Что такое организационно массовая работа куратора примеры. Куратор – кто это такой? Послание от Оресафиила

Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе - готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.

Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.

Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Куратор - одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле - менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-«организатор» - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
  • Куратор-«психотерапевт» - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-«родитель» - берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-«приятель» - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
  • Куратор-«беззаботный студент» - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
  • Куратор-«администратор» - своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор - это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.

Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

1-й уровень - непродуктивный . Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный . Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный . Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

4-й уровень - продуктивный . Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

5-й уровень - высокопродуктивный . Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов .

  1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
  2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
  3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
  4. контролирующая (административная);
  5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:

  1. надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
  2. реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;
  3. куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
  4. будущим специалистам должны быть предъявлены эталоны, образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии;
  5. должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;
  6. студент должен видеть и понимать динамику позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, сам должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;
  7. должен быть предложен ряд вариантов социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности;
  8. куратору необходимо включить каждого студента в социально-полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов;
  9. должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры.

Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.

Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:

  1. кураторство или наставничество (научное руководство);
  2. организация посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;
  3. организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам, научных кружков, научных или предметных олимпиад, секций и проч.;
  4. подготовка студентов для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  5. подготовка студентов, получивших 1-3 места на творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  6. участие студентов курируемой группы в спортивно-массовых и культмассовых мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;
  7. участие студентов курируемой группы в организации санитарных и экологических субботников в вузе;
  8. публикации преподавателей в СМИ по проблемам воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;
  9. участие преподавателя в разработке методических пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;
  10. отсутствие среди студентов курируемой группы случаев нарушения правил внутреннего распорядка вуза, административного правонарушения, уголовного правонарушения;
  11. профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами.

Литература

  1. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 123 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

Российский художник-концептуалист Юрий Феликсович Альберт писал, что «успешно искусство, когда существует в свободном мире, где есть свобода слова. Поэтому в той мере, в которой в стране присутствует свобода слова, существует современное искусство, а значит и кураторство» Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике //Автореф. дисс.... канд. искусс. СПб. - 2009..

На протяжении долгого времени Россия существовала в условиях закрытой советской культуры, что заметно повлияло на развитие института кураторства в стране. Изначально художник мог брать на себя роль как куратора, так и критика и любого другого деятеля искусства, который помогает в продвижении работ и идей. Сейчас это тоже возможно. Разница заключается лишь в том, что профессия куратора официально зарегламентирована и несет в себе ровно столько же смысла и пользы, как и художник.

На данный момент понимание роли куратора в России носит очень хаотичный характер и не подразумевает четких и развернутых расшифровок. В своей курсовой работе, выполненной в 2014-2015 гг. по теме «Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика», я подробно рассматривала несколько определений института кураторства, основанных на интервью с известными кураторами и на работах В.В. Савчука и И.М. Бакштейна.

Философ, куратор, художник и аналитик изобразительного искусства - Валерий Владимирович Савчук - выделяет шесть форм кураторской деятельности, делая акцент на проблемных точках его деятельности: Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.

Куратор-менеджер (фигура, которая осуществляет грамотную подачу товара/произведения на арт-рынке);

Куратор-посредник (человек, который, в первую очередь, является связующим звеном между зрителем и художником);

Куратор-концептуалист (занимается выработкой и реализацией концептов);

Куратор-учредитель (он занимается распределением и разделением новых направлений в художественном мире);

Куратор-гурман или куратор-повар (регулирует развитие художественной сферы);

Куратор-супердоносчик (куратор, который при помощи искусства выражает протест против негативных явлений действительности). Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

И. Бакштейн (искусствовед, куратор, художественный критик, директор Института проблем современного искусства) выделяет три направления деятельности куратора, в рамках реализации которых воплощаются некие ценностные ориентиры современного куратора Бакштейн И.М. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 464 с.:

Оценочное (заключающееся в первичной и вторичной качественной валоризации творчества отдельных художников);

Конструирующее (состоящее в выработке концептуальной структуры художественного проекта и соответствующего выбранной проблематике контекста его понимания);

Исполнительное (предполагающее практическую реализацию художественного проекта путём последовательного следования методам соответствующей стратегии).

В определении вышеперечисленных ориентиров И.М. Бакштейн, при оценке качества художественных произведений и формировании кураторского выбора, показывает актуальность личностных взаимоотношений с художником, а не его актуальность и культурную адекватность.

Также в курсовой работе, основываясь на экспертном интервью с куратором Андреем Ерофеевым, был выделен ряд тенденций о специфике института кураторства в России Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. (См. Приложение 6)

Во-первых, в России куратор заменил фигуру галериста: «У нас куратор считается такой фигурой, которая связана с определенным кругом людей, являющимся очень закрытым пространством. И коммуницируют они чаще всего только друг с другом» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

Во-вторых, куратор играет роль цензора, пытаясь адаптировать материал к тем реалиям восприятия, которые, ему кажется, могут привести к каким-то опасностям. Очень часто куратор портит работу художника, изменяя ее, снимая заостренные моменты и подавая в виде, как ему представляется, наиболее приемлемом. Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

Приведенные выше факты, определяют существование в России художественного мира как корпорации. Это также связано с тем, что искусство снизило градус проектности из-за популярности коммерческих галерей и ярмарок.

Виктор Мизиано - куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала» - выделяет особенности уже сложившейся российской художественной инфраструктуры, на фоне государственного корпоративного капитализма и чиновничье-олигархической элиты Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с..

«Во-первых, он говорит о том, что в России, в отличие от Запада, институции предназначены исключительно для репрезентативных целей. То есть средства на новые институции дают, но это не распространяется на их последующую деятельность. Государство выделяет деньги на организацию всевозможных фестивалей (биеннале, «Года России»), но при этом никак не поддерживает программы индивидуальных поездок художников и кураторов.

Во-вторых, в художественной инфраструктуре стирается грань между частным и публичным, коммерческим и некоммерческим выставками и любой показ понимается скорее как условия рыночного промоушена. В России довольно часто встречается куратор, который является галеристом, продающим работы художника.

Подобная практика в Росси развивается быстро. Именно этот аспект вносит коррективы в классическую западную систему с ее незаинтересованностью экспертного суждения. В российском художественном мире экспертное сообщество лишено социального статуса, оно необходима только для того, чтобы система работала, но конструктивным и автономным элементом она не признается.

В-третьих, система искусства у нас не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества.

«…современная российская действительность показывает: демократия, которая выводится из либерального рынка, не создает интенсивной общественной дискуссии, игнорирование которой составляет характерную черту российской художественной цены. Поэтому закономерно стремление культурных чиновников видеть в музеях и центрах не научные учреждения, а центры досуга и развлечения». Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с.

В-четвертых, стоит отметить, что в российской системе искусства нет места институциональной критике. Современная критика может ругать художников и кураторов, но никогда не найдет изъяна в самой институциональной системе» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В данном случае в развитии искусства явным основополагающим элементом является коммерциализация самого процесса развития. Художник-акварелист, член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели Сергей Андрияки определяет пагубное воздействие на искусство тем, что в Москве "проповедуют арт-бизнес", что безусловно отражается и на работе кураторов.

«Инсталляции, перформансы - к искусству это не имеет никакого отношения. Все, что касается нетрадиционного искусства можно либо выбросить, либо с помощью рекламы и других манипуляций сделать культовую вещь». Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016).

Таким образом, художнику, целью которого является попадание на арт-рынок, не нужен куратор, ему нужен галерист (или просто хороший менеджер). Кураторство же предполагает работу с более острыми, думающими и неоднозначными фигурами в области искусства.

Причиной непонимания роли куратора и игнорирования института кураторства является еще и то, том, что общество в Росси долго приходило в себя после серьезных исторических потрясений. Институт кураторства сформировался в упрощенном виде и формировался медленно. Начал развиваться лишь в конце 1980-х - начале 90-х годов. И в итоге получилось так, что люди не до конца осознали значение института кураторства в их жизни, следовательно фигура куратора до конца не востребована.

Например, Виктор Мизиано - главный редактор «Художественного журнала», И.М. Бакштейн - директор Института проблем современного искусств, Ольга Свиблова - основатель Московского дома фотографий, и директор Мультимеди Арт Музея Марат Гельман, начинали как коллекционеры. Также они известны открытием одной из первых частных галерей современного искусства. Андрей Ерофеев собрал коллекцию работ художников-нонконформистов. Все перечисленные выше люди играют не последнюю роль в образовании института кураторства, но известность в широких кругах им принесло не кураторство. (См. Приложение 6)

Это связано с тем, что в России фигура куратора в большей степени приравнивается к арт-менеджеру и галеристу. У куратора нет такой свободы слова, как у его зарубежных коллег. Что также может послужить причиной не популярности русского современного искусства на западной арене. У независимых кураторов нет возможности реализовать свои проекты на международной сцене, так как ему сложно выйти за рамки арт-рынка России.

Тем не менее, нельзя исключать факт существования в России кураторов, выступающих не с точки зрения ценности и общества, а старающихся преподнести общественности произведения художников, которые находятся вне политики и мейнстримового течения.

В первой главе речь уже шла о критериях выбора художника на проект, были перечислены факторы определяющие актуальность и значимость работ художника. Согласно экспертным интервью, проведенным в прошлогоднем исследовании для российского куратора очень важным является взаимопонимание в отношениях с художником Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. Также предпочтительнее работать с художниками с которыми уже установлены контакты. С одной стороны это положительно влияет на работу куратора, но с другой стороны это опять же является подтверждением коммерциализации искусства и переход к модели арт-рынка. Главный минус - это невозможность молодых художников попасть в «тусовку». Воплощение своих идей, безусловно, возможно, но лишь в рамках более камерных выставок. Ксения Подойницына (директор и совладелец галереи современного искусства «Галерея 21») считает, что даже в галерейном бизнесе это является актуальной проблемой: нежелание и неумение работать с молодыми художниками, искать новых «звезд», так как галереям предпочтительнее работать с уже известными и проверенными авторами. «Наряду с такими проблемами как несбалансированность цен, отсутствие вторичного рынка, недостаточная поддержка государства, одним из важнейших препятствий для развития рынка современного искусства в России является нежелание и неумение галерей работать с новыми именами, выращивать и продвигать новое поколение художников» Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016)..

В итоге, можно сделать вывод, что при выборе художника куратор руководствуется в первую очередь своей интуицией, но при этом не исключает применение более рационального анализа.

Дарья Пыркина (искусствовед, куратор, критик) считает, что в работе с художником ее основной задачей является обретение смысла в работе художника. Для нее главное не его продвижение по карьерной лестнице, а объяснение идеи. «…я считаю, что настоящий художник занимается искусством не для того, чтобы что-то объяснить, привнести некую идею, а потому, что просто не может этого не делать. Он это делает по какой-то внутренней необходимости, но дальше, когда он это сделал, у него возникает вопрос: а что с этим будет? Зачем все это? И вот этот момент «зачем все это?», момент обретения смысла через публичный показ произведений для художников очень важен» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

И именно этот момент и должен передавать куратор.

Прилашкевич Е.Е. выделяет два аспекта, четко разграничивающих различия между кураторской деятельностью в выборе художника в этическом плане Прилашкевич Е.Е. К проблеме оценки современного искусства (на примере кураторской деятельности) //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 73-1.:

Этика межличностных отношений - особенности взаимодействия куратора и художника при реализации проекта.

Этика художественного проекта основывается на выстраивании концептуальной структуры и методе репрезентации.

В действительности получается, что при принятии решения куратор придерживается этики художественного проекта. Акцент делaется на современной проблематике: появляется определенный круг тем, который ограничивается политическим и социальным устройством общества, процессом глобализации или особенностью персональной мифологии.

«К особенностям реализации художественного проекта можно отнести, в том числе, и нацеленность проекта на продвижение продукта, используя одну из стратегических моделей: интеллектуальной с ориентацией на использование традиционных методов репрезентации с направленностью на глубокое размышление и шоково-эпатажной, использующей провокационный подход, направленный на вызов острой эмоциональной реакции (О.В. Холмогорова) Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-ых // Художественная культура 20 века: развитие пластических искусств: сб. Ст. - М.: Рус. Слово, 2002. - С. 335-351..

Также существует две стратегии организации выставочного процесса. Это традиционное кураторское исследование, когда основным является исследование неосвоенных периферийных регионов и нахождение новых имен. И «глобалистский» подход, где важно обращение к художественным центрам (Мизиано) Лазарева Е. Дискуссия с участием Ерофеева А.В., Пацюкова В.В. и Мизиано В.А. Кураторство: апология любви и дружбы // Художественный журнал. - 2004. - № 55.. В данном аспекте внимание уделяется не поиску новых имен, а апеллированию к художественной элите» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В определении развития кураторской деятельности в стране важно отметить, что ни один проект не обходится без критики. В действительности критика имеет одну из основополагающих ролей в развитии института, так как именно посредством критических высказываний со стороны других арт-деятелей рождается то или иное понимание профессии куратора.

Елена Сорокина (художественный критик, куратор) определила российскую художественную ситуацию, как резкое противостояние, в котором все критикуют друг друга. Это в большей степени касается культурной дискуссии, где так не хватает более содержательного базиса, на основе которого происходят дебаты Куратор -- новая профессия везде // Colta.ru URL: http://www.colta.ru/articles/art/217?page=271 (дата обращения: 19.04.2016)..

В рамках дискуссии «Куратор между культуриндустрией и кретивным классом» в «Художественном журнале» А. Паршиков описывает задачу критиков в России, как заметно контрастирующую с западной практикой: «Я поразился тому, что критики даже не приходили на мои выставки, но при этом писали про них. Когда я приехал в Нью-Йорк на свою выставку, то попал не на само открытие, а на pannel talk. Я обнаружил там огромное количество людей. И все задают вопросы, интересуются, проводят параллели с другими выставками, потом выходят какие-то публикации. В России у меня такого никогда не было, поскольку здесь критик никогда не спрашивает куратора, в чем заключалось его высказывание» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

Также современная критика, как и в Советском союзе, образует «союз» художников и критиков. В СССР критика была частью идеологический системы, она выступала в качестве «институции советской системы искусств» Барабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.. В наше время произошли изменения и критик уже не выступает в пропагандистской стезе, но нельзя отрицать и существование «общества взаимного восхищения», что определяет оттенок написанной статьи. Становится важен не столько контекст выставки, сколько продвижение самого художника.

Евгений Барабанов выделяет три основные «ошибки», которые искажают критические текстыБарабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.:

Язык интерпретации (дискурс, возникающий между художником и зрителем подавляется неправильным истолкованием. Язык формулировки дискурса подавляет понимание простых читателей);

Навязывание своей точки зрения;

Альтернативный дискурс («пропагандистская агитка в пропагандистском издании»).

В заключении, согласно проведенному выше анализу и результатам работы прошлого года, можно выделить несколько особенностей развития института кураторства в России, а также его специфику:

Искусство в России развивается на уровне галерейного бизнеса.

Работу куратора приравнивают к работе арт-менеджера и галериста, в связи с чем происходит путаница в определении понимания роли куратора.

Институт кураторства в России сформировался позже, чем на Западе и развивается медленнее.

Российское искусство не признается на международной арене, так как власти не выделяют деньги на развитие художников за пределами страны, хотя активно поддерживают проекты всевозможных биеннале и международные акции типа «Год России».

Система искусства в России не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества, поэтому и перед куратором при организации выставки такой цели нет.

При выборе художника куратор в первую очередь опирается на интуицию и предпочитает работать с уже знакомыми художниками.

Критика схожа с критикой во времена Советского союза и нацелена не на описание контекста самой выставки, а на работу в рамках «союза», продвижения художников, кураторов.

Обязанности куратора НГШ

Куратор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции НГШ в своемклассе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе) и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким - то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

Куратор обязан обеспечивать :

нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);

максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком куратор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

Инициативность, энергичность, жизненная активность.

Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная заторможенность или возбудимость).

Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Способность и готовность делать что-то руками.

Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

Цели работы куратора в первую очередь следующие.

Сформироватькоманду (из кураторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с кураторомв полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном емуклассе,и быть полноценным участником этой команды.

Сформировать детский коллектив (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

Относительно каждого ребенка куратор обязан добиваться следующих целей:

Сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия.

Сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре (выбор между воевать или договариваться – в пользу договариваться; выбор между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»; выбор между принципами и ситуацией – в пользу принципов; выбор между «ради себя» или «ради людей» – в пользу второго; выбор между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности; выбор между великодушием и мщением – в пользу великодушия; выбор между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.).

Сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции.

Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

Сформировать умение чувствовать и сопереживать.

Сформировать познавательный интерес.

Сформировать умение учиться.

Сформировать деятельностную позицию относительно самого себя.

Сформировать деятельностную позицию относительно мира вокруг себя.

Сформировать все внепредметные умения,перечисленные в концепции.

Для достижения вышеуказанных целей куратор должен делать следующее.

I

1. Куратор обязан осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться доверия ребенка к куратору и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

1.1. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:

а) на уроках – надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;

б) на перемене – быть с детьми всегда, когда это возможно;

в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);

г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло;

д) наблюдать за ребенком в процессе его учебной и неучебной деятельности, анализировать его действия и на основании этого анализа корректировать его развитие;

е) искусственно создаватьситуации и использовать естественно создавшиеся ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы развивать личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.).

2. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым родителем, добиваться готовности родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

3. Куратор обязан информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае, если у куратора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно включить в эту ситуацию администрацию.

4. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе и при этом:

а) знать стратегию и тактики преподавателя, его цели и планы на отдаленное и ближайшее будущее;

б) знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях);

в) обсуждать и решать с каждым учителем все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;

г) обсуждать с каждым учителем и координировать с ним свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;

д) строить с каждым учителем совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;

е) передавать учителям необходимую информацию о детях и родителях, получать от них всю необходимую информацию.

4.1. Куратор обязан участвовать в уроке в качестве (в позиции):

а) «идеального ученика» («того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться»), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;

б) «ученика, рефлексирующего свои способы работы»;

в) «непонимающего ученика» (т.е. такого, который не понимает то, что «всем понятно» и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);

г) «восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого» (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);

д) «спорящего с другим взрослым взрослого» (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);

е) «критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого» (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);

ж) «организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)» (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно - управленческой и искусственно - технической позиции);

з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на уроке.

При этом куратор обязан :

а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;

б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой - либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;

б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. В случае возникновения трений и несогласованности следует обсудить ситуацию с администрацией.

4.2. Куратор обязан владеть текущим учебным материалом по курируемым им предметам не хуже, чем средний ученик данного класса (до 9-го класса включительно).

4.3. Куратор обязан знать все задания, которые выполняют ученики по курируемым им предметам (в том числе домашние), и быть способным их выполнить.

4.4. Куратор обязан отслеживать, чтобы до прохождения темыили в процессе прохождения темы учитель-предметник выдал каждому учащемуся список знаний и умений (в том числе и внепредметных), которые он должен освоить при прохожденииданной темы (этот списокдолжен быть и в предметной папке).

4.5. Куратор обязан отслеживать осмысленность заданий (в том числе домашних): ребенок должен понимать, зачем он их выполняет и чему он учится, когда их выполняет.

4.6. Куратор обязан регулироватьобъем домашних заданий, сроки их выполнения и сдачи.

4.7. Куратор обязан обеспечить информированность учеников своего класса о расписании класса и школы, о сроках проведения контрольных, зачетныхработ на текущую четверть и осуществляют контроль его выполнения в рамках своего класса.

4.8. Куратор обязан организовывать самостоятельную работу учеников по подготовке домашнего задания.

5. Куратор обязан составить (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса. В этом плане должно быть зафиксировано, как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны. В частности, куратор обязан получитьот учителя-предметника после каждой контрольной, зачетной и срезовойработы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе ). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

5.1. Куратор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты ученика, фотографии, видеоклипы, наградыи т.п.

5.2. Куратор обязан вести электронное «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не должен быть в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

5.3. Куратор обязан периодически организовывать обследование всех детей своего класса психологом и логопедом и в случае необходимости организовать необходимые занятия с психологом, логопедом или привлеченным специалистом.

5.4. Куратор обязан периодически проводить анкетирование детей в своем классе для получения от них обратной связи по основным вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью в рамках учебно-воспитательного процесса.

6. Куратор обязан развивать в каждом ребенке самостоятельность; все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а куратор должен выступать в роли организатора его деятельности. В частности, куратор должен организовать распределение обязанностей между учащимися класса и их выполнение.

7. Куратор обязан организовывать классныесеминары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, арешение семинара должно быть доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров должны быть выложены в электронном виде в папку класса в локальной сети.

8. Куратор обязан организовывать внеурочные мероприятия для учеников своего класса (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода, согласовывая проведение всех мероприятий с администрацией НГШ. В том числе:

а) организовывать экскурсии в соответствии с нормативами, принятыми в НГШ;

б) организовывать различные мероприятия: праздники, олимпиады, игры, диспуты и т.д.;

в) принимать участие во всех общешкольных внеклассных мероприятиях.

9. Куратор обязан:

– принимать участие в организации,подготовке и проведении всех запланированных общешкольных мероприятий, в которых участвуют ученики его класса;

– обеспечить присутствие учащихся своего класса на тех общешкольных мероприятиях, на которых им рекомендовано быть.

10. Куратор обязан знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций. В частности, куратор обязан:

– следить за правильной осанкой детей (особенно при чтении и письме);

– организовывать своевременное изменение высоты стульев и парт в соответствии с изменениями роста учеников;

– обеспечить расстановку мебели в соответствии с требованиямиСЭС и логикой учебного процесса;

– обеспечить проветривание класса на каждой перемене и во время прогулки;

– следить за нормальной освещенностью рабочей зоны класса.

11. Куратор обязан посещать все общешкольные семинары, которые ему рекомендует посещать администрация.

12. Куратор обязан в случае, когда у какого - либо ученика возникают проблемы с обучением или воспитанием, поднимать вопрособ организации встречи с родителями для подписания индивидуального договора.

13. Куратор обязан следить за тем, чтобы ученики имели пристойный внешний вид, выходили на улицу в одежде, соответствующей погоде и сезону, переодевались после прогулки и занятий спортом, вовремя мыли руки.

14. Куратор обязан следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков. В случае если у учителя - предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, куратор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, куратор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

15. Куратор обязан следить за чистотой и порядком в классе, а также за тем, чтобы все необходимые учебные принадлежности были у учащихся на столах перед началом уроков.

16. Куратор обязан следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой – столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличиеручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

17. Куратор обязан следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали правила поведения как в школе, так и во время выездных мероприятий.

18. Куратор обязан

– знать все нормативные документы школы, касающиеся выполняемых им функций;

– знать и выполнять все решения, принятые нашкольных семинарах и педсоветах.

II

1. Куратор обязан следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков.

2. Куратор обязан следить за состоянием учебников и учебных пособий учащихся.

3. Куратор обязан следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю - предметнику (начиная со 2 - го класса).

4. Куратор обязан следить за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируютфакт выполнения ими заданий.

5. Куратор обязан следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

6. Куратор обязан вести видеосъемку уроков, зачетов, самостоятельных в своем классе по установленному завучем расписанию.

7. Куратор обязан организовать дежурство учащихся в классе.

8. Куратор обязан следить, чтобы все учащиеся своевременно получали домашние задания в соответствии с графиком самостоятельных работ.

9. Куратор обязан совместно с администрацией принимать участие в составлении учебного плана на год и следить за тем, чтобы все учителя придерживались утвержденного плана.

10. Куратор обязан составить график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями - предметниками и следить за его выполнением.

11. Куратор обязан в ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать с администрацией и организовать дополнительные или индивидуальные занятия учителей - предметников с этими учениками.

12. Куратор обязан следить за тем, чтобы уроки в классе начинались и заканчивались со звонком.

13. Куратор обязан во время перемены находиться с детьми.

14. Куратор обязан дежурить на прогулке в соответствии с общешкольным графиком. Куратор обязан оказаться на улице до того, как его дети вышли на прогулку, находиться с детьми, следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школы. Куратор (1 - 5 классов) обязанпомогать организовывать игры, в том числе спортивные,и участвовать в них.

15. Куратор 1 - 5 классов обязан находиться в столовой в то время, когда едят дети его класса.

16. Куратор 1-5 классов обязан постоянно присутствовать в классе во время самостоятельной работы детей. Дежурство кураторов на самостоятельной работе осуществляется согласно графику, утвержденному на семинаре класса. Куратор 6-10 классов не обязан постоянно присутствовать в классе, но обязан организовать проведение самостоятельных занятий таким образом, чтобы в классе была рабочая обстановка.

17. Куратор обязан отслеживать время прихода и ухода детей; в случае опоздания ребенка на урок куратор должен обеспечить написаниеим объяснительной и передачу ее завучу.

18. Куратор должен отслеживать пропуски детьми занятий и вовремя подавать администрации табель посещаемостидетьми школы.

В случае отсутствия ученика в школе куратор обязан:

а) немедленно выяснить, по какой причине ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);

б) ежедневно передавать по E - mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день, а также организоватьрегулярное получение учителями выполненных домашних заданий.

в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не придет на занятия;

г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера);

д) в случае пропусков ребенком школы куратор обязан обеспечить наличие уадминистрации медицинских справок или записок от родителей с объяснением причин пропусков.

е) регулярно информировать родителей о суммарном количестве пропусков и опозданий их ребенка.

19. Куратор обязан заполнять и отслеживать еженедельные табели учащихся класса:

а) в пятницу заполнить недельный табель ребенка до его ухода из школы и выдать его;

б) в понедельник забрать табель у ребенка с подписью родителей;

в) во вторник сдать табели класса на проверку завучу школы;

в) в случае отсутствия подписанного табеляв понедельник куратор должен действовать по следующей инструкции:

– если ребенок забыл табель дома, позвонить родителям и попросить их подвезти или передать подписанный табель;

– если ребенок вернул табель без подписи родителей, позвонить родителям и довести до их сведения недельные оценки (по телефону, факсу, e - mail ’у);

– если ребенок потерял табель, сообщить об этом родителям и вручить им дубликат;

– в случае, если куратор сталкивается с саботажем родителей и их нежеланием подписывать табель, немедленно обратиться к администрации.

20. Куратор обязан следить за правильным и своевременным заполнением классной документации:

а) вовремя заполнять личные дела;

б) вовремя заполнить кураторские страницы в журнале;

в) следить за тем, чтобы учителя предметники вовремя заполняли свои страницы в журнале. В случае если учитель регулярно этого не делает, Куратор обязан довести это до сведения администрации;

г) еженедельно в понедельник выверять расписание классаи немедленно доводить до сведения завучавсе обнаруженные несоответствия;

д) еженедельно составлять индивидуальное расписание каждого ребенка;

е) организовать и отслеживать оформление информационных стендов в классе.

22. Куратор обязан организовать и поддерживать жизненный комфорт и удобства в классе:

а) обеспечить уют и психологический комфорт;

б) придерживаться эстетических принципов.

23. Куратор является материально ответственным лицом и отвечает за состояние техники и оборудования в классе(не допускает их порчи, а если произошла поломка, то немедленно сообщает хозяйственной службешколы).

Каждый слышал слово «куратор». Кто это такой? Это человек, следящий за процессом работы или какого-то иного действа.

Куратор в бизнесе

Необходимо понимать, что куратор проекта - это просто незаменимый человек. Лучше всего, чтобы его роль выполнял руководитель. Он может осуществлять следующие полезные функции:

  • обращать внимание руководителей на ход работы;
  • убирать препятствия;
  • обеспечивать всем необходимым;
  • поддерживать сотрудников, обремененных сложными обязанностями.

Каким должен быть куратор проекта?

Куратор должен быть настоящим лидером, он обязан выделять на работу необходимое количество времени и заниматься объемным планированием операций, а также продаж. Но главная его функция заключается в том, чтобы приободрять сотрудников, выполняющих важные дела, и быть для всех примером стойкости и целеустремленности. Самым трудоспособным и активным сотрудником должен быть куратор. Кто это такой, знают многие люди, занимающиеся бизнесом.

Кто может занимать должность куратора проекта?

Кого следует назначать на данную должность?

Конечно, было бы отлично, если бы куратором стал президент, но только в том случае, если у него имеется время и стремление выполнять такую работу. Что делать, если он не может или не хочет занимать Тогда можно назначить куратором вице-президента. Замечательно, если выбранный работник не ленится заниматься объемным планированием. Также он должен всегда быть на связи с президентом. Куратор проекта должен иметь отношение к одной из следующих отраслей: продаже, операциям, разработке продукции, маркетингу или финансам.

Куратор в вузе

К кому при необходимости всегда могут обратиться студенты? Конечно, к куратору или старосте. Эти люди всегда должны быть готовы предоставить учащимся необходимую информацию. Однако во многих группах бывает так, что студенты видят старосту постоянно и тесно общаются с ним, а с куратором не поддерживают особых контактов. Но среди этих людей есть огромное количество незаурядных, творческих и оригинальных личностей. Необходимо понимать, что куратор способен оказать такую поддержку, в которой нуждаются даже совершеннолетние. Но в течение обучения в университете она может носить различный характер: в начале студенческой жизни ребятам нужно много всего объяснять, поддерживать их. Это очень важно. А где-то на пятом курсе студенты испытывают некоторые затруднения с научным самоопределением. Тут тоже куратор группы может помочь. Необходимо также понимать, что на любом курсе в группе могут состоять как сознательные, так и довольно безответственные люди; одни подходят к учебе с полной серьезностью, а другие - спустя рукава. Куратор должен Относительно перечня функций, которые предпочитают выполнять эти люди, можно разделить их на несколько видов.

В заключение

Теперь вы знаете все о кураторах проектов. Вам известно, кто может занимать эту должность. Также вы познакомились с тем, кто такой куратор студентов. Теперь при общении с кем-либо вы не попадете в неловкое положение, так как значение данного слова вам стало понятным. Более того, вы можете сами свободно оперировать им в своей речи.

В детском саду – воспитатель, в школе – классный руководитель, а в университете – куратор. Все эти люди становятся вторыми родителями, поскольку сопереживают каждому своему подопечному и стремятся всячески повысить его успеваемость.

Куратор в университете – это глубокоуважаемый человек, к которому академическая группа приходит за советом, помощью и уважает, как никого другого. Это не официальная должность, но каждый преподаватель относится к ней с особой ответственностью.

Кто такой куратор?

Итак, куратор – это преподаватель в вузе, которому на кафедре поручают вести одну из академических групп подобно классному руководству в школе. Для получения этой должности не требуется дополнительное образование, а оплачивается такое совмещение ощутимой прибавкой к заработной плате.

Желание стать куратором возникает далеко ни у каждого педагога, и это легко объясняется. Помимо прибавки к заработной плате он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных студентов, которые утомляют своими вечными визитами и порой глупыми вопросами.

Кураторство – это, скорее призвание, чем легкий способ подзаработать, поэтому многие претенденты добровольно отказываются от такой участи.

Заведующий кафедры или декан не настаивают на этой должности, а, скорее, советуется с преподавательским составом, кто готов взять на себя такую ответственность. Назначают желающих либо самых ответственных, которые серьезно отнесутся к этой должности и не смогут отказать.

Как показывает практика, кураторство в современном студенчестве – дело неблагодарное, поскольку учащиеся вузов слишком рано становятся самостоятельными и не нуждаются в дополнительной помощи педагога.

Мало того, систематически пропускают его собрания, игнорируют вызов на кафедру и вовсе уверены, что обойдутся без такой опеки.

Неформальные обязанности куратора

Куратор получает надбавку к заработной плате, поэтому в обязательном порядке должен заниматься своей академической группой, а не только числиться за ней.

Среди основных обязанностей этого преподавателя – воспитателя стоит выделить следующие:

1. Донести ценную и полезную информацию до учащихся . Задача куратора – сообщить группе об общественных, организационных и других мероприятиях, на которых их явка обязательна. Кроме того, он предлагает экскурсионные программы, напоминает об обязательном прохождении медосмотра, а также сообщает обо всех задолженностях и пожеланиях деканата. Он готов ответить на любой вопрос, а всех своих студентов просто обязан знать в глаза.

2. Назначает старосту . Как правило, советам куратора четко следуют, поэтому, если он порекомендует конкретного студента на роль старосты, то к нему обязательно прислушаются. В дальнейшем староста чаще остальных контактирует с куратором, выступая в качестве посредника и исполнителя.

3. Организовывает культурные и развлекательные мероприятия . Как известно, студенческая жизнь надолго запоминается, так вот, чтобы сделать этот период памятным и значимым, нужно как можно чаще устраивать дискотеки, вечеринки, чаепития и другие развлекательные мероприятия для академической группы.

Задача куратора – вместе со студентами продумать сценарий, оформить помещение и даже выступить в качестве ведущего (соведущего) на этом празднике.

4. Стать для студентов другом, помощником и тонким психологом , который всегда поймет проблему и даст дельный совет. К кому, как не к куратору, идти со своими сложностями, тем более что этот человек всегда найдет нужные слова, чтобы поддержать и подбодрить упавшего духом подопечного.

Проблемы академической группы всегда воспринимает, как свои собственные, поэтому переживает и болеет за своих студентов душой.

5. Связываться по необходимости с родителями студента . Если учащийся вуза считает себя слишком самостоятельным и независимым, то проблем в учебе однозначно не избежать.

Это уже закономерность, которая повторяется из года в год, от одной сессии к другой. Так вот здесь просто необходимо донести до родителей реальную информацию о проблемах их чада, чтобы они хоть как-то воздействовали на его поведение и проявили участие в его дальнейшем обучении.

В общем, участь куратора нелегкая, и, чтобы стать достойным помощником и надежным другом, очень важно не только заслужить всеобщее доверие, но и заработать неподдельный авторитет в сознании всей академической группы. Но как это сделать?

Как стать хорошим куратором?

Если вы считаете, что назначение куратора – это и есть процесс становления авторитета, то сильно ошибаетесь. Куратор – это больше неформальный лидер, к которому студенты тянутся по доброй воле, а не по настоянию строго и требовательного деканата. Но как стать той «рубашкой», в которую все подопечные будут добровольно плакаться?

1. Студентов нужно воспринимать на равных, а не демонстрировать свое очевидное лидерство. Таких лидеров, как правило, боятся и избегают, а вот хорошего друга будут ценить, уважать и доверять ему все свои тайны и переживания. Так что выбор делайте сами, кем быть для своих подопечных?

2. К мнению студентов всегда нужно прислушиваться, показывая тем самым полное равноправие. Если сотрется эта черта «руководитель — подчиненный», то общаться с куратором будет весело и интересно. Студенты будут сами приходить на переменах к нему «в гости», а не скрываться под лестницей или в туалете.

3. Не стоит без повода беспокоить родителей, поскольку такое посредничество явно не понравится студентам. Сначала необходимо обсудить все проблемы со своим подопечным, и только если он не сможет их самостоятельно решить, обратиться за помощью родителей. Это должен быть последний вариант спасения утопающего.

4. Своих студентов нужно не ругать в деканате, а, наоборот, стараться защитить и смягчить наказание. Конечно, много такой подход не решит, но зато академическая группа будет рада, что куратор остается на их стороне.

5. Со студентами нужно больше общаться и желательно в неформальной обстановке. Для этого как раз и существуют общественные мероприятия, например, выезд на природу, туристический поход, и другие развлечения, идеально подходящие для всей академической группы.

Казалось бы, нет ничего сложного, зато через месяц – дугой отношения со студентами будут налажены, и их можно смело назвать товарищескими.

Должностные обязанности куратора академической группы

После назначения куратор получает должностную инструкцию, в которой подробно описаны все его прямые обязанности. Их необходимо запомнить или даже выучить наизусть, а в будущем неуклонно следовать указанным предписаниям.

Итак, куратор должен:

Найти индивидуальный подход к каждому студенту;

Изучить личное дело каждого студента своей академической группы;

Помочь студентам адаптироваться к студенческой жизни;

Ознакомить студента с особенностями учебного процесса в университете;

Контролировать успеваемость студентов своей академической группы;

Регулярно организовывать культурно-общественные мероприятия;

Привить любовь студентов к спорту и здоровому образу жизни;

Устраивать экскурсии, походы в музеи, туристические походы и другие познавательные мероприятия;

Извещать родителей об успеваемости студента;

Создать дружелюбные отношения между студентами своей академической группы;

Вести специальный журнал куратора;

Информировать заведующего кафедры обо всех нуждах и достижениях своих студентов;

Контролировать проживание иногородних студентов в общежитии;

Каждый семестр подготавливать отчет о проделанной кураторской работе;

Раз в две недели проводить тематические семинары или собрание студентов своей академической группы;

Решать все проблемы студентов, не только связанные с учебой и успеваемостью.

Теперь понятно, за что куратор получает дополнительную надбавку к заработной плате, но, если сказать честно, работы много, а доход не такой уж и существенный.

Именно поэтому, прежде чем соглашаться на кураторство академической группы, рекомендуется внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и мысленно прикинуть, а сможете ли вы это осилить, при этом нельзя забросить пары по своему основному предмету.

Отношения куратора и студентов

Каждый студент знает, что за его академической группой закреплен куратор. Однако не всегда обращается к нему за помощью и поддержкой.

Бывают такие невероятные случаи, когда учащиеся вузов в лицо не знают своего куратора, а его фамилия в академическом журнале и вовсе ничего им не говорит. Здесь можно смело сказать, что виноват в таком отчуждении однозначно куратор, который сам игнорирует свою группу и не интересуется заботами своих подопечных.

Есть другой тип кураторов, которые просто душат студентов своей опекой и повышенным вниманием. От такого помощника и наставника хочется спрятаться и сбежать, поэтому аудитории на его собраниях в большинстве своем пустуют. Навязчивость – опасное чувство, которое вызывает раздражение и желание превратиться в невидимку.

Именно поэтому требуется «золотая середина», где куратор будет интересоваться жизнью своих подопечных, но при этом подождет, пока к нему лично обратятся за помощью. Студенты – это взрослые люди, поэтому им обязательно нужно дать шанс самостоятельно решать свои проблемы.

Вывод : Необходимо быть не просто куратором, важно стать КУРАТОРОМ с большой буквы, ведь к такому студенты будут обращаться даже после выпуска. Хорошее отношение не забывается, а со временем может перерасти в самую настоящую дружбу.

Теперь ты знаешь о том, кто такой куратор группы .