Беседа природные минералы для дошкольников. Занятие «Полезные ископаемые

Задачи занятия: ; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; интерес к природе.

Ход занятия

Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Беседа с детьми по физической карте свой страны

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много , в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

Опыты с детьми с полезными ископаемыми.

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

Нефть самое лучшее и самое дешёвое топливо для промышленности и транспорта. Ещё в древнейшие времена она была известна людям, но добывать её в большом количестве начали только с середины прошлого века. За цвет и неоценимые качества прозвали нефть «чёрным золотом».

Сначала люди использовали нефть как топливо. Им даже не снилось, какие удивительные сокровища таит в себе эта чёрная, липкая, неприятная на вид жидкость. Нефть образовалась на дне бывших морей и озёр в очень давние времена, когда нога человека ещё не ступала по земле. Из чего? Из остатков растений и живых существ, населявших водные пространства. В течение миллионов лет эти разлагавшиеся остатки накапливались и соединялись с другими веществами.

Постепенно образовались подземные моря чёрной жидкости - нефти. «Чёрного золота» в недрах земли много. Очень много её в России. Как перерабатывают нефть? Сначала её очищают от песка, воды, минеральных солей и газов, а потом направляют на трубопровод в специальные аппараты.

При переработке нефти получают: керосин, бензин, гудрон, мазут, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти. (Рассматриваем образцы имеющихся производных от перегонки нефти). Парафин также своим происхождением обязан нефти.

Оказывается цветные карандаши, мыло, бумага и краски делают из парафина, соединяя его с другими химическими веществами. Учёные научились создавать такие вещества, которых в природе не существует. Например, каучук или резина, как его ещё называют. Из него производят автомобильные шины, мячи, резиновые сапоги.

Ваши мамы и папы пользуются ароматными духами, одеколоном, а ведь приятный запах придали духам пахучие вещества, полученные из нефти. каких только сокровищ не таит оно в себе! Поэтому люди должны ценить и помнить, что расходовать нефть, как другие полезные ископаемые, надо бережно, не допуская перерасход.

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о неживой природе (Социально-коммуникативное развитие)
  2. Продолжать знакомить с профессиями – шахтер (Познавательное развитие)
  3. Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении (Познавательное развитие)
  4. Продолжать обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения (Речевое развитие)
  5. Способствовать развитию любознательности (Речевое развитие)
  6. Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. (Речевое развитие)
  7. Формировать навыки культуры слушания музыки (Художественно-эстетическое развитие)
  8. Совершенствовать двигательные умения (Физическое развитие)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы: наглядные - иллюстрации, просмотр коллекции натуральных камней, просмотр фотографий драгоценных камней, словесные - беседа, рассказ, загадки, практические – прослушивание музыки.

Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней, диск со звуками моря.

Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы» , дидактические игры «Отыщи такой же камень» , «Узнай на ощупь» , семейный просмотр мультфильмов «Гномы и горный король» , «Серебряное копытце» .

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции я привезла с моря, где отдыхала летом, многие из вас также были на море и на память об отдыхе привезли камни и принесли в детский сад. Кто из вас был на море? Что там видели? (ответы детей) . Хотите услышать шум моря? Сейчас я включу музыку, вы закроете глаза, будете внимательно слушать и представите картинку, которую вам она подскажет. (Дети слушают)

Что вы услышали, какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы детей) .

Давайте еще раз послушаем музыку, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?

Воспитатель: На подносе лежат морские камни, возьмите их в руки, какие они на ощупь? (ровные, круглые, гладкие) .

Воспитатель: Да, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края. И они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь возьмите камушки с другого подноса, положите рядом с морскими. Потрогайте их, что можно сказать о них? Какие они? (шероховатые, неровные, с острыми углами) .

Воспитатель: Так чем же отличаются морские и речные камушки? (Ответы детей) Сравните их по прочности (дети испытывают камни на прочность и делают вывод об их твердости) .

Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей) . Наша планета, необъятная прекрасная Земля, хранит много тайн. Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?

Под землей существует целый мир! Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов) . А как вы думаете, откуда произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)

Эти пещеры сделала вода, Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей. Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.

Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней) ). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?

Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) , смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём. А как же янтарь попал в море?. Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег. Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Воспитатель: (показывает кусок каменного угля) Ребята, как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит, используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Хранится уголь под землей, поэтому называется полезным ископаемым. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые» ? (Ископаемые - потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей) . Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.

Физкультминутка

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся

Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли мы шли и до гор дошли.

Воспитатель: Добывают каменный уголь в карьерах, если залегает неглубоко, или в шахтах, если запасы находятся глубоко. (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) . Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему?) . Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые. Кто первый отгадает загадку: «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. Под землёю огоньки - это в шахте горняки. Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей) . О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей) . А как называются камни, из которых делают украшения? (Ответы детей) .

Придумайте, каким значком вы изобразите каменный уголь, янтарь (воспитатель предлагает детям нарисовать значки)

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Цель : формирование правильного представления об окружающем мире, о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

Образовательные задачи:

  • расширять знания о полезных ископаемых, классифицировать их по группам: железные руды, строительные материалы, горючие и самоцветы;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • знакомить детей со свойствами и качествами соли;
  • упражнять в ориентировке на листе;
  • закреплять умение определять первый звук в слове, записывать соответствующую букву, читать написанное.
Развивающие задачи:
  • развивать интерес и активность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  • активизировать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация «Остров Сокровищ», видеофильм «Соль», макет «Добыча полезных ископаемых», бутылка с пиратской картой, письмо, сундук, изображение пальмы, игрушка-попугай, карточки для игры «Полезные ископаемые», тарелочки с солью, стаканчики с водой, лупы, деревянные палочки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, песок, глина, железная руда, самоцветы), рассматривание иллюстраций и картинок, просмотр видеофильмов, беседы на темы «Для чего нужен газ/уголь/нефть?», «Где что добывают?».

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. Здесь лежит какая-то карта. Посмотрим! (Открывает карту .) Остров Сокровищ! Давайте отправимся на этот остров! Но для этого нужно уметь пользоваться картой, уметь её читать. Посмотрите на карту, давайте определим, где находится какой остров. (На экране геометрические фигуры, дети определяют их расположение. Примеры вопросов: какой остров находится в правом верхнем углу, где находится остров Треугольника? )

Воспитатель : Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляется картинка с изображением корабля в море .)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот уже и остров Сокровищ. Давайте сойдём с корабля на сушу. (Воспитатель выносит макет .)

Воспитатель : Посмотрите, это же остров Полезных ископаемых! А кто знает, что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей .) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве. Полезные ископаемые – это сокровища Земли. Давайте вспомним, какие бывают полезные ископаемые? Отгадайте загадки.

Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для самолёта.
А сама-то я невзрачна,
Тёмною бываю.
Под землёй, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Железная руда .)

И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина .)

Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок .)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел .)

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть .)

Воспитатель : Вы отгадали загадки о полезных ископаемых, а вот люди, которые их находят, называются геологами. Есть такая профессия – геолог. Мы сейчас с вами станем геологами и расскажем о полезных ископаемых. (Четверо детей рассказывают об ископаемых .)

Воспитатель : А сейчас мы поиграем. Нужно разделить полезные ископаемые на группы. (Дидактическая игра «Полезные ископаемые».)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, попугай принёс нам письмо. Давайте его прочитаем. Но, чтобы его прочитать, нужно определить первый звук с каждой картинки и записать в клеточки соответствующие буквы. (Дети находят письмо, читают его и находят сундук. Воспитатель открывает его .)

Воспитатель : Ребята, что же это в сундуке?

В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль .)

Воспитатель : Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит сокровище Земли. А сейчас я вас приглашаю пройти в нашу выездную лабораторию. Давайте рассмотрим соль поближе. Какого цвета соль? Теперь понюхаем соль, имеет ли она запах? Потрогайте, какая она на ощупь? Попробуем её на вкус, какая она? Давайте определим, тонет она в воде или нет? Давайте помешаем, что произошло? (Дети проводят опыты .)

Воспитатель : Теперь переместимся к экрану. (Видеофильм «Соль». ) В глубокой древности соль была дороже золота, солью расплачивались за товар вместо денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает каменная, поваренная и морская. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из каменной соли и из соляных озёр с помощью специальных комбайнов. Посмотрите, как они работают. А потом соль грузят в вагоны. Морскую соль добывают путём выпаривания из морской воды. Соль, действительно, – сокровище. Она просто необходима для жизни человека, её не только употребляют в пищу, но и лечат различные заболевания.

Воспитатель : Ребята, с каждым годом мы используем всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно экономить. А как? Бережно относиться к воде. Чтобы сэкономить газ, газовые плиты заменяют на электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы отправить потом его на перерабатывающие заводы. Значит, даже мы с вами можем экономить полезные ископаемые.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали об ещё одном полезном ископаемом – соли. Узнали, как используется соль. А ещё на соли можно рисовать, как на песке. И, заканчивая наше путешествие, я приглашаю вас пройти к столам и попробовать нарисовать картины. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью. Рисуют палочками .)

Ирина Сергеева, воспитатель ГБОУ Школа № 1794 (корп. 2)