Декабристы в енисейской губернии презентация. Краеведение

185 лет со дня восстания декабристов.
14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1825 года, в день восшествия на престол Николая I, произошло восстание декабристов . «Декабристы важны не как заговор, не как тайное общество, - писал русский историк Василий Ключевский, - это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало».

Ужель прошло - и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Идут навстречу упованью,
К ступеням Зимнего крыльца...
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

"...Накинул палач на осуждённых петли. Затянул. Перепроверил. Изпод ног ловким ударом выбил скамейки. Натянулись верёвки-змеи, превратились в тугие струны.
И вдруг....Оборвался Рылеев.
И вдруг....Оборвался Сергей Муравьев-Апостол.
И вдруг....Оборвался Каховский.
Солдаты, присутствующие при казни,замерли. Кто-то бысто перекрестился, зашептал:
-Помиловал Господь, помиловал.
В старину существовал обычай, по которому человека, который срывался с виселицы, второй раз не казнили- миловали.
Растерялся и сам палач. Повернулся он к Чернышёву.
Махнул генерал рукой. Не понял палач, замешкался.
-Вешай!- закричал Чернышёв.
Похоронили казнённых на острове Голодай (о. Декабристов) - тайно. Где- неизвестно.
Могилы их до сих пор не найдены."

Декабристы в Енисейской губернии Сборник посвящен 190 –летию восстания декабристов на Сенатской площади (14 декабря 1825 года)

p. 2

Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Введение………………………………………………………. 2 Арбузов Антон Петрович……………………………… 5 Братья Беляевы Александр Петрович и Петр Петрович………………………………………….. 8 Давыдов Василий Львович……………………….... 11 Краснокутский Семен Григорьевич…………….. 14 Крюков Николай Александрович………………… 16 Лисовский Николай Федорович…………………… 19 Мозалевский Александр Евтихиевич…………… 21 Митьков Михаил Фотиевич………………………….. 24 Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович 26 Тютчев Алексей Иванович……………………………. 29 Фаленберг Петр Иванович……………………………. 32 Фонвизин Михаил Александрович……………… 34 Шаховской Федор Петрович……………………….. 36 Якубович Александр Иванович………………… 39 Заключение…………………………………………………. 41 1

p. 3

Введение История событий 14 декабря 1825 года, и ее участников, оказала огромное влияние на историю России. Верно это и для Красноярского края (территория бывшей Енисейской губернии). Многие деятели декабристского движения были отправлены в Енисейскую губернию, где вели продуктивную деятельность, плодами которой стала зарождающаяся тогда культура русской Сибири. Изучая енисейских декабристов, мы изучаем наше прошлое, прошлое наших предков. Рассмотрение прошлого, для предотвращения ошибок будущего – никогда не утратит актуальность. В связи с этим, мы, коллектив учеников и учителей Школы Дистанционного Образования, обращаемся к биографиям, деятельности енисейских декабристов. Этим мы продолжаем их работу по превращению Сибири в центр культуры, науки и Просвещения. Актуальность декабризма для Сибири не нуждается в развернутом обосновании. Декабристы – ученые, деятели искусств, мыслители и философы – все они оставили глубокий след в истории нашей земли. Цель нашего сборника формирование у составителей и читателей целостной картины влияния декабристов на развитие Енисейской губернии. Наши задачи: - формирование систематизированного каталога декабристов, своей деятельностью затронувших Енисейскую губернию первой половины и середины XIX века. - описание их жизненного пути, их роли в событиях 14 декабря 1825 г. - анализ их деятельности в Сибири, ее мотивов и смыслов, и наиболее значимых для современников и потомков результатов. Методологически наш сборник будет сформирован в соответствии с идеографическим и историко-генетическим методом. Идеографический подход будет выражен в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование. 2

p. 4

Историко-генетический подход будет связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления. Несмотря на тяжелые испытания, малочисленность, всевозможные препятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся. Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала. Многое из того, что вводили в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие в советской, а затем и российской педагогической практике. Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважению к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах. Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало. Декабристы навсегда изменили Сибирский край, находящийся в первой половине XIX века на крайне низком уровне социально-экономического развития. Первые ростки Просвещения, посаженные ссыльными революционерами, расцвели плодами, которыми современные сибиряки имеют возможность пользоваться. 3

p. 5

Не понимая этого, не осознавая истоки постепенного превращения Енисейской губернии из далекой, пустынной окраины в промышленный, культурный и научный центр, невозможно оценивать и будущее нашего края. И те, кому суждено создавать это будущее – сегодняшние школьники, обязаны понять, какое же наследие попало к ним в руки. В наши дни мы, получая образование, приобщаясь к искусству - осознанно или невольно обращаемся к тому пути развития, которое заложили декабристы. За нашими университетами, консерваториями, исследовательскими центрами и театрами стоят тени тех трагических фигур. Воспроизводя, через воспитание и образование, культуру наших предков, мы обязаны обратиться к ее истокам. И декабристы – это тот исток, который мы, ученики и учителя, рассматриваем сейчас. Вступительное слово написано канд.филос.наук, учителем истории Илларионовым Г.А. 4

p. 6

Арбузов Антон Петрович (1797 или 1798 - январь 1843) Одна из центральных улиц города Назарово носит имя декабриста А.П. Арбузова, который находился на поселении в селе Назаровское с августа 1839 по 10 февраля 1843 года. Мемуарная литература почти не дает сведений об этом бесстрашном и необычайно скромном человеке, так как он не оставил, подобно другим декабристам, своих дневников и записок. О нем мы узнаем только из протоколов следственной комиссии и дневников и воспоминаний некоторых декабристов (И.Д.Якушкина, Д.И.Завалишина, М.М.Спиридова и других). А.П. Арбузов был лейтенантом Гвардейского экипажа. Из дворян. Отец - Петр Арбузов (видимо, умер до 1826, за ним в Тихвинском уезде Новгородской губернии было 50 душ), мать - урожденная Завьялова. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, куда поступил 12.2.1810г., гардемарин - 7.6.1812г., мичман - 27 (или 21).7.1815г., лейтенант 27.2.1820, определен в Гвардейский экипаж - 20.11.1819, с 1812 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1823 на фрегате "Проворный" плавал к Исландии и в Англию, в 1824 на шлюпе "Мирный" - в Росток. Один из основателей тайного "Общества Гвардейского экипажа" (1824г.), автор его "статутов". В 1825 году принят Завалишиным в Орден восстановления, член Северного общества (декабрь 1825), активный участник восстания на Сенатской площади. Антон Петрович был арестован в числе первых, в ночь с 14 на 15 декабря, и доставлен в Зимний дворец. Здесь сам император и генерал-адъютант Левашов вели допрос арестованных, после чего Арбузова отправили в Петропавловскую крепость, кандалы Алексеевского равелина, надетые на Арбузова, весили полпуда. На допросах, а следствие по делу декабристов длилось пять месяцев, Арбузов отрицал свою принадлежность к обществу, после, когда его товарищи выдали все факты причастности к восстанию, он все равно в первую очередь думал о своих соратниках, утверждая, что они поддались на его агитацию, себя же предлагал расстрелять. 10 июля 1826 года учрежденный указом царя Верховный уголовный суд вынес приговор декабристам, подразделив их по степени виновности на одиннадцать разрядов. 5

p. 7

А.П.Арбузов отнесен к первому разряду и осужден к смертной казни отсечением головы. Этот же приговор вынесен морякам Д.И.Завалишину и В. А.Дивову, но вскоре царь вместо смертной казни приговорил осужденных по первому разряду в "каторжные работы вечно". 12 июля Арбузов в числе четырнадцати моряков под усиленным конвоем на арестантской шхуне был отправлен в Кронштадт. На флагманском корабле "Князь Владимир" осужденные были разжалованы из офицеров в матросы. Прежде чем попасть в Сибирь, Арбузов отбывал заключение в крепости Роченсальм в Финляндии в течение пятнадцати месяцев, и только осенью 1827 года вышло повеление "заковать в железо и отправить в Сибирь". Каторжанам надели на ноги кандалы, каждого посадили в отдельную тележку, и с каждым сел в нее жандарм. Так начался длинный путь Арбузова в Сибирь. В предместьях Петербурга на одной из станций перед Ладогой у него состоялось свидание с братом. В Иркутск декабристы прибыли 22 ноября, в этот день стоял мороз до 32 градусов. Здесь им впервые объявили, что их отправляют в Читу. На другой день с Арбузова, Тютчева и Якушкина сняли кандалы и верхом на лошадях отправили до Верхнеудинска, а оттуда на санях до Читы. Пребывание в Чите было временным, так как специально для декабристов строилась тюрьма в Петровском заводе. В сентябре 1830 года каторжан перевели сюда. Арбузов был помещен в камеру-темницу № 36, где провел много лет. Его соседями по заключению были И.В. Киреев и И.В. Басаргин. Декабристы дважды в день на ручных жерновах мололи муку. Арбузов овладел портняжным мастерством и стал превосходным портным-закройщиком. В записках Д.И.Завалишина также упоминается, что Арбузов изобрел новый способ закалки стали, принятый в производство. В ноябре 1832 года пришла радостная весть: осужденным сократили срок каторжных работ до 15 лет, а через три года срок сократили еще на три года. По окончании тринадцатилетнего срока указом от 10 июля 1839 года декабрист Арбузов "обращен на поселение в село Назаровское Ачинского уезда Енисейской губернии", куда и прибыл в августе 1839 года. Сведений о пребывании Арбузова в Назаровском очень мало, поэтому особый интерес представляет письмо декабриста М.М.Спиридова из деревни Дрокино под Красноярском декабристу И.И.Пущину в Туринск 1 апреля 1841 года: "Арбузов в Ачинском уезде живет умеренно и воздержанно. Брат его все обещает и по сию пору ничего не сделал... Между тем Арбузов завел маленькую пашню и несколько ульев и кое-как перебивается... Нельзя не радоваться, что он себя поддерживал в поведении, - я многих видел чиновников, которые к нему заезжали, и все единогласно говорят о нем с большой похвалой". Из официальных донесений известно, что Арбузов на поселении "занимался домообзаводством и чтением книг". Согласно изданному в 1835 году указу, декабристам разрешалось получать на душу по 15 десятин пахотной и сенокосной земли. Однако Арбузов от этого отказался, а имел лишь "маленькую пашню и несколько ульев" 6

p. 8

Подробности последних дней жизни и смерти А.П.Арбузова мы узнаем из записи в дневнике чиновника В.Д.Философова - участника сенаторской ревизии в Сибири: "Человек необыкновенно умный, любезный и основательных сведений. Он достиг такой нищеты, что пропитывался рыбою, которую сам ловил. В который день нет улова, в тот день он без пищи. Наконец он занемог. Четыре дня лежал и в это время выпросил у хозяйки двадцать рыбок. На пятый день хозяйка отказала ему в дальнейшей выдаче. В мороз до 30 градусов, больной, отправился ловить рыбу. Стал прочищать старую прорубь, но слабые силы изменили ему, он упал прямо в воду, выкарабкался, но не пошел домой, а продолжал ловить рыбу, закинув бродец, и, к счастью, поймал нужное количество для расплаты с хозяйкой. Придя домой, он прехладнокровное заплатил ей свой долг и сказал, что больше ни в рыбе, ни в чем нуждаться не будет. Она подумала, что он намекает на то, что к нему присланы деньги, и пошла было за ним ухаживать. Он лежал уже мертвый в постели. Так на 45-м году погиб этот человек в глуши и забвении, и подвиг его - разве эта рыбная ловля не подвиг? разносится только в отдаленном околотке Сибири". В метрической книге Троицкой церкви села Назаровского за 1843 год сделана запись под номером три, которая гласит:" 10 февраля умер от чахотки ссыльный Антон Петрович Арбузов. Погребен 12 февраля на приходском кладбище". Вот так закончилась жизнь одного из видных участников декабрьского восстания 1825 года, ближайшего друга Николая Бестужева. В данное время его память увековечена мемориальной доской в г. Назарово, где он находился на поселении с 1839 по 1843 годы. Список литературы и источников: 1.Декабристы на енисейской земле http://decembrists.krasu.ru/ 2. «Житница Красноярья. Назаровский район», «Буква», 2004г, стр.15 – 19. Материал подготовлен ученицей 5 класс Солдатовой Ангелиной под руководством учителя истории Обуховой Ю.С. 7

p. 9

Александр Петрович Петр Петрович Братья Беляевы Беляев Александр Петрович (1803 - 28.12.1887) Беляев Петр Петрович (1805 - 1864) ИСТИННЫЕ БЛАГОДЕТЕЛИ СИБИРИ. О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТЬЕВ А.П. И П.П. БЕЛЯЕВЫХ В МИНУСИНСКЕ. В Минусинске находится первый и единственный в Красноярском крае музей декабристов (открыт 13 августа 1997 г.). Здесь сохраняют память о 12 декабристах, проживших на поселении в период с 1827 по 1861 гг. в Минусинске. К сожалению, знаний по этой теме у учащихся недостаточно, что выяснено при анкетировании. Поэтому, выбранная мною тема своевременна и актуальна. Цель моей работы - выявление роли и влияния декабристов братьев А.П.И П.П.Беляевых на жизнь и развитие Минусинска. Задачи, которые решаются в ходе работы - обзор литературы и знакомство с книгой А.П. Беляева «Воспоминания декабриста о пережитом и прочувствованном», анализ хозяйственной и просветительской деятельности декабристов в Минусинске, выявление вклада декабристов в развитии Минусинска. Декабристы Александр Петрович и Пѐтр Петрович Беляевы прибыли на поселение в Минусинск - Пѐтр в 1832 году, Александр в 1833 году. Они развернули энергичную деятельность в культурной и экономической жизни города, о чѐм мы узнаѐм из книги А.П. Беляева «Воспоминания декабриста о пережитом и прочувствованном», опубликованной в журнале «Русская старина» СПБ (1880 г.- т. 29, 1888 г.- т. 30). Мичманы Гвардейского морского Экипажа братья Беляевы с вверенными им людьми были участниками восстания 14 декабря на площади перед Сенатом. Обвинены по 4 разряду в том, что «знали об умысле на цареубийство» и лично участвовали вместе «с возбуждением низших чинов» в восстании. Приговорены к 12 годам каторги и вечному поселению в Сибири. Каторгу отбывали в Чите и Петровском заводе. Александр Петрович в главах 14 и 15 своих «Воспоминаний...» - описал их с братом жизнь на поселении в Минусинске, который назвал «обетованною землѐю для сибиряков и поселенцев». Таким запечатлелся в памяти декабриста Минусинск: «Главный центр Минусинского округа был тогда маленький городок, называемый Минусинском, имевший с дюжину широких улиц, одну хорошенькую каменную церковь, зимой тѐплую, и при ней богадельню, где содержались старые и увечные, гостиный двор порядочной архитектуры с колоннами, присутственные места, две площади, словом, всѐ нужное и необходимое для города. Он очень недавно переименован в город из села Минусы...». 8

p. 10

Александр и Пѐтр решаются заняться фермерством. Хозяйство братьев Беляевых было довольно крупным и по методам рациональным и по передовым. Они купили себе домик, взяли в аренду пахотную землю 60 или 70 десятин, купили лошадей, баранов, наняли работников и «сделались в полном смысле фермерами». Пашня Беляевых находилась в 20 вѐрстах от города. Они сами сделали молотильную машину, стали поставщиками на золотые прииски, продавали крупу, муку, говядину. Братья впервые ввели в Минусинске посев гречихи, гималайского многоплодного ячменя. Для скотоводства они наняли остров, прилегающий к городу, и отдалѐнный от него протокой Енисея. Здесь они устроили заимку с дворами для скота, с избой для пастухов. У них было 200 голов рогатого скота, в том числе 20 коров доилось и продавалось масло, быки же продавались гуртовщикам. Все работники Беляевых были ссыльными поселенцами. Особого внимания заслуживает просветительская деятельность братьев Беляевых. Декабристы учили детей, устроив первую частную школу в городе, несмотря на запреты царского правительства. «Когда земледелие сделалось нашим постоянным занятием, мы с братом чередовались по неделе. В понедельник один из нас уезжал на пашню, а другой оставался дома и занимался в школе, которую мы устроили по просьбе мещан, крестьян близ лежащих сѐл и некоторых чиновников. Небольшое количество учебников грамматики, географии, истории и арифметики было у нас с собой... Конечно, учение наше ограничивалось правильным чтением, хорошим и несколько правильным письмом, краткими понятиями о географии, священной и русской истории. «Школа имела в разное время по двадцати учеников.... Между учениками нашими был и татарин, сын тамошнего кочевника, богача». Школа через несколько лет была закрыта по доносу, но система преподавания братьев Беляевых уже оказала значительное воздействие на учеников, положительное влияние на жизнь города. «Главная наша цель была,- писал А.П. Беляев, - с развитием ума, внушить правила чистой нравственности, разумной религиозности, честности и уничтожения дурных привычек, в чѐм, как кажется, мы с помощью Божией и успели». Братья Беляевы жили на поселении в Минусинске около семи лет, по высочайшему повелению они были переведены на Кавказ. В последние годы Пѐтр Петрович состоял агентом в Саратове, умер в 1865 году. Александр Петрович скончался в Москве в 1887 году. Иван Пыжлев, политический ссыльный 1880 - х годов, писал: «Декабристы, несмотря на самые несчастные условия жизни, сделали для Сибири столько добра, сколько она сама не сделала бы в целые сто лет и больше... Люди эти были истинными благодетелями Сибири». В 2015 году исполнится 190 лет восстанию декабристов. В Минусинске охраняется добрая память о «несчастных рыцарях 1825 года». Вывод: Исследовательская работа убедила меня в том, что пребывание декабристов в Минусинске одно из самых ярких событий моего родного города. Эти люди оставили яркий след в жизни минусинцев. Своим нравственным обликом, образом жизни, делами они завоевали уважение местных жителей. Декабристы явились пионерами многих полезных начинаний и в культурной жизни, и в хозяйстве. Всѐ это как нельзя лучше подтверждается жизнью и деятельностью братьев Беляевых. 9

p. 11

Дом музей декабристов Экспонаты музея Список литературы и источников: 1.Декабристы. Биографический справочник. Под редакцией М.В. Нечкиной. М. Наука 1988 год. Автор: Беляев Александр Петрович - "Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном". Часть 1 Глава 14-15. Материал подготовлен ученицей 9 класса Кравченко Софией под руководством учителя истории Кочутиной Л.Г. 10

p. 12

Давыдов Василий Львович (28.3.1793 - 25.10.1855) Происходил из знатного дворянского рода, славившегося не только своим богатством, нои яркими, талантливыми людьми. Генерал И. Н. Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, был его родным братом по матери, известный поэт и легендарный партизан Денис Давыдов - двоюродным братом, Мария Николаевна Волконская, жена декабриста, племянницей. С 10 до 12 лет воспитывался в пансионе аббата Николя, затем получал домашнее образование под руководством аббата Фромана. Военная служба. 11 октября 1807 года в возрасте 14 лет поступил на службу юнкером в лейб гвардейский гусарский полк. С 24 марта 1808 года - портупей-юнкер, корнет с 21 декабря 1808 года, поручик с назначением адъютантом к командиру полка генерал-майору И. Е. Шевичу с 5 августа 1811 года. Участвовал в Отечественной войне 1812, был дважды ранен. В 1812 году был адъютантом князя Багратиона. За участие в Бородинском сражении награжден орденом Святого Владимира IV степени с бантом. За отличие в сражении под Малоярославцем награжден золотой шпагой за храбрость. Участвовал в заграничных походах. Участвовал в сражениях при Лютцене и Бауцене (награжден орденом Святой Анны 2 степени), ранен под Кульмом (награжден прусским орденом «За заслуги») и Лейпцигом. Под Лейпцигом был взят в плен. Освобожден из плена прусскими войсками. Штабс-ротмистр с 17 июля 1813 года, ротмистр с 7 марта 1816 года. 17 января 1817 года переведѐн в Александрийский гусарский полк в звании подполковник. 11

p. 13

11 мая 1819 года уволен для лечения. Назначен состоять при кавалерии с 11 июля 1820 года. С 1819 года постоянно жил в имении матери, в селе Каменка Чигиринского уезда Киевской губернии. Владел 2926 душами. 29 января 1822 года уволен в отставку полковником. Масон, член ложи «Александра тройственного спасения», член Союза благоденствия (с 1820 года) и Южного общества. Вместе с С. Г. Волконским возглавлял Каменскую управу Южного общества. Участвовал в съездах руководителей Южного общества, осуществлял связь Южного общества с Северным обществом. Арест и ссылка. Арестован в Киеве 14 января 1826 года по приказу от 30 декабря 1825 года. Доставлен в Петербург 20 января 1826 года. Помещѐн в Петропавловскую крепость 21 января. Осужден по I разряду, приговорен к пожизненной каторге. Отправлен в Сибирь 21 июля 1826 года. 22 августа 1826 года срок каторжных работ был сокращен до 20 лет. 27 августа 1826 года прибыл в Иркутск. Из Иркутска Давыдова отправили на работу в Александровский винокуренный завод, откуда он вернулся в Иркутск 6 октября. Из Иркутска отправлен на работы в Благодатский рудник 8 октября 1826 года. На руднике работал с 25 октября 1826 года по 20 сентября 1827 года. Из Благодатского рудника отправлен в Читинский острог, куда прибыл 29 сентября 1827 года. Из Читинского острога в сентябре 1830 года отправлен в Петровский завод. 8 ноября 1832 года срок каторги был сокращѐн до 15 лет. 14 декабря 1835 года срок каторги сократили до 13 лет. По окончании 13-летнего срока указом от 10 июля 1839 года обращен на поселение в город Красноярск. В Красноярске. Семья Давыдовых прибыла в Красноярск в сентябре 1839 года. В Красноярске семья поселилась в доме золотопромышленника Мясникова - теперь на этом месте городская больница (пересечение пр. Мира и ул. Вейнбаума). Позднее Давыдовы построили свой дом на углу Воскресенской улицы и Батальонного переулка (пересечение пр. Мира и ул. Декабристов). В доме Давыдовых появился первый в Красноярске клавесин, образовался литературный кружок. Политическим ссыльным было запрещено создавать школы, поэтому Давыдовы у себя в доме создали домашний класс для своих семерых детей, рождѐнных в Сибири. Класс не имел официального статуса и его могли посещать все желающие. От местных жителей Давыдов получил прозвища «Властитель дум», «Короб просвещения». Программа домашней школы Давыдова позже стала основой для программы обучения Красноярской мужской гимназии. Дом Давыдовых был снесѐн в 1937 году. Дом имел пять комнат, прихожую, пять голландских печей, холодный мезонин. Василий Львович в Красноярске имел близкие отношения с П. И. Кузнецовым, архитектором Ледантю, врачебным инспектором Поповым и др. 12

p. 14

По просьбе Давыдова Г. С. Батеньков спроектировал здание Благородного собрания для Красноярска. Здание было построено в 1854 - 1856 годах. В настоящее время его адрес пр. Мира 67. Декабристы, сосланные в Красноярск, собирались в доме у Давыдовых, а позднее, вероятно в Благородном собрании. 27 сентября 1842 года генерал-губернатор Восточной Сибири в своѐм. По просьбе Давыдова Г. С. Батеньков спроектировал здание Благородного собрания для Красноярска. Здание было построено в 1854 - 1856 годах. В настоящее время его адрес пр. Мира 67. Декабристы, сосланные в Красноярск, собирались в доме у Давыдовых, а позднее, вероятно в Благородном собрании. 27 сентября 1842 года генерал-губернатор Восточной Сибири в своѐм циркуляре требовал от Енисейского губернатора запретить публичные собрания «государственных преступников». Василий Львович Давыдов умер 25 октября 1855 года в Красноярске. Похоронен на Троицком кладбище. В 1883 году племянник - Александр Петрович Давыдов, направляясь посланником в Японию через Красноярск, установил на могиле мраморный памятник, изготовленный в Италии. Памятник до сих пор стоит на могиле. Мраморный памятник Давыдову Василию Львовичу на Троицком кладбище г. Красноярск Список литературы и источников: 1.Тамара Комарова. «Полярная звезда». Том 25. Иркутск. 2005 2.«В.Л.Давыдов. Сочинения. Письма». Красноярский и Иркутский краеведческие музеи. 2004 3.Сергеев М. «Несчастью верная сестра».// Иркутск, 1978 4.«Письма В.Л.Давыдова». Сибирские письма декабристов.//Красноярск, 1987. 5.Коминт Попов, «Декабристы на берегах Енисея»// Красноярский рабочий, 20 декабря 2002 Материал подготовлен ученицами 8 класса Маслюковой Марией, Переваловой Викторией и Табаринцевой Татьяной под руководством учителя истории Мухаметдинова М.С. 13

p. 15

Краснокутский Семѐн Григорьевич (1787 или 1788-3.2.1840) Действительный статский советник, обер-прокурор в 1 отделении 5 деп. Сената. Из дворян Киевской губернии. Отец - киевский губернатор, прокурор, статский советник Г. И. Краснокутский (ум. 23.12.1813), мать - Софья Степановна Томара (в 1826 жила в имении Мицаловка Золотоношского уезда Полтавской губернии, за ней 238 душ). Воспитывался в 1 кадетском корпусе, куда поступил – 1сентября 1798, унтер-офицер – 15 ноября 1802, выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк – 7 сентября 1805, участник кампании 1807 (Фридланд - награжден золотой шпагой за храбрость), подпоручик – 17 августа 1807, поручик – 26 января 1809, штабс-капитан – 1 мая 1811, участник Отечественной войны 1812 (Бородино, Тарутино, Малоярославец) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), капитан – 23 сентября 1813, полковник – 13 января 1816, командир Олонецкого пехотного полка – 2 марта 1816, уволен от службы генерал-майором с мундиром и пенсией – 25 ноября 1821, за обер-прокурорским столом в 4 деп. Сената с переименованием в действительного статского советника – 26 января 1822, обер-прокурор в 1 отделении 5 деп. Сената -11июня 1823. Масон, Сенатской член ложи "Елизаветы к добродетели" в Петербурге (1819). площади. Член Союза благоденствия (1817) и Южного общества, участник подготовки восстания на Первая половина XIX века в истории Енисейской губернии тесно переплелась с судьбами довольно большой группы декабристов. В разное время с 1826 по 1855 год в Ачинском, Канском, Минусинском уездах, Туруханском крае Енисейской губернии побывали на поселении 33 декабриста. Десять из них волею судьбы оказались в Красноярске. Братья НС. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, А.А и Н.А. Крюковы, В.Л Давыдов, М.М. Спиридов, М.Ф. Митьков, С.Г. Краснокутский, Ф.П. Шаховский, И.Б. Аврамов, А.П Арбузов Каждый из них по выходе на просветительской застенках. программы подъема и поселение внес свою лепту в Сибири сформированной в другие. осуществление казематных 14

Восставшие на Сенатской площади. Картечные залпы. Кровь. Восстание подавлено, а его организаторы и активные участники - в казематах Петропавловской крепости. Следствие. Суд. Приговор, по которому более ста участников восстания определены на каторжные работы в Сибирь, а потом - на поселение.

По всей Сибири были рассеяны участники декабрьского восстания. Из 25 декабристов, поселенных после отбытия каторги в пределах Енисейской губернии, 12 проживали в разное время в Красноярске. Как память о них - название улиц. Например, улица Декабристов. На углу этой улицы, называвшейся раньше Батальонным переулком, и улицы Воскресенской (проспект Мира) в 1840 году поселился декабрист Василий Львович Давыдов, друг А.С. Пушкина.

Дом Давыдова был центром культурной жизни Красноярска. Здесь часто собирались ссыльные, друзья, прогрессивная часть местной интеллигенции. Умер Давыдов В.Л. в изгнании в 1855 году и похоронен на красноярском городском кладбище.

Именно с декабристов началось благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири.

Декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, временно живший в Красноярске вместе с братом Николаем Сергеевичем, тоже декабристом, пользовался среди красноярцев репутацией знающего и бескорыстного врача. Особенно популярно было его имя среди городской бедноты. Братья Бобрищевы-Пушкины жили по Благовещенской улице (улица Ленина 17). Дом сохранился до сих пор. Работали они в Красноярской казенной палате. Дом, где находилась казенная палата тоже сохранился (Мира, 6).

Живший в нашем городе с 1836 по 1849 год декабрист Михаил Федорович Митьков (умер в Красноярске и похоронен на городском кладбище, его могила - рядом с могилой В.Л. Давыдова) в течение десяти лет вел подробные метеорологические наблюдения. Его данными впоследствии пользовались многие ученые, исследователи Сибири, отмечая их большую научную ценность.

Усердным помощником М.Ф. Митькова в проведении метеорологических наблюдений был декабрист Александр Иванович Якубович, живший некоторое время в Красноярске.

Жена В.Л. Давыдова, Александра Ивановна, по примеру многих подруг декабристов последовавшая в ссылку за мужем. Организовала для своих детей и детей некоторых красноярцев целый учебный класс. Ее педагогические способности нашли здесь отменное применение. Ее ближайшими помощниками и учителями были В.Л. Давыдов и лицейский друг А.С. Пушкина Иван Иванович Пущин, некоторое время живший в Красноярске.

Декабрист Сергей Григорьевич Краснокутский, будучи в Красноярске, прикованный параличом к постели, все же находил возможность общаться с жителями города и заниматься экономической статистикой. Ему усердно помогали все друзья. Красноярцы часто обращались к нему за советами по поводу разных запутанных юридических и чисто житейских вопросов.

Михаил Матвеевич Спиридов стал в Сибири образцовым огородником. Он щедро снабжал декабристов свежими овощами со своих плантаций, расположенных в подгородном селе Арейском (ныне село Емельяново), за что получил шутливое прозвище "поставщик двора государственных преступников". Этим прозвищем наградил его живой, общительный и остроумный Михаил Александрович Фонвизин, который после долгих лет ссылки, проведенных в Енисейске, некоторое время прожил в Красноярске. Но самое главное в земледельческой деятельности М.М. Спиридова было то, что он начал внедрять у нас в крае картофель (картофель в Енисейской губернии долгое время называли "спиридовкой"), неутомимо пропагандировал новые культурные способы ведения сельского хозяйства.

Недолго пробыл в Красноярске (проездом из Нерчинска в Тобольск) Александр Петрович Барятинский, ближайший друг П.И. Пестеля. Он останавливался в доме Давыдовых. Его кратковременное пребывание красноярцам запомнилось: отменный музыкант, обаятельный, разносторонне образованный человек, он был инициатором домашних концертов.

Начала металлической культуры; медь и бронза.
Неолитическая культура в восточной Европе так же, как и в западной, исподволь перешла в металлическую. На это указывает нахождение в обстановке неолитической культуры изделий из чистой меди и бронзы. Так, в некоторых глиняных мазанках в окрестностях Триполья найдены при урнах медные топорики; в курганах Воронежской и Подольской губерний...

Версальский мирный договор
В октябре 1918 г. подписывается перемирие на 36 дней: выработка условий мира, но они были жестки. Их диктовали французы. Мир не был подписан. Перемирие продлялось 5 раз. Единства в стане союзников не было. Первые позиции сохраняла Франция. Она была войной очень ослаблена, как экономически, так и финансово. Выступала с требованиями в...

Военные действия в 1916 - 1918 гг. Окончание войны
«Верденская мясорубка». К началу 1916 г. германскому генеральному штабу стало совершенно очевидным, что затягивание войны ведет Германию к неизбежной катастрофе. Внутри страны глухо бродило недовольство. Но где нанести Антанте решающий удар? Истекший год показал, что на Востоке это не получится. Германия вынуждена была вновь повернуть...

14 декабря 1975 года знаменательная дата в истории революционного движения в России - 150-летие с того самого дня, когда "лучшие люди из дворян", по выражению В. И. Ленина, выступили против русского самодержавия и крепостничества.

Выступая в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, на собрании рабочей молодежи с "Докладом о революции 1905 года", В. И. Ленин говорил:

"В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено исключительно дворянами". Еще раньше, анализируя революционное движение, его ошибки и преемственность, Ленин подчеркивал:

"Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабриста разбудили Герцена...

Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 21, стр. 261).

Да, мы знаем, что против царизма выступило "...ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа, но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 23, стр. 398).

Пять дней спустя с того трагического момента, когда картечь императорской артиллерии разметала по Сенатской площади восставшие войска, когда были спущены под лед Невы трупы убитых и даже раненых солдат и горожан, появилось об этом событии первое и единственное официальное сообщение в газете "Северная пчела" от 19 декабря. В разделе "Внутренние известия" сообщалось, что 14 декабря 1825 года при "ликующих толпах народа верные войска приняли присягу новому императору Николаю I". Нимало не смущаясь, газета сообщала, что "этот день будет без сомнения эпохою в истории России". Не в силах умолчать о свершившемся, газета глухо добавляла о "кучке мятежных солдат, офицеров" и о "нескольких человеках гнусного вида во фраках" - возмутителях беспорядка.

День 14 декабря действительно стал эпохою, а первые русские революционеры, поставившие целью уничтожение самодержавия в России, вошли в историю революционного движения под именем ДЕКАБРИСТОВ.

Допросы дворян-революционеров вел лично император Николай I. Первым перед ним предстал "человек во фраке", отставной поручик, один из руководителей восстания, "поклонник пламенный добра" - Кондратий Рылеев.

Тщетно пытался новоиспеченный царь объяснить движение декабристов, как "заговор кучки злодеев".

Слишком велика была эта "кучка", чтобы объявить имена "заговорщиков" в газете. Перед царем предстали люди, объединенные общей идеей революции. Русская действительность была той почвой, на которой выросли революционные идеи. Об этом открыто говорили на допросах декабристы.

И тем не менее Следственный комитет, назначенный императором и руководимый им, ставя вопрос "с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли", хотел не только отыскать виновников противоправительственных настроений в обществе, но и показать случайный характер выступления декабристов, не свойственный историческому развитию России, возникший якобы под влиянием заимствованных идей.

Декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя первого русского революционера Александра Николаевича Радищева. Следственная комиссия, а с нею и царь убедились, насколько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева.

Очень точно подметил Г. В. Плеханов, что под влиянием радищевских идей "совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий".

Радищев был подлинным "властителем дум" революционной молодежи. Советский исследователь движения декабристов академик М. В. Нечкина утверждает, что большинство декабристов было знакомо и с одой "Вольность", и с "Путешествием из Петербурга в Москву".

Как все великие гуманисты, Радищев свято верил в человека. Горячий отклик в сердцах передовых людей находили его слова:

"Известно, что человек существо свободное поскольку одарено умом, разумом и свободною волею, что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он... и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому".

Но перед внимательным взором революционных дворян открывалась иная, русская действительность, представали не свободные, мыслящие люди, а забитые рабы, лишенные всех человеческих прав.

Это жесточайшее, отвратительное несоответствие между идеалом и действительностью и служило пищей для размышлений, формировало сознание, побуждало к революционным действиям.

На стереотипный вопрос Следственной комиссии, "с каких пор и под чьим влиянием появились непозволительные мнения", почти все декабристы отвечали так же одинаково: "С тех пор, как научился видеть действительную жизнь и самостоятельно мыслить".

Декабристы Я. Андриевич, И. Аврамов, М. Спиридов, Н. Лисовский, например, прямо заявляли, что "непозволительные мнения" у них появились в результате "наблюдений в нижних частях правительства, в судопроизводстве, состоянии крестьян и солдат". Они говорили, что встать на путь борьбы их побудили: "стоны жен; вопли детей; плач вдов; мужей военных. Забытые сироты, беспрестанно попадающие нищие; слепые и изувеченные; разорение в деревнях крестьян; не есть ли доказательство, что отечество забыто и что скрывается какой-то тайный враг, который все упомянутые несчастья посылает для пагубы соотечественников..."

Отечественная война 1812 года, когда русский народ опрокинул и погнал наполеоновские полчища, показала силу русского народа и вместе с тем еще резче обнажила язвы монархии. Европа уже сбросила ярмо абсолютизма, а в России по-прежнему властвовали деспотизм, бесправие и произвол крепостничества.

Для того ли мы купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?- спрашивал вчерашний герой войны Александр Бестужев.

Император Александр I сбросил маску либерала, "просвещенного монарха" и ввел в закон изматывающую плацпарадную муштру, военные поселения, стал основателем Священного союза - военно-полицейской международной организации, направленной на подавление революционного движения в Европе.

В противовес этому передовые офицеры России создали "Союз спасения", выработав уже в 1816 году план убийства царя. Этот план предложил и взялся исполнять Михаил Лунин, которого Герцен назвал "одним из тончайших умов и деликатнейших". Аристократ, наследник огромного состояния, Лунин говорил: "Для меня открыта только одна карьера - карьера свободы". Пушкин посвятил ему строки: "Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры".

Сергей Муравьев, вначале горячо одобривший план Лунина, пришел впоследствии к другому выводу: небольшая группа людей, даже если бы и сумела покончить с царем, не в силах изменить государственный н общественный строй России. Была создана новая организация "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.).

Задачи нового "Союза" были более широкие: "Вовлечение в него передовых людей России, расширение общества, действие на умы народа, чтобы народ после революции поддержал намеченные преобразования".

Однако у значительной группы членов "Союза" была еще надежда добиться от царя ряда уступок и реформ. Александр I и в самом деле получил от них ряд весьма полезных проектов. Но они его только раздражали. Однажды, потеряв терпение, он одернул очередного реформатора.

Кто в конце концов правит Россией - вы или я?

И царь решил "доказать" свою силу. Жестоко подавив восстание новгородских крестьян, потопив в крови восстания чугуевских военных поселенцев н крестьян на Дону.

А в Европе все более нарастала революционная ситуация: начало полыхать зарево революционных пожаров в Испании, Пьемонте, Неаполе, развернулась острая политическая борьба партий во Франции, вспыхнула борьба итальянских карбонариев, началось национально-освободительное движение в Греции.

Расправа в 1820 году над солдатами Семеновского гвардейского полка в Петербурге насторожила членов "Союза благоденствия". Поводом к расправе послужил коллективный протест солдат против издевательства над ними командира полка. В действительности император Александр только искал повода к расформированию полка, к массовому наказанию солдат, разжалованию большой группы офицеров, слишком открыто развернувших просветительные беседы и "вредно влияющих на умонастроение и дисциплину нижних чинов". Чтобы не провалить начатое дело, было принято в 1821 г. решение о мнимом роспуске широко развернувшегося, по существу полулегального "Союза". Надо было очиститься и от случайных людей. Возникли, независимо друг от друга, новые тайные общества: "Северное", "Южное", "Соединенных славян". "Славяне", ознакомившись с программными документами "южан" - "Государственным заветом", извлечениями из "Русской правды", написанной Пестелем, - безоговорочно приняли их программу и тактику. "Северяне" медлили с объединением, хотя и соглашались со сроками восстания: январь 1826 года, или точней, время, когда полк Пестеля вступит в караул, что позволит тотчас захватить штаб армии. Одновременно поднимется восстание в Петербурге и Москве. Внезапная смерть Александра I и последовавший затем период "междуцарствия" подтолкнули события: "северяне", не поставив в известность другие общества, решили выступить самостоятельно - в день присяги новому царю, Николаю I,-14 декабря 1825 года, не зная, что накануне уже был арестован Пестель и почти вся Тульчинская управа Общества "южан".

Несмотря на поражение "северян", один из руководителей Южного общества, человек железной воли - Сергей Муравьев-Апостол, решает поднять Черниговский полк, надеясь на поддержку других "южных" полков, а также и "славян".

Героическое выступление черниговцев было жестоко подавлено.

Наши декабристы... страстно любили Россию... - говорил в "Письме к будущему другу" Александр Герцен. - Э, еще помню блестящий ряд молодых героев, неустрашимо, самоотверженно шедших вперед... В их числе шли поэты и воины, таланты во всех родах, люди, увенчанные лаврами. И вся эта передовая фаланга, несшаяся вперед, одним декабрьским днем сорвалась в "пропасть и за глухим раскатом исчезла".

13 июля 1826 года пять героев - Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский - были казнены.

Пушкин писал другу своему, поэту Вяземскому. "Повешенные - повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей - ужасна..."

Пушкин, да и не только он, - никто многие годы не знал еще о 380 разжалованных офицерах, двух с половиной тысячах солдат, забитых шпицрутенами. И хотя специальным указом были созданы и Следственная комиссия и Верховный уголовный суд - фактически все решал император Николай.

Официальная печать говорила только о "жалкой кучке заговорщиков, авантюристах, оперных злодеях". Было запрещено даже с ругательными эпитетами упоминать подлинные имена "лучших людей из дворян".

Следствие по делу декабристов велось тайно, по двум каналам: Следственной комиссией Сената и Военной Коллегией, где проходили тысячи "нижних чинов" и сотни офицеров. Кроме кратких сообщений в официальной печати о "кучке заговорщиков-офицеров и нескольких человеках гнусного вида во фраках", общественность России, да и Европы в особенности, ничего существенного не знала.

С великой поспешностью, в полной тайне, отправлялись декабристы на каторгу и ссылку. Николай I решил вытравить из памяти русского народа имена героев. Бескрайняя Сибирь, казалось, поглотила их навечно.

Поэтому и вырвались горькие слова у поэта Федора Тютчева, брата декабриста, что кровь их "...сверкнула на вековой громаде льдов, зима холодная дохнула - не осталось и следов"...

Тщательно контролируемое запрещение упоминать что-либо о жизни декабристов в Сибири, запрет публикации их трудов не только под псевдонимом, но и анонимно привело к тому, что даже у либерально-народнических историков сложилось неверное представление о роли их в общественной жизни Сибири.

В силу либерально-идиллистической трактовки сущности движения они сосредоточили внимание на описании условий и быта, а их практическую деятельность рассматривали, как широкую благотворительность, проводившуюся просвещенными людьми из чувства филантропии и гуманизма.

"Такая трактовка декабризма после поражения восстания объясняется тем, что историки либерального направления стремились создать последовательную концепцию движения декабристов, как общественно-политического течения, лишенного какой бы то ни было революционности, а его деятелей, как людей заблуждавшихся и в сибирский период жизни "искупавших" свои ошибки тяжелыми испытаниями каторги и ссылки". Г. П. Шатрова, "Декабрист И. И. Горбачевский. Красноярск, 1973 г.).

Находясь в плену ими же созданной концепции, они прошли мимо опубликованных уже в 1859 году "Записок" М. А. Фонвизина, затем воспоминаний и писем Бестужевых, Муравьевых, Якушкина и в особенности острополитических "Писем из Сибири" М. С. Лунина.

А ведь именно несгибаемый, вновь заключенный в каземат и убитый там, Михаил Луиин говорил:

Настоящее житейское поприще наше началось со вступления в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили...

Подлинно научная историография декабризма началась после Октябрьской революции. Советские ученые и в первую очередь М. В. Нечкина в своем капитальном двухтомном труде "Движение декабристов" подробно раскрыли и сущность движения декабристов, и эволюцию их взглядов в период сибирской ссылки. Большой интерес представляют работы красноярского ученого Г. Л. Шатровой "Декабристы и Сибирь" (Томск, 1562 г.), "Декабрист И. И. Горбачевский" (Красноярск, 1973 г.), енисейской ученой А. И. Малютиной, правнучки декабриста Н. О. Мозгалевского - М. Я. Богдановой, Л. К. Чуковской "Декабристы в Сибири" (Москва, 1958 г.), статьи красноярских краеведов М. В. Красноженовой, С. В. Смирнова, А. В. Гуревича, Е. И. Владимирова, Г. С. Чесмочакова. Но, к сожалению, нет ни одной специальной монографии не только о декабристах в целом, а их в разное время проживало в Енисейской губернии 29 человек! - нет и рассказов биографических об отдельных революционерах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии.

Невозможно в одной книге рассказать обо всех, ибо жизнь каждого из них - увлекательная трагическая и героическая история, пример служения делу, которому они себя посвятили.

В жесточайших условиях они вели огромную работу. Шаховской ведет биологические исследования, открывает школу в Туруханске, работает над "Грамматикой", "Записками о Туруханском крае". Аврамов и Лисовскнй продолжают педагогическую деятельность в Туруханске, занимаются этнографией, выполняют негласное поручение академика К. Бэра по подготовке экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Якубович, находясь в Назимово, после их смерти продолжает ту же работу. Митьков в Красноярске ведет в течение 10 лет метеорологические и гидрологические наблюдения, составляет для крестьян научные прогнозы погоды, а Спиридов создает показательное хозяйство и выращивает новый сорт картофеля. Давыдов и Бобрищев-Пушкин пишут басни и ведут педагогическую работу. Находясь в Енисейске и Красноярске, Фонвизин пишет статьи по сельскому хозяйству, делает исторический обзор политического движения в России, занимается переводами статей по вопросам уже социалистического и коммунистического движения!

Отмечая 150-летие со дня выступления декабристов на Сенатской площади, как первое политическое и вооруженное выступление против царизма, мы должны по достоинству отметить факт, что подавляющее большинство из них не изменило своим идеалам в период каторги и долгой ссылки. Декабристы внесли значительный вклад в развитие общественной жизни Сибири.

Мы присоединяемся к справедливым словам декабриста Николая Басаргина, не подделавшего покинуть после амнистии Сибирь:

"Я уверен, что добрая молва о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило".

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Методическое пособие

по литературному краеведению

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ

Печатается по решению редакционного издательского совета Канского педагогического колледжа

Составитель: Л.М. Мегалинская Рецензент: А.В. Кисельман. Декабристы в Сибири: Методическое пособие. Канск.,2007-34с. Предназначено студентам педагогического колледжа. В данном методическом пособии представлены материалы о деятельности декабристов в Сибири, в Канском уезде: хозяйственная деятельность, быт, особенности материальной и духовной культуры декабристов. Материалы помогут студентам колледжа при подготовке и проведении уроков и факультативных занятий по краеведению, обеспечат региональный компонент. © Автор – составитель: Л.М. Мегалинская © КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1.Пояснительная записка 52.Восстание дорога в Сибирь 63. Декабристы в Енисейской губернии 84. Декабристы в Канском уезде 174.1. Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский 174.2. Константин Густавович Игельстром 204.3 Валентин Николаевич Соловьев и Александр Евтихиевич Мозалевский 214.4. Петр Иванович Фаленберг 265. Право на память 286. Вопросы и задания по теме «Восстание декабристов» 307. Библиография 33

1.Пояснительная записка

Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре. Выполнить эту задачу поможет краеведение, одно из перспективных направлений работы учителя, потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Краеведение является частью национально-регионального компонента, помогает в расширении и обновлении содержания образования. Краеведение имеет давние традиции, которые связаны прежде всего с патриотическим стремлением к глубокому, всестороннему познанию материальных и духовных богатств родной страны. Многое дает и в области эстетического воспитания, является действенным средством приобщения учащихся к научному поиску, к научным исследованиям, к разысканиям библиографического и текстологического характера, к работе с архивными документами. Учитель должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, о месте и значении в историческом развитии нашей Родины. Невозможно любить страну, не зная своей малой Родины. Трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки. Цель данного методического пособия – сообщить информатизацию о декабристах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии, расширить представления об их деятельности, способствовать развитию интереса к изучению родного края. Декабристы оказали огромное влияние на общественное мнение Сибири, оставили в памяти народа глубокий след. В методическом пособии рассматриваются вопросы: Восстание. Дорога в Сибирь. Декабристы в Енисейской губернии. Декабристы в Канском уезде. Пособие завершается вопросами для самопроверки, которые будут способствовать более прочному и глубокому усвоению учебного материала. Чтобы ответить на некоторые из них, необходимо не только обдумать прочитанное, предлагаемое в методическом пособии, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Очень верно сказал декабрист Николай Басарин: «Я уверен, что добрая слава о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

2.Восстание дорога в Сибирь

Восстание в Петербурге 14 декабря 1826г. - незабываемая страница отечественной истории. Свыше трех тысяч солдат при тринадцати командирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы обновить Россию, даровать крепостнической стране демократические свободы. Молодыми штурманами назвал декабристов Герцен. Что побудило декабристов к восстанию? Крепостничество в самых уродливых формах, позорная торговля людьми, беды и горести родной страны вызывали в их сердцах ненависть и боль. Особенно усилила вольнолюбивые настроения. Отечественная война 1812 г. и заграничный подход русской армии 1813-1814 годов. Люди, ставящие благо России выше личного блага, объединяются. Сформировалось Северное, Южное общества и Общество соединенных славян. При всем различии их программ общим было стремление ликвидировать самодержавный строй, ввести демократические порядки. Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 года ускорила выступление декабристов. И хотя восстание 14 декабря закончилось трагически, оно осветило всю Россию, её темные закоулки, тюремные застенки, кабаки. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, в которых служило немало членов тайного общества. 29 декабря восстал Черниговский полк. Но другие полки его не поддержали. Было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. Следственная комиссия, а за ней Верховный уголовный суд поступали с декабристами как с уголовными преступниками. Арестованных разделили на разряды по степени вины. Несколько сот человек подверглись допросам, 120 осуждены, из них 5 человек, поставленных вне разрядов, приговорены к смертной казни. В ночь на 13 июля 1826 год на валу Петропавловской крепости были повешены осужденные вне разрядов И.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.П. Каховский. Зимой 1826 -1827 года декабристов начали небольшими группами отправлять в Сибирь. «Скакали день и ночь», - вспоминает декабрист Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и в одежде было неспокойно, поэтому дремали по несколько минут во время перепряжки... Путь нам от Тобольска лежал через города: Табу, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск; девять городов на расстоянии 3000 верст...» Далее декабристов отправляли за Байкал. Первоначально осужденные отбывали каторгу на руднике Благодатском. В темных штольнях Волконскому, Трубецкому, братьям Борисовым, Артамону Муравьеву, Оболенскому, Якубовичу и Давыдову давали тот же «урок», что и уголовникам, но содержали их во много раз хуже. Обычно каторжанин после работы возвращался в домик, где жила его семья, а декабристов содержали в темных клетках, освещенных тусклой свечой. Приезд жен благотворно повлиял на жизнь заключенных. Затем декабристы были переведены в Читу, а в 1830 году совершили пеший поход в новый каземат в Петровском заводе. По истечении срока их отправляли на поселение. В основном декабристов селили в Восточной Сибири. В Енисейской губернии больше всего декабристов было на поселении в Минусинске, Красноярске, Енисейске и в Канске. Тридцать лет провели декабристы в Сибири и оставили глубокий след в её памяти.

3. Декабристы в Енисейской губернии

История Сибири первой половины 19 века связана с историей декабризма. Роль декабристов не закончилась восстаниями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и на Юге России в 1825-1826 годах. Они явились зачинателями открытой революционной борьбы против царизма и феодального строя. Широкую известность получили слова Ленина о том, что «в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма». Правящие круги России поспешили расправиться с декабристами. Пять человек были казнены, 105 приговорены либо к ссылке, либо к каторжным работам в Сибири с последующим поселением на окраине России. А.И. Герцен так характеризовал этот период в истории нашей страны: «Цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу в почти необитаемый угол России. Умственная температура в России понизилась... и надолго». Многие из них прошли на каторгу по территории Енисейской губернии, а свыше 30 декабристов, начиная с 1826 года и по 50-е годы, отбывали здесь ссылку. Места ссылки были самые разные: Красноярский, Енисейский, Туруханский, Канский округа. Кроме того, одиночки были определены на поселение в места губернии, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Но несмотря на это, поселения продолжались. Считая своим долгом служение общественному благу, декабристы стремились к этому и в сибирских условиях. Декабрист М.С. Лунин писал «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нами в Сибирь, где призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Большинство декабристов развернуло энергичную деятельность в самых различных сферах экономической, научной, культурной жизни Сибири. Горячо обсуждали политические вопросы, опыт восстания 14 декабря 1825 года, его уроки, внимательно следили за событиями в России и зарубежных странах, откликались на них. Декабристы способствовали распространению передовых для своего времени идей. Средствами их распространения служили письма, рукописи, публицистические и литературно-художественные произведения, устные беседы. Большое внимание уделялось развитию просвещения. Они считали его мощным средством общественного преобразования. Декабристы обучали детей крестьян и горожан, устраивали школы, распространяли знания. Они внимательно изучали Сибирь, её природу, историю, хозяйство и быт русского населения, бурят, якутов, тунгусов (эвенков). В письмах, дневниках, статьях декабристов содержится много ценных материалов по истории Сибири. Для повседневной деятельности декабристов характерна их связь с нуждами края. Личным примером улучшенного ведения сельского хозяйства в местных условиях содействовали распространению ремесленно-технических знаний и навыков, новых орудий производства и способов ведения хозяйства. Наиболее трудные условия ссылки были в Туруханском округе. Заброшенные на Крайний Север, среди суровой природы малочисленного населения, оторванные от друзей, лишенные их поддержки, они чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Их было пятеро: С.И. Кривцов, князь Ф.П. Шаховский, Н.С. Бобрищев-Пушкин, А.Б. Абрамов и А.Ф.Лисовский. Двое из них Шаховский и Бобрищев-Пушкин сошли с ума, Лисовский погиб при загадочных обстоятельствах. Среди них особенно примечательны личности князя Шаховского и А.И. Якубовича, в течение года жившего в селе Назиково Енисейского округа. Ф.П. Шаховский бесплатно учил детей бедняков, оказывал материальную помощь местному населению, занимался разведением картофеля, огородных культур в условиях Крайнего Севера, оставил «Записки и рассказы о Туруханском крае», которые до сих пор не потеряли исторического значения. Декабрист А. Якубович оказывал большую помощь экспедиции Академии наук России, возглавляемой известным русским ученым естествоиспытателем А. Миадендорфом. Ему удалось зажечь любовью к науке сердце И.П. Кытманова, будущего основателя Енисейского краеведческого музея. Большая группа декабристов после отбывания каторги в Нерчинских рудниках и на Петровском заводе была поселена в Красноярске. Среди них особенно выделялся образованностью, умом и честностью декабрист В.Л. Давыдов. Его дом в Красноярске можно было назвать «штаб-квартирой» декабристов не только в городе, но и во всей губернии. М.И. Пущин, брат известного декабриста И.И. Пущина, лицейского друга Пушкина, высланный в Красноярский гарнизон, писал: «Четырехмесячное моё пребывание в Красноярске прошло как самый счастливый сон». Есть основания предполагать, что именно декабристы явились инициаторами создания первой общеобразовательной школы и первой общедоступной библиотеки в Красноярске. Не случайно ко времени пребывания декабристов в Красноярске относятся выдающиеся события в жизни сибиряков - выход в свет коллективного литературного труда красноярцев - Енисейского альманаха на 1812г. Среди его авторов были енисейский поэт Иван Козлов, товарищ Рылеева по Петербургскому кадетскому корпусу, губернатор Степанов А.В., прогрессивный для того времени человек. В группе Минусинских окружных поселений декабристов было 3 члена Северного тайного общества: морские офицеры братья Беляевы, Кривцов, 4 члена Южного тайного общества: братья Крюковы, Фаленберг, Краснокутский, 4 члена тайного общества Соединенных славян, сосланных в Сибирь за пропаганду идей декабристов среди солдат и младшего офицерского состава - Мозалевского, Фролова, Тютчева А., Киреева. Трудно даже перечислить все научные, исследовательские работы в области культуры и просвещения, выполненные этими людьми. Так, например, братья Беляевы по просьбе жителей Минусинска, крестьян ближайших сел и некоторых чиновников организовали в Минусинске первую школу, занимались земледелием, улучшали породу овец. По чертежам декабриста К.Т. Торсона, участника кругосветной экспедиции под руководством Беллинсгаузена, они собрали механическую молотилку, что явилось первым опытом сельскохозяйственной механизации в Минусинском округе. Ссыльные декабристы первыми серьезно заинтересовались историей, географией, этнографией этого края, его фольклором, внесли значительную долю труда в изучение петроглифов на берегах Енисея. Восхищаясь изумительной красотой Сибири и её неисцелимыми богатствами, они считали эту глухую окраину страной огромных возможностей и предсказывали грандиозные перспективы её развития. «Сибирь... с увеличением народонаселения, с посеянными в ней семенами обещает... счастливую и славную будущность», - писал декабрист Розен. Все они способствовали этому. Жизнь и деятельность образованнейших людей на окраинах Российской империи оставила глубокий след в общественной жизни этих мест. Разбросанные по деревням и селам, декабристы не теряли связь друг с другом, образовывали поселенческие колонии или содружества, такие как Иркутская, Курганская, Тобольская. Подробные содружества позволяли декабристам не только оказывать друг другу материальную поддержку, но вместе с тем успешно противостоять чиновничеству, создавать большие возможности для культурного и политического влияния на местное население, рождали в самих декабристах уверенность в правоте своего дела, нравственную и моральную стойкость. Очень сплоченной была иркутская колония. Они в письмах сообщали товарищам сведения о друзьях, их делах, настроении, здоровье. Известия, полученные из Сибири или Забайкалья, становились достоянием всех... «Письма от вас есть здесь общая радость и куда ни пустите свою грамотку... она пересылается, каждый торопится прочесть её...» «Друг другу мы сообщаем ваши письма или по крайней мере известия, в оных сообщаемые», - пишет в другом письме Волконский своему постоянному адресату И.И. Пущину. Семейные праздники - именины, рождение детей, помолвки, свадьбы -становились общими. Общим было и горе, когда смерть уносила кого-либо из членов колонии. «Каждое письмо отчет о новой логике. Память усопших для нас священна», - пишет в конце 1855 года Волконский Пущину. Говоря о тех радостях, которые вошли в жизнь ссыльных декабристов, невозможно не сказать об их женщинах. Они, образованные, любящие искусство, знатные, богатые, последовали за своими мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними участь трудной жизни сибирской каторги. Первыми в далекую сибирскую глушь отправились Б.И.Трубецкая и М.Н. Волконская. Третьей уезжает Александра Муравьева, жена Никиты Муравьева. Она отправилась в Сибирь, увозя с собой послание Пушкина декабристам, как живительный ручей в снежную пустыню. Чуть позднее, чувствуя свой долг и ответственность, к своим мужьям из шумных столичных городов уезжают: Камилла Ивашева, Александра Давыдова, Анна Розен, Елизавета Нарышкина, Прасковья Анненкова, Мария Юшневская. Мы по сих пор преклоняемся перед мужеством жен и невест декабристов. За полтора столетия о них написано очень много - и не только нашими, но и зарубежными писателями и учеными. Большинство декабристов были еще совсем молодыми, некоторые только числились в женах. Но вместо свадебных колоколов в жизнь их вторгся кандальный звон сибирских рудников и казематов. Однако и искалеченная жизнь продолжала оставаться жизнью. Шло время и декабристы один за другим стали жениться на сибирских девушках. Мы почти ничего не знаем об этих женщинах. А в дореволюционной литературе можно было бы и не искать специальных публикаций, потому что даже в отрывочных сведениях чувствуется барское пренебрежение авторов к «простолюдинкам». Такие браки расценивались как вынужденная необходимость, равносильная наёму слуги или горничной. «В Сибири он женился на крестьянке; - и не имени, ни фамилии». «От бурятки он имел сына...» Все безлико, чинно, холодно. Поиски продолжались: архивы, рукописи, встречи с потомками декабристов... И постепенно стали вырисовываться облики прекрасных женщин, сумевших не только создать прочные семьи, но и принести подлинное счастье своим мужьям в жизни, столь отличной от прежней. Всего было 26 венчаний, законных и несколько «незаконных», то есть состоявших в гражданском браке, но от этого не менее преданных и любящих жён. Первым из декабристов женился Михаил Кюхельбекер на работнице рыбных промыслов красавице Анне Токаревой. Здесь же женился его брат Вильгельм. Супругой его стала неграмотная девушка Дросида Артемова. Хороша ли она была? Сказать трудно. С неё, как и с других жен-сибирячек никто никогда не писал портретов. Но вот какой Дросида Ивановна представлялась Кюхельбекеру: «... Я собираюсь жениться, - писал он Пушкину - Для тебя поэта, по крайней мере важно хоть одно, что она в своем роде очень хороша: черные глаза её жгут душу; в лице что-то страстное, о чем вы, европейцы, вряд ли имеете понятие». Дросида Ивановна оказалась верной и преданной женой мужу до конца его дней. Женой князя Е.П. Оболенского стала крестьянка Варвара Баланова, хотя против этого «неравного» брака протестовали все его товарищи. После амнистии Оболенские уехали в Россию, так тогда называли западно-европейскую часть страны, и Варвара предстала перед знатной родней. И вот впечатления одного из очевидцев этой встречи: «Вообразите, они все восхищаются Варварой Самсоновой, «обворожены её умом и наружностью». С «сибирской» женой Оболенский прожил долгую и счастливую жизнь. Варвара подарила ему пятерых дочерей и трех сыновей. На крестьянке Евдокии Середкиной женился В.Ф. Раевский. Он обучил женщину грамоте, приобщил к общественной и политической работе. Имея огромную библиотеку, они создали школу, в которой учили детей и взрослых. Примечательна судьба другой женщины - дочери казачьего атамана Саянской станицы Евдокии Николаевны Макаровой. Приехав в Минусинск из деревни, она стала посещать школу для взрослых, которую организовали братья Беляевы. Они сразу же обратили внимание на эту необыкновенную девушку: были поражены не столько её красотой, сколько умственными способностями. С ней стали заниматься по расширенной программе. Она быстро научилась писать, считать, изучила грамматику, арифметику и многие другие науки. Очарованный умом, красотой и обаянием этой девушки, старший из братьев мичман Беляев сделал ей предложение. Она дала согласие стать его женой. Но свадьбе их не суждено было состояться. Именно в это время пришел указ «Об облегчении участи государственных преступников»: братьев отправили рядовыми на Кавказ, а солдатам жениться запрещалось. Долго Дуня Макарова ни за кого другого замуж выходить не хотела. И только спустя годы, уже 26-летней она стала женой «государственного преступника» А.В. Фролова. Она прожила долгую и прекрасную жизнь и умерла в 1902 году в Петербурге. О том, каким уважением она пользовалась у родных мужа, говорит тот факт, что её прах был перевезен в Москву и захоронен рядом с мужем, на Ваганьковском кладбище. Прочными и счастливыми были браки и других декабристов. М. Бестужев женился на казачке Марии Семеновой. Подполковник Фаленберг был женат на казачке Саяно-Шушенской станицы Анне Соколовой. Сына и дочь подарила Н.А. Бестужеву бурятка Собилаева. На сибирячках были женаты Дмитрий Завалишин, Матвей Муравьев-Апостол и другие. Почти все жены-сибирячки сумели создать крепкие семьи, основанные на возможной любви и глубокой привязанности. И должно признать: в этом немалой степени было спасение декабристов, разбросанных по глухим местам Сибири. Негромкая жизнь этих женщин - это высокая и трепетная поэма о Женственности, Верности и Любви!

4. Декабристы в Канском уезде

В ледяные глубины Сибири последовало более 120 декабристов, они были приговорены к каторжным работам сроком от 2 до 20 лет с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы. В Канском округе Енисейской губернии после каторги отбывали ссылку 5 человек: Д.А. Щепин-Ростовский, К.Г.Игельстром, П.И. Фаленберг, А.Б. Мозалевский, В.Н. Соловьев. В эти годы Канский округ состоял из 5 больших волостей: Рыбинской, Уринской, Тасеевской, Устьянской, Иланской. По переписи насчитывалось 117 селений, 4617 «обывательских домов» и 4 общественных. Маленьким, захолустным был уездный центр - Канск. В нем было всего около полутора тысяч жителей, одна церковь, одно училище, три питейных дома, провиантский, соляной и хлебный, и винный магазин.