Сравнительный оборот

Сравнительный оборот - это часть предложения, которая образно характеризует предметы, действия, признаки путем сравнения их с другими предметами, действиями, признаками. Он вводится в предложение с помощью сравнительных союзов как, точно, что, будто, словно, чем и т.п.

В предложении сравнительный оборот является одним и в основном выполняет обстоятельства способа действия. Например: И воробьи, будто из-за кулис, упали стайкой на пшено .

Обратите внимание! Необходимо различать со сравнительным оборотом и в которых сравнительная часть присоединяется союзами как, будто, словно . Например: Я вспоминаю, как открыла ты тихонько дверь в свою комнату… В этом предложении часть «как открыла ты тихонько дверь в свою комнату » имеет грамматическую основу «ты открыла », а значит, является предложением, а не оборотом.

выделяется интонацией, а в письменной - запятыми. Если оборот стоит в середине предложения, то запятые ставятся с обеих сторон. Сравните:
  1. Люблю, как солнце, материнскую улыбку.
  2. Как солнце, люблю материнскую улыбку.
  3. Люблю материнскую улыбку, как солнце.

В предложении всегда выделяют обороты, которые начинаются с как и . Также выделяют обороты с как , при условии, чтоим предшествуют слова такой, так и подобные, например: Большинство детей, как и взрослых, любит кино; Новая статья этого автора так же интересна и содержательна, как и все остальные.

Запятую ставят перед как в следующих оборотах: не что иное, как или не кто иной, как. Например: Ему на долю секунды показалось, что это не кто иной, как его родной брат, решил так подшутить над ним.

Кроме того, запятыми выделяются такие сравнительные обороты, которые начинаются союзами словно, будто, чем, как будто, точно, что, нежели и т.п.. Например: Смотрит, словно гипнотизирует... Луна взошла хмурая и багровая, точно больная...; Намного лучше разойтись прежде, чем жалеть потом.

Сравнительный оборот не выделяется запятыми в таких случаях:

Если он является частью составного сказуемого. В этом случае можно поставить тире. Например: Ребенок - как солнышко золотое .

Если в обороте на первый план выступает значение обстоятельства (чаще образа действия, которое отвечает на вопрос Как? ). Такие обороты с как обычно можно заменить наречием или в например: Как ручьи потекли слезы (ср.: потекли ручьями).

Если перед сравнительным оборотом есть наречия почти, совсем . Например: Ребята уже разговаривали почти как взрослые.

Если оборот входит в состав фразеологического оборота (бояться как огня, льет как из ведра и т.п.). Например: Запахло серой, горелым, и дождь полил как из ведра.

Обратите внимание! Не стоит путать сравнительные обороты с приложением со словом как, которое на письме в основном запятыми не выделяется. Например, в предложении: Пушкин как поэт, известный во всем мире - выражение «как поэт » является приложением, а не оборотом (в этом предложении не сравнивается Пушкин с поэтом, потому как он и есть поэт, речь идет о том, что Пушкин известен во всем мире как поэт).

Учитель русского языка и литературы Курманова Эльзана Фаниловна

МАОУ Тукузская средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: "Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами"

Класс(ы): 8 класс

Цель урока:

повторение и углубление знаний учащихся об обстоятельстве, знакомство с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами, совершенствование пунктуационных навыков.

Задачи:

Научить находить сравнения в тексте и правильно использовать их в речи;

Совершенствовать навыки самостоятельной работы;

Развивать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

Развивать связную речь учащихся;

Воспитывать бережное отношение к слову.

Тип урока:

Урок совершенствования знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник "Русский язык" Бархударов С.Г., С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко

Используемое оборудование:

мультимедиа, тексты для анализа, словари.

Ход урока

I.Организационный момент.

Запись в тетрадях: число, классная работа. Написать предложения с обстоятельствами (спроецировано на экране)

Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач,

Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач.

(Н.Заболоцкий).

Ребята, давайте попробуем найти здесь что-то необычное. находят сравнительные обороты. Значит, какую тему мы сегодня с вами пройдем? «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами».

2.Какие цели и задачи мы должны с вами сегодня реализовать ? Ответы учащихся. Что каждый из вас должен усвоить к концу урока? Слайд

Чему мы должны научиться?

Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.

А что такое обстоятельство? Приведите примеры.

3.Лингвистическая разминка. Повторение орфографии. слайд

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Запишем его в тетрадь.

С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни.

Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся).

Какие орфограммы встретились нам в этом предложении? Обозначим их графически. Подберем собственные примеры с этими орфограммами и запишем их.

Выполним синтаксический разбор этого предложения.

4. Работа с теорией

Учитель раздает заранее подготовленные конверты.

Ребята, вот вам прислали письмо из Управления образования Вагайского района. Давайте вместе откроем конверт и узнаем, что они нам написали. Ребята открывают конверт (их три), а в конверте написано обращение к учащимся и теоретические сведения (правило). Далее ребята, когда прочитают письмо, должны составить алгоритм действий, исходя из правила.

Чтение письма- правила.

Однако этот материал легок для восьмиклассников. Так в чем же заключается трудность?

5. Лингвистический эксперимент. Дать индивидуально двум ученикам

В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.

Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания. Чтение вариантов предложения.

А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский. На слайде

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. -Мастер слова сказал красивее. Вы теперь поняли, какая задача стоит перед нами? -Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки?

У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты.

Слова для справок:

А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом.

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна , как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм , как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде , как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду , и потом уже никто ею не занимался.

Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?

6.Закрепление темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».

1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

1.Анализ предложений.

Германн трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени.

Он ее боялся, как огня…

Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...

Рефлексия: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

Самостоятельная работа. Составьте два предложения, чтобы в одном был сравнительный оборот или сравнение, а во втором сравнение входило в состав сказуемого

- Чем они отличаются?

В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.. Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.

7. Доклад ученика о сравнениях.

Вывод о роли сравнений.

Вывод:

Сравнение помогает более точно представить предмет или явление

Сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы

Речь становится более яркой и выразительной

Сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны

Сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи

Сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Вместо слова как какие еще слова употребляются?

Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.

Вспомним, что такое сравнение?

Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь.

Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».

8. Закрепление изученного материала. Комплексный анализ текста

Пушкин отрывок из романа «Евгений ОНЕГИН»

Задание

Озаглавьте текст

Доказать, что это текст

Найти сравнительные обороты в тексте

Составить план текста

Ребята, сейчас современному человеку необходима оптимальная работа по выбор нужной информации. Существует много приемов работы над тексто, например, прием Фишбоун, который означает "Рыбий скелет". И этот текст, который лежит перед вами можно показать в форме фишбоун.

9. Итог урока.

Составление синквейна.

10 . Домашнее задание .

Написать комплексный анализ текста и составить фишбоун.

Урок подошел к концу. Но мы не прощаемся с Пушкиным. Язык его творений всегда будет для нас образцом красоты и гармонии, а его произведения - лучшими образцами мыслей и чувств.

приложение

Лингвистический эксперимент. Индивидуальная работа

Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________.

слова для справок: смола, удар меча в руках богатыря, ропот волны, кристалл, весна.

Работа с текстом А.С. Пушкина. Фронтально со всем классом

Вставьте предложенные варианты.

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.

Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.

Работа с теорией

"Дорогие ребята!

Пишут вам письмо работники Управления образования Вагайского района. Мы хотели бы вам помочь в изучении темы «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами» и поэтому в знак своей помощи отправляем вам "палочку-выручалочку", которая вам очень поможет. Поэтому внимательно прочитайте то, что мы вам отправили.

Доклад

Тема "Сравнение"

К.Паустовский подчеркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».

В художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. В устном народном творчестве и в разговорной речи самые распространенные сравнения в форме творительного падежа существительного: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией". Хотя у А.С.Пушкина мы читаем: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.

Домашнее задание. Комплексный анализ текста

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

Определить тему, основную мысль текста

Озаглавьте текст

Определить стиль и тип текста

Доказать, что это текст

Найти сравнительные обороты в тексте

Составить план текста

Составить фишбоун к тексту.

М ы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об обособлении обстоятельств и сравнительных оборотов.

Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов

I. Вспомните:

а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;

б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;

в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;

г) виды обстоятельств

(все ответы в предыдущих уроках).

Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке .

1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:

В утреннем свете, за логом , густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) - Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)

Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.

2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:

1) Закаркав , отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.

2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав .

3) Пошумев сердито, море успокоилось. - Когда (После того как) море пошумело сердито , оно успокоилось.

Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).

1) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

2) Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.

Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:

1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом , например:

Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя . = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко . (Нельзя сказать "человек тележку тащит и шутит". );

2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:

Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:

Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);

3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . (А. Грибоедов)

Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.

Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.

Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:

Мальчик шёл прихрамывая . - Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.

Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову .

Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:

Прихрамывая , шёл мальчик.

Опустив голову , стоял мальчик.

Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:

И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина - именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера . Как вы построите следующую фразу?

II. Сравнительные обороты.

Сравнительные обороты - это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.

Сравнение - это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.

1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. - Здесь есть основание для сравнения - сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.

2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) - Здесь нет основания для сравнения - борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.

Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются - выделяются запятыми .

1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:

С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Н. Толстой) - Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета - серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым , тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым .

При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.

Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.

2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) - Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз .

Задание . Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?

3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:

Множество людей, как в праздник , вышло на улицу. - Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.

Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.

4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем .

Обороты обособляются Обороты не обособляются
1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого:
1) С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Толстой)
2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз , первая звёздочка. (И. Гончаров)
3)Множество людей, как в праздник , вышло на улицу.
1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например:
Волосы у девочки вьются как колечки . Ср.: Волосы у девочки вьются колечками.
2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь , на которое падает логическое ударение, например:
1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
2) У брата были те же черты лица, что и у сестры.
2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например:
Пруд как блестящая сталь . (А. Фет)
3. Если оборот начинается сочетанием как и - в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например:
В глазах Маши, как и во всём лице , наблюдалось что-то необычное.
3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния - без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например:
Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев)
4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем : (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например:
Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. - Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки.
4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем не ставится, например:
Посылка весит не больше чем пять килограммов. - По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов .
5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое:
белый как снег (очень белый),
бояться как огня (очень бояться),
бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д.
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)


Примечание.
К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как . Такие конструкции не обособляются, например:

1) Над головой раздались раскаты вроде грома.

2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.

Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.

1) У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.

2) Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.

3) Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.

4) Старик схоронил сына и остался один как перст.

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Я был, как в тумане.

2) Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.

3) Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.

4) Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.