БАБЁФ Франсуа Ноэль.

Родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год (1780) получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792.

Под влиянием идей Руссо и Мабли (позднее Морелли) стал убеждённым сторонником общества «совершенного равенства», в котором отсутствовала бы частная собственность. Уже в 1785 году разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Был активным участником революции в Пикардии, и не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабёфа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии. 22 октября 1789 г - первое открытое выступление Бабёфа, направленное против избирательного ценза. В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов и деятельное участие в нём Бабёф был арестован в Руа и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. Выпущенный на свободу, он вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению, приобретя репутацию пикардийского Марата.

В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу - полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Бабёф сформулировал ранее в книге «Постоянный кадастр» (1789).

В 1791 Бабёф, в связи с бегством Людовика XVI , выступил за установление республиканского строя. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье. В 1793 году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Критиковал Марата и даже якобинский Конвент и за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса». Глубоко ценя Робеспьера и разделяя многие из его убеждений, тем не менее Бабёф пошёл дальше - он хотел фактического равенства среди людей, считая это идеалом общественного устройства. Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления «общества совершенного равенства».

В период якобинской диктатуры он выступал за немедленную бесплатную раздачу земель беднякам. Бабёф однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста, возбудив против него судебное преследование. В августе 1793 по ложному обвинению в подлоге он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован и содержался в заключении. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабёф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.

Освобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Журналь де ла либерте де ла пресс» («Journal de la liberte de la presse»), переименованной вскоре в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»).

Весной 1796 возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и готовит народное выступление. В организации участвовали различные лица: Друэ, Ш.Жермен, портной Тиссо и др. В результате предательства одного из участников движения Гризеля заговор был раскрыт и все его руководители и ряд участников были 10 мая 1796 года арестованы. 26 мая 1797 года суд в Вандоме приговорил Бабёфа и Дарте к смертной казни. После объявления приговора Бабёф и Дарте пытались заколоть себя кинжалами и нанесли себе тяжелые ранения; утром следующего дня полумертвыми они были отнесены на эшафот и гильотинированы.

Идеи Бабёфа и его сторонников (бабувистов) являются предшественниками научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому.

Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт наследия бабувизма. В случае успеха восстания Бабёф и его сторонники собирались провести ряд экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения народных масс и реализовать план создания «национальной коммуны», которая должна была заменить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась «грубая уравнительность», а из-за невозможности широкой агитации - отсутствие опоры на широкие народные массы.

Сочинения

  1. Correspondance de Babeuf avec l’Academie d’Arras (1785-1788). - P. 1961.
  2. Pages choisies de Babeuf recueillies… par. М. Dommanget. - P. 1935.

Бабеф (Babeuf ) Гракх (наст. имя Франсуа Ноэль, Noel) (23 ноября 1760, Сен-Кантен - 27 мая 1797, Вандом), политический деятель эпохи Великой Французской революции.

Скромный нотариус

Родился в многодетной семье мелкого служащего. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год получил самостоятельную практику февдиста - специалиста по сеньориальному праву, разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабефа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии.

Начало революции

Как деятельный участник движения за отмену косвенных налогов, он был арестован в Руа (1790) и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Выпущен на свободу, но вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению. Приобрел репутацию пикардийского Марата. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье, однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые сумели воспользоваться оплошностью Бабефа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста и возбудили против него судебное преследование. В августе 1793 он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабеф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.

Заговор равных

В октябре 1794 Бабеф начинает издавать свою «Газету свободы прессы» (Journal de la libertе de la presse), имевшую ярко выраженную антиякобинскую направленность. Вскоре она стала выходить под именем «Трибун народа». К этому времени Бабеф берет себе имя «Гракх» в память о древнеримских народных трибунах, сторонниках радикальной аграрной реформы. Отнюдь не удовлетворенный плодами термидора, он постепенно переходит от разоблачения казненного Робеспьера к призыву опереться на его опыт. В феврале 1795 Бабеф в очередной раз арестован и выпущен на свободу в октябре того же года благодаря всеобщей амнистии. Поселившись в Париже, он возобновляет издание «Трибуна» и, опираясь на единомышленников (А. А. Дарте, Ф. М. Буонаротти, П. А. Антонеля, Ф. Лепелетье, С. Марешаля), готовит «Заговор во имя равенства» - государственный переворот, целью которого должно было стать свержение Директории, уничтожение торговли, перераспределение и обобществление земли, установление всеобщего равенства. Заговор был раскрыт, его участники арестованы и преданы суду в мае 1797, а вожди (Бабеф и Дарте) приговорены к смертной казни. Всходя на гильотину, Бабеф заколол себя ножом, переданным ему его собственным сыном.

БАБЁФ (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11.1760, Сен-Кантен - 27.5.1797, Вандом), деятель Французской революции 18 века, руководитель движения «во имя равенства» в период Директории. Родился в бедной семье бывшего солдата. С 1780 года архивист-февдист (юрист). После знакомства с идеями Ж. Ж. Руссо и Г. Б. Мабли, а затем Moрелли становится убеждённым сторонником идеала общества «совершенного равенства», в котором отсутствует частная собственность. Активный участник революции в Пикардии. В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов заключён в парижскую тюрьму, откуда освобождён при содействии Ж. П. Марата. В 1791 году, в связи с бегством короля, выступал за установление республики, выдвигал аграрную программу, предусматривавшую полную ликвидацию феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества (вместо его распродажи), раздел общинных земель (основные идеи «аграрного закона» были сформулированы Бабёфом ещё в 1789 году в книге «Постоянный кадастр»). В 1793 году - секретарь продовольственной администрации Парижской коммуны. Последовательно отстаивал интересы неимущих классов. В конце 1793-94 годов Бабёф находился в заключении по ложному обвинению в подлоге. Вскоре после освобождения выступил против термидорианского Конвента, критиковал его деятельность в своей газете «Журналь де ла либерте де ла пресе» («Journal de la liberte de la presse»), позднее переименованной в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»). В феврале-октябре 1795 года вновь подвергался аресту. Выйдя из тюрьмы по амнистии, выступал против Директории и вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте и др. стал организатором и руководителем коммунистического заговора «во имя равенства». Весной 1796 года возглавил «Тайную повстанческую директорию» и подготовил народное выступление. В результате предательства одного из заговорщиков арестован и по приговору суда казнён. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к новому. Идеи Бабёфа оказали влияние на взгляды представителей «необабувизма» в коммунистическом движении 1830-1840-х годов (Т. Дезами, Ж. Пийо). Деятельность Бабёфа впоследствии была высоко оценена марксистами, критиковавшими, однако, его взгляды за «грубую уравнительность».

Соч.: Соч. М., 1975-1982. Т. 1-4.

Лит.: Далин В. М. Г. Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-1794). М., 1963; Черткова Г. С. Г. Ба-беф во время термидорианской реакции. М., 1980; Dommanget М. Babeuf et la conjuration des Égaux. P., 1989.

Прозванный Кай Гракхом; род. в С.-Кантене в г. Осиротев на 16 году, он поступил в ученье к землемеру в после многолетних скитаний получил назначение члена кадастровой комиссии. Когда в г. вспыхнула революция, он бросил свою должность и фанатически увлекся общим движением. Будучи якобинцем , Бабёф, однако, высказался за падение Робеспьера , но тотчас же стал в оппозицию против захвативших власть термидористов и вскоре очутился в заточении. Только тогда, под влиянием товарищей по заключению, Б. стал приверженцем коммунизма . После амнистии IV года, Бабёф стал настойчиво пропагандировать в своем органе «Le tribun du peuple» социальную революцию. В союзе с Буонаротти, Сильвеном-Марешаль, Антонелло Дарте и другими, он основал тайное общество, собравшее постепенно, с помощью ловкой организации, до 17000 готовых к бою заговорщиков, главным образом, из среды недовольных солдат и жандармов; предполагалось овладеть магазинами, складами провианта и т. п., конфисковать имения противников, раздать их народу и организовать национальную общность имуществ. Заговор был однако в самый решительный момент открыт одним из посвященных, в мае г. Стоявшие во главе его были преданы суду в Вандоме , приговорившему Бабефа и Дарте к смертной казни (23 мая ). По прочтении приговора оба обвиненных, пытаясь лишить себя жизни, нанесли себе раны кинжалами, но умереть им не удалось и на следующий день они были гильотинированы . Остальные соучастники были частью приговорены к ссылке, частью оправданы.

Ср. Адвилль (Adville), «Histoire de Babeuf et du babouvisme» (2 т., Пар., ).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Труды Бабёфа.: «Вечный кадастр», «О системе уменьшения населения» и мн. другие. Идеи его изложены в сочинении Буонарроти «Заговор равных».

Литература :

  • Пригожий, Гракх Бабёф, Москва, 1925;
  • Волгин В., Идейное наследие бабувизма, в «Очерках до истории социализма», Москва, 1923.
В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Бабёф (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (23.11. , Сен-Кантен, - 27.5.), французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории . Родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 стал архивистом-февдистом (юристом). Окружавшая Б. социальная действительность внушила ему страстную ненависть к феодальному строю. Знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превращают Б. в убеждённого сторонника общества «совершенного равенства», в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 Б. разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Активный участник революции в Пикардии, Б., не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. В 1790 за организацию движения против уплаты косвенных налогов Б. был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата . В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу - полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованных церковных имуществ вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Б. сформулировал ещё в книге «Постоянный кадастр» (1789). В 1791 Бабёф, в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны . На протяжении всей революции Б. последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Б. критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса». Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы убедили Б. в практической возможности осуществления «общества совершенного равенства». В конце 1793-94 по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. Освобожденный ко времени 9 термидора , он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Журналь де ла либерте де ла пресс» («Journal de la liberte de la presse»), переименованной вскоре в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»). В феврале 1795 Б. вновь подвергся аресту. Освобожденный по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание «Трибюн дю пёпль» и становится вместе с Ф. Буонарроти , О. А. Дарте , Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения «во имя равенства». Весной 1796 возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Бабёф по приговору суда в Вандоме был казнён.

Бабёф и его сторонники бабувисты занимают видное место в ряду предшественников научного

Франсуа-Ноэль Бабёф

Babeuf Francois-Noel

Бабеф Франсуа-Ноэль (1760 - 1797) - французский коммунист. Бабеф и его сторонники впервые в истории сделали попытку установить путем революционного переворота диктатуру трудящихся ("заговор равных"). Заговор был раскрыт, и участники его казнены в 1797 г.

Бабеф Франсуа-Ноэл (Babeuf, Francois-Noel) (1760-1797). Вождь крайне левого крыла плебейских сил в Французской революции, с самого начала французской революции принимает непосредственное участие во всех выступлениях ремесленной бедноты и рабочих. Он был решительным противником всех правительств Великой Французской Революции, не исключая и якобинцев, за их недостаточную энергию в деле осуществления действительного экономического и политического равенства. Попытался установить коммунистическое общество путем заговорщического восстания ("Заговор равных", 1795 г.). Осенью 1795 г. Бабеф вместе со своими сторонниками организовал тайное общество "Равных", которое поставило себе целью путем насильственного переворота установить коммунистический строй. Обществом был разработан ряд мер, которые должны были быть немедленно проведены в жизнь в случае захвата власти. Важнейшими из этих мер были: отмена права наследства, конфискация частной собственности, уничтожение денежной системы и т. д. Бабеф издает два периодических органа - "Народная трибуна" и "Просветитель", в них намечает программу действий, при помощи которых восставший пролетариат мог бы, по его мнению, закрепить за собой захваченную власть, и набрасывает план политических и экономических мероприятий, долженствовавших обеспечить преобразование переходного социального строя в коммунистический. У Бабефа уже намечено и понятие о диктатуре трудящихся, поскольку по его проекту полноправными гражданами могли быть только лица, занимающиеся физическим трудом, а лица, не выполняющие никаких общественно-полезных функций, объявлялись иностранцами. В 1796 г. общество "Равных" насчитывало 17.000 человек. План заговора Бабефа был раскрыт шпионом офицером Гризелем, проникшим в ряды общества "Равных". 10 мая 1796 г. Бабеф и его ближайшие соратники были арестованы и приговорены к смертной казни. 27 мая 1797 г. Бабеф был казнен. Идея свержения существующего строя путем тайных заговоров и насильственного введения коммунистического строя получила название "бабувизма".

+ + +

Бабёф Гракх (1760–1797). Французский революционный радикал левых взглядов, ориентированный на попытку совершить в результате заговора подлинную революцию трудящихся и установить “республику равных”. Идеал равенства доводил до крайности: “Никто не может иметь того, что не могут иметь все”. Коммунистические идеи Бабёфа излагал уже не как представление об идеальном обществе, а формулировал как манифест практических действий – “Манифест равных”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Другие биографические материалы:

Бабёф. Письмо Ж.-М. Купе, Законодателю . Бове, 10 сентября 1791 г.

Бабёф. Законодательство санкюлотов, или совершенное равенство . [апрель - май 1793 г.]

Бабёф. Письмо сыну . 14 плювиоза

Бабёф. Письмо Шарлю Жермену . 10 термидора III года

Бабёф. Манифест плебеев . Трибун народа, или Защитник прав человека. Проспект.

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Сочинения:

Бабеф Гракх. Сочинения в 4-х тт. М. "Наука". 1975-1982.Бабеф Г. "Манифест плебеев"

Бабеф Г. "О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье".

Сочинения в 4-х тт. М., 1975- 1977;

Ceuvres de Babeuf. V. 1. Paris, 1977.

Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.

Литература:

Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. В 2-х тт. М. Изд-во АН СССР (Предшественники научного социализма). 1963.

Волгин В. П. Движение «равных» и их социальные идеи.- В кн.: Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. М.- Л., 1948, т. 1.

Волгин В. П. Место бабувизма в истории социальных идей.- В кн.: Французский ежегодник, 1960. М., 1961.

Далин В. М. Бабеф накануне и во время Великой французской буржуазной революции. (1785-1794). М., 1963.

Далин В. М. К истории «Плебейского Манифеста»: Бабеф в Аррасской тюрьме.- В кн.: История социалистических учений. М., 1964.

Деборин А. М. Социально-политическая доктрина Бабефа.- В кн.: Из истории общественных движений и международных отношений. М., 1957.

К двухсотлетию со дня рождения Гракха Бабефа.- В кн.: Французский ежегодник, 1960. М., 1961.

Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М.: Изд-во МГУ. 1989.

Тарле Е.В. Дело Бабефа. Очерк из истории Франции. В кн. Из литературного наследия академика Е.В.

Тарле. М. "Наука". 1981.

Чепурина М. Ю. Термидорианец Камилл Бабеф и его читатели // Французский ежегодник 2010. М., 2010;

Черткова Г.С. Гракх Бабеф во время термидорианской реакции. М., 1980.

Щеголев Г.Г. Заговор Бабефа. Л. .

Щеголев Г.Г. Гракх Бабеф. М. "Журн-газ. объединение" (ЖЗЛ). 1933.

Schiappa J. М. Graccus Babeuf avec les Egaux. Paris, 1991;

Riviale Ph. L"impatience du bonheur. Apologie de Gracchus Babeuf. Paris, 2001;

Larue- LangloisF. Gracchus Babeuf: tribun du peuple. Paris, 2003.

Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство , Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955;

Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955;

Galante Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948;

Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961.