Богомолов, михаил михайлович. Тонизирующие напитки: мифы и реальность

В последнее время в российском обществе и СМИ развернулась активная дискуссия отонизирующих напитках. При этом со слабоалкогольными напитками все более-менее понятно: их реализация должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции.

Споры и противоречивые суждения в основном вызывают безалкогольные тонизирующие напитки, в отношении которых в некоторых регионах введены жесткие ограничения на реализацию. Оправданы ли они?

Дата: 06.08.2015


Михаил Богомолов,
Врач-психоэндокринолог,
диабетолог, президент МОО
«Российская диабетическая ассоциация»

Сегодня насчитывается около 200 брендов безалкогольных тонизирующих напитков (БТН), которые продаются в 165 странах на всех континентах: от Австрии, Франции и других стран Европы до Австралии, Малайзии, Мальдив, Филиппин, США и Канады. Популярность БТН во всем мире связана с приятным вкусом, способностью поддерживать водный баланс в организме, повышать умственную активность, физическую выносливость и работоспособность. Снижение сонливости, повышение когнитивных функций, сохранение концентрации внимания при употреблении этих продуктов оценили самые разные потребители: спортсмены, студенты, военные, журналисты, водители-дальнобойщики и просто те люди, кому нужен запас бодрости на целый день.

В 2011 году Министерство здравоохранения Канады объявило, что энергетические напитки следует отнести к категории пищевых продуктов, так как они употребляются с той же целью, что и любые другие напитки. В этом решении относительно энергетических напитков канадское Министерство здравоохранения последовало примеру США, Австралии, Новой Зеландии и стран, входящих в состав Евросоюза.

Тем не менее в ходе дебатов вокруг безалкогольных тонизирующих напитков в нашей стране часто высказываются мнения, которые дискредитируют БТН. И опираются они не на исследования авторитетных медицинских учреждений на эту тему, которые доступны в основном профессиональной аудитории и, к сожалению, мало известны широкой публике, а на циркулирующие слухи и мифы, не имеющие под собой реальной почвы. Будем их опровергать, базируясь на подтвержденных цифрах, фактах, результатах исследований зарубежных и отечественных специалистов.

миф 1 «Употребления БТН в России в последнее время резко возросло»

Этот миф опровергают результаты исследования «Структура потребления (источники и уровни) населением РФ продуктов, содержащих кофеин», проведенного в 2013 году ВЦИОМ по заказу Национального фонда защиты потребителей.

В соответствии с ними, средний уровень потребления безалкогольных тонизирующих напитков в Российской Федерации составляет около 1 литра на человека в год, что не превышает 2-3% от среднедушевого потребления алкоголя крепости водки. И это за 15 лет существования на рынке! Для сравнения, в Австрии выпивают около 10 литров БТН на человека в год.

По данным ВЦИОМ, из кофеиносодержащих продуктов (чай, кофе, шоколад, лекарства, напитки категории «кола» и т.д.), меньше всего население России потребляло в 2013 году тонизирующих напитков: 19,5% среди взрослого населения и 23,1% среди подростков.

Основными потребителями энергетиков являются люди в возрасте от 22 до 34 лет, зачастую пьющие их в вечернее и дневное время вместо кофе. При этом самым популярным кофеиносодержащим напитком остается чай: хотя бы раз в год его пили 95% взрослого населения и 98% подростков в возрасте 12-17 лет (см. табл. 1).

Так, средний российский подросток (12-17 лет) в год выпивает 916 чашек чая, 236 чашек кофе, 140 порций напитков «кола», съедает 129 порций шоколада и употребляет 9 таблеток кофеиносодержащих лекарств (см. табл. 2). При этом 77% процентов подростков в РФ ни разу не пробовали безалкогольные тонизирующие напитки, а оставшиеся 23% подростков выпивают примерно 26 банок (емкостью 250 мл) безалкогольных тонизирующих напитков в год, или 1 банку (250 мл) в 2 недели.

Иными словами, поступление кофеина в организм подростков с чаем (62%) и кофе (25%) в разы выше, чем с безалкогольными тонизирующими напитками (см. диаграмму 1), причем потребление БТН невелико как в абсолютных, так и относительных цифрах.

Расчеты с учетом медианных значений потребления показали, что 64,7% кофеина у взрослого населения и 80,4% у подростков поступает в составе чая.

Вклад кофе в суточную дозу кофеина составляет 33,7% у взрослого населения и всего 12,1% у подростков.

Что касается остальной части населения России, то по данным ВЦИОМ, 70-80% россиян вообще никогда не пробовали БТН. А приверженцы этих напитков употребляют 3-10 банок (емкостью 250 мл) в месяц, что никак не может быть проблемой.

Примерно такая же картина в Европе. Здесь можно сослаться на благополучную Австрию. Как показали исследования, проведенные в этой стране, для взрослого населения главным источником нагрузки кофеином является кофе (66-75% для разных половозрастных групп), далее следуют «энергетические напитки» (порядка 9-20% в общей квоте кофеина); вклад остальных источников незначителен за исключением лекарств, потребление которых трудно поддается учету.

миф 2 «Потребление БТН приводит к разрушению организма: желудка, печени, почек и других органов»

Реальная практика говорит о другом: БТН проходят сложную и пристрастную процедуру оценки безопасности, установленную в РФ, поскольку являются объектом обязательной государственной регистрации, которая включает санитарно-гигиеническую экспертизу состава напитков и их маркировки, определение их соответствия параметрам безопасности, установленным законодательством, и завершается Государственной регистрацией. Экспертиза проводится Институтом питания РАМН — ведущим научным учреждением РФ в области пищевой безопасности. Свидетельство Госрегистрации подписывается главным санитарным врачом РФ и гласит, что напиток безопасен и предназначен для употребления в пищу.

В январе 2015 года Европейское управление по контролю безопасности продуктов питания (EFSA) опубликовало предварительные результаты «Научного исследования по вопросам безопасности кофеина», проведенного по заказу Европейской комиссии в связи с многочисленными вопросами относительно безопасного для здоровья уровня потребления кофеина, в том числе входящего в состав «энергетических напитков».

В основу выводов были положены итоги 39 обзоров, подготовленных в 22 странах Европы, в которых приняли участие 66531 человек. Основные выводы европейских ученых свелись к следующему: а) Употребление кофеина до 400 мг в день не представляет проблемы для всех, за исключением беременных; б) Употребление кофеина до 200 мг в день не представляет опасности для беременных; в) Безопасная доза кофеина для взрослых (3 мг на 1 кг веса в день) может быть использована при обосновании расчетов безопасных дневных доз кофеина для детей 3-10 лет и подростков 10-18 лет. Т. е. несовершеннолетний ребенок с весом в 40 кг может употреблять до 120 мг кофеина в день; г) Однократные дозы кофеина до 200 мг не приводят к клинически значимым изменениям давления, кровотока миокарда, гидратации или температуры организма. Другие компоненты «энергетических» напитков (таурин, глюкуронолактон) не представляют опасности, поскольку отсутствует их неблагоприятное взаимодействие с кофеином.

миф 3 «В состав БТН входят неконтролируемые, неизвестные или опасные ингредиенты»

К типичным компонентам БТН, помимо воды и сахара, относятся таурин, глюкуронолактон, инозитол и кофеин. Многочисленные токсикологические оценки этих компонентов в ведущих организациях РФ и мира констатировали, что в каждом из них и в их сочетаниях отсутствуют опасные ингредиенты.

Витамины группы В — жизненно важные соединения, участвующие в процессах энергетического обмена и повышающие физическую работоспособность и умственную активность человека.

Кроме того, как предполагают некоторые исследователи, витамины группы В способны улучшать настроение. Сахароза и глюкоза необходимы в тонизирующих напитках, чтобы защитить организм от истощения запасов гликогена.

В банке тонизирующего напитка содержится в общей сложности 27 г сахарозы и глюкозы, что приблизительно равно количеству этих углеводов в стакане яблочного или апельсинового сока.

Таурин — аминосульфокислота, образующаяся естественным путем в организме человека из серосодержащих аминокислот и выполняющая ряд физиологически важных функций, в частности как компонент желчных кислот.

Таурин участвует в самых разных биологических процессах: помогает регулировать уровень воды и минеральных солей в организме, играет важную роль в развитии мозга. Он содержится в птице, рыбе, морепродуктах (морские гребешки) и даже в детском питании.

Адекватный уровень суточного потребления таурина составляет 400 мг, верхний допустимый уровень — 1,2 г.

В стандартной баночке тонизирующего напитка (250 мл) содержится 1000 мг таурина. Следует заметить, что в организме человека весом 70 кг присутствует около 70 г таурина (что в 70 раз больше, чем содержится в банке с популярным тонизирующим напитком).

Глюкуронолактон образуется в организме из глюкозы, после приема с пищей метаболизируется до глюкуроновой кислоты, которая окисляется до углекислого газа и воды либо участвует в детоксикации, т.е. в связывании ксенобиотиков в микросомальной фракции печени и выводится с желчью. Группа европейских экспертов, проводивших исследование по заказу Европейского управления по контролю безопасности продуктов питания, в научном заключении EFSA-Q-2007-113 от 15.01.2009 года «Использование таурина и Д-глюкоронолактона в качестве компонентов энергетических напитков» пришла к выводу о том, что таурин и Д-глюкоронолактон, являющиеся природными компонентами, в энергетических напитках не оказывают вредного воздействия на организм.

Кофеин содержится в БТН в относительно высокой концентрации, но не выше, чем в чае, кофе, какао. В стандартной баночке самого распространенного безалкогольного тонизирующего напитка объемом 250 мл содержится 80 мг кофеина. Для сравнения, примерно то же количество кофеина содержится в средней чашке растворимого кофе.

Гурманы, предпочитающие изысканные виды кофе, например, капучино, потребляют до 160 мг кофеина на одну чашку.

Отнеся энергетические напитки к пищевым продуктам, Министерство здравоохранения Канады также указало максимально допустимый уровень содержания кофеина в энергетических напитках. Стандартные банки напитков (объемом около 250 мл) могут содержать не более 100 мг кофеина, банки среднего размера (объемом от 473 до 750 мл) — не более 180 мг. В отличие от производителей чая и кофе, производители энергетических напитков в обязательном порядке указывают на этикетке общее содержание кофеина в продукте.

В Российской Федерации установлены нормы содержания кофеина для различных продуктов. В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в статье 9 «Требования безопасности к тонизирующим напиткам» указывается, что содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/куб. дм. В Приложении 3 к ТР ТС 021/2011 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции» в разделе 8 установлено, что «содержание кофеина в напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 150 г/куб. дм, а в специализированных напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 400 г/куб. дм».

По просьбе первого в России социально ориентированного телеканала «Москва. Доверие» в марте 2015 года НИИ Питания РАМН провел лабораторные исследования ингредиентов и их доз, входящих в состав самого дорогого и самого дешевого безалкогольных тонизирующих напитков. По заключению заведующего лабораторией химии пищевых продуктов Института питания РАМН, к.м.н. Владимира Бессонова, у этих двух образцов при огромной разнице в цене почти идентичный состав. Но специалисты объяснили это просто: в России действуют строгие ГОСТы, а цена зависит только от статуса бренда. «В очередной раз мы убедились, что эта группа продуктов соответствует национальным стандартам, требованиям технического регламента, ГОСТу и тем данным, которые указаны на упаковке. Энергетики вполне безобидный продукт. Но самое главное — содержание кофеина и таурина соответствует заявленному».

миф 4 и миф 5 «Регулярное потребление БТН приводит к появлению зависимости, сродни наркотической» и «Употребление БТН — первый шаг к употреблению алкоголя и наркотиков (алкоголизация населения)»

Статистика алкоголя, наркотиков и БТН никак не соотносятся. Ни количественно, ни качественно. Эксперты в области диетологии, наркологии и токсикологии подчеркивают, что причинно-следственная связь здесь отсутствует. Реальной статистики из солидных источников, авторитетно подтверждающих стойкую зависимость от БТН, а уж тем более того, что употребление БТН — первый шаг к наркотикам и алкоголизации населения — нет.

При этом риск причинения вреда здоровью при потреблении безалкогольных тонизирующих напитков не превышает риска от кофе, который возможен только при очень больших объемах потребления, так же как и при неумеренном употреблении многих других пищевых продуктов. А вопреки сложившемуся мнению, средний уровень потребления энергетических напитков (и подростками, и взрослыми) заметно уступает значениям этого показателя по другим кофеиносодержащим продуктам. В основном уровень потребления БТН оценивается как низкий или очень низкий.

Среди взрослого населения — 11,9%, среди подростков — 14,2%. Средний уровень потребления энергетиков составляет лишь 6,2% у взрослых и 7,6% — у подростков. Взрослых жителей России с очень высоким уровнем потребления энергетиков (более 1 банки 250 мл ежедневно) ничтожно мало — 0,7%, а среди подростков — 0,6%.

Вместе с тем, по мнению отечественных медицинских экспертов, опирающихся на данные стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015- 2030 гг., главными угрозами здоровью россиян являются злоупотребление алкоголем, табакокурение и употребление наркотиков. В этом перечне нет упоминания БТН как серьезного фактора, массово влияющего на здоровье населения страны.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году Россия находилась на четвертом месте в мире по уровню потребления алкоголя (чистого этилового спирта) на душу населения (15,76 л на человека в год). По данным комитета Госдумы РФ по охране здоровья, количество смертельных случаев от алкоголя по-прежнему остается высоким — около 75200 человек в год, а по данным Росстата, 33% юношей и 20% девушек регулярно употребляют алкоголь.

В настоящее время в СМИ, на экспертных советах и в общественных дискуссиях предлагают безалкогольные тонизирующие напитки (типа «Байкал», «Саяны», «Ред Булл», «Кола», «Хинин тоник» и т.д.) приравнивать к алкоголю, порядок их продажи предлагают регулировать так же, как и алкогольную продукцию (например, их продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещается).

Между тем ни одним федеральным законом не предусмотрено каких-либо ограничений на производство и оборот безалкогольных тонизирующих напитков. Более того, на федеральном уровне законопроект «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков» не был поддержан правительством Российской Федерации, поскольку установление каких-либо правоограничений для несовершеннолетних региональным законодательством просто неконституционно и не соответствуют современной международной законодательной практике. Действующее законодательство РФ и технический регламент Таможенного союза обеспечивают необходимый уровень безопасного потребления безалкогольных тонизирующих напитков всеми категориями населения, в том числе и подростками.

Предлагаемые в ряде регионов РФ ограничительные меры не имеют под собой научного обоснования: на сегодняшний день не существует ни одного исследования, подтверждающего наличие в составе безалкогольных тонизирующих напитков небезопасных для потребления ингредиентов. В то же время данные различных научных исследований, в том числе в РФ, свидетельствуют, что при умеренном потреблении (как и любой пищевой продукт) безалкогольные тонизирующие напитки являются безопасными для здоровья.

Поспешное введение различных ограничений на оборот БТН в розничной торговле, без учета мнения делового сообщества, экспертов и ученых, не будет способствовать решению задач, провозглашаемых его инициаторами, а только ухудшит условия ведения бизнеса для производителей безалкогольных тонизирующих напитков, предприятий торговли, индустрии гостеприимства и общественного питания. Запрет на безалкогольные тонизирующие напитки будет стимулировать развитие «теневой» торговли, спровоцирует отток потребителей от цивилизованной и контролируемой системы общественного питания и быстрого обслуживания (кафе, ресторанов, столовых, гостиниц, развлекательных центров).

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин считает, что призывы к ограничению или запрету продажи тех или иных продуктов есть не что иное, как попытка ограничения свободы потребительского выбора. Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает. Но этот вред должен быть доказан и научно обоснован, иначе любой подобный запрет будет выглядеть как инструмент конкурентной борьбы. В то же время история таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.

Эти факты указывают на необоснованность позиции части законодателей, выступающих за жесткое ограничение продаж безалкогольных тонизирующих напитков. В этом вопросе имеет смысл учесть многолетний опыт ведущих зарубежных стран, например, Европы и Северной Америки, где законодательные акты по ограничению каких-либо продуктов принимают на основе устойчивой многолетней статистики.

Большая часть российских экспертов сходятся во мнении, что шумиха вокруг безалкогольных тонизирующих напитков носит надуманный характер, реальный масштаб их негативного воздействия на молодежь сильно преувеличен.

Михаил Богомолов, Врач-психоэндокринолог, диабетолог, президент МОО «Российская диабетическая ассоциация»

(1940-05-05 ) (43 года) Место смерти Принадлежность

Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР
СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал Сражения/войны Награды и премии

Михаил Михайлович Богомолов (11 января 1897 года - 5 мая 1940 года) - советский военачальник, комдив (1940). Герой Гражданской войны , во время которой был награждён тремя орденами Красного Знамени .

Биография

Родился Михаил Михайлович Богомолов в Демянске в семье рабочего.

В российской армии М.М. Богомолов с 1916 года, участник Первой мировой войны , младший унтер-офицер .

В 1917 году М.М. Богомолов вступил в Красную Гвардию , в 1918 - в РККА , с 1919 года - член ВКП(б) . Окончил школу красных командиров, участвовал в Гражданской войне командиром взвода , затем командовал эскадроном 1-й Конной армии , участвовал в советско-польской войне . В составе Туркестанского фронта М.М. Богомолов участвовал в боях с басмачами : с июля 1922 года начальник разведки 17-го полка 6-й Туркестанской бригады, с сентября 1922 года - начальник разведки 6-го Туркестанского стрелкового полка, с февраля 1923 года - командир конного взвода того же полка. За мужество и героизм М.М. Богомолов был награждён тремя орденами Красного Знамени.

В 1927 году М.М. Богомолов окончил Объединенную Киевскую школу командиров им. С.С. Каменева и в августе 1927 года был назначен командиром 85-го кавалерийского кубанского полка, с мая 1930 года - командир 5-го отдельного запасного кавалерийского эскадрона, с марта 1931 года - вр.и.д. помощника командира по строевой части 21-го кавалерийского полка, с сентября 1932 года - начальник курса Военной академии механизации и моторизации РККА . В январе 1935 года М.М. Богомолов назначен командиром (с января 1937 года так же и военкомом) 7-го механизированного полка, с сентября 1937 года - командир 21-й механизированной бригады, с июня 1938 года - начальник автобронетанковой службы 8-го стрелкового корпуса . Окончил Военную академию им. Фрунзе .

С декабря 1938 года М.М. Богомолов командир 3-й отдельной механизированной бригады (вскоре переименованной в 36-ю легкотанковую бригаду, позднее - 36-я танковая бригада), командуя которой в сентябре - октябре 1939 года участвовал в Польском походе РККА в составе 8-го стрелкового корпуса 5-й армии .

Во время советско-финской войны М.М. Богомолов - начальник автобронетанковых войск (АБТ) Северо-Западного фронта . Сразу после окончания войны 14-17 апреля 1940 года он участвует в совещании начальствующего состава РККА при ЦК ВКП(б) по сбору опыта боевых действий против Финляндии, затем в комиссии Главного военного совета (ГВС), занимавшейся обобщением боевого опыта по итогам войны.

5 мая 1940 года М.М. Богомолов внезапно скончался. В протокольной записи заседания комиссии ГВС от 7 мая 1940 года есть запись:

Ворошилов : Мне только что доложили, что член нашей комиссии т. Богомолов умер. Прошу почтить память вставанием…

- «Зимняя война»: работа над ошибками

Звания

  • комбриг - 17.05.1939
  • комдив - 21.03.1940

Награды

  • три Ордена Красного Знамени - 1923 (Приказ РВСР № 183); 1924 (Приказ РВСР № 335); 1924 (Приказ РВСР № 105).

См. также

  • Список троекратных кавалеров ордена Красного Знамени до 1930 года

Память

  • 23.07.1940 имя М.М. Богомолова было присвоено 36-й танковой бригаде.
  • В Ровно установлен памятник комдиву М.М. Богомолову, который «дважды освобождал город от врагов революции - в 1920 году, командуя эскадроном Первой конной армии, и в 1939 году, когда танкисты М.М. Богомолова в ходе освободительного похода Красной Армии на западноукраинские земли принесли свободу и счастье трудящимся Ровно».

Напишите отзыв о статье "Богомолов, Михаил Михайлович"

Примечания

Литература

  • «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 года). Материалы комиссий Главного военного совета Красной Армии по обобщению опыта финской кампании. - М.:; СПб.: Летний сад, 2004.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Богомолов, Михаил Михайлович

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.

Михаил, помните ли Вы свой первый день работы на ТВ? Как складывался путь от режиссера и продюсера до должности Генерального продюсера и Главного редактора?

Кстати, свой первый день работы на телевидении я вообще не помню! Но вот, как я попал на ТВ — это отдельная и крайне интересная история. В своей жизни я поменял много сфер деятельности: в 14 лет работал в корпоративе, который занимался переплетом книг, был охранником капусты в совхозе(смеется — здесь и далее прим. «сайт»), управлял собственным баром… В качестве помощника байера участвовал в закупке первой коллекции Armani для России, работал в бутиках Gucci и в Ermenegildo Zegna. Я участвовал в съемках пилотного(пробного), первого выпуска программы« Квартирный вопрос» на телеканале НТВ, и именно тогда у меня и моей подруги появилась идея делать собственную программу о моде. Я тогда вообще ничего не понимал в телевидении. Мы принесли идею программы на телеканал MTV-Russia. Наше предложение одобрили, и мы стали снимать пилотный выпуск уже собственной передачи. 4 месяца бессонных дней и ночей, отсутствие выходных и перерывов на обед, и вот азы телевидения были постигнуты.(Смеется) Так появилась программа« Hand Made», в которой популярные артисты выступали в качестве дизайнеров одежды, а уже после — «Гид по стилю», а там уже по нарастающей!

Припомните какой-нибудь курьезный случай, произошедший на первых ТВ-съемках?

Вот как раз я хорошо помню первую телевизионную съемку, в которой я участвовал. Меня отдали« на воспитание» Яне Чуриковой, которая в тот момент уже готовилась к проекту« Фабрика Звезд», но еще работала на MTV. Яна тогда сказала, что мы идем в студию на снимать программу. Я спросил ее, что для этого нужно. «Ну, для начала кассета!» — пошутила Яна. К слову, видеокассеты тогда были двух размеров — побольше и поменьше. Я прихожу в архив за кассетой и прошу выдать ту, которая больше всех. Затем приношу ее Яне Чуриковой. Она смотрит на кассету, смеется и говорит: «Ты что принес? Такая большая в камеру не подойдет по размеру!». А я подумал, что нужно как можно больше, чтобы уместилась вся съемка. Только потом я узнал все нюансы операторского мастерства, и даже сам снимал программу в качестве оператора.

Михаил, вы работаете на RU. TV с самого первого дня существования телеканала. Вы участвовали в его создании. Расскажите, с какими трудностями Вы сталкивались?

Я пришел на RU. TV в январе — начале февраля 2007 года, а официально RU. TV свой день рождения отмечает именно в феврале. Именно тогда он начал выходить на спутники, появляться в больших кабельных сетях. Не помню, сколько человек у нас тогда работало, но размещались мы в двух небольших комнатах. Сейчас штат телеканала насчитывает несколько десятков сотрудников, а занимаем мы уже целый этаж. Трудностей и наоборот позитивных вещей было очень много. Вообще как протекала жизнь RU. TV в течение 9 лет — это тема для отдельного интервью. Я считаю, что успех RU. TV заключается в том же, в чем и успех Русского Радио. Потому что телеканал RU. TV — это самая лучшая, самая красивая и самая модная русскоязычная музыка. В первую очередь она интересная зрителю, так как она понятна. Ведь все клипы звучат на нашем родном, красивом, замечательном русском языке. Это песни о душе и для души. Репертуар ориентирован на женскую аудиторию. Поэтому каждая девушка найдет в каждой композиции для себя что-то родное, а в отличие от Русского Радио на RU. TV есть еще и красивая картинка!

А в чем секрет Вашего успеха? Ведь вы молодой и успешный топ-менеджер медиабизнеса!

Ну, не такой молодой, как может показаться на первый взгляд. Если Вы действительно оцениваете, что я успешен, то повторю, что случайно появился на телевидении. Я всегда делал телевидение не по каким-то законам и правилам, написанным в учебниках, а по принципу — интересно ли было бы мне самому смотреть. Но здесь учитывается не только мое субъективное мнение, но и результаты исследований, которые мы проводим по всей стране. Как показывают рейтинги то, что мы производим, пользуется хорошим спросом. Здесь успех не только мой, но и всей нашей команды. К счастью для меня, как для работодателя, и, к несчастью для тех, кто хочет найти себе работу, в нашем коллективе собрана стабильная команда. Все сотрудники работают много лет. Если кто-то и покидает нас, то, как правило, это девочки, которые уходят в декрет.(J) Если зрителям все это нравится, это здорово!

Популярное

Михаил, а кем Вы мечтали стать в детстве?

В силу того, что я очень люблю животных, то у меня в доме всегда был зоопарк. Я родился и вырос в Подмосковье. В детстве у меня жили: собаки, кошки, попугаи, черепахи, морские свинки, крысы, рыбки, хомячки, а даже куры и кролики. Поэтому в детстве я хотел стать ветеринаром. Но в силу того, что у меня был панический страх к шприцам и уколам, то я быстро понял, что ветеринаром мне не быть. Мне всегда были интересны цифры, поэтому образование у меня экономическое. Однако, в какой-то момент я понял, что мне будет немного скучно, если я посвящу жизнь только этому. У меня не было четкого понимания того, чем бы я хотел заниматься, пока я не попал на Т. В. Теперь оно ясное. Занимаюсь тем, чем хотел бы! Вот, видите, как: хотел стать ветеринаром, а в глубине души, на уровне подсознания, я мечтал стать телевизионщиком. Им и стал.

Ваш творческий путь на ТВ всегда был связан с музыкальными телеканалами, а какую музыку вы любите слушать? Какие диски есть в машине?

Так получается, что по роду деятельности мне приносят очень много музыки. Свои альбомы дарят друзья-артисты, отдают послушать свои композиции начинающие музыканты, многие из которых впоследствии становятся тоже друзьями. Я всегда рад, когда у молодых артистов получается популяризировать свое творчество. А, когда я еду в машине, то обычно слушаю Русское Радио. В нашей сфере деятельности это оптимальный вариант — быть в курсе всех новинок. Как только слышу что-то новое, то звоню артисту и говорю: «Клёвая песня! Давай снимать клип!». Дома у меня постоянно работает RU. TV или другие музыкальные телеканалы. Я — фанатик своего дела.

Как Вы любите проводить свободное время? Успеваете ли общаться с семьей? Какие семейные традиции Вы чтите?

На семью времени хватает меньше, чем на работу, поэтому в субботу и воскресенье все-таки уделяю время домашним. Принципиально не езжу ни на какие концерты и мероприятия по выходным. Заранее извиняюсь за это перед артистами! Просто в выходные я семейный человек. Я благодарю Бога, что у меня появилась возможность вновь переехать жить загород. И, если говорить о хобби, то я безумно люблю рыбачить и собирать грибы. А зимними, холодными вечерами в выходные дни здорово посидеть у камина с бокалом вина.

Что Вы пожелаете зрителям телеканала RU. TV?

Я желаю зрителям RU. TV быть всегда такими же яркими, классными, стильными и музыкально-позитивными как телеканал RU. TV! Каждый день по‑своему прекрасен, поэтому его нужно проживать с тем настроением и с тем позитивом, который несет в сторону зрителей наш телеканал!