А зори здесь тихие краткое содержание читать. А зори здесь тихие (повесть)

Мариэтта Сергеевна Шагинян родилась 21 марта (2 апреля) 1888 года в Москве в интеллигентной мелкобуржуазной семье. Ее отец был врачом, приват-доцентом Московского университета. Мариэтта Шагинян получила отличное домашнее образование. Затем она продолжила обучение в частном пансионе, а потом в одной из лучших московских гимназий.

Мариэтта Шагинян начала печататься с 1903 года. Ее первый сборник стихотворений «Первые встречи» вышел в 1909 году. Ранние стихотворения имели религиозно-мистический характер с экзотическими и эротическими оттенками. Они выражали идеологию буржуазной интеллигенции периода реакции. Мариэтта Шагинян в своем раннем творчестве немного останавливалась на критике капитализма, но основой ее поэзии было идеалистически-религиозное мировоззрение.

В 1912 году Мариэтта Шагинян окончила историко-философский факультет Высших женских курсов. В этом же году она побывала в Санкт-Петербурге. Там Мариэтта сблизилась с и . Она интересовалась философией символизма.

Затем Шагинян уехала учиться в Германию, вернувшись на родину во время войны. На ее творческое развитие существенно повлияла поэзия Гете. В 1913 году вышел сборник «Orientalia», который сделала ее известной.

С 1915 по 1918 год Мариэтта Шагинян жила в Ростове-на-Дону. Она работала преподавателем в консерватории, преподавала историю искусств и эстетику. В это время она сотрудничала с газетами «Приазовский край», «Кавказское слово» и «Баку», освещая там события художественной и литературной жизни страны. Работа в этих газетах сыграла большую роль в формировании Мариэтты Шагинян как писательницы.

В 1916 году она написала книгу «Своя судьба», посвященную критике таких качеств дореволюционной интеллигенции, как безволие, безличие, мелочный индивидуализм, неумение следовать своему слову. Способом оздоровления общества писательница считала религию, христианскую любовь.

Тем не менее Мариэтта Шагинян была в числе первых писателей, поддержавших революцию и обратившихся в сторону пролетариата.

В 1919 году Мариэтта организовала первую прядильно-ткацкую школу на Дону. Об этом она писала в очерке «Как я была инструктором ткацкого дела».

В 1922–1923 годах написала повесть «Перемена», которая была посвящена революционным событиям на Дону. В 1923–1925 годах опубликовала ряд агитационно-приключенческих повестей «Месс-Мэнд» под псевдонимом Джим Доллар.

В 1925 году Мариэтта Шагинян издала очерки «Фабрика Торнтон» и «Невская нитка», посвященные ленинградским текстильным фабрикам.

В 1930–1931 годах Мариэтта Шагинян написала роман «Гидроцентраль», который стал итогом ее впечатлений от строительства гидростанции в Армении. Это произведение является образцом социалистического реализма.

В 1931 году вышел сборник «Советское Закавказье», в которую вошли статьи Мариэтты Шагинян о социалистическом строительстве.

В 1932 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В эти годы Мариэтта Шагинян окончила Плановую академию Госплана, где изучала энергетику, минералогию и прядильно-ткацкое дело. Она работала инструктором по ткацкому делу, лектором, статистиком, историографом. Творчество Мариэтты Шагинян отличалось политической целеустремленностью, практическим жизненным опытом, знанием процессов социалистического строительства. Она постоянно училась, как теории, так и на практике.

Во время Великой Отечественной войны была на Урале в качестве корреспондента газеты «Правда». С 1942 года она являлась членом КПСС.
В 1946 году Шагинян защитила диссертацию и получила степень доктора филологических наук. В 1950 году она была избрана членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.

После войны Мариэтта продолжала писать путевые очерки о своих поездках. За книгу «Путешествие по Советской Армении», вышедшую в 1950 году, еще через год она была награждена Сталинской премией.

Также Мариэтта Шагинян занималась переводами. В частности перевела известный роман У. Коллинза «Лунный камень».

В литературной деятельности Шагинян особое место занимают ее романы-хроники о В.И. Ленине, за которые в 1972 году она получила Ленинскую премию. Это книги «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская», над которыми она работала много лет. Она одной из первых приступила к написанию историко-биографических книг о Ленине. В результате длительное работы в архивах она обнаружила, что отец Ленина имел калмыцкие корни, а дед по матери был евреем. На тот момент эти материалы были компрометирующими и вызвали огромное недовольство Сталина. Но благодаря личному расположению Сталина к писательнице все ограничилось предупреждением. В 1936 году издание «Семья Ульяновых» было внесено в список запрещенных. Осуждалось и поведение Крупской, которая рассказывала Шагинян о жизни семьи Ульяновых «без ведома и согласия ЦК ВКП(б)».

В 1956 году вышло постановление ЦК КПСС «О порядке изданий произведений В.И. Ленина», которое отменило запрет на книгу «Семья Ульяновых», установленный в 1936 году.

Даже после семидесятилетия Шагинян оставалась активной и энергичной. Она могла даже перебить Хрущева, когда он выступал. В газетах Мариэтта Шагинян публиковала критичные статьи о промышленных проектах и их недостатках, после чего проектировщикам приходилось их исправлять.

В 1967 году она побывала в Италии на автомобильном заводе концерна ФИАТ. После этого опубликовала статью в газете «Известия» об организации производства в концерне.

В 1976 году Мариэтта Сергеевна получила звание Героя Социалистического Труда. Она была награждена орденом Ленина, а также золотой медалью «Серп и молот».

В последние годы жизни Шагинян не публиковала масштабных работ. Возраст и здоровье не позволяли ей много работать. Последние годы она провела в небольшой двухкомнатной квартире, расположенной на первом этаже обычного дома.

Мариэтта Сергеевна Шагинян скончалась 20 марта 1982 года за две недели до своего 94-летия. Она похоронена в Москве, на Армянском кладбище.

Мариэ́тта Серге́евна Шагиня́ н (21 марта 1888, Москва, — 20 марта 1982, Москва) — русская советская писательница, одна из первых советских писательниц-фантастов.

Герой Социалистического Труда (1976). Член-корреспондент Академии наук Армянской ССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Ленинской премии (1972).

Мариэтта Шагинян родилась в Москве, в семье врача, приват-доцента Московского университета Сергея Давыдовича Шагиняна (1860—1902). Мать, Пепрония Яковлевна Шагинян (1867—1930), была домохозяйкой. По национальности — армянка.

Получила полноценное домашнее образование, училась в частном пансионе, затем — в гимназии Ржевской. В 1906—1915 годахсотрудничала в московской печати. В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов В. И. Герье. В том же году побывала в Санкт-Петербурге, познакомилась и сблизилась с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским. В 1912—1914 изучала философию в Гейдельбергском университете. В 1915—1919 годах М. С. Шагинян была корреспондентом газет «Приазовский край», «Черноморское побережье», «Трудовая речь», «Ремесленный голос», «Кавказское слово», «Баку».

В 1915—1918 годах жила в Ростове-на-Дону, преподавала в местной консерватории эстетику и историю искусств.

Шагинян с энтузиазмом приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию, которую восприняла как событие христианско-мистического характера. В 1919—1920 годах работала инструктором Доннаробраза и директором 1-й прядильно-ткацкой школы. Затем переехала в Петроград, в 1920—1923 годах была корреспондентом «Известий Петроградского Совета» и лектором института истории искусства. В 1922—1948 годах работала специальным корреспондентом газеты «Правда» и одновременно несколько лет специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1927 году переехала в Армению, где прожила пять лет. С 1931 года жила в Москве.

В 1930-х годах окончила Плановую академию Госплана имени В. М. Молотова (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках, годы Великой Отечественной войны провела на Урале корреспондентом газеты «Правда». В 1934 году на Первом съезде советских писателей была избрана членом правления СП СССР.

А. Щербаков писал Молотову в письме от 21 сентября 1935 года: «В беседе со мной Шагинян заявила: „Горького вы устроили так, что он ни в чём не нуждается, Толстой получает 36 тыс. руб. в месяц. Почему я не устроена так же?“...».

Несколько лет была депутатом Моссовета. Доктор филологических наук (1941, получила степень за книгу о Т. Г. Шевченко). ЧленВКП(б) с 1942 года. Член-корреспондент АН Армянской ССР (1950).

Умерла 20 марта 1982 года в Москве. Похоронена на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища).

Литературной деятельностью занималась с 1903 года. Начинала с символистских стихов. Опубликовала свыше 70-ти книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов. Опубликовала книги стихов «Первые встречи» (1909), «Orientalia» (1913, вышло 7 изданий), затем книги рассказов «Узкие врата» (1914), «Семь разговоров» (1915).

В это же время Мариэтта Шагинян увлеклась творчетвом Гёте, и в 1914 году на 10 дней поехала в Веймар. «Это путешествие за десять дней до 1 августа 1914 года было последним этапом культурнического идолопоклонства; в него неожиданно ворвалась политика», - записала она потом в своём дневнике. По дороге обратно в Россию, будучи проездом в Цюрихе, она написала очерковую книгу «Путешествие в Веймар».

В 1922—1923 годах написала и выпустила повесть «Перемена». Максим Горький писал Вениамину Каверину: «За её роман „Перемена“ ей следовало бы скушать бутерброд с английскими булавками».

В книге «Приключение дамы из общества» писательница показывает перелом в сознании русской интеллигенции под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923—1925 под псевдонимом «Джим Доллар» опубликовала серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд», имевшую большой успех. В 1928 году опубликовала своеобразное литературное произведение — «роман-комплекс» «К и к» (расшифровывается «Колдунья и коммунист»), объединивший разные жанры — «от поэмы до доклада».

В 1930—1931 писала роман «Гидроцентраль», явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс. В годы Великой Отечественной войны М. С. Шагинян опубликовала книгу публицистических статей «Урал в обороне» (1944), в послевоенные годы — книгу «По дорогам пятилетки». Перу М. С. Шагинян принадлежат работы, посвящённые творчеству Т. Г. Шевченко, И. А. Крылова, И. В. Гёте, Низами, Й. Мысливечека и др. В конце жизни написала мемуары «Человек и время». Литературные портреты У. Блейка, С. В. Рахманинова, В. Ф. Ходасевича, Г. Б. Якулова.

Систематически выступала против реформ русского языка: на символистском салоне Мережковских против реформы 1918, а в 1964 против проекта реформы с такими словами: «двадцать лет я покупала хлеб в булочной на правой стороне Арбата, и с чего это я теперь буду ходить на левую?».

Избранная библиография

  • «О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус» (1912)
  • «Orientalia» (1913)
  • «Две морали» (1914)
  • «Своя судьба» (1916; переработанная версия 1954) — роман, действие которого происходит в психиатрической лечебнице
  • «Приключения дамы из общества» (1923)
  • «Перемена» (1923)
  • «Гидроцентраль» (1928; переработанная версия 1949) — роман, действие которого происходит на строительстве Дзорагетской ГЭС
  • «Месс Менд, или Янки в Петрограде» (1924; переработанная версия 1956)
  • «К и к» (1928)
  • «Билет по истории» (1938; новая редакция 1970)
  • сборник очерков «По Советской Армении» (1950)
  • «Дневник писателя» (1953)
  • книга очерков «Зарубежные письма» (1964)
  • «Лениниана» (1937—1968)
  • «Путешествие в Веймар» (1914; «Гёте» (1950))
  • «Т. Шевченко» (1941)
  • «И. А. Крылов» (1944)
  • «Этюды о Низами» (1955)
  • «Воскрешение из мёртвых» (1964)
  • «Человек и Время» (1980)

Шагинян, М. С. Иозеф Мысливечек. — М. «Молодая гвардия», 1968 (1983). — 320 с. — (ЖЗЛ; Вып. 450). — 100 000 (100 000) экз .

Одно из самых трогательных, проникновенных и трагичных произведений о Великой Отечественной Войне. Здесь нет каких – либо исторических фактов, грандиозных сражений или величайших личностей, это простая и в то же время очень горькая повесть. Повесть о пяти отважных девушках, защитниц родины, которых не обошла стороной безжалостная война. Б.Л. Васильев в своем рассказе отражает силу и патриотизм русского народа, а в частности молодых женщин, которые бросили вызов судьбе и двенадцати немецким солдатам. Юным девушкам не удалось выдержать до конца жестокие удары войны, и они погибли в болотистых карельских лесах.

Повесть Б.Л. Васильева показывает нам всю беспощадность войны, которая не остановиться ни перед чем, даже перед слабыми женщинами. Женщина не должна вынуждать себя идти против жестокости, насилия, несправедливости, тщеславия, не должна позволять себе убийство, её удел счастливая и мирная жизнь под ярким солнцем.

Читать краткое содержание А зори здесь тихие... Васильева

Май 1942 год. Федот Евграфыч Васков, комендант железнодорожного разъезда, требует у руководства выслать ему ответственных солдат для охраны территории. И тут Федота Евграфыча ждет сюрприз, ему высылают женский зенитный взвод. Командиром женского войска является Рита Осянина, вдова, потеряла мужа на войне, эта потеря сделала ее твердой и беспощадной. У Риты есть сын Альберт, который живет у родителей, неподалёку от деревни куда она и была выслана (по собственной просьбе) под командование Васкова.

Вскоре к отряду женщин – бойцов присоединяется новенькая Женя Комелькова, очень красивая, добрая и веселая девушка. Рита и Женя чувствует себя родными, доверяют друг другу самое сокровенное. На глазах Жени расстреляли всех её родных – маму, маленьких брата и сестру. После их гибели она отправилась на фронт, где у нее случился роман с полковником Лужиным. Начальство узнало о связи полковника с Комельковой и она вынуждена была уехать в девичий отряд зенитчиц.

Овсянина Рита часто тайно выходит в городок, чтобы поведать сына и мать. После очередного похода возвращаясь на разъезд, Рита встречает неподалёку немецких солдат. Васков узнав новость от Риты, получает приказ от руководства остановить немецких солдат. Узнав, что лежит путь врагов на Кировскую железную дорогу, Федот Евграфыч решает пойти в боевую разведку и к нему присоединяются пять добровольцев – Рита, Женя, Лиза, Галя и Соня. Это самый эпичный и судьбоносный момент со словами Федота «Ввечеру воздух тут, плотный, а зори здесь тихие…».

Девушки вместе с командиром Васковым отправляются в разведку.

Дальше идет знакомство с Соней Гурвич. Соня выросла в большой семье. За время войны ничего о своей семье не слышала. Училась в институте, изучала немецкий язык. Так же мы знаем, что у Сони есть первая любовь, молодой человек, которых тоже ушел на фронт.

Следующий герой повести Галя Четвертак, выросла в детской доме. Пока не началась война, училась в библиотечном техникуме, успела закончить три курса.

Перед девушками и руководителем отряда лежит не легкий путь через болото. Все благополучно преодолевают препятствие. Теперь остается только дойти до озера и ждать проклятых врагов, которые должны быть там к утру.

А за это время автор расскажет о Лизе Бричкиной. Это девочка - лесник, которая не училась в школе, потому что ухаживала за больной матерью. Однажды она влюбляется в охотника, который останавливался в их доме. Лиза проявляет симпатии к Федоту. Смерть настигает девушку не вражеская, спеша обратно на разъезд, чтобы вызвать подкрепление она тонет в болоте.

Восков и девушки сидят в засаде, но видя немцев, решают поменять место расположения, в этот момент Восков забывает кисет, Соня возвращается за ним, а находит свою смерть. Девушку хоронят. Команде удается напугать противников и выиграть немного времени. Галя и Федот идут в разведку, Галя очень боится всего происходящего. Не выдержав и вскрикнув, она выдает себя, и ее убивают.

Отважный командир уводит врагов от Риты и Жени, они понимают, что помощь ждать уже не от кого, Лиза погибла. Вот и настал последний бой. Троим бойцам удалось одолеть несколько немецких солдат. Риту смертельно ранили, Женя погибла. Федот дает обещание Рите, позаботься о ее сыне. Восков хоронит девушек.

Восков находит остальных врагов, убивает одного, затем хитростью берет в плен остальных, он видит своих и теряет сознание. Федот Евграфыч заботиться о сироте Альберте.

Борис Васильев раскрыл нам судьбы женщин, которых ждало прекрасное будущие, но война отняла у них все.