Эпиграмма и эпитафия - опасное сходство. Надписи и эпиграммы

51. Тепло души твоей осталось вместе с нами.

52. Ты жизнь свою прожил достойно,
Оставив память нам навек.
В безмолвном мире спи спокойно,
Любимый нами человек.

53. С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают.

54. Мы сожалеем, плачем и скорбим,
Что ты остался вечно молодым.

55. Земной путь краток,
Память вечна.

56. К твоей безвременной могиле, наша тропа не зарастет.
Родной твой образ, образ милый, всегда сюда нас приведет.

57. Я здесь почил, чуть появясь на свет;
Я - тот, к кому так быстро поспешила
Смерть, что душа, чью плоть взяла могила,
Едва заметила, что плоти нет.

58. Не нужны надписи для камня моего,
Скажите просто здесь: он был и нет его!

59. Я счастлив тем, что умер молодым:
Земные муки хуже, чем могила.
Навеки смерть меня освободила
И сделалась бессмертием моим.

60. Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.

61. Земной путь краток,
Память вечна.

62. С любимыми не расстаются,
Лишь рядом быть перестают.

63. Не высказать горя,
Не выплакать слез,
Ты радость навеки из дома унес.

64. Тебя выбрала смерть у нас не спросив. Как жить дальше и хватит
ли сил? Наш папа и муж, ты был нами любим.
Мы помним тебя и в горе скорбим.

65. Одной звездой стало меньше на земле.
Одной звездой стало больше на небе.

66. Все было в нем -
Душа, талант и красота.
Искрилось все для нас,
Как светлая мечта.

67. Ты ушел из жизни слишком рано. Нашу боль не выразят слова.
Спи родной, ты наша боль и рана. Память о тебе всегда жива.

68. Забыть нельзя,
Вернуть невозможно…

69. Любовь к тебе, родной сынок,
Умрет лишь вместе с нами.
И нашу боль, и нашу скорбь
Не выразить словами.

70. Ты отошёл в мир вечных сновидений,
И навсегда твоя душа спокойна,
А наша скорбь и память безгранична…

71. Кому ты дорог был при жизни,
Кому дарил и дружбу и любовь
За вечное души твоей упокоение
Молиться будут вновь и вновь...

72. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Тем тяжелей наша утрата.

73. Достойно жил, печаль не в счёт,
В памяти остались уваженье и почёт.

74. Ты был примером нам всегда,
Как человек с душою чистой.
И память о тебе жива
В сердцах людей и близких.

75. По жизни пролетел ты как комета,
Оставив за собою яркий след.
Мы любим, помним, не забудем,
Скорбим, что рядом тебя нет.

76. Ты жизнь свою прожил достойно
Оставив память нам на век.
В безмолвном мире спи спокойно
Любимый нами человек.

77. Как безжалостна жизнь была к тебе,
Так пусть же будут благосклонны небеса…

78. Такую боль не передать словами,
Она вся в сердце раненом моём.
Жестоко как судьба распорядилась нами,
Не дав остаться на земле вдвоём.
Но в одиночестве своём тоскуя
Под жарким солнцем и когда идут дожди,
Я помню о тебе, тебя люблю я
И говорю тебе: «До встречи… Жди!»

79. Не погиб он и не умер.
Он ушёл и где-то рядом…

80. Горем сердце мое,
Твоя смерть обожгла,
Что мне мир без тебя,
И мирские дела.

81. Лишь память возвращает нам
отнятое судьбой…

82. Во дни печали нашей сирой,
К Стопам Творца мы припадем,
Утешит нас Отец Небесный,
И в нем отраду мы найдем…

83. Прости!
Ещё увидимся опять с тобой

84. Ангел родной, прости – виновата,
Что не была в час смерти рядом с тобой.

85. Не спас от нищеты полет орлиных крыл,
Ни песней дар, ни сердца пламень!
Жестокие! У вас он хлеба лишь просил,
Вы дали - камень.

86. Завещаю жизнь прожить достойней,
Не спешить концы быстрей отдать.
Ведь и мне здесь будет тем спокойней,
Чем всех вас я дольше буду ждать.

87. Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах,
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

88. Не жизни жаль, а жаль того огня,
Что, просияв над целым мирозданьем,
Исчезнет в ночи, плача и скорбя…

89. Песок сухой – постель твоя,
Дёрн зелёный – покрывало.
Спи спокойно вечным сном
Ты – чьё сердце так пылало.

90. Ты умер только лишь для света.
А в памяти семьи родной
Улыбкой тёплого привета
Живёт твой образ дорогой.

91. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Но жизнь твоя напрасно не прошла…
Тем тяжелей наша утрата.

92. Расстались мы.
Болезнь тебя сразила.
С собой в могилу ты унёс
Страданье, боль, надежду и любовь,
И светлый ум, и доброту, и память.
Но ждёт тебя дорога впереди
В иную жизнь – без боли и страданий…

93. Жизнь мерзка и пуста,
И счастья в ней не будет,
Сожгу себя дотла,
А там пусть Бог рассудит.
Кто прав, кто виноват,
Кто подло жил, кто честно.
Мы судим наугад,
Ему же всё известно.

94. Прохожий! здесь лежит философ-человек,
Он проспал целый век,
Чтоб доказать, как прав был Соломон,
Сказав: «Всё суета! всё сон!».

95. Как тяжкий груз, несём утраты бремя
Мы сохраним любовь и память на года,
Над памятью не властно время,
И скорбь нас не покинет никогда.

96. Мне красоту пожаловал Господь,
Родитель же мне передал лишь тело;
Но если Богом данное истлело,
Что ж смертная от смерти примет плоть.

97. Здесь та любовь, что жизнь мне подарила,
Здесь та печаль, что мудрость принесла.

На первый взгляд, между двумя жанровыми понятиями нет ничего общего. Однако если обратиться к генезису и эволюции этих малых лирических жанров, то обнаруживается изначальное сродство. Эпиграмма (греч. epigramma) - надпись на доспехах воина, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари. Подобного рода надписи на предметах домашнего обихода встречаются у всех народов. Вспомним исконно русские «эпиграммы»: «Напейся - не облейся» на кувшине; «Чай кофе не по нутру, была бы водка по утру» на стопке. Так как места было мало, а материал тверд, то резчики предпочитали краткие надписи. Но лаконичность требовала выразительности и афористичности, эпиграмма тяготела вследствие этого к сентенции, - то есть моральному поучению, которое выражает общепринятое житейское правило. В VIII-VII вв. до н.э. происходит сближение эпиграммы с элегией, у которой заимствуется элегический дистих. В дальнейшем наибольшее распространение получает надгробная надпись - эпитафия (греч. epitaphios - надгробный), которая воспринималась в те отдаленные времена как разновидность эпиграммы.

Эпитафия могла быть подлинной и мнимой, скорбной и ироничной, - последняя, по сути, становилась эпиграммой в современном ее понимании. Родоначальником жанра эпитафии, нередко близкой эпиграмме, считается Симонид Кегосский, традиции которого подхватили поэмы эпохи эллинизма. Симонид Кеосский (556-467 гг. до н.э.) воспевал победу греков в войне с персами; сохранилось большое количество надписей, в которых он увековечил славу героев и память о погибших.

Вот типичный образец его лирики, посвященный коринфянам, павшим в битве с персами на Саламине:

Странник, мы жили когда-то в обильном водою Коринфе,

Ныне же нас Саламин, остров Аянта, хранит;

Здесь победили мы персов, мидян и суда финикийцев

И от неволи спасли земли Эллады святой.

(Перевод Л. Блюменау)

Уже в этом примере древнейшей эпитафии просматриваются признаки жанра: обращение из могилы мертвых к некоему страннику. Возможно, что и само понятие «странник» имеет двойной смысл. Он путешествует в пространстве и во времени, но странничество его ограничено, и рано или поздно он разделит судьбу тех, кому посвящена эпитафия.

В эллинистическую эпоху продолжается замещение эпиграммы эпитафией, однако надгробные надписи Феокрита и Каллимаха становятся эмоционально разнообразнее, посвящены они обычно не героям, а частным лицам, не знаменитостям, а знакомым. В некоторых случаях эпитафия звучит иронично, как, например, в автоэпитафии Каллимаха:

Баттова сына могилу проходишь ты путник. Умел он

Песни слагать, а подчас и за вином не скучать.

(Перевод Л. Блюменау)

Усмешка, казалось бы, в неподобающем месте - на могиле - намечает дальнейшее сближение эпитафии с эпиграммой, которое происходит уже в поэзии древнего Рима и связано с творчеством Сенеки, Катулла и Марциала.

Все, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время…

(Перевод М. Гракбарь-Пассек)

Эпиграммам Сенеки чужда сатирическая направленность, напротив, в них преобладает скорбная медитация, рожденная личным жизненным опытом и наблюдениями над судьбами окружающих поэта друзей и врагов - великих и малых мира сего. Временами эпиграммы Сенека близки эпитафиям, но они, безусловно, далеки от современного понимания жанра эпиграммы.

У Катулла отсутствует жанровое обозначение его лирики, хотя принадлежность его стихотворений к элегиям или эпиталамам легко угадывается. Сложнее обстоит дело с эпиграммой, но целый ряд его остроумных выпадов против соперников и недругов близки эпиграмме. Они отличаются краткостью, в них порой звучит не только грубая брань, но и тонкая насмешка.

Однако дальнейшее распространение и развитие жанра эпиграммы определилось благодаря Марциалу, создавшему более полутора тысяч эпиграмм, в которых, по словам Плиния-младшего, «очень много соли и желчи, но не менее прямодушия».

Крупнейший знаток латинских надписей Ф.А. Петровский, характеризуя особенности излюбленного лирического жанра Марциала, подчеркивает: «Все это эпиграммы, но эпиграммы в исконном значении этого слова, т.е. надписи на предметах, неразрывно связаны с теми предметами, на которых они сделаны. Делались эти надписи преимущественно на надгробиях (эпитафии), на пьедесталах статуй (посвятительные надписи) и на предметах хозяйственного обихода (ложках, тарелках и т.п.). Особого рода надписи - стихи на стенах, лишь в редких случаях имеющие отношение к предмету, на котором они сделаны. К таким надписям относятся и некоторые надписи на мозаичных полах и другие».

Надписи на стене исследователь иллюстрирует ярким примером:

Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть,

А продолжаешь нести надписей столько дрянных.

Однако нельзя не заметить, что связь эпиграмм Марциала с изначальным смыслом посвятительной надписи в значительной мере ослаблена. Эпиграмма становится способом выражения отрицательного отношения к тому или иному лицу или факту.

Как и Катулл, Марциал не боится показаться нескромным, вернее, он в своих противниках под смирением угадывает нравственные пороки, о которых объявляет во всеуслышание. Именно вслед за Марциалом за эпиграммой окончательно закрепилось сатирическое признание и распространение.

Влиянием Марциала отмечены венецианские эпиграммы И.В. Гете, написанные им после второй поездки в Италию в 1740. Более ста эпиграмм запечатлели нравы и обычаи Венеции, а главное, в них ощутим ироничный, насмешливый взгляд путешественника, который видит всюду в Италии традиции древнего Рима и сам следует им, создавая эпиграммы классическим гекзаметром. В дальнейшем Гете будет неоднократно возвращаться к жанру эпиграммы, используя ее сатирически. Эпиграммы Гете - одно из высших достижений жанра, который, начиная с эпохи Возрождения, претерпел длительную и сложную эволюцию.

Последним римским поэтом, писавшим эпиграммы и эпитафии, был Децим Магн Авсоний (310 - ок. 395), перебросивший мост от античности к средневековью.

В новое время эпиграмма стала известна благодаря тому, что византийский священник Константин Кефала около 900 года составил антологию из 4000 эпиграмм, куда включил «Венок» Мелеагра из Гадары, «Венок» Филиппа Фессалоникийского и «Цикл» Агафия. Утраченная, а затем обнаруженная в XVII в., она получила название Антология Палатинская. В XIII в. византийский монах Максим Плануд составил сокращенный список антологии К. Кефалы, дополнив его, в свою очередь, многими эпиграммами, раннее не включавшимися в нее. Все это способствовало тому, что античная эпиграмма стала известна в эпоху Ренессанса, когда к этому жанру обращаются К. Маро во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, Т. Мор в Англии, Анджело Полициано в Италии.

Клеман Маро - автор 297 эпиграмм, часть из которых являет собой вольный перевод из Марциала. Предшественник Ренессанса, он разработал особую эпиграмматическую строфу восьмистрочную (а в а в в с в с) и десятистрочную (а в а в в с с d c d), и, соответственно, сочинялись эпиграммы восьми- или десятисложным размером. Эта форма была уже в XVIII в. подхвачена просветителями, которые в эпиграмме закрепили «stile marotique».

Великая роль в пропаганде эпиграммы и Томаса Мора. Английский мыслитель перевел на латинский язык более ста греческих эпиграмм и написал свыше двухсот пятидесяти собственных, также на латыни.

Эпиграммы Т. Мора в большинстве своем сатиричны, объектом сатиры чаще всего выступают монахи, но нередко - это просто бытовые зарисовки и наблюдения, юмор которых в несоответствии слов и поступков. Т. Мор в эпиграммах, как и в «Утопии», нередко дидактичен, а обращаясь к друзьям, как, например, к Эразму, он доброжелательно шутлив. Английский писатель не стремился к краткости, наряду с эпиграммами, состоящими из двух или четырех строк, у него немало стихов, похожих на обстоятельный подробный панегирик, эпиталаму или даже короткую поэму.

Новое качество, внесенное Т. Мором в жанр эпиграммы - это органичное соединение утверждения с отрицанием. Примером может служить знаменательная эпиграмма «О двух розах, сросшихся воедино»:

С алою розой в соседстве росла, и друг друга,

В споре за первенство здесь, каждая стала теснить.

Две это розы еще, но цветок уж сливается, спору

Этим слиянием их ныне положен конец.

(Перевод И.Ф. Шульца).

Стоит обратить внимание также на то, что Т. Мор в ряде случаев эпиграмму облекает в форму язвительной эпитафии, что лишний раз напоминает о взаимопритяжении этих двух малых жанров лирики.

В целом же, следует отметить, что эпиграмма, как, впрочем, и эпитафия, не частый гость в собраниях ренессансных поэтов. Однако думается, уместно привести пример «жизнеутверждающей» эпитафии, который гений французской ренессансной поэзии посвятил величайшему прозаику. Итак, Пьер Ронсар - Франсуа Рабле:

Бывало, солнце не взойдет,

А уж покойный встал и пьет.

Бывало, ночь в окно глядится,

А он все пьет и не ложится.

Воспеты были им умело

Кобыла сына Гаргамеллы,

Дубина, коей дрался он,

Шутник Панург, Эпистемон,

Боец и ада посетитель,

Брат Жан, лихой зубодробитель

И папоманская страна.

О путник, с легкою душою,

Закусывая ветчиною,

Бочонок доброго вина

Над гробом сим распей сполна.

(Перевод Ю. Корнеева)

Эпитафия игриво, но верно передает дух великой книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», и, как это нередко бывает, отождествляет автора с рассказчиком. Терминологическое определение эпиграммы обнаруживается все у того же Никола Буало, и в соответствии с особенностями жанра оно кратко:

Вот эпиграмма - та доступней, хоть тесней:

Острота с парой рифм - вот все, что надо в ней.

И еще существенное дополнение:

Для эпиграммы нам не звукопись нужна, -

Ей нужен блеск ума - тогда пленит она.

К тому времени выкристаллизовалась наиболее употребимая композиционная структура эпиграммы, которую принято было начинать с нейтрального наблюдения или утверждения, а завершать неожиданной остротой (фр. pointe, нем. spitz).

В этом жанре в XVII в. более других преуспел Фридрих фон Логау. Современник Тридцатилетней войны, в своих многочисленных эпиграммах он обличал религиозные и политические распри, тиранию властей и бесчестье их прислужников:

Коль при дворе я жить хочу,

То все искусства изучу.

Только б главным овладеть -

Жить без совести cуметь.

(Перевод А. Гугнина)

Сам Логау в предисловии к сборнику «Три тысячи немецких эпиграмм» дал свое понимание излюбленной поэтической форме: «Эпиграммами называют короткие язвительные стихотворения, а язвительные стихотворения - длинными эпиграммами».

Сатирическое наследие Фридриха фон Логау было замечено Готхольдом Эфраимом Лессингом, который неизменно подчеркивал общественную значимость эпиграммы. Просветители использовали сатиру в своей полемике с клерикалами, борясь за освобождение человеческого разума от предрассудков, ратуя за свободу личности, стремясь к равенству в правах, независимо от сословной принадлежности. Неудивительно, что эпиграммы сочиняют и сам Лессинг, и Вольтер, и Руссо, и английские публицисты эпохи Просвещения. Лучшие эпиграммы принадлежат Роберту Бернсу, который эпиграмме нередко придает видимость эпитафии.

В XVIII веке к жанру эпиграммы обращаются и русские классицисты, используя ее в литературной полемике. В.К. Тредиаковский бранит А.П. Сумарокова:

Кто рыж, плешив, мигун, заика и картав,

Не может быти в том никак хороший нрав.

Почему отталкивающая внешность непременно влечет за собой злонравие, - сие ведомо токмо Василию Кирилловичу. Романтики через какую-то сотню лет с ним вряд ли согласились. «А как же Квазимодо?» - спросит почитатель Гюго.

Классицистская эпиграмма в России предпочитает обличить не конкретное лицо, а сатирический типаж. Эпиграммы того же А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, В.Л. Пушкина, И.И. Дмитриева обличают общественные нравы, а в качестве объекта выступает в эпиграммах обобщенный носитель злонравия.

В.Л. Пушкин, например, в эпиграмме меняет местами змею и ее жертву, и читатель должен поверить, что некий Маркел - злодей почище гадюки:

Змея ужалила Маркела.

«Он умер?» - «Нет, змея, напротив, околела».

Кстати, следует отметить, что незамысловатый диалог весьма часто используется в эпиграммах.

В Россию эпиграмма проникла с запада через Украину традиционным жанровым маршрутом. Она была заявлена в теоретических трактатах Феофана Прокоповича, он же и дал первые русские образы жанра.

Существовала ли эпиграмма на Руси в более отдаленные времена? Составители сборника эпиграмм включают следующие тексты:

Сытое брюхо

К учению глухо.

С виду детина,

А в остальном скотина.

Был не опален,

А из Москвы вышел опален.

На Распутине рубашка

Вышивала ее Сашка,

На Распутине порточки

Вышивали царски дочки.

Закон - что дышло:

куда поворотил, туда и вышло.

Эти и подобные примеры не подходят под определение эпиграммы, нетрудно установить смешение жанров, так как эпиграммами названы пословицы, поговорки, частушки, а вовсе не эпиграммы, ибо данный лирический жанр авторский, а не фольклорный. Эпиграмма носит личностный характер и выражает авторское отношение к лицу, событию или явлению.

Появившись на отечественном горизонте, она проникла на страницы прессы и попала в салоны. Вспомним того же Онегина, который владел искусством «вызывать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм». Пушкиным подмечены очень существенные качества, которыми должна обладать эпиграмма: сиюминутностью возникновения, остроумием и тактом. Эпиграмма не долгожительница. Она вскоре умирает или перестает удивлять, ей не свойственна грубость, она рассчитана на улыбку, а не на громкий смех.

Русская эпиграмма как один из видов лирики сформировалась в пушкинскую эпоху и главным образом благодаря А.С. Пушкину. В его творчестве она обрела устойчивые черты, которые стали отличительным признаком эпиграммы в последующем литературном процессе. Каковы же признаки жанра?

Эпиграмма нередко начинается с философского раздумья, автор предается медитации, он воспаряет над реальностью, но это оказывается всего лишь позой. Начавшись как антологическая эпиграмма, русская эпиграмма резко меняет свою направленность и завершается неожиданным pointe"ом. Вот сравнительно безобидная эпиграмма А.С. Пушкина на А.Н. Муравьева, отколовшего в салоне З.А. Волконской руку у гипсовой статуи Аполлона Бельведерского:

Лук звенит, стрела трепещет,

И, клубясь, издох Пифон;

И твой лик победно тлещет,

Бельведерский Аполлон!

Кто ж вступился за Пифона,

Кто разбил твой истукан?

Ты, соперник Аполлона,

Бельведерский Митрофан.

Появление в конце стихотворения фонвизинского Митрофана дискредитирует все нагромождение античных образов и создает антитезой комический эффект.

Антологическая лирика выступает здесь лишь формальным признаком жанра.

Насыщение антологической по форме эпиграммы злободневным содержанием будет и в дальнейшем пользоваться русскими поэтами, в частности, М.Л. Михайловым, Д.Д. Минаевым, В.Я. Брюсовым и др.

Эпиграмма становится экспромтом, нередко изустного происхождения, или имитирует мгновенность возникновения. В самом деле, трудно себе представить лирического поэта, который трудится над эпиграммой днями или неделями. Широкое хождение получают эпиграммы салонных острословов С.А. Соболевского, Ф.И. Тютчева и, конечно, самого А.С. Пушкина.

Соболевский оставил в памяти потомков ряд эпиграмм, одна из которых посвящена незадачливому издателю Г.Н. Геннади, перемешавшему окончательные пушкинские тексты с вычеркнутыми самим поэтом:

О жертва бедная двух адовых исчадий:

Тебя убил Дантес и издает Геннади!

Последний пример показателен в том плане, что эпиграмма - это «стихотворение на случай», она не придумывается по поводу вообще плохих издателей, она привязана к конкретному лицу.

Вследствие этого автор эпиграммы пристрастен, он вполне может быть неправ в своих оценках, скажем, графа М.С. Воронцова, одной из жертв пушкинских эпиграмм. Но она на истину и не претендует, эпиграмма, как в давние античные поры, - сентенция, то есть истина весьма относительная, дабы не сказать сомнительная.

Эпиграмма - литературна, то есть она является откликом на литературный процесс, вызывает определенные литературные ассоциации, использует цитаты, перифразы, каламбуры и предполагает у слушателя или читателя наличие определенной литературной эрудиции.

При этом она может быть распространяемой исключительно из уст в уста, ибо по цензурным или каким-либо другим соображениям она не печатается.

Жанр эпиграммы требует особой атмосферы, пронизанной духом состязательности, игры, карнавала, как это было в лицее. Создатель эпиграмм не может творить в полном одиночестве, эпиграмма предполагает наличие противников и единомышленников, создание эпиграмм - это дуэль, спор, полемика. В эпиграммах в частности, нашла свое отражение полемика между «Арзамасом» и «Беседой любителей русского слова». В пушкинскую эпоху рядом с гением сочиняли эпиграммы И.А. Крылов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и стихотворцы рангом пониже. Но при этом следует подчеркнуть, что многие эпиграммы фигурируют анонимно. Нечто сходное можно наблюдать и в «серебряный век» русской поэзии, когда вокруг журнала «Сатирикон» сплотилось большинство острословов, состязавшихся друг с другом и сотрудниками конкурирующих сатирических журналов: «Зритель», «Сигнал», «Жало», «Пулемет» и других, возникших на исходе первой русской революции. Впрочем, эпиграмма в русской сатире начала века не занимала особого отдельного места, а как бы растворялась в иронической внежанровой лирике.

Но вернемся к А.С. Пушкину, создавшему несколько десятков эпиграмм. В стихотворении «Собрание насекомых» (1829) он перечисляет все свои жертвы, которые, «пронзенные насквозь, рядком торчат на эпиграммах». Это поэт Ф.Н. Глинка, критик-зоил М.Т. Каченовский, сравнивший поэму «Руслан и Людмила» с мужиком, втершимся в московское благородное собрание, П.П. Свиньин, второстепенный журналист, заискивавший перед Аракчеевым. Досталось от Пушкина и таким второстепенным писателям, как В.Н. Олин и С.Е. Раич, причем первый назван «черной мурашкой», второй - «мелкой букашкой». Это был жизненный принцип поэта - на критику отвечать уничижительной эпиграммой. В стихотворении «Совет» (1825) действие как бы предшествует итогу «Собраний насекомых»:

Поверь: когда слепней и комаров

Вокруг тебя летает рой журнальный,

Не рассуждай, не трать учтивых слов,

Не возражай на писк и шум нахальный:

Ни логикой, ни вкусом, милый друг,

Никак нельзя смерить их род упрямый.

Сердиться грех - но замахнись и вдруг

Прихлопни их проворной эпиграммой.

Он так и поступал, это было его средство самозащиты. Поэт не оставлял выпады незамеченными и безнаказанными. После появления в «Московском телеграфе» эпиграммы «Приятелям», издатель журнала «Благонамеренный» А.Е. Измайлов поместил заметку, в которой было сказано: «Страшно, очень страшно! Более же всего напугало меня то, что у господина сочинителя есть когти». Пушкин же парировал новой эпиграммой «Ex ungue leonem» - «Льва узнают по когтям», в которой публично осрамил своего недоброжелателя.

Впрочем, особо надо подчеркнуть, что эпиграммы адресовались не только врагам, но и друзьям: широко известна история с эпиграммой на В.К. Кюхельбекера. Да и сам Пушкин стал жертвой эпиграммы своего друга С.А. Соболевского, посмеявшегося над новоиспеченным камер-юнкером. Эпиграмма в пушкинскую эпоху - это мгновенная резкая реакция на события быстротекущей литературной и политической жизни. В этом ряду следует рассматривать и политические эпиграммы на архимандрита Фотия, военного министра А.А. Аракчеева и самого Александра I, которые распространялись изустно.

Не один А.С. Пушкин посвящал эпиграммы царствующим особам. Эпиграммой заменил эпитафию Николаю I Ф.И. Тютчев:

Не богу ты служил и не России

Служил лишь суете своей

И все дела твои, и добрые, и злые, -

Все было ложь тебе, все признаки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

В пушкинскую эпоху произошло размежевание жанров эпиграммы и эпитафии. Первой отдана власть в литературе, вторая - царила в жизни, а вернее - после смерти. Эпитафия окончательно стала реальной и в соответствии с запросами времени формализовалась.

А.С. Пушкину принадлежит, можно сказать, эталонная эпитафия:

Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир.

(Глава вторая, XXXI)

В поминальной надписи, само собой, должно быть названо имя усопшего, его чин и звание, отмечена его набожность и благочестие, перекинут мостик из настоящего в вечность.

Первые поминальные надписи возникли на Руси с принятием христианства. Однако стихотворные надписи возникли значительно позже - примерно в петровскую эпоху. Эпитафия изначально была близка элегии (грусть по усопшему) и панегирику (похвальное слово ему). Поэтическая эпитафия особое распространение получает в пору романтизма, когда возникла целая отрасль поэзии: сочинение эпитафии по заказу. Этим занимались преимущественно второстепенные поэты: А.Е. Измайлов, П.И. Шаликов, Б.М. Федоров.

В этот же период широкое распространение получает эпитафия самому себе, которая сочиняется в юные годы заблаговременно.

Известный архитектор и поэт-любитель Н.А. Львов сочинил очень краткую и, конечно же, шутливую «Эпитафию самому себе» (1780):

Короток званием был, умом и телом я -

Вот эпитафия моя.

Приведем в качестве примера и «Мою эпитафию» (1815) А.С. Пушкина:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодой,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

Если в многочисленных эпитафиях самому себе автор подтрунивает над собой, то в эпитафиях живущим, сочиненных недоброжелателями, ирония сменяется сарказмом, а нередко - оскорблением. Такова, например, «Эпитафия И.И. Панаеву» (1860), сочиненная при его жизни Н.Ф. Щербиной:

Лежит здесь, вкушая обычный покой неизвестности,

Панашка, публичная девка российской словесности.

Эпитафия, как эпиграмма, нередко посвящалась не конкретному лицу, а собирательному: бездарному артисту, лекарю-шарлатану, спириту, блюдолизу, кокетке и т.п. В сущности, это уже не эпитафии, а эпиграммы без адреса.

Во второй половине прошлого века эпитафии нередко посвящаются прекратившим свое существование газетам, журналам, политическим учреждениям. В этих случаях заглавие или подзаголовок не эпитафия, а некролог, что в сущности почти одно и то же.

Так, например, А.М. Жемчужников посвящает эпитафии газете «Весть», цензуре, институту мировых посредников.

Сохраняется традиция, идущая от античности, сочинять эпитафии не только людям, но и животным и птицам. Всем, разумеется, известна из фольклора эпитафия такого рода «У повара была собака…», представляющая собой бесконечный стих, своего рода Perpetuum mobile, который встречается крайне редко. Вместе с тем, в 60-ые годы получает широкое распространение эпиграмма как таковая, что связано с политическими событиями и литературной полемикой. Эпиграмма шестидесятников по своей поэтике существенно отличается от эпиграмм поэтов пушкинской поры. Из эпиграммы постепенно уходит личностное, лирический герой и автор неадекватны друг другу, в эпиграмме выражается не столько индивидуальное отношение, сколько общественная позиция. Н.А. Некрасов сочинил эпиграмму «Автору Анны Карениной»:

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать.

Что это - позиция самого Некрасова? Вряд ли, скорее, здесь выражено отношению к роману некоего собирательного условного нигилиста, вроде Базарова.

В жанре эпиграммы происходит вытеснение личного общественным, эпиграмма выявляет конфликт не столько межличностный, сколько групповой. Эта тенденция получит дальнейшее развитие в годы гражданской войны и в последующие затем десятилетия.

В первые годы советской власти официальными сатириками считались Демьян Бедный, выступавший регулярно на страницах «Правды», и В.В. Маяковский, выпускавший «Окна РОСТА».

Однако оба поэта практически не использовали эпиграмму в чистом виде, как правило, в их сатирических текстах возникал сплав частушки, басни, пародийной песни или романса, сказки, призыва, афоризма, в которых порой обнаруживались и эпиграмматические черты:

Врангель подбит.

Красные в Крыму.

Последнее усилие

И конец ему.

Можно ли рассматривать строфу как эпиграмму на Врангеля? С известной натяжкой можно, тем более что логика требует вслед за этим сообщением - эпитафии. Все-таки эпитафия выходит на какое-то время из употребления, в годы классовых сражений она, очевидно, представлялась слишком камерной, и рассчитана она была на подготовленного читателя, а не на тех, кто «в шинелях, бушлатах, тулупах» ворвался в Зимний.

Но с начала тридцатых годов эпиграмма вновь набирает популярность. К этому жанру обращаются В. Лебедев-Кумач, М. Исаковский, А. Жаров, А. Сурков, М. Голодный, И. Уткин, М. Светлов, А. Архангельский, А. Безыменский и многие другие поэты. Эпиграмма становится, как это ни печально, сведением счетов, поэты пишут эпиграммы друг на друга. В эпиграмму проникает пародия, сатирик в качестве эпиграфа использует цитату из произведения того автора, кого он решил пригвоздить эпиграммой. Сам по себе этот сравнительно новый прием не плох, но использовался он слишком навязчиво, а порой - грубо. Но главная опасность эпиграммы заключалась в том, что она превращалась в политический ярлык, за которым за своей неизбежностью следовали оргвыводы, печальные для жертвы эпиграммы. Так, в 1932 г. С. Швецов в серии «новинка пролетарской литературы» выпустил сатирическую книжку «Напостовский свисток» с рисунками Кукрыниксов. В ней есть специальный отдел эпиграмм. С. Швецов с ортодоксальной неистовостью клеит политические ярлыки на коллег по поэтическому цеху.

Не рви волос,

Не бейся лбом о стену

И не гнуси «О Русь, святая Русь!»

Мы «журавлям» твоим узнали цену,

Кулацкий гусь!

Так поэзия подменялась доносительством. С. Клычков был репрессирован через пять лет.

Н.А. Заболоцкому все тот же С. Швецов посвятил эпиграмму невнятную, но оскорбительную:

Под шум приветственных речей,

Родился - и весьма некстати -

В семье поэтов-циркачей

Посредственный шпагоглотатель.

В тридцатые годы возродилась анонимная эпиграмма, распространявшаяся устно. Так, широкое хождение получила эпиграмма-пародия на Н.С. Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей,

Больше бы было в продаже гвоздей.

На дверях квартиры О.М. Брика появилась надпись мелом:

Вы думаете, здесь живет Брик,

Исследователь языка?

Здесь живет шпик

И следователь из Чека.

В конце 1937 года в Москву приехал Лион Фейхтвангер. Незадолго до него в нашей стране побывал Андре Жид, который, будучи гостем, многим восхищался, а после отъезда написал об СССР довольно язвительный памфлет. Анонимный автор приветствовал немецкого писателя следующей эпиграммой:

Лион Фейхтвангер у дверей

Стоит с вполне советским видом.

Но я боюсь, чтоб сей еврей

Не оказался тоже Жидом.

Каламбур оказался пророческим,… книга Л. Фейхтвангера «Москва 1937 год» вскоре оказалась в спецхране вместе с очерками А. Жида.

В послевоенный период эпиграмма все более становилась официозной, критиковались те деятели культуры, которых власти удостаивали запрещающих постановлений. Из обихода постепенно исчезала политическая эпиграмма, так как смеяться над вождями было смерти подобно.

В настоящее время и эпитафия, и эпиграмма заметной роли в литературном процессе не играют. Эпитафия в силу ее строгой регламентированности начала обнаруживать повторы и штампы еще в древности. Ф.А. Петровский отмечал в свое время: «В латинских эпитафиях постоянно применяются стихотворные формулы, как, например, hic lacet (здесь погребен), обращение к прохожему qui legis (ты, кто читаешь), siste gradum (остановись). Это начальные формулы, а самая обычная конечная формула-пожелание покойнику: sit tibi terra levis (будь тебе легкой земля, или: тебе легкой да будет земля), формула, заканчивающая элегический дистих. Эта формула настолько обычна и общеизвестна, что постоянно выражалась одними начальными буквами: S.T.T.L «.

Но есть и исключения.

В жанре эпитафии много ироничных и грустных стихов написал представитель ленинградского андеграунда С.Л. Кулле (1936-1984). Широкому читателю его эпитафии мало известны, а между тем, они оригинальны и талантливы:

Давайте я умру.

В окно мое

чуть слышно

постучали.

Я выглянул, -

но было поздно.

Наверно, -

ангелы печали.

Но почему - так робко?

Они еще не так стучали.

ангелы надежды,

то почему -

так поздно.

Верлибр оказался вполне уместен в жанре эпитафии.

Оригинально использовал форму автоэпитафии американский поэт Эдгар Ли Мастерс (1869-1959). Малоизвестный поэт-любитель в 1915 году издал «Антологию Спун-Ривер», которая сделала его знаменитым, а книга долгие годы оставалась бестселлером и переводилась на многие языки мира. Через десять лет он выпустил «Новый Спун-Ривер». В совокупности обе книги объединили пятьсот пятьдесят эпитафий жителей маленького вымышленного городка на Среднем Западе. Это своего рода загробные монологи бывших обитателей Спун-Ривера, похороненных на кладбище, расположенном за городом на холме. Автоэпитафии принадлежат политикам и безбожникам, богачам и нищим, умершим своей смертью и погибшим во время Гражданской войны между Севером и Югом.

Прочитав «Греческую антологию», куда были включены греческие, римские и византийские эпитафии, Мастерс задумал обновить архаичный жанр, посвятив эпитафии своим землякам и современникам. Эпитафии Мастерса написаны в одних случаях гекзаметром, в других - верлибром, иногда - ямбом и хореем. Цикл автоэпитафии объединен несколькими сюжетными линиями, воссоздающими жизнь провинциального города на рубеже эпох: выборы мэра и окружного судьи, строительство церкви и водопровода, введение сухого закона, религиозные распри и политические дрязги, любовные истории и семейные драмы. О пережитом вспоминают старики и дети, старые девы и похитительницы мужей, пьяницы и ханжи, редакторы и поэтессы, городские сумасшедшие и доморощенные философы. Всех их доконала людоедка-Жизнь, которую они не забыли и в загробном мире. Рассказывая о себе, они невольно вступают в споры с соседями, оправдываясь в грехах и преступлениях, они сообщают множество нелицеприятных фактов о тех, кто выдает себя за праведника. У Мастерса в итоге этой многоголосицы получился своеобразный «роман в эпитафиях», запечатлевший образ одноэтажной Америки накануне первой мировой войны.

Опыт по-своему уникален, однако это исключение только подтверждает исчезновение жанра эпитафии (автоэпитафии) из современной поэзии.

Специально созданные эпитафии стали постепенно вытесняться цитатами из Библии и классической поэзии. Примером достойных эпитафий могут служить поэтические тексты О.Ф. Берггольц и М.А. Дудина, посвященные памяти погибших в блокаду ленинградцев, похороненных на Пискаревском кладбище.

Что же касается эпиграммы, то она интегрировалась в современной периодической печати, служа комической добавкой к серьезным произведениям.

Лет десять назад широкое хождение имели эпиграммы В. Гафта на деятелей театрального искусства. Опубликованные, они обнаружили дилетантский уровень сочинителя, да интересны они оказались довольно узкому кругу людей, близких к театру.

Попытки придать эпиграмме не сатирический, а лирический характер, как это было в античности, иногда предпринимаются, но успеха не приносят. Так, вряд ли можно назвать удачными «Лирические эпиграммы» С.Я. Маршака.

Вот пример наугад:

Свиньи, склонные к бесчинству

На земле, конечно, есть,

Но уверен я, что свинству

Человечества не съесть.

Получилась не эпиграмма, а незатейливый детский стишок. Неслучайно, что этот опыт Маршака почти забыт.

Эпиграмма окончательно определилась как малый лирический жанр сатирической направленности. Сегодня удачи в этом жанре редки. Объясняется это тем, что эпиграммы не пишут большие поэты, жанр отдан на откуп профессиональным острословам.

РЕЗОЛЮЦИЯ НА ЗАЯВЛЕНИИ В ЛИТФОНД

Прошу из соответствующих смет
Подателю помочь деньгами снова.
И нам известно: он плохой поэт,
Но дети литератора плохого
Не знают, что в семье талантов нет,
И просят есть, как дети Льва Толстого.

ПОЭТУ, ПИШУЩЕМУ ЖАЛОБЫ

Поэт, чужие видящий грехи,
Ей-богу, и тебе, брат, не мешало б
Оставить в память по себе стихи,
А не собранье анонимных жалоб.

ЮБИЛЕЙНОЕ

Организуем юбилей поэту,
Ведь у него чины, награды, звания.
Одна беда: стихов приличных нету
Для юбилейного изданья.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Жена министра вздумала писать
И принесла стихов не меньше пуда.
Что делать? Эти вирши не издать
В сто раз труднее, чем издать Махмуда.

НА ПРОСЬБУ ДРУГА
ПОМОЧЬ ЕМУ ИЗДАТЬ КНИГУ,
КОТОРУЮ Я НЕ ЧИТАЛ

Мой друг, быть может, я глупец,
Но дело делаю не сразу
И не бросаюсь под венец,
Невесту не видав ни разу.

ЛИТЕРАТОРУ ИЗ АУЛА АКСАЙ

Ты пишешь, что в Аксае двадцать пять
Писателей – талантов несомненных.
Скажи мне, в старых или новых ценах
У вас в Аксае принято считать?

ПОЭТУ, СКЛОННОМУ К ЗАИМСТВОВАНИЮ

Хоть и в твоей отаре иногда
Бывают славные ягнята,
Но ведь в другой отаре, вот беда,
Они уж блеяли когда-то.

СТИХИ, НАПИСАННЫЕ ПО СЛУЧАЮ
ПОЖАРА КУМЫКСКОГО ТЕАТРА

Воспламенилось зданье вдруг,
А там свое проиизведенье
Читал маститый драматург,
Театру делал предложенье.

Мелькнула тень из тьмы веков,
Когда невест от обрученья,
От ненавистных женихов
Спасало лишь самосожженье.

Смотрели пьесу о Марин Анхил
И кляли зрители наиба.
А если бы тебе он губы сшил,
Сказали бы ему спасибо.

МОЕМУ ДРУГУ-ПОЭТУ,
О КОТОРОМ ЕГО МАТЬ,
СТАРАЯ АВАРКА, СКАЗАЛА:

Когда-то говорить он не умел,
И все же, мать, я сына понимала,
Давно заговорил он и запел,
И понимать его я перестала.

Возможно, поспешил я с выводом,
Быть может, виноват я малость,
И то мне показалось неводом,
Что паутиной оказалось.

Готов грехи признать тяжелыми,
Я, видимо, не понял что-то:
Когда-то мне казались пчелами
И мухи, что подохли в сотах.

ЕДИНСТВЕННОМУ ПОЭТУ

Других певцов в твоем народе нет,
Ты с пользой для себя усвоил это:
Ведь появись любой другой поэт,
Тебя бы не считали за поэта.

НА ПОЭТА, ЧЬИ СТИХИ В ПЕРЕВОДЕ
ВЫХОДЯТ РАНЬШЕ, ЧЕМ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Приятель, объясни, чтоб мы поверили,
Ответь нам на такой простой вопрос:
Как получилось, что сперва на севере,
А не на юге вызрел абрикос?

Скажи, зачем с поспешностью ненужною,
Намного птиц других опередив,
На север улетают птицы южные,
В родных горах себе гнезда не свив?

НЕКОЕМУ ПЕРЕВОДЧИКУ НА АВАРСКИЙ

ЖЕНЕ ОДНОГО ПОЭТА

Твой муж поэт других не хуже,
И ты отлично ценишь стих:
Хоть не читаешь строки мужа,
Зато всегда считаешь их.

ЛИТЕРАТОРУ, КОТОРЫЙ ЧАСТО
МЕНЯЕТ ЖАНРЫ

В своих исканьях ты как мой сосед:
Он жен менял едва ль не ежегодно
И людям объяснял: «Ребенка нет.
С женою год мы прожили бесплодно!»

Брат по перу, тебе сказать хочу:
Переменил ты жанров многовато.
Нет у тебя детей – сходи к врачу,
Возможно, что жена не виновата.

При жизни горя видел я немало,
Но я тебе признаюсь, мой земляк,
Что и тюрьма царя, и плеть шамхала
В сравненье с пьесою твоей – пустяк.

НАЗОЙЛИВОМУ ПОЭТУ

Хвалил Омар, хвалил Али,
Я погрешу хвалой немалой,
Тебя ведь, брат, не похвали,
Так не избавишься, пожалуй.

ПЕРЕВОДЧИКУ ЛЕРМОНТОВА
НА АВАРСКИЙ ЯЗЫК

В котов домашних превратил ты барсов,
И тем позорно будешь знаменит,
Что Лермонтов, к печали всех аварцев,
Тобою, как Мартыновым, убит.

НА ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО
НАСЛЕДСТВА

Нам предпочел ты ангелов соседство,
Но памяти не оборвалась нить,
Твое литературное наследство
Комиссия решила изучить.

Но ни строки найти она не в силах.
А может быть, нерукотворный труд
Ты взял туда, где нет нужды в чернилах
И нет таких редакторов, как тут?

НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ОБЕЗЬЯНЫ

Чтоб стала человеком обезьяна,
Потребовалась вечность, а не век.
Зато в одно мгновенье, как ни странно,
Стать обезьяной может человек.

НА ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВКИ ОДНОГО
ПОРТРЕТИСТА

На выставке смотрел твои работы,
Не жди похвал. Лукавить нет охоты!
Скажу одно: как никогда я ране
Теперь аллаха начал понимать.
Он запрещает, сказано в Коране,
Обличие людей изображать.

ПРОЧИТАВ КНИГУ СТИХОВ
ОДНОГО МАГОМЫ

– Почему такая шея
У тебя кривая? –
Человек спросил верблюда,
Недоумевая.

– Ну, а разве остальное
У меня прямое?
В том и дело, что все тело
У меня кривое!

… Магомы прочел я сборник,
Чьи стихи – о чудо! –
Мне напомнили во вторник
Притчу про верблюда.

ПОЭТУ, КОТОРЫЙ В ОТВЕТ НА ТО,
ЧТО ЕМУ НЕОБХОДИМЫ ЗНАНИЯ,
СКАЗАЛ, ЧТО НАШ ГОМЕР
СУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ
ТОЖЕ БЫЛ НЕГРАМОТНЫЙ

Не нажимай на примеры:
Не все слепые – Гомеры.
Ссылки на чудо рискованны:
Не все глухие – Бетховены.
Не все хромые –
Хаджи-Мураты.
Орлы – не все,
Кто пернаты!

МОЛОДОМУ ПОЭТУ-ФИЛОСОФИСТУ

Яйца курицу не учат,
Но родителям поэт
Объяснит, откуда дети
Появляются на свет!

О, какой ужасный кашель
И какой простудный свист
В твоих песенках холодных,
Молодой философист!

Ты балхарцев обучаешь
Бить кувшины: все равно,
Говоришь, издельям вашим
Разбиваться суждено!

Искры нет для перекура
В этой скользкой пустоте.
Что за грипп в твоих стишатах,
В философской мерзлоте?

ПАРИКМАХЕРУ ОДНОГО ПОЭТА

Сколько разного народа
Год от года, год от года
Над его трудилось бедной головой!
Мама с папой, дяди, тети,
Их коллеги по работе
И учительский состав передовой!

Эту голову учили,
В институт ее тащили,
Ох, старались в эту голову вбивать
Замечательные знанья!
Даже будь она баранья,
Научилась бы экзамены сдавать!

Сто приказов и решений,
Убедительных прошений
Эту голову спасали, видит бог!
Было сто экспериментов,
Сто ответственных моментов –
Все равно не варит этот котелок!

Ох, спасибо, друг мой добрый,
Парикмахер бесподобный, –
Ты на славу эту голову постриг!
Из такого табурета
Сделал голову поэта –
Ты постриг ее под гения, старик!

Знай, что, если б, как снаружи,
Ты внутри бы форму ту же
Ей придал своей искусною рукой,
Поэтический бы гений
Всех времен и поколений
Голове бы позавидовал такой!

БЕЗДОМНЫЙ КОРОЛЬ
(Дагестанскому артисту,
играющему роли королей и царей)

На сцене он дворец имеет царский –
И тысячи дворцов, а не один!
Он – император, царь, эмир бухарский,
Король и шах и мира властелин!

Все вертится вокруг его персоны,
Все падает с небес к его ногам,
И все министры бьют ему поклоны,
И каждый – верноподданный слуга.

Но свет погашен. Публика одета.
А ведь король – земное существо,
И видят каждый день у горсовета
Фигуру королевскую его:

«Я вас прошу, товарищ председатель,
Не оставлять бездомным «короля»!
Хотя бы угол для ночлега дайте,
Где стол, кровать поместятся и я!»

И получает он ответ, в котором
Написано: «Строительство идет!
Пока не можем дать жилье актерам,
А королей не ставим на учет!»

ДРУГУ, НА КОТОРОГО НАПАЛА
СВАРЛИВАЯ ЖЕНЩИНА

Спасибо, мой товарищ дорогой,
Спасая нас, ты жертвовал собой
И грудью лег на этот пулемет,
Геройски защищая целый взвод!

Последние проклятья посылая,
Заглохла эта амбразура злая.
Когда б не ты, она бы, как волчица,
Всех сожрала, могу я поручиться!

Один язык такой сварливой злюки –
Сто тысяч порций яда от гадюки!
Спаси, аллах, и смилуйся над нами,
От остального мы спасемся сами!

ПИСЬМО ГАМЗАТА ЦАДАСА
В ПРАВЛЕНИЕ КОЛХОЗА ЕГО ИМЕНИ

Вчера отец явился мне во сне,
В очах мерцала горькая угроза,
И на листе бумаги в тишине
Он написал: «В правление колхоза.
Одно из двух, – потребовал отец, –
Иль воровству, которое отвратно,
Немедля вы положите конец,
Иль имя заберу свое обратно!»

ГИПНОТИЗЕР

Один поэт, рожденный среди гор,
Клянусь, был истинный гипнотизер.
Он всякий раз, когда стихи читал,
Мог усыпить неосторожный зал

.
СТРОКИ, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ В МОЛОДОСТИ
ПО ПОВОДУ ГИБЕЛИ МАХМУДА

«Мозг золотой в серебряном ларце,
Нашел бы ты достойнее кончину,
Под плеть когда бы не подставил спину
И принял бой с улыбкой на лице».

СЛОВА, КОТОРЫЕ СКАЗАЛ МОЙ ОТЕЦ,
УСЛЫХАВ ЭТИ СТРОКИ

«Прощу тебя за эту небылицу,
Когда Махмуда мужество поймешь
Или его таланта хоть крупицу
Явить сумеешь, презирая ложь».

ЭПИТАФИЯ НА МОГИЛЕ ПОЭТА,
ОТЛИЧАВШЕГОСЯ МНОГОСЛОВИЕМ И
РИТОРИКОЙ

Лежащего под этою плитой
Зачем судить за прошлое сурово?
Охваченные вечной немотой,
Его уста не вымолвят ни слова.

А вспомните, как жаждал он похвал,
Зерна не отличая от мякины,
Но все, что он при жизни написал,
Сошло в могилу до его кончины.

Сегодня я чуть свет не потому ли
Проснулся вдруг среди туманной мглы,
Что громко кукарекали в ауле
Твои на крышах горные орлы?

СТРОКИ НА КНИГЕ ПОЭТА,
КОТОРЫЙ УГРОЖАЛ УМЕРЕТЬ
ВО СЛАВУ ЛЮБВИ

Узнали мы, что за любовь он смело
Все от стихов отдаст до головы,
Но смерть, придя, его отвергла тело
И увидала, что стихи мертвы.

ПОЭТУ, КОТОРЫЙ ПРЕЖДЕ
БЫЛ ЧАБАНОМ

Ты пел овечек на плато,
Они тебя ценили,
И ныне пишешь, но никто
Понять тебя не в силе.

СТРОКИ НА РУКОПИСИ,
ОТОСЛАННОЙ РЕДАКТОРУ

Пред обрезаньем мальчику хитро
Стремятся птичье показать перо:
– Вот режем чем, потрогать можешь пальчиком.

Берет перо редактор мой стальной
И начинает речь вести со мной,
Как перед обрезаньем с горским мальчиком.

Звезда удачи над тобой повисла,
И должен ты ценить как благодать,
Что верная жена не может смысла
В твоих стихах поныне отыскать.

Когда бы поняла во цвете лет
Она одну простую аксиому,
Что смысла в них и не было, и нет,
То от тебя сбежала бы к другому.

ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ
ОДНОЙ КНИГИ

Являя рукотворный пыл,
Познав тщеславную надежду,
Из строк ворованных ты сшил
Себе печатную одежду.

Но если краденое вдруг
Вернуть придется? Вдоволь срама
Познаешь пред людьми вокруг
В одежде грешного Адама.

МЕРКАНТИЛЬНОМУ
ПОЭТУ

«Тебя корят иные, что стихи
Ты предавать торопишься печати».
«Но всякий раз бываю за грехи
Земной я удостоен благодати».

Тельца златого сила немала,
Когда – ведь сам слуга святого духа –
Спешит молитву завершить мулла,
Лишь звон монет его коснется слуха.

ПОЭТУ,
КОТОРЫЙ ПРОСИЛ МЕНЯ
НАПИСАТЬ ПРЕДИСЛОВИЕ
К ЕГО СТИХАМ

Быть зазывалой при твоих стихах
Мне не к лицу перед честным народом:
И капелька смолы от слова «Бисмаллах!»
Не станет никогда янтарным медом.

ПО ПОВОДУ
ОДНОГО ЮБИЛЕЯ

Родился теленок, и, велика,
Радость в честь этого режет быка.
Вспомнил о том, мой собрат по перу,
Я на твоем юбилейном пиру.

Мой друг, когда вернешься цел,
Почти ответом однозначным:
К небесным звездам иль коньячным
Летал в загадочный предел?

С тех пор как начал ты полет
Среди аульского тумана,
Уж не один из ресторана
Тебя разыскивает счет.

Шотландский поэт Роберт Бернс является автором по-настоящему самобытной прозы, которая в основном посвящена народным темам и патриотическим чувствам. Можно сказать, что в его лирике живет вольнолюбивый дух шотландского народа, и большинство его произведений посвящены теме настоящей свободы и бескорыстия.

Особое место в его поэзии занимают эпиграммы и эпитафии. Будучи талантливым сатириком, Бернс посредством эпиграмм и эпитафий высмеивал своих противников. В них поэт смешивал фольклорную фантастику и юмор, драматичность и ежедневный быт народа.

Смысловое содержание эпитафий и эпиграмм

Темы, которые поднимает Роберт Бернс в своих многочисленных эпитафиях и эпиграммах, разнообразны и порой непредсказуемы.

Он создал множество язвительных и сатирических эпитафий - "Эпитафия бездушному дельцу", "Эпитафия крикливому спорщику", "Эпитафия деревенскому сквайру", "Эпитафия на Уильяма Николя", "Эпитафия твердолобому трусу", "Эпитафия преподавателю латыни" и многие другие.

Буквально несколькими точно подобранными словами шотландский поэт тонко и довольно жестко высмеивает людей, которым посвящены эпитафии, и ограниченность и их образы жизни. Эпитафии Бернса наполнены таким светлым и одновременно суровым, правдивым юмором, что до сих пор известны по всему миру.

А его эпиграммы колки и всегда обладают неожиданным и остроумным финалом, что вызывает еще большее восхищение поэтом. Самыми известными эпиграммами Бернса являются "Эпиграмма к портрету духовного лица", "Эпиграмма на плохие дороги", "Эпиграмма 1792 года".

Парадоксально, что Роберт Бернс посвящал эпитафии и эпиграммы живущим людям, и не боялся жестко высмеивать их личности и их пороки. Есть у поэта и эпитафии о морали и нравственности людей, в них он неустанно поднимает извечные вопросы для литературы.

Образы и темы, высмеянные у Бернса

Новаторство Бернса заключается не только в том, что стиль его поэм и песен существенно отличается от его современников, но и в том, что Бернст довольно неординарным образом преподносил свой юмор, тем самым завуалировано раскрывая суровую действительность жизни в стране и нравственность ее народа.

В своих эпиграммах и эпитафиях он безжалостно, даже ядовито высмеивал высокомерных аристократов, лицемерных служителей церкви и жадных богачей.

Его называют настоящим изобретателем в этом плане, и порой поэт поражал окружающих своим оригинальным подходом к эпиграммам и эпитафиям однажды предметом своей насмешки Бернс сделал вошь, которую заметил в шляпе благородной дамы в церкви.

Он посчитал необходимым высмеять неопрятность, неряшливость этой богатой и знатной дамы. Ведь нищему и несчастному человеку такая оплошность была бы простительна, у него другие тягости…

И в этой эпитафии раскрывается более глубинная тема тема классовых различий и ненависти между разными социальными слоями. Очень часто в своих стихотворениях и поэмах Бернс подчеркивает социальные контрасты, присущие тому периоду, тем самым раскрывая нравственный стержень людей определенной эпохи.

К портрету духовного лица

Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут.

Эпитафия бездушному дельцу

Здесь Джон покоится в тиши.
Конечно, только тело...
Но, говорят, оно души
И прежде не имело!

Поклоннику знати

У него - герцогиня знакомая,
Пообедал он с графом на днях.

Но осталось собой насекомое,
Побывав в королевских кудрях.

Надпись на могиле школьного педанта

В кромешный ад сегодня взят
Тот, кто учил детей.

Он может там из чертенят
Воспитывать чертей.

При посещении богатой усадьбы

Наш лорд показывает всем
Прекрасные владенья...

Так евнух знает свой гарем,
Не зная наслажденья.

На лорда Галлоуэй

В его роду известных много,
Но сам он не в почете.
Так древнеримская дорога
Теряется в болоте...

Тебе дворец не ко двору.
Попробуй отыскать
Глухую, грязную нору -
Душе твоей под стать!

Книжный червь

Пусть книжный червь - жилец резного шкафа
В поэзии узоры прогрызет,
Но, уважая вкус владельца-графа,
Пусть пощадит тисненый переплет!

Надгробная надпись

Прошел Джон Бушби честный путь.
Он жил с моралью в дружбе...
Попробуй, дьявол, обмануть
Такого Джона Бушби!

О черепе тупицы

Господь во всем, конечно, прав.
Но кажется непостижимым,
Зачем он создал прочный шкаф
С таким убогим содержимым!

Надпись на могиле сельского волокиты

Рыдайте, добрые мужья,
На этой скорбной тризне.
Сосед покойный, слышал я,
Вам помогал при жизни.

Пусть школьников шумливый рой
Могилы не тревожит...
Тот, кто лежит в земле сырой,
Был им отцом, быть может!

Происхождении одной особы

В году семьсот сорок девятом
(Точнее я не помню даты)
Лепить свинью задумал черт.
Но вдруг в последнее мгновенье
Он изменил свое решенье,
И вас он вылепил, милорд!

Потомку Стюартов

Нет, вы - не Стюарт, ваша честь.
Бесстрашны Стюартов сердца.
Глупцы в семействе этом есть,
Но не бывало подлеца!

На благодарственном молебне по случаю победы

О лицемерье, служишь ты молебны
Над прахом всех загубленных тобой.
Но разве нужен небу гимн хвалебный
И благодарность за разбой?

Ответ "верноподданным уроженцам шотландии"

Вы, верные трону, безропотный скот,
Пируйте, орите всю ночь напролет.

Позор ваш - надежный от зависти щит.
Но что от презрения вас защитит?

При посещении разрушенного дворца шотландских королей

Когда-то Стюарты владели этим троном
И вся Шотландия жила по их законам.
Теперь без кровли дом, где прежде был престол,
А их венец с державой перешел

К чужой династии, к семье из-за границы,
Где друг за другом следуют тупицы.
Чем больше знаешь их, тиранов наших дней,
Тем презираешь их сильней.

Переводчику Марциала

О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел, -
Ты слышишь крик поэта Марциала:
"Разбой! Грабеж! Меня он перевел!.."

Ответ на угрозу злонамеренного критика

Немало льву вражда ударов нанесла,
Но сохрани нас бог от ярости осла!

Актрисе мисс Фонтенелль

Эльф, живущий на свободе,
Образ дикой красоты,
Не тебе хвала - природе.
Лишь себя играешь ты!

Позабудь живые чувства
И природу приневоль,
Лги, фальшивь, терзай искусство
Вот тогда сыграешь роль!

К портрету известной мисс Бернс

Полно вам шипеть, как змеи!
Всех затмит она собой.
Был один грешок за нею...
Меньше ль было у любой?

Ярлычок на карету знатной дамы

Как твоя госпожа, ты трещишь, дребезжа,
Обгоняя возки, таратайки,
Но слетишь под откос, если оси колес
Ненадежны, как сердце хозяйки!

О золотом кольце

Зачем надевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое? -
Меня любопытная леди спросила.

Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
- Владеет любовь электрической силой,
А золото - проводник!

Красавице, проповедующей свободу и равенство

Ты восклицаешь: "Равенство! Свобода!"
Но, милая, слова твои - обман.
Ты ввергла в рабство множество народа
И властвуешь бездушно, как тиран.

Надпись на могиле эсквайра, который был под башмаком у жены

Со дней Адама все напасти
Проистекают от жены.
Та, у кого ты был во власти,
Была во власти сатаны.

Эпитафия преподавателю латыни

Тебе мы кланяемся низко,
В последний раз сказав: "Аминь!"
Грешил ты редко по-английски.
Пусть бог простит твою латынь!

Мисс Джинни Скотт

О, будь у скоттов каждый клан
Таким, как Джинни Скотт, -
Мы покорили б англичан,
А не наоборот.

Лорд-адвокат

Слова он сыпал, обуян
Ораторским экстазом,
И красноречия туман
Ему окутал разум.

Он стал затылок свой скрести,
Нуждаясь в смысле здравом,
И где не мог его найти,
Заткнул прорехи правом...

Проповеднику лемингтонской церкви

Нет злее ветра этих дней,
Нет церкви - этой холодней.
Не церковь, а какой-то ледник.
А в ней холодный проповедник.

Пусть он согреется в аду,
Пока я вновь сюда приду!

Трактирщице из Рослина

Достойна всякого почета
Владений этих госпожа.
В ее таверне есть работа
Для кружки, ложки и ножа.

Пускай она, судьбой хранима,
Еще полвека проживет.
И - верьте! - не промчусь я мимо
Ее распахнутых ворот!

О плохих дорогах

Я ехал к вам то вплавь, то вброд.
Меня хранили боги.
Не любит местный ваш народ
Чинить свои дороги.

Строку из Библии прочти,
О город многогрешный:
Коль ты не выпрямишь пути,
Пойдешь ты в ад кромешный!

Надпись на могиле честолюбца

Покойник был дурак и так любил чины,
Что требует в аду короны сатаны.

Нет, - молвил сатана. - Ты зол, и даже слишком,
Но надо обладать каким-нибудь умишком!

Эпитафия твердолобому трусу

Клади земли тончайший слой
На это сердце робкое,
Но башню целую построй
Над черепной коробкою!

Художнику

Прими мой дружеский совет:
Писать тебе не надо
Небесных ангелов портрет,
Рисуй владыку ада!

Тебе известней адский лорд,
Чем ангел белокурый.
Куда живее выйдет черт,
Написанный с натуры!

Девушке маленького роста

На то и меньше мой алмаз
Гранитной темной глыбы,
Чтобы дороже во сто раз
Его ценить могли бы!

Эпитафия владельцу усадьбы

Джемс Грив Богхед
Был мой сосед,
И, если в рай пошел он,
Хочу я в ад,
Коль райский сад
Таких соседей полон.

Нетленный капитан

Пред тем, как предать капитана могиле,
Друзья бальзамировать сердце решили.
- Нет, - молвил прохожий, - он так ядовит,
Что даже червяк от него убежит!

В защиту акцизного

Вам, остроумцам, праздным и капризным,
Довольно издеваться над акцизным.

Чем лучше ваш премьер или священник,
С живых и мертвых требующий денег
И на приход глядящий с укоризной?
Кто он такой? Духовный ваш акцизный!

Капитану Ридделю при возвращении газеты

Газетные строчки
Прочел я до точки,
Но в них, к сожалению, мало
Известий столичных,
Вестей заграничных.
И крупных разбоев не стало.

Газетная братья
Имеет понятье,
Что значат известка и глина,
Но в том, что сложнее, -
Ручаться я смею, -
Она, как младенец, невинна.

И это перо
Не слишком остро.
Боюсь, что оно не ответит
На все бесконечное ваше добро...
Ах, если б у солнца мне вырвать перо
Такое, что греет и светит!

Три вывески

Напоминает он лицом
Ту вывеску, что над крыльцом
Гремит, блестит,
Лаская слух и взор,
И говорит:
"Здесь постоялый двор",

Как эта голова чиста, пуста,
Припудрена, искусно завита!
Такую видишь в лавке брадобрея.
И каждый, кто проходит перед нею,
дни и те же говорит слова:
- Вот голова!

А эта голова
Могучего напоминает льва,
Но только льва довольно мирного
Трактирного.

Стихи, написанные алмазом на окне гостиницы

Мы к вам пришли
Не тешить взгляд
Заводом вашим местным,
А для того,
Чтоб смрадный ад
Был местом,
Нам известным,

Мы к вам стучались
Целый час.
Привратник не ответил.
И дай нам бог,
Чтоб так же нас
Привратник ада встретил!

Эпитафия старухе Гриззель Грим

Лежит карга под камнем сим.
И не могу понять я,
Как этой ведьме Гриззель Грим
Раскрыла смерть объятья!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру

Склонясь у гробового входа,
- О смерть! - воскликнула природа,
Когда удастся мне опять
Такого олуха создать!..

Надпись на официальной бумаге, которая предписывала поэту "служить, а не думать"

К политике будь слеп и глух,
Коль ходишь ты в заплатах.
Запомни: зрение и слух -
Удел одних богатых!

По поводу болезни капитана Френсиса Гроуза

Проведав, что Френсис в объятиях смерти,
Топ-топ - прибежали к одру его черти.
Но, слыша, как стонут под грузом больного
Тяжелые ножки кровати дубовой,
Они отказались принять его душу:
Легко ли поднять эту грузную тушу!

Зеркало

Ты обозвал меня совой,
Но сам себя обидел:
Во мне ты только образ свой,
Как в зеркале, увидел.

Знакомому, который отвернулся при встрече с поэтом

Чего ты краснеешь, встречаясь со мной?
Я знаю: ты глуп и рогат.
Но в этих достоинствах кто-то иной,
А вовсе не ты виноват!

Джонсону

Мошенники, ханжи и сумасброды,
Свободу невзлюбив, шипят со всех сторон.
Но если гений стал врагом свободы, -
Самоубийца он.

Лорду, который не пустил в свои палаты поэта и его друзей, интересовавшихся архитектурой

Пред нами дверь в свои палаты
Закрыли вы, милорд.
Но мы - не малые ребята,
А ваш дворец - не торт!

Эпитафия самоубийце

Себя, как плевел, вырвал тот,
Кого посеял дьявол.
Самоубийством от хлопот
Он господа избавил.

Эпитафия крикливому спорщику

Ушел ли ты в блаженный рай
Иль в ад, где воют черти, -
Впервые этот вздорный лай
Услышат в царстве смерти.

Эпитафия церковному старосте, сапожнику Гуду

Пусть по приказу сатаны
Покойника назначат
В аду хранителем казаы, -
Он ловко деньги прячет.

Мистеру Вильяму Моль оф Пан Мур, которого поэт увидел в новом элегантном фаэтоне на скачках (бегах)

Я согласиться должен, что бесспорно
Твой новый фаэтон имел успех.
Так некий вор мечтал, чтоб выше всех
Ему соорудили столб позорный.