Что такое ответственность и написать 2 аргумента. ОГЭ.15.3 Образцы

В этой статье мы рассмотрим материал, который можно использовать в качестве примера сочинения на тему «Ответственность». Первое, что нужно выделить для себя: что же это такое? В чем заключается проблема ответственности и какими последствиями может обернуться уклонение от нее? Благо или вред несет она обществу и в какой момент необходимо понимать, как правильно поступить?

Что такое ответственность?

Ответственность бывает разной: административная, уголовная, юридическая. Но сегодня мы поговорим совсем о другом виде - ответственности этического характера, о том, как должен действовать человек, если по его вине произошли недопустимые события. Самое главное - уметь отвечать за совершенное. По мере того как идет жизнь, степень ответственности носит разный характер. В сочинении на тему «Ответственность» мы выделим условно три этапа в жизни человека.

Этап первый - детство. В детстве ребенок - безответственный, он только начинает учиться говорить, ходить, читать, дружить. Большое значение имеет семья ребенка, его окружение. Второй этап - это периоды отрочества и начало юности, когда часть фундамента уже заложена, и ребенок начинает понимать и различать хорошее и плохое. Возвращаясь к нашему сочинению на тему «Ответственность», отметим, что в этом возрасте появляются определенного рода обязанности, которые определяются описываемым нами понятием.

Давайте проведем аналогию между обязанностью и ответственностью. Например, самый простой и понятный каждому ребенку пример - уход за домашним питомцем. Выгуливать собаку необходимо два-три раза в день. И, например, эта обязанность возлагается на ребенка, скажем, достигнувшего десяти или одиннадцати лет, который должен понимать, что здоровье его питомца зависит от него самого. То есть в любую погоду, будь то дождь или ненастье, будний день или утро выходного, когда так хочется поспать подольше, он должен повести его на прогулку, то есть должен взять на себя ответственность. И чем старше человек становится, тем больше он берет на себя ответственности.

Третьим этапом является период зрелости. В нашем сочинении-рассуждении на тему «Ответственность» хотелось бы сделать следующий вывод, что это, прежде всего, понимание того, что может произойти, если ряд правил или обязанностей будут нарушены или не выполнены.

Проблема ответственности: благо или вред?

Сочинение на тему «Проблема ответственности» затрагивает такой вопрос: как будут использовать люди достижения прогресса - во благо или во вред себе? Расщепление атома, изобретение бомбы - это научные открытия, которые, казалось бы, сделали прорыв в техническом развитии человечества, но впоследствии нанесли невосполнимый урон.

Развитие химии коснулось пищевой промышленности: красители, стабилизаторы, консерванты появились в продуктах на полках магазинов. Вопрос с экономической точки зрения решен, а вот вопрос здорового питания остался открытым.

Примеры из литературы

Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров - Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.

Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».

Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.

Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения его нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

За что отвечает человек? За все, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони «Борьба за огонь». В ней рассказано о доисторических людях, как мы их себе можем представить: ведь сведения, дошедшие до нас, очень и очень скудны. Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что все племя обречено на холод, голод, быть может гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрек их на смерть. За это, по тогдашним понятиям, он сам был достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других - это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других.

Но в отдаленные времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живем на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. В сущности, Земля наша - это тоже космический корабль, а все мы вместе - его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Когда говорят об ответственности, берут примеры чаще всего из фронтовой жизни. Действительно, на фронте, в чрезвычайных обстоятельствах, Жизнь и смерть многих зависят от поступка одного человека. В критическую минуту оказался ты способным повести за собой людей, увлечь их своим мужеством - победа! Побежал с поля боя, создав панику, - поражение, гибель. Но разве подвиги совершаются только па фронте? Разве только на фронте спасают?

Пастер был мирным человеком, и, может быть, на поле боя он не показал бы примеров мужества. Но он обладал мужеством ученого. Он одержал победу, которая для человечества гораздо важнее всех, вместе взятых побед Наполеона, его соотечественника. Победы Наполеона, которые в конце концов завершились поражением, уносили жизни людей. Пастер сделал открытие, которое спасло жизни миллионам и миллионам. Многие из нас потому сегодня живут на земле, что открытый им метод прививок дал людям возможность победить чуму, оспу. Ведь эти болезни уносили жизней больше, чем войны.

Только ли великий талант дает возможность совершать великие открытия? Для великих открытий необходимо еще и великое чувство ответственности. За людей? Да. Но и за себя самого. Великий ученый, великий писатель - это всегда великий труженик. Он наделен огромным чувством ответственности за то, что дано ему от природы. Он не разбазаривает свои способности, а приумножает их трудом. Известно, что способности, как мускулы, растут при тренировке.

Открытие Пастера было по времени отдалено от его практического применения. Но есть открытия, которые с самого начала ставят перед ученым вопрос: что ты несешь людям - благо или уничтожение? Физики, работавшие над расщеплением атома, над созданием уранового котла, понимали, что одним из первых результатов их работы будет атомная бомба. А что означала бы атомная бомба в руках Гитлера? Она означала бы гибель человечества, превращение людей в уродов, в рабов. Сознавая свою ответственность, далеко не все немецкие физики согласны были дать атомную бомбу в руки Гитлера. И хотя эта причина была не главной, совсем не главной, это все же была одна из причин, почему в фашистской Германии так и не успели создать атомную бомбу.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле. Тысячи лет он боролся с природой как с врагом. Теперь он отвечает за нее как старший. Он отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за все, что живет в них. Эту свою ответственность человек не может передать никому, потому что только он один наделен высшей силой - силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народов, все великие ученые, писатели, философы, имена которых никому еще не известны, - все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом. Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому и в зрелые годы.

Сочинение на тему: «Что такое ответственность?» 3.91 /5 (78.18%) 22 votes

От людей очень часто можно услышать утверждение о том, насколько важно быть ответственным. С одной стороны, причины тому вполне понятны. С другой стороны, никогда не бывает лишним разобраться в, казалось бы, очевидных вещах, чтобы отыскать там настолько важную истину. Итак, что же такое ответственность, что конкретно в нее вкладывается, и почему настолько важно быть ответственным в современном мире?

Думается, что ответственность сама по себе не является качеством человека. Она попросту дает определение некоторым чувствам и реакциям. Я считаю, что, говоря об ответственности, рационально подразумевать готовность к ответственности и чувство долга. Под готовностью к ответственности я подразумеваю осознание человеком того факта, что от последствий своих действий никуда не уйти. Нужно просто понимать, что если ты совершаешь что-то, то это влечет за собой определенные последствия. Например, если ты совершаешь преступление или правонарушение, то тебя привлекут к уголовной или административной ответственности. Правонарушители могут рассчитывать, что им удастся уйти от ответственности – это другое. А вот совершение чего-то без осознания последствий является совершенно безответственным поступком. Впрочем, это касается не только взаимоотношений с государством. Кроме того, нужно помнить об ответственности перед самим собой. Если ты ведешь неповадный образ жизни, например, плохо учишься, не занимаешься спортом, не следишь за здоровьем, рано или поздно наступят серьезные и наверняка неприятные последствия. Непонимание этого тоже является безответственностью.

Что же до второго аспекта ответственности – чувства долга – то он касается отношений с другими людьми. Известно высказывание о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили. Это очень мудрое и правильное высказывание. Абсолютно безответственным является такое общение с людьми, при котором мы не учитываем их потребностей, чувств и переживаний, которые связаны с нами. К примеру, необходимо чувствовать долг перед своими пожилыми родителями, перед детьми, а также перед тем, кто в силу определенных обстоятельств стал от нас в чем-то зависеть.

Ответственность – это общая категория сразу для нескольких жизненных аспектов. Я думаю, что ответственность в общем понимании включает осознание того, что за все действия рано или поздно наступают последствия, а также чувство долга перед близкими и другими людьми. Думаю, что именно так должны понимать ответственность и другие.

Ответственность является чертой характера, которую родители обязательно хотят видеть в своих детях. Ребенок должен отвечать за свои поступки, слова, ответственно относиться к учебе, к личным вещам и семейному имуществу. Кроме названного, еще многое другое входит в сферу ответственности, которую родители делегируют ребенку.

Воспитание ответственности

Ответственность относится к тем личностным образованиям, которые характеризуют зрелого человека . Согласитесь, что ответственным человек может быть только осознанно. Каким же образом может быть ответственным подросток, который только ищет себя, пытается уловить какой-то смысл в жизни. А что же тогда говорить о дошкольниках? Стоит только улыбнуться, когда слышишь от родителей пятилетки: «Ну какой ты безответственный!»

Что же делать родителям, которые все-таки хотят в будущем видеть ребенка ответственным взрослым человеком? Создавать предпосылки, то есть условия, в которых ответственность будет формироваться.

Во-первых, это . Как ни крути, но на примере безответственного поведения родителей ответственного ребенка не получится. Чтобы дети понимали смысл ответствености, нужно комментировать свои действия: «Я обещал бабушке, что в воскресенье помогу ей на даче. Раз обещал, значит сделаю»; «Мне нужно на работу прийти вовремя. Нельзя опаздывать, это безответственно» и т.д.

Во-вторых, по мере взросления ребенка, нужно расширять зону ответственности . Объясняя это ребенку, нужно показать, что все в семье за что-то отвечают. Каждый несет ответственность за свои личные вещи, у каждого члена семьи есть обязанности. Постепенно ребенок осознает и свое участие в общих делах семьи, берет ответственность за определенный участок.
Здесь есть очень тонкая грань, которую не все родители выдерживают, когда дети ее переступают. Я говорю о постоянстве и о единых требованиях родителей. Если сегодня я должен мыть посуду, а завтра об этом никто не вспомнил, то почему я послезавтра ее должен мыть. Справились же без меня. А еще, если мама требует одно, папа другое, а бабушка тайком «помогает» избавиться от поручений родителей, то какая же тут ответственность?

Следующий этап – осознание необходимости слова «Надо» . В жизни бывают не только сладкие дни. Ребенок должен это понимать с детства. Проблема многих семей сегодня – «тепличное» . Окружить ребенка заботой – это очень хорошо, но подготовить его – еще лучше. Многие дети сегодня пребывают в состоянии стресса, потому что при первых столкновениях с действительностью не могут найти в себе силы к преодолению трудных обстоятельств. А силы появляются тогда, когда ребенка с детства приучали к терпению, к семейным правилам, к семейным обязательствам. Если надо — значит надо.

Кто-то, может быть, упрекнет меня в излишней требовательности. Безусловно, все требования должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка , предъявляться последовательно, быть едиными. Хорошо продуманная система разумных требований сыграет роль той самой платформы, на которой строится воспитание ответственности.

«Мы совершаем поступки, потом живем с их последствиями.

прожить жизнь, не совершив ни одного поступка».

Олег Рой «Фантомная боль»

Жизнь удивительно устроена. Что бы ни происходило, что бы мы не делали, мы всегда сталкиваемся с последствиями наших действий. Последствия могут нам нравится, а возможно и нет. Но они остаются с нами, и эти разноцветные бусинки – наши последствия, нанизаны на золотую нить, название которой ответственность.

Все когда-либо в своей жизни сталкивались с ответственностью. Даже с самых малых лет, когда случайно разбитая мамина ваза становилась тем самым последствием нашей веселой игры, за которую приходилось нести ответственность. Но частота встреч с той самой ответственностью – далеко не гарантия того, что она у нас приживется. Что встречи с ней будут радостными и желанными, и что никогда не захочется перебросить ее как мяч, кому-нибудь другому. Чем старше мы становимся, тем чаще встречаемся с этой ответственностью. И что бы мы не делали, родители, учителя, общество будут говорить нам, что мы за все в ответе. За все то, что делаем мы и за все те многочисленные бусинки-последствия, которых с возрастом мы будем все больше копить. И если мы примем правила этой игры, то будем носить гордое звание ОТВЕТСТВЕННОГО человека. А если же нет, то слава безответственного, а вдобавок наверняка ненадежного и необязательного человека, нам обеспечена.

Но все ли люди, принявшие правила этой игры действительно являются ответственными, и действительно ли ответственность это так обреченно? Что есть подлинная ответственность, откуда она берется, и насколько счастливо живут безответственные люди?

В толковом словаре русского языка написано: Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Звучит немного обреченно, особенно словосочетание «принять на себя вину». Но, тем не менее, данное определение имеет право на существование. А что думают и говорят об ответственности люди, не имеющие под рукой словаря? Схожи ли их представления об с вышеуказанным определением?

Ответственность – черта человека, которая проявляется в том, что человек совершает поступки и не боится за них отвечать;

Ответственность – это когда человек должен выполнять обязательства и ответить за качество их выполнения;

Ответственность – это то, что есть у каждого человека перед другими людьми.

Читая эти определения, слово «ответственность» воссоздается картинкой, состоящей из следующих паззлов: чувство вины, отсутствие страха, долженствование, обреченность.
То есть ответственным можно назвать человека, который испытывает чувство вины, чувство долженствования, обреченности и при этом не испытывает страха, отвечая за свои поступки. Есть ли в действительности такие люди? И как они живут с таким набором паззлов?

Вы знаете, если бы детям в детском саду воспитатели в своих рассказах упоминали именно эти характеристики «ответственного человека», то готова поспорить, что никто бы из детей не захотел бы быть в будущем таким человеком. А ведь именно с детства ответственность, как черта личности, начинает свое формирование и продолжает себя в процессе активной деятельности и социализации. Впоследствии ответственность становится результатом интериоризации социальных ценностей, норм и правил.

Понятие «ответственность» тесно перекликается с понятием локуса контроля. Термин «локус контроля» был введен Дж. Роттером в 1954 году, и подразумевает под собой определенное свойство индивида, объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальный локус контроля), либо внутренними факторами (интернальный локус контроля).

- «Начальник просто встал сегодня не с той ноги, поэтому накричал на меня за ошибки в отчете»
- «Сегодня я всюду опаздывал и понял, что это знак и мне стоит отменить вечером встречу, иначе я и туда опоздаю»

- «Я мало уделил внимания 3 и 4 пункту в своем проекте, поэтому он не выдержал такой критики»

- «Мне следует уделить внимание самообразованию, чтобы достичь больших успехов в работе».

Вот таковы примеры эктернального и интернального локуса контроля. Отсюда можно сделать вывод и практически наглядно представить себе этих разных людей. Люди, обладающие интернальным локусом, настойчивы в достижении поставленной цели, более уверенны, целеустремлены. Их уверенности в себе хватает, чтобы ответить за свои поступки и критично увидеть причину последствий в себе. Склонность к эктернальному локусу контроля, напротив, проявляется в незрелости, неуверенности и тревожности. Таким людям сложно стоять на своем и проще отдать «бразды правления» своей жизни кому-то или чему-то другому. Так называемых «чистых» интерналов или экстерналов не существует. Но привычка приписывать ответственность за свои действия и последствия себе или другим – во многом определяет качество жизни человека. Локус контроля не является врожденной характеристикой и окончательно образуется в процессе социализации. Также как и чувство ответственности.

Нравится статья?


«Слово «случайность» придумано, чтобы избежать ответственности» (Эриант Шульц)

Объясняя свои действия, их последствия и всю свою жизнь «случайностями» не дает нам ощущения свободы и личностной зрелости. Ведь только ощущая свободу внутри себя, можно по своему желанию распоряжаться своей жизнью, понимая и принимая как положительные, так и отрицательные исходы. Делать выводы, превращать их в опыт и стремиться к лучшему. Всему этому важно и нужно учиться еще с детства. Благодаря правильному (с точки зрения воспитания ответственности) воспитанию азы ответственности будут закладываться, и развиваться в маленькой личности. Искренне полагаю, что успешный результат воспитания и развития ответственности не связан с полом и очередностью рождения ребенка. Личность в этом ракурсе андрогинна по отношению к ответственности. А старшие сиблинги, сталкиваясь с вынужденной ответственность за младших, могут и не стать в итоге ответственным взрослым. Эта тонкая золотая нить ответственности – ювелирная работа наших родителей, которые своим неравнодушием и участием могут творить шедевры. С самого детства важно брать за правило доводить начатое дело до конца, не взирая на возможность неудачи. Учиться анализировать ситуацию и просчитывать возможные последствия своих действий. Чтобы точно знать, что ты делаешь и как потом обходиться и отвечать за свои поступки. Не стоит бояться неудачи, страхи лишь парализуют нас, закрывая для нас новые возможности. Дорога к достижению поставленной и желанной цели не бывает гладкой, а неудача – показатель того, что мы пытались осилить ее. И должны пытаться дальше. И это касается не только сверхважных рабочих проектов, например, и всего того, с чем мы встречаемся в нашей взрослой жизни. С достижениями и неудачами мы начинаем знакомиться с самого детства. И роль родителя, как важного примера для ребенка – неоспорима, пример заразителен.

Однако отводить единственную роль развитию ответственности только родителям все же не стоит. Работа над собой, совершенствование – вот что дает нам силу в полной мере называть себя ответственными людьми. Соблазнов в жизни много, когда вдруг появляется кто-то или что-то, куда можно переложить ответственность за свои поступки. Простой пример из собственного опыта: технический прогресс не прекращает свое движение и появление на телефонах функции автоматического исправления грамматических ошибок в словах, которые ты печатаешь – очень удобная вещь. Ты перестаешь заморачиваться, ту ли букву ты напечатал, в правильном ли падеже ты написал слово – все исправляет техника в мгновение. И чувствуешь ты себя при этом ну очень грамотным человеком. Но стоит поменять формат письма и вернуться к ручке с бумагой, так вдруг оказывается, что и правильное написание слов ты забыл, и буквы пропускаешь. Но винить себя в безграмотности не хочется, и ты приписываешь данный факт ошибок – техника. «Какая удобная, но вредная эта программа автоматического исправления слов!» И совершенно забываешь (а вернее было бы сказать хочешь забыть) о том, что причина безграмотности не в технике, не в программе и даже не в учителе русского языка, который плохо учил тебя в школе, а просто в тебе. Все так просто оказывается. Так вот это надо замечать, с такими случаями в жизни надо бороться, быть критичным к себе и работать над собой неустанно. Именно так мы становимся действительно свободными и ответственными людьми.