Безопасный островок на дороге. Пересечение направляющего островка

Островки безопасности на дорогах помогают пешеходам безопасно пересечь автомагистраль. Их установка особенно актуальна на дорогах с четырьмя и более полосами.

Проблема частых наездов на пешеходов, которые по большей части заканчиваются печальными последствиями, в странах Европы решена при помощи островков безопасности. В России пока бросаются из крайности в крайность, либо оставляя широкую многополосную магистраль без защиты для пешеходов, либо устанавливая подземные переходы там, где они неуместны. Так что же такое островок безопасности и какую пользу он несет для окружающих?

Трактовка ПДД

Разметка под номером 1.16.1 представляет собой небольшой островок с нанесенными на него линиями. Она встречается на различных участках дорог, например, на трассе при сужении магистрали. Если говорить конкретно об островке безопасности, то они встречаются только на пешеходных переходах. Точнее, посередине пешеходного перехода. Трактовка указана в пункте 2.42 определений ПДД.

Эти островки решают важную задачу — помогают пешеходам безопасно пересечь автомагистраль. Их установка особенно актуальна на дорогах с четырьмя и более полосами. Но в развитых странах, например, во Франции, встретить эту разметку можно и на стандартной двухполосной магистрали.

Для чего же нужна эта разметка? Она определяет участок, где пешеходы могут переждать наплыв автомобилей или дождаться разрешающего сигнала светофора. Поскольку широкие дороги переходить достаточно сложно, а водители не спешат пропускать пешеходов, такие островки спасают немало жизней.

Так ли они безопасны?

В странах Европы островки безопасности установлены повсеместно. Они рассчитаны не только на участки с активным движением транспортных средств, но и созданы для людей. Так, если человеку стало плохо, то на этом островке он сможет остановиться, присесть и дождаться помощи, не боясь оказаться под колесами автомобиля. И это действительно работает.

Настоящие островки безопасности имеют барьеры с обеих сторон движения автотранспорта. Если водитель потеряет управление или решит наехать на пешехода, барьеры остановят машину. Устанавливаемые островки с барьерами учат водителей соблюдать скоростной режим и притормаживать возле пешеходного перехода.

В России островки есть, а барьеров нет. И это — одна из причин многочисленных штрафов за нарушение ПДД, связанное с наездом на дорожную разметку.

Можно ли наезжать на разметку и парковаться

Остановка, стоянка, парковка и даже проезд по островку безопасности запрещен. Нарушение этого правила грозит водителю наказанием:

  • По статье 12.19 КоАП за неправильную парковку и остановку на пешеходном переходе предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.
  • По этой же статье автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку, если он припаркован, а водитель отсутствует.
  • По статье 12.19 КоАП за парковку на островке, расположенном на пересечении дорог, оштрафуют на 500 рублей без эвакуации.
  • По статье 12.16 КоАП за пересечение островка безопасности придется заплатить штраф в размере 500 рублей.

Последний вид наказания встречается наиболее часто. В нескольких районах Москвы установлены камеры для фиксации подобных нарушений. И их действительно много — достаточно заехать одним колесом на полосатый островок, чтобы получить "письмо счастья" от ГИБДД.

Любый из перечисленных штрафов можно оплатить с в течение 20 суток с момента вынесения постановления. Но выписанный протокол еще не означает, что повторно сотрудники ГАИ не будут штрафовать за один вид нарушения (это для тех, кто плохо разбирается в ПДД). На самом деле, выписать два штрафа по одному правонарушению нельзя, если они произошли за минуту. Повторно составить протокол инспектор ГАИ имеет право, если отличается дата, время или место несоблюдения ПДД.

Получается, что островки безопасности полезны только для пешеходов? Нет, эта дорожная разметка помогает спасти множество жизней и пешеходов и водителей. И если в нашей стране все будут соблюдать ПДД, то несчастных случаев на переходах станет значительно меньше.

С каждым годом автомагистрали заполняются новыми транспортными средствами. Удивляет не только появление новых и неожиданных современных моделей, но и стремительный рост их количества. Безусловно, автодорога, являющаяся главным пространством, представляющим особую опасность для человека, становится ещё более опасной, особенно для тех, кто теряет бдительность, кто привык рисковать, испытывая всплески адреналина.

К сожалению, изучая статистические данные, предоставленные дорожной инспекцией, можно ужаснуться, поскольку ежедневно в стране гибнет около сотни человек, среди них около десяти детей. В Европе тоже гибнут люди вследствие ДТП, но количество погибших или пострадавших практически в десять раз меньше. Кстати, если в российских мегаполисах предпочитают сплошь и рядом углубляться «под землю», формируя новые подземные , то в европейских странах такая практика напрочь отсутствует. Однако у них значительно чаще можно встретить островки безопасности на дороге, тогда как у нас такую дорожную разметку тоже можно заметить, но значительно реже. Что же собой представляет эта разметка, можно ли при её активном использовании улучшить ситуацию на автодорогах, снизить количество ДТП - разобраться в таких вопросах не так уж и сложно.

Островок безопасности

Островок безопасности представляет собой разновидность дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки. Главным назначением такого островка является обеспечение безопасности для пешехода. Водителям категорически запрещается заезжать или пересекать такую разметку, поэтому пешеход может спокойно передохнуть, если не успел пересечь автодорогу сразу. В Европе как раз такие островки встречаются значительно чаще, что волей-неволей активно развивает дисциплинированность у всех участников дорожного движения.

Функции островков безопасности

Если желаете, можете провести небольшой эксперимент. Остановите любых пешеходов на улице и поинтересуйтесь их мнением относительно того, зачем нужен такой островок. Большинство уверенно заявит, что он позволяет останавливаться пожилым людям, которым очень сложно переходить быстро проезжую часть, пока горит зелёный сигнал светофора. На самом деле такая разметка преследует несколько иные цели. Прежде всего, она делит автодорогу на две части. Пешеходу при такой ситуации нет необходимости контролировать ситуацию со всех сторон. Вспомните, как иногда приходится крутить головой то влево, то вправо, чтобы определить для себя, на каком расстоянии находится приближающееся авто, можно ли себе позволить переходить проезжую часть или продолжать стоять на месте, нервно крутя головой. Хорошо, если пешеход никуда не торопится. Он простоит долго, но начнёт движение, только когда убедится в полной своей безопасности. Если же пешеход торопится, опаздывает на работу, вряд ли он будет стоять и хладнокровно оценивать безопасность перехода. Приходится иногда рисковать. К сожалению, именно такие риски провоцируют .

Если же на широкой автодороге имеется такая разметка, то никаких особых затруднений пешеход не испытывает. Он может спокойно оценить ситуацию только с одной стороны проезжей части, перейти её, остановиться на островке безопасности, убедиться в отсутствии транспортных средств с другой стороны, после чего продолжить и завершить успешно переход проезжей части.


Однако это не единственная функция островка. Ещё её одним назначением является создание ситуации, при которой происходит вынужденное снижение скорости автомобилистами. Именно такая разметка немного сужает полосу движения, а также слегка смещается в сторону. Кстати, водителям приходится немного по-иному , значительно уменьшая радиус поворота. Если рядом с такой разметкой дорожные службы слегка приподнимают дорогу, укладывают «лежачего полицейского», тогда водителям волей-неволей приходится снижать скорость своего движения до 30–40 км/ч.

В некоторых случаях на таких организованных пространствах устанавливают знаки дорожного движения или даже светофоры. Такие конструкции позволяют водителям издалека заметить «особенность» проезжей части и стать максимально бдительным.

Требования, выдвигаемые к водителям

В крупных мегаполисах достаточно сложно найти свободные места, где можно было бы , особенно если нет желания пользоваться платными услугами. Именно по этой причине некоторые водители принимают рискованное решение, на основании которого останавливаются и паркуются именно на таком островке. Некоторые пребывают в абсолютной уверенности, что за такими действиями не последуют никакие штрафные санкции. Так ли это на самом деле, разрешается ли ставить транспортное средство на такой разметке, можно ли совершать на неё въезд и выезд, совсем не мешает разобраться.

Если внимательно изучить правила дорожного движения, то никакого прямого запрета на въезд и выезд вроде бы как в них нет. Однако следует учитывать некоторые дополнительные обстоятельства. В большинстве случаев такая разметка сопровождает пешеходный переход, а остановка на нём транспортных средств ПДД запрещена. И также островки могут быть организованы на перекрёстках, на них тем более никто не останавливается.


Если же рассмотреть ситуацию, когда машина мчится по автомагистрали, на которой вдруг встречаются островки, выполняющие функции разделения транспортного потока, можно решить, что парковаться в таких случаях можно. Действительно, пешеходный переход, перекрёсток отсутствуют. Однако важно учесть ещё один момент. Такая разметка сопровождается наклонными линиями, обрамлёнными одной сплошной линией.

Рекомендуем вам скрупулёзно вспомнить требования правил дорожного движения относительно того, какие линии разрешено пересекать автомобилям. Возобновив в своей памяти эти строки, вам станет понятно, что, если ваш автомобиль наехал на островок, сотрудник дорожной автоинспекции будет иметь полное право выписать вам штраф вследствие совершения вами административного правонарушения. В трактовке к такому штрафу будет указано не то, что вы заехали на островок, а то, что вы пересекли сплошную линию, нарушив требования дорожной разметки. Именно по этой причине и въезд, и выезд, и остановка на таком островке запрещены. Исключением может быть только выезд одного колеса автомобиля на границу островка безопасности при завершении манёвра обгона. В этих случаях считается, что водитель начал совершать манёвр на том участке автодороги, где ему это разрешается.

Мы рекомендуем вам неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, только там, где она разрешена, не обращая внимания на других останавливающихся, действующих зачастую наугад, полагаясь целиком на «авось». Если же вы совершите манёвр, противоречащий ПДД, можете даже не объяснять инспектору дорожной полиции, почему вам так было необходимо заехать или остановиться на островке безопасности. За такими вашими действиями последует всё равно штраф, сумма которого часто исчисляется пятьюстами рублями.

Избежать возникновения неприятностей на автодорогах вы сможете, если глубоко изучите всё, что прописано про островки безопасности в ПДД, в которых указано, что это такое, как их различать и какие требования соблюдать. Мы рекомендуем вам вести себя на автодорогах так, чтобы не провоцировать аварийные ситуации, перемещаться безопасно и комфортно и, как следствие, не провоцировать дополнительные финансовые потери в виде штрафных счетов.

Практически во всех городах существует час пик, во время которого дороги переполнены автомобилями, а найти место для парковки невозможно. Некоторые автовладельцы в таких ситуациях останавливаются практически где захотят, и одними из таких мест являются островки безопасности. Давайте разберемся, какой штраф за заезд на островок безопасности в 2018 году, и можно ли останавливаться в этой зоне?

Что такое островок безопасности?

В правилах дорожного движения существует четкое описания островка безопасности, которое подразумевает под собой участок регулируемого пешеходного перехода, предназначенный для тех случаев, когда пешеход не успел преодолеть дорожную полосу до момента переключения светофора. Это пространство отмечается разметкой 1.1 (либо 1.2.1), пересечение которой категорически запрещается, не говоря уже о запрете въезда в пешеходную зону.


Также с островками безопасности часто путают направляющие островки, которые разделяют транспортные потоки и являются по сути частью перекрестка. Данный участок также отделяется разметкой 1.1 или 1.2.1 (сплошная линия), а пересечение сплошной линии запрещено.

Штраф за заезд на островок безопасности

К сожалению, в ПДД и КоАП нет четкого пункта, в котором бы описывались штрафные санкции за въезд или остановку на островке безопасности. Несмотря на это, представитель дорожной инспекции может выписать штраф, в зависимости от конкретного места остановки:

    Независимо от дорожной ситуации, так как островки обозначаются сплошной линией, их пересечение попадает под ст. 12.16 КоАП РФ «О несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», п. 4, а именно:

    «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

    Если же автовладелец совершил остановку в пешеходной зоне или же на пресечении дорожных потоков одного уровня. Эти действия попадают под ст. 12.4 ПДД РФ «Остановка запрещается», где один из пунктов гласит:

    «Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу». Соответственно, где запрещена остановка, автоматически запрещается и стоянка.

В первой ситуации водитель может отделаться устным предупреждением или же штрафом до 500 рублей, во втором - до 2000 р.

Так как ни в ПДД, ни в КоАП нет четкого понятия и ограничений относительно островков безопасности, представители автоинспекции руководствуются смежными пунктами и правилами, а это подразумевает некую свободу действий в рамках текущего законодательства. Исключительно все ситуации являются спорными, а итоговая сумма штрафа будет зависеть, в первую очередь, от ваших действий и добросовестности автоинспектора, так что, если вы не хотите получить штраф за остановку на островке безопасности, потратьте несколько лишних минут и остановите авто в положенном месте.

Госавтоинспекция объяснила, за что наказывать водителей, которые пересекли "разделительный островок". В Правилах дорожного движения такой островок называется разметкой 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3.

Эта разметка разделяет потоки, которые двигаются в одном направлении, но кому-то надо съехать с основной дороги. То есть выезда на встречную полосу здесь нет.

Потоки, как правило, разделяются сплошной линией разметки, которая в правилах называется линией 1.1. Ее пересекать запрещено. Но в отношении разметки 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 никаких ограничений в Правилах дорожного движения не установлено. Пересечение такой разметки, а также парковка машин в ее границах ничем не ограничена. Но инспекторы, получив данные с автоматических камер фотовидеофиксации нарушений, выписывают автовладельцам штрафы.

После публикации в "РГ" по этой проблеме, депутат Госдумы Ярослав Нилов отправил запрос в Госавтоинспекцию с просьбой прояснить ситуацию. В письме ГУОБДД МВД России говорится, что инспекторы неправильно пояснили нарушение. Они должны были указать, что водитель пересек линию 1.1. Дело в том, что в одном из ГОСТов говорится, что разметка 1.16 состоит из линий 1.1.

Но вот беда. По всем ГОСТам разметка 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 - это отдельная разметка. Она не имеет никакого отношения к разметке 1.1. Как она нарисована, водителя вообще не трогает. Водитель должен знать и исполнять Правила дорожного движения. А в правилах никаких требований и ограничений к разметке 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 нет. Соответственно, это чисто информационная разметка: в этом месте потоки разделяются.

Штрафовать водителей, которые пересекли разделительные островки, - нельзя, но их штрафуют

Чтобы за пересечение этой разметки можно было наказывать, необходимо внести соответствующий запрет в ПДД.

Компетентно

Сергей Смирнов, юрист:

Привлечение к ответственности водителей, которые во время движения пересекают островки безопасности, не имеет под собой никакого законного основания.

В правилах определены случаи, когда запрещено пересекать ту или иную линию разметки. Согласно приложению 2 к правилам, водителям запрещается пересекать определенные линии разметки. Но что касается направляющих островков, которые обозначаются линиями 1.16.1 - 1.16.3, то в правилах нет прямого запрета на их пересечение.

Границы островков безопасности обозначаются все той же линией разметки 1.1, так указано в ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Однако водитель в первую очередь обязан руководствоваться требованиями, прописанными не в технических стандартах, а в Правилах дорожного движения. Даже в КоАП указано (часть 1 статья 12.16), что наказание следует за невыполнение требований разметки. А требования эти установлены Правилами дорожного движения.

Что такое островок безопасности? В ПДД этому элементу дорожной инфраструктуры отведено отдельное место, поскольку он обладает достаточно важным значением как для пешеходов, так и для водителей.

С увеличением количества транспортных средств условия дорожного движения для пешеходов становятся более опасными. Это самая многочисленная категория участников движения, безопасность которых является приоритетной задачей государства. Для решения данного вопроса необходима дорожная инфраструктура, которая соответствует новым условиям движения для пешеходов, способная защитить их от наездов транспортных средств, а именно - достаточное количество тротуаров, поднятых над уровнем проезжей части, регулируемых пешеходных переходов, ограждений, островков безопасности.

Понятие

Островки безопасности на дороге (ОБ) – это элемент дорожного обустройства, который разделяет полосы движения (в т. ч. полосы для участников на велосипедах), а также трамвайные пути и полосы движения. Его основным предназначением является обеспечение безопасности пешеходов при переходе через проезжую часть.

ОБ может выделяться при помощи:

  • бордюрного камня (возвышение над проезжей частью);
  • техсредств организации движения на дорогах (разметка и пр.)

Часть разделительной полосы, которая пересекается пешеходным переходом, также может относиться к островку безопасности.

Требования стандартов

Политика формирования улично-дорожной сети закреплена национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52765-2007. К элементам обустройства автодорог относят комплекс сооружений, зданий для обслуживания движения, технических устройств и средств, предназначенных для создания безопасной дорожной «среды». Об условиях и режимах перемещений на участке дороги информирует разметка, в которую входят линии, надписи, указатели и другие обозначения.

При высокоинтенсивном движении ТС (не меньше 400 единиц/час) на одну полосу дороги на пешеходных переходах наземных организовывают островки безопасности. Их размещают на разделительной полосе или проезжей части. Расстояние между краем последней и границей островка должно быть не меньше 7,5 метров. Длина ОБ должна быть более 1,5 метра, ширина - не меньше ширины пешеходного перехода.

Устройство по ГОСТу

Согласно требованиям стандарта, в роли границы островка безопасности на дороге может выступать разметка или бордюр.

Основные правила устройства ОБ следующие:

  • приподнятые островки с поребриками на проезжей части устанавливают при наличии постоянной электрической подсветки;
  • при разделении встречных потоков транспорта посредством установки ограждений вдоль проезжей части такие приподнятые островки с поребриками не применяют;
  • высота бордюра равна 10±1 сантиметров;
  • центр ОБ на дороге должен находиться в створе линии разметки, которая отделяет противоположные направления;
  • перед островком с обеих сторон наносят сплошную наклонную разметку 1.1 по ГОСТ Р 51256, которая отводит потоки транспорта от него, под наклоном к оси дороги 1:20/1:50 (1:20 - для скорости движения 60 км/ч, 1:50 - более 60 км/ч);
  • ОБ, которые находятся на разделительной полосе, должны быть с твердым покрытием;
  • на территории самого островка наносят разметку 1.16.1 (наклонные параллельные белые полосы);
  • если имеется бордюр, устанавливаются дорожные знаки 4.2.1 (препятствие объезжай справа) с разметкой 2.7 (горизонтальные и вертикальные полосы черного, белого цвета в порядке чередования).

В местах слияния и разветвления транспортных потоков образуют так называемые направляющие линии, которые допускается использовать в качестве островков безопасности на дороге.

Принцип действия островка безопасности

Когда министерством транспорта вводятся какие-либо элементы конструкции дороги, предусматривается формирование будущего алгоритма их работы.

Согласно ПДД, островки безопасности должны действовать следующим образом:

  1. Приближение к ОБ должно заставить водителя придерживаться установленного скоростного режима, поскольку проезжая часть зрительно сужается в месте пешеходного перехода, что увеличивает концентрацию водителей.
  2. Выезд автомобиля на «встречку» для обгона (опережения) становится невозможным.
  3. Стоянка (остановка) на переходе, а также поблизости от него исключается.
  4. Это своеобразная защита для пешеходов – место «отдыха» и пережидания проезда автомашин, т. к. переход через пешеходный переход и так зачастую сопряжен со страхами и опасениями.
  5. Островки с барьерами должны учить водителей снижать скорость возле пешеходных переходов. Практика установки именно таких ОБ распространена в странах Европы. В России, к сожалению, их пока не много.

Можно ли парковаться, наезжать, останавливаться ТС?

По ПДД островок безопасности не предусмотрен для остановки (стоянки) автотранспортных средств.

В больших городах в условиях довольно ограниченного пространства для парковки и остановки ТС, распространенной является ситуация, когда водители бросают свои авто на островках. В пункте 12.4 ПДД не прописан прямой запрет на такие действия, однако п. 12.1 и 12.2 четко определяют способы стоянки и остановки ТС. В ПДД с комментариями говорится, что если не имеется специальных мест для парковки на дороге, ТС можно поставить только справа (на левой стороне – при одностороннем движении и на дороге с наличием не менее 2-х полос) и параллельно относительно края проезжей части.

Островки обычно размещаются в центре дороги между потоками движения, а их границы обозначаются сплошной линией, пересекать которую категорически запрещено. Из этого следует вывод, что парковаться и останавливаться таким образом не разрешается. Ввиду сплошной линии разметки также запрещен и наезд на островок безопасности. В Москве установлены специальные камеры, которые фиксируют данные нарушения и рассылают «письма счастья».

Исключение составляют аварийные ситуации.

Ответственность водителей

За остановку на островке безопасности, равно как и стоянку, предусмотрена административная ответственность.

В силу ст. 12.16 КоАП РФ отступление от требований разметки влечет наложение штрафа от 500 рублей.

Ст. 12.19 этого же Кодекса прописывает, что несоблюдение правил стоянки (остановки) влечет штраф в 500 руб.

На островке, который относится к пешеходной «зебре», остановка (стоянка) категорически запрещена. В рамках расположения пешеходного перехода территория в десять метров с обеих сторон также не предусмотрена для этих целей. За нарушение в данной области предусмотрен увеличенный штраф - 1000 рублей плюс задержание и эвакуация ТС.

Могут ли на островках стоять полицейские машины?

Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.

В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2017 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.

Общие правила движения пешеходов

Правилами дорожного движения для пешеходов установлен особый порядок их передвижения. Данные нормы перемещения пешеходов законодательно закреплены в пункте 4 ПДД 1993 г. № 1090. В условиях реального движения пешеходы обязаны ходить по тротуарам. Возможно передвижение по специальным полосам и дорожкам для велосипедистов. По обочине человек может идти тогда, когда специально выделенного пространства не имеется. Если нет боковой части, то ходить можно по дороге справа. Кроме того, правилами дорожного движения для пешеходов, которые следуют группами, предусмотрен порядок перемещения в 1 ряд друг за другом. Чтобы вести постоянное наблюдение за передвижением автотранспорта, пешеходам необходимо двигаться навстречу потоку машин. В вечернее и ночное время, а также в условиях плохой видимости (снегопад, дождь, туман и т. п.) для пешеходов ПДД рекомендуется одевать одежду со светоотражающими элементами. Это обеспечивает их видимость водителем.

Перед выходом на дорогу пешеходы обязаны оценить обстановку и удостовериться в безопасности своего передвижения.

Запрещается мешать движению автомобилей, долго стоять и задерживаться на дороге, если эти действия не направлены на безопасность движения. В случаях задержки при переходе на другую сторону дороги прохожий должен остановиться на линии, которая разделяет потоки транспорта, или на островке. Данное правило хорошо известно каждому пешеходу, поскольку все понимают, насколько велика возможность создания аварийной ситуации на дороге, и никто не хочет узнать на себе лично, что это такое. Островок безопасности ПДД в данном случае служит неким путеводителем, в какой-то мере остерегающим пешехода от опасности.

Ожидать такси и автобус, который двигается по установленному маршруту, можно только на площадках для посадки, возвышающихся над проезжей частью, а в случаях их отсутствия – на тротуаре или обочине. На не оборудованные такими элементами остановки разрешается выходить для посадки в ТС лишь после его полной остановки. При высадке нужно, не задерживаясь, покинуть дорогу.

Немедленно уйти с проезжей части или воздержаться и остаться в безопасном месте необходимо тогда, когда к месту перехода приближается транспортное средство с работающим синим проблесковым маячком (может быть синего и красного цветов) и звуковым специальным сигналом.

Пешие колонны

Движение пеших организованных колонн в ПДД с комментариями описывается следующим образом: идти по дороге люди могут только по направлению движения автомашин, т.е. справа и до 4-х человек в одном ряду. Спереди и сзади колонны выставляется по одному сопровождающему с красным флажком. Данные люди должны находиться с левой стороны строя. В ночное время и при недостаточной видимости движение осуществляется с использованием включенного фонаря белого цвета спереди, красного - сзади. Водить группы детей можно по тротуарам и дорожкам для пешеходов, а при их отсутствии - по обочинам, при этом должен быть сопровождающий взрослый.

Где переходить дорогу?

Для осуществления намерения пересечь проезжую часть пешеход обязан использовать пешеходные переходы.

На дороге они выделяются соответствующими знаками, имеющими форму квадрата, внутри которого на синем фоне располагается белый треугольник, в нем изображен черным цветом силуэт пешехода, идущего по пешеходному переходу. Для обозначения мест, отведенных для перехода, сверху дорожного покрытия наносят специальную разметку в виде сплошных полос белого цвета и (или) белого с заполнением желтого, расположенных вдоль оси дороги. Такую разметку называют «зебра». В исключительных случаях допускается переходить дорогу в местах, где в обе стороны она хорошо просматривается. Переходить можно только под углом 90 градусов к краю дороги в отсутствие разделительной полосы и ограждений, отграничивающих потоки транспорта встречных направлений. На опасных участках дорог в зависимости от интенсивности движения автотранспорта устанавливают пешеходные переходы (подземные и надземные). Места их расположения выделяются дорожными знаками. На переходах могут устанавливаться пешеходные светофоры. В случаях отсутствия перехода через пешеходный переход, пересекать дорогу можно в пределах перекрестка, где человек, как участник движения, обладает преимуществом. Однако в местах, где регулирование движения осуществляется регулировщиком и (или) светофором, люди должны руководствоваться именно сигналами, разрешающими им движение. По диагонали - между находящимися друг напротив друга углами перекрестка - позволяется пересекать дорогу при наличии разметки, обозначающей такой переход, и исключительно на регулируемом перекрестке.

Ответственность пешеходов

За нарушение ПДД для пешеходов предусматривается ответственность:

  • административная,
  • уголовная,
  • гражданская.

Первый вид ответственности устанавливается статьями КоАП РФ 12.29 и 12.30 (нарушение повлекло помехи в движении, вред здоровью человека легкой и средней тяжести). В случаях, если в результате нарушения пешеходом ПДД возникли обстоятельства, вызвавшие нанесение вреда здоровью тяжкой степени (ч. 1 ст. 268 УК РФ) или это вызвало его смерть (ч. 2 данной статьи), либо причинило смерть 2-х и больше лиц (ч. 3), наступает уголовная ответственность. Вследствие несоблюдения ПДД в ситуациях, когда причиненный в результате нарушения вред затрагивает гражданские права граждан, пешеходы несут обязательства, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 - 1094, параграф 4 главы 59).

Следует вывод, что приоритетом в сфере дорожного движения всегда была, есть и будет безопасность: как пешеходов, так и иных участников. Именно с этой целью на законодательном уровне были введены островки безопасности на дороге. Они также предназначены для тех, кто пешком, и для тех, кто на колесах. Конечно, во многом само обустройство этих важных элементов не дотягивает до европейского уровня, но наше государство, надеемся, к этому стремится. Важность такой конструкции в том, что она помогает сохранить множество жизней и водителей, и пешеходов.