Алжир характеристика страны по половому признаку. Страна Алжир: описание, история, язык, население

В эпоху французского завоевания численность населения Алжира составляла ок. 3 млн. человек. В 1966 она достигла уже 11,823 млн. человек, а в 1997 – 29,476 млн. человек. В 1996 составлял 28,5 на 1000 человек, а уровень смертности – 5,9 на 1000 человек. Младенческая смертность (детей до года) составляет 48,7 на 1000 новорожденных. В середине 1990-х годов ок. 68% населения было моложе 29 лет.

Первоначально был заселен народами, говорящими на берберских языках. Эти народы еще в 2000 до н.э. переселились сюда с . Большая часть современного населения пользуется в быту разговорным вариантом арабского языка. Арабы расселились на территории Алжира в период исламских завоеваний 7–8 вв. и кочевых 11–12 вв. Смешение двух волн переселенцев с автохтонным населением привело к появлению так называемого арабо-берберского этноса, в культурном развитии которого арабскому элементу принадлежит доминирующая роль.

Являясь основной этнической подгруппой алжирского общества, берберы играют важную роль в жизни страны. В период римского и арабского завоеваний Северной многие берберы переселились с побережья в высокогорные районы. Берберы составляют приблизительно 1/5 часть населения страны. Наибольшее сосредоточение берберского населения наблюдается в горной местности Джурджура к востоку от столицы, известной как Кабилия. Местные жители, кабилы, расселились по многим городам страны, но бережно сохраняют древние традиции. Другие значительные группы берберского населения представлены племенными союзами шавийя, происходящими из горного района вокруг Батны, мзабита, расселившимися на территории оазисов Северной , и кочевниками-туарегами, проживающими на крайнем юге в районе Ахаггара.

После завоевания Алжира в 19 в. возросла численность , и к 1960 здесь уже проживало ок. 1 млн. европейцев. Большая часть имела французские корни, предки остальных переехали в Алжир из , и . После провозглашения в 1962 независимости Алжира большинство европейцев выехало из страны.

Большая часть населения Алжира – мусульмане-сунниты (маликиты и ханафиты). Некоторое число последователей секты ибадитов проживают в долине Мзаб, Уаргле и Алжире. Государственной религией страны является . В стране насчитывается ок. 150 тыс. христиан, преимущественно католиков, и приблизительно 1 тыс. приверженцев иудаизма.

Государственным языком является арабский, но до сих пор повсеместно распространен французский язык. Свою письменность обрели некоторые берберские племена, говорящие на тамахак и тамазирт. На диалекте тамазирт в Алжире уже вышло несколько книг.

Около 3/4 населения сосредоточено в предгорьях Телль-Атласа, приблизительно 1,5 млн. человек проживают в районе высокогорья и менее одного миллиона – Сахара. Наибольшая плотность отмечается вблизи столицы и в регионе Кабилия.

Коренное население Алжира - алжирцы, состоящие из арабов и близких им по культуре берберов. По внешнему облику алжирцы, как правило, люди среднего роста, смуглые, черноволосые, с черными глазами и удлиненнэй формой лица средиземноморского типа.

Большинство алжирцев (%) считают родным арабский язык, остальные - берберские диалекты (%). Берберское население преобладает среди горцев и в оазисах Сахары (кабилы, шавийя, туареги), причем нередко берберы в равной степени хорошо владеют и арабским языком. Люди, получившие образование или работавшие за рубежом, как правило, помимо родного хорошо знают французский язык. Разговорная форма французского языка широко распространена в городах. На литературном арабском языке издаются государственные документы, книги, журналы, газеты.

Незначительную часть населения составляют граждане иностранных государств, занятые на временной работе в качестве специалистов. Они, как правило, говорят на французском языке.

Подавляющее большинство алжирцев - мусульмане суннитского толка.

Алжир относится к странам, где в последние десятилетия наблюдается высокий и устойчивый рост численности населения. Здесь, как и в других странах Северной Африки, издавна отмечалась высокая рождаемость, связанная с мусульманской традицией. Улучшение медико-санитарного обслуживания населения способствовало снижению ранее высокой (особенно среди детей) смертности, в результате рождаемость стала намного превышать смертность.

В 1965-1970 гг. рождаемость составляла 49 на 1 тыс. жителей, а смертность - 17. К 1979 г. рождаемость и смертность снизились до 48 и 14 соответственно, а ежегодный естественный прирост составил 3,4%.

Согласно оценке, в 1980 г. численность населения страны достигала 18,5 млн. человек, а вместе с алжирцами, временно проживающими за рубежом, - свыше 19,3 млн. Таким образом, со времени предыдущей переписи 1966 г. население увеличилось на 44%. Если такой высокий темп его прироста сохранится, то к 2000 г. население страны может удвоиться. (Заметим, что за 50 лет - с 1920 по 1970 г. - оно увеличилось в 2,5 раза.)

Высокие темпы естественного прироста неизбежно оказывают влияние на возрастную структуру населения. По оценке на 1980 г., дети до 15 лет составляли уже 47% населения, а молодежь до 20 лет - 57%.

Рост населения ранних возрастов означает сокращение доли трудоспособного населения при абсолютном его росте. За период между двумя переписями (1954 и 1966 гг.) доля трудоспособного населения снизилась с 36 до 22% (без учета алжирцев-эмигрантов).

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин, что нетипично для арабских стран. Объясняется это главным образом последствиями на ционально-освободительной войны 1954-1962 гг. Лишь небольшая часть трудящихся женщин, а именно работающие по найму в городах, включается переписью в экономически активное население. Так, согласно переписи 1966 г., в него вошли только около 2% всего женского населения, хотя много алжирских женщин трудится в сельском хозяйстве.

Общий рост численности населения в стране сопровождается возрастанием в нем доли горожан, в то время как доля сельских жителей постоянно уменьшается. В 1974 г. в городах проживало 52% населения (в 1954 г. - 23%, в 1966 г. - 39%). Особенно быстро растет население столицы. По оценке на 1980 г., число ее жителей вместе с пригородами насчитывает около 3 млн.

Массовый выезд европейцев послужил в свое время толчком для возрастания притока сельского населения в города. В них, и в первую очередь в столицу, хлынул поток людей, стремящихся найти там работу и жилище. Именно приток населения из сельской местности (достигающий особенно больших размеров в засушливые годы) вызвал все ускоряющийся рост числа горожан. Многие сельские мигранты, оказавшиеся в городе, не находят работы, и только устойчивые связи с родственниками и земляками, имеющими какие-либо средства к существованию, помогают им приспособиться к новым условиям.

Принятый после завоевания независимости курс на ускоренную индустриализацию привел к значительному расширению занятости городского населения. Однако прирост трудоспособного контингента населения пока превышает рост числа рабочих мест, что обусловливает безработицу в городах. Отсутствие работы в свою очередь толкает многих алжирцев на эмиграцию, главным образом в Западную Европу. В последние годы по мере развития экономики Алжира эмиграция сокращается.

Острый земельный голод в традиционном секторе сельского хозяйства также служит причиной эмиграции. В течение многих лет одним из районов оттока населения за границу является Кабилия.

В настоящее время за рубежом проживает более 800 тыс. алжирцев, из них 2/3

принадлежит к экономически активному населению. Эмигрируют, как правило, молодые мужчины, не имеющие квалификации, без семьи. Подавляющее большинство алжирцев-эмигрантов (до 90%) выезжает на работу во Францию. Решающую роль в выборе страны иммиграции играет знание многими алжирцами французского языка.

На территории страны население размещено крайне неравномерно: в северной части проживает более 90% алжирцев. Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины Телль-Атласа. В вилайях Алжир и Оран плотность населения превышает 300 человек на 1 кв. км. В Алжирской Сахаре средняя плотность - менее 1 человека на 1 кв. км.

Сельское население ведет оседлый, полукочевой и кочевой образ жизни. В западной и центральной частях Северного Алжира преобладает оседлое население, занятое в основном полеводством. Полукочевники и кочевники-скотоводы расселены на территории Высоких плато, Сахарского Атласа и Сахары. Оседлое население пустыни - жители оазисов и промышленных поселков. Оседание в земледельческих районах и отход на сезонные заработки влекут за собой (в разных районах в разной степени) разложение родо-племенного строя у полукочевников.

В зоне полупустынь и в горах, там, где жизнь остается связанной с кочевым скотоводством, патриархально-натуральный уклад не подвергся такому разложению, как в земледельческих районах: образ жизни кочевников способствует сохранению многих традиций прошлого.

Кризис кочевого хозяйства заставляет кочевников или откочевывать на юг Сахары, куда доступ цивилизации затруднен, или оседать. Показательным в этом отношении является освоение нагорья Ахаггар, большая часть жителей которого - бывшие кочевники и полукочевники.

Кочевые берберские племена туарегов в ряде случаев перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием. В четырех сельскохозяйственных кооперативах Ахаггара большинство земледельцев - туареги. Часть их занята обслуживанием туристов, поток которых в Центральную Сахару быстро растет. Туареги производят на продажу сувениры, работают проводниками и т. п. Однако еще многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, причем наблюдается тенденция к переселению кочевников в южные области Сахары.

В материальной культуре алжирцев своеобразно сочетаются традиции и современность. Традиционные сельскохозяйственные орудия мало изменились с эпохи арабского завоевания: деревянные соха и вилы, мотыга, серп, в качестве тягловой силы используются ослы и верблюды, запрягаемые попарно. В самоуправляемых хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, а также в современных хозяйствах частного сектора широко применяются тракторы, комбайны и другая новейшая техника.

Обычная алжирская деревня - беспорядочное скопление маленьких домов. Дом крестьянина, как правило, глинобитный, а в горах - каменный, с плоской крышей, на которой есть отверстие для дыма от очага, сложенного из камня. Жилище обычно состоит из двух комнат: в одной едят и спят, в другой готовят пищу. Вход в дом ведет из внутреннего дворика, где содержится скот. Мебели в таких домах, кроме маленького столика, нет, вся семья ест и спит на полу. Утварь состоит из циновок, одеял, корзин, иногда ковра или паласа; посуда глиняная, металлическая. Совсем по-другому выглядят дома в «социалистических деревнях аграрной революции», строящихся в районах, где создаются сельскохозяйственные кооперативы. Там каждая семья получает современный благоустроенный дом из нескольких комнат. В любой такой деревне есть школа, больница, учреждения культурно-бытового обслуживания, мечеть. В каждой вилайе намечено построить 10-15 деревень нового типа.

Жилища кочевников и полукочевников, как арабов, так и берберов, имеют общий для кочевников Северной Африки вид -это шатры-палатки с натянутой на них темной шерстяной материей. Шатер туарегов обтянут козьими шкурами.

Традиционный тип городского жилища - каменный, кирпичный или глинобитный дом (в зависимости от достатка хозяина), окна и двери которого выходят во внутренний двор, обнесенный высокой стеной. Во дворе посажены фруктовые деревья и цветы. Новые городские дома, как правило, многоэтажные, с балконами, окнами, закрываемыми жалюзи, и каменными полами, необходимыми в условиях летней жары.

Сельские жители носят национальную одежду. Женщины лица не закрывают, голову покрывают платком или покрывалом, причем у берберок покрывало очень яркое - в красную и желтую полоску. Женская одежда состоит из широких шаровар и рубашки. Мужчины часто сочетают национальную одежду с каким-нибудь элементом европейской одежды, например поверх белой галабии (рубашки) надевают пиджак.

Такое смешение стилей характерно и для горожан, недавно переселившихся из деревни. Большинство мужчин в городах носят европейскую одежду. У пожилых людей она нередко сочетается с красной феской. Женщины-горожанки по большей части носят традиционное белое покрывало «хаик» и «лааджар» -белый платок, вышитый белыми же нитками или обшитый кружевами, закрывающий нижнюю часть лица до глаз. На востоке страны женщины носят черное покрывало. Иногда и то и другое сочетается с европейским платьем и обувью. Нередко на улицах больших городов можно видеть характерную картину - мать и дочь, олицетворяющих собой вчерашний и сегодняшний день Алжира. У матери лицо закрыто, фигура закутана в покрывало, на ногах туфли без задников, ладони и ступни выкрашены хной. Дочь идет с открытым лицом, она явно пользуется европейской косметикой и одета по последней французской моде.

Основная пища оседлых сельских жителей - феллахов -ячменный и пшеничный хлеб, овощи, финики, крупяные блюда. Еда кочевников - ячменные лепешки, кислое молоко, финики, при случае лепешки из саранчи. И кочевники, и феллахи мясо употребляют редко. Пища бедных горожан мало чем отличается от пищи феллахов. Состоятельные горожане употребляют значительно больше, чем сельские жители, белков животного происхождения - мяса, яиц, масла, молока.

Самыми популярными и для многих праздничными блюдами алжирской кухни являются «бурек» - мясо с луком и яйцом, запеченное в тесте, и «кус-кус», приготовленный из мяса, овощей со специями и крупномолотой пшеничной крупы. В самых торжественных случаях готовят «мешуи» - целиком зажаренного на вертеле барана. Алкогольные напитки мусульмане не употребляют. Самыми любимыми напитками являются кофе и чай.

В семейной жизни алжирцев праздников немного. Отмечаются рождение сыновей, обрезание и свадьбы. Все важнейшие события в жизни верующего алжирца сопровождаются соответствующими религиозными обрядами.

После 1962 г. Алжир добился больших успехов в деле просвещения и подготовки национальных кадров, постоянно увеличивая ассигнования на образование в государственном бюджете (27% расходов в 1969 г., 33% - в 1975 г.). Число учащихся в начальной школе в период с 1963 по 1980 г. выросло в несколько раз. Свыше 80% детей возраста (■> -13 лет посещает начальную школу. В 1980/81 г. школу посещало 4 млн. детей.

Алжирская школа весьма остро переживает проблему нехватки преподавателей (около 60% их в средней и неполной средней школе - иностранцы, в основном французы) и проблему языка обучения. Преподавание в начальной школе и частично (для % учеников) в неполной и полной средней школе ведется на арабском языке. В остальных случаях преподают на французском языке. Несмотря на рост числа преподавателей-арабов, их нехватка сдерживает темпы арабизации системы образования. Проблемы арабизации разрабатывает Академия арабского языка, созданная в 1975 г.

Бурный рост переживает высшая школа. Вместо одного университета, существовавшего в 1962 г., в 1981 г. насчитывалось уже 15 университетов. Кроме того, в стране созданы десятки вузов различной специализации (например, Африканский институт нефти и газа, созданный при содействии СССР). В конце 70-х годов в стране насчитывалось 65 тыс. студентов и было подготовлено более 20 тыс. специалистов.

Основным научным центром является Алжирский университет. Научная работа ведется также в университетах Орана, Константины и Аннабы, а также в Национальном агрономическом институте, Институте нефти, Центре экспериментального лесоводства, Институте ядерных исследований и др. Научными исследованиями прикладного характера занимаются бюро, центры и институты, создаваемые при соответствующих министерствах. Особое внимание уделяется поисковым работам и исследованиям в области геологии, горнорудного дела, океанографии, метеорологии, физики Земли, а также экономики и социологии и многих других отраслей наук.

Сложный характер национальной культуры Алжира отчасти передает формула видного деятеля алжирской культуры шейха Бен Бадиса: «Алжирский народ - арабский по языку, берберский по происхождению, мусульманский по религии». Культура алжирского народа складывалась в течение многих веков как результат взаимодействия и взаимовлияния арабских и берберских племен, латино-пунических элементов доарабского времени и развитой арабо-исламской цивилизации эпохи халифата, носителей испано-мавританской (андалусской) культуры мавров и турецких завоевателей. К настоящему времени все эти компоненты в основном уже слились в единый сплав. Но некоторые из них до сих пор сохранили свою специфику. Например, это относится к традициям берберского фольклора и геометрического орнамента, арабской поэзии и эпоса бедуинских племен, андалусского и турецкого наследия в архитектуре и музыке. Кроме того, на формирование алжирской культуры значительное влияние последние полтора века оказывала культура Франции. Вследствие этого лица, получившие образование на французском языке, еще в 60-х годах составляли большинство интеллигенции Алжира, а франкоязычная литература алжирцев до сих пор неотъемлемая часть их национальной литературы.

Алжирская арабоязычная литература переживает подъем с 20-х годов. Средневековые традиции арабских историков, правоведов, мистиков-марабутов и поэтов, почти утраченные в период турецкого завоевания, частично возродились в XIX в. в ходе антиколониальной борьбы, но в основном они существуют в сфере религиозной публицистики, фольклора и поэзии «неоклассического» рафинированного типа, крупнейшим представителем которой является Мухаммед аль-Ид. Среди народных поэтов самым известным стал впоследствии кабильский сказитель Моханд у-Механд. В 20-30-х годах Ассоциация улемов выдвинула целую плеяду талантливых поэтов и писателей, таких, как А. Бен Бадис, М. Закария, Т. аль-Мадани, Т. аль-Окби, А. Р. Хоху и др. Во время войны 1954-1962 гг. выдвинулись А. Ашур, X. Бен Айса, А. Бен Хаддука и Т. Ваттар, отразившие в своих произведениях национально-освободительную борьбу Алжира. В творчестве Т. Ваттара в 70-х годах особенно ярко воплотились те гигантские перемены, которые внесли в жизнь алжирцев революция и прогрессивные социальные преобразования. Ныне выдвигается новое поколение арабоязычных писателей, таких, как А. Бельахсен, С. Гумукат, Б. Марзак и др.

Франкоязычная литература Алжира, еще в 20-х годах представленная первыми романами А. Хаджа Хамму и Ш. Ходжи, стала всемирно известной в 50-60-х годах благодаря крупнвгм романистам и поэтам - М. Ферауну, М. Маммери, М. Хаддаду, Я. Катебу и М. Дибу. Их творчество как бы сочетает несколько компонентов: сугубо алжирскую тематику (жизнь крестьян Кабилии или горожан Тлемсена, судьбы интеллигенции и рабочих), сюжеты фольклора берберов и арабов, традиции французских мастеров прозы. Особенно сложно мотивы фольклора, метафоричность и гиперболизация, приемы и методы романтизма, модернизма и неореализма сочетаются в произведениях Ясина Катеба. В 70-х годах М. Диб продолжал работать в прозе, а Я. Катеб всецело переключился на драматургию, стремясь создавать пьесы на «местном французском» языке (т. е. смеси французского языка с алжирским диалектом арабского языка) или целиком на диалекте. Алжирская поэзия на французском языке была представлена в 30-х годах Ж. Амрушем, в 40-х годах - вышеупомянутой плеядой, а также Б. Хаджем Али, Б. Хальфой, А. Креа. В 60-х годах выступил как поэт Р. Буджедра, ставший в 70-х годах наиболее видным франкоязычным романистом Алжира.

Больших успехов добился алжирский театр, еще в 20-х годах выдвинувший таких крупных мастеров (одновременно драматургов, актеров и режиссеров), как Рашид Ксентини, Баштарзи Махиддин, Дахмун, Аллалу. После завоевания независимости традиции старых мастеров продолжили Мустафа Катеб и особенно известный за пределами Алжира Руишед (Ахмед Айяд) - драматург, актер, режиссер, поэт и ветеран революции. Помимо Алжирского Национального театра государственные театры возникли в Оране, Константине, Сиди-Бель-Аббесе. В стране работают также многие коллективы любителей-энтузиастов, пользующихся популярностью среди молодежи.

В Алжире множество исторических памятников. Некоторые из них - своеобразные города-музеи (Тимгад, Типаза, Джемила), свидетельства пребывания древних римлян. Наиболее богато представлены памятники арабо-мусуль-манской архитектуры X-XVIII вв. К их числу относятся целиком сохранившиеся до наших дней города Мзаба, руины крепостей и замков (например, Калаа Бени Хаммад), дворцы и мечети старинных кварталов городов Алжира, Константины и особенно Тлемсена. Но для Константины и городов побережья более характерны постройки турецкого периода, например цитадели (касбы) в Алжире, Беджаие, Аннабе. Французский период получил отражение в архитектуре современных районов многих городов и примечателен тем, что представляет почти все течения европейского градостроительства XIX-XX вв., а также эклектизм и так называемый колониальный псевдомавританский стиль. В современной архитектуре наблюдается стремление уйти от тенденций колониальной эпохи, сочетать наиболее современные и технически рациональные веяния с возрождением традиционных элементов мусульманского зодчества. Таковы Дворец наций, построенный в 1965 г., новые кварталы городов, поселки и особенно возводимые с начала 70-х годов «социалистические деревни аграрной революции».

Многообразно искусство Алжира. Наряду с традиционными формами (прикладными ремеслами андалусской техники в Тлемсене и Константине, берберской техники в Кабилии и Сахаре) все большее значение приобретают современные формы художественного творчества. В живописи велико разнообразие жанров - от ярких миниатюр М. Расима и М. Ранема до полуабстракционизма М. Лазрега и Р. Зерарти. Основная часть алжирских живописцев, графиков и скульпторов (образующих с 1963 г. единый союз) посвящает свое творчество жизни народа, темам борьбы за освобождение (Б. Фа-рес, Т. Акаша, Б. Мардук). Творчество некоторых из них (Б. Йеллеса, М. Исси-ахена, М. Мабрука) известно и за пределами Алжира. За последние годы в работах ряда художников все более сказывается тяготение к мусульманским традициям и приемам народного декоративно-прикладного искусства, вышивки, росписи, узора, каллиграфии арабской вязи. Национальная кинематография началась с кинодокументов о войне 1954-1962 гг. За период, прошедший после завоевания независимости, снято около 30 художественных фильмов, многие из которых отмечены призами на кинофестивалях в Москве, Лейпциге, Каннах, Венеции и Тунисе. Наиболее известны «Ветер с Ауреса» (1967 г.) и «Хроника пламенных лет» (1974 г.) Л. Хамины, «Битва за Алжир» (1966 г.) Я. Саади и Дж. Понтекорво, «Угольщик» (1972 г.) М. Буамари и др. В 70-х годах снят ряд фильмов на темы аграрной реформы, жизни кочевников, социальных перемен в стране. В кино, как и в поэзии и прозе, продолжает разрабатываться революционная тематика.

И традиции, и современность наиболее богато представлены в музыкальной культуре. Народная музыка запечатлена в песнях и напевах берберских областей (особенно у кабилов и туарегов), в африканских мелодиях оазисов Сахары, музыкальном фольклоре отдельных племен и районов. Классической считается арабо-андалусская музыка, жанры которой были разработаны еще в Гранаде XIII- XV вв., но впоследствии обогащены иранскими и турецкими ладами (последние кое-где проникли в музыку кабилов и африканцев Сахары). Для андалусской музыки характерны особый набор инструментов, стиль исполнения и строгая регламентация. Сочиняемые в ее стиле песни до сих пор пишутся на уже исчезнувшем арабо-андалусском диалекте. Сочетание андалусской классики и народной музыки породило особый жанр «аль-джад», характерный для всего Магриба. Он также имеет свои формы, правила и состав оркестра. Современные народные песни обычно сочетают в себе традиции песенного фольклора той или иной области и влияние вышеуказанных музыкальных жанров, а также музыки Арабского Востока и Европы.

Огромные изменения произошли в Алжире за время независимого существования в области здравоохранения и народного просвещения. В 1962 г. один врач приходился в среднем более чем на 40 тыс. жителей, а через 15 лет - уже на 15 тыс. В результате осуществления планов экономического и социального развития страны, а также социальных программ, предусматривающих подъем отдельных районов, были созданы десятки больниц, диспансеров, клиник, амбулаторий. С 1974 г. в стране введено бесплатное медицинское обслуживание населения.

Многим известно об Алжире только то, что это государство в Африке. Действительно, эту страну посещают не так много туристов, но рассказать о ней можно многое и развеять некоторые домыслы. Иногда интересуются даже, какой стране принадлежит Алжир. А ведь это самостоятельное государство со своей историей и культурой. Чем же интересен Алжир? Какая страна на африканском континенте получила название Алжирская Народная Демократическая Республика?

Государственное устройство

На арабском языке страна Алжир звучит как "эль-джазир", что означает "острова". Такое название государство получило благодаря скоплению островов около береговой линии. Столица страны Алжир - город с таким же названием. Это государство в Африке представляет собой унитарную республику во главе с президентом. Его избирают на срок 5 лет, количество сроков неограниченно. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Алжир разделен на 48 вилай - провинций, 553 округа (диара), 1541 коммуну (баладию). 1 ноября алжирцы отмечают национальный праздник - День революции.

География и природа

Страна Алжир занимает большую площадь. Это второе, после Судана, крупнейшее государство его - 2,3 млн км2. Соседствует Алжир с Нигером, Мали, Мавританией, Марокко, Тунисом и Ливией. На севере раскинулось Средиземное море. Около 80% всего государства занимает Сахара. На ее площади есть как песчаные пустыни, так и каменные.

На находится самая высокая ее точка - гора Тахат, высотой в 2906 м. На огромной площади Сахары есть и большое соленое озеро, называется оно Шотт-Мельгир и располагается на севере Алжирской части пустыни. Реки тоже есть в государстве Алжир, но практически все временные, существуют только в сезон дождей.

Самая крупная река (протяженностью 700 км) - река Шелифф. Реки северной части страны впадают в Средиземное море, а остальные пропадают в песках Сахары.

Растительность северного Алжира типично средиземноморская, преобладает пробковый дуб, в полупустынях - трава альфа. В засушливых зонах очень небольшие территории имеют растительность.

Население и язык

Населяют Алжир более 38 млн человек. Основную часть, 83 % всех жителей, составляют арабы. 16% - берберы, потомки древнего которые состоят из нескольких племен. Еще около 1% занимают представители других национальностей, в основном это французы. Государственная религия в Алжире - ислам, основное население преимущественно сунниты.

Государственный язык в стране один - арабский, хотя французский не менее популярен. Около 75% населения свободно им владеют. Встречаются и берберские диалекты. Несмотря на значительную площадь страны, основное население страны Алжир, более 95%, сосредоточено на севере, на узкой прибрежной полосе и массиве Кабилии. В городах живет более половины населения - 56%. Грамотность среди мужчин достигает 79%, тогда как среди женщин - только 60%. Алжирские арабы живут крупными общинами во Франции, в Бельгии и США.

История

На территории современного Алжира в 12 веке до н. э. появились финикийские племена. В 3 веке образовалось государство Нумидия. Правитель этой страны ввязался в войну против Рима, но потерпел поражение. Его территории стали частью римских владений. В 7 веке сюда вторглись арабы и жили долгое время. В начале 16 века Алжир перешел под власть Османской империи. Но управлять им было тяжело из-за географического расположения. В результате Франция захватила эту африканскую страну, и с 1834 года страна Алжир стала французской колонией. Государство стало выглядеть как европейское. Французы выстраивали целые города, большое внимание уделялось и сельскому хозяйству. Но коренное население так и не смогло смириться с колонизаторами. Национально-освободительная война длилась несколько лет. И в 1962 году Алжир стал независимым. Большинство французов тогда уехали из Африки. Около 20 лет правительство пыталось построить социализм, однако в результате переворотов у власти оказались исламские фундаменталисты. Вооруженное противостояние продолжается до сих пор. Ситуация в стране крайне нестабильна.

Экономика

  • Денежная единица государства - алжирский динар.
  • Основу экономики составляет добыча нефти и газа - около 95 % всего экспорта. В Алжире добывают также медь, железо, цинк, ртуть и фосфаты.

  • Сельское хозяйство занимает меньший объем в структуре экономике, однако оно достаточно разнообразно. Выращивают зерновые, виноград, цитрусовые. На экспорт производят вино. Алжир является крупнейшим экспортером фисташек. В полупустыне собирают и перерабатывают траву альфу, из которой в дальнейшем получают бумагу отличного качества.
  • В животноводстве люди специализируются на разведении а также коз и овец.
  • В прибрежной части занимаются рыболовством.

Культура

Столица страны Алжир - древнейший и красивейший город, расположившийся в бухте с таким же названием. Все постройки выполнены из светлого строительного материала, что придает особый праздничный вид городу. Здесь можно увидеть как странные узенькие улочки с низкими домиками, так и красивейшие мечети в восточном стиле. Среди них выделяются постройки 17 века - усыпальница Сидд Абдаррахмана и мечеть Джами-аль-Джадид. В современной части города преобладают новые постройки - офисы, высокие административные здания.

Транспорт

  • По развитию транспортного сообщения Алжир является одним из лидеров среди государств Африки.
  • Автомобильных дорог много, около 105 тысяч км. Они незаменимы для сообщения между городами.
  • Железные дороги страны потянулись на 5 тыс. км.
  • С помощью водного транспорта происходит 70% всех международных перевозок. Это дает право назвать Алжир главной водной державой в Африке.
  • Развито и воздушное сообщение. Страна мира Алжир имеет 136 аэродромов, из которых 51 - с бетонным покрытием. Крупнейший и самый главный аэродром - Дар-эль-Бейда - осуществляет как внутренние рейсы, так и вылеты в Европу, Азию, Африку, Северную Америку. Всего 39 международных направлений.

Кухня

Алжирская кухня является частью большого комплекса мигрибских кулинарных традиций. Много похожих блюд можно встретить в соседнем Тунисе. Широкой популярностью пользуются блюда из Средиземноморских продуктов. Для приготовления пищи часто используют свежие фрукты и овощи, оливки. Традиционным блюдом берберов является стейк из Алкоголь в мусульманском Алжире запрещен. Здесь принято пить сладкий зеленый чай с орешками, мятой или миндалем. Любители бодрящих напитков предпочитают крепкий "арабский" кофе.

Шопинг

Шопинг в Алжире имеет свои особенности, а точнее - время работы магазинов. Для европейцев оно не совсем привычно. Дело в том, что жители Алжира, как мусульманского государства, во время работы делают двухчасовой перерыв на сиесту. Это касается и магазинов, которые работают в два этапа: утренний - с 8.00 до 12.00, и послеобеденный - с 14.00 до 18.00. К сувенирным магазинам это не относится. Они работают "до последнего посетителя". Продукты в супермаркетах можно купить с раннего утра и до поздней ночи. Туристы могут привезти из этой африканской страны разные сувениры: изделия из дерева, кожи и формы, медные монеты, берберские ковры, серебряные украшения или циновки с берберскими мотивами.

Безопасность туристов

Алжир - развивающаяся страна, особое внимание туризму не уделено, и некоторые города считаются даже потенциально опасными для туристов. Посещать их настоятельно не рекомендуют. Хотя официального запрета нет. Имели места случаи похищения туристов. При этом север страны считается абсолютно безопасным. В Сахару стоит отправляться только организованной группой, с местным гидом. Экскурсии и туры нужно заказывать только у официальных туроператоров.

  1. Личные драгоценности - изделия из золота, серебра и платины - нужно задекларировать на таможне при въезде в страну.
  2. Без пошлины в Алжир можно ввозить не более 1 блока сигарет или 50 сигар, 2 л слабоалкогольных напитков (менее 22º), и 1 л крепких алкогольных напитков (более 22º).
  3. Если в загранпаспорте есть отметка о пересечении границы Израиля, то въезд в Алжир запрещен.
  4. Иногда банкоматы просят ввести 6-значный пин-код. В таком случае нужно ввести первых два нуля.
  5. Фотографировать местное население не рекомендуется. Это считается неприличным.
  6. Использовать следует только бутилированную воду.
  7. Побережье комфортно для посещения в течение всего года, хотя страна Алжир не совсем пляжный курорт, нет хороших отелей.
  8. На территории государства огромное количество финикийских, римских и византийских руин.
  9. На скале, высотой в 124 метра над уровнем моря, расположен Собор Африканской Богоматери.

Над входом есть надпись на французском - "Африканская Богоматерь, молись за нас и за мусульман". Это единственное место в мире, где католическая религия упоминает мусульманскую.

Алжир является крупнейшим по площади государством Африки, и хотя 80% территории этой страны занимает непригодная для проживания людей жаркая пустыня Сахара, остальные 20% представляют собой настоящий тропический рай. С каждым годом все больше туристов со всего мира приезжают в Алжир на отдых и с первого взгляда влюбляются в прекрасные природные пейзажи, древние города и неповторимый колорит этой страны, а затем по приезду домой долго вспоминают теплое Средиземное море, белые стены минаретов и радушие алжирского народа. И большинство иностранцев, посетивших Алжир, уверены, что в первую очередь в эту страну стоит ехать затем, чтобы своими глазами увидеть арабский мир и познакомится с арабским менталитетом, ведь море и горы есть в многих уголках планеты, а вот арабских народов, сохранивших древние традиции и пока еще не перенявших западный образ жизни, осталось не так много.

Национальные особенности алжирцев

Сейчас большую часть населения Алжира составляют арабы, поэтому многие считают это государство арабским, однако это не так - коренным населением страны являются берберы, что проживали на этой территории до того, как их земли завоевали арабы. Поэтому культура и психология алжирцев представляет собой смесь арабских и берберских традиций, на которые наложила некоторые отпечатки эпоха колониальная эпоха, когда Алжир был под правлением Франции. Однако нельзя сказать, что алжирцы переняли у французов слишком многое - они, как и , сумели взять из нравов другой нации только лучшее, сохранив при этом свои традиции и арабский менталитет.

Современные алжирцы одновременно и похожи, и не похожи на другие арабские народы, ведь их жизненный уклад и нравы во многом продиктован исламом, но традиции берберов и особенности климата и экономики страны также значительно повлияли на формирование национальных особенностей жителей Алжира. И самыми яркими чертами национального характера алжирцев, по мнению иностранцев, посетивших эту страну, являются:

  1. Доброта. Алжирцы - очень добрый и великодушный народ; гостеприимство, взаимовыручка и заботливость у них в крови. Представители этой нации, как и дургие арабские народы, склонны принимать близко к сердцу чужую боль и прикладывать все усилия, чтобы помочь как знакомым, так и незнакомым людям, попавшим в беду. В этом алжирцы схожи с , ведь жители этой африканской страны также в порыве способны "отдать последнюю рубашку", чтобы выручить нуждающегося. Доброта алжирцев проявляется и в повседневной жизни: к примеру, они всегда готовы придти на помощь туристам - подсказать дорогу, рассказать о своих обычаях и даже пригласить в гости и безвозмездно предоставить ночлег.
  2. Открытость. Национальные особенности арабов таковы, что жители Алжира открыты и радушны, они запросто могут начать беседу с незнакомцем, причем они будут говорить не только на отстраненные темы, но и расскажут много интересного о себе, своем городе, стране и жизненном укладе. Но запретные темы в разговоре с алжирцами все же есть - представители этой нации не приемлют, если их собеседник начнет критиковать их религию или традиции.
  3. Дружелюбие. Благодаря своей доброте и открытости арабы могут найти "общий язык" с любым человеком и К друзьям представители этого народа относятся с такой же любовью и заботой, как и к членам своей семьи, поэтому дружба в Алжире ценится очень высоко.
  4. Предприимчивость. Алжирцам, как и другим арабским нациям, свойственна предприимчивость и умение зарабатывать деньги. Алжирские торговцы могут так разрекламировать любой товар, что иностранные покупатели будут готовы выложить за него тройную цену, а алжирцы, работающие на наемной работе, всегда пытаются найти дополнительный заработок, чтобы увеличить свой доход. И о том, что граждане Алжира умеют зарабатывать деньги, свидетельствует не только пример частных предпринимателей из этой страны, но и вся экономика Алжира - благодаря продаже нефти и газа в этом государстве стоимость продуктов питания и бензина для населения очень низкая, а жилье для молодых семей - бесплатное.
  5. Жизнерадостность. Оптимистический взгляд на жизнь - еще одна национальная особенность алжирцев. Жители Алжира часто улыбаются, редко унывают и всегда надеются на лучшее. Возможно, причина жизнерадостности и оптимистичности алжирцев в их вере, а возможно - в теплом тропическом климате, ведь жаркая солнечная погода совсем не располагает к грусти и меланхолии.

  6. Любовь к детям.
    В Алжире отношение к детям совершенно другое, чем в европейских странах, ведь в Великобритании и в большинстве других стран ЕС считается, что воспитание ребенка - это личное дело его родителей и учителей, и посторонние люди вмешиваться в этот процесс не должны. Алжирцы же относятся к детям совершенно по-другому - они могут угостить незнакомого малыша сладостями, эмоционально восхищаться чужими детьми, а если незнакомый ребенок будет вести себя на улице плохо - по-доброму сделать ему замечание. Такая любовь алжирцев к всем детям поначалу очень удивляет иностранцев, ведь на улицах европейских городов не принято подходить к чужим детям, хвалить их и угощать конфетами, а в Алжире это считается нормальным.
  7. Религиозность. Большинство населения Алжира являются мусульманами-суннитами, что и выполняют все заветы Аллаха. Самый большой праздник для алжирцев - священный месяц Рамадан, во время которого все население блюдет строгий пост и ест только после заката солнца. Также алжирцы соблюдают и запрет на алкоголь - купить спиртное в этой стране можно только в специализированных магазинах, которых немного даже в крупных городах.

Психология арабов в быту и в личной жизни

Несмотря на то, что Алжир является мусульманским государством, на улицах городов этой страны практически невозможно увидеть женщин в паранже - алжирки носят обычную одежду, работают и участвуют в социальной жизни. Большинство алжирских семей многодетные, и значительная часть обязанностей по воспитанию детей лежит на матерях, хотя отцы тоже с удовольствием заботятся о малышах. В среднестатистических алжирских семьях в соответствии с арабской психологией муж является главным добытчиком, но деньгами распоряжается женщина, причем при решении семейных и финансовых вопросов последнее слово часто остается за женой. По мнению самих алжирцев, их женщины очень требовательные, поэтому многие алжирские парни, учащиеся за границей, стремятся найти себе спутниц жизни из стран СНГ и ЕС.

Иметь высшее образование в Алжире почетно , поэтому и юноши, и девушки стремятся как можно лучше сдать выпускные экзамены в школе (они же являются и вступительными для ВУЗов), чтобы поступить в хороший ВУЗ на престижную специальность, а состоятельные семьи отправляют своих детей на учебу в страны Европы, и в Россию. Собственными семьями алжирцы предпочитают обзаводиться уже после окончания ВУЗа и трудоустройства по специальности, причем в Алжире одинаково практикуются как свадьбы по сговору родителей, так и браки по любви.

К выбору спутника жизни арабы подходят со всей серьезностью, ведь в этой стране очень сильны родственные связи и по человеку судят в первую очередь по его семье. Свадьба в Алжире - это не просто создание новой ячейки общества, а объединение двух семей, и поэтому алжирцы обращают внимание не только на личные качества избранницы, но и на репутацию всей ее семьи. После свадьбы молодые чаще всего живут какое-то время с родителями мужа, а затем переезжают в собственное жилье, предоставленное государством. Жить алжирцы предпочитают в частных домах, причем эти дома строятся таким образом, чтобы по мере увеличения семьи можно было достроить еще 1-2 этажа.