Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
За правильное выполненное задание сможешь получить 5 баллов .
Теория к заданию 8 по русскому языку:
Алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку:
- Определите грамматическую основу каждого предложения.
- Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
- Если да, выберите нужную формулировку в левом столбце.
- Определите второстепенные члены предложения.
- Допущена ли ошибка в использовании второстепенных членов?
- Если да, выберете нужную формулировку в левом столбце.
Орфография (8-14)
Вариант 1
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол..гаться благосл..вение
оз..боченный р..сточек
к…саться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..мудрый, пр..командировать
и..кажённый, бе..жалостный
о…данный, на…пись
под…шел, с…звучие
пр…следую, пр…пасы
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расклан..ться
ливн..вый
выстра..вать
непоседл…вый
находч…вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
развеешь
заброш..нный
потревож..нный
независ..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.
Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.
Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.
Солнце (не)было видно.
В кюветах блестела вода, оставшаяся после (не)продолжительных июльских ливней.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите оба эти слова.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В) ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО (ТОМУ) , например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ) ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
(Что)бы полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает за(границу).
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
Орфография (8-14)
Вариант 2
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
опт..мизм ок…зался
г..рящий пр..чудливый
пред..стеречь
не..говорчивый, во..делывать
пр..дедушка, пр..бежка
пре..почесть, о..бить
бе..жизненный, в..бодрить
пр..милый, пр..крыть
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .
находч..вый достра..вать
фасол..вый насмешл..вый.
наста..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
каракул..вый объявля..шь
дремл..шь гоня..шь
вскоч..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .
Раскройте скобки и выпишите это слово.
После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен.
Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!
Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.
Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.
СЛИТНО
Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.
Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел
познакомиться с интересными собеседниками.
Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.
Орфография (8-14)
Вариант 3
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк..сновенный сбивч..вый
орнам..нт похв..ла к..рьерист
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..язык, воз..бновил
пр..блудный, пр..мило
и..правлю, в..крикнул
по..бить, о..гадать
пр..богато, пр..близив
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .
успока..ваться гор..вать
насла.вать приветл..во
затраг..вать
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
расскаж..шь обижа..шь
успоко..нный омыва..мый откле..ваться
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.
Известный библиограф П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо (не)вымышленное, а реальное.
Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.
Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.
Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.
Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?
(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?
Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.
(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.
Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
Орфография (8-14)
Вариант 4
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..стовщический дисс..нансный
бракосоч..тание разн..мать насл..ждение
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не..быточно, в..бежал
пр..азовье, пр..добрый
на..пись, пре..теча
ни..падать, и..бежав
под..брав, пр..история
10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
распуг..вающий ябедн..чать
удва..вая черешн..вый жалостл..вый
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
щипл..т просе..вший
устраива..мый ненавид..мый развеш..нный
12.Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Непривычному к такому лесу человеку трудно пробить себе дорогу, когда мохнатые ветви, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЕ луча солнца, образуют над головой сплошной шатёр.
Как (НИ)СОВЕРШЕННА современная система водоснабжения, а родники продолжают играть свою скромную роль.
Героиня (НЕ)ЛИШЕНА привлекательности.
Три лесные птицы, очень близкие между собой родственники, вовсе (НЕ)ОДИНАКОВО в едут себя, когда к заповедным лесам с их дремучими чащами и нехожеными тропами приближается человек.
Она читала стихотворение (НЕ)ГРОМКО, но отчетливо.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В ТО(ЖЕ) мгновение тяжесть схлынула, а (ЗА)ТЕМ Гагарина словно подняло с кресла.
Я слизывал с губ капли дождя и ругал себя (ЗА)ТО, что так долго не был на родине и ездил по чужим краям. (ЗА)ЧЕМ?
(И)ТАК, в большинстве случаев болезнь можно вылечить, но могут остаться и КАКИЕ(ТО) последствия.
(НЕ)СМОТРЯ НА раскрытые окна, было душно, и мы вышли в сад, где (НА)ВСТРЕЧУ нам повеял свежий ветерок.
ЧТО(БЫ) ещё вам рассказать (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ нашей встречи.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
День был безветре(1)ый, вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю, командира беспокоили пута(4)ые известия от разведчиков
второй роты.
Орфография (8-14)
Вариант 5
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву.
к..рикатура восприн..мать
р..стениеводство разл…нованный несоч..таемость
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы-пишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..тактный, и..пить
пр..скачу, пр..весёло
Морально, ..правдал
пр..пирался, пр..гнул
пре..дверие, о..бить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
затейл..вый разве..ть
диагонал..вый устойч..вый раскраш..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
невид..мый обиж..нный
наде..вшийся побре..шься непредсказу..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Сказал (НЕ)ГРОМКО, как надо было, а так, что даже сос ед ничего не понял.
Жизнь прожить – (НЕ)ПОЛЕ перейти
Она была хороша собой: у неё были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но милые черты лица.
Чёрные, давно (НЕ)ЕЗЖЕННЫЕ колеи едва проступали в траве.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
Азбуки немых она, (ПО)ВИДИМОМУ, не знала, ЗА(ТО) с болезненной страстью любила
(В)ТЕЧЕНИЕ всего апреля почти не было тёплых солнечных дней, ЗА(ТО) май выдался такой жаркий, что мы даже купались.
Ребята немного прошли пешком, (ЗА)ТЕМ сели в автобусы и поехали (НА)ВСТРЕЧУ с известными футболистами «Спартака».
(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки лошади отстали, и (ПО)УТРУ в окно кибитки она снова увидела безмолвное белое поле.
Вторая группы туристов направлялась к лагерю, мы ТАК(ЖЕ) двигались (ПО)ЭТОМУ маршруту.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мы шли мимо магазинов с товаром, выставле(1)ым прямо на улице: здесь стояли кухо(2)ые табуреты, на которые были навале(3)ы подушки, под табуретами лежали прося(4)ые веники.
№ задания | Вариант №1 | Вариант №2 | Вариант №3 | Вариант №4 | Вариант №5 |
||||||||||
благословение | оказался | наслаждение | разлинованный |
||||||||||||
созвучие | безжизненный взбодрить | исправлю вскрикнул | предтеча | бестактный |
|||||||||||
ливневый | фасолевый | горевать | черешневый | диагоналевый |
|||||||||||
независимый | вскочишь | отклеиваться | ненавидимый | невидимый |
|||||||||||
непродолжительных | необыкновенной | неглубокий | негромко | неправильные |
|||||||||||
несмотря | вследствие | несмотря навстречу | вследствие |
||||||||||||
обречена | огражденному | тушенные очищенными | безветренный усеянного | выставленным Среднее общее образование Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.) Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.) Линия УМК Кудрявцевой. Русский язык (10-11) Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий 1–14ЕГЭ состоит из заданий разных по составу и по уровню сложности. Получить высокий балл ученику помогают не только накопленные знания, но и хитрые алгоритмы работы с тестом, подсказанные опытным педагогом. Своими наработками поделилась учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.База для успеха Подготовка к ЕГЭ начинается уже в тот момент, когда школьник только знакомится с орфограммами, учится определять части речи и части слова. В 10-11 классах, конечно, важно уделить время тренинговым упражнениям, но их выполнение должно быть осмысленно, основано на знаниях и умениях. Есть учебники, которые хорошо зарекомендовали себя в среде преподавателей по русскому языку старших классов. Так, курс Татьяны Пахновой отлично готовит к практике, к написанию сочинений, а подходящие упражнения для отработки правил можно найти в учебнике Ирины Гусаровой. Советы ученикам по выполнению заданий 1–14 Задание 1: определение главной информации текста. Вначале изучите не сам текст, а варианты ответов. Выберете варианты, похожие по содержанию. После – прочитайте текст уже с целью проверки. Задание 2: средства связи предложений в тексте. Чтобы избежать досадных ошибок, помните: для связи причины и следствия используются слова «поэтому» и «так что», при противопоставлении – союзы «а», «но», «однако»; связь уступка создается с помощью союзов «несмотря на что», «и хотя», условие обозначается союзом «если». Задание 3: определение лексического значения слова. В представленном тексте обратите внимание не просто на указанное слово, а на все словосочетание, и сопоставить его со словосочетаниями в вариантах ответов. Задание 4: постановка ударения. Попробуйте использовать ассоциативный прием запоминания. Например, можно выучить привычные сочетания слов с одинаковыми ударениями («чЕрпать вОду») или словосочетания с противопоставлением («бАрмен не супермЕн»). Задание 5: употребление паронимов. При подготовке разбирайте варианты ответов со словарем паронимов, пробуйте подставлять альтернативные слова. Задание 6: морфологические нормы. Если кажется, что ответ найден, но подобрать правильный вариант слова не получается – то вы, возможно, вы ошибаетесь. Переключитесь на другие слова. Задание 7: синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления. Сначала прочитайте представленные предложения, обращая внимание на опасные зоны: причастный и деепричастный обороты, однородные члены предложения, приложение, падежные окончания существительных, согласование подлежащего и сказуемого. На основе этого исключите грамотные предложения, а после сопоставьте оставшиеся варианты со списком ошибок. Задание 8: правописание корней. Чтобы уметь правильно определять корни с чередованием, с проверяемой гласной и с непроверяемой, нужно регулярно разбирать словообразование и морфемы. Задание 9: правописание приставок. Попробуйте метод исключения. Для начала найдите слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, а уже после рассмотрите другие варианты ответов. Задание 10: правописание суффиксов (кроме -Н- / -НН-). Определите, к каким частям речи относятся представленные слова, и вспомните правила словообразования. Задание 11:
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задание 12: правописание «не» и «ни». Для выполнения этого задания вспомните правила правописания «не» с разными частями речи. Задание 13: слитное, дефисное, раздельное написание слов. Для начала найдите среди вариантов ответов слова, которые пишутся через дефис. Если вам встретились слова «от того»/«оттого», «от чего»/«отчего» помните, что в этом случае слитное написание соответствует причинному значению фразы («Отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста»)
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 8. Определите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) уд?вляться, к?саясь,возг?рание, ?рнамент, уд?литься, Б) разр?дить (обстановку) , прор?дить (морковку), д?фицит, зам?раешь, зан?веска; В) прик?сновение, к?са, зан?мать, к?согор; приг?рок; Г) насл?ждение, пом?риться, в?кансия, обм?кнуть (в краску). 9. Определите ряды, в которых в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) контр?гра, пред?стория; Б) ни?вергаться, ра?гибать; В) беспр?кословно, пр?стол; Г) рыс?ю, гил?отина. 10. Выпишите слова , в которых на месте пропуска пишется буква Е. А) письм?цо, бессонн?ца, замоч?к, колокольч?к, солом?нка; Б)виш?нка, царап?нка, француж?нка, горош?нка, завал?нка; В) рассматр?вал, корч?вал, прослуш?вал, танц?вали, жертв?нство, сил?ща; Г)сирен?вый, вдумч?вый, дожд?вой, неповоротл?вая, заботл?вый. 11. Впишите слова, на месте пропуска которых пишется буква И: А) завис?мый от доходов, исследу?мый объект, ненавид?мый всеми, расходу?мые средства возвраща?мый долг; Б) развес? ли, обессил?ли врагов, выздоров?л окончательно, разве?ли сомнения, сильно закашл?лся; В) (вы) хорошо пиш?те, бор?тся с волнами, улыба?тесь ребенку, ненавид?те предательств, быстрее напиш?те мне! 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и напишите это слово. А) Нужная книга (не) прочитана. Б) Клементьев ушел, (не) ответив на наши вопросы. В) Нам (не)доставало терпения и опыта. Г) Егор приехал к месту назначения (не) вовремя. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. А) (В)следствие высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (при)чем размер песчинок, их составляющих, очень мал. Б) Студентка выбрала эту тему реферата, (что)бы лучше узнать историю знаменитого собора, и (в)течение месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы. В) (При)чем здесь Сережа? Как будто не (у) кого , кроме него, взять книгу. Г) Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына, в (то) же время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (по)тому называется Эрмитажной картиной. 14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. А) На безукоризне(1)о отглаже(2)ой тка(3)ой скатерти, сотка(4)ой из белоснежного льна торжестве(5)о стояли деревя(6)ые блюда, стекля(7)ые фужеры, лежали костя(8)ые вилки. Б) Сейчас все вылиза(1)о, вычище(2)о, и даже остатки взорва(3)ого собора внутри превраще(4)ы в ровную чистую площадку в обрамлении остатков коло(5)ады. В) Восторже(1)ые дамы с цветами и покло(2)иками разъезжали в золочё(3)ых каретах по моще(4)ым дорожкам, вымоще(5)ым отшлифова(6)ыми камнями. Г) Дикови(1)ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбеше(2)ые львы бегали по расчище(3)ым дорожкам, оставляя невида(4)ые следы. ЕГЭ Новый формат. Орфография. Задания 8-14. Вариант 2. 8. Определите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) Ум?лять (о помощи), пос?деть с другом, разр?внять дорожки, к?скад прыжков; Б) к?стюм, иск?са, зам?рла, прим?рять (ботинки), выч?тать; В)скр?петь стулом, предл?гать, выр?сли, осв?щение (храма); Г)пок?рать за измену, пок?рить город, заб?рается, пл?вчиха, бл?стательный. 9. Определите ряды, в которых в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А)в?лелеять, обе?доленный; Б)пр?зидент, пр?вилегия, В)без?мянный, вз?мать; Г) лос?он, в?юга. 10. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И: А) оцен?вать, потч?вать, рассматр?вал, ноч?вал, сверт?вал; Б) отрасл?вые, податл?вая, услужл?вый, ситц?вый, бол?вой; В) кормил?ц, советч?к, владел?ц, сыноч?к, горош?к, рож?ца; Г) бел?зна, бас?нка, монаш?нка, ссад?нка, став?нка; Д)ящич?к, скандальч?к, ореш?к, овраж?к, кирпич?к, бараш?к. 11. Впишите слова , на месте пропуска которых пишется буква Я: А) закле?л конверт, зала?ла на незнакомца, почу?в опасность, замет?л ошибку, леч?щий врач; Б) скач?щие кони, терп?щие бедствие, строяща?ся больница, бор?щиеся с невзгодами, та?щие сугробы. В) хорошо вид?щий, плохо слыш?щий, увенч?нный лаврами, стро?вший дом, раста?вший снег. 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и напишите это слово. А) Передо мной открылась давно (не)паханная степь. Б) Книга так и осталась (не) прочитана. В) Движения начинающей гимнастки (не) лишены изящества. Г) Обратный путь показался мне (не)близким. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. А) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, при(чем) некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и то(же ) понятие. Б) В то (же) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая так(же )существование длительных волнообразных движений земной поверхности. В) Вернер должен был настоять на том, (что)бы дело обошлось как можно секретнее, потому что я не был расположен испортить (на)всегда свою репутацию в здешнем мире. Г )(В)течение всей ночи шёл густой туман –(на) утро пришлось расчищать сугробы во дворе. 14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. А)На земля(1) ом полу стоял кожа(2)ый диван с деревя(3)ыми краше(4)ыми подлокотниками с побеле(5)ыми кова(6)ыми подсвечниками и зажже(7)ыми свечами. Б) Перед време(1)ой деревя(2)ой трибуной, увеша(3)ой ярко-красными лоскутами, у ветря(4)ых мельниц собрались седобородые старики в полотня(5)ых рубахах и в зеленых форме(6)ых шароварах, низко спуще(7)ых над кожа(8)ыми сапогами. В) Восторже(1)ые дамы с цветами и покло(2)иками разъезжали в золочё(3)ых каретах по моще(4)ым дорожкам, вымоще(5)ым отшлифова(6)ыми камнями. Г) Дикови(1)ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбеше(2)ые львы бегали по расчище(3)ым дорожкам, оставляя невида(4)ые следы. Ответы.
|