Джавахарлал неру. Джавахарлал Неру: афоризмы, цитаты, высказывания

Единственный путь наслаждаться жизнью – быть бесстрашным и не бояться поражений и бедствий.

Джавахарлал Неру


Цитаты о бесстрашии

Бесстрашие – это необычная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой и смятением, порождаемыми встречей с серьезной опасностью. Эта сила поддерживает в героях спокойствие и помогает им сохранить ясность ума в самых неожиданных и ужасных обстоятельствах.

Франсуа де Ларошфуко


Бесстрашные натуры зло доводят до героизма, а добро – до зла.

Александр Дюма (отец)


У вдохновенья есть своя отвага, Свое бесстрашье, даже удальство. Без этого поэзия – бумага, И мастерство тончайшее мертво.

С. Маршак


Бесстрашие - это страх перед страхом.

Владимир Микушевич


Героизм - это бесстрашие перед собственной трусостью.

Аркадий Давидович


Чем кто меньше хочет взять от жизни, тем он бесстрашнее.

Вильгельм Фишер


Мир чреват одновременно благом и злом: Всё, что строит, – немедля пускает на слом. Будь бесстрашен, живи настоящей минутой. Не пекись о грядущем, не плачь о былом.

Джавахарлал Неру

(1889-1964 гг.)

политический и государственный деятель

Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям.

Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение.

Человек, который много говорит о собственных достоинствах, часто наименее добродетелен.

Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий.

Единственный путь наслаждаться жизнью – быть бесстрашным и не бояться поражений и бедствий.

Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их.

Размеры – самый ненадежный критерий величия человека или страны.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги 100 великих династий автора Жадько Елена Григорьевна

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

ДИНАСТИЯ НЕРУ - ГАНДИ Династия, возникшая благодаря непотизмуНепотизм - основная черта индийских политиков. Некоторые ученые даже называют ее «священной чертой» (С. С. Джилл). И наиболее ярко она прослеживается на примере истории семьи Мотилала Неру и его

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Джавахарлал Неру (1889-1964 гг.) политический и государственный деятель Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Первый арест Джавахарлала Неру Решающее значение в становлении Д. Неру, как будущего вождя национально-освободительного движения Индии, сыграл Махатма Ганди. До него политические партии и группы страны были далеки от народа, несшего на своих плечах бремя колониального

Из книги автора

НЕРУ Джавахарлал Неру (1889–1964) – индийский политический и государственный деятель, 1-й премьер-министр Индии.* * * Мы живем в чудесном мире, полном красоты, очарования и приключений. В этом мире приключениям нет конца, если мы будем искать их с открытыми глазами. Время

Из книги автора

НЕРУ, Джавахарлал (Nehru, Jawaharlal, 1889–1964),премьер-министр Индии с 1947 г.131Я буду последним англичанином, который правит Индией.Цитируется в кн. Дж. К. Гэлбрейта «Жизнь в наше время» (1981), гл. 26. ? Andrews, p. 314.В Англии Неру получил высшее образование

Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям.

жизнь

Единственный путь наслаждаться жизнью - быть бесстрашным и не бояться поражений и бедствий.

Лишь те способны ощущать жизнь, кому часто случается быть на краю смерти.

недостатки

Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их.

поражение

Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу.

право

Кто-то сказал: право на смерть - врождённое право появившегося на свет человека.

религия

То, что зовётся религией, или по крайней мере организованной религией в Индии и повсеместно, приводит меня в негодование, я осуждаю это явление и желал бы, чтобы от него не осталось и следа. Почти всегда ему сопутствуют слепая вера и реакционизм, догматизм и ханжество, предрассудки, эксплуатация и защита личных выгод.

успех

Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий.

человек

Человек, который много говорит о собственных достоинствах, часто наименее добродетелен.

Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение.

на другие темы

Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее.

Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется и несёт на себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора.

Размеры - самый ненадёжный критерий величия человека или страны.

Раны, нанесённые собственной рукой, всегда заживают медленнее, чем те, которые нанёс противник.

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.