Беседа о том кто есть сын отечества. Кого называют «сынами Отечества»? Жизнь за царя

С чего начинается родина?

Понятие «патриот» в прошлом году отпраздновало свой трехсотлетний юбилей. Оно появилось в 1716-ом, раньше же никто такого слова не использовал и подобными категориями не мыслил. На Руси патриотизма в нашем современном понимании не существовало. Нет, конечно, землю родную народ любил и даже воспевал. Правда, определить, что такое русская земля XIII века, например, достаточно сложно — территории, которые мы привыкли называть русскими, таковыми себя вовсе не считали. Однако они были в некотором роде едины — как земли христиан.

Слово «патриот» появилось в России в 1716 году

Но именно это единство на основе христианской веры и мешало появлению понятия патриотизма. Москва, считавшая себя наследницей Византии и Рима, переняла и их самоопределение как мирового царства. А в Евангелие от Иоанна и вовсе значится: «Иисус отвечал: Царство мое не от мира сего», то есть настоящему христианину следовало задумываться о вечной жизни, а не о бренном земном существовании. И лишь много лет спустя, в XIX веке появился девиз «За Веру, Царя и Отечество», объединивший в сознании русского человека православие и любовь к своей стране.

Долгое время «патриот» и «сын отечества» были синонимами

Понятию патриотизма предшествовала любовь к отечеству, к тому, что мы сейчас называем малой родиной. Например, во времена монгольского ига отечеством считалась одна конкретная земля, «вотчина», наследие отцов. Лишь к XIV веку отечество получает иную трактовку — более масштабную, границы его выходят за пределы одной земли. Этому во многом способствовало возвышение Московского княжества.

Жизнь за царя!

Долгое время патриотизм был связан не с любовью к стране, а с преклонением правителю. Само слово «государство», в привычном нам понимании, появилось только к XVI веку. Еще в XV столетии под «государством» понималась личная власть, в частности, Ивана III. Но уже в Судебнике 1550 года «государство» означает определенную территорию, землю. Ярче всего смена фокуса с правителя на территорию проявилась во времена Смуты. Начало XVII века отчетливо показало, что жители России были готовы сражаться за страну, в которой они живут, даже если над ними нет царя-батюшки.

Великий князь Московский Иван III

Первый патриот

В XVII веке появляется понятие «общего блага», возникшее на почве объединения идеи «родины» и «государства». Алексей Михайлович, например, в своих письмах рассуждает о благости для государства. Его сын, Петр I, по праву может считаться первым патриотом в современном понимании этого слова. Впервые термин «патриот» встречается в трактате «Рассуждение о причинах Свейской войны», написанном соратником Петра I Петром Шафировым в 1716 году.

Термин «патриотизм» появился в екатерининскую эпоху

Тогда слово «патриот» еще сохраняло значение, пришедшее из греческого — «земляк». Именно поэтому Шафиров использует сочетание «истинный патриот» или, как равнозначное ему, «сын отечества». Правителя он именует «отцом отечества» и считает настоящим патриотом, то есть борцом за свою родину. Термин «патриот» пришел на смену уже существовавшим в языке выражениям — «отечестволюбец», «доброхот». Правда, в речи они не прижились, а вот заимствование осталось.


Петр Павлович Шафиров

В начале XVIII века слово «патриот» использовалось только знатью, и лишь спустя несколько десятилетий оно вошло в лексикон образованных людей. К концу века возникает понятие «патриотизм», которым оперируют писатели того времени. Например, в сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества» Радищев рассуждает, любой ли человек, рожденный в стране, достоин носить имя патриота.

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества. Под игом рабства находящие­ся не достойны украшаться сим именем.

Поудержись, чувствительное сердце, не произноси суда твое­го на таковые изречения!?..

Кому не известно, что имя сына Отечества принадлежит че­ловеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, по­скольку одарен умом, разумом и свободною волею, что сво­бода состоит в избрании лучшего, что это лучшее познает он и избирает посредством разума и стремится всегда к прекрасному, высокому. Бее это обретает он в последовании естественным и (Божественным) законам и извлеченным (из них) гражданским и общежительным 14 .

Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, которых коварство или насилие лишили сего величественно­го преимущества человека 15 , которые без принуждения и страха (неспособны к чувствованию), которые уподоблены тяглому скоту, не имеющие надежды освободиться от своего ига. Хотя и случается иногда, что жестокая печаль возжига­ет слабый свет их разума и заставляет проклинать бедствен­ное свое состояние и искать оному конца. Не о тех здесь речь, кои походят на человека одним только видом, угнете­ны, унижены, презренны, о которых не спрашивают, что они достойного человечества сделали, какие похвальные де­ла оставили? Не о них здесь речь. Они не суть члены госу­дарства, они не человеки, не что иное, как движимые мучи­телем машины, тяглый скот!



Человек, человек потребен для ношения имени сына Отече­ства! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величе­ственным именем?

Вертопрах, облетающий с полудня (тогда начинает он день свой) весь город для бессмысленнейшего пустоглаголания, для обольщения целомудрия, соделавший голову свою муч­ным магазином, брови вместилищем сажи, щеки коробками белил и сурика... Его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний. - Не сей ли есть сын Отечества? Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небес­ную свой взор, попирающий ногами своими всех, раздираю-

14 Речь идет о нормах гражданского права и нормах общежития, которые долж­ны быть основаны, по мнению Радищева, на естественном праве.

115 Быть свободными, быть сынами Отечества.

щий тех, кто осмеливается произносить слова: человечество, свобода, покой 16 , честность, святость, собственность (выделено мной. - А.А.) и другие сим подобные? ...Сей ли есть сын Отечества?

Или тот, простирающий объятия свои к захвату богатств и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, который восхищается радостью, ежели от­крывается ему случай к новому приобретению, пусть то за­плачено будет реками крови собратий его, пусть они умира­ют с голоду, все сие для него не значит ничего. Не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли сидящий за столом, (для) услаждения вкуса и брюха (которого стараются) несколько человек, дабы по пресыщении мог он быть перевален в постель?.. Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеческом, не согласен наименовать (этих) людей сынами Отечества!

<...> Нет ни одного из смертных, толико отверженного от природы, который бы не имел вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всяк желает быть уважаем, всяк устремляется к дальнейше­му своему совершенствованию, знаменитости и славе, как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказать противное, утверждая, что сама природа располо­жила уже род смертных так, что большая часть оных долж­на непременно быть в рабском состоянии, и следовательно, не чувствовать, что есть Честь, а другая в господственном, потому что немногие имеют благородные чувствования. Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных по­гружена в мрачность рабства, но не оправдывайте себя, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы есть порядок, (установленный природой). О, если бы вы проникли цепь всей природы, нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и под­чиненность. Везде и во всяком человеке рождается оная пламенная любовь к снисканию Чести и похвалы у других. Сын Отечества, таким образом, Честолюбив. Истинный человек есть исполнитель всех предустановленных для блаженства его законов, он свято повинуется оным. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют. Словом, он бла­гонравен 1 . <...>

Третий же отличительный знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми поступками, кто сияет в об-

16 Покой - здесь: мир, благоденствие.

ществе разумом и добродетелью. Тот есть прямо благороден, сердце которого не может не трепетать при едином имени Отечества... 17

Но сколь ни славны для всякого благомыслящего сердца сии качества, без надлежащего воспитания и просвещения нау­ками и знаниями наилучшая способность человека превра­щается в самые вреднейшие побуждения и стремления и на­водняет целые государства злочестиями, раздорами и неуст­ройством. Поэтому нужно, чтобы (желающий стать сыном Отечества) приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, применился бы к упражнению в истории и философии, (научающим) человека истинным его обязанно­стям, а для очищения вкуса возлюбил бы рассмотрение ве­ликих художников, музыки, архитектуры.

<...> Боепитание, на сих правилах основанное, введено богомудрыми монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели ис­полинскими шагами!

Сочинение

по статье А. Н.Радищева « Беседа о том, что есть сын отечества»

Существует ли сегодня патриотизм?

"Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его".

А.С. Пушкин

Ознакомившись со статьей А. Радищева «Беседа о том, что есть сын отечества» я заметила, что размышления о патриотизме актуальны и по сей день. Мыслители и писатели того времени, умело писали критические статьи и брали для размышлений темы, которые привлекали и будут привлекать читателей на протяжении немалого количества столетий.

Прежде чем обратиться к своим мыслям и начать размышлять по данной теме эссе, хотелось бы поговорить о статье Радищева.

Он задается вопросом, который его мучает: «Что есть сын отечества?» и рассматривает в своей работе четыре типа молодых людей своего времени. Среди них, к сожалению, он не замечает ни малейшей схожести с патриотом своей страны, т.к. эти люди заняты только собой, своим благосостоянием и слывут, настоящими что ни есть, эгоистами. Их совершенно не волнует судьба народа, отечества; темами любви к Родине, добру и честности они также не интересуются. На этих примерах автор высмеивает представителей своего общества, и, в тоже время, в его словах прослеживается грусть и печаль о молодых людях, не интересующихся ничем, кроме самих себя; которые не то что бы ведут себя как настоящие сыны отечества, они, даже, понятия не имеют как, таковы выглядят. Им просто не интересно, и это наводит на них тоску. Мало того, что их не волнует защита родины, они еще и нарушают элементарные законы общества, бытия и морали.

Далее Радищев все же пытается найти представителя патриотизма и формулирует то, как он должен выглядеть и какими качествами обладать. Речь его первоначально заходит о чести . Писатель говорит о том, что в каждого человека с рождения вложена любовь к чести , что «всяк желает лучше быть уважаем, нежели поносим, всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе…».

После этого делает небольшой вывод, что истинный человек и сын отечества - это одно и то же, и будет его отличительным признаком, если конечно он честолюбив. Наиболее важным, Радищев называет любовь к ближним, а также исполнение всех законов: общественных и божьих.

Автор считает, что для истинного сына отечества «не существует низкого состояния в служении отечеству. «Сын», по его мнению, должен быть готов привести себя в жертву, нежели показать пример неблагонравия для своих соотечественников. Отсюда следует другое его качество, этот человек должен быть благонравен. Патриот преодолевает любые препятствия на своем пути, он не страшится трудностей в столь благом деле, как защита отечества.

Наконец, он называет последний отличительный знак истинного человека: благородство. Под этим Радищев понимает стремление к мудрости и к обладанию человеколюбивыми качествами, а также, естественно благие поступки по отношению к другим.

Дает небольшое определение человеческого благородства: « То есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества и который не инако чувствует при том воспоминании (которое в нем непрестанно), как бы то говорено было о драгоценнейшей всего на свете его части».

Говорит об истинном благородстве. «Истинное благородство - есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам естества и народоправления».

Именно таким видит сына отечества А.Н. Радищев.

Теперь бы хотелось изложить свое мнение, и рассказать, как в моем представлении выглядит истинный сын отечества.

Я бы соврала, если бы сказала, что не согласна с точкой зрения А.Н. Радищева.

Конечно, любой другой захотел бы отметиться и выделиться, показать свою якобы «смелость» и поспорить с таким мудрым человеком. Однако я не считаю себя умнее таких людей, поэтому, выражая свою точку зрения, я полностью поддерживаю данного автора. Поскольку его размышления мне действительно близки, разве есть смысл пытаться оспаривать то, что правдиво? Именно, что смысла нет. Поэтому приступим к осмыслению данного вопроса: «Что есть сын отечества?»

Поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что стоит «сына отечества» рассматривать не как молодого человека, жаждущего стать таковым, а человека вообще, и без разницы к какому полу, расе и возрасту, он принадлежит.

Так каковым же он мне представляется?

Это Человек (да, именно с большой буквы), а не просто существо, которое похоже на человека. Написав это, мне припомнилась «крылатая фраза» великого русского писателя А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

Как с этим можно не согласиться? Это выражение тесно связано с моими представлениями сына отечества.

Однако я не считаю, что человек только от природы способен стать патриотом. Мне кажется, что это можно в себе развить, совершенствуясь на протяжении всей своей жизни.

Первоосновой должна быть, по-моему, любовь к отчизне. Как человек может называть себя патриотом, если он ненавидит свою родину? Ну, хорошо, не ненавидит уж, а просто, к ней безразличен. Да, здесь он родился, рос, и состариться, но это совершенно не означает, что в нем заложена любовь к этому месту. Честно говоря, это даже очень трудно объяснить, что такое любовь к Отчизне, как и термин любовь вообще. Поскольку у меня еще не достаточно жизненного опыта, я перестану об этом размышлять и «пойду» дальше.

Лицо. Его тоже можно рассматривать с нескольких сторон. Лицо как часть тела, и лицо как честь, уважение и место в обществе. Что же это значит, лицо патриота должно быть прекрасно? Т.е. он должен быть ухожен и красив собой, а может его лицо должно быть полностью симметрично? Во-первых, абсолютно симметричных черт не бывает, а во-вторых, в данном контексте всё равно, красив сын отечества или нет, и совершенно без разницы хорош ли он собой. Дело не в красоте, а в выражении, в посыле исходящем от него. А еще более главное, это не внешняя характеристика, а понятие «лицо» как положение человека в обществе. Это значит, что сын отчизны должен представлять наилучший слой общества (это ни в коем случае не зависит от материального положения, знатности в социуме), а иметь уважение к себе со стороны людей. Но это уважение должно быть не подкупным, или же лицемерно выстроенном, а истинным; а таковое нужно заслужить, но отчасти это очень трудно сделать. В помощь Вам благие поступки, ведь главное не то, что говорит человек, а то, что он делает.

Пожалуй, рассмотрение понятия «одежда» мы опустим, потому что мне это не очень интересно, и, возможно, вовсе безразлично. Хотя, конечно, не нужно забывать пословицу: «По одежке встречают - по уму провожают».

Обратимся к «душе». Я считаю, что для сына отечества она играет одну из важных ролей. Вообще, в жизни каждого человека душа занимает важное место. Неудивительно, что психология ее изучает. Ведь любая душа имеет огромное количество аспектов, и она вечна. Чаще всего человек старается ее не показывать, но всё, что не происходит с нами, какие бы мы действия не совершали, о чем мы бы ни думали - это всё непосредственно связано с душевным состоянием.

Как же должна выглядеть душа «истинного человека»? Однозначный ответ вряд ли получится дать, т.к. я не имею психологического образования, но мне кажется, что она должна быть чиста . В ней не должны накапливаться негативные эмоции по отношению к другим людям, жизни; страхам также не место. Его душа должна быть прекрасна, она окрыляет человека, и также, не побоюсь повториться, в ней необходимо присутствие любви к отчизне, ближним, ко всем существам на земле, и должна отсутствовать корысть. Но, возможно, может присутствовать боль, боль от несовершенств людей и самой отчизны; стремление помочь ей и быть спасителем.

А вот и подошли мы к «мысли». С этим всё намного сложнее. Ведь они совершенно от нас не зависят и всплывают сами по себе. Мы не можем остановить «бег мыслей» даже на секунду, что уж говорить о минутах. Это именно то, что мы совершенно не можем контролировать.

Но всё же, какие должны преобладать мысли в голове человека-патриота? Честно говоря, я сомневаюсь, что даже истинный патриот будет каждый день, любую минуту думать об отчизне, о любви к ней, к соотечественникам. Считаю, что думать так - означает заблуждаться. Потому что все мы люди, и у нас много происходит в жизни событий, переживаний, горя и радости, проблем и еще огромное количество «цветов этого букета».

Наверное, в его голове должны возникать благие намерения, и должны полностью отсутствовать злые мысли.

Теперь же, продолжая размышлять о моих представлениях сына отечества, стоит мне кажется затронуть качества, которыми должен он обладать и, возможно, некоторые черты характера.

Опять же оговорюсь, что не обладаю большими научными знаниями и могу во многом заблуждаться, за это прошу меня извинить, но все-таки я выражаю свою точку зрения, именно поэтому у меня есть все основания писать о том, что я думаю.

Он должен представлять человека-добродетеля. Благие дела, разумные мысли, стремление к совершенствованию, помощь людям, солидарность, понимание, старание сделать этот мир лучше. И это всё не полный список того, что должно в нем присутствовать.

Творить добро. Также «добро» понятие растяжимое. Как говорится « не навреди». Сын отечества обязан относиться добродушно к людям, и стараться помогать им, чем может. А точнее обращаться с ними так, как бы он хотел, чтобы обращались с ним.

Терпимость. Он должен быть терпелив по отношению к другим. Ведь каждый человек индивидуален, и порой, приходится терпеть не очень приятные качества даже родных и близких людей.

Скорее всего, он должен быть скорее оптимист, нежели пессимист. Иначе, о каком процветании государства и родины можно говорить, если все люди начнут мыслить пессимистично, и им вовсе не захочется говорить о патриотизме, и тем более становится патриотами.

Умение прощать. Это одно из замечательнейших качеств, которое, по моему мнению, также должно принадлежать сыну отечества. Ведь почти каждый человек имеет право на то, чтобы его простили и дали ему еще один шанс; другое дело если после этого даже человек не меняется. Но это уже другой разговор. Ему необходимо уметь прощать и мысленно отпускать этого человека.

О благих качествах можно говорить вечность, но конечно же, не факт, что истинный патриот будет именно так выглядеть и обладать такими качествами.

Но еще раз спешу заметить, что я создаю своего образа «идеал - сына отечества», естественно такие люди на этом свете еще не родились.

Я бы назвала это своего рода пожелания, какими качествами бы хотелось, чтобы он обладал.

Раз уж рассмотрели благие качества, то перечислим, пожалуй, и то, чего ни в коем случае не хотелось бы обнаружить в сыне отечества.

Трусость. Он должен быть отважным и готовым на подвиги ради своей родины. Конечно, это не должно доводиться до абсурда, как в романе Мишеля де Сервантеса «Дон Кихот».

Обман, лицемерие. Они должны быть не присущи не только сыну отечества, но и человеку вообще.

Пессимизм - о нем я уже говорила. Необходимо верить в свои силы, в лучшее будущее и мир во всем мире.

Ненависть. Невозможно быть патриотом, ненавидя людей, и мир вообще.

Расизм. Сын отечества должен одинаково хорошо относиться ко всем народам, живущим на территории его отчизны. Не существует лучшего и худшего народа.

Измена. Наиболее страшный порок. Изменник родине ни в коем случае не может называться патриотом.

Нарушение законов. Законы государства должны соблюдаться. А важнее всего соблюдение законов Божьих.

Это небольшой список того, что не должно входить в понятие такой личности как «сын отечества».

Рассмотрев сын отечества со своей точки зрения, мне бы хотелось теперь обратиться непосредственно к основной теме данного эссе, а именно: «Существует ли сегодня патриотизм?»

И вновь, смотря что, мы под этим словом понимаем.

Для меня патриотизм - это любовь к отчизне, служение своей родине; заключается в умении беречь ценности и, скорее всего, в умении приносить жертвы ради благосостояния своего отечества.

Честно говоря, этот вопрос поставил меня слегка в ступор. Если бы у меня спросили, был ли патриотизм в нашей стране в годы Великой Отечественной Войны, я бы без раздумий ответила - да!

До сих пор приводит в восторг преданность этих людей, готовых идти на смерть, ради своей родины…

Гордость за них, а также слезы, жалость и сожаление, что им так пришлось не сладко, они победили ради нас, ради мирного неба над нашей головой! И мы никогда не сможем их отблагодарить за то, что живем теперь в свободе и мире. Как жаль, что нынешние мои сверстники порой не задумываются над этим, и победа в ВОВ для них просто формальность, и то что осталось в истории прошлого века…

Что же мне сказать о нынешней жизни, о молодежи и патриотизме?

Я считаю, что дать здесь однозначный ответ просто невозможно.

Допустим, я скажу, что патриотизм сейчас есть. Но так ли это? А если и есть, то в такой ли возвышенной степени, каковым был раньше?

Всё же, хочется верить, что патриотизм в нашей стране сохранился (не будем рассматривать другие страны), но он однозначно не столь ярко выражен.

Конечно же, наше правительство не раз говорило на различных выступлениях, конференциях и так далее, что нужно развивать патриотические качества в нынешней молодежи.

Но реально взгляните на это. Разве видна в веселых ребятах, стоящих с банками пива и курящих, хоть капля патриотизма? Сомневаюсь, что на «могучем русском языке» они изъясняются о дедах и прадедах и о сыне отечества… Или как они «отмазываются» от армии (к сожалению, по другому не скажешь), покупают военные билеты, и не хотят служить, защищать свою отчизну…

Разве это можно назвать таким громким словом как патриотизм?

Либо я совершенно не понимаю, что значит это понятие, либо на деле патриотизм практически отсутствует (однако столь расписан в теории).

Естественно, я не могу утверждать, что все мои сверстники именно такие, и что мы все (в том числе и я) ничего не смыслим в патриотизме и не задумываемся о нем. Просто, вышеописанных молодых людей, к сожалению, с каждым годом становиться всё больше и больше (даже страшно подумать, что будет дальше).

Кроме того, патриотизм всё еще остался в тех людях, которые нас защищали, точнее в тех, кто остался жив после ВОВ.

Наверное, он присутствует в сердцах тех, кто идет служить в армию, отправляется в морской флот и выполняют военные задания. В тех, у кого есть любовь в отчизне, и они готовы ее защищать.

Вполне возможно, что патриотические чувства могут возникнуть совсем незаметно.

В этот момент ты понимаешь, что гордишься своей отчизной, ты понимаешь, что тоскуешь по ней, и лучше родины и не найти.

Но, всё же, если взглянуть правде в глаза, и из приятных мечтаний вернуться в настоящий мир, становится немного печально, а может быть и много.

Ведь реальность более суровая, чем мы стараемся ее увидеть.

Честно говоря, порой, задумываясь над тем, что если вдруг когда-нибудь начнется война (не дай Бог), кто пойдет нас защищать? Возникнут ли в людях патриотические чувства и готовы ли они будут пожертвовать собой и своей жизнью ради своей родины, ради отчизны?

Очень жаль, но я не могу дать положительный ответ. Может быть, большинство людей разбегутся кто куда, испугаются, спрячутся где-нибудь, и будут дружно дрожать и ждать смерти?

Или всё же наоборот, всё это сплотит их дух, и восстанет сильная, дружная, могущественная держава?

Этого никто не знает, и лишь время покажет. Но всё же хочется верить в лучшее.

Подводя итог, понимаю, что однозначно сказать о патриотизме сейчас невозможно. Тем более мне, студентке второго курса, имеющей пока что малый жизненный опыт. Такую тему нужно развивать нескольким людям, и желательно имеющим определенные знания в данном вопросе.

Я задумалась еще над одним вопросом. Считаю ли я себя патриотом?

И вновь неоднозначные мысли завертелись в моей голове.

Если рассматривать с точки зрения всех тех благих качеств, которые я описывала в начале эссе, то по некоторым критериям я не подхожу.

К тому же, после анализа нынешней молодежи, к которой в какой-то степени отношусь и я - тоже не очень подхожу для того, чтобы называться «сыном отечества».

Однако если посмотреть любовь к отчизне - да, я люблю свою родину, но при этом не всегда довольна тем, что происходит в государстве, в моей отчизне.

А порой меня и вовсе угнетает положение в нашей стране, социальное неравенство, невероятное количество преступлений, гнета, непонимание взглядов и многое, многое другое…

Хотя если бы я жила во время ВОВ я бы все-таки встала на защиту отечества, своих родных и близких, и просто людей вообще.

Так кто же я, патриот или нет? Этот вопрос, скорее всего, так и останется риторическим.

В заключении хотелось бы добавить, что я непросто так включила в начало эссе эпиграф Пушкина. Он как никто другой, умел писать об отчизне, и был истинным патриотом.

Я пришла к выводу, что тема, которую затронул в своей статье А.Н. Радищев, актуальна и в наше время. Но, как я и сказала, невозможно рассмотреть эту тему с одной стороны и поверхностно. Нужны годы изучений этого вопроса.

И, возможно, с каждым столетием, эта проблема будет изучаться по новому, уже с другими аспектами, иными людьми.

Многие задаются вопросом: «Что же есть сын Отечества?» Но впервые начал беседу об этом А.Н. Радищев, в который сказал, что «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». И с этим высказыванием я абсолютно согласна. Потому что не каждый готов защитить свое Отечество в нужное время, и поэтому он не достоин такого звания, как «сын Отечества».

По-моему, сын Отечества - это тот, который готов всегда постоять за свою Родину, защитить ее в трудный момент, оберегать и всегда любить ее. И я могу назвать таких людей без капли сомнения: сыновья Отечества - это в первую очередь те, кто воевал за свою страну. Это герои Великой Отечественной войны. Эти люди готовы были отдать свою жизнь за Родину, защищали ее и не отдали в руки врагу ни под каким предлогом. Они любили ее, как маму и не давали в обиду. Вот это настоящие сыны Отечества.

В принципе, не имеет большого значения, в какой стране ты родился, главное, в какой стране ты вырос, как и за что ты ее полюбил. Хочу привести в пример ребенка-сироту. Если его взяли чужие родители к себе в дом и считают своим дитем, то и ребенок в свою очередь полюбит их и будет считать своими родителями, ведь именно они воспитывали его, любили всем сердцем как своего, вкладывали в него свое терпение и доброту. И он их называет мамой и папой. Так же и с Родиной. Твоя Родина та, что воспитала тебя, вселила в твое сердце патриотизм и веру; та, которую ты полюбил, как свое Отечество.


А.Н. Радищев говорил, что честь, благонравие и благородство зажигают внутри человека любовь к Родине, что побуждает к совершению больших подвигов ради нее. Благодаря этим качествам у людей просыпается патриотизм, который, в свою очередь, поможет им в любых испытаниях, подброшенных судьбой.

Но самое главное - это по-настоящему любить свою страну и верить в нее. Как известно, большинство людей выбирают то, что выгоднее или лучше лично для них. Я считаю это неправильным. Приведу в пример обычного ребенка или даже нас самих. Мы не можем выбирать себе родителей, мы рождаемся и уже любим их за подаренную жизнь. Даже если у кого-то родители богаче или достойнее в каком-то плане, мы же не можем так просто взять и уйти к другим родителям, оставив своих просто так. Вот и с Родиной - нельзя ее оставлять, нужно бороться и стараться быть лучше, нужно помогать ей во всех отношениях, и тогда, действительно, можно с гордостью назвать себя сыном Отечества!

Параллельно с работой над «Пут. Из СПб в Москву» Радищев пишет революционно-публицистическую статью «Беседа о том, что есть сын отечества» (1789), напечатанную в масонском журнале «Беседующий гражданин», причём одно время даже существовали сомнения в том, что автором «Беседы» является Радищев, несмотря на прямое свидетельство одного из издателей «БГ» Тучкова, а также на то, что по стилю «Беседа» соответствует радищевскому письму.

Рассуждая над тем, кто может быть удостоен звания истинного сына отечества, Радищев выдвигает основное условие: им может быть только «существо свободное». Отсюда он отказывает находящемуся в крепостной зависимости крестьянину в этом звании, отказывает с великой жалостью. Но сколь гневно звучит его обличение в адрес угнетателей, тех помещиков-крепостников, мучителей и притеснителей, которые себя привыкли почитать сынами отечества. В статье перед нами проходит целый ряд сатирических портретов злых, ничтожных, легкомысленных помещиков. Но кто же достоин быть истинным сыном отечества? И Радищев отвечает, что им может быть человек, исполненный чести, благородства, способный всем пожертвовать для блага народа, и если понадобится, если он будет знать, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. Это одно из сильнейших политических выступлений Радищева.

Пересказ:

Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества! – Но где он? где сей украшенный достойно сим величественным именем? Крепостные уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равныя с лошадью воздаяния, и претерпевая равные удары; не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, обьяв дух их размышлением, возжигает слабый свет их разума, и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать.

Или помещик зажратый похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели на человека, и его разпутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела его произходящим, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний, словом, он модный человек, совершенно изполняющий все правила щегольской большаго света науки; – он ест, спит, валяется в пьянстве и любострастии, не смотря на изтощенныя силы свои; переодевается, мелет всякий вздор, кричит, перебегаетс места на место, кратко, он щеголь. – Не сей ли есть сын Отечества?

Или тот простирающий объятия свои к захвачению богатства и владений целаго Отечества своего, а ежели бы можно было, и целаго света, и который с хладнокровием готов отъять у злосчастнейших соотечественников своих и последния крохи, поддерживающия унылую и томную их жизнь, ограбить, разхитить их пылинки собственности; который возхищается радостию, ежели открывается ему случай к новому приобретению;

Рассуждение о чести.

Доказано уже, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же; следовательно будет верный отличительный признак его, ежели он таким образом Честолюбив.

те, которые гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются. Истинный человек есть истинный изполнитель всех предуставленных для блаженства его законов; он свято повинуется оным.

Он (сын отечества) скорее согласится погибнуть и изчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия, и тем отнять у Отечества детей, кои бы могли быть украшением и подпорою онаго; он страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет нежнейшею любовию к целости и спокойствию своих соотчичей; ни чего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними; он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; – не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, не утомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то нестрашится пожертвовать жизнию; естьли же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту, и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствование Соотечественников своих. Словом, он благонравен ! Вот другий верный знак сына Отечества! Третий же и, как кажется, последний отличительнейший знак сына Отечества, когда он благороден . Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в Обществе разумом и Добродетелию, и будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, чтобы, повинуясь законам и блюстителям оных, придержащим властям, как всего себя, так и все, что он ни имеет, не почитать иначе,