Что такое экзистенциальный кризис. Экзистенциальный кризис, и как с ним бороться

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни ;
  • осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Недоверие к подобным взглядам обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис - это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс . Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис. Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией ; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD , взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис. Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий. Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение - это настоящее . А кто-то может решить, что суть жизни - это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Петер Цапфе , норвежский философ, в работе Последний Мессия предлагает четырёхступенчатый путь преодоления экзистенциального кризиса: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Смотри также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экзистенциальный кризис" в других словарях:

    Экзистенциальный кризис - Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… … Большая психологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия

    - – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса … Википедия

    - (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… … Философская энциклопедия

    В небе Dans le ciel Жанр: роман

    - (англ. Mystical psychosis) термин, предложенный в начале 1970 х годов американским психиатром Артуром Дейкманом в результате проведённого им сравнительного анализа психотических и мистических состояний, который показал, что… … Википедия

    Части тела. Сезон 2 Обложка DVD 2 сезона. Страна … Википедия

    Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Химическое соединение … Википедия

    Ален Таннер Alain Tanner … Википедия

Книги

  • Христианство как вызов , Джуссани Л.. От производителя Книги о. Луиджи Джуссани - часть его проповеднической деятельности, обращенной к современному человеку. Автор показывает, что сегодня особенно важно увидеть христианство в…

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

На примере населения

В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

И что же делать?

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.

Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.

Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.

Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.

Тем не менее выбор за тобой, удачи!

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств - 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” - говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler) , психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать.

Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис.

Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура "помогает" бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой.

Смысл и бессмысленность

Есть ли смысл или все в этом мире случайно и бессмысленно? Зачастую к этому вопросу нас возвращает смерть близких нам людей. Мы понимаем, что они прожили свою жизнь, представляем как, но не знаем зачем. Это "зачем" терзает наше сознание днем и ночью. Вспомним Будду, для которого столкновение со смертью человека, стало началом пути к просветлению.

Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе.

В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это?

Выбор и ответственность

Нам известно, что мы сами наделяем смыслом свои поступки, так как несем ответственность за то, что делаем. Каждый раз совершая выбор, мы соизмеряем степень ответственности, которую за него понесем и свои способности его нести. Бунт тоже выступает таким выбором, поэтому к бунту необходимо подходить с осознанием ответственности за способы и методы бунта, одним из которых, как считает А. Камю, является бунт через творчество.

Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца.

Взаимодействие с равнодушным миром

В естественно-научной картине мир нейтрален по отношению к человеку, человек хоть и включен в него, но его действия не влияют на движение небесных светил или смену времен года. Мы начинаем чувствовать себя заброшенными, оставленными в мире, где все и так существовало бы без нашего присутствия. Это чувство заброшенности и не дает нам смириться с равнодушием мира. Мы начинаем вносить смыслы в свою деятельность, взаимодействовать с миром осознано и эти смыслы оживляют безжизненный мир. Мир перестает быть безликим и равнодушным, он становится пространством смыслов, которые дают нам возможности для духовного развития. Смыслы, которые мы обнаруживаем в искусстве и природе, оживляют нас, а потому творчество имеет силу, способную возвысить человека над обыденностью и придать ему мужество взаимодействовать с миром, но уже не равнодушным миром, а миром красоты и смыслов.

Страх перед смертью

Страх перед смертью, самый сильный страх, которому подвержен любой человек, независимо от социального положения или религиозных убеждений. Мы не знаем, что там, а потому страх перед смертью – это страх перед ничто, перед неизвестным. Этот страх отлично описал М. Хайдеггер, назвав его первобытным ужасом.

Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. "Познай самого себя" - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом.

Вера

Часто в состоянии кризиса мы не знаем, где искать поддержки, на что опираться. Мы как бы находимся в состоянии постоянного падения в бездну. Представьте, что вы возвращаетесь поздно вечером домой, но по какой-то причине фонари вдоль вашей улицы уже не горят. Эту дорогу вы знаете наизусть, но, так как сегодня весь день шел дождь, вы не знаете наверняка, в какой момент под ногами у вас может оказаться лужа или грязь. Скорее всего, вы будете идти очень осторожно, пытаясь осмыслить каждый сделанный вами шаг. Вера в этой ситуации подобна внезапному свету от загоревшегося рядом фонаря, который делает ваш путь к дому ясным и понятным. А главное, вы больше не испытываете тревоги и страха наступить в яму или лужу. В состоянии экзистенциального кризиса человек находится в постоянном стрессе, он начинает искать опору, любой источник света, для того чтобы ощутить твердое основание под ногами. Однако этим основанием могут оказаться и сомнительные социальные связи и организации: деструктивные секты, субкультуры, маги и шарлатаны. Важно помнить, что существуют дипломированные специалисты способные помочь в случае кризисной ситуации.

Любовь

Любовь способна вывести нас из кризиса и дать основания для дальнейшей жизни, которую мы будем выстраивать с принятием активной роли любимого в наших повседневных делах.

Встречая на своем жизненном пути другого человека, мы можем заинтересоваться им. Что лежит в основании этого интереса - не столь важно. Важно, что по мере общения этот интерес усиливается и никогда не бывает полностью удовлетворен. Мы хотим узнать о нем все. Чем он занимается, как и почему носит именно такую одежду, какую музыку он слушает и т. п. Мы настолько привязываемся к любимому, что хотим узнать его в разных жизненных ситуациях, однако, мы должны всегда помнить, что познать полностью другого человека невозможно. Получается, мы можем принять на веру, что то, чего мы не знаем, не существенно, а потому не угрожает нам. Любовь - это всегда доверие, придающее смысл нашему существованию, поэтому вера – неотъемлемая часть любви. В любви человек получает уверенность в себе и основание, придающее ему силы для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Любовь – преобразующая мир сила, способная спасти человека. Появляясь в жизни каждого, она дает нам свободу преобразовывать себя и мир, потому что дает ответ на вопрос зачем это необходимо делать.

Творчество

Экзистенциальный кризис не всегда является деструктивным для человека и не всегда приводит к негативным последствиям. Кризис дает нам возможность остановиться, уединиться и задуматься о себе и своей жизни. В результате уединения мы можем открыть в себе ранее неизвестные нам способности к творчеству. Писатели "потерянного поколения" (Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд), столкнувшись с экзистенциальным кризисом на войне, вернулись с нее, осознав свой долг перед человечеством – писать. Их творчество – это правда о себе и своей жизни, у каждого из них своя жизнь и свои взгляды на роль войны в ней. Однако творчество писателей "потерянного поколения" стало для них единственным способом спасения души, единственным выходом из экзистенциального кризиса.

Благодаря творческому общению человек способен измениться и преодолеть кризис. Если он может доверить свои переживания другому человеку, а другой принять их как свои, поддержать его и помочь поверить в себя, то такое общение может дать человеку твердое основание под ногами.