Азербайджанские железные дороги. Железные дороги азербайджана

Азербайджанская железная дорога (ЗАО «Азербайджанские железные дороги» - Azərbaycan Dəmir Yollari QSC),
до 2009 года Азербайджанская государственная железная дорога (Azərbaycan Dövlət Dəmir Yolu - ADDY)
находится на территории независимой Азербайджанской Республики. До 1991 года являлась частью сети железных дорог
общего пользования МПС СССР.

Имевшие место исключительно печальные последствия фотографирования «стратегических объектов»
в Азербайджане подробно описаны здесь: http://infojd.ru/dop/kp.html (также имеется обсуждение).
Буду признателен за любую поддержку, прежде всего - содействие в публикации этого текста в СМИ!

Отсчёт истории АЖД ведётся с 1880 года, когда была открыта первая короткая линия Баку - Сабунчи - Сураханы.
В 1883 году была открыта магистральная линия Баку - Тифлис (Тбилиси) - Батум (Батуми). Соединение
с железнодорожной сетью остальной России появилось лишь в 1900 году, когда была открыта линия
Дербент - Баку.

В 1926 по маршруту Баку - Сабунчи были пущены первые в России электропоезда (http://www.baku.ru/blg-list.php?cmm_id=508&usp_id=0&id=53470).
На участке Москва - Мытищи движение электропоездов было открыто тремя годами позднее, в 1929 году.

Последнее крупное развитие Азербайджанской железной дороги имело место в 1986 году, когда была
открыта линия Евлах - Белоканы длиной 163 километра - «Азербайджанский БАМ» (http://semafor.narod.ru/1_2000/azerbam.html).

С 1990 года из-за боевых действий прекратилось движение на многих участках Азербайджанской железной дороги:
Кючарли - Степанакерт, Горадиз - Ордубад (линия в Нахичеванскую АР), Шарур - Ерасх (граница Нахичеванской АР
с Арменией), Казах - Иджеван (линия через границу Азербайджана и Армении). Реальных перспектив восстановления
этих линий в обозримом будущем нет.
Позднее были закрыты и некоторые линии, расположенные далеко от районов боевых действий - в частности,
на Апшеронском полуострове. Сведениями о нынешнем состоянии линий Ватаги - Агджабеди (ведомственная),
Падар - Гёйляр и Алабашлы - Кущинский Мост автор не располагает. Не исключено, что они закрыты.

Наибольший объём грузовых перевозок на Азербайджанской железной дороге - на линии Баку - Гянджа -
Бёюк-Кясик (граница с Грузией). Эта линия полностью двухпутная, электрифицированная. Полностью
двухпутной и электрифицированной является также линия Баку - Ялама (граница с РФ). Электрификация -
на постоянном токе. Своеобразной достопримечательностью Азербайджана является электровоз, переделанный
из тепловоза 2М62 (http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=702&LNG=RU).

На большинстве действующих линий пока ещё есть пассажирское движение, хотя по популярности железнодорожный
транспорт значительно уступает автомобильному, и будущее пассажирского движения представляется тревожным.
Ежедневные пассажирские поезда есть из Баку на Астару, Горадиз, Гянджу - Тбилиси (также по небольшим ветвям
на Казах и Мингечаур), Белоканы, Кючарли, Яламу и далее в Россию (единственный ежедневный поезд в Россию - поезд
Баку - Тюмень, также есть поезда из Баку в Махачкалу, Москву, Ростов и Киев).

Пригородное движение, по состоянию на 2005 год, было на участке Баку - Ялама (два электропоезда в день,
отправление - от станции Кишлы в черте Баку, а не от главного вокзала), на всём протяжении линии Баку
Бёюк-Кясик (маршруты Баку - Уджары, Уджары - Гянджа, Гянджа - Бёюк-Кясик и другие, более короткие, например
Гянджа - Татлу). Полное расписание движения поездов по линии Баку - Бёюк-Кясик на 2005 год:
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/13/az/13-46.htm .

Существуют немногочисленные пригородные маршруты по Апшеронскому полуострову.
Пригородного сообщения через границу с Россией нет с начала 1990-х годов, через границу с Грузией (маршрут
грузинского электропоезда Тбилиси - Бёюк-Кясик) - насколько известно, с 2009 года. Данные о наличии
пассажирского движения через границу с Ираном (Джульфа - Джульфа-Иранская) противоречивы.

Внутри Нахичеванской АР, по состоянию на 2005 год, пассажирское движение было практически на всём
протяжении железной дороги от одной границы с Арменией (фактически - линии фронта) до другой:
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/13/az/13-43.htm

На линиях Алабашлы - Кущинский Мост и Сальяны - Нефтчала пассажирского движения нет, есть ли грузовое -
установить не удалось. От участков, оказавшихся на территории Нагорно-Карабахской республики, как легко
догадаться, мало что осталось…

Судьба железнодорожных линий на Апшеронском полуострове (восточные пригороды Баку) в последние годы
складывается трагично. Движение электропоездов здесь под угрозой полного исчезновения, линии частично
разобраны.


============================================
http://www.day.az/news/economy/167500.html

В Азербайджане не будет ликвидировано движение электропоездов в направлении поселков Баку
05 Августа 2009 - Day.Az

Движение электропоездов в направлении поселков Баку не будет ликвидировано.
Об этом АПА-Экономикс сообщил начальник ПО «Сернишиндашыма» ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Эльяр Мурадов.

По его словам, нет речи о ликвидации каких-либо электропоездов.

«Мы лишь сократили число поездов, движущихся в направлении Баку-Бузовна-Мардакяны, что связано с техническим состоянием электричек».

Отметим, что если некоторое время назад по маршруту Баку-Бузовна-Мардакяны выполнялось 3-4 рейса, в настоящее время в данном направлении осуществляется один рейс.

============================================
============================================

============================================
============================================
http://day.az/news/society/167337.html

В Азербайджане перестанет курсировать ряд электрических поездов

«Будет демонтировано железнодорожное полотно, по которой движутся электрические поезда в направлении поселков Забрат и Гала».
Об этом коореспонденту Day.Az заявил главный инженер Азербайджанской государственной железной дороги Гурбан Назиров.

По его словам, по этой железнодорожной ветке курсируют три электрических поезда, они будут сняты с рейсов.

«Это связано с совершенствованием транспортной инфраструктуры. На месте этого железнодорожного полотна будет проложена дорога», - отметил Г.Назиров.

Говоря о том, когда будет убрана железнодорожная ветка, Г.Назиров подчеркнул, что точная дата пока не известна.

Сеймур Мамедов


======================================== ====

По cостоянию на апрель 2010 года, движение электропоездов на Апшеронском полуострове было
сокращено до минимума, но полностью не исчезло.

3 апреля 2010 года на вокзале Баку пытаюсь узнать расписание электропоездов. Самый полезный ответ, которого удалось
добиться от железнодорожников - что электричек на вокзале нет нет уже два года, они отправляются от других станций
в черте города. Некоторые на полном серьёзе утверждали, что расписание узнавать нельзя, это секретно. Не исключаю,
что расписание движения электропоездов в Азербайджане действительно считается секретной информацией - даже на тех
станциях, где электрички ещё ходят, оно не вывешено. Но вопрос о расписании железнодорожники отвечают примерно так:
«кто на электричке ездит - тот знает, а тебе знать не нужно, езжай на автобусе!».

По разным данным, через платформу 8-й километр (у станции метро «Мешади Азизбеков»), по состоянию на апрель 2010 года,
проходит 2 или 4 электропоезда в день на Апшеронский полуостров. В 17:10 от неё отправился электропоезд, следующий
до Сумгаита через Забрат. Вроде бы осталась ещё одна пара поездов до Пираллахи (бывший Артём), отправление - рано утром.
Какой начальный пункт этих поездов - точно не выяснил.

В электричке я проехал от 8-го километра до следующей остановки, станции Бакиханов (прежнее название Разино). Навстречу
прошёл поезд Тюмень - Баку. Осталось неизвестным, почему он оказался на линии, находящейся в стороне от прямого маршрута
через Гюздек. Вероятно, линия Баладжары - Гюздек - Сумгаит в тот момент по каким-то причинам была временно закрыта для
движения. Известна ли кому-нибудь причина (в Сети информации не нашёл)?

Расписания движения пригородных поездов по всем участкам Азербайджанской железной дороги, кроме Апшеронского полуострова
(на 2005 год) есть на сайте Андрея Уланова: http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/13/az/13-34.htm и по ссылкам.
Насколько понимаю, ему каким-то чудом удалось получить «секретное» служебное расписание.

http://narod.ru/disk/20256801000/ADDY2010.rar.html - фотографии вокзала Баку, платформы 8-й километр
и станции Бакиханов (Разино), сделанные 03.04.2010 (10 МБ). Восстановлены после удаления
сотрудниками азербайджанского МНБ.

Электропоезд ЭР2-1245, следующий до Сумгаита, у платформы
8-й км (станция метро Мешади Азизбеков). 03.04.2010


Станция Бакиханов (Разино). Находится на первом в СССР
маршруте электропоездов Баку - Сабунчи. 03.04.2010

http://parovoz.com/newgallery/pg_blog.php?REGION=AZ&&LNG=RU - фотографии Азербайджанской
железной дороги на сервере Parovoz.com, их очень мало по сравнению с другими странами.


======================================== ===========================

Несколько вопросов:

Какие маршруты электропоездов сейчас сохранились в пригороде Баку?

Каковы отправные пункты в городе?

Какова официальная причина прекращения движения с вокзала?

Есть ли движение на Говсан?

Конечный пункт маршрута на Сумгаит через Забрат - это Сумгаит-Новый (Yeni Sumqayit)
или Сумгаит (станция на главной линии в направлении Махачкалы)?

Расписание электропоездов в Азербайджане действительно считается секретным, или причина
отсутствия вывешенных расписаний - всего лишь безответственное отношение к пассажирам?

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» - государственное предприятие, обеспечивающее все ЖД перевозки по стране. Дата основания компании – 2009 год.

История ЖД Азербайджана

Все дело в нефти. Именно для обеспечения нужд нефтяного промысла и была создана первая рельсовая дорога в стране. Строить ее начали в 1878, а первый поезд прошел уже в 1880 году. ЖД магистраль связала города Баку , Сураханы, Сабунчи, позволив быстро транспортировать нефть, добываемую на Апшеронском полуострове в порт Баку.

В 1883 году Азербайджанские дороги объединяют с дорогами Грузии в общество «Закавказские ЖД». Впоследствии собственные ЖД магистрали Азербайджана несколько раз выходили из общества и снова вступали в него, окончательно обособившись лишь 1967 году.

Для железных дорог Азербайджана этого периода характерен транзитный элемент, ведь они не только продают железнодорожные билеты на поезда внутреннего сообщения и переправляют грузы по республике. Огромное значение они имеют для транзита товаров на Ближний Восток, в Иран, Турцию.

Сегодня можно выделить несколько приоритетных направление развития железных дорог Азербайджана.

Одним из них является переход с постоянного на переменный ток. Это позволит не только сократить затраты на электроэнергию, но и даст возможность использовать более мощные локомотивы нового типа.

Кроме того, высокоскоростное сообщение тоже входит в число важнейших задач. Скоростная дорога между Баку и городом Беюк-Кясик позволит в дальнейшем установить прямую связь между Азербайджаном и Турцией через Грузию. Планируется проведение работ в несколько этапов. В конечном счете, пассажиры, купившие железнодорожные билеты на один из поездов этой магистрали, смогут путешествовать со скоростью до 200 км/ч, а Кавказ получит высокоскоростной коридор в Европу.

Также ведутся работы по увеличению пропускной способности и модернизации уже имеющихся магистралей, оптимизации скоростей, улучшению сервиса потребителей (уже сейчас можно покупать жд билеты через Интернет ).

ЖД в цифрах

2125 км – такова общая длина всех ЖД магистралей Азербайджана, 1278 км дорог электрифицированы.

Первая ветка железной дороги, соединившая Азербайджанские ЖД с Российскими, была построена в 1890 году.

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azerbaycan Demir Yollari, Azerbaijan Railways) было образовано в 2009 на базе Азербайджанской железной дороги. Дочернее ЗАО «Нахичеваньская железная дорога» обслуживает участок дороги в одноименной автономной республике. Национальный железнодорожный оператор имеет 100% государственный капитал. С 2015 начался новый этап развития. До 2022 в реконструкцию, электрификацию и создание современной инфраструктуры планируют инвестировать 5$ млрд. Будет проведено полное обновление подвижного состава (грузового, пассажирского, локомотивного).

Азербайджан активно интегрируется в международное экономическое сообщество, что требует активного развития путей сообщения. Запущена магистраль Баку-Тбилиси-Карс, в 2018 начнут курсировать поезда до Стамбула. Реализуется проект «Север-Юг», который свяжет Иран, РФ и Северную Европу. Транспортный коридор «ТРАСЕКА» соединит Европу, Кавказ и Азию.

В Азербайджан железная дорога пришла в 1880. Её история напрямую связана с развитием нефтедобычи. Первый участок от Баку до Сумгаита имел протяженность всего 20 км. На сегодняшний день общая протяженность железнодорожных путей составляет 2910 км, 1241 из них электрифицирован. 802 км дорог двухколейные. Станций насчитывается 176 (включая грузовые).

Официальный сайт и контакты

У ЗАО «Азербайджанские железные дороги» официальный сайт имеет версии на русском и азербайджанском языках. Для решения любых вопросов доступно несколько способов:

  • Позвонить на горячую линию по номеру 1822 (с территории Азербайджана бесплатно). Операторы разговаривают на русском, английском и азербайджанском языках.
  • Написать на электронную почту [email protected] или [email protected].
  • Обратиться в главный офис, расположенный по следующему адресу: Баку, ул. Диляры Алиевой, 230. Работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Телефон для справок: +99412-499-45-15.
  • Обратиться в филиал, расположенный в здании железнодорожного вокзала (Баку, проспект Хатаи, 1010). Телефон для справок: +99412-499-48-60.
  • Составить обращение на официальном сайте.

Пригородное железнодорожное сообщение

Пригородные поезда из-за низкой рентабельности перевозок мало распространены на территории страны. Местные жители пользуются в основном личным транспортом, автобусами и такси. Активное пригородное движение сохранилось на отрезке Баку-Ялама и около Гянджи. Все дни (кроме субботы) ходит электричка Баку-Ширван-Гаджикабул. Используются электропоезда ЭР2, сделанные во времена СССР. Самый дорогой билет на пригородный поезд стоит 18 манатов*.

Обратите внимание! Пригородные поезда в Баку отправляются не с центрального вокзала, а с других станций в черте города (Кишлы, Хырдалан, Хатаи, Биледжары).

С 11 августа 2009 движение пригородных электричек на Апшеронском полуострове было сведено к минимуму. Часть путей демонтировали, сооружения снесли. В начале 2018 стартовала масштабная реконструкция «Бакинской пригородной железной дороги» (протяженность 107 км), которую планируют завершить к сентябрю.

Обратите внимание! В связи со строительными работами расписание движения пригородных электричек часто меняется.

Модернизация позволит улучшить связь центра города с Сумгаитом и поселками Субанчи, Забрат, Пирмаги, Горадиль, Сарай, Кюрдаханы. Интенсивность и скорость движения поездов увеличатся.

Международное пассажирское сообщение

ЗАО «АЖД» соединяет Азербайджан с РФ, Украиной, Турцией и Грузией, в скором времени добавится Иран. Существует 3 международных маршрута, по которым ходят азербайджанские поезда:

  • № 55/56 в Москву. Время в пути 50 часов, поезд следует через Дербент, Махачкалу, Астрахань, Волгоград, Липецк, Тулу. Отправление из Баку по четвергам в 01:35.
  • № 369/370 в Киев. Время в пути 59 часов, поезд следует через Дербент, Махачкалу, Астрахань, Волгоград, Харьков, Полтаву. Отправление из Баку все дни кроме субботы в 01:35.
  • № 38/37 в Тбилиси. Время в пути 13 часов 15 минут. Отправление из Баку ежедневно в 21:50.

Поезд Баку-Ростов принадлежит ОАО «РЖД». Его расписание меняется еженедельно. Время следования 1 день 6 часов, поезд проходит Дербент, Махачкалу, Гудермес, Армавир, Батайск.

Обратите внимание! Путешествие из Баку в Москву обойдется в 207-560 манатов*, из Баку в Ростов - в 203-289 манатов*, из Баку в Тбилиси - в 24-35 манатов*, из Баку в Киев - в 108-313 манатов*.

В Москву и Тбилиси ходят фирменные, а в Киев пассажирский поезда старых модификаций. Все они прошли капитальный ремонт в 2013-2015 годах на украинских заводах. Их оснастили биотуалетами и кондиционерами. На выбор купейные, плацкартные вагоны и СВ.

30 октября 2017 официально открыта железнодорожная ветка Баку - Тбилиси - Карс (в перспективе Стамбул).

Stadler Rail Group развивают скорость 160 км/час и двигаются по колеям разной ширины (оборудованы раздвижными колесами). Закуплено 30 вагонов 1-го класса (двухместные купе с душем и туалетом), 2-го класса (четырехместные купе и купе для инвалидов), вагоны-рестораны. Поезд способен находиться на автономном питании 24 часа в случае поломки локомотива. Путешествие займет 18 часов.

Обратите внимание! Движение пассажирских составов по маршруту Баку - Тбилиси - Карс начнется в сентябре 2018.

В ближайших планах запуск электропоездов между Дагестаном и Азербайджаном. И прокладка железной дороги до горнолыжного курорта Шахдаг в Гусарском районе с целью увеличения туристического потока из России.

Внутреннее пассажирское сообщение

На внутренних маршрутах курсируют фирменные (двухзначная нумерация) и пассажирские (трехзначная нумерация) поезда:

  • № 98/97. Баку - Газах;
  • № 656/655. Баку - Белакен;
  • № 660/659. Баку - Горадиз;
  • 666/665. Баку - Беюк - Кесик.

Составы формируются из купейных и плацкартных вагонов. Сидящие вагоны не используются даже на коротких маршрутах.

Поезда «Экспресс» повышенной комфортности до Мингечевира и Астары отменены из-за нерентабельности. Ходит только «Экспресс» 607/608 из Баку до Гянджи.

Дополнительные услуги в поездах

Путешествие в фирменном поезде позволяет выбрать тип питания, получить гигиенический набор и прессу.

Все вагоны не старше 12 лет, оснащены современным оборудованием для кондиционирования и биотуалетами. Проводники прошли обучение по специальным программам. Верхние места застелены, за исключением верхних боковых плацкартных. В вагоне-ресторане предлагается расширенный ассортимент блюд. Наличие телевизора зависит от модели вагона. Тапочки положены, но выдаются не всегда. Составы курсируют по более удобному для пассажиров графику. По маршруту Баку - Тбилиси - Карс будут курсировать вагоны повышенной комфортности.

Обратите внимание! В поездах ЗАО «АЖД» допустима перевозка мелких домашних животных или одной крупной собаки (только в купе в случае полного выкупа).

В вагонах экспрессов есть бесплатный wi-fi, кофемашина (не всегда), кондиционер и биотуалеты. В вагонах СВ всегда выдают одноразовые тапочки. Наличие сейфа, телевизора и душа зависит от версии вагона. Пассажиры любых вагонов в пути могут воспользоваться услугами вагона-ресторана при его наличии (на внутренних маршрутах он цепляется крайне редко) и приобрести свежую прессу, напитки, чайную и кондитерскую продукцию, сувениры у проводников.

Покупка билетов

В Азербайджане путешествующие по железным дорогам на сайте ЗАО «АЖД» могут ознакомиться с подробным расписанием, актуальными изменениями и тарифами. Приобрести билеты на ЖД можно на официальном сайте ЗАО «АЖД» и на специальных сайтах-агрегаторах (tutu.ru), в кассах железнодорожных вокзалов (в том числе за рубежом) и в офисах ЗАО «АЖД» по всему Азербайджану. Все кассы оборудованы POS-терминалами для оплаты банковскими картами.

Обратите внимание! Продажа билетов открывается за 10 дней до отправления. Льготные проездные документы и билеты на пригородные поезда оформляются только в кассах.

В режиме онлайн можно купить билеты только на поезда, отправляющиеся из Азербайджана. Произвести оформление возможно на русском, азербайджанском или английском языках. Данные пассажира необходимо вносить латинскими буквами в точном соответствии с паспортом.

В результатах поисковой выдачи указывается максимально возможная цена. Её можно уменьшить за счет выбора верхних мест. Оплата производится в азербайджанских манатах банковскими картами Visa, MasterCard и Maestro. Если в течение 3 минут данные карты не указаны, то весь процесс придется начать заново. После оплаты билет приходит на электронную почту. Перед отправлением необходимо предъявить его в кассе вокзала не менее, чем за час до отправления.

Обратите внимание! Дети до 5 лет путешествуют бесплатно, если не занимают отдельного места.

Стоимость детского билета составляет 50% от стоимости стандартного. На все билеты дороже более 4-х манатов*, купленные более чем за 5 дней до отправления, действует скидка 1 маната*.

В сети огромное количество отрицательных отзывов от путешественников о поездах ЗАО «АЖД». Они касаются старого подвижного состава, неработающих кондиционеров, попыток проводниками взимать плату за услуги, входящие в стоимость билета, закрытые в жару окна. Но в последние годы ситуация в корне меняется. Помимо технической модернизации много внимания уделяется повышению профессиональных качеств поездных бригад. Азербайджанские железные дороги поставили перед собой цель в ближайшее время обеспечить пассажирам безопасность и высокое качество услуг по доступным ценам.

*цены актуальны на июль 2018 года

Железные дороги Азербайджана являются главным видом транспорта для перевозок людей и грузов. На долю железнодорожной системы приходится более 25% пассажирооборота и 40% грузооборота. Ж/д имеют протяженность почти 2200 км. По территории Азербайджана идет железнодорожная линия из России в Иран.

Национальным оператором железных дорог страны выступает ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги». Это предприятие было образовано в 2009 г на основе государственной железной дороги Азербайджана.

Развитие ж/д сферы

Железная дорога страны является крупнейшей по объему грузоперевозок и по протяженности в Закавказье. На сегодняшний день электрифицировано примерно 1278 км путей. Железные дороги Азербайджана представляют собой хорошо развитую и разветвленную сеть. По всем линиям происходит пассажирское сообщение. Для азербайджанской ж/д системы большое значение имеет транзит. По стране курсируют не только поезда внутренних маршрутов, но и составы, транспортирующие грузы. Они очень важны для грузоперевозок в Турцию, Иран и страны Ближнего Востока.

Железнодорожная сфера Азербайджана находится в постоянном развитии. Существуют основные направления модернизации железных дорог страны:

  • переход на переменный ток, что позволит снизить расходы на электроэнергию и внедрить более мощные локомотивы;
  • использование высокоскоростного сообщения;
  • оптимизация скоростей, увеличение пропускной способности магистралей;
  • улучшение качества сервиса.

Пассажирские поезда

Азербайджан занимает небольшую территорию, поэтому наземное сообщение здесь развито лучше, чем воздушное. Железная дорога по популярности уступает автобусам. Однако на поезде можно добраться из столицы до любого крупного города страны.

По Азербайджану регулярно курсируют поезда международного значения. Пассажирские поезда прибывают из Грузии, России и других государств. Популярны такие международные маршруты, как Баку – Москва, Баку – Астрахань, Баку – Махачкала и др. Местные поезда ходят в Сумгаит, Гянджу, поселок Говсан и т. д. Важнейшее значение имеет строительство ж/д участка по линии Баку – Тбилиси – Карс, длина которого составляет 100 км. Этот проект предусматривает возведение железнодорожных путей между Азербайджаном и Турцией.

Расписание движения поездов и тарифы можно увидеть на официальном сайте азербайджанского оператора: railway.gov.az/index/az. Билеты на поезд обходятся недорого. Место в купейном вагоне поезда по маршруту Баку – Гянджа стоит около 7$. Покупать билеты рекомендуется заранее, так как поезда часто бывают переполнены. Билеты продаются в кассах на ж/д вокзалах.