Что значит фразеологизм толочь воду в ступе. Три «обязанности» волхвов

Мир русской фразеологии огромен и многообразен, на любой случай жизни в нем отыщутся выражения, которые помогут придать речи выразительность и образность. Фразеологизмы «толочь воду в ступе» и «писать вилами по воде» воспринимаются сегодня в своем переносном значении и используются говорящими в определенных ситуациях.

Основанием для образования фразеологизмов-шуток служит внутреннее лексическое противоречие, положенное в основу художественно-изобразительного средства языка, именуемого оксюмороном.

Действительно, воду с ступе (деревянном или металлическом сосуде, широко применяемом в старину) не истолчешь – все равно она ею останется. Фразеологизм может употребляться в более коротком варианте «толочь воду», он лег в основу , которая делает умозаключение – « вода и будет». Значение выражения понимается как бесполезное занятие, на которое только напрасно потратишь время. Если вы услышали эту фразу от кого-либо, знайте: пустые разговоры необходимо заменить конкретными делами.

Вилами (орудием крестьянского труда) тоже не попишешь, тем более на водной поверхности. Фразеологизм употребляется в нашей речи, чтобы выразить сомнение по поводу предполагаемых событий: совершится задуманное на самом деле или нет.

Фразеологические словари относят эти устойчивые сочетания к разговорной речи, указывают на их эмоциональную окраску – пренебрежительность.

Источники фразеологизмов

У любого образного выражения имеется собственная история происхождения, зачастую объяснения этимологии случаются неоднозначные.

Появление «толочь воду в ступе» иногда связывают с конкретным фактом в истории: в монастырях в качестве наказания монахов заставляли этим заниматься. При языковом сопоставлении оказывается, что оборот «привязан» к обычаю наказания, а не возник из него.

Славяне считали ступу не только необходимым предметом домашней утвари, но и средством, помогающим избавиться от болезни, «истолочь» в ней недуги людей и животных.

Этот часто соотносится со временем зарождения на Руси христианской религии, когда священнослужителям приходилось вступать в борьбу с волхвами и кудесниками, для которых толочь воду в ступе было обычным делом. К бесполезным занятиям относили христианские священники подобные действия, не желая понимать их настоящего значения.

Но кудесники совершали свою работу не бесцельно: они придавали воде магические свойства. Поверья о «живой» и «мертвой» воде жили в народе с глубокой древности, люди пользовались всевозможными способами наговора на нее. Волхвы толкли воду до полного очищения, закладывая в нее затем любую необходимую информацию. Очищенную кудесниками воду использовали для приготовления пищи, изготавливали из нее лекарственные снадобья.

Вода быстро скрывает любые следы, поэтому писание по ней многие народы уже давно образно определяли как заведомо ненужное и бесполезное дело. Выражение «писать на воде» можно встретить у древнегреческих и римских мыслителей и поэтов, таких как Платон, Софокл, Катулл. Оно широко распространялось в повседневной речи людей, по-своему обогащаясь. (Например, написание на материале, неспособном долго храниться (песке, снеге, ветре), в переносном смысле тоже обозначало бессмысленное, бесполезное дело).

Экспрессивности и образности придает этому сочетанию выбор орудия действия: вилы, палец, веточки и прутики. В народной речи, например, даже существовало выражение «сорока хвостом на воде писала».

Самым широким по употреблению является фразеологизм «писать вилами по воде». Предметом дискуссий лингвистов-историков фразеологии стали «вилы», именно лексическое значение этого слова вызывает разные мнения по поводу этимологии фразеологического оборота.

Самым популярным является объяснение выражения с точки зрения материалистической реальности: если по водной глади любым предметом, следов не останется. Зыбкий материал для записи, выполненной таким неудобным, служащим иным целям орудием, свидетельствует о недостоверности и сомнительности начертанного.

Гадание по воде издавна пользовалось популярностью у славянских народов. Но, как объясняют ученые, употребление существительного «вилы» в форме творительного падежа указывает не на начертанные водные знаки, а на орудие для письма.

Существует мифологическая основа объяснения выражения. Суть его заключается в том, что когда-то крестьяне, охраняя себя от проделок водяного, в момент заговора чертили косой или ножом на воде крест. Это суеверие породило и писание по ней вилами. А значение, указывающее на сомнительность и неясность, сложилось в результате недоверия народа к таким заклинаниям. Подобное толкование обычно считают неверным прежде всего потому, что вилы символически олицетворяли орудие дьявола, использовать их против нечистой силы не соответствовало языческой вере.

Славянская мифология называет «вилами» рожденных из воды, тумана и утренней росы русалок, обитавших в озерах, родниках, колодцах. Они считались очень шаловливыми мифическими существами, которые были не прочь подшутить над людьми, а также предсказать их судьбу. Пророчества русалки чертили на водной поверхности, и прочесть записи было по силам редкому человеку. Вследствие этого о неосуществимом и несбыточном стали выразительно говорить: «вилами по

Выражение толочь воду в ступе - одна из самых хлестких характеристик бессмысленного и пустого времяпрепровождения, когда люди повторяют бесцельно что-либо заведомо бесполезное, ненужное или попросту празднословят. Оно употребляется чаще всего в двух вариантах - толочь воду в ступе и просто толочь воду. Первое - благодаря конкретности образа и некоторой экспрессивной окрашенности слова ступа (невольно вспоминается: "Там ступа с бабою Ягой...") - заряжено, пожалуй, большей негативной энергией, чем его сокращенный вариант:

"С московскими моими приятелями об этом не рассуждайте. Они люди умные, но многословны и от нечего делать толкут воду в ступе. Оттого их может смутить всякая бабья сплетня и сделаться для них предметом неистощимыхспоров" (Н. Гоголь. Письмо А. О. Смирновой 22 февраля 1847); "Другие собирались в профессорской комнате и долго еще толкли воду в ступе, не наговорились во время заседания. И сейчас они толкли эту воду в комнате, звонили по телефону, спорили" (В. Росляков. От весны до весны); " - Так я и начну их,прения эти... Должны же они когда-то начинаться? Илн так и будем воду в ступе толочь?" (П. Лебеденко. Льды уходят в океан).

Не меньшую дозу экспрессивности имеет и субстантивированный вариант этого выражения - толчение воды в ступе: "Писание в газетах отныне я считаю пустым и бесполезным толчением воды в ступе" (С. Скиталец. Огарки).

Сопоставляя обороты толочь воду в ступе и толочь воду, легко обнаружить их динамическую иерархию, Ясно, пожалуй, что второй оборот образовывался усечением первого. Ясно потому, что глагол толочь неразрывно связан в нашем сознании со ступой, в которой что-то толчется, измельчается пестом.

Иное дело - динамическая иерархия оборота толочь воду в ступе и пословицы Воду в ступе толочь - вода и будет. Многие лингвисты уверенно утверждают, что и первый оборот образовался усечением - усечением пословицы (Бабкин 1964,27;Гвоздарев 1977, 103). Любопытно, что тот же путь развития предлагается и для белорусской фразеологической единицы ваду у ступе тарчы, хотя соответствующая пословица - Ваду у ступе таучы - вада і будзе - скорее реконструируется на основе русской, чем является народной белорусской (ср. ее отсутствие в двухтомном собрании белорусских пословиц и поговорок - Прьїказкі I, 57-58, стержневое слово вада). И. Я. Лепешев, предлагающий такую трактовку, не случайно замечает, что "выражение имеет то же значение, что и в пословице" (Лепешау 1981,27).

Языковые данные, однако, свидетельствуют об обратном развитии, т. е. об образовании пословицы на основе более древней поговорки. Во-первых, поговорка фигурирует в литературном языке с XVIII в. без соответствующего пословичного варианта (СРЯ XVIII в. III, 248). Во-вторых, в рукописном собрании русских пословиц Иоганна Вернера Пауса (1670-1735), одного из первых собирателей наших пословиц, записана пословица Терять воду - толчи воду в (неразборчиво), которая свидетельствует, что поговорка о толчении воды в ступе могла образовывать разные пословичные варианты (ППЗ, 45).

В-третьих, характерен и лексический вариант нашей поговорки, где вместо воды выступает песок: он в принципе несовместим с пословицей Воду в ступе толочь - вода и будет, ибо предполагает в таком случае замену обеих ее частей, что в пословицах случается реже, чем во фразеологизмах. Кстати, вариант этот, использованный Ф. М. Достоевским, подчеркнуто характеризует главное в значении нашей поговорки - удручающую бесполезность выполняемого "труда":

"Если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы. Если б заставить его, например, переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, - я думаю, арестант удавился бы через несколько дней, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки" (Записки из Мертвого дома).

Наконец, решающим, быть может, аргументом в пользу вторичносги русской пословицы по сравнению с поговоркой являются древнегреческие и латинские поговорки типа hýdor hypérôi pléttein "пестом воду толочь" и aquam in mortario tundere "воду в ступе толочь". Они встречаются у древних писателей - например, у Лукиана (Тимошенко 1897,133-134). Оборот этот был буквально переведен на многие языки, особенно романские. На итальянском он активно употребляется и сейчас - battere (pestare, gettare) l"acqua nel mortaio. Не менее употребителен он и в некоторых славянских языках, близких к Средиземноморью. Сербохорватское (хорватско-сербское) выражение tući vodu u avanu (u mužaru, u tuchju) (Matesłć 1982, 750) имеет целых три лексических варианта. И все они - разные наименования знакомой нам ступы для толчения воды.

С толчением воды в ступе связывали весьма конкретный исторический факт. "Встарь, - писал В. И. Даль, - монахов на эпитимии ставили воду толочь" (Даль 1,412). И. М. Снегирев более 150 лет назад поэтому не случайно утверждал, что поговорка воду толочь известна "в кругу нашего духовенства" и буквально означает уже знакомое наказание в монастырях. По его мнению, и эта поговорка, и это наказание пришли от древних греков и римлян (Снегирев 1831-1834 I, 86-87; Михельсон 1901-1902 I, 112; Горбачевич 1964, 207; КЭФ, 1980, № 2, 64; Опыт, 145).

Чисто языковое сопоставление оборота толочь воду в ступе с другими близкими выражениями показывает, однако, что обычай наказывать провинившихся все-таки вторичен, как и конкретно "монашеская" мотивировка, к нему привязываемая. Во многих языках можно отыскать массу иронических выражений, где праздное и бесцельное времяпрепровождение ассоциируется с различными манипуляциями с водой. Французы говорят, например, об ударах палкой по воде (battre l"eau avec un bâton, battre Геаи a coups de bâtons) или раскалывании воды с помощью шпаги (fendre l"eau avec une épée), итальянцы - о бросках водой об стеиу или распахивании воды (gettare l"acqua sul muro, zappare in acqua (nelPacqua)), испанцы - о том же распахивании или рытье ее (агат (cavar) en el agua).

Самым популярным и, пожалуй, самым древним из них является оборот о ношении воды в решете или в сите: его "сюжет" с различными мифологическими переосмыслениями встречается не только во многих европейских странах, но также и в Латинской Америке, Индии и Японии (Аагпе 1964, 370-371; Топорков 1984). И носить воду в решете, и толочь воду в ступе - это фразеологизмы-шугки, основанные на внутреннем противоречии, оксюмороне. Эти формулы тесно связаны и со средневековыми европейскими обычаями наказывать монахов бессмысленным толчением воды в ступе, и с русскими народными пословицами, и с необозримыми по своему разнообразию присказками, былинками и легендами о ношении воды в решете или переливании ее из пустого в порожнее.

Танталовые муки

По античным мифом, сын бога Зевса Тантал был очень высокомерным, надменным, за что боги наказали его - бросили в подземелье. Там, стоя по горло в воде, он не мог утолить жажду, потому что только хотел напиться, как вода отступала от его ног; увидев сочные плоды, не мог их съесть, потому что только протягивал руку, чтобы сорвать плод, как ветви поднимались вверх. Жажда и голод были невыносимой мукой для Тантала.

Поэтому, когда кто-то терпит страшные страдания из-за невозможности достичь желаемой цели, употребляют фразеологизм "танталовые муки".

Таять как воск (свеча)

Пчелином воске, из которого изготавливают ритуальные свечи, приписывают свойства оберега. Его широко используют в народной медицине, магии и гадании. В заговорах воск выполняет функцию приумножения. В собственно магических практиках он является аналогом сердца, тает от любви, поэтому на воске гадают преимущественно на личную жизнь; предсказывают будущее по форме воска, который застыл в воде.

Человеческая жизнь часто сравнивают с зажженной свечой: как тает на ней воск, так тают и годы жизни, приближая человека к смерти.

Фразеологизм "таять как воск (свеча)" означает быстро терять силы, здоровье из-за болезни, горе; чахнуть, худеть.

Плясать под чужую дудку

Это один из многочисленных фразеологизмов, жизнь которому дал древнегреческий баснописец Эзоп. В произведении "Рыбалка и рыбы" он рассказывает, как однажды рыболов решил заманить к себе рыб игрой на свирели. Но у него ничего не получилось, тогда он поймал их неводом. Глядя, как рыбы подпрыгивают в сетке, рыбалка сказал: "Дурочка, когда я играл, то вы не хотели танцевать под музыку моей свирели, а теперь, когда я покинул играть, вы танцуете". С тех пор в язык вошел фразеологизм "плясать под чужую дудку", что означает действовать по собственному желанию, не по своей воле, постоянно находиться под чьим-то влиянием.

Тернистый путь

Терен - колючий куст с вяжущими плодами. Римские воины перед казнью Иисуса Христа сплели венок из тернового ветви и положили Ему на голову. Колючки вонзались в кожу головы, причиняя Господу нестерпимой боли. В этом венке Он прошел крестный путь на Голгофу и был распят. Поэтому поприще стал символом мучений, пытки, а выражение "тернистый путь" означает страдание, очень тяжелый путь жизни, усыпанный многочисленными терниями (колючками).

Тысяча и одна

Фразеологизм стал популярным после появления арабского сборника "Тысяча и одна ночь". В нем помещены более трехсот сказок, которые Шахерезада течение тысячи и одной ночи рассказывала своему мужу-халифу, чтобы оттянуть время своей смерти. Халиф имел обыкновение убивать собственных жен на утро после свадьбы. И Шахерезада рассказывала так увлекательно и долго, что он стремился слушать ее снова и снова, потому даровал жизнь.

Теперь выражение "тысяча и одна" употребляют, когда говорят о большом количестве чего-то.

Типун тебе на язык

Слово имеет большую силу, поэтому с ним обходились очень осторожно, чтобы не сглазить, не навлекать неприятностей или болезни. Пожелания "типун тебе на язык" было очень серьезным, поскольку носитель Типун становился молчаливым исполнителем воли знахаря и не мог отвечать на зло.

Типун - это болезнь птиц, при которой на кончике языка появляется хрящеватый нарост. Когда у человека на языке появляется нечто подобное, его по аналогии называют типун. Считалось, что на типун болеют нечестные люди.

Итак, знахарское Формула-заклинания "типун тебе на язык" имела целью наказывать лгунов, неправдивцив. Впоследствии значение фразеологизма изменилось в нехорошо пожелания кому-либо по поводу неуместных высказываний.

Толочь воду в ступе

Происхождение выражения связано с наказанием. В древности в монастырях монахам, которые в чем-то провинились, запрещали выходить из кельи и заставляли их с утра до вечера толочь воду в ступе. Такая монотонная работа воспитывала смирение, выдержку, терпение, однако не давала никакого практического результата. Толочь воду в ступе - значит заниматься ненужной работой, бесполезно тратить время или безрезультатно говорить одно и то же.

Много в жизни бессмысленного, поэтому и пословиц, поговорок и разного рода присказок, отражающих тоже предостаточно. Поговорим сегодня об одной из них: значение фразеологизма «толочь воду в ступе» в центре внимания этой статьи.

Пословица «Воду в ступе толочь — вода и будет»

Один из путей образования фразеологизмов крайне прост: они возникают на руинах пословиц и поговорок. Этот случай именно такой. Пословица, которая помещена в подзаголовок, умерев, дала жизнь выражению «толочь воду в ступе». Согласно источникам, фраза эта очень древняя и имеет в разных языках аналоги. Известна она была еще в античности.

Кстати, для справки: ступа - это глиняная или металлическая емкость, предназначенная для измельчения чего-либо. Конечно, любителям сказок сразу вспоминается Баба-Яга и ее летательный аппарат, но обычная ступа - небольшая.

Вот такое богатое и древнее происхождение у изречения, знакомого с детства. Рассмотрим значение фразеологизма «толочь воду в ступе».

Смысл

Нетрудно понять, что речь идет о заведомо бессмысленном занятии, которое не имеет и не может иметь никакого результата. Мы можем легко подобрать более универсальный аналог такой деятельности - это Кстати, Сизифа боги наказали за его хитроумие и заставили заниматься в потустороннем мире бесполезным делом. Значение фразеологизма «толочь воду в ступе» имеет не только переносный смысл, но и прямой: так наказывали монахов за провинности.

Полезные и вредные занятия

Конечно, все могут дать какое-то свое определение насыщенной содержанием жизни или бессодержательному бытию человека. Но штука в том, что ныряя в бездумное существование, человек отдыхает (особенно в наше безумное время). Но когда речь идет о школьнике или ребенке, а он еще не может отличить хорошее от дурного в полной мере, можно говорить о пустой трате времени.

Например, школьник вместо чтения книг или подготовки домашнего задания смотрит мультики или играет в видеоигры. Чем он занимается? Значение фразеологизма «толочь воду в ступе» вполне подходит для описания его занятий. Как писал классик: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Но иногда все же надо отдыхать.

Итоги

«Воду в ступе толочь» - значение фразеологизма подразумевает бесцельный труд, который не имеет ни личной, ни общественной пользы. Выражение в себе содержит некоторое моральное осуждение бессмысленной работы и намек на то, что заниматься надо тем, что принесет результат.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

История создания

Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

Образы стихотворения

В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

Композиция

Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.

Художественные средства

Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

  • фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
  • повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
  • просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
  • ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
  • восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
  • повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
  • противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.