Анализ стихотворения не напрасно дули ветры есенина. Анализ стихотворения есенина не напрасно дули ветры

Сергей Есенин

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.

Не гнетет немая млечность
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.

Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.

И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.

Читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Стихотворение "Не напрасно дули ветры" относится к первой половине творческого периода Сергея Есенина, когда ещё совсем молодой поэт только пытался делать первые шаги по направлению к осознанию смысла жизни.

Осеннее и весеннее время года, юношество и взрослость, осознание и принятие ценностей жизни. Все это преподносится в произведении как одна сюжетная линия. Есенин, как никто умел преподносить живописное описание природы в сочетании с глубоким пониманием смысла человеческого существования.

Невероятные метафорические образы поражают воображение читателей. Способствуют иному взгляду на обыденные вещи, такому, какими видел их сам поэт.

Есенину удалось достичь полного воссоединения с миром природы. С завершением каждого дня он чувствует, что становится мудрее. Его уже не беспокоят напрасные переживания. Природный образ позволяет автору почувствовать свободу, избавиться от тревоги перед неизбежной вечностью.

Композиционная структура произведения состоит из пяти катренов объединенных перекрестной точной и неточной рифмовкой. Обилие средств художественной выразительности использовано в виде эпитетов "тайный, тихий свет", "синяя мгла", "родительский очаг", "немая млечность", "звёздный страх". Использование в первой строфе анафоры "не напрасно" указывает на то, что у поэта нет сожалений относительно того, что ему пришлось пережить. Все невзгоды, которые представлены в образе ветра и грозы, лишь помогли ему, пролили свет на многое.

Анафора в форме отрицательной частицы "не" употребленная в третьей строфе указывает, что герой становится более рационально - мыслящим и его больше не способно заставить испытывать страх какое-либо неведение. В значении прояснения сути всего происходящего использовано олицетворение "напоил глаза". В третьей строфе идёт сравнение в проявлении любви героя к миру и вечности, как к родительскому очагу. Гипербола применена в заключительной части стихотворения "море хлеба". Последние строки, в которых присутствует прием олицетворения совмещенный с метафорой, "отелившееся небо лижет красного телка", можно интерпретировать как образ революционной России.

Стихотворение Есенина переполнено яркими и красочными описаниями природных явлений с присущими им изменениями. Одно только выражение "рдяный мак заката" уже способно перевернуть сознание читателя.

Вариант 2

Сергей Александрович Есенин заслуженно считается одним из самых талантливейших представителей русской литературы. Одним из его многочисленных произведений является стихотворение "Не напрасно дули ветры...", написанное в 1917 году.

Главный герой данного стихотворения - природа, которую Сергей Александрович очень любил и, которой он посвятил не один десяток своих произведений. Повествование в данном стихотворении идет от имени автора, поэтому не трудно догадаться, что сам Есенин и выступает здесь в качестве лирического героя.

Есенин описывает природу во всей красе и восхищается ею, что бы не происходило. Автор пытается донести до нас, что мир прекрасен при любой погоде, в любое время года то, что весь этот мир полюбился ему, как родительский очаг. Можно сказать, что он считает природу чем то священным, порой описывает её, как живого человека, с которым он знаком еще с детства. Поэт считает, что душа человека и природа - единое целое, поэтому они должны находиться в гармонии.

Все явления природы Есенин описывает очень ярко, для чего использует большое количество троп и средств выразительности. Почти в каждом предложении присутствуют метафоры. Также в тексте часто встречаются олицетворения, благодаря которым описываемые природные явления предстают перед нами абсолютно живыми. Например: "Плещет рдяный мак заката...", "Отелившееся небо лижет красного телка." и т.д. Выразительность тексту придают многочисленные эпитеты, такие как "неразгаданная земля", "немая вечность" и тому подобные. Не скуп автор и на многочисленные сравнения. В первых строках первого абзаца употреблено такое средство выразительности. Как анафора. Можно было бы предположить, что в тексте используется и противопоставление, так как автор описывает два противоположных явления - грозу и душевное спокойствие. Но в именно в данном тексте автор совмещает данные понятия, не противопоставляя их друг другу. Написано данное стихотворение четырехстопным хореем, что характерно для многих произведений Есенина.

Я считаю, что это одно из прекраснейших творений Есенина. Автор призывает наслаждаться природой всегда, другими слова, он пытается объяснить нам одну известную фразу " У природы нет плохой погоды!".

Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Природа - тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама

    Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

  • Анализ стихотворения Чужая Бунина

    Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

  • Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

    Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

  • Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

    Данное произведение написанное Жуковским в 1818 году, было посвящено Екатерине Вадковской. Это стихотворение имеет связь с биографией поэта. Когда поэт встретился с Вадковской, то она ему навеяла некоторые воспоминания из жизни

  • Анализ стихотворения В лунном сиянии Фета

    По жанровой направленности произведение относится к элегии, раскрывающей взаимоотношения природы и человека в разрезе высоких эстетических чувств.

Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина "Не напрасно дули ветры. " и "Закружилась листва золотая. "

Вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

Озеро - Замкнутый в себе самом водоём - завершённость, законченность

Пруд - Вода в него втекает, из него вытекает - предполагается движение

Упоминается весна (С чьей-то ласковости Вешней ), но Море хлеба Возможно только летом

Осень обозначена Золотом листвы и Желтизной дола

Ветры Вместе с Грозой

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол

Совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

Рдяный мак заката

Тревожный, но и радостный, сильный цвет

Листва золотая, желтеющий дол -

Детски-наивная, простодушная палитра

ОТел Ившееся небо

Лижет красного Тел Ка

Галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать.

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло -

Синий сумрак как Стадо овец,

Словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот - образ человека наделяется природными характеристиками - отражает мировоззрение автора.

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

озеро - замкнутый в себе самом водоём - завершённость, законченность

пруд - вода в него втекает, из него вытекает - предполагается движение

упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней ), но море хлеба возможно только летом

осень обозначена золотом листвы и желтизной дола . этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы

Ветры вместе с грозой - символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол - символизирует хулиганство, озорство, молодость

совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

рдяный мак заката

тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

листва золотая, желтеющий дол -

детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

Отел ившееся небо

Лижет красного тел ка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло -

Вода - твёрдая, закат - жидкий:

"плохая физика, но какая поэзия!"

Синий сумрак как стадо овец,

словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напра сно. )

3-стопный анапест напевный, плавный

рифма: aBaB - перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности - пространства и времени - в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка.), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала - враждебный, пугающий, гнетущий, теперь - родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, "оземлённом" виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) - остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать.).

Анализы стихотворений Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»

Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.

Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.

Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.

Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».

Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.

Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».

Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.

Подобные записи

Сергей Есенин - Не напрасно дули ветры

Ne naprasno duli vetry,
Ne naprasno shla groza.
Kto-to tayny tikhim svetom
Napoil moi glaza.

S chyey-to laskovosti veshney
Otgrustil ya v siney mgle
O prekrasnoy, no nezdeshney,
Nerazgadannoy zemle.

Ne gnetet nemaya mlechnost
Ne trevozhit zvezdny strakh.
Polyubil ya mir i vechnost
Kak roditelsky ochag.

Vse v nikh blagostno i svyato,
Vse trevozhnoye svetlo.
Pleshchet rdyany mak zakata
Na ozernoye steklo.

I nevolno v more khleba
Rvetsya obraz s yazyka:
Otelivsheyesya nebo
Lizhet krasnogo telka.

Yt yfghfcyj lekb dtnhs,
Yt yfghfcyj ikf uhjpf/
Rnj-nj nfqysq nb}