту грусти и уныния, одновременно служит и лекарством от этой тоски, ибо в нем слышна надежда на перемены.

В стихотворении важную роль играют анафорические по­вторы (“…Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи…”, “Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край”). Они подчеркивают циклический характер жизни при­роды и человека, привносят в сюжет плавность повествования.

В пятой строфе стихотворения есть упоминание о посвя­щенных (“И посвященным только зримо Цветет весна и кра­сота”). Однако все-таки под посвященными в данном случае понимаются не члены масонской ложи, а просто люди с бога­тым духовным миром.

Видеть по нескольку месяцев в году зимний пейзаж – удел каждого жителя России. Об этом А. А. Фет упоминал в стихотворении “Я русский, я люблю молчанье дали мразной…”. Таким образом, можно сказать, что зимний пейзаж воспринимался поэтом как особенность национального коло­рита русской земли.

(No Ratings Yet)

  1. Поздняя любовная Лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем...
  2. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  3. В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и...
  4. Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов,...
  5. Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен...
  6. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или...
  7. До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная...
  8. Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”,...
  9. Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить,...
  10. Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда...
  11. Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и...
  12. В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий...
  13. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  14. Внутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой...
  15. Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские...
  16. Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в...
  17. Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная...
  18. Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен...
  19. Весна 1827 года застала Александра Пушкина в Санкт-Петербурге, куда поэт смог вернуться после южной ссылки и вынужденного заточения в родовом поместье Михайловское. За долгие 7 лет, проведенных в изгнании, Пушкин...
  20. Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. А. Фет И личность, и судьба,...
  21. Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий показывает человека, борющегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего...
  22. Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение...
  23. В творчестве Андрея Белого был небольшой период, когда поэт искал новые формы и жанры для выражения собственных идей, экспериментировал со стилем и образами. Именно в это время (1904 год) появилось...
  24. “Теперь все чаще чувствую усталость…” – стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского – русского поэта-романтика девятнадцатого столетия....
  25. Стихотворение “Весна на радость не похожа…” , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике “Пряник осиротевшим детям”, редактированием которого занимался писатель...
  26. ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант”, – писал о нем П....
  27. Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его...
  28. Стихотворение “Я жизнь люблю безбожно” Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: “Я жизнь люблю безбожно!” Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь...

Анализ стихотворения А. А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

А. А. Фет – поэт чувства. Мир природы и мир души – главный предмет его лирики. Его стихи поражают импровизационностью, музыкальностью.

Многие стихи А. Фета начинаются с восклицательной частицы «какая».

«Какая грусть!» - восклицает поэт в начале стихотворения, и сразу же передаётся взволнованное состояние лирического героя.

Отчего же эта грусть? Фет – поэт иррациональный, поэтому внезапно нахлынувшие чувства невозможно логически объяснить.

Может, зимний пейзаж навеял лирическому герою эту грусть? Или, наоборот, внутреннее состояние героя перенесено на природу? Каков бы ни был ответ, природа и лирический герой живут в духовном единении, чувствуют в унисон.

Что же видит лирический герой из окна? Что навевает ему грусть?

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Анафорический повтор слова «опять» вызывает ощущение скучной монотонности происходящего за окном. Метафора «в пыли» рисует образ завьюженной, запорошённой мелким снегом пороши, исчезающей из поля зрения.

Метафору «серебряные змеи» расшифровать можно по-разному.

Поэту Брюсову эти змеи напоминали садовые тропинки, протоптанные в глубоком снегу. Николаю Асееву – ленты снеговой пыли, поднятой позёмкой. А герой автобиографической повести И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» объясняет своей возлюбленной Лике, лишённой поэтического слуха и вкуса, что «это – метель, позёмка». А может быть, это тени высоких деревьев, протянувшиеся ранним утром через сугробы?

Нужно отметить, что фетовский лирический импрессионизм напрочь исключает прямолинейную реализацию метафоры. Само лексическое значение слова «змеи» вызывает в нашей ассоциативной памяти нечто зловещее, недоброе.

Образ метели – бури создаётся в картине закрытого тучами неба, где «ни клочка лазури» - никакого просвета – надежды и в картине степи, где «всё гладко, всё бело».

Эта монотонная белая равнина вызывает чувство тоски, скуки, безысходности.

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

Ворон в народной поэзии в сочетании с постоянным эпитетом «чёрный» предвещает недоброе. От образа зимней бури, покрывающей всё беспросветной мглой, поэт переходит к описанию внутреннего состояния лирического героя с помощью развёрнутого сравнения – и в природе, и в душе героя происходит одно и то же:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим прудом.

Глагол-метафора «не рассветает» подчёркивает единение природы и человека.

Зимняя природа, убаюканная бурей, спит, сонная лень охватывает и лирического героя. Неожиданной кажется метафора «над умирающим прудом».

Но неужели всё так мрачно и безнадёжно в эту зимнюю метель в душе лирического героя? Нет, в его сердце «тлеет надежда», как маленький красный уголёк камина, который может погаснуть, но и может разгореться с новой силой. Не будут же вечно бушевать метели, не будет же вечно царствовать буря, наводя тоску и грусть.

Старая, ленивая, умирающая душа, погружённая в сонное оцепенение, «хоть невзначай», «помолодеет». Душа увидит родной край, где бури невзгоды пролетят мимо, где вновь посвящённым откроются цветущие весна и красота. Безнадёжно-мрачная, тоскливая тональность сменяется к концу стихотворения радостным настроением, исполненным веры и надежды.

Обновлено: 2018-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» пронизано элегической грустью – чувством, отчетливо заявленном лирическим героем уже в первой строке. «Конец аллеи» символизирует целый комплекс его сложных переживаний и ощущений: это и традиционная зимняя грусть, и намек на личный духовный кризис, жизненный тупик, и страх неизвестности, и сожаление об утраченных иллюзиях.

Во втором четверостишии мы наблюдаем развитие и усиление этого состояния путем изображения типичных штрихов унылого зимнего пейзажа – типичный фетовский прием передачи чувств с помощью конкретных деталей. Так, перед нами возникает картина, отражающая все ту же утрату перспективы («На небе ни клочка лазури…»), душевную опустошенность («В степи все гладко, все бело…»), смутные безрадостные предчувствия («Один лишь ворон против бури // Крылами машет тяжело» – олицетворение беды, дурного предзнаменования). Особо отметим, что гнетущее состояние тяжести, тоски приобретает здесь всеобъемлющий характер – и на «небе» (вертикаль), и в «степи» (горизонталь).

В следующей части стихотворения этот скрытый синтаксический параллелизм (состояние природы – переживания человека) становится явным («И на душе не рассветает, // В ней тот же холод, что кругом…») и усиливается мотивами сна и смерти («Лениво дума засыпает // Над умирающим трудом»).

Однако четвертое четверостишие по настроению, интонации контрастирует с предыдущими – в нем появляется мотив надежды на возрождение души, возвращение к истокам вдохновения («Опять душа помолодеет, // Опять родной увидит край»). Традиционно это связывается с романтическим образом «цветущей весны» – временем пробуждения и обновления природы.

Контраст переживаний лирического героя передается также на уровне синтаксиса – путем анафорических повторов («опять») в первом и четвертом четверостишиях. Обратим внимание и на то, что эти переживания содержательно противопоставлены в сознании самого героя как антитеза «ум – душа», «мысль – чувство»: «Лениво дума засыпает…» / «А все надежда в сердце тлеет…». Получается, что путь к возрождению лежит именно в плоскости души, в которой, несмотря на «холод», все же «тлеет» огонек надежды.

Наконец, в заключительной части стихотворения создается идеальный романтический образ «родного края» души, «где бури пролетают мимо, где дума страстная чиста». При этом особо подчеркивается, что край этот «зрим» лишь «посвященным» – то есть имеющим внебытовое мировидение, поэтически тонкое и, одновременно, философски глубокое восприятие жизни.

На примере этого стихотворения мы убеждаемся также, что поэтический мир Фета при кажущейся романтической традиционности сложен и неоднозначен. Например, образ «серебряных змей» вызывал разногласия толкований Н. Асеева, понимавшего его как извивающиеся ленты сухой снеговой пыли, поднятой поземкой, и В. Брюсова, которому они казались садовыми дорожками, протоптанными в глубоком снегу.

Данное стихотворение интересно еще и тем, что имеет иную авторскую редакцию, обладающую самостоятельным художественным значением. Стихотворение переработано, возможно, после критики И.С. Тургенева, который отверг все, кроме первых шести строк.

Сравним два поэтических варианта.

Первое четверостишие претерпевает изменение только в начальной строке: «Ты здесь грустишь… Конец аллеи…». Включение местоимения «ты» сообщает всему стихотворению особую доверительную интонацию, указывая на непосредственную обращенность к читателю, как бы отождествляя его чувства с переживаниями лирического героя.

Далее остаются без изменений только второе (пейзажно-панорамное) и последнее (обобщающе-итоговое) четверостишия. Остальные две части вообще исчезают – вместо них возникает развернутая пятичастная структура, основанная на приеме контраста, использовании антитезы:

А там в столицах – суетятся, –

Толпа прошла, толпа валит,

И кони фыркают и мчатся,

Швыряя снег из-под копыт.

Там ночи северной и вьюжной

Счастливцам злоба не страшна. –

Хор замер. – Над дубравой южной

Восходит южная луна.

И переполненный святыней,

В кругу жрецов и чистых дев,

Пред целомудренной богиней

Звучит молитвенный напев.

А здесь? – Но блеск однообразный

Былые раздражает сны, –

Я вижу в нем ковер алмазный

К нам подступающей весны.

Надеждой робкой сердце бьется:

Быть может, вновь, хоть невзначай,

Мне как изгнаннику придется

Увидеть запрещенный рай.

Как видим, образ большого города, шум суетной толпы противопоставляются, с одной стороны, зимнему покою природы («в степи все гладко…»; «блеск однообразный»); с другой стороны, – «молитвенному напеву», звучащему в душе лирического героя, его внутреннему миру грез, в котором «цветет весна и красота». Ведь именно в «блеске однообразном» фетовскому герою видится «ковер алмазный» весны.

В новом варианте появляется также романтический мотив изгнания («Мне как изгнаннику придется // Увидеть запрещенный рай»). Поэтому образ «родного края» предстает здесь уже как «запрещенный рай» – совсем нереально отдаленное, недостижимо идеальное состояние души. И это царство красоты становится еще более ценным и желанным. Не случайно в первом варианте «надежда в сердце тлеет», во втором же – «надеждой робкой сердце бьется».

Итак, перед нами лирическое произведение, в котором размышления и ощущения лирического героя Фета предстают в сложной системе параллелей и противопоставлений, что придает им особую поэтическую яркость, зримость, объемность.