Наука о земле


География - е диный комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы ), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук.

Предмет структура географической оболочки, динамика, взаимодействие и распределение в пространстве её компонентов. В рамках географической оболочки возникла жизнь, развившаяся до уровня человеческого общества. Поэтому предмет географии затрагивает также вопросы, связанные со взаимодействием человека и природы.

Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины - по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям.

Накопление географических знаний происходило в течение длительной истории развития общества. Тем не менее, сейчас есть на Земле ждущие своего открытия белые пятна. Широкие пространства для открытий ныне представляют не описания объектов и явлений, а объяснение их сущности и взаимодействия. Т еперь под географическим открытием понимают не столько территориальное, сколько теоретическое открытие, установление новых географических закономерностей.

Методика географических исследований - это сложная система, включающая:

  • общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.);
  • рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.);
  • методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.);
  • методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.).

Общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность)

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, а географическая наука отражала особенности жизни общества в определенный период. Этапы , выделяемые в истории географии часто совпадают с историческими и характеризуются различными общественными функциями этой науки. С момента зарождения и вплоть до эпохи Великих географических открытий география выполняла познавательно-описательную функцию . В этот же период зародилась картография с ее особым научным языком. В эпоху первой научной революции преобладающей становится аналитическая и объяснительная функция и начинается расчленение географии на частные научные дисциплины. В XX веке для географии характерно развитие и упрочение конструктивного (преобразовательного) направления, усиление интеграции между частными дисциплинами. Появление новых научных направлений продолжается и сейчас. Каждый последующий этап развития науки не отменяет функции, свойственные предыдущему этапу, а поднимает их на иной качественный уровень.

Тема: «География – наука о Земле»

Пояснительная записка.

Урок разработан для 5 класса к учебнику: География. Начальный курс, авторы: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, издательство « Дрофа». Для пятиклассников достаточно сложно даются понятия и географические определения, поэтому урок продуман в форме путешествия.

Технологическая карта.

Тема : География - наука о Земле.

Тип учебного занятия : изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Методы : частично – поисковый.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Цель: Углубить и развить знания о географических науках.

Задачи:

Общеобразовательная: Сформировать знания о географических науках.

Развивающая: Уметь находить в источниках информацию и анализировать её;

развивать творческие, коммуникативные способности;

умение работать с картой.

Воспитательная: Развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения,

профориентация

Термины, понятия : география, физическая география, социально-экономическая география, геология, океанология, климатология, картография, гидрология, геоморфология, демография, биогеография, медицинская география, историческая география, политическая география, инженерная география, военная география.

Планируемые результаты :

В познавательной сфере: давать определения географическим наукам.

В ценностно - ориентированной сфере: анализировать и оценивать роль географических наук, знание географических специальностей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать аргументированные суждения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения географии

Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение устно и письменно выражать свои мысли.

Ресурсы: рабочая тетрадь, учебник, карта полушарий, цифры - станции, компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

Что такое рельеф?

Что называют Мировым океаном?

Что такое горные породы?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Подходят в формулировке темы урока, определяют цель урока.

2 Изучение нового материала

Ребята, нам на электронную почту пришло письмо. Открываем, читаем. (приложение №1)

Предлагаю отправиться в путь!

На карте наклеены цифры-станции.

1 станция: 70% территории Земли-это Мировой океан. Как называется наука изучающая Мо? А люди, занимающиеся изучением Мо?

2 станция: Заглядывая, вглубь Мо, мы увидим океаническую земную кору. Как называется наука, изучающая земную кору?

(прил №2) А люди, занимающиеся изучением земной коры?

3 станция: Рельеф земли представлен горами и равнинами. Покажите горы и равнины, которые Вы знаете? Как называется наука, изучающая рельеф Земли? А люди, занимающиеся изучением рельефа?

4 станция: Назовите столицу нашей Родины?

В г. Москва проживает 13 млн. человек. Как называется наука, изучающая численность населения и условия жизни?

Люди, занимающиеся изучением условий жизни людей?

5 станция : Назовите крупные реки России?

Вместе формулируем определение гидрология. Скажите, чем сегодня знаменита река Амур? Люди, занимающиеся изучением рек называются..?

6 станция: Сегодня на уроке мы использовали карту полушарий. Какие карты вы ещё знаете?

Как называется наука, о использовании и создании карт?

А люди, занимающиеся созданием карт?

Беседа с элементами самостоятельной индивидуальной работы с использованием учебника.

Дают названия науке

Дают ответ

Дают ответ

Работают с картой.

Дают ответ

Дают ответ

Дают ответ

Гидрология- это наука, изучающая свойства и состав воды в реке.

Рассказывают о бедственной ситуации на Амуре.

Дают ответ

Выделяют какие представленных наук относятся к физической географии, какие к социально-экономической.

Формулируют определения: физическая география, социально-экономическая география.

Продолжают работать самостоятельно с учебником и интернетом в группах.

1) Выбирают из учебника науки, относящиеся к своей группе.

2) Находят по 2-5 примера географических специальностей

3.Закрепление нового материала

Тест на экране

Задаёт вопросы:

Кто достиг цели?

Кому что-то не удалось?

Каковы причины?

Даёт домашнее задание.

Выполняют тест.

Проверяют свои знания по образцу:

Пять правильных ответов-«5»

Четыре правильных ответа-«4»

Меньше четырёх - вам следует вернуться ещё раз к изучаемой теме.

Осуществляют процедуру взаимооценки собственнойучебной деятельности и своих товарищей на уроке.

13 определений на «5»

10 определений на «4»

7 определений на «3»

Дополнительное домашнее задание

Закончить сегодняшний урок мне хочется необычно. Мы составим стихотворение синквейн- это стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами.

(в каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении)

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, в форме существительного.

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - фраза несущая определённый смысл

5 строка - вывод, одно слово, существительное.

Составить кроссворд «Географические науки» или «Географические специальности»

СИНКВЕЙН:

География-наука

Интересная, чудная

Изучили, рассмотрели, удивились.

Быстро наш урок прошёл

Просто превосходно.

Приложение

Дорогие ребята!

Вы начинаете изучать географию - науку о Земле. Слово «география» в переводе с греческого языка означает «землеописание». В наше время изведаны и описаны все материки и океаны Земли. Однако загадка Земли заключается в том, что, чем больше надо узнать, а главное объяснить. На уроках вы будете узнавать много нового о нашей планете, много интересного и нужного современному образованному человеку: почему день сменяется ночью, а зима - весной; как «бежит» время; что находится в центре Земли; почему облака такие разные… Пусть считают, что на Земле не осталось «белых» пятен и на карту нанесено всё, что открыли и изведали до нас. Сегодня вы будете прокладывать на карте свой маршрут, состоящий из географических наук.

Итак, в путь!

Приложение

Приложение

Тест

1. Установи соответствие:

Наука Что изучает

1. Картография а) процессы, происходящие в Мировом океане.

2. Медицинская география б) население Земли

3. Океанология в) климаты Земного шара

4. Климатология г) влияние особенности территории на состояние

здоровья населения.

5. Демография д) создание и использование карт.

2. Наука, изучающая природу земной поверхности

а) социально-экономическая география

б) физическая география

3. Военную, политическую, историческую географию объединяет:

а) физическая география

б) социально-экономическая география

4. Какая наука изучает распространение и распределение животных по земному шару:

а) геоморфология

б) биогеография

в) геология

5. Состав и строение земной коры изучает наука…….

Ответы: 1) 1д 2г3а4в5б

Цель: сформировать у учащихся систему знаний о предмете и объекте изучения географии; начать формирование у учащихся первоначальных учебных умений работать с учебными пособиями по курсу; способствовать развитию у учащихся интереса к географической науке, воспитывать у учащихся потребность в расширении знаний.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, атлас, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Какие науки вы изучаете в школе? О чем именно они?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мы с вами начинаем изучать одну из древнейших наук о Земле - географии. На уроках географии вам придется стать первооткрывателями неизвестных земель, и исследователями, и опуститься, по примеру героев Жюля Верна, до недр Земли, и погрузиться в Мировой океан, вы научитесь читать географические карты. На уроках географии мы будем изучать природные процессы и их причины.

IV. Изучение нового материала

Первым употребил термин «география» древнегреческий ученый Эратосфен («гео» - земля, «графо» - описание) в III в. до н. э. Название отвечала тогдашним условиям, она описывала природу нашей планеты, ее горы, равнины, океаны, реки...

Первыми географами были мореплаватели, путешественники, воины, люди, которые занимались торговлей.

Возникла география том, что государственным деятелям нужно было знать свою страну, своих соседей, для того чтобы знать, чем торговать, как вести караваны. Возникла потому, что моряки водили корабли по океанам, а земледельцы каждый год засевали поля и с тревогой следили за погодой.

В древности человеческие цивилизации отделялись друг от друга тысячами километров и были здесь и леса, и пустыни, не было только дорог. Так и сидели на тех землях, где родились. Редко когда кто-то не выдерживал и уходил в поисках неизвестного. Каждая такая поездка была событием. Имя отважного обрастало легендами, о нем рассказывали старшие детям.

Из года в год больше людей становилось на обжитых территориях. Дальше приходилось идти охотникам в поисках пищи. Иногда и целые племена переходили на другие земли. Почему же люди бросали обжитые места? Причины разные: одни шли от голода, другие - от соседей. А бывало, и сама Земля прогоняла людей и животных (оледенения).

Вот почему среди тех, кого мы сегодня называем географами, так часто встречаются люди необычных профессий; они были географами не по диплому, не по образованию, а по роду деятельности.

Ни одной науке не обходились так дорого знания. В географию шли отважные люди, которые не могли сидеть на месте, любили рисовать, те, кто не знал другого счастья, чем открывать.

Раньше география была описательной наукой. Каждый человек, возвращаясь в свои места, рассказывала о том, что видела. Мореплаватели Полинезии, не зная письменности, делали карты из раковин, наклеенных на соломенной сетке.

Пройдя долгий путь, география изменилась. Теперь основная задача географии - изучение природы, населения, хозяйства. Академик И. П. Герасимов писал: «Объектом изучения современной географии является давно открытые земли и страны, освоенные человеком, с глубоко измененной природой, большой плотностью населения, с развитым хозяйством. Главной задачей современной географии во всем мире, оказывается, есть не помощь в деле освоения новых земель и природных богатств, а всестороннее обслуживание великой работы человечества по использованию уже открытых богатств, преобразования природы и хозяйства уже освоенных районов и стран».

Географию разделяют на физическую, экономическую и социальную. Науки тесно связаны между собой. Физическая изучает природу у поверхности земного шара, экономическая - закономерности производства, хозяйственную деятельность людей.

Изучая природу, ученые указывают, как лучше использовать природные богатства на благо народа. Человек использует богатства рек, озер, морей, лесов, добывает полезные ископаемые. Но с дальнейшим развитием цивилизации человек начал осуществлять на природу такие опустошительные набеги, что последняя начала отступать, нередко оставляя людям пустыри, заболоченные вырубки, бесплодные овраги.

Вопрос. Как вы считаете, какая задача перед географами поставило усиление человеческого влияния на природу?

Географы могут прогнозировать последствия человеческой деятельности, для этого они составляют географические прогнозы.

География, как и любая наука, имеет свои методы исследования.

Работа с учебником

Изучая географию, получать разнообразную географическую информацию можно с помощью не только учебника, но и из других источников.

Работа с учебником

Сейчас трудно представить отрасль человеческой деятельности, где бы не применялись знания по географии.

Вопрос. Какие географические знания могут пригодиться вам в жизни?

V . Закрепление новых знаний, умений, навыков

Кто ввел термин «география»? Сделать расшифровку этого термина.

Какие проблемы решают современные географы?

Какие географические науки вы можете назвать?

Какие источники знаний помогут вам при изучении географии?

Какое значение имеют географические знания?

VI . Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.











Какую форму имеет глобус Какую он имеет окраску? Почему Почему глобус называют «мяч в сетке» Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально Как называют «главный пояс Земли» Что вы скажете о вертикальных линиях














Бёхайм Мартин (, Нюрнберг, Лисабон), немецкий географ и путешественник. Первый глобус появился в Германии более 500 лет назад. В 1492 Бёхайм изготовил глобус "Земное яблоко" диаметром 0,54 м. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки. Эти материки тогда ещё были не открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.


Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Её создал учёный Анаксимандр. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном.














В запасниках одной из самых больших и ценных библиотек мира насчитывается примерно 65 тыс. рукописей, 400 тыс. изданных томов, 100 тыс. географических карт и гравюр и свыше 100 тыс. единиц с автографами. В библиотеке действует выставка наиболее ценных и красиво оформленных изданий, хранящихся в Ватикане. Основателем библиотеки стал Папа Николай V, большой любитель древностей и один из меценатов Ватикана. Папа сам часто каллиграфически переписывал книги, особенно редкие и малоизвестные. Собирал изящные перепечатанные экземпляры. В его коллекции было несколько сот древних свитков и рукописей. Папа понимал толк в искусстве и в древностях, которым он знал цену. vatikana/biblioteka-vatikana.html

Восстановите рассказ: Модель Земли называют.... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют.... Существует много видов географических карт. Это.... На физической карте синим цветом обозначена..., коричневым, желтым, зелены -..., белым Каждая карта имеет свой.... Если работаешь у настенной карты, стой..., когда Модель Земли называют глобусом. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой. Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, экологическая. На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зеленым - суша, белым – ледники. Каждая карта имеет свой масштаб.