Диагностические работы по русскому языку егэ. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно? На месте каких цифр пишется Н

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по русскому языку

для 11 классов общеобразовательных организаций г. Москвы

Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится в 11-х

классах с целью определения уровня освоения обучающимися курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики диагностической работы Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).

– Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.



Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 90 минут.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

© Московский центр качества образования Диагностическая работа охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 10 классах, и концептуально близка к модели экзаменационной работы (часть 1).

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице 1.

Таблица 1 № Содержательные блоки Количество п/п заданий в варианте Лексика и фразеология Выразительность русской речи Нормы пунктуации Нормы орфографии Языковые нормы Текст Всего: 24 Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

–  –  –

6. Система оценивания За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. 2 балла выставляется за ответ, который совпадает с эталоном.

1 балл ставится, если допущена 1 ошибка. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

© Московский центр качества образования Ответ на задание 7 – это последовательность из 5 цифр. Порядок записи цифр в ответе имеет значение. За каждую правильно указанную в последовательности цифру выставляется 1 балл. При полном совпадении ответа с эталоном за задание выставляется 5 баллов.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.

Верным считается ответ, в котором последовательность цифр совпадает с эталоном. В этом задании за каждую верно указанную в последовательности цифру, соответствующую номеру термина из списка, учащийся получает по 1 баллу. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальный балл за всю работу – 33 балла.

В Приложении 1 приведен план диагностической работы.

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант диагностической работы.

–  –  –

© Московский центр качества образования Приложение 2 Демонстрационный вариант диагностической работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 11 классов.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ сначала в указанном месте, в затем в бланк тестирования, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Знатоки классической поэзии, вероятно, скажут, что один из признаков стихотворной речи – рифма. (2)Однако наряду с рифмованными стихами есть стихи, написанные без рифм – белые;

более того, рифма встречается и в прозе. (3)… наличие рифмы нельзя считать признаком, отличающим стихи от прозы.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только знатоки классической поэзии могут считать рифму признаком стихотворной речи.

2) Белые стихи (стихи, написанные без рифм) сближают стихотворную речь и прозаическую и не могут служить признаком какого-либо определённого вида речи.

3) Рифма не может служить признаком, отличающим стихи от прозы, так как есть стихи без рифмы и в то же время есть рифмованная проза.

4) Рифма в прозе – явление хотя и редкое, но встречающееся в русской литературе, в то время как белый стих – стих без рифмы – часто используется в поэзии.

5) Утверждение, что стихотворная речь отличается от прозаической рифмой, неверно в силу того, что обе формы речи могут быть как рифмованными, так и нерифмованными.

Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Кроме того, Вопреки этому Например, Поэтому

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛАССИЧЕСКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КЛАССИЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1) Созданный классиком, классиками. Классическая литература.

2) Античный, относящийся к древней греко-римской культуре.

Классические языки.

3) Относящийся к изучению античных языков и литератур. Классическое образование.

4) Следующий методам классицизма. Классическая живопись.

5) Типичный, характерный (разг.). Классический пример эгоизма.

Ответ: ______________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мы изучаем ОРГАНИЧЕСКУЮ химию.

На стадионе прошли ОТБОРНЫЕ соревнования.

Посоветовавшись с другом, я получил ПРАКТИЧЕСКИЙ совет.

В последнее время в гипермаркете возросла ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ активность.

Несмотря на своё высокое происхождение, он вёл себя ДЕМОКРАТИЧНО по отношению к простым людям.

Ответ: ___________________________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ёмный, в..юнок раз..грать, сверх..дея пр..ложение (к договору), пр..образить н..грузить, раз..брал..дешний, бе..вкусный Ответ: ___________________________.

© Московский центр качества образования Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сергей шёл вперёд, (НЕ)СЛУШАЯ Петю.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Орёл (НЕ)ПОДВИЖНО парит в небе.

Щенок (НЕ)СМЕЛО, а робко стал подходить к волчатам.

Ответ: ___________________________.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Она повторяла свою роль, (НА)ХОДУ низко кланялась и несколько раз потом качала головою (НА)ПОДОБИЕ глиняных котов.

(В)ТЕЧЕНИЕ всей дороги Павел сохранял упорное молчание, я ТО(ЖЕ) не разговаривал.

Наш класс пришёл (НА)ВСТРЕЧУ с героем войны, ЧТО(БЫ) узнать о его боевом пути.

Мои спутники ТО(ЖЕ) внимательно осматривали берег, (ПО)ТОМУ что мы опасались засады.

(ПО)ТОМУ берегу посажены деревья, (ПО)ЭТОМУ там много тени.

Ответ: ___________________________.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Местность вокруг озера была пусты(1)а, и само озеро не измере(2)о, не исследова(3)ы особе(4)ости его экосистемы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) От ласкового дуновения весны растаял снег и встрепенулись берёзки.

2) В экспозиции музея представлены и рыболовные снасти и орудия земледелия древнего человека.

3) Озорной характер Верочки Мамонтовой на картине В.А. Серова читается и в её лукавом взгляде и в растрёпанных волосах и в румянце во всю щёку.

4) В доме было шумно и из окон бил яркий свет.

5) Растут кусты бересклета по буеракам да по оврагам.

Ответ:

© Московский центр качества образования

Рассматривая скульптурные изображения великих людей на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1) замечаешь фигуру (2) высланной Иваном III из города (3) Марфы Посадницы (4) отстаивавшей древние новгородские вольности.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уважаемые (1) телезрители (2) не все из вас (3) видимо (4) знают, что некоторые птицы (5) например (6) колибри, являются опылителями растений, как пчёлы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Памятник Минину и Пожарскому (1) над созданием (2) которого (3) работал скульптор И.П. Мартос (4) стал воплощением гражданской доблести и патриотизма.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светало (1) и (2) когда развеялись последние разорванные клочья тумана (3) то на противоположном берегу отчётливо стало видно одинокую большую ель (4) которую ночью я принял за башню.

Ответ: ______________.

–  –  –

(1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом после многолетней разлуки, сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.

(3)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный.

(4)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(6)Это были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах. (9)Женщины в расшитых золотом платьях.

(10)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.

(11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал...

(12)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие годы жизни, чтобы собрать его картины.

(13)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме...

(14)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (15)В доме пахло сыростью и затхлостью... (16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.

(19)Ещё комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!

(22)И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.

(23)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.

(24)Но произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел... (26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича...

(27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул.

(28)Теперь можно было браться за дела.

(По В. Железникову) © Московский центр качества образования Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Николай Николаевич приехал в родной дом после года разлуки.

2) Прадед разместил в доме большую коллекцию своих картин.

3) Для Николая Николаевича обитателями дома были не только живые люди, но и предки, изображённые на картинах.

4) Паркет в доме был натерт до блеска, и Николай Николаевич поскользнулся на этом полу.

5) Последние годы в жизни героя были трудными и напряжёнными.

Ответ: ______________.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6–10 представлено описание.

2) В предложениях 17–21 содержится рассуждение.

3) В предложениях 22-23 представлено повествование.

4) Предложение 25 объясняет содержание предложения 24.

5) В предложении 26 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 25.

Ответ: ______________.

Из предложений 4–13 выпишите слово со значением: «Странный, замысловатый».

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 3–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________.

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

А) _____ (предложения 24, 25) передаёт волнение Николая Николаевича.

Синтаксические средства: Б) _____ (предложения 4, 23), В) _____ (предложения 16, 19–21), Г) _____ (предложения 7–12) – помогают осмыслить эмоциональное состояние героя и передать его детские впечатления».

Список терминов:

1) антонимы

2) однородные члены

3) фразеологизм

4) лексический повтор

5) сравнение

6) олицетворение

7) назывное предложение

8) книжная лексика

9) восклицательное предложение

–  –  –

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман. 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 3) Миражи оптические обманы, возникающие в пустыне, являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 5) Оптические обманы миражи возникают в результате преломления перегретого воздуха.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Однако Так как Например, Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НИЖНИЙ , -яя, -ее. 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый понЯв добелА корЫсть оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы». По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПОЕЗЖАЙ быстрее молодые ОФИЦЕРЫ в ДВЕ тысячи пятом году мало ВРЕМЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)

ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2)

Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3)

Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4)

В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5)

Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6)

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7)

В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.

8)

Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9)

Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист к..сательная д..ликатес усм..рённый приг..реть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил пр..странно, пр..вык раз..грал, сверх..дея н..грузить, раз..брал под..езд, раз..яснил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать крестонос..ц обид..ться локт..вой зате..ть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подстра..вающийся неуживч..вость забывч..вый попутч..ца увид..ться

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало. Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем. МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову. В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России. Я смотрел на воду и видел, как в ней отражались два солнца: одно (С)ВЕРХУ, а другое ОТКУДА(ТО) снизу.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Обращение А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска. 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья. 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры. 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Прочитайте текст и выполните задания 20-26

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: - В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 2. Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3. Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4. Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5. В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3 9 представлено повествование. 2. В предложениях 12 13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10 11. 3. В предложениях 31 35 содержится рассуждение. 4. В предложениях 40 42 представлено рассуждение. 5. В предложениях 50 53 представлено описание. Начало формы

22. Из предложений 44 47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 34 42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)__________ (предложения 24, 29 30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём (Б)__________ (предложения 17 18, 28 29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп (Г)__________ (« головокружительной горы» в предложении 28, « коварных воронок» в предложении 29)».

1)

вводное слово

2)

книжная лексика

3)

анафора

4)

олицетворение

5)

противопоставление

6)

разговорная лексика

7)

синонимы

8)

эпитет

9)

сравнительный оборот

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 34 2. например 3. 1 4. запертый 5. эффектные 6. времени 7. 32451 8. усмирённый 9. подъездразъяснил 10. подпрыгивать 11. увидеться 12. нетерпеливого 13. впервыезато 14. 12 15. 25 16. 13 17. 1234 18. 1 19. 2345 20. 12 21. 234 22. плохоехорошее 23. 37 24. 5398

Вариант 1

  1. Укажите слово, в котором неверно
  1. сОздавший
  2. каталОг
  3. начАв
  4. тОрты
  1. Укажите пример, в котором неверно
  1. Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет свое убежище.
  2. Чем больше узнаем о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.
  3. Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
  4. Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.
  1. Укажите пример с грамматической ошибкой.
  1. молодые бухгалтеры
  2. семьюдесятью процентами
  3. несколько яблок
  4. более лучший ответ
  1. Найдите слово, в котором пропущена проверяемая безударная гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
  1. р..стительность
  2. оз..ривший
  3. щ..бетать
  4. кал..ндарь

Ответ: __________________

  1. Укажите номер примера, неверно занесенного в таблицу.

Слитно Раздельно

  1. (не)обыкновенные способности 3) (не)чувствуя усталости
  2. ещё (не)растаявшего снега 4) (не)подключен к сети
  1. Запишите все цифры, на месте которых пишется НН, не разделяя их запятыми.

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

Ответ: ____________________

  1. Найдите слово, в котором написание пропущенной буквы зависит от спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
  1. невид..мый
  2. усе..нный
  3. стро..вший
  4. узн..в

Ответ: _________________

  1. В каком предложении неверно поставлено тире?
  1. Наш школьный двор – как сад.
  2. Добрая работа – всему начало.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Высота западной вершины Эльбруса – пять тысяч шестьсот сорок два метра.
  1. Запишите в ответе цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска волны (3) набегавшей на берег.

Ответ: ___________________

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Городок понравился мне своим расположением () и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

ТЕКСТ

  1. Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. (2) … многое во Владимире напоминало «мать городов русских». (3) Высокая гора с крепостью получила название Печерного города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек – Почайная, Ирпень, Лыбедь.
  1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
  1. Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.
  2. Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.
  3. «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.
  4. Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.
  1. Укажите слово, которое необходимо вставить на место пропуска в предложении 2.
  1. Однако
  2. Следовательно,
  3. Поэтому
  4. Несмотря на это,
  1. Замените выражение «мать городов русских»

Ответ: ____________________

  1. Укажите неверное утверждение.
  1. Текст публицистический.
  2. Предложение 2 связано с 1 при помощи лексического повтора.
  3. Тип речи – рассуждение.
  4. «Был основан» - составное именное сказуемое.
  1. Какое средство выразительности использовано в предложении 2?
  1. олицетворение
  2. сравнение
  3. фразеологизм
  4. эпитет
  1. Из второй части предложения 3 выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  1. Замените словосочетание «притоки Клязьмы» из предложения 3, построенной на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _____________________

  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
  1. Город Владимир был (предложение 1)
  2. притоки стали (предложение 3)
  3. многое напоминало (предложение 2)
  4. был основан (предложение 1)
  1. Прочитайте характеристики предложения 2:

Повествовательное

Невосклицательное

Простое

Односоставное

Распространенное

Одна из характеристик является неверной. Исправьте ошибку. Напишите в ответе эту характеристику правильно.

Ответ: ____________________

Ответы

создавший

претерпеть

более хороший//лучший

щебетать

Киев

киевских рек

клязьминские притоки

двусоставное

Предварительный просмотр:

Вариант 2

1. Укажите слово, в котором неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) бАнты

2) балУясь

3) слИвовый

4) нАчав

2. Укажите пример, в котором неверно употреблено выделенное слово.

1) Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны.

2) Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон.

3) СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнавал по нему человека, которому он принадлежит.

4) Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

3. Укажите пример с грамматической ошибкой .

1) на обоих берегах

2) пятидесятью процентами

3) банка сардин

4) ярче солнца

4. Найдите слово, в котором пропущена проверяемая безударная гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1) п..йзаж

2) пол..гаться

3) р..сток

4) в..рсистый

Ответ: __________________

5. Укажите номер примера, неверно занесенного в таблицу.

Слитное и раздельное написание НЕ

со словами различных частей речи

Слитно Раздельно

1) (не)разговорчивый человек 3) (не)стерпимо обидно

2) (не)частый, но высокий забор 4) (не)найдены ключи

пишется Н , не разделяя их запятыми.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Ответ: ____________________

7. Найдите слово, в котором написание пропущенной буквы зависит от спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1) просмотр..нный

2) воссоздава..мый

3) закле..в

4) стержн..вой

Ответ: _________________

8. В каком предложении неверно поставлено тире?

1) Хорошо учиться – вот наша задача.

2) Пятью восемь - сорок.

3) Слепая ненависть – плохой советчик.

4) Слово – не стрела, да острее стрелы.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

Ответ: ___________________

Дома не сиделось() и мы решили проведать наших старых знакомых.

ТЕКСТ

  1. Сложное строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано природой случайно. (2) Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3) До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5) Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6) …для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

11. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Запишите их номера в ответе, не разделяя их запятыми.

1) Сложное строение волосков меха морской мыши формировалось на протяжении миллионов лет.

2) Ученые установили точное предназначение двумерных фотонных ворсинок мышиного меха.

3) Морская мышь обладает цветным зрением.

4) Радужное свечение ворсинок мышиного меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу.

5) Двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха нашло свое применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

1) Впрочем,

2) Потому что

3) Поэтому

4) Следовательно,

13. Замените слово « установить» из предложения 2 синонимом (одним словом). Напишите это слово.

Ответ: ____________________

1) Текст научно-популярный

2) Предложение 2 связано с 1 при помощи союза и притяжательного местоимения.

3) Тип речи – рассуждение.

4) Предложение 6 осложнено деепричастным оборотом.

15. Какое средство выразительности использовано в предложении 4 («напрашивается предположение»)?

1) олицетворение

2) сравнение

3) фразеологизм

4) эпитет

16. Из предложения 1 выпишите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ: ______________________

мышиного меха » из предложения 6, построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _____________________

1) зоологи пока не могут (предложение 2)

2) нет (предложение 4)

3) блики как-то связаны (предложение 5)

4) важнее то (предложение 6)

19. Прочитайте характеристики первой части предложения 4:

Повествовательное

Невосклицательное

Простое

Односоставное

Неопределенно-личное

Одна из характеристик является неверной . Исправьте ошибку. Напишите в ответе эту характеристику правильно.

Ответ: ____________________

20. Напишите сжато главное содержание текста.

Объём изложения – не менее 15 слов.

ответы

воссоздаваемый

Впрочем

Понять

Создано случайно

Мех мыши

безличное

Двумерное фотонное строение ворсинок меха морской мыши нашло применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Предварительный просмотр:

Вариант 3

1. Укажите слово, в котором неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) врУчит

2) квартАл

3) знАчимость

4) позвонИм

2. Укажите пример, в котором неверно употреблено выделенное слово.

1) Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.

2) Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.

3) Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.

4) Наши страны в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.

3. Укажите пример с грамматической ошибкой .

1) четырьмястами рублями

2) пара сапогов

3) лягте на спину

4) гора апельсинов

4. Найдите слово, в котором пропущена непроверяемая гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1) заг..рать

2) р..жим

3) г..стиная

4) обл..котиться

Ответ: __________________

5. Укажите номер примера, неверно занесенного в таблицу.

Слитное и раздельное написание НЕ

со словами различных частей речи

Слитно Раздельно

1) ещё (не)скрытое облаками 3) некоторые (не)слышат

2) (не)высокие тополя 4) (не)широкой, а узкой речки

6. Запишите все цифры, на месте которых пишется Н , не разделяя их запятыми.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Ответ: ____________________

7. Найдите слово, в котором написание пропущенной буквы не зависит от спряжения. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1) запиш..шь

2) закручива..мый

3) растрепл..т

4) закле..вший

Ответ: _________________

8. В каком предложении неверно поставлено тире?

1) Знание – орудие, а не цель.

2) Солотча – извилистая неглубокая речонка.

3) Понять – значит простить.

4) Ласковое слово – что весенний день

9. Запишите в ответе цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.

Ответ: ___________________

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Мы долго не ложились спать () и любовались то небом, то морем.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

ТЕКСТ

  1. Бетон – строительный материал, используемый с давних времён. (2) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести или глины) и воды. (3) Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого «новейшего» материала. (4) В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, - бетонные плотины. (5) Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. (6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появиться трещины.

11. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Запишите их номера в ответе, не разделяя их запятыми.

1) Египтяне и вавилоняне научились обращаться только с гравием, песком и водой.

2) Строительным материалом, используемым с давних времён, считается бетон.

3) Из «новейшего» материала в древности строили акведуки, лабиринты, арки и даже построили одну пирамиду.

4) Бетонные плотины хорошо переносят зимы с холодным климатом.

5) Бетонщики могут быть спокойны за качество бетона только в тёплом климате.

12. Укажите слово, которое необходимо вставить на место пропуска в предложении 6.

1) Другими словами,

2) Кроме того,

3) А

4) Поэтому,

13. Замените слово « обращаться» из предложения 2 синонимом (одним словом). Напишите это слово.

Ответ: ____________________

14. Укажите неверное утверждение.

1) Предложение 1 осложнено причастным оборотом.

2) Предложение 5 связано с 4 при помощи союза и форм одного слова.

3) Предложение 4 – сложное.

4) Тип речи – повествование.

15. Какое средство выразительности использовано в предложении 4?

1) олицетворение

2) сравнение

3) фразеологизм

4) эпитет

16. Из предложения 1 выпишите словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответ: ______________________

17. Замените словосочетание « бетонные плотины » из предложения 4, построенной на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _____________________

18. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) они стали (предложение 2)

2) строят сооружения (предложение 4)

3) бетонщики спокойны (предложение 5)

4) зимы холодные (предложение 6)

19. Прочитайте характеристики предложения 1:

Повествовательное

Невосклицательное

Простое

Односоставное

Распространенное

пользоваться, применять

строительный материал

с давних времен

используемый материал

плотины из бетона

двусоставное

Из бетона в древности строили акведуки, арки и даже пирамиды. Однако на прочность построек из бетона влияет климат.


Тест 1

(1) «А каков он, зимородок?- подумал я, когда приятель уже уехал. – (2) Как я его узнаю?» (3)Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. (4) Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

(5)Но вскоре она сама объявилась. (6) Я сидел у шалаша. (7)Утренний клёв окончился. (8)Поплавки недвижно белели среди тёмно- зелёных лопухов кувшинок. (9) Наступал знойный полдень- время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

(10) Вдруг над прибрежными зарослями камыша, часто - часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. (11)В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее удилище, неторопливо сложила крылья и оказалась птичкой. (12) Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя её то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик.

(13) И точно такая же птичка, отражённая в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

(14) Я затаился и стал разглядывать незнакомку. (15) Она была удивительно красива. (16) Оливково- оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. (17) Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

(18) Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. (19) В её облике было что-то скорбное, печальное. (20) Вот удочка перестала качаться, и птичка замерла на ней неподвижным комочком: зябко втянула в плечи голову, опустила на грудь длинный клюв. (21) Сколько я не следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. (22) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки. (23) Казалось, она уронила что-то на дно и теперь летает, опечаленная, над рекой и разыскивает свою потерю.

(24) И у меня стала складываться сказка про красавицу царевну. (25) О том, как её заколдовала злая баба - яга и превратила в птичку зимородка. (26) Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. (27) А печальная царевна - птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук. (28) В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. (29) Овладев этим словом, царевна - птичка снова станет царевной- девушкой. (30) Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

(31) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

(32) Очень понравилась мне эта птичка.(33) Обидеть такую рука не поднимется.

(34) Почти каждый день прилетал зимородок. (35) Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. (36) Да как бухнется в воду! (37)Я даже вздрогнул от неожиданности.

(38) А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. (39) Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

(40) Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. (41) Зимородок всё прилетал и прилетал и был всё также молчалив и невесел. (42) Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбёшки, которых он уносил в свою глубокую нору- темницу, вырытую в обрыве.

(43) Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой. (44) Под вечер как ни в чём не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

(45)- А я вот собираюсь домой!- сказал я вслух. (46)- Поеду в город, на работу. (47) Что ты будешь одна тут делать? (48) Смотри, ястребу не попадайся на глаза! (49) Полетят твои пёрышки голубые над рекой. (50) И никто про них не узнает!

(51) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. (52) Казалось, он внимательно слушал мои слова.

(53)- Ну, прощай!- я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать волшебный ключик.

(По Е.И.Носову)

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, пышный наряд не шёл птичке к лицу?»

    Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой.

    А печальная царевна- птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук.

    В её облике было что-то скорбное, печальное.

3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является эпитет.

1) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке

2) Оливково - оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка.

3) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки.

4) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

4 . Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.

5 . Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.

6 . Замените разговорное слово бухнется из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание заросли камыша (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 50.

9. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным определение

10. вводном слове.

Сколько я не следил за ней, 1 она ни разу не пошевелилась 2 , не издала ни единого звука. Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся 3 , переливающие на солнце хрустальные воды реки. Казалось 4 , она уронила что-то на дно и теперь летает 5 , опечаленная, 6 над рекой и разыскивает свою потерю.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

В её облике было что-то скорбное 1 , печальное. Вот удочка перестала качаться 2 ,и птичка замерла на ней неподвижным комочком 3 : зябко втянула в плечи голову 4 , опустила на грудь длинный клюв. Сколько я не следил за ней 5 , она ни разу не пошевелилась 6 , не издала ни единого звука.

13. Среди предложений 24-28 найдите сложноподчинённое предложение

с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

14 .Среди предложений 20- 23 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной

Часть 3

(бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Александровича Зеленецкого «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» . Аргументируя свой ответ, приведите два

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.А. Зеленецкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. «Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. В её облике было что-то скорбное, печальное». Приведите в сочинении два

15.3. КРАСОТА ? «Что такое красота» один пример- второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 2

(1)Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе. (2)За ночь вымерзшее небо поднялось высоко, давая простор солнцу. (3) Лети, отогревай людей от зимней стужи и холодов! (4) Но божье светило поднималось лениво и неуверенно. (5) Смутило солнце людей, поэтому не всякий решился идти пешком от станции до деревни. (6) Здешний человек знает, что в такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы сбить путника с дороги.(7)Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.

(8) А ветер уже поддувает и с одной, и с другой стороны, то вырвется он на дорогу, то манит и не пускает. (9) И непонятно, что он поёт: с зимой ли прощается или весну уже встречает.

(10)Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда. (11) Однако Елизавета Петровна, свежий тут человек, не научилась ещё разгадывать здешнее солнце, далека была от деревенской мудрости. (12) В погоду она знала дорогу короче, по которой не раз пешком хаживала. (13) По ней и заспешила в лёгких полусапожках. (14) В руках дорожная сумка и корзина с книжными подарками ребятам. (15) Она в саму Москву ездила за ними. (16) Легко и живо зашагалось, без страха и заботы о дороге и погоде.

(17) Словно этого только и не хватало для побудки полевой вьюги. (18) Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, студёный и тяжкий, какой-то нездешний. (19) В одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце. (20) Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю. (21)Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали. (22) Эти деревья всегда встречали её, показывая дорогу, провожая дальше. (23) Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги. (24) И поклониться некому… (25)Побежала, резвее ветра полетела. (26) И Бог весть в какую сторону занесло, если бы не знакомый куст терновника на пути.

(По П. С.Сальникову)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, не всякий решился идти пешком от станции до деревни?»

    Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю.

    В такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы, сбить путника с дороги.

    Деревенские жители заметили, что в одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце.

    Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали.

3. сравнение.

    Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, густой и тяжкий, какой-то нездешний.

    Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги.

    Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.

    Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе.

4. Из предложений 24-26 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения.

5 . Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-».

6 . Замените разговорное слово СТЫЛЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание дорожная сумка (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 17.

9. Среди предложений 20- 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Лучше 1 , конечно же 2 , было бы подождать попутных лошадей на станции 3 , когда учительница сошла с утреннего поезда. Однако Елизавета Петровна 4 , свежий тут человек 5 , не научилась ещё разгадывать здешнее солнце 6 , далека была от деревенской мудрости. В погоду она знала дорогу короче 7 , по которой не раз пешком хаживала .

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Здешний человек знает 1 , что в такую пору 2 , отлеживаясь в оврагах 3 , выбирает свой час вьюга, 4 чтобы сбить путника с дороги. Как хитрая волчица набросится 5 , закружит человека. А ветер уже поддувает и с одной 6 , и с другой стороны 7 , то вырвется он на дорогу, 8 то манит и не пускает.

13. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 8- 11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе

(бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. лингвиста Владимира Георгиевича Ветвицкого : «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 3

(1) Издалека завиднелся лес. (2) Его тёмная кромка обрисовывалась в белесовато- мутной мгле, и уже ощущался густой, устоявшийся запах дубовой коры. (3) Командир роты Алексей Рюмин пристально всматривался в троих разведчиков, шедших недалеко впереди, готовых каждую секунду натолкнуться на преграду.

(4)Лес выпуклым полукругом обрывался в поле.(5) Северо - западным краем оно уходило в возвышенность, а восточным - сползало в низину, и там стояло несколько хат, а за ними тянулась какая-то рыжая разросшаяся поросль. (6)Дальше ничего не виделось, потому что день застрял на полурассвете: небо начиналось прямо над верхушками деревьев. (7) Рота присела на опушке, а Рюмин заколдованно стал смотреть на хаты и на то, что было позади них. (8) Именно туда им предстояло идти, а раненые всё время просили воды, но Алексей в пути не останавливался ни разу.

(9) Все эти пять или шесть километров, что отделяли роту от места ночного боя, рота прошла по восточной опушке леса, и в темноте он казался нескончаемым, широким и неизведанным, как тайга. (10) Казалось, он, словно подыгрывая противнику, всё время заворачивал к северо - востоку. (11) Мысленно Рюмин не раз уже переходил в лесу с курсантами ту незримую и таинственную линию, за которой сразу исчезало невыносимое окружение и где дерзкой победой кремлёвцев заканчивался прошлый ночной бой. (12) Но к этой окончательной победе роту могла привести только ночь, а не этот серый день.

(13)Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним. (14)Он был значительно гуще, и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки. (15) В ветках деревьев, в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.

(16) Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги. (17) В напряжённом безмолвии курсанты почему-то шумно и учащённо дышали. (18) Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы

2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, рота Рюмина вынуждена провести весь день в лесу?»

1)В напряжённом безмолвии курсанты почему-то шумно и учащённо дышали.

3)Рота находилась в окружении и не могла выйти на открытую местность.

4)Курсанты были измотаны ночным боем, поэтому требовался отдых.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1)В ветках деревьев и в кустах орешника испуганно тетенькали синицы.

2)В нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки.

3) Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним

4)Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги.

4. Из предложений 4-7 выпишите слово, значение приставки в котором «неполнота действия»

5 .Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-.

6. Замените разговорное слово тетенькали из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание о пушка леса (предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 10.

9. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Все эти пять или шесть километров 1 , что отделяли роту от места ночного боя 2 , рота прошла по восточной опушке леса 3 , и в темноте он казался нескончаемым 4 , широким и неизведанным 5 , как тайга. Казалось 6 , он 7 , словно подыгрывая противнику 8 , всё время заворачивал к северо – востоку.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

12 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Рюмин повёл свою роту в глубину леса 1 , который не был уже прежним. Он был значительно гуще 2 , и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника 3 , чисто прибранные полянки и просеки. В ветках деревьев 4 , в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.

13. Среди предложений 11-13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 4- 7 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Григория Яковлевича Солганика: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам» . . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.Г. Ветвицкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 4

(1)Огромный стадион казался притихшим. (2)Трибуны постепенно редели…

(3)«Петюшка», – раздался рядом негромкий голос. (4)Пётр оглянулся. (5)От барьера на него смотрел человек в клетчатой рубашке. (6)Пётр кивнул ему, хотел уже пройти мимо, но человек пошёл вдоль барьера, повторяя: «Петюшка, неужели не узнаёшь?»

(7)Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея. (8)На вид – лет шестьдесят, не меньше. (9)Пётр бросил устало через плечо: «Не помню, голубчик…»

(10)Ночью он проснулся внезапно, как от удара. (11) Интересно, почему это ночью мысли всегда кажутся ясными, почему так хорошо думать о прошлом?

(12)Жизнь представлялась ему налаженной, прочной. (13)Весной он тренировался на юге, а вчера, когда пробежал десять тысяч метров, вышел на рекорд. (14) Всё, в сущности, было просто отлично, однако что-то мешало ему. (15) Старик в клетчатой рубашке… (16) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя. (17) Сложно было узнать в нём того весёлого, крепкого человека, приятеля всех окрестных ребят. (18) Ведь именно он оборудовал на пустыре спортплощадку, раздобыл сетку и волейбольный мяч.

(19)Ранней весной вместе с ребятами дядя Костя посадил вокруг площадки и акацию, и черёмуху, и сирень (20) А в мае ударили морозы – и саженцы погибли. (21)«Ничего, – сказал тогда Дядя Костя, – мы снова посадим и акацию, и яблони, и клёны».

(22)Каждую свободную минуту он проводил с окрестными ребятами.

(23)Однажды дядя Костя повесил на воротах площадки самодельную жестяную вывеску: «Стадион "Роза ветров"». (24) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера. (25)Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.

(26)Пётр продолжал вспоминать: он мысленно представил узкую ограду, за которой раскинулся «Стадион юных пионеров», и себя, маленького, робкого. (27)Его привёл туда дядя Костя… (28)Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил. (29)Петюшка расслышал: «Вы знаете, до чего он способный! Вы только поглядите!»

(30)И Петюшка стал заниматься лёгкой атлетикой…

(31)Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.

(32)Пётр в волнении прошёлся по комнате и решил: «Разыщу. (33)Только как это сделать, у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены, и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят, ведь они-то наверняка и знают, и подскажут.(36)Он был моим лучшим другом, которому можно было доверить многое».

(37)Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. (38)Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.(39)Какое-то время он оглядывал ряды зрителей на стадионе, ища глазами седые, стриженные бобриком волосы, но потом перестал искать, забыл…

(40)Больше Пётр, мастер спорта по лёгкой атлетике, уже никогда не встречал дядю Костю.

(По Л.З. Уваровой)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы

2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Ночью Петя проснулся внезапно, как от удара

1) Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.

2) «Петюшка», – раздался рядом негромкий голос.

3) Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил.

4) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

1) Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.

2) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера.

3) Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея.

4) Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.

4. Из предложений 17-19 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.

5 .Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях образованных от прилагательных, пишется столько –Н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

6. Замените просторечное слово запамятовал из предложения 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание жестяную вывеску (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 28.

9. Среди предложений 37- 40 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Жизнь представлялась ему налаженной 1 , прочной. Весной он тренировался на юге 2 , а вчера 3 , пробежав десять тысяч метров 4 , вышел на рекорд. Всё, 5 в сущности 6 , было просто отлично 7 , однако что-то мешало ему.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только как это сделать 1 , у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены 2 ,

и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят 3 ,

ведь они-то наверняка и знают 4 , и подскажут.(36)Он был моим лучшим

другом 5 , которому можно было доверить многое.

13. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Л. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Сухорукова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое память» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

Тест 1

2.3

3.2

4.взлетела

5.перливающиеся

6.нырнёт или бросится

7.камышовые заросли

8.никто не узнает

9.13

10.4

11. 1

12.5

13.27

14.20

Тест 2

2.2

3.3

4.некому

5.бездонном

6. холодный

7.сумка для дороги

8.не хватало

9.22

10.23

11.2

12.7

13.6

14.9

Тест 3

2.3

3.4

4.присела

5. минной

6.пищали или попискивали

7.лесная опушка

8.он заворачивал

9.3

10.6

11.3

12.2

13.11

14.6

Тест 4

2.4

3.4

4.раздобыл

5.мысленно

6.забыл

7.вывеску из жести

8.он разыскал, говорил

9.40

10.56

11.3

12.2

13.11

14.26