Беден, как лазарь. Вадим Храппа От адамова яблока до яблока раздора

Собаку, кличку которой не знаешь, почему-то обычно принято называть барбосом . Чем это объяснить?

Слово барбос по отношению к собаке сегодня стало просто нарицательным. Но когда-то такая собачья кличка была широко распространена. Считается, что слово было заимствовано из латинских языков и буквально переводилось как «бородатый». Надо заметить, что некоторые породы собак действительно отличаются густой шерстью на морде.

В связи с этим вспоминаются и кубинские коммунисты barbados , поклявшиеся не брить бороды до победы социалистической революции на Кубе. Оба слова – и барбос и barbados – одного латинского корня.

Слово бардак известно всем, но очень часто им называют совершенно разные вещи. Что оно значит буквально?

Еще недавно в русском языке словом бардак называли всего лишь безобидный глиняный кувшин с широким горлом. И никакого другого значения это слово не имело. Потом, наверное, от широкого использования керамики человечество отказалось – и на слово бардак наложился смысл слова бурда (которое, впрочем, часто произносилось и как барда ). Бурда – это некая дьявольская хмельная смесь, приготовленная из того, что в обычных условиях люди не употребляют. В ней могла оказаться и гуща, осевшая на дне винной бочки, и остатки пивного сусла, и толченые зерна из браги, и даже табак – для крепости. Возможно, в бардаках этих самую бурду (или барду) обычно и держали.

Не исключено также, что позже, с развитием винокуренного дела в России и удешевлением водки, в опустевших бардаках стали держать всякий мелкий хлам, который жалко выбросить. Здесь нелишне вспомнить, что сегодня бардачками мы называем и небольшие ящики, которые заводим в домашнем хозяйстве для той же цели, и даже отделение для перчаток в автомобиле. Кстати, словом бардак иногда называют и публичный дом. Если учесть, что в русском языке очень многие слова имеют переносное значение, то это вполне объяснимо.

Всегда считал, что баронами называли только немецких дворян. И вдруг узнал, что были и русские бароны. Откуда они взялись в России? Может быть, это немцы-иммигранты?

Слово барон , действительно, немецкое – от древне-верхненемецкого baro , что когда-то значило «воинственный человек». Но были бароны и чисто русского происхождения. Титул барона был введен в России при Петре I. Кстати, первым из россиян, кто получил этот титул в 1710 году, был некто Шафиров – еврей по национальности.

Мне приходилось слышать, как обувь называют бахилами . Но всякий раз имелись в виду то калоши, то разбитые ботинки, то еще бог знает что. Что все-таки называли бахилами ?

Когда-то словом бахилы русские крестьяне называли рабочие сапоги, да и вообще всякую обувь, пригодную только для работы, а не для прогулок. Этимология же этого слова пока трудно поддается исследованию. Некоторые лингвисты полагают, что источником послужило латинское слово bacle – «женская обувь».

Баш на баш

Как объяснить выражение баш на баш ?

С турецкого языка слово bač переводится как «голова». От него, кстати, произошло и наше башка. А выражение баш на баш буквально значит «голова за голову», то есть «равноценно». Вероятно, когда-то им пользовались при обмене пленными. Впрочем, учитывая нравы тех времен, можно предположить, что баш на баш по смыслу было эквивалентно другому выражению – око за око .

Баю-баюшки-баю

Что имели в виду наши бабушки, напевая у колыбели ребенка баю-баюшки-баю ? Что значат эти бессмысленные слова?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к другим, родственным русскому, языкам. В старославянском языке баяти обозначало «рассказывать, заговаривать, лечить». Польское bajać значит «болтать», сербохорватское баjaти – «колдовать», словенское bájati – «говорить, заклинать». Слово «баять» сохранилось и в некоторых русских диалектах, оно значит попросту «рассказывать».

Вот и получается, что баю-баюшки-баю – это своего рода заговор, ворожба, сеанс легкого гипноза с целью усыпить, «убаюкать» ребенка. На современный русский язык это выражение буквально можно перевести как «я говорю, я заговариваю тебя, я колдую над тобой».

Беден, как Лазарь

Недавно услышал выражение беден, как Лазарь . Откуда взялась эта поговорка? Я помню библейскую историю о том, как Христос воскресил из мертвых какого-то Лазаря. Это он был бедным?

Нет, не он.

В Евангелии от Луки есть такая притча: у ворот одного очень богатого человека долго лежал нищий по имени Лазарь, который питался выброшенными на улицу объедками со стола богача и был так болен и немощен, что не мог даже храм посетить. Прожил нищий недолго, и богач тут же забыл о нем. Когда же сам богач после смерти попал в ад, выяснилось, что Лазарь пребывает в раю. Богач возмутился: «Почему же ты так поступаешь со мной, Господи, ведь я жил праведно и не пропускал ни одной службы в церкви?» На что Господь ответил: «Ты, братец, всю свою жизнь сытно ел, вкусно пил и спал под шелковыми одеялами, чего же тебе еще надо? А Лазарь, бедняга, жил нищим и умер больным, пусть хоть теперь поживет по-человечески».

Мораль, я полагаю, очевидна. А вот в поговорку этот Лазарь вошел потому, что очень уж любили русские нищие, попрошайничая на паперти, напоминать богатым прихожанам эту историю. У них даже были специальные жалостливые песенки о Лазаре. Кстати, с той поры появилось и выражение петь Лазаря , то есть «прикидываться нищим, жаловаться на судьбу».

Белая ворона

Когда мы сталкиваемся с человеком, очень непохожим на окружающих, мы называем его белой вороной . Откуда в наш язык пришло такое странное словосочетание? Где его корни?

Возможно, образ белой вороны, как чего-то из ряда вон выходящего, применяли к неординарным людям очень давно – аллегория слишком очевидна. Но впервые «официально» обнародовал ее древнеримский поэт Ювенал. Он писал о судьбе и случае: «Рок дает царства рабам и доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает».

Биндюжник

В известной песенке про Костю из Одессы есть строка про то, как «биндюжники вставали, когда в пивную он входил». Кто такие биндюжники ?

Попросту «водители кобыл», как называл их Утесов. Биндюга – это большая телега, которую использовали при разгрузке кораблей в южных портах.


В Евангелии приведена притча о бедном Лазаре, который лежал у ворот богача, выпрашивая подаяние: "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его" (Лука 16.20-21).
Нищие-калеки, прося милостыню, часто пели духовный стих о бедном Лазаре. Пели они жалобно и заунывно. Отсюда и выражение "беден, как Лазарь", "петь Лазаря".
То же самое означает "беден, как Ир" (Гомер, "Одиссея").

Пояснение к притче о богаче и Лазаре.

Загробного мира не существует. Библия не учит этим языческим верованиям. Смерть подобна глубокому сну без сновидений в котором не ощущается время. Это видно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где упоминается другой Лазарь, которого Иисус воскресил.
То же самое сказано в ветхозаветных книгах Псалтирь, Екклесиаст и др.

В притче о богаче и Лазаре говорится, что богач сразу же попал в ад, а Лазарь - в рай. Если мертвые спят, тогда как объяснить эту притчу? (Лк. 16:19-31).


Важно отметить, что это, прежде всего, притча. Она пятая в серии притчей - о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне (Лк. 15) и неверном управителе (Лк. 16:1-11). Притчи предназначены для того, чтобы преподавать людям великие нравственные уроки. И всякое утверждение в притче не нужно воспринимать буквально. К примеру, у нас у всех нет шерсти и четырех ног, как у овец. Мы не сделаны из металла, как серебряная драхма. Каждая притча ставит перед нами вопрос: какие великие нравственные уроки заключены в ней? У нас могут быть большие неприятности, если мы попытаемся воспринимать каждую деталь притчи буквально, вместо того, чтобы извлекать из нее урок, который Иисус пытается преподать нам. Давайте предположим, что притча о богаче и Лазаре - это буквальная история. Переговариваются ли люди на самом деле, будучи в раю и в аду? Могут ли они слышать вопли последних? Есть ли на самом деле у душ пальцы и языки, как о том сказано в притче? У Авраама должно быть довольно обширное лоно (внутренности, утроба. -Прим. пер.), чтобы вместить всех, кто туда попадает. Воспринимать притчу буквально означает создать для себя грандиозные проблемы. Рай был бы ужасным местом, если оттуда мы могли наблюдать за постоянными, вечно длящимися мучениями наших друзей. Зачем Иисус рассказал эту историю? Какие уроки Он пытался нам преподать? Евреям была хорошо известна легенда, где смерть описана как путь через долину тьмы, где спасенные праведники укрываются в лоне Авраама, а навечно потерянные идут навстречу своей гибели. Иисус использовал эту историю, чтобы преподать нам три урока. Во-первых, евреи верили, что богатство было признаком расположения Бога, а нищета - признаком Его недовольства человеком. В притче богач, который по верованиям евреев был благословлен Богом, кончает жизнь в аду, а бедняк - в раю. Иисус изменил ожидаемый исход притчи.


1. Богатства, добытые жадностью, нечестным путем или обиранием нищих, вовсе не являются признаком Божьего расположения.


2. В притче описывается огромная пропасть, разделяющая ад и рай. Иисус ясно дал понять, что после смерти человеку не дано никакого второго шанса. Решение, принятое при жизни, определяет нашу вечность.


3. Иисус указывает, что если фарисеи отвергли ясное учение Слова Божьего о спасении, то они также отвергли бы и Его великое, сверхъестественное, наглядное чудо, как воскрешение из мертвых.


Иудеи всегда просили у Иисуса знамений. Он дал им величайшее знамение. Некоторое время спустя Он воскресил Лазаря из мертвых (Ин. 11:11-14,43,44). Иудеи «положили убить Лазаря» (Ин. 12:10). Они настолько обозлились на Иисуса, что решили убить и Его. Они читали Библию засоренными глазами (2 Кор. 3:14-16). Они не поняли, что «все Писание» свидетельствует об Иисусе (Ин. 5:39). Когда Он воскресил Лазаря из мертвых, они не поверили этому. Его слова в Евангелии от Луки оказались пророческими: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Какой призыв задуматься! Какое настойчивое предупреждение! Писание - наш единственный авторитет. Иисус использовал популярную среди евреев историю, чтобы продемонстрировать эту непреложную истину. Таким образом, вся Библия удивительно гармонична.

Что имеется в виду в Книге Откровение, когда описываются души убиенных под алтарем, восклицающие громкими голосами: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9-11)


Олицетворение - это распространенный библейский метод описания ситуаций символическим языком. После того, как Каин убил Авеля, Господь сказал Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Действительно ли вопияла кровь Авеля? Нет! Не буквально. Языковыми средствами передается Божья преданная, любящая, нежная забота о Его мученике Авеле и ответственность Каина за свое грешное дело. Согласно Евр. 12:24, кровь Христова говорит лучше, нежели Авелева. Она дарует прощение, милость и искупление. Естественно, что кровь Христова не говорит в буквальном смысле слова. Образно выражается Божья весть искупления. В 6-й главе Книги Откровения Бог ясно говорит, что не забыл Своих верных мучеников на протяжении многих столетий. Их кровь символично вопиет к Богу, умоляя совершить справедливый суд над их преследователями и вознаградить верных жизнью вечной. В Библии слово «душа» часто означает личность, или человека (Рим. 13:1; Иез.18:4; Деян. 27:37). Оно также означает жизнь (см. Евр. 13:17; 1 Петр. 4:19; Мф. 10:28). Таким образом, можно прочитать: жизни убиенных за Христа - символически, как кровь Авеля, - вопиют из-под земли о праведном суде. Последний суд совершится, и Сам Бог вынесет приговор!


Бессмертна ли душа?


В Библии слово «душа» употребляется приблизительно 1600 раз, но ни разу не встречается выражение «бессмертная душа». Слово «смертный» означает «подверженный смерти». Слово «бессмертный» означает «не подверженный смерти». Библия выразительно гласит: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Иисус заявлял, что как тело, так и душа могут быть погублены в аду (Мф. 10:28). Бессмертие является атрибутом Божества. Только Бог естественно бессмертен (1 Тим. 6:15, 16). Первая ложь сатаны в саду Едемском относилась к смерти. Дьявол заявил, что последствием непослушания будет не смерть, а жизнь. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Слово Божье говорит: «Возмездие за грех - смерть» (Рим. 6:23). Смерть - это отсутствие жизни. Грех дарует не вечную жизнь в аду, а тотальное, абсолютное изгнание от лица Божьего через полное исчезновение. Мысль Библии ясна. Человек смертен (Иов 4:17). Мы ищем бессмертия (Рим. 2:7). Праведные получат бессмертие как дар от нашего Господа в Его Второе пришествие (1 Кор. 15:51-54). Грешники также получат вечное возмездие. «Сделанный грех рождает смерть» (Как. 1:15). Тогда лишь остается выбирать между вечной жизнью и вечной смертью.


Что имеет в виду Петр, когда говорит о Христе, проповедующем духам в темнице? (1 Петр. 3:19)


Чтобы понять этот стих, необходимо прочитать весь отрывок (1 Петр. 3:18-22). Стих 18 гласит, что Иисус, святый Сын Божий, преданный на смерть за наши грехи, ожил силой Духа Святого. Стих 19 как бы переводит нашу мысль в другое русло, утверждая, что Христос проповедовал духам в темнице тем же самым Святым Духом. Когда он проповедовал этим духам в темнице? И кто эти духи? Об этом говорит нам стих 20! Во дни Ноя сердца людей непрестанно пребывали во зле. Они находились в узах духов бесовских. Тот же Дух Святой, Который воскресил Иисуса от буквальной смерти, обратился к людям, одержимым духами бесовскими, которые во дни Ноя оказались духовно мертвыми, чтобы возродить их к духовной жизни. Дух Христов обратился через пророка с проповедью Евангелия к людям, уловленным в духовные темницы (1 Петр. 1:10-12). Великая сила Духа открывает темницу греха и освобождает пленников (Ис. 61:1). В 1 Петр. 3:21 пример еще нагляднее. События потопа связаны с крещением. Как когда-то Дух Святой воскресил Иисуса от смерти к жизни, ввел семью Ноя в ковчег, спасая от смерти и ведя к жизни, так и ныне Дух Святой трудится, пробуждая духовную жизнь, обличая людей во грехе, даруя силу изменить жизнь и ведя их через воды крещения. Во дни Ноя Дух вел людей от смерти в жизнь. Сегодня тот же Дух избавляет людей из духовных темниц, направляя их от смерти к жизни - и все это благодаря великой силе воскресшего Христа.


Каково учение Библии о реинкарнации (перевоплощении)?


Перевоплощение основано на двух предпосылках, ни одна из которых не является истинной. Первая: люди очищают сами себя посредством собственных праведных дел. Вторая: существует бессмертная душа, которая переживает телесную смерть. Библия учит, что спасение приходит только по вере во Христа (Еф. 2:8; Рим. 3:24- 31). Смерть - это сон до момента славного воскресения (1 Фес. 4:15, 16; 1 Кор. 15:51-54). После смерти второго шанса не дано (Евр. 9:27). Ныне - время для спасения (2 Кор. 6:2).


(ориг. орф.)

Беден как Лазарь

Бѣденъ какъ Лазарь.

Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Лук. 16, 20-21.

Ср. Лазаретъ - маленькая больница.

Пер. Лазарони (Lazzaroni) - нищіе въ Неаполѣ.

  • - крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Иов многострадальный...
  • - ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Ср. С своей цивилизацией мы бедны как Иов. А.С. Суворин. Ср. Arm wie Hiob. Plus pauvre que Job. Ñð. Иов. 17, 1-16. См. цивилизация...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. На деле дворянин: богат как церковная мышь, есть нечего, а в мучной амбар салом не сманишь: перервешь, а не выворотишь. Лесков. Захудалый род. 20...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Бѣденъ какъ Іовъ. Ср. Съ своей цивилизаціей мы бѣдны какъ Іовъ. А. С. Суворинъ. Ср. Arm wie Hiob. Plus pauvre que Job. Ср. Іов. 17, 1-16. См. Цивилизация...
  • - Бѣденъ какъ Лазарь. Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Лук. 16, 20-21. Ср. Лазаретъ - маленькая больница...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Беден КАК ИР. Устар. Книжн. О сильной степени бедности, нищеты. Поэт был беден, как Ир… поколебался он, поколебался и принял предложение. Нечего и говорить, что Коршунов был беден, как Ир...
  • - Беден КАК ЦЕРКОВНАЯ КРЫСА кто. Разг. Экспрес. Очень, до крайней степени. - Ну, скажем, на обнищавшей княгине жениться. Пусть она бедна, как церковная крыса, а всё же титулованная и родня у неё знатная...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ВЕРА -...
  • - Гол, да не вор; беден, да честен...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - прил., кол-во синонимов: 6 беден как ир беден как лазарь бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 6 беден как иов беден как лазарь бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 6 беден как иов беден как ир бедный гол как сокол яко наг, яко благ яко наг, яко благ яко нет ничего...

    Словарь синонимов

"Беден как Лазарь" в книгах

Я беден, одинок и наг,

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я беден, одинок и наг, Я беден, одинок и наг, Лишен огня. Сиреневый полярный мрак Вокруг меня. Я доверяю бледной тьме Мои стихи. У ней едва ли на уме Мои грехи. И бронхи рвет мои мороз И сводит рот. И, точно камни, капли слез И мерзлый пот. Я говорю мои стихи, Я их

Ах, как я был тогда беден…

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

ФЕДИН БЕДЕН

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

ФЕДИН БЕДЕН Сегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще - они и в советские времена были достоянием специалистов по истории советской

Ах, как я был тогда беден…

Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

Ах, как я был тогда беден… Из окон студий часто доносилось пение. Пели итальянцы, пели украинцы. У скульптора Архипенко был бас, и в книге Жанин Варно можно найти рассказ художника Фернана Леже о том, как он, будущий коммунист Леже, решил петь по дворам, чтоб заработать

Беден нефтью

Из книги автора

Беден нефтью Поздним воскресным вечером на верхнем этаже роскошного пекинского отеля China World стоял человек и смотрел вниз на бесконечные потоки фар, скользящие в разных направлениях с восьмиполосной Чан’ань авеню, главной магистрали Пекина, на расположенную на эстакаде

Лазарь

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Лазарь Значение и происхождение имени: Лазарь - русская форма имени Елизар (Илизар), что означает «Бог помог» (евр.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Лазарь очень выразительно, оно предполагает глубину чувств, внутреннюю прочность и уравновешенную

Разве бедняк беден не по воле Божьей?

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Разве бедняк беден не по воле Божьей? Талмудические Раввины очень часто вступали в спор, о котором сейчас редко упоминают, – являются ли страдания бедных следствием воли Господа? Этот вопрос был задан влиятельным римским сановником одному из величайших мудрецов

Богат или беден?

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Богат или беден? Василий Васильевич Капнист родился в деревне Обуховка, недалеко от одноименного села на северо-восточной границе Миргородского полка{910}. Родительский дом располагался на поляне в окружении леса на правом - «горном», высотой почти 90 м - берегу реки Псёл,

Беден, как Иов

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Беден, как Иов см. Иов многострадальный.

Федин беден

Из книги Статьи из журнала «Русская жизнь» автора Быков Дмитрий Львович

Федин беден один из нихСегодня в России трудно найти человека, который бы перечитывал или хоть внятно помнил роман Константина Федина «Города и годы». Про остальные его сочинения речи нет вообще - они и в советские времена были достоянием специалистов по истории

Из книги Спросите у психолога автора Степанов Сергей Сергеевич

Беден ли муж при богатой жене? Мы с женой прожили много лет душа в душу. В молодости начинали свою карьеру наравне: она – простым бухгалтером, я – рядовым инженером. Но в последнее время все изменилось. Ее судьба сложилась удачнее, чем моя, она теперь зам. главного

Беден ли муж при богатой жене?

Из книги Человек при деньгах [Психология достатка] автора Степанов Сергей Сергеевич

Беден ли муж при богатой жене? Что может быть неприятнее положения мужа, у которого жена ежедневно просит деньги? Только положение мужа, который ежедневно просит деньги у своей жены. Неизвестный В течение нескольких лет мне довелось вести психологические рубрики в

Дмитрий Быков Федин беден

Из книги Корпорации (февраль 2009) автора Русская жизнь журнал

Дмитрий Быков Федин беден Один из них

25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги

Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

25. Оставайся беден, или ты собьёшься с дороги «Я хочу попробовать дзадзэн, чтобы стать настоящим мужиком».Таким людям я говорю: «Из тебя никогда не выйдет настоящий мужик!».Дзадзэн - это самое скучное дело, существующее для человека - только тот, кто устал от своей

Глава 1 Итак, кто не беден?

Из книги Как жить роскошно и при этом не разориться автора Хиллис Марджори

Глава 1 Итак, кто не беден?

Выражение «Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданном на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив.

Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

«Беден, как Лазарь. Петь Лазаря» цитата:

Арина Федотовна: Он братцу Лазаря поет, да штуки разные подводит, а тот ему и верит (А. Н. Островский, Не в свои сани не садись, 2, 3).

А деньжищев у него много, я знаю. Со мной Лазаря петь нечего, меня не проведешь (И. С. Тургенев, Несчастная, 11).

Нечего Лазаря-то петь!.. Насквозь вижу бесстыжую твою душу! (П. И. Мельников-Печерский, В лесах, 4, 6).

Антип Антипыч: Экий вор мужик-то! Тонкая бестия. Ведь каким Лазарем прикинется! (А. Н. Островский, Семейная картина).

Ахов: …Лазарем ты мне не прикидывайся! (А. Н. Островский, Не все коту масленица, 3, 3).

Крылатые слова и выражения на

Беден, как Лазарь

Беден, как Лазарь
Беден, как Лазарь. Петь Лазаря
Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре", созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения "петь Лазаря", "прикидываться Лазарем", употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Беден, как Лазарь" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 6 беден как иов (6) беден как ир (6) бедный (88) … Словарь синонимов

    Бѣденъ какъ Лазарь. Ср. Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Лук. 16, 20 21. Ср. Лазаретъ маленькая больница. Пер. Лазарони (Lazzaroni) нищіе въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    беден как Лазарь - Очень беден … Словарь многих выражений

    Ср. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Ср. Лазарет маленькая больница. Лазарони (Lazzaroni, лаццарони) нищие в Неаполе. См. лазарем петь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели духовные стихи и… … Словарь крылатых слов и выражений

    Беден, как Лазарь. Петь Лазаря - крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Прил., кол во синонимов: 6 беден как ир (6) беден как лазарь (6) бедный (88) … Словарь синонимов