Анализ стихотворения Тютчева Природа - сфинкс. И тем она верней…

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева

Федор Иванович Тютчев – мастер коротких и емких как по содержанию, так и по красочности, произведений. Его стихотворения легко можно описать поговоркой «Краткость – сестра таланта», поскольку в нескольких строках автор отображает глубокие философские мысли, которые не всегда можно четко выразить даже длинными трактатами. Стихотворение «Природа — сфинкс» является прекрасным примером умения поэта выразить ясную и законченную мысль всего в четырех строках.

Тютчев поднимает в своем произведении проблему философского бытия, смысле жизни, смысле человека в окружающем его мире. Поэты его времени делились на философов и романтиков, разбивая копья своей правды друг о друга. Федор Иванович же был одновременно и романтиком, и философом, объединяя непримиримые стороны размышлений своих современников. Он не считал нужным тратить и без того короткую человеческую жизнь на восхваление окружающего мира, а полагал, что нужно познавать этот мир, искать смысл земного существования.

«Природа — сфинкс» было написано, когда жизнь Тютчева уже шла к закату. Это тот период в жизни каждого, когда стоит оглянуться на прожитое и свершенное, осмыслить, оставил ли человек какой-то след или же все-таки «наследил». Он отказывается от попыток постичь тайны мира и мироздания не потому, что разуверился в возможности это сделать. Причина его отказа от поисков заключается совсем в другом – автор предполагает, что все чудеса природы человек придумал себе сам и поверил в них, а на самом деле «может статься, что никакой загадки нет». Все можно решить логически, но человечество упрямо продолжает верить в некие неразгаданные чудеса, которые, по факту, придумало само себе. Сказывается на настроении произведения и возраст поэта — природа кажется вечностью, но вечностью бессмысленной, как и раздумья о ней.

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Написано пятистопным ямбом, стопа двусложная с ударением на втором слоге, рифмовка опоясывающая. Особенность построения композиции заключена в первой строке – короткая сильная фраза с пропущенным глаголом. Оно же является красивой метафорой – сравнение природы с мифологическим существом, загадывающим неразрешимые загадки встретившимся путникам. Вместе с тем природа не нуждается в человеке и его изысканиях, как сфинкс в своей жизни не нуждается в загадках кому бы то ни было. Он живет своей жизнью, мудрой и спокойной.

Природа не дает человеку разгадок, поскольку независима от него, и окружающий мир все еще остается тем же самым сфинксом.

«Природа - сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)

Тютчевская «страна» необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в начале мая...»

Действительно, поэт очень часто обращался к картинам весны, проливного дождя, птичьего гама. Природа у Тютчева зачастую «испытывает» чисто человеческие эмоции. Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как «Лазурь небесная смеется», «Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных строк можно привести множество; улыбается всё - весна, солнце, вода, сама земля. Даже в осенней (природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья». Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа - нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть даже синоним мироздания.

Лишь в особенно горькие минуты (их не так уж мало) природа представляется Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны поиски смысла во всем: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят в конце концов к странному афоризму:

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Загадки нет, но есть сама «мать-Земля». Тютчев не может успокоиться в безотрадности, он снова и снова обращает свое лицо к светлой действительности. В лирике Тютчева часто звучит мысль, что только природа способна исцелить и спасти человека.

Получается, что, с одной стороны, природа- «сфинкс», а с другой - исцеляющая сила. Подобные противоречия, метания из крайности в крайность и составляют основу творчества поэта. Вся его лирика строится на контрасте, она как бы зажата между двумя полюсами -

ощущением красоты бытия и чувством ужаса перед действительностью. Создается впечатление, чтовТютчеве уживались два человека, каждый из которых видел реальность по-своему.

Чаще всего Тютчев восторгается окружающим миром, нередко - до самозабвения. В доказательство этому можно приводить бессчетное количество его цитат. Поэт откликается на все голоса жизни, поскольку чутко улавливает все краски, все звуки природы. Но не менее сильным (особенно в поздней лирике) становится сознание жизненного трагизма. И вот мир из радостного, наполненного светом и красками, превращается в «одичалый». Безусловно, в таких резких переходах немалую роль сыграли личные переживания.

Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или хотя бы приблизиться к ним. Мироздание вечно, на фоне его человеческая жизнь - ничто. С годами это начинает все больше тревожить Тютчева. Он приходит к мысли о «бесполезности» человеческого существования. Каждого ожидают полное уничтожение и растворение в бесконечности природы. Поэт мало размышлял о смерти как таковой, она для него была, скорее, некой противоположностью жизни, мгновенным переходом, от яркого, насыщенного, ужасающе краткого человеческого существования к небытию.

Невзирая на отношение к отдельно взятой жизни как к чему-то ничтожному в силу своей кратковременности, Тютчев утверждает и нечто противоположное: жизнь - значительна, поскольку является вызовом враждебным силам. Однако жизнеутверждающие мысли встречаются у Тютчева сравнительно редко. Гораздо настойчивее повторяется сентенция: «Бесследно все - и так легко не быть!» Бессмысленность, неоправданность бытия с возрастом все больше угнетает поэта. Жизнь он ассоциирует с «тенью от дыма», настолько она кажется ему призрачной.

Умиротворение, покой, исцеление - только в «природе - сфинксе». Видимо, такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отчаяния. Ведь, что ни говори, окружающий мир всегда был для Тютчева живым, а вовсе не каменным. И природа всегда вызывала в поэте чисто человеческие чувства, которые можно испытывать к кому-то очень близкому. В первую очередь - это чувство восхищения.

Несомненно, что природа была включена Тютчевым в тот круг истинных ценностей, без которых, по мысли поэта, невозможно истинное существование.

Описания красот и переменчивости природы с помощью ярких эпитетов и метафор можно встретить в творчестве любого поэта-романтика. Действительно, что может вдохновлять лирика больше, чем стук капель дождя по карнизу, блики солнца на водной глади, распускающиеся весной цветы или заиндевелые ветви деревьев, гнущиеся под порывами сурового зимнего ветра?
В творчестве Федора Ивановича Тютчева природа тоже занимала важное место.

Поэзия Тютчева

Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению.
Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.

Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика - также важная составляющая наследия поэта.

Каждое стихотворение Тютчева - это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.

Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.

Стих Природа Сфинкс


Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

История стихотворения “Природа - сфинкс” и его ключевые особенности

Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа - сфинкс”.

В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.

Особенности стихотворения:

Форма - катрен;
размер - пятистопный ямб;
стопа двусложная с ударением на втором слоге;
рифма опоясывающая (abba).


Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа - сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.

Образ сфинкса

Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей.
С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.

Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс - жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть - мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.

Губительная сила

Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.

Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.

Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.

Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее - осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.

Безразличие природы

Поэт допускает, что нет тех загадок природы, над которыми бьется веками человечество. Природа не “выдумывала” ничего специально для нас, мы - не венец творения, мы важны не более, чем муравей, камень или любое другое ее творение, ей все равно, что мы делаем, как мы живем и умираем, ее не волнует, найдем ли мы ответ на вопрос, что же ждет человека после смерти. Природа существует сама по себе. У нее нет к человеку никаких вопросов, нет никаких ожиданий, она вообще не нуждается в человеке.

Заключение

Если рассматривать лирику Тютчева в целом (а именно такой подход, как уже говорилось, можно считать наиболее правильным), то, с одной стороны, мы видим природу безразличной и отстраненной, с чем поэту тяжело смириться, его стихи пропитаны чувством безысходности и болью. Но, с другой стороны, лишь природа способна исцелить человека. Хоть эта мысль и древняя, как сам мир, в стихотворениях Тютчева она обретает новые краски. Такие противоречия и крайности - это, пожалуй, основа его лирики, поэт будто постоянно мечется между восхищением красотой и величием природы и страхом перед ее силой.

Конечно, большая часть стихотворений, посвященных природе, пропитана восторгом, поэт самозабвенно созерцает ее красоты. Но в поздний период его творчества, к которому и относится “Природа - сфинкс”, все чаще в произведениях появляются нотки трагизма и фатализма.
Поэту всегда были свойственны поиски истины, ответа на вопрос о смысле существования, разгадки тайн бытия. Его волновали фундаментальные вопросы мироздания. С течением лет он все четче осознавал неизбежность увядания. Он понимал, что на фоне огромной и вечной Вселенной жизнь человека - ничто. Чем дальше, тем больше его начинала волновать бессмысленность человеческого существования. Он приходит к мысли о том, что жизнь бесполезна, каждый отдельно взятый человек просто существует, у него нет какой-либо особой миссии, он приходит в этот мир просто так, как дерево, насекомое или камень.


В стихотворении природа предстает великой искусительницей, которая сумела обмануть человека, заставив его думать над загадками, которых и вовсе не существует. По мнению Тютчева, человеку остается лишь признать свое поражение и смириться с тем, что природа никогда не покажет ему свое истинное лицо, что он никогда не найдет ответы на свои вопросы. Здесь мы снова натыкаемся на противоречие: природа и загадочна и не имеет загадок одновременно. По крайней мере таких, которые человеку под силу разгадать. Сфинкса поэт больше не видит живым чудовищем, он превратился в безжизненное каменное изваяние.

Однако все же у Тютчева встречаются жизнеутверждающие стихотворения, хоть и реже. В них он призывает жить вопреки тем силам, которые хотят нас погубить. О смерти же он практически не размышляет, для него она - нечто, происходящее мгновенно, он не романтизирует ее, ничего от нее не ждет.

Мастерство Ф. И. Тютчева вызывало восхищение у его современников, вызывает и по сей день. В каждом коротком стихотворении кроется глубокая мысль. Возможно, дипломатическая служба научила его настолько лаконично доносить свои переживания. Едва ли многим удалось бы так искусно подбирать образы, чтобы в одном четверостишье выразить всю боль от осознания бессмысленности жизни и заставить читателя тоже почувствовать ее, задуматься: а стоит ли вообще пытаться разгадать тайны бытия?

«Природа - сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)

Тютчевская «страна» необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в начале мая...»

Действительно, поэт очень часто обращался к картинам весны, проливного дождя, птичьего гама. Природа у Тютчева зачастую «испытывает» чисто человеческие эмоции. Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как «Лазурь небесная смеется», «Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных строк можно привести множество; улыбается всё - весна, солнце, вода, сама земля. Даже в осенней (природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья». Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа - нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть даже синоним мироздания.

Лишь в особенно горькие минуты (их не так уж мало) природа представляется Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны поиски смысла во всем: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят в конце концов к странному афоризму:

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Загадки нет, но есть сама «мать-Земля». Тютчев не может успокоиться в безотрадности, он снова и снова обращает свое лицо к светлой действительности. В лирике Тютчева часто звучит мысль, что только природа способна исцелить и спасти человека.

Получается, что, с одной стороны, природа- «сфинкс», а с другой - исцеляющая сила. Подобные противоречия, метания из крайности в крайность и составляют основу творчества поэта. Вся его лирика строится на контрасте, она как бы зажата между двумя полюсами -

ощущением красоты бытия и чувством ужаса перед действительностью. Создается впечатление, чтовТютчеве уживались два человека, каждый из которых видел реальность по-своему.

Чаще всего Тютчев восторгается окружающим миром, нередко - до самозабвения. В доказательство этому можно приводить бессчетное количество его цитат. Поэт откликается на все голоса жизни, поскольку чутко улавливает все краски, все звуки природы. Но не менее сильным (особенно в поздней лирике) становится сознание жизненного трагизма. И вот мир из радостного, наполненного светом и красками, превращается в «одичалый». Безусловно, в таких резких переходах немалую роль сыграли личные переживания.

Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или хотя бы приблизиться к ним. Мироздание вечно, на фоне его человеческая жизнь - ничто. С годами это начинает все больше тревожить Тютчева. Он приходит к мысли о «бесполезности» человеческого существования. Каждого ожидают полное уничтожение и растворение в бесконечности природы. Поэт мало размышлял о смерти как таковой, она для него была, скорее, некой противоположностью жизни, мгновенным переходом, от яркого, насыщенного, ужасающе краткого человеческого существования к небытию.

Невзирая на отношение к отдельно взятой жизни как к чему-то ничтожному в силу своей кратковременности, Тютчев утверждает и нечто противоположное: жизнь - значительна, поскольку является вызовом враждебным силам. Однако жизнеутверждающие мысли встречаются у Тютчева сравнительно редко. Гораздо настойчивее повторяется сентенция: «Бесследно все - и так легко не быть!» Бессмысленность, неоправданность бытия с возрастом все больше угнетает поэта. Жизнь он ассоциирует с «тенью от дыма», настолько она кажется ему призрачной.

Умиротворение, покой, исцеление - только в «природе - сфинксе». Видимо, такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отчаяния. Ведь, что ни говори, окружающий мир всегда был для Тютчева живым, а вовсе не каменным. И природа всегда вызывала в поэте чисто человеческие чувства, которые можно испытывать к кому-то очень близкому. В первую очередь - это чувство восхищения.

Несомненно, что природа была включена Тютчевым в тот круг истинных ценностей, без которых, по мысли поэта, невозможно истинное существование.

Фёдор Иванович Тютчев

Природа — Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а природная наблюдательность дала обширную пищу для размышлений и выводов, которые и легли в основу многих произведений. Причем, сам автор признавался, что рождались они спонтанно. Тютчев обдумывал какую-либо мысль или же идею, а ответ на поставленный вопрос рождался в стихотворной форме.

Именно так произошло с коротким четверостишием «Природа - сфинкс. И тем она верней…», в первой строчке которого уже содержится интригующее заявление. Действительно, разгадать секреты мироздания никому еще не удалось, и Тютчев был одним из тех, кто в свое время пытался это сделать. Автор не понаслышке знал о том, что в спорах о том, как именно устроен этот мир, было сломлено огромное количество копий. Тем не менее, даже поэты 19 века условно разделились на романтиков и философов. Первые описывали красоту природы и искренне ею восхищались. Вторые пытались найти ответы на интересующие их вопросы методом проб и ошибок. Примечательно, что Тютчев был в душе одновременно и романтиком, и философом, что явственно прослеживается по его произведениям. Однако он считал неприемлемым для себя тратить рифмы на восхваление окружающего мира, пытаясь не только найти смысл земного существования человека, но и провести параллель между различными событиями и явлениями.

Стихотворение «Природа - сфинкс. И тем она верней…» было написано в 1869 году, когда поэт уже разменял седьмой десяток и прекрасно понимал, что его жизнь близится к логическому завершению. Именно тогда он отказался от попыток постичь тайны этого мира. Но не потому, что разуверился в собственных силах или же устал искать объяснения необъяснимому. Саму природу автор считает великой искусительницей, которая так ловко ввела человечество в заблуждение, что ему не остается ничего иного, как признать собственное поражение . Между тем, Тютчев не исключает такой возможности, «что, может статься, никакой загадки от века нет и не было у ней». Просто люди сами захотели поверить в чудеса и убедили себя в том, что они действительно существуют. Между тем, сам поэт убежден, что любое явление имеет свое логическое объяснение, однако мир еще не готов к тому, чтобы получить ответы на свои вопросы.