Сумеречный взгляд практика карлоса кастанеды. Сильные шаманские практики (подробное описание всех магических техник К

Суть учения Кастанеды выразить парой фраз непросто. Я прочитал все его книги (некоторые не по одному разу), неоднократно успешно применял описанные там практики. И на вопрос «В чём суть?» свой ответ, конечно, дам. Также разъясню основные понятия учения этого великого писателя. Только нужно иметь ввиду, что произведения Кастанеды многослойны и многогранны, любые выжимки будут являться упрощением.

Просто магия

Если вы хотите простых понятных ответов, то проще будет сказать, что учение Карлоса Кастанеды - это передача магических знаний и умений, суть которых заключается в постижении Неведомого.

Но сам Карлос Кастанеда до такой степени никогда не упрощал.

Учение подробно изложено в книгах этого автора, главными героями которых являются сам Карлос и его учитель - индеец-шаман дон Хуан. Собственно, учение Кастанеды - это на самом деле учение дона Хуана. На протяжении действия всех книг автор является именно учеником - и далеко не самым понятливым и способным.

Трудность как раз в том, что воспринимать знания дона Хуана с позиции обывателя, руководствуясь привычной логикой и стереотипами, нельзя. Всё, чему учит дон Хуан - магия в чистом виде, для разума она непостижима. Это не кидание огненными шарами и не превращение камня в золото - никакой материальной цели она не имеет. Можно сказать, что это магия ради магии. Нет, не так, это магия ради Свободы — в самом широком и даже запредельном понимании этого слова.

Далее немного моих рассуждений на тему правдивости книг Кастанеды, список книг в хронологическом порядке и краткое их содержание. Если же вы хотите получить краткую выжимку из учений Кастанеды, переходите сразу к главе

Правда или нет?

Неизвестно, был ли дон Хуан на самом деле. И если был, насколько правдиво всё сказанное о нём в книгах. Ведь там он - могущественный шаман, способный делать вещи совершенно невозможные. Ему даже смерть удаётся обмануть.

Кастанеда постарался всех запутать - невозможно точно описать события его собственной биографии, невозможно подтвердить или опровергнуть сам факт его путешествий в Южную Америку, где в основном и происходило всё действие. А личность дона Хуана тем более остаётся неуловима для искателей правды.

Я, как и многие скептики, склонен думать, что Кастанеда - один из самых больших мистификаторов всех времён и народов, которому удалось выдумать и в подробностях описать мир магии, всерьёз и надолго завладев умами миллионов людей. Тысячи и тысячи последователей проповедуют его учение, применяют практики, описанные в книгах. Карлос Кастанеда, однозначно, вписал своё имя в историю.

Сложность для тех, кто стремится докопаться до истины, заключается ещё и в том, что книги его - это не беллетристика, это не сказка, которую хочется с благоговением слушать и в которую хочется верить. Независимо от того, в каком переводе вы будете Кастанеды, вы увидите сложный, сумбурный язык. Это больше всего похоже на документалистику, на реальные записки человека, который на протяжении долгого времени сталкивается с непостижимым, стремится этим непостижимым овладеть. Кажется, что всё написано невероятно честно - наружу лезут все комплексы, заморочки, страхи автора.

Подробные (иногда довольно нудные) описания магических практик, смысл которых автор сам до конца понять не может, детальное описание ощущений во время этих практик - всё это это трудно было просто «выдумать».

Мне видится, что это сродни поэзии. Я знаю талантливых поэтов, которые способны в состоянии потока писать красивые, сложные стихи. В них могут мелькать слова, которые автор даже и не знает. Реально, одна моя знакомая пишет отличные стихи, но их смысл она сама порой узнаёт только тогда, когда заглядывает в интернет, чтобы «расшифровать» написанное. Там могут мелькать слова из мёртвых или редких языков.

Есть ещё такое явление как ченнелинг, когда люди с помощью своего мозга общаются с существами из нематериального мира, которые могут надиктовывать целые тома своих мыслей как бы без участия самого человека.

Как я говорил, в последнее время я стал скептиком и я сказал бы, что все эти тексты приходят откуда-то из , но скажу лишь, что возможностей собственного мозга мы до сих пор не знаем, а он способен на многое. И даже «выдумывать миры» — это далеко не предел.

Есть те, кто утверждает, что всё описанное - просто запечатленные на бумаге галлюцинации, явившиеся следствием употребления психоделических веществ. Но это говорят либо те, кто совсем не читал эти книги, либо читал только самые первые- под названием «Учение Дона Хуана» (1968 г.) и «Отдельная реальность» (1971 г.). Там автор действительно описывает употребление вещества мескалина, добываемого из кактуса под названием «Пейот». Но в тех же книгах неоднократно упоминалось, что для Кастанеды это были своего рода «костыли», которые ускоряли процесс вхождения в изменённое состояние сознания, но без которых вполне можно было бы обойтись.

Взгляд скептиков на жизнь Карлоса Кастанеды в фильме BBC:

Книги

Здесь приведу список книг Карлоса Кастанеды по порядку -в той хронологии, в которой они были изданы изначально и дам краткое описание.

«Учение Дона Хуана» (1968 г.)

Пожалуй, самое сложное для восприятия произведение Кастанеды.

Если вы хотите ознакомиться с его учением, но у вас нет желания пробираться через дебри
смыслов и долгих странных описаний, НЕ начинайте с этой книги.

Вообще, по моему мнению, лучшая книга для начала знакомства
с Кастанедой- это девятая книга серии: «Искусство сновидения» .

Интересно, что «Учение» является диссертацией по антропологии, что легкости в чтении явно не прибавляет.

Автор, будучи студентом Калифорнийского университета в поисках информации о лекарственных растениях знакомится с индейцем из племени Яки доном Хуаном Матусом. Через год дон Хуан говорит автору о том, что обладает магическими знаниями и о том, что выбрал Карлоса своим учеником.

Собрав весомую часть материала с рассказов шамана,автор понимает, что единственный путь к истинному постижению Знания - переживание магической реальности. Этот путь ведёт к обретению Силы. Одни из помощников в этом -так называемые «союзники», некие магические сущности, вступая во взаимодействие с которыми. Воин (человек, вставший на путь магии) постигает эту новую реальность и обретает Силу.

«Отдельная реальность» (1971 г.)

Автор оказывается не готов к принятию новой реальности, которая совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Написав первую книгу, Карлос старается забыть всё, что пережил. Но через пару лет после последних событий, описанных в предыдущей книге, он всё-таки возвращается.

Начинается следующий этап магического обучения. Карлос проходит повторную инициацию. Нас знакомят с новым персонажем - ещё одним шаманом, другом дона Хуана, доном Хенаро. Весомая часть книги посвящена умственным процессам, связанным с «видением» — одной из сверхспособностей, которой обучают автора. Карлос наблюдает за так называемой «пейотной церемонией» вступает в дискуссию с доном Хуаном и его родственниками (забавно, что многие из них считают шамана просто сумасшедшим старцем). Они говорят о магии и других вещах -даже о политике. Дон Хуан знакомит Карлоса с одни из ключевых понятий его учения - с Контролируемой Глупостью.

Эта книга во многом повторяет уже описанное в предыдущей - для Кастанеды это довольно типично. Он часто возвращается к сказанному и рассматривает это немного с других углов.

Вообще, стоит сказать, что книги Кастанеды наделены каким-то удивительным качеством: вы можете читать произведение уже десятый раз подряд, погружаясь в, казалось бы, хорошо знакомые вам события и диалоги, но каждый раз вы не то, чтобы открываете для себя что-то абсолютно новое… Нет - вы поражаетесь тому, что отдельные отрывки вы вообще будто впервые читаете. И это происходит снова и снова, когда вы берёте зачитанную до дыр книгу.

«Отдельная реальность», ровно как и первая книга, новичку покажется очень трудной для восприятия.

«Путешествие в Икстлан» (1972 г.)

Название книги - это аллегория, которую рассказал автору дон Хенаро. Икстлан в его рассказе - это родина, на которую пытается вернуться маг, приобретший Знание. Но оказывается, что возвратиться к прежнему образу жизни, став другим человеком, уже невозможно. Находиться в старой картине мира, общаться с обычными людьми, теперь кажущимися призраками, становится совершенно неинтересно.

В книге описываются стадии Пути Воина — мага, охотящегося за Силой. В её поисках Карлос путешествует с доном Хуаном по горам Мексики. Продолжая описывать своё обучение у наставника, Кастанеда рассказывает о практиках Остановки мира, Стирания Личной Истории и Сновидения.

Карлос изо всех сил пытается быть скептиком и объяснить необычные вещи, происходящие с ним, с позиции рационального мышления. В итоге всё же бросает держаться за привычную картину мира и «останавливает мир».

«Сказки о Силе» (1974 г.)

Одно из самых интересных произведений мастера.

Дон Хуан обучает Карлоса входить в изменённое состояние сознания с помощью Остановки . Карлос узнаёт, что маги могут быть в двух местах одновременно с помощью создания двойника (Дубля). Дон Хуан также рассказывает о Тонале и Нагвале.

Обучение Карлоса подходит к концу и ему необходимо совершить самый настоящий прыжок в бездну- вместе с двумя другими учениками он должен прыгнуть с вершины горы. Сами же дон Хуан и дон Хенаро покидают этот мир навсегда.

«Второе кольцо Силы» (1977 г.)

Прыгнув со скалы в пропасть, Карлос выжил. Он возвращается в Мексику и знакомится с несколькими ученицами дона Хуана. Он открывает способность покидать собственное тело, продолжает осознавать и вспоминать многое из того, чему его учил дон Хуан.. Всё идёт к тому, чтобы Карлос взял на себя функции лидера нового отряда магов.

«Дар Орла» (1981 г.)

Карлос решается стать лидером отряда магов, но всё идёт не очень хорошо. Ученики начинают вспоминать события, которых не было в мире привычного восприятия реальности. Кастанеда ссорится со своими подопечными. В итоге выясняется, что Карлос не может быть лидером в связи с необычной структурой своего энергетического тела.

Ученики покидают Кастанеду, а сам он направляется в Лос-Анджелес.

«Огонь изнутри» (1984 г.)

Карлос переживает новый этап - происходит очередной переворот в восприятии учения дона Хуана. Сдвигая свою Точку Сборки в состояние повышенного осознания, автор продолжает вспоминать события, связанные с его обучением. Читателя знакомят с концепцией Мелких Тиранов, дающей возможность рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения.

«Сила безмолвия» (1987 г.)

Продолжения воспоминаний Карлоса, в которых дон Хуан рассказывает о своих учителях, о Намерении - главной силе во вселенной, о Сталкинге - искусстве поведения Воина в обычном мире.

“Искусство сновидения” (1995 г.)

В этой книге раскрываются методики вхождения в осознанное сновидение, путешествия с его помощью в другие миры. Описываются посещение Карлосом иных реальностей, встречи с их обитателями - неорганическими существами. В конце книги автор встречается с древним шаманом - Бросившим Вызов Смерти.

«Активная сторона бесконечности» (1995 г.)

Эта книга интересна тем, что здесь не содержит не только уже ставшие привычными беседы с доном Хуаном и магические практики, но и описание жизни и работы автора в Лос-Анджелесе - в условиях далеко не магических.

«Колесо времени» (1998 г.)

Это уже не полноценное призведение, а сборник цитат.

«Магические пассы» (1998 г.)

Здесь Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «Тансегрити». Описывается происхождение и техника выполнения магических пассов.

Стоит также упомянуть, что помимо книг Кастанеды существуют книги его учениц, известных под псевдонимами Тайша Абеляр и Флоринда Доннер.

Основы учения Кастанеды

Базовые понятия учения Кастанеды

Путь Воина - способ жизнеустройства, цель которого - достижение полной свободы и бесконечного осознания. Это путь из мира навязанных убеждений, ценностей, стереотипов в мир свободы. Набор определенных жизненных установок ведёт человека, выбравшего путь магии («Воина») по жизни («Полю Битвы»). Воин, прошедший Путь, становится Человеком Знания и достигает высшей степени осознанности. Бесконечное осознание подразумевает, что человек сохраняет все приобретённые знания и продолжает себя осознавать даже тогда, когда навсегда покидает этот мир.

Несгибаемое Намерение - одно из ключевых качеств, которым обладает Воин и без которого невозможно достижение его цели.

«Намерение - это одна из тех сил, что существуют во вселенной. Маги призывают Намерение и оно приходит к ним. Намерение прокладывает путь к достижению цели. Это значит, что маги всегда достигают поставленных целей…»

Знание - искусство овладения Намерением, поиска полной свободы, магией.

Личная Сила - то, что позволяет Воину двигаться по своему Пути. Всё, что совершает человек, определяется уровнем его Личной Силы. Можно сказать, что это некий энергетический ресурс, который маг может собирать и накапливать различными способами.

Индульгирование - в широком смысле это то, что подменяет собой действие, адекватное моменту. (например, рефлексия, страх) Индульгирование отнимает столько же или даже больше Личной Силы, чем требуется для совершения действия.

Чувство Собственной Важности - одна из ключевых проблем, которая мешает магу достигать его цели. Кастанеда описывает ЧСВ как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости себя и своих поступков.

Контролируемая Глупость - это отрешенность от своего «я» и Чувства Собственной Важности, с ним связанного. Контролируемая Глупость позволяет Воину взаимодействовать с социумом и его представителями.

Точка Сборки - это точка, в которой формируется восприятие живого существа. Описывается как округлое пятно интенсивной светимости на тонком уровне. Сдвигая Точку Сборки, маг меняет своё восприятие (или вовсе перемещается в иною реальность) - входит в изменённое состояние сознания, в котором способен иначе совершать действия, невозможные для него в обычном состоянии.

Неделание - магическая практика, которая заключается в совершении абсурдных действий. Её цель - сдвинуть Точку Сборки.

Сталкеры и Сновидящие - типы, на которые делятся маги в зависимости от совершаемых магических практик.

Сновидящие взаимодействуют с миром с помощью . С её помощью они перемещаются между мирами, могут одновременно находится в разных местах, превращаться в животных и совершать другие невероятные вещи.

Сталкеры же взаимодействуют с реальностью с помощью Контролируемой Глупости. С точки зрения обывателя Сталкеры не совершают ничего сверхъестественного. Например, они могут очень естественно и правдоподобно играть роль совершенно другого человека, легко договариваться с людьми и вообще получать то, что им нужно, в пределах обычной повседневной реальности.

Сновидение - практика, которая известна как Осознанное Сновидение. По Кастанеде это, однако, более обширное явление. Он различает, семь Врат Сновидений, под которыми подразумевается уровень мастерства сновидящего. Под четвертыми вратами, например, понимается возможность, выходя из собственного тела, путешествовать в другие места - то есть по сути Астральные Полёты в эзотерической терминологии.

Тональ - по сути всё восприятие, которое человек может хоть каким-нибудь образом озвучить и обозначить.

Нагваль - всё, что лежит за пределами какого-либо осмысления. Всё, что находится за пределами разума и чувств. То, что невозможно назвать и обозначить.

Также понятие Нагваль Кастанеда часто употребляет в другом значении: это учитель, лидер магов (Воинов), ведущий их к постижению неизвестного.

Энергетическое тело спутник физического тела, представляющий собой призрачную конфигурацию, которая состоит из чистой энергии. Оно имеет внешний облик (отдалённо напоминающий яйцо), который могут видеть маги (с помощью, собственно, Видения), — Светящийся Кокон.

Неорганические существа - существа в виде бесформенных энергетических полей, обладающие осознанием.

Союзники (Олли) - неорганические существа, населяющие Землю наряду с органическими, которых маги могут использовать, чтобы углубить Знания и накопить Личную Силу.

Чем поможет учение Кастанеды в обычной реальной жизни?

Если вы не собираетесь идти по Пути Воина ради не очень понятной цели, жертвуя своей привычной реальностью, без каких-либо гарантированных «плюшек», вам должно быть интересно, можно ли хоть что-то из учения Кастанеды использовать в своей обыденной жизни. Скажем, вы просто интересуетесь саморазвитием. Погружаться в дебри не хотите, но хотите почерпнуть какие-нибудь полезные навыки. Что ж, вот вам кое-что:

Хватит индульгировать!

Самая очевидная «полезность» учения Кастанеды. Здесь, казалось бы, всё просто: вместо того, чтобы бояться, переживать, много думать по какому-либо поводу, нужно просто брать и делать. Идти по пути, который сам выбрал, невзирая ни на что. Но по факту индульгированием занимаемся мы все постоянно. Сам Карлос в своих произведениях - просто источник бесперебойного индульгирования. Один из способов не индульгировать —

«Дон Хуан Кастанеде: «Карлос, хватит индульгировать - люди смотрят»» Шутка

Остановка Внутреннего Диалога

Правильнее было бы назвать внутренним монологом. Это просто поток наших мыслей. Тема остановки непрекращающейся «говорилки» в нашей голове совсем не нова и существовала задолго до Кастанеды - преимущественно в восточных духовных учениях. Очевидно, что 90 процентов (а то и больше) всей той рефлексии, которая происходит в голове и сопровождает всю нашу жизнь, - это бесполезный мыслительный мусор, не несущий в себе никакого конструктива. Он лишь тратит энергию и отвлекает от главного. Избавление от внутреннего диалога хотя бы на время может принести спокойствие, ясность, наполненность.

Способы остановки Внутреннего Диалога, которые приводит Кастанеда, вряд ли будут мегаэффективными для новичков. Легче воспользоваться .

В любом случае ощутимый результат принесут только регулярные тренировки. А начать их можно прямо сейчас, без Кастанеды и без йоги. Просто расслабьтесь, сосредоточьтесь на своём дыхании и уделите несколько секунд, тому чтобы почувстовать тишину, избавиться от мыслей в голове. На те же несколько секунд — ведь «говорилка» тут же к вам вернётся. Но если будете делать это регулярно, помалу, спокойно, без фанатизма, эффект не заставит себя ждать.

Практика Пересмотра Личной Истории

Личная История - это всё, что вы знаете о себе и своей жизни. Учение Кастанеды предполагает её Стирание, и Пересмотр - это лишь ступень к этому. Но всё же полезность. полного Стирания Личной Истории можно поставить под сомнения. А вот Пересмотр многие психологи считают довольно полезной практикой. Что она собой представляет? Это вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни.

Причем вы не просто всё вспоминаете- вы переживаете это всё заново, воспроизводите все свои мысли и чувства, которые имели место быть во время того или иного события.

При этом вы как бы снимаете энергетический заряд со всего пережитого и возвращаете эту энергию себе. Можно представлять и проговаривать этот процесс. Имеет смысл подольше задерживаться на сильных, особенно негативных, воспоминаниях.

По завершению, если сделали всё правильно, вы получите небывалый энергетический подъем - ресурсное состояние.

Практика это длительная. Вам придется посвятить этому много часов - или, скорее, даже дней. Придется пользоваться ручкой и блокнотом, чтобы записывать все воспоминания, останавливаться на каждом поподробнее, тщательно его прорабатывать, делать перерывы и возвращаться к исходной точке.

Перед сном я сам иногда пользуюсь практикой пересмотра прошедшего дня. Я вспоминаю всё, что со мной произошло в этот день, начиная от пробуждения, заканчивая текущим моментом. Также более тщательно останавливаюсь на наиболее значимых и эмоциональных моментах. Снимаю «энергетический заряд» — для простоты я часто сопровождаю это глубоким вдохом и выдохом.

Important!

Подобная практика может оказаться полезной и в контексте отдельного, только что произошедшего с вами события. Например, вы с кем-то поругались. Вы можете осознаться и сделать практику Пересмотра этого события - верните себе потраченную энергию, восстановите своё спокойствие, равновесие и продолжайте делать свои дела.

Избавиться от Чувства Собственной Важности

Чувство Собственной Важности не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и себя в этом мире, становится причиной обид и раздражения. ЧСВ сопоставимо с таким понятием как Гордыня. Хотя Кастанеда трактует его несколько шире. ЧСВ порождает слишком серьёзное отношение к своим мыслям, чувствам и вообще ко всему происходящему.

ЧСВ сопровождается беспокойством, страхом сделать что-то не так. Вообще копится огромное количество напряжения, если вы считаете что-то важным. Это напряжение связывает и не даёт действовать расслабленно, беспристрастно.

«Я спросил, означает ли это, что он никогда не действует искренне, и что его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. — Но они — не больше, чем актёрская игра.

— Но ведь тогда абсолютно всё , что ты делаешь, должно являться контролируемой глупостью, — поразился я.

Да, т ак и есть, — подтвердил он».

Избавиться от ЧСВ помогает практика Контролируемой Глупости, когда вы относитесь к тому, что делаете, осознанно и легко. Точнее, вы сами выбираете как именно относиться к чему-либо. Если произошло, например, что-то плохое, вы включаете осознанность и сами выбираете, что именно хотите чувствовать и как хотите относиться к произошедшему: испытывать горе, радость или безразличие.

Постоянная практика Контролируемой Глупости позволяет относиться к жизни как к игре и тем самым жизнь сильно облегчает.

Избавиться от ЧСВ помогает регулярное спокойное осознание того, что ты смертен. Дон Хуан называет смерть лучшим советником Воина и призывает постоянно помнить о ней.

Перечисленные практики относятся к Сталкингу - по сути искусству взаимодействия с повседневной реальностью, согласно учению Кастанеды.

Осознанные сновидения

Их имеет смысл выделить отдельно. Осознанные сновидения, т. е. Сновидения, в которых вы себя полностью осознаете и способны управлять событиями, могут обогатить и сделать ярче вашу жизнь. Однако вряд ли стоит начинать с Кастанеды - новичка он может напугать и внушить немалый страх перед ОС. Если хотите ими заняться, предлагаю почитать статьи и о .

Стоит сказать, что само учение Дона Хуана в свете произведений Кастанеды выглядит порой довольно пугающе. Чего стоят одни неорганические создания, способные не только убить, но и похитеть и навсегда запереть ваше тонкое тело в своих мирах. Карлос в процессе обучения почти всегда чего-то боится, опасается или как минимум находится в недоумении. Так что, если вы подходите к этим книгам с практической целью, фильтруйте информацию.

При этом Дон Хуан представляется больше в образе весёлого старика-провокатора, который постоянно смеётся над своим учеником-неумехой и строит ему всевозможные козни.

Итог

Несмотря на обилие интересных философских суждений и магических практик, суть учения Кастанеды вовсе не сводится ни к тому, ни к другому. Да, если вы зададитесь целью найти как можно больше мудрых мыслей, вы их найдёте. Если хотите заняться саморазвитием, техники здесь есть.

Точно также как есть мистически откровения, приключения, забавные диалоги, хотя, повторюсь, лёгкой для чтения эту литературу можно назвать с натяжкой.

Есть расхожее высказывание, которое часто приводят йоги, желая рассказать в чём суть их учения. Они говорят, что существует Путь и существуют цветы, которые растут на этом пути. Цветы чудесной красоты, волшебно пахнут. Но они не являются целью путешествия, они лишь своеобразный «бонус» к этому путешествию. Причем далеко не всегда он присутствует.

Также и магический мир, описанный Кастанедой, с перемещениями в пространстве и между мирами, с превращениями в животных, с общением с невероятными существами - это те самые «цветы».

Все эти невероятные возможности, сверхспособности привлекают обывателя. Особенно, если его реальность - серая и обыденная. Он стремится в этот волшебный мир, порой собирая по пути всё, от чего предостерегал Кастанеда, ещё больше наращивая своё Чувство Собственной Важности, хвастаясь своими достижениями (перед собой и другими), индульгируя на каждом шагу,

По Кастанеде же, конечная цель пути - это Свобода. В том числе свобода от потребности самоутверждении, признании, утешении. Путь Воина - это всегда неизвестность и одиночество.

Многие восточные практики подразумевают выполнение упражнений направленных на формирование прочной связи между физической оболочкой и душой человека.

Считается, что только через совершенство тела можно достичь достаточного уровня просветления. Как говорится, «в здоровом теле – здоровый дух».

Тенсёгрити (Tensegrity) — подарок Карлоса Кастанеды

Одна из таких восточных , направленных на укрепление тела, называется «тенсёгрити». 12 основных движений, которые нужно освоить в начале изучения этой практики, позволяют избавиться от большинства распространенных проблем со здоровьем – в частности, укрепить иммунитет, и прочувствовать тело на самом глубоком, животном, уровне.

Считается, что эта практика обладает некоей магической силой, не случайно распространенное название движений тенсёгрити – магические пассы. Корни этой практики уходят к знаниям мексиканских шаманов.

Они долгое время удерживались в тайне от остальных людей, и только благодаря серьезной работе Карлоса Кастанеды стали доступны для широких масс.

Знания, накопленные мексиканскими шаманами, Кастанеда раскрывает в своих книгах.

Отдельная книга посвящена и изучению тенсёгрити. Видео, однако, делает эту технику более доступной для понимания и освоения. Поэтому, если нет возможности заниматься под руководством квалифицированного инструктора, лучше следовать указаниям инструктора на видеозаписи – так снизится вероятность допущения многочисленных ошибок.

Эти упражнения позволяют избавиться от большинства распространенных проблем со здоровьем – в частности, укрепить иммунитет, и прочувствовать тело на самом глубоком, животном, уровне

Тенсегрити магические пассы — наследие мудрых мексиканцев

Древние мексиканцы использовали эти движения для того, чтобы вернуть телу здоровье и избавиться от энергетической грязи.

12 основных движений позволяют избавиться от распространенных проблем со здоровьем — укрепить иммунитет, и прочувствовать тело на самом глубоком, животном, уровне.

Конечно, сейчас они используются в более упрощенном, адаптированном для обычного человека виде, но все же нельзя отрицать, что регулярное выполнение таких движений оказывает заметное влияние на организм.

Тенсегрити магические пассы Кастанеды (видео):

Тенсегрити внутренний стиль видео (фильм о практике и описание упражнений):

Тенсегрити Карлоса Кастанеды часть I (сами упражнения):

Тенсегрити Карлоса Кастанеды часть II (сами упражнения):

Тенсегрити Карлоса Кастанеды часть III (сами упражнения):

Трансегрити (Расширение границ восприятия):

Тенсегрити магические пассы (соединение левого и правого тела):

Трансегрити — «несгибаемое намерение»

Группы с тренером по занятиям Тенсегрити

Санкт-Петербург:

Группа «Созвездие» — еженедельные занятия по четвергам

Тенсегрити: отзывы занимающихся

Многие современные люди уже прочувствовали на себе благотворное влияние тенсёгрити. Отзывы практикующих сводятся к тому, что эта техника наполняет тело энергией, приводит его в тонус, в равновесие с окружающим миром.

Вот что пишет по поводу практики Эллина, 36 лет:

«это очень полезный опыт самопознания, самосовершенствования. Это больше, чем комплекс физических упражнений, это умение контролировать эмоции, не позволять негативному осадку заполнять пространство души, это управление внутренней энергией и возможность направлять ее на достижение поставленной цели!».

Еще один отзыв – Максим, 43 года:

«Стал заниматься, заметно постройнел. Ушли проблемы со здоровьем, не беспокоит повышенное давление, самочувствие всегда отличное. Пошел в гору бизнес, чувствую себя полным сил для реализации всех своих намерений. Нет ощущения того, что время уходит сквозь пальцы, пока ты находишься в бездействии».

Теперь у вас есть уникальная возможность испытать магическое действие тенсёгрити на себе Включайте видео и начинайте заниматься!

Медитация - это основа в познании истинных знаний. Без этой практике мы общаемся лишь с иллюзиями и чужими знаниями и откровениями".

Мартынов В.В., мастер международного класса по воинскому искусству Вин Чун, президент Всероссийской Федерации Вин Чун.


Особенности сознания человека


Сознание как категория, отличная от психики, была выделена в философской концепции, созданной Декартом и Локком. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме,» - писал Локк, тем самым отделяя сознание от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функции психического.


Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, тех рамках, в которых происходит осознание человеком окружающей действительности. Современная психология рассматривает данную проблему в свете культурно-исторической концепции происхождения высших психических функций (Л.С. Выготский). Развитие психики, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества Высшие психические функции формируются в результате интериоризации - преобразования внешних средств управление поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этю функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово" своим значением опосредует процесс непосредственного чувственного внутреннего отражения мира. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные i обществе значения.


Итак, индивидуальное сознание воспринимает и осмысливает реальность в той мере, в какой позволяют ему способности, сформированные этой же социально и культурно обусловленной реальностью. Мы воспринимаем реальность не такой, какой она является на самом деле, а через некую призму, созданную воспитанием и окружением. Это так называемая «реальность по соглашению», модель мира, которая существует в нашем сознании и, вообще говоря, является искажением действительности. Любой из нас замечал, как настойчиво наша психика отторгает нежелательные, неприятные ситуации, происходящие с нами. В дальнейшем мы либо забываем их, либо пытаемся интерпретировать события таким образом, чтобы они укладывались в нашу «систему координат», не пугали и не огорчали нас. Это так называемый феномен «перцептуальной защиты» или выборочное™ восприятия. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным.
Безусловно, такое восприятие окружающей действительности налагает ряд ограничений на психические способности человека. Для автора, как и для любого творчески мыслящего человека, представляет интерес попытка выхода за рамки ограниченности собственного сознания и мышления, открытие огромных возможностей для творчества во всем его многообразии. Одним из способов обнаружения и развития скрытых возможностей психики человека является медитация.

Медитация как метод изменения сознания

Медитация как метод раскрытия нестандартных возможностей человека, как метод духовного развития и самосовершенствования, использовался в восточной культуре с древнейших времен. Данная работа не ставит целью рассмотрение всего многообразия восточных практик; поэтому мы ограничимся описанием общих черт медитации на примере буддийского учения дзэн. Одно из значений слова «дзэн» - медитация.
В то же время дзэн-буддизм интерпретирует слово «дзэн» как Конечный Абсолют или Высшую Реальность, «которая находится по ту сторону слов». Этот мистический опыт, который приобретает практикующий медитацию, «вспышка постижения вне времени и вне ограничений индивидуального сознания»(1, стр.24), именуется пробуждением, «сатори». В дзэн-буддизме существует много путей достижения сатори; мы выделим два основных подхода: дзэн Так Приходящего и дзэн патриархов.


В дзэн Так Приходящего упор делается на достижение состояния одноточечной направленности ума посредством концентрации и созерцания. Этот вид медитации именуется «медитацией внутри традиции». В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в буддийских сутрах, поэтому часто именуется медитацией вне традиции. Дзэн патриархов (в данном случае означающий дзэн инспирированной вспышки осознания Космической Реальности) передается от учителя к ученику, «от сердца к сердцу».


Некоторые современные исследователи предлагают ошибочную трактовку учения дзэн, как некой секты, где в процессе обучения преподаватели позволяют себе избивать и оскорблять учеников, якобы с целью достижения просветления. Данная трактовка создана в процессе неправильной интерпретации коанов - коротких поучительных историй, в которых иносказательно объясняются основные принципы учения дзэн. На самом деле, чтобы позволить ученику выйти за рамки обыденного сознания, учитель дзэн намеренно пытается поставить ученика в нестандартную ситуацию, требующую нестандартного же решения. Таким образом ученик достигает пробуждения.


Во всем многообразии подходов к медитации можно выделить основные характерные черты. Начало любой медитации - концентрация, соседоточенность ума, отрешенность от всех внутренних, посторонних мыслей и переживаний. Начиная со средоточия ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нем, сливается с ним - объект заполняет пространство сознания. На этом этапе доминируют чувство энтузиазма, удовлетворения, иногда возникают светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации наступает момент, когда обыденное сознание исчезает, полностью развеиваются ощущения и посторонние мысли. На наиболее глубоком уровне медитации практикующий испытывает чувство восторга и блаженства, сознание бесконечного.

Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник

Очень ярко все этапы медитативной практики описываются в трудах Карлоса Кастанеды. По сути, его произведения - дневник исследователя, практикующего измененные состояния сознания, подробно описывающего и анализирующего свой индивидуальный опыт. Основная предпосылка, сделанная Кастанедой в его работах - это идея реальности, состоящей из энергетических полей («эманации Орла»); человеческое существо также является энергетической структурой, взаимодействующей с окружающим миром (что уже доказано современными научными исследованиями). То, что определяет, какие именно эманации будут отобраны в данный момент восприятия, называется точкой сборки. Точку сборки можно определить как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих в данный момент мир. Как утверждает Кастанеда, главная цель практикующего данную психотехнику - развитие способности сознательно перемещать точку сборки, чтобы выйти за рамки обыденного восприятия действительности. На это ориентируется учение дона Хуана.


Основным механизмом фиксации осознания человека является особое внутреннее состояние, которое называется внутренним диалогом. Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача -защищать общепринятое описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, укладывающихся в данную интерпретацию реальности. Задача практикующего - остановить внутренний диалог. Дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем дверь между мирами, том самом прорыве из области обыденного к глубинам подсознания. Важным этапом для прорыва к подсознанию является «стирание личной истории». Дон Хуан говорит: «Всю личную историю следует стереть для того...чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди».
По сути, это и есть описание практики медитации - освобождение от навязанных извне установок и образов, видение мира таким, какой он на самом деле.

Одна из центральных тем книг Кастанеды - путь к Личной Силе или путь воина. Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями, борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Личной Силы, причем силы эти порождены нашей личной историей и внешними обстоятельствами. С помощью воли, которая является эманацией собственного «Я», воин познает мир и активно воздействует на него» Дон Хуан призывает воина «открыться Силе» и обрести свободу. Свобода и есть выход в другую реальность.. Дон Хуан указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки:
искусство сновидения и искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с обычной реальностью, при этом конечной целью сталкера является выход в другую реальность. Воин
или сталкер превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое взаимодействие с другими людьми становится частью
стратегии. Дон Хуан говорит: «Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия».


Сталкинг - это стратегия управления нашим собственным поведением. Его область действия - взаимодействия между людьми в повседневной реальности. Поэтому сталкер не избегает общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания духа, приобретения энергии и выхода за пределы ограниченного сознания. Дон Хуан говорит: «Намерение воина непоколебимо, его суждения -окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе»(4, стр.569). Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на том, что он думает, не на мнениях других людей. В результате восприятие им действительности расширяется, поскольку смещается точка сборки. Неделание - основная стратегия, которую воин использует для вхождения в другую реальность. Неделание собственного «Я», т.е. отказ от чувства собственной важности - одно из важнейших задач воина, поскольку это чувство поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго). Достигая Личной Силы, воин высвобождает огромное количество энергии, которую направляет на новые свершения.

Одно из двух основных направлений в практике воина -контролируемые сновидения. Сновидения или медитации - лучший путь к обретению Силы. Дон Хуан говорит: «Сновидение становится реальностью тогда, когда человек обретает способность фокусировать глаза на любом объекте. Тогда нет разницы между тем, что делаешь, когда спишь, и тем, что делаешь, когда бодрствуешъ»
(4, стр.546). Во время сновидения происходит плавное смещение точки сборки, она становится подвижной, тогда как в состоянии бодрствования человек принудительно фиксирует свою точку сборки в привычном положении. Во время медитации практикующий смещает свою точку сборки, оставаясь при этом бодрствующим, контролируя процесс смещения и направляя его.

Медитативные практики. Применение

Стрессовые ситуации, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы - это далеко не полный список «подарков», которые ежедневно преподносит человеку современная цивилизация. К сожалению, технические достижения современной науки не способствовали развитию духовной составляющей человека. Проблема развития человека как мыслящего, одухотворенного существа, проблема духовного роста остается актуальной и приобретает новые аспекты в свете кризиса технократической цивилизации.

Медитационные психотехники и их составляющие широко используются европейскими учеными для лечения психических заболеваний, снятия нервнопсихического напряжения, вывода из депрессивных состояний. Независимо от идейной подоплеки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять собой, своим сознанием, что приводит к улучшению памяти, внимания, приобретают чувство внутреннего спокойствия, учатся релаксации, улучшают психическое функционирование, что ведет к улучшению общего соматического состояния. Люди, занимающиеся медитацией постоянно, легче справляются со стрессами, меньше вступают в конфликты. Воздействию медитации подвержена также сердечно¬сосудистая система человека; во время медитации замедляется ритм сердечных сокращений, снижается кровяное давление. Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Динамическое медитативное состояние хорошо знакомо профессиональным спортсменам. Это состояние собранности и готовности к предстоящему состязанию. Обычно это состояние характеризуется как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной, радостной уверенности в себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения.

Медитации широко практикуются людьми, изучающими восточные единоборства (к ним относится и автор реферата). Некоторые школы практикуют медитацию в начале и конце каждой тренировки, сочетая ее со специальными дыхательными упражнениями. Другие направления связывают медитацию с самостоятельными занятиями ученика. В процессе медитации практикующий учится контролировать свои чувства, эмоциональные и двигательные реакции, мгновенно и адекватно воспринимать внешние импульсы, управлять своей внутренней энергией. Медитативные практики являются необходимым и очень важным этапом в развитии ученика, формировании его личности и самопознании.

Все перечисленные эффекты медитации, безусловно, важны. Но главная цель медитации - это достижение состояния «сатори»-цросветления, прозрения, выхода за рамки обычного восприятия, прорыв в бессознательное, к глубинным пластам своего существа. Практикующие медитацию постоянно открывают в себе огромные возможности как физического, так и ментального плана; появляются способности к ясновидению, телепатии, целительству, высвобождается огромный резерв для творчества и познания. Дон Хуан говорит: «Воин - это безупречный охотник, который охотится за силой. Если его охота будет успешной, он может стать человеком знания».

В применении к творческому процессу это явление соотносится в психологии с наступлением инсайта, или озарения. Инсайт -кратковременный кульминационный момент процесса творчества, момент поступления в сознание творца решения проблемы. Автор считает возможным сделать предположение, основанное на собственных наблюдениях и подтвержденное свидетельствами людей, испытавших это состояние: используя медитативные психотехники, человек может вызывать и контролировать состояние творческого озарения, направляя его в нужную сторону для достижения желаемого результата. Все зависит от подготовленности сознания к восприятию и запоминанию образов, диктуемых подсознанием. И конечно, необходимо искреннее желание самого человека!

В свете всего вышесказанного, представляется очень интересным и многообещающим практическое применение медитативных практик для духовного и физического развития человека, в целях самосовершенствования, творчества и познания мира.

Администрация «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» благодарит Деменовау Снежану Анатольевну за предоставленные материалы для статьи.

Базовые практики (магические техники) К. Кастанеды

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа – это практики эргономии – добыванию, экономии и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Hеобходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой, свойственной только человеку области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира (точке «бедного деточки»), и для того, чтобы ее расшевелить, нужен запас свободной персональной силы.
2. Вторая группа – техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.

👉Прекращение внутреннего диалога

Внутренний диалог – способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прекратив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых – высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановить одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Hекоторые из них перечислены ниже.

👉HЕ-делание (Not-Doing)

Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список – например, совершая обычные действия не совсем обычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

👉Созеpцание (Gazing)

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого. При этом видишь все… и ничего конкретно. В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек делает это дерево – находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель HЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Hапример смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.

👉Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking)

Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам ходить, напpавляя взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновpеменно все пpостpанство впеpеди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в пpивычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.

👉Сновидение (Dreaming)

Практика использования естественного дрейфа ТС (точки сборки), происходящего во время засыпания и сновидений.
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира «сновидения». Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении. Однако данная техника уже требует определенного запаса персональной силы.
Сновидение – практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. Кроме того – это своего рода полигон, где можно оттачивать управление намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой, волей и так далее. К примеру, стреляя во сне из пистолета, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, поскольку там она движима единственно только намерением стреляющего, а не «силой пороховых газов».
В колдовстве овладение искусством сноВидения имеет свое практическое значение – через него осуществляется как воздействие на какую-либо персону, так и получение необходимой информации о чем-либо в так называемом реальном мире.

👉Врата сновидения

Семь Врат Сновидения – это «энергетические уровни» персональной силы, по достижению которых приобретаются качественно новые возможности восприятия и осознания. Это отражается на «качестве» сновидения, и может быть отслежено по изменениям в них.

👉Избавление от чувства собственной важности (Losing Self-Importance)

Дpугой аспект ликвидации свойственной человеку манеpы жалеть себя. Самомнение, чувство собственной важности – один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его – далеко нетривиальная задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

👉Действие без пpивязки к pезультату

Действие пpоизводится не pади достижения чего либо, а пpосто потому, что пpоизводится действие.

👉Стиpание личной истоpии

Посредством стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов», делание себя недоступным в смысле высвобождения себя из ловушек чужого внимания. Это меpопpиятие способствует ликвидации чувства собственной важности, и самосожаления из своего миpа.
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок – к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает из капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе, проявляющейся в виде синдрома «бедный деточка». Практикуется обычно с помощью следующих способов:

👉Перепроживание / перепросмотр (Recapitulation)

Используется для высвобождения силы, захваченной миpом. Пpоизводится посpедством восстановления пpошедших событий, возвpащения в те, пpошлые моменты жизни (что сдвигает ТС в пpежнее положение) где забиpается выпущенная сила, и возвpащается обpатно захваченная из миpа сила.

👉Пpекpащение «схематичности» поведения (Disrupting the Routines of Life)

Пpекpащение «схематичности» поведения – ликвидация пpивычек. Пpивычки – это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Как охотник, зная повадки своей дичи, знает где подстеpегать добычу.
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек – это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.

Пpинятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility)

Пpедполагает пpинятие на себя ответственности за все собственные действия вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, якобы вынудивших совеpшать (или не совеpшать) те или иные действия (то есть индульгирование).
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Данная техника ставится в противовес свойственной человеку политики неприятия ответственности на себя, предпочитая изображать принятие на себя чужой ответственности.

👉Сталкинг (Stalking)

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, специфичного для данного конкретного положении ТС.
2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно еще.
Кратко – использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья. По сути сталкинг – способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

👉Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly)

Сталкинг в практическом применении. Поскольку «человек знания» видит и знает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то дpугого, не мотивиpует свою избиpательность в действиях важностью того или иного действия. Это вопpос контpолиpуемой глупости – действовать так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Иными словами, контролируемая глупость – это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.

👉Использование Смеpти в качестве «наблюдателя» (Using Death as an Advisor)

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выигpаешь эту битву, или пpоигpаешь – действуешь не опуская pyк. Это заменяет пpивычного «советчика», котоpым является жалость к собственной пеpсоне. Пеpед лицом Смеpти видно, что нету никакой вещи, котоpая была бы важнее дpугой вещи.
Величайший охотник в этом мире – смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения – подход к каждому поступку как к последней битве. Hеважно, победишь ты или проиграешь – ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

👉Hастроение Воина (Mood of a Warrior)

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Такое положение ТС имеет свое название «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «наблюдателя», который в любое мгновение может хлопнуть по плечу, и сказать «Привет!», воин к каждому своему действию относится как к последнему, совершаемому им, как к последней битве на этой земле.
Смысл – недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина – сталкинг.

Список произведений:

1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа — это практики по сохранению, добыванию, экономии, преумножению и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки (ТС). Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки обыкновенного человека намертво фиксирована в одной определенной позиции, соответствующей восприятию обычного повседневного мира, а для того, чтобы ее сдвинуть в другую позицию, нужен колоссальный запас энергии (личной силы).

2. Вторая группа — это техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новом положении.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог способ удержания точки сборки в положении, которое соответствует восприятию обычного человеческого мира. Постоянная внутренняя болтовня забирает на себя большую часть свободной энергии человека. Остановив внутренний диалог, человек, во-первых, получает возможность сдвинуть свою точку сборки с жесткой фиксации, а во-вторых высвобождает большое количество энергии. Но так как внутренний диалог является нашей привычкой с самого раннего детства, его нельзя остановить только одним желанием: для этого существуют различные техники, в основном сводящихся к неделанию в его разных формах. Hекоторые из них перечислены ниже.

HЕ-делание (Not-Doing).

К неделанию можно отнести фокусиpование внимания на пpедметах ежедневного мира, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те элементы, из котоpых не складывается наша ежедневная каpтина миpа. Hапpимеp, вместо того, чтобы наблюдать предметы, можно pассматpивать их тени, не листья, а пpосветы между листьями, пока не сложится новая каpтина.
Неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, которое не входит в стандартный инвентарный список например, совершая обычные действия необычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking).

Это движение со скрюченными пальцами и вниманием на руках, при котором нужно напpавлять взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновременно все пространство перед собой. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, и он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.

Созеpцание (Gazing).

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо одной части видимого. При созерцании видишь все... и ничего конкретно. Созерцание может применяться в практике «неделания», например, рассматривая дерево, человек создает это дерево находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те ключевые элементы, из которых, по его опыту, должно состоять ДЕРЕВО. В практике «созерцания» можно смотреть не на сами листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом, получается некое «призрачное дерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных описательных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому меняется привычных ход внутреннего диалога, что само по себе сдвигает Точку сборки (ТС).

Осознанное сновидение ОС (Dreaming).

Практика использования естественного сдвига ТС (точки сборки), происходящего во время погружения в сон. Осознанное сновидение является возможностью восприятия новых миров. Дает воину возможность совершать невероятные действия в мире сновидений. Для того, чтобы начать практиковать ОС нужен не только запас Личной силы (ЛС), но и большое терпение. Без определенного запаса ЛС человеку не получится войти в осознанное сновидение. Сновидение практически единственный условно-безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в другие миры. Кроме того ОС это своего рода тренировочный полигон, где можно учиться управлять намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой и волей. К примеру, стреляя во сне из ружья, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, так как там она движима только намерением стреляющего, а не «силой пороха». В магии овладение искусством сновидения имеет свое практическое значение через него возможно, как воздействие на другого человека, так и получение необходимой информации о чем-либо.

Избавление от чувства собственной важности и чувства собственной жалости ЧСВ-ЧСЖ (Losing Self-Importance).

Один из ключевых аспектов, без которых вряд ли возможен любой духовный рост. Избавление от ЧСВ, ЧСЖ это осознание того, что у нас присутствует привычка жалеть себя для того, чтобы уменьшать, а затем и совсем искоренить эту привычку. Самомнение, чувство собственной важности один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности многолико и всепроникающе, и его устранение далеко не простая задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

Действие без пpивязки к результату.

Действие производится не pади достижения чего либо, а ради самого действия. В книгах Кастанеды написано очень много про так называемую «безупречность воина». Делать ради действия, движение ради пути и так далее.

Стиpание личной истоpии.

С помощью практик стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов». Это делает война недоступным и дает возможность освободить себя из ловушек чужого внимания. Эти техники способствуют освобождению от чувства собственной важности, и самосожаления. Человек связан с миром и социумом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество деструктивных привязок к людям прошлого, воспоминаниям, каким-то социальным завязкам. Уничтожение привязок к внешнему миру помогает достигнуть безупречности и свободы и делает война недоступным для чужого внимания.

Практикуется стирание личной истории (ЛИ) обычно с помощью следующих техник:

ПЕРЕпросмотр (Recapitulation).

Техника, которая позволяет окунуться и перепрожить события прошлого (вплоть до внутриутробного периода) и забрать свою силу, оставленную в тех событиях. Практикуется лучше всего в темном сжатом пространстве вместе с правильным дыханием. По факту техника используется для высвобождения силы, которая захвачена миpом. Помимо книг Кастанеды, очень подробно техника описана в книге В. Санчеза « Путь Толтеков. Перепросмотр » .

Пpекpащение «шаблонности (схематичности)» поведения (Disrupting the Routines of Life).

Пpекpащение «схематичности» поведения начинается прежде всего с ликвидации привычек. Пpивычки это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания и создавания. Таким образом, разрушение обыденных привычек это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире. Очень рекомендуем получить в подписке пока еще бесплатный семинар по теме освобождения от привычек (подписаться на него можно на главной странице нашего сайта внизу).

Взятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility).

Пpедполагает осознание полной ответственности за собственные действия и результаты, вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, которые помешали совершить правильно (или не совершать) те или иные действия (то есть индульгирование). Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу. Данная техника помогает искоренить свойственную людям привычку обвинять других в своих проблемах .

Сталкинг (Stalking).

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, которое специфично для данного конкретного положения ТС.

2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно. Сталкер использует мир повседневной жизни, как охотничье угодье. По сути сталкинг способ оставаться недоступным в мире, но при этом добиваться своих целей. Хоть в общепринятом смысле, у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly).

Сталкинг в практическом применении. Так как «человек знания» понимает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то другого с помощью контpолиpуемой глупости он действует так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Другими словами, контролируемая глупость это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде, и при этом совершенно неважно, является практикующий её вИдящим или нет.

Использование Смеpти в качестве «советчика» (Using Death as an Advisor).

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выиграешь ты эту битву, или проиграешь действуй никогда не опуская pyк. Этот метод заменяет пpивычного человеку «советчика», котоpым является жалость к себе.
Величайший охотник в этом мире смерть. Она может коснуться до плеча каждого из нас в любой момент. Поэтому, наиболее разумная линия поведения подход к каждому своему действию, как к последней битве. Действия, подсказанные смертью как советчиком, наполнены силой. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

Ты просто доверху набит всяким вздором! воскликнул он.
Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»

Настроение Воина (Mood of a Warrior).

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, в которой нет жалости к себе, а есть безупречность. Такое положение ТС называется «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «советчика», который в любое мгновение может коснуться твоего плеча, воин к каждому своему действию относится как к последнему как к последней битве на этой земле. Эти техники помогают накапливать энергию, не растрачивая ее попусту, как принято у обычных людей, и дает максимально возможное, в конкретной ситуации, раскрытие каналов восприятия. Сталкинг помогает усилить и удержать настроение война.