Cочинение «Поэма М. Ю

Школьное сочинение, написанное мной в 9-ом классе и сохранённое моей учительницей

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», - писал Белинский.
Жажда свободы, родины, гордость, постоянное состояние борьбы, упоение красотой природы – всё это душа Мцыри. Из его груди на волю рвутся прекраснейшие чувства, стремления, которых не сломить.
Ещё ребёнком Мцыри был сильным духовно, гордым, ненавидел рабство, неволю. «Могучий дух… отцов», выносливость, стойкость в преодолении испытаний проявились в нём уже тогда. «Пугливый и дикий», пленник переносил болезнь без единого вздоха, гордость не позволяла ему показать свои страдания:

… Даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

Он умирал, потому что не мог жить без свободы, без родины. Это составляло суть его жизни, без которой она теряла смысл. Он живёт воспоминаниями того мира, куда нет больше дороги, которого его лишили, сделав затворником. Он мечтает возвратиться

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Мы вместе с Мцыри восторгаемся тем миром свободы, воли, счастья, куда он так стремится, и понимаем его глубокие страдания, мучения одинокого пленника. Судьба жестока к мальчику, он обречён расти в монастыре, но и юноша Мцыри не изменяет своим убеждениям, он всё так же неутомимо стремится к свободе, ему всё так же чуждо отречение от всего земного.
Мцыри задыхается в монастырских стенах и, не смирившись с уготованной ему жизнью отшельника, бежит в мир, который звал его на протяжении всей жизни пленника.
Только на свободе Мцыри чувствует себя счастливым, только здесь раскрываются так долго сдерживаемые богатства его души: упорство, несгибаемая сила воли, неукротимость, презрение к опасности, умение любить, физическая сила, унаследованная от предков, сила духа, которую не смогла сломить даже неволя.
Три дня, прожитые Мцыри на воле, и были жизнью Мцыри. Он рассказывает их с упоением и восторгом старому монаху, рассказывает, чтобы пережить их вновь хотя бы в мечтах, так как в реальности вернуться вновь туда невозможно.
Он ощущает своё родство со свободной, мощной стихией уже с первых минут побега из монастыря. Мцыри радуется грозе, ощущая духовное родство с ней. Он с восторгом окунается в бескрайнюю красоту природы, где деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой».
Любовь и жажда свободной жизни всецело захватывает его, помогая ему жить среди сплошных опасностей. Его цель – найти родину, и он не может умереть, не достигнув её. Он хочет найти родную душу, прижаться к другой груди, «пусть незнакомой, но родной»… Он в мире один среди не понимающих его людей. Невозможно жить одному, не страдая от одиночества, особенно духовного, которое испытывает Мцыри.
В природе Мцыри находит то, чего не мог дать ему монастырь. Мцыри счастлив, он пытается разом вдохнуть в себя весь этот свободный мир без остатка. Герой ищет приключений, он с радостью встречает трудности на своём пути, так как они дают возможность борцу познать себя, испытать силы.
И вот он слился в смертельном поединке с барсом. Мцыри упоён борьбой, собственной силой, в то время как барс защищает свою территорию и право на жизнь. Но Мцыри ведь сражается с барсом тоже за право на жизнь, но жизнь настоящую, «полную тревог и битв», ему нужна эта борьба, чтобы поверить в свои силы, в способность бороться за свободу. В этой драке Мцыри испытывает радость, звериную, да и сам он чувствует себя зверем, «братом барсов и волков». На мгновение он даже забывает родной язык:

Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

Радость битвы вливается в жилы мощным потоком. Убивая барса, Мцыри как бы убивает своё безропотное и покорное монастырское прошлое.
Но совершенно другим Мцыри становится при встрече с грузинкой. Гармония красоты природы и неповторимости женской красоты покоряют, восхищают беглеца. Он преклоняется перед совершенством, чуткое сердце наполняется нежностью и любовью, пытаясь запомнить и сохранить в себе эту красоту во всех, даже самых неуловимых и тонких оттенках и полутонах.

Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.

Прекрасным, чарующим было мимолётное виденье. В душу Мцыри хлынули незнакомые ещё ему чувства, но он остановил в себе неудержимое желание открыть дверь сакли, за которой только что скрылась изящная фигурка девушки. Желание найти родину сильнее для Мцыри. Он может быть счастлив только в родном краю, где родился, на который не променял бы ни рай, ни вечность:

… Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

«Блаженные дни» свободы быстро прошли, и Мцыри суждено было вновь очутиться в монастыре. Обессиленный, он бредит свободой, даже в забытьи мечтает о ней и не смиряется с монастырской действительностью. Мцыри в монастыре, а значит, жизнь кончена для него. Он умирает, так как не может без свободы, так как понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны в его сознании. Он лишён свободы, а значит и жизнь не имеет смысла. Но и перед смертью Мцыри не отступает от своих убеждений. Он умирает таким же борцом, как и прежде. Он мечтает быть похороненным в саду, чтобы чувствовать близость горных кавказских вершин. «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет», - думает Мцыри о Кавказе перед смертью. Мцыри не сломлен. Это гордый борец, который стремился до конца своих дней не плыть по течению судьбы, а жить вольно, красиво, достойно человека.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о достойном человеке, умеющем постоять за себя и свои убеждения, стремящемся к свободной жизни. А может, поэт писал сам о себе? Возможно. Ведь душа Лермонтова была сродни одинокому парусу, стремящемуся найти душевное спокойствие в буре, в борьбе. Она всегда чувствовала боль времени и пыталась изменить не устраивавший её несправедливый мир. Лермонтов не смог, как и Мцыри, стать свободным. Всегда у него кто-то становился на пути, мешал жить, но неуспокоенность, жажда борьбы, любовь к родине, желание видеть свободными её людей были главными в жизни Мцыри и самого Лермонтова.

Тема 51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь - тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди - от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии - страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном - внутреннем мире героя. Б.Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь - “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это - образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчёркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости - протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” - то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю.В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему - в этом причина его одиночества. И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край - вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где всё на своём месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” - невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” - “судьбой монах” - важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя - “пламенной страстью”, живущей в нём.

С монастырём связана тема смирения - отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имён”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” - “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри - не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землёй”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведённые на свободе, - жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении - средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы - не случайно цель его - “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри - прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.

ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ" И ЕЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.

Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-

Прийти в родимую страну-

Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.

Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов…

…за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим...

    Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...