Высшие женские курсы. Царская Россия

Первый период (1872-1888)

В начале 1871 года сверхштатный профессор всеобщей истории Московского университета В. И. Герье направил попечителю Московского учебного округа князю П. А. Ширинскому-Шихматову записку о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов, к которой присовокупил проект «Положения о высших женских курсах», в котором изложил цель и программу создаваемых курсов. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил «Положение о высших женских курсах».

В 1872-1873 годах курсы располагались в помещении на Волхонке, в 1873-1876 годах - в помещении Музея прикладных знаний на Пречистенке , 32 и в 1877-1888 годах - в здании, специально выстроенном для Политехнического музея.

Постоянные слушательницы должны были при вступлении предоставить документ о среднем образовании или выдержать вступительные экзамены по русской и всеобщей истории, русской и всеобщей литературе. Слушательницы также представляли автобиографию, свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадёжности, две фотографии и, в обязательном порядке, разрешение старшего мужчины в семье или супруга.

Численность слушательниц на курсах была по тем временам довольно высокой: в первый год по открытии курсов она доходила до 70 (большая часть слушательниц перешла с Лубенских курсов), затем до 1878 года она колебалась между 103-107, а с 1879 года численность слушательниц постепенно возрастала, достигнув в 1884/85 учебном году 256.

В 1881 году на курсах была введена новая гуманитарная дисциплина - история философии.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. С. Соловьёв и Л. М. Лопатин (история философии), В. И. Герье (история), профессор Н. И. Стороженко (всеобщая литература), профессор Н. С. Тихонравов (древняя русская литература) , Ф. И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер . Позже политэкономию преподавал А. И. Чупров , физику - А. Г. Столетов , историю зарубежной литературы - профессор А. А. Шахов .

Руководил работой курсов педагогический совет, возглавляемый профессором С. М. Соловьёвым. В попечительный комитет курсов входили Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье.

За 16 лет курсы выдали 41 диплом, который давал право на преподавание в старших классах женских гимназий, кроме того, 322 студентки сдали выпускные экзамены, что давало им право на преподавание в младших классах гимназий .

В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова , после окончания которых 18 лет преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской. Выпускницами Высших женских курсов этого периода были: Зинаида Иванова (Н. Мирович) и Екатерина Клетнова . В разное время на курсах учились: Вера Муромцева, будущая жена И. А. Бунина, переводчица, публицист; близкий друг А. П. Чехова Лидия Мизинова, актриса, переводчица, мемуарист, литературный и театральный критик, ставшая прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка»; Надежда Афанасьевна Булгакова, родная сестра М. А. Булгакова .

Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив приём девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов.

Второй период (1900-1918)

В 1900 на курсы поступили выпускницы средних учебных заведений из 41 губернии. Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения .

На курсах преподавали такие выдающиеся учёные, как В. И. Вернадский (со своим учеником В. В. Карандеевым), С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин , Н. Д. Зелинский , А. А. Эйхенвальд , Б. К. Млодзиевский , А. Н. Реформатский , И. А. Ильин , А. В. Цингер , Б. А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О. Н. Цубербиллер , автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии «Задачи и упражнения по аналитической геометрии».

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов стал читать курс истории педагогических учений .

В 1915/16 учебном году Московским высшим женским курсам было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании. К 1918 году курсы насчитывали 8,3 тысячи слушательниц, уступая в этом только МГУ .

По инициативе бывших слушательниц было учреждено «Общество для доставления средств московским высшим женским курсам».

За 1900-1913 годы численность курсисток увеличилось с 223 до 7155 . МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи .

В этот период окончила курсы Вера Степановна Нечаева , в будущем известная исследовательница творчества Ф. М. Достоевского , автор самой полной научной биографии В. Г. Белинского . В 1910 году естественное отделение окончила Надежда Николаевна Сушкина (1889-1975), почвовед-микробиолог, впервые давшая оценку влияния микроорганизмов на состав природных образований. В 1907-1914 годах на курсах училась Белла Розенфельд, первая жена Марка Шагала . В 1917 году курсы окончила Лидия Карловна Лепинь (1891-1985), специалист по физической и коллоидной химии, будущий академик АН Латвийской ССР.

Согласно протокола комиссии Наркомпроса РСФСР от 16 октября 1918 года МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет .

Примечания

  1. Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесённые при открытии Курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А. М. Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым и В. И. Герье. - М. : Универ. тип., 1872. - 32 с.

Получив образование в институтах и гимназиях, девушки хотели учиться дальше. Это стремление вполне определенно проявилось еще в начале 1860-х годов, когда в университетских аудиториях появились вольнослушательницы. Но вскоре допуск их к высшему образованию был прекращен. Победили те, кто считал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно. Однако женщины не намерены были сдаваться. Ведь только образование могло дать им верный кусок хлеба, независимость и возможность принимать участие в общественной жизни.

Женщины требовали себе права на высшее образование, общественность и ученые поддерживали их стремление.
Однако министерство не могло решить этого вопроса одним указом о допуске девушек со средним образованием в высшие учебные заведения, ибо программы женских школ были по уровню ниже программ мужских гимназий, готовивших абитуриентов в институты.

Благодаря стараниям и инициативе частных лиц с 90-х годов прошлого века в Петербурге стали открываться частные гимназии, в программы которых включались предметы, преподававшиеся в мужских гимназиях, и куда приглашались достойные учителя.
Особо авторитетными в столице считались гимназия М. А. Лохвицкой-Скалой, смешанная гимназия Радовицкой-Тимофеевой, гимназия кн. Оболенской, а также гимназии М. Н. Хитрово, Э. П. Шаффе, М. С. Михельсон, особенно славилась гимназия М. Н. Стоюнина. Девочек, которые стремились к знанию языков, привлекали всем известные Петришуле и Анненшуле, а также Реформатская школа с прекрасным составом педагогов.

Желающие продолжать образование, уезжали за границу, хотя это было совсем не просто. Иногда, чтобы уехать, приходилось вступать в фиктивный брак, чтобы таким образом получить необходимое на выезд разрешение.
Общественное движение в защиту женского образования подвинуло правительство к тому, чтобы разрешить учреждать в стране высшие учебные заведения для женщин.

1870-е годы ознаменовались открытием Высших женских курсов сначала в Москве, а затем в Казани, Киеве. Петербурге и других городах.

Судьба Бестужевских курсов с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и математическим была сложной. Основанные в 20 сентября (2 октября) 1878 году, они долго юридически не приравнивались к университету, несмотря на то, что их профессора были те же и программы ничем не отличались от университетских.
Из сочувствия к курсисткам некоторые профессора читали лекции безвозмездно, среди них Сеченов, Бекетов, Лесгафт, сам Бестужев-Рюмин, возглавивший курсы. Преподавали также профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, А.Н.Веселовский, Н.И.Кареев, Д.И.Менделеев, Е.В.Тарле и другие. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года.

Бестужев-Рюмин

На курсы принимались лица, не моложе же 21 года, представившие аттестат об окончании учебного заведения в объеме 8-ми классов женской гимназии, справки о политической благонадежности и согласии родителей или опекунов (чтобы это преодолеть, некоторым опять приходилось прибегать к фиктивным браком).
Плата составляла: 50 р. в год для слушательницы и 5 р. за предмет для вольнослушательницы. Это были немалые суммы для того времени. что обусловило учреждение в 1878 году "Общества для доставления средств Санкт-Петербургским женским высшим курсам".

Высшее образование давалось многим слушательницам ценой больших жертв: экономия в жилье и еде, поиск дополнительного заработка. Но это не останавливало, не пугало и то, что после 4-х летнего обучения на курсах они никакими особыми правами не пользовались. Число женщин, желающих получить высшее образование, росло.

Министерство упорствовало, а в ответ на слишком активные выступления курсисток, принимавшие уже политический характер, прием на курсы был прекращен. Но после трехлетнего перерыва приема выяснилось, что стремящиеся к высшему образованию женщины хлынули за границу, в университеты Парижа, Цюриха и других городов. В верхах поднялась тревога: талантливые умы покидали Россию. Более того, возвращаясь на родину, они привозили из Европы вольнолюбивые идеи.

Министерство было вынуждено уступить и признать наконец Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объемом образования, равным университету.Число уезжающих за границу сразу снизилось, а среди слушательниц появились даже иностранки, в 1901 году их было уже двадцать пять.
При открытии курсов на них поступило 468 постояннослушательниц и 346 вольнослушательниц, а к сентябрю 1881 года на них состояло уже 938 постояннослушательниц и 42 вольнослушательницы. К 1912 году число слушательниц достигает почти 6000 человек, из них 39 иностранок.

Плохих отметок у курсисток не бывало. Экзамены были строгие, требования большие. На экзаменах по математике, вспоминает курсистка Т. Клочко, давались две задачи и 2 теоретических вопроса, изложение которых иногда занимало добрых 4 страницы большого формата. Слушательниц, которые шли на экзамен неподготовленными, называли «авоськами». Они не имели авторитета и на курсах долго не задерживались.

Экзаменационная книжка "бестужевки" Р.В.Григорьевой (р.Архангельской),
слушательницы физико-математического факультета курсов

Большое значение в жизни курсисток играли общественные организации: землячества, товарищеская касса взаимопомощи, бюро труда, товарищеская курсовая столовая, читальня, научные общества и кружки, работу которых обеспечивали сами курсистки. Объединял работу этих организаций совет старост, который избирался на общей сходке в начале учебного года. Совет старост был упразднен в 1911 г. по требованию правительства.
Но на курсах был создан (нелегально) Центральный орган (ЦО), который руководил всеми сферами общественной жизни курсов. Работа курсов была бы невозможна без Общества доставления средств Высших женских курсов и его Комитета. Члены Общества были прогрессивные люди России, их трудами создана материальная база курсов. Им же удалось отстоять курсы в тяжелые времена.

Лекции по физике

В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почетным членом Общества до самой своей смерти в 1891 г. Проживая в Швеции, она интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург. В 1890 г. Во время своего последнего приезда она присутствовала на экзамене на физико-математическом отделении и осталась очень довольной подготовкой курсисток.

После Бестужевских курсов для женщин стали открываться двери и в другие заведения.
Уже в 1897 году был открыт первый в России Женский медицинский институт близ Петропавловской больницы.

В 1903 г. — педагогические курсы в Петербурге преобразовались в Женский педагогический институт;

в 1906 г. женщины стали допускаться вольнослушательницами в университеты. В 1905 году - Высшие женские политехнические курсы, программы которых были приравнены к программам технических вузов.

Одних высших курсов в городе насчитывалось в 1913 году одиннадцать, не считая самых престижных -- Бестужевских. «Спутник гимназистки» на 1909-1910 учебные годы дает сведения уже о 127 высших женских учебных заведениях, в которых девушки могли продолжать образование.


Расширились и права окончивших Высшие женские курсы: с 1904 года им разрешили преподавать в старших классах женских гимназий, а с 1906 года -и мужских. И наконец, с переходом с курсовой системы на предметную 30 мая 1910 г. Государственный Совет приравнял свидетельства об окончании ВЖК к выпускным свидетельствам университета.

В 1906 году на Бестужевских курсах открылся юридический факультет. Профессор Михаил Яковлевич Пергамент был бессменным деканом Юридического факультета Высших (Бестужевских) Женских курсов в Петербурге. В течение всех 13 лет своего существования юридический факультет был предметом его повседневной заботы, он привлек к преподаванию лучшие научные силы Петербурга. Его трудами был организован юридический кабинет, заботливо подобранные фонды которого облегчали научную работу слушательниц юридического факультета. Немалая доля его труда была и в создании при курсах государственных испытательных комиссий по всем трем факультетам, приравнявшим дипломы курсов к университетским.

Той же осенью 1906 года ввели должность инспектрис для наблюдения за поведением курсисток во внеучебное время.

Записочка от помощника инспектрисы Курсов Юлии Николаевны Вощининой, адресованная помощнику библиотекаря Лидии Ивановне Вороновой, была написана для того, чтобы две вышеупомянутые госпожи, - а теперь полноправные бестужевки, - могли получить необходимые для учебы книги. Записка написана на
заказной бумаге, видимо, специально предназначавшейся для подобной неофициальной внутренней переписки, с полупрозрачным вензелем в центре: С П В Ж К, т.е. Санкт-Петербургские Высшие женские курсы

Большим успехом было решение Городского управления о строительстве нового специального здания для Бестужевских курсов. Оно было возведено в 1910 году на 10-й линии Васильевского острова. Строительство здания обошлось в 216895 рублей. Из этой суммы общественные пожертвования составили 90000 рублей.


На Высших женских курсах училось много девушек, приехавших в столицу со всех концов Российской империи. Общество для доставления средств всегда старалось помочь им в подыскании недорогого и удобного жилья, даже снимало квартиры. К середине 1890-х гг. появилась возможность построить собственное общежитие на участке, прилегающем к зданию курсов: «Дом… соединен внутренними ходами с домом курсов. В 3-х этажах его находятся 3 зала, 58 комнат для слушательниц и квартира инспектрисы. Все комнаты его светлые и высокие; система отопления и вентиляция принята, по указанию специалистов, усовершенствованного типа; устроена канализация для отвода нечистот; двор асфальтирован; введено электрическое освещение. Стоимость постройки равняется 115 600 руб.».

Общежитие


Общежитие было платным: стоимость проживания в течение одного учебного года (10 месяцев) составляла 300 руб.Рядом с общежитием функционировала и курсовая столовая. Живущие в общежитии получали в ней завтрак из двух блюд (в 12 часов - во время большой перемены) и обед - из трех блюд (после окончания занятий). Меню составлялось вперед на 10 дней и по возможности разнообразилось, приближаясь к режиму семей «среднего достатка». Кроме того, обед в столовой могли получать все желающие слушательницы, в том числе и не живущие в общежитии.

Столовая

Цена за обед устанавливалась очень скромная: в первый год существования столовой обед обходился слушательницам в 30 копеек; в следующем году цена была снижена до 25, а затем и до 16 копеек.
Общество для доставления средств с первых лет существования поставило целью организовать на курсах полноценную фундаментальную библиотеку, способную обеспечить не только учебный процесс, но и научную работу слушательниц.

Библиотека


Особую гордость курсов составляла химическая лаборатория, организованная в здании на 10-й линии Васильевского Острова по проекту и чертежам профессора А. М. Бутлерова (средства на оборудование были пожертвованы О. Н. Рукавишниковой). Помещение лаборатории - 245 кв. м. и 5 м. в высоту - полностью соответствовало своему назначению. На первом этаже была устроена лаборатория количественного анализа на 22 места, кабинет-лаборатория профессора и отдельная комната со шкафами химической аппаратуры. Винтовая лестница соединяла это помещение со вторым этажом, где в большом зале с отличными вытяжными шкафами и в препараторской комнате располагалась лаборатория качественного анализа.

Лаборатория

В 1895 г. было принято решение о постройке на курсах собственной обсерватории, и уже через год, в 1896 г., состоялось ее открытие, а в 1900 г. была построена и новая башня.

Над внутренней лестницей на крыше здания курсов «была возведена круглая кирпичная башня высотою около трех сажен, с железным балконом, предназначенным для наблюдений простым глазом, и небольшою зрительной трубой. Внутренность башни разделена на две части: нижняя представляла собой небольшую комнатку с окном, верхняя была приспособлена для установки инструмента».


Обсерватория


На первое время необходимое оборудование и приборы для наблюдений Бестужевским курсам были пожертвованы Академией Наук, Университетом и Пулковской обсерваторией.

В 1910 г. астрономическая обсерватория Бестужевских курсов получила международное признание: результаты наблюдений стали учитываться центральным астрономическим бюро в Киле.
До конца существования курсов астрономия оставалась одной из самых популярных специальностей физико-математического отделения; здесь работали замечательные ученые: профессора А. А. Иванов и А. А. Белопольский. Многие из их учениц, выпускниц, стали профессиональными астрономами; некоторые из них остались преподавать на курсах (и впоследствии - в университете), другие были приняты сотрудниками в Пулковскую обсерваторию.

Допуск бестужевок к сдаче магистерских экзаменов дал им право читать специальные курсы в университете. Ряды ученых стали пополняться именами бестужевок разных выпусков. Среди них член-корреспондент (историк) О. А. Добиаш-Рождественская; академик (математик) П. Я. Полубаринова-Кочина, кончавшая уже Петроградский университет, с которым курсы слились в 1919 году; профессор (математик) В. И. Шифф; ассистент (химик) на Высших женских политехнических политехнических курсах Н.П. Вревская, преподаватели (историки), сдавшие магистерские экзамены, С.В.Меликова-Толстая и О.К.Недзведская-Самарина.
Из воспоминаний выпускницы Бестужевских курсов Н.А.Никольской
Не было на физико-математическом факультете слушательницы, которая не знала бы Веру Иосифовну Шифф. Вера Иосифовна поступила на Бестужевские курсы в 1878 году и окончила специальное математическое отделение. Ее работа по математике была отмечена Советом профессоров, как особо выдающаяся


После окончания курсов Вера Иосифовна уехала за границу на год, потому что только там можно было женщине получить ученую степень, а по возвращении была приглашена на Высшие женские курсы для руководства практическими занятиями по математике. Первые годы В.И.Шифф руководила только практическими занятиями, а позднее читала и самостоятельные лекции по ряду математических дисциплин. Хорошо известны ее прекрасные задачники по дифференциальному и интегральному исчислениям и по аналитической геометрии.


За сорок лет существования курсы дали высшее образование тысячам женщин, которые потом работали в сельских школах, библиотеках, читальнях и т.д. Среди них были видные деятели революционного движения (Н.К.Крупская, А.И и О.И. Ульяновы, К.Н. Самойлова, Л.А. Фотиева и др.), писательницы, артистки, преподаватели высших учебных заведений, ученые.

В Петербурге организовалось и множество других курсов: общеобразовательных, историко-литературных, педагогических, архитектурных, строительных.

Двери к образованию открылись, но они были платными, а права выпускниц все равно были ограничены. К тому же многим приходилось долгие годы работать в земских школах или больницах, давать частные уроки, чтобы накопить денег на дорогу и первое время самостоятельной жизни.

В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось ещё в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины. При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый - большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Советы университетов казанского и спб. предложили допустить женщин к совместному со студентами слушанию лекций и приобретению всех учёных степеней, на правах вольнослушателей, причём второй полагал, что диплом должен давать женщинам право на медицинскую практику и на штатные должности лишь в высших Ж. учебных заведениях, совет же казанского университета не делал этого ограничения. Наконец, советы университетов харьковского и киевского находили возможным допустить женщин к слушанию лекций, как на правах вольнослушателей, так и на правах студентов, а равно к приобретению учёных степеней, которые, по мнению совета харьковского университета, должны им давать те же права по государственной службе, что и мужчинам. Дело, однако, кончилось ничем. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Сам вопрос организации в России высшего женского образования, горячо обсуждавшийся в начале шестидесятых годов, в 1864 году окончательно замер даже в печати, пока он вновь не был возбужден Е. И. Конради . В декабре 1867 года она внесла в собравшийся тогда в Санкт-Петербурге первый съезд русских естествоиспытателей и врачей записку о необходимости научного образования для женщин; но съезд, не имея в своем составе педагогического отдела, не имел права входить в обсуждение записки и вынужден был ограничиться выражением сочувствия к её основной мысли. В мае 1868 года на имя ректора Санкт-Петербургского университета К. Ф. Кесслера поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве «лекций или курсов для женщин». В числе ходатайствовавших было около ста женщин высшего круга; во главе движения стояли Е. И. Конради, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская, Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, А. П. Философова , М. В. Трубникова; содействие им с самого начала оказывал А. Н. Бекетов . Одновременно с этим и в Москве образовался кружок женщин, решившихся добиваться высшего образования.

Прошение о разрешении устроить научные курсы было подано министру народного просвещения графу Д. А. Толстому .

Высшие женские курсы

Аларчинские курсы

1 апреля 1869 года, И. И. Паульсон, с разрешения правительства открыл в здании 5-й Санкт-Петербургской мужской гимназии , у Аларчина моста , подготовительные курсы, которые должны были пополнить пробелы среднего образования женщин. Здесь читались: русский язык (И. Ф. Рашевский), физика (К. Д. Краевич), математика (А. Н. Страннолюбский), химия (А. Н. Энгельгардт , до ареста в декабре 1870)), педагогика (И. И. Паульсон), а впоследствии: ботаника (А. Я. Гердт), зоология, математическая и физическая география. В помещении гимназии курсы работали до 1875 года, после чего, претерпев ряд преобразований, положили основание Бестужевским курсам.

Лубянские курсы

В октябре 1869 года открылись в Москве, в здании 2-й гимназии , а затем на Лубянке, «публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий» (Лубянские курсы).

Владимирские курсы

29 ноября 1869 года Министр народного просвещения дал согласие на учреждение «общих публичных лекций, то есть совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях», поскольку организация таких курсов не требовала новых постановлений в сложившейся учебной системе государства. 20 января 1870 года курсы открылись в Санкт-Петербурге, сначала в свободном помещении здания Министерства внутренних дел; читались лекции по русской словесности, всеобщей и русской истории, ботанике (морфологии и физиологии растений), зоологии, геологии, анатомии и физиологии человека, органической и неорганической химии; лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года: два года также читались лекции по государственному и уголовному праву. Лекции читались по вечерам. Наплыв слушателей был очень большой: в первый же год записалось более 900 человек. На следующий год курсы были перенесены в , а затем - в здание Владимирского уездного училища (Владимирский проспект , д. 21 - построен в 1870, разобран в 1991), по которому и получили своё название. Через некоторое время контингент курсов стал преимущественно женский и курсы были переведены в Василеостровскую женскую гимназию (9-я линия В. О. , д. 6). Владимирские курсы, по многим причинам, вынуждены были приостановить свою деятельность в 1875 году.

Характерная черта первых женских курсов - их самоуправление: аларчинские курсы управлялись выборными из среды слушательниц; учредивший лубянские курсы, Н. Ф. Королёв, оставив курсы, всё управление передал в руки слушательниц; владимирские курсы управлялись выборными из среды учредителей.

Курсы В. И. Герье

Наиболее прочную организацию высшее женское образование получило в 1872 году, когда профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование. Преподавателями были профессора московского университета, которые составляли педагогический совет, не только заведовавший всей учебной частью, но и составлявший смету расходов. Совет избирал из своей среды председателя (В. И. Герье), на котором лежала ответственность перед правительством за действия курсов. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы. Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность. Число слушательниц в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем постепенно возросло в 1884-1885 учебном году - до 256. Средства московских курсов складывались в основном из платы от слушательниц.

Все заботы по изысканию средств лежали на попечительном комитете (Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье(в девичестве - Евдокия Ивановна Токарева, жена В. И. Герье, племянница Н. В. Станкевича).

Уровень преподавания не уступал университетскому. Учреждение в Москве курсов В. И. Герье не могло не отразиться на Лубянских курсах, но привело не к закрытию их, а к специализации: они постепенно усвоили себе университетский характер, а с 1882 года окончательно преобразовались в физико-математический факультет, с четырёхлетним курсом преподавания и с двумя отделениями, математическим и естественным.

Бестужевские курсы

Особая комиссия, образованная в 1873 году под председательством статс-секретаря И. Д. Делянова , выработала проект правительственного высшего учебного заведения для женщин, а в 1875 году последовало правительственное сообщение с обещанием доставить женщинам в России ту же возможность высшего образования, ради которой они устремлялись за границу. Этим настроением воспользовались учредительницы Владимирских курсов, с А.Н. Бекетовым во главе, и достигли разрешения открыть в 1878 году высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причём открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым , делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах (цель эта и была достигнута; в 1881 году число русских женщин, учившихся за границей, упало до 9, тогда как с закрытием курсов высших и врачебных оно вновь стало выражаться в сотнях). Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 году заменил А. Н. Бекетов (состоявший в 1879-1885 годах и председателем комитета Общества для доставления средств высшим женским курсам). Педагогическому совету вверено было «общее управление курсами», ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на «распорядительнице курсов» (Н. В. Стасовой, всецело посвятившей себя курсам) и её помощницах. Курс преподавания, первоначально рассчитанный на 3 года, уже в 1881 г. сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. Хозяйственной частью заведовал комитет Общества для доставления средств высшим Ж. курсам, избираемый общим собранием Общества на три года. С 1885 г. курсы помещаются в собственном доме. Министерство народного просвещения, отпускавшее с 1872 г. 1000 руб. в год в пользу Владимирских курсов, в 1878 г. увеличило эту сумму до 1500 руб., а в 1879 г. - до 3000 руб.; с 1882 г. высшие курсы получают также пособие от спб. городской думы, в размере 3000 руб. Между тем одни текущие расходы по содержанию курсов составляли в среднем 48000 руб. в год. Все эти значительные средства получались как от платы за слушание лекций, так и от добровольных пожертвований и членских взносов. Членов Общества, при открытии деятельности его, было не более 89; в течение первого же года число их возросло до 254, в 1885 г. равнялось 785, а в 1890 г. - 1026. При открытии курсов слушательниц поступило 814, всего же перебывало на них слушательниц до 2800; из них полный курс прослушали 1014. На словесно-историческое отделение поступала 1 / 3 всех слушательниц, остальные главным образом - на физико-математическое.

Казанские курсы

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык. В этой программе заметно стремление примирить специализацию высшего образования с общеобразовательной целью; в этом отношении казанские курсы стоят несколько особняком от всех других курсов. Материальные средства казанских курсов были крайне скудны; при них не было и попечительного комитета, а следовательно, и добровольных пожертвований. Как учебная, так и вся хозяйственная часть лежала на педагогическом совете, в котором последовательно председательствовали профессора: Н. А. Фирсов (1876-1877), Н. А. Осокин (1877-1880), С. М. Шпилевский (1880-1882) и Н. В. Сорокин (с 1882 г.). В Казани профессора были и первыми работниками курсов, и первыми жертвователями. На вознаграждение за чтение лекций обращалось, соответственно числу часов, лишь то, что оставалось от покрытия других расходов по курсам (свой гонорар за слушание лекций многие профессора жертвовали в пользу курсов и в других городах, например в Петербурге); при этом часы практических занятий (а обилие их составляло отличительную черту казанских курсов) в расчет не принимались. Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.

Киевские курсы

В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Здесь почин принадлежал женщинам - г-жам Алексеевой, Антонович, Ватиновой, Гогоцкой, Горовой, Покровской и Толочиновой, собравших для начала дела 550 руб. Учредителем курсов был избран профессор С. С. Гогоцкий , который председательствовал в педагогическом совете до 1881 г., когда его заменил В. С. Иконников . Материальные средства киевских курсов не могли считаться скудными, прилив общественных пожертвований был довольно сильный, но не было правильной организации и единства в заведовании хозяйственной частью курсов, которое распадалось между педагогическим советом и попечительным комитетом. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырёхлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое. Отличительную черту киевских курсов составляло обилие необязательных предметов (на первом отделении - 7 из 21, на втором - 10 из 21), а также недостаточное развитие практических занятий. При открытии киевских курсов поступило 324 слушательницы, затем ежегодно поступало от 142 до 119 слушательниц. В первое 4-летие всего было 708 слушательниц. С 1882 г. началась резкая убыль: общее число слушательниц упало, в 1885-86 учебном году, до 195; число ежегодно поступавших на курсы сократилось до 74. В 1885-86 г на физико-математическом отделении закрылось два курса, вследствие недостаточного числа слушательниц. Всего на киевских курсах перебывало 1098 слушательниц, из которых до 1886 г., когда дальнейший прием слушательниц прекратился, сдали все экзамены около 200, а 75 прошли полный 4-летний курс, но не держали окончательных испытаний. Наиболее широкого развития достигли высшие женские курсы в Петербурге, главным образом благодаря энергии их учредительниц и лиц им содействовавших (А. Н. Бекетов, О. Ф. Миллер, А. Я. Герд, А. Н. Страннолюбский), а также учреждению «Общества для доставления средств высшим женским курсам».

Прочие проекты

В остальных университетских городах открытие высших женских курсов не могло состояться. В 1879 г. профессор А. С. Трачевский открыл в Одессе приготовительные курсы и представил проект высших курсов, но проект этот не получил осуществления; в 1881 году поступили из Варшавы и Харькова ходатайства профессоров об открытии высших женских курсов, но разрешения не последовало. В 1879 году предписано было принимать в вольнослушательницы только таких лиц, которые имеют постоянные служебные занятия или живут в семьях в том городе, где находятся курсы, и притом с особого, каждый раз, разрешения попечителя учебного округа. В 1886 году министерство народного просвещения предписало прекратить приём слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании.

В 1889 году было разрешено возобновить приём на петербургские курсы, но при этом им дана была совершенно иная организация - заведование курсами перешло из рук Общества, их создавшего, в руки директора, избирающего преподавателей, и инспектрисы, руководящей воспитательной частью. Как директор, так и инспектриса назначались министерством народного просвещения. Обществу, через посредство попечительного комитета, предоставлено заведование исключительно хозяйственной частью. Из учебной программы было исключено преподавание естественной истории, гистологии и физиологии человека и животных. Учебные планы утверждались министерством. Курсы состояли из двух отделений - историко-филологического и физико-математического. В слушательницы принимались окончившие среднее учебное женское заведение и представлявшие письменное разрешение родителей, опекунов или других лиц, на попечении которых они состояли (такое разрешение требовалось и раньше), а также удостоверение о том, что располагают достаточными средствами для безбедного существования во всё продолжение учения. Вольнослушательницы принимались в числе не более 2 % от всего числа учащихся. Плата за учение 100 руб. в год. Слушательницы должны были жить либо у родителей или близких родственников, либо в устроенном при курсах интернате (плата - 300 руб. за учебный год), но не на частных квартирах. Обеспечение материальными средствами осталось за Обществом (за первые три года существования курсов в новом изменённом виде субсидия министерства народного просвещения - 3000 руб. в год, шедшее полностью на содержание директора курсов, а также платежи слушательниц составили 65580 руб., или 58 % всех расходов на курсы; остальное покрывалось Обществом). В 1892/1893 учебном году, когда уже открыты были на обоих отделениях все четыре курса, слушательниц числилось 385; из них только 87 - на физико-математическом отделении.

В 1894 году открыло свою деятельность Общество вспоможения окончившим Санкт-Петербургские высшие женские курсы. В Москве, а также в Одессе, при Обществе естествоиспытателей, читались лекции для женщин по отдельным предметам. С 1863 года в ведомстве Императрицы Марии существовали женские педагогические курсы. В 1889 году в Санкт-Петербурге были открыты М. М. Бобрищевой-Пушкиной женские курсы новых языков, на которых преподавалась и история западноевропейских литератур, а также изящные рукоделия (выжигание по дереву, рисование по фарфору и проч.); несколько ранее княгиней Масальской были открыты подобные курсы в Варшаве. С 1906 года действовали в Санкт-Петербурге Высшие Женские историко-литературные курсы Н. П. Раева .

В Финляндии с 1871 года женщинам был ткрыт доступ в Гельсингфорсский университет , где в 1890 году было 17 студенток, из них 6 - на историко-филологическом факультете, 9 - на физико-математическом и 2 - на медицинском.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бемерт (Böhmert), «Университетское образование женщин» (СПб., 1873); *П. Мижуев, «Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединённых Штатах Северной Америки» (СПб., 1893);
  • E. Лихачева, «Материалы для истории Ж. образования в России» (т. I-II, СПб., 1890-93);
  • Д. Семенов, «Епархиальные женские училища» («Русская Школа», 1893 г., № 10-12);
  • Е. Некрасова, «Из прошлого женских курсов» (М., 1887);
  • ст. М. Песковского о высшем Ж. образовании в России в «Наблюдателе» (1882 г., № 4-6) и в «Русской Мысли» (1886 г., № 7, 11-12 и 1887 г., № 1).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Высшие женские курсы" в других словарях:

    Высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно демократического движения 60 х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в… … Большая советская энциклопедия

20 сентября (2 октября по новому стилю) 1878 года в 18 часов в здании Александровской гимназии на Гороховой улице в Санкт-Петербурге состоялся молебен и торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России – Высших женских курсов (ВЖК) с тремя отделениями - словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим.

К.Н. Бестужев-Рюмин

Их директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник декабриста М. П. Бестужева-Рюмина. К. Н. Бестужев принял звание Учредителя ВЖК и в течение четырёх лет безвозмездно трудился над их организацией. По его имени Курсы стали называться Бестужевскими.

Предыстория создания курсов

В 1870-х годах правительство России, наконец, осознало, что необходимо принять самые действенные меры для того, чтобы русские женщины не уезжали учиться за границу. Ведь большинство россиянок, получивших образование в европейских вузах, не спешили возвращаться на родину. Они оставались работать за границей, либо примыкали к революционно-демократическому движению и никак не способствовали развитию отечественной науки и образования. Земская и городская реформы Александра II потребовали незамедлительных изменений и в сфере народного образования. Практически в каждом уездном городе, помимо средних учебных заведений для мужчин, открывались женские гимназии; земствам также требовались учителя для сельских школ и народных училищ. И хотя, по словам П.А.Кропоткина, сам Александр II был противником женского образования, «учёных» женщин не любил и даже боялся, всё возрастающая потребность именно в женских педагогических кадрах в России 1870-80-х годов требовала скорейшего решения этого давно назревшего вопроса.

Ещё в пятидесятых годах в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы, и хотя их пребывание здесь было временным (в 1859 году женщинам было запрещено посещать университеты), идея организации высшего образования для женщин с подачи университетских профессоров стала приобретать все большую популярность, что вынудило власти пойти навстречу общественным настроениям.

Первые высшие женские курсы были открыты в 1869 году - Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году публичных лекций для мужчин и женщин, которые получили название Владимирских курсов (по имени Владимирского училища, где они размещались). Характерно, что за деятельностью курсов был тут же установлен полицейский надзор. Другой заметной вехой явилось открытие в 1872 году курсов для образования учёных акушерок при Медико-хирургической академии, переименованных в 1876 году в Высшие врачебные курсы. Приказ об их основании подписал военный министр Д. А. Милютин, прекрасно понимавший, что без привлечения женщин невозможно удовлетворить острую потребность страны в медработниках. Огромную роль в формировании системы высшего медицинского образования для женщин сыграли также знаменитые русские медики И. М. Сеченов и В. Л. Грубер.

В 1873 году «Владимирские» курсы приостановили свою деятельность. В этом же году была создана правительственная комиссия, которая выработала проект высшего педагогического учебного заведения для женщин. В 1875 году последовало решение правительства, открывавшее для женщин возможность высшего образования. Воспользовавшись этим, учредители Владимирских женских курсов во главе с А. Н. Бекетовым в 1878 году добились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания. Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц называли «бестужевками» - по фамилии учредителя и первого директора, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина.

Этому знаменательному событию предшествовала также длительная борьба за высшее женское образование группы передовых женщин того времени (А. П. Философовой, Н. В. Стасовой, В. П. Тарновской, М. В. Трубниковой - дочери декабриста В. П. Ивашева) и всей прогрессивной русской общественности. Большое содействие в учреждении курсов оказала профессура Военно-Медицинской Академии, Академии Наук и особенно Санкт-Петербургского университета. Руководство педагогической частью на курсах осуществлял Совет, председателем которого в 1882 году был назначен профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов, который сумел привлечь к преподаванию на курсах лучшие силы университета.

При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц.

Деятельность курсов в 1878-1886 годах

В первое время на курсы принимались женщины от 21 года со средним образованием, позднее - окончившие курс гимназии без ограничения в возрасте. Желающие попасть на курсы должны были подать заявление, приложив к нему метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадежности. Если поступающая девушка окончила гимназию в том же году, свидетельства о политической благонадёжности не требовалось. Когда количество заявлений превышало число вакансий, прием производили по конкурсу аттестатов. Вступительные экзамены курсистки не сдавали.

Организаторы ВЖК начинали свою деятельность, имея на текущем счету немногим более 200 руб. «Все рубли, большие и малые, дала вся страна, - писал В. В. Стасов. - Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000». Дотация же правительства выражалась в 3000 руб. в год. Но уже за первые 25 лет существования курсов удалось построить три корпуса, создать хорошую библиотеку, лаборатории, астрономическую вышку. К концу 1903 года материальный актив курсов составлял 1005600 руб.

Обучение на курсах было платным. Деятельность ВЖК поддерживалась «Обществом для доставления средств высшим женским курсам», средства поступали от Министерства народного просвещения, Санкт-Петербургской городской думы, а также платы за слушание лекций, добровольных пожертвований и членских взносов. Многие преподаватели работали на курсах безвозмездно.

В 1881 году К. Н. Бестужева-Рюмина во главе педагогического совета сменил А. Н. Бекетов, который с 1879 до 1885 состоял также председателем комитета «Общества для доставления средств». Педагогическому совету вверено было «общее управление курсами», ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на «распорядительнице курсов» - Н. В. Стасовой и её помощницах. Хозяйственной частью заведовал комитет «Общества для доставления средств», избираемый общим собранием Общества на три года. В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почётным членом Общества до самой своей смерти в 1891 году. Проживая в Швеции, первая русская женщина-математик живо интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург.

Курс преподавания, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое, а в 1906 году было открыто юридическое отделение. На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушательницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с досдачей соответствующих курсов.

По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей.

«Политическая неблагонадёжность»

Естественно, что в раскаленной общественной атмосфере семидесятых-восьмидесятых годов подавляющее большинство бестужевских курсисток придерживались передовых взглядов. Среди них было немало и революционерок самого радикального толка. Власти, в свою очередь, опасались роста числа революционерок, и главным критерием для правительственной поддержки учебного заведения оставалась политическая благонадёжность курсисток.

Бестужевские курсы первоначально не давали своим выпускницам прав на преподавание. Окончив курсы, «бестужевки» для получения работы пользовались аттестатами средних учебных заведений, а петербургский обер-полицмейстер Грессер ставил на все аттестаты печать, в которой значилось, что их обладательницы - курсистки. Причём было отдано распоряжение не допускать к учительству женщин с «мечеными» аттестатами. Всё это проделывали в связи с исключительной политической неблагонадёжностью «бестужевок».

И подозрения в «неблагонадёжности», безусловно, имели веские основания. Уже в первый учебный год (1878/79) за принадлежность к «Народной воле» была арестована группа курсисток. Сестёр Юшиных задерживали по делу о покушении Соловьева на Александра II. К делу об убийстве шефа жандармов Мезенцова привлекали курсисток Фёдорову и Малиновскую, которая при аресте оказала сопротивление, была избита и в доме предварительного заключения сошла с ума. На Бестужевских курсах учились Евгения и Ольга Фигнер. Последняя организовала кружок, который вел пропаганду в духе «Народной воли», распространял литературу и собирал деньги для нужд партии. С «Чёрным переделом» были связаны «бестужевки» Карпова и Добрускина. В марте 1886 года директор Департамента полиции В. К. Плеве составил следующую записку: «Без преувеличения можно сказать, что за последние пять лет не было ни одной более или менее крупной революционной организации, в которую не входили бы слушательницы Бестужевских курсов в значительном числе».

По подсчетам Департамента полиции, за 1880-1885 годы из 1988 «бестужевок» 241 обратила на себя внимание полиции (12,07 % всех слушательниц).

1886-1918 годы

Терпение властей лопнуло в 1886 году. Решением министра просвещения Делянова приём на курсы был прекращен «до особого рассмотрения вопроса о высшем образовании для женщин». Специальная комиссия под руководством С. М. Волконского работала три года, изучая состав слушательниц и их политические настроения. Между тем, к началу 1889 года на курсах оставался только четвёртый курс, насчитывавший 140 человек.

3 июня 1889 года было опубликовано «Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах», резко усиливавшее контроль за деятельностью учебного заведения, которое действовало до 1918 года. Курсы получали назначаемого директора и Совет профессоров, запрещались собрания курсисток вне курсов, вводилась должность инспектрисы. Кроме того, было сокращено количество слушательниц, закрыто естественное отделение и повышена плата за обучение. По-прежнему сохранялись два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, однако запрещалось преподавание физиологии человека и животных, естественной истории и гистологии. Для зачисления на курсы теперь требовалось письменное разрешение родителей или опекунов, а кроме того, справка о наличии средств для безбедного существования. До 200 рублей в год увеличилась плата за обучение. Курсистки могли жить только дома или у родственников - частные квартиры исключались. При этом в каждом случае приём зависел от личного усмотрения директора. Бессменную распорядительницу Н. В. Стасову отстранили от должности. Были уволены и другие преподаватели, замеченные в излишнем либерализме.

В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии.

В сентябре 1901 года, по представлению министра народного просвещения П. С. Ванновского, Николай II утвердил указы о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы. Позднее, в 1906 году, «бестужевкам» было разрешено преподавать и в некоторых классах мужских гимназий.

В 1906 году, под влиянием первой русской революции, произошло изменение системы курсов в сторону большей автономии. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Была введена новая система преподавания, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов.

13 мая 1906 года на ВЖК открылся новый, юридический факультет. Его программа включала энциклопедию права, философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию. При желании студентки этого факультета могли также изучать богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки. Юридический факультет ВЖК с самого своего возникновения был тесно связан с Санкт-Петербургским университетом. Положение о нём разработано комиссией профессоров университета, в которую входили: Д. Д. Гримм, А. С. Постников, И. А. Ивановский, Л. И. Петражицкий, В. И. Сергеевич, И. А. Покровский, И. Я. Фойницкий. Особо следует сказать о В. П. Тарновской - одной из основательниц курсов, в течение 33 лет безвозмездно исполнявшей обязанности казначея, отдававшей много сил углублению и расширению научных основ преподавания. Совет профессоров ВЖК избрал первых профессоров нового факультета: М. М. Ковалевского, В. И. Сергеевича, Л. И. Петражицкого, М. А. Дьяконова, Д. Д. Гримма. Деканом был избран Д. Д. Гримм. В 1912 году им стал М. Я. Пергамент. Из этого перечисления видно, какие крупные научные силы участвовали в создании факультета. Поскольку ВЖК были частным учебным заведением, существовавшим на собственные средства, у их выпускниц отсутствовало право на сдачу государственных экзаменов. Юридически курсы не принадлежали к числу высших учебных заведений страны, поэтому на них часто преподавали профессора, отстранённые или лишённые права преподавать в Санкт-Петербургском университете (Д. Д. Гримм, М. Я. Пергамент, И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.).

Но большинству выпускниц юридического факультета предлагали лишь секретарскую должность с небольшим жалованием. Даже после сдачи госэкзаменов на юридическом факультете университета женщины не имели права работать адвокатами, нотариусами и судьями. Профессор Д. Д. Гримм, который был членом Государственного Совета по выборам от Академии Наук и Университетов, наряду с А. Ф. Кони, Н. С. Таганцевым и другими сторонниками равноправия полов активно выступал за допущение женщин в адвокатуру. Соответствующий законопроект, принятый в 1913 году Государственной Думой, был повторно отклонён в 1916 году Государственным Советом. В «Воспоминаниях курсистки первого выпуска» С. М. Хлытчиевой рассказывается, почему это произошло. Председатель Государственного Совета Акимов заявил «бестужевкам» на приёме: «Императрица против женской адвокатуры, и я дал слово, что этот законопроект будет отклонен Государственным Советом».

Чтобы решить проблему трудоустройства, на юридическом факультете была открыта новая специальность - статистика, весьма привлекательная для женщин. Известный экономист и статистик А. А. Кауфман организовал статистический семинарий, где изучали экономические и гуманитарные предметы, а также осваивали практику проведения конкретных социологических исследований. Благодаря этим исследованиям мы можем рассказать о взглядах курсисток в 1909 году. Так, 39 % опрошенных с помощью анонимных анкет указали, что сильное влияние на формирование их убеждений оказал Л. Н. Толстой, 32 % респондентов называли революционных демократов шестидесятых годов ХIХ века, а 18 % - К. Маркса. Из опроса было ясно, что две трети курсисток участвовали в студенческих волнениях.

Большое влияние на судьбы курсисток оказал Закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительницы средних учебных заведений», утверждённый Николаем II в декабре 1911 года. Он давал возможность выпускницам высших негосударственных учебных заведений на общих основаниях сдавать экзамены в университетах и получать их дипломы. Этот нормативный акт практически уравнял права женщин и мужчин в научно-педагогической области.

С началом Первой мировой войны финансовое положение Бестужевских курсов резко ухудшилось. Они располагали значительной собственностью, которую были не в состоянии содержать, поэтому здания общежитий и некоторые учебные корпуса были отданы под доходные дома и госпитали. Но это не помогло. Женский университет, как, впрочем, и другие учебные заведения Петрограда, переживал жестокий кризис, характеризовавшийся бессистемностью учебного процесса, ухудшением дисциплины и полным безденежьем. Из этого кризиса Бестужевские курсы уже не смогли выйти.

В 1918 году, по распоряжению Советского правительства, ВЖК были преобразованы в 3-й Петроградский университет, а в 1919 году слились с Петроградским университетом, которому перешло всё имущество ВЖК. Ныне в одном из бывших зданий курсов (10-я Линия Васильевского Острова, д. 33) помещается математико-механический факультет, а в другом (Средний проспект Васильевского Острова, д. 41) химический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Статистика курсов

Всего за 32 выпуска Бестужевские курсы окончило около 7000 человек, а общее число обучавшихся - включая тех, кто по разным причинам не смог закончить обучения - превысило 10 тысяч. Количество выпускниц в разные годы сильно различалось. Весной 1882 года окончили полный четырёхлетний курс обучения первые 176 слушательниц. В 1913 их было 677, в 1915 году - 775. В то же время, были годы, когда завершали обучение лишь несколько десятков человек. Самым малочисленным был выпуск 1905 года. Маленькими были выпуски 1893 и 1894 годов - первые выпуски после перерыва в приёме - 61 и 49 человек. Кроме того, в связи с отсутствием приема в 1887-1889 годах, не было выпуска в 1890-1892 годах. Наибольшее количество окончивших было на историко-филологическом факультете - 4311 из 6933, физико-математический факультет окончило 2385 человек, а юридический лишь 237.

При приёме на курсы соблюдался сословный принцип. Если в 1878 году дочери военных и гражданских чинов составляли более 70%, то к 1912 году на их долю падало лишь 37 %. В то же время среди лиц, причисленных к высшему сословию, многие принадлежали к таковому лишь по формальным признакам. Уже среди первых «бестужевок» было около 20 % выходцев из купеческого и мещанского звания и около 10 % представительниц религиозной среды.

Л. А. Фотиева писала: «Курсы осуществили исторической важности дело: они приобщили к свету знания тысячи женщин, воспитали в них любовь к науке, стремление к благородным подвигам».

Однако, несмотря на то, что свидетельство об окончании ВЖК приравнивалось к университетскому диплому, особой «любви к науке» среди выпускниц не замечалось. Женщина-врач, юрист или учёный – для России XIX-начала XX века явление крайне редкое и нетипичное. Основная часть «бестужевок» традиционно избирала себе педагогическую деятельность в качестве домашних учительниц, преподавателей средней школы, либо библиотечных и архивных служащих. «Стремление к благородным подвигам», очевидно, выражалось в том, что по окончании курсов, многие дипломированные особы направились не в гимназии или сельские школы, а прямиком в грядущую революцию.

В 1966 году на здании, расположенном на 10-й Линии Васильевского Острова в нынешнем Санкт-Петербурге, установлена мемориальная доска: «Здесь с 1885 г. по 1919 г. помещались Высшие женские (Бестужевские) курсы, на которых учились: Н. К. Крупская, А. И. Ульянова, О. И. Ульянова, К. Н. Самойлова, П. Ф. Куделли, Л. А. Фотиева и другие видные участницы революционного движения в России».

Местоположение курсов

Здание для Бестужевских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено в 1885 году по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание курсов стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов: в 1895-1897 годах были пристроены общежитие и учебные корпуса с правой стороны фасада; в 1900 году - флигель с актовым залом и библиотекой; в 1903 и 1909 годах - корпуса по северной и восточной частям участка, соединившие все постройки в единый комплекс. В проектировании этих зданий принимали участие архитекторы А. Ф. Красовский, В. Н. Пясецкий, В. Р. Курзанов, С. В. Покровский и Д. Д. Устругов.

В 1914 году про проекту архитектора В. П. Цейдлер было построено здание, выходящее фасадом на Средний проспект и соединённое с основным зданием курсов переходом внутри квартала. В нём должен был разместиться физический факультет, но в связи с началом первой мировой войны здание было отдано под госпиталь.

С одной стороны, история Бестужевских курсов - это громкие имена профессоров и слушательниц, развитие науки и образования, но с другой - сложнейшие взаимоотношения русской общественности и правительства, беспощадное противостояние революционного движения и государства, предопределившее величайшую трагедию России ХХ века. Своей деятельностью бывшие слушательницы доказали прогрессивность идеи российской высшей женской школы и тем самым значимость Бестужевских курсов для нашего Отечества стала несомненной.

Историческое значение деятельности курсов раскрывается по мере обращения к именам бывших «бестужевок» - литераторам, научным работникам и общественным деятелям. Бестужевские курсы дали русской культуре такие имена как, Е.И. Лихачева, Е.В. Балабанова, Е.И. Тиме, О.Г. Клеменьева, А.А. Караваева, Е М. Прилежаева-Барская, Т.Д. Руссес, М.Ф. Николаева, C.B. Романская и многие многие другие. Нет такой области культуры, в которой не трудились бы бывшие слушательницы курсов: Е.К. Столица -первая женщина агроном, B.C. Арнольд - первая женщина в дореволюционной России, получившая должность заведующей статистическим отделом в губернском земстве в Курске. O.A. Добиаш-Рождественская в 1918 году стала первой в Советской России женщиной-историком, удостоенной докторской степени.

Однако, с другой стороны, слова «нигилистка», «революционерка» и «бестужевка» долгое время воспринимались в русском обществе как слова-синонимы. Сегодня невозможно не признать, что роль женщин в событиях революции и Гражданской войны проявилась особенно ярко во многом благодаря одному из самых мощных ростков феминизма на российской почве – Бестужевским курсам.

Хватит мечтать. Приходи на курсы "Стервологии" и начинай действовать!

Ты слышала такое утверждение: "Чтобы иметь то, чего никогда не имел, нужно делать то, чего никогда раньше не делал"?

Вот Ты хочешь, чтобы мужчины носили Тебя на руках, присылали корзины роз, осыпали подарками и комплиментами… Хочешь стать успешной женщиной в деловом мире, построить карьеру или даже создать своё дело…

Позволь уточнить: а что именно Ты для этого делаешь? И если это "что-то" до сих пор не сработало — так может быть, пора изменить стратегию и начать делать что-то другое?

Тебе когда-нибудь приходило в голову записаться на курсы "Стервологии" и принципиально изменить свою линию поведения? Нет? Значит это как раз то, что Тебе нужно!

Самый Небанальный курс "Стервологии" : 3 модуля + 2 практикума. Основное отличие курса — углублённый практический подход! Через трансактный анализ — разбираем жизненные сценарии, роли и внутренние установки. Учимся менять их по своему усмотрению. Никаких ритуалов, медитаций и эзотерики — только прикладная психология!

Что конкретно ты получишь на курсе:

  • чёткое понимание, какой должна быть Твоя жизнь, и как превратить желаемое в реальность;
  • осознание, как твоё поведение мешает Тебе строить отношения, которых хочешь Ты;
  • ответ на вопрос, какой мужчина Тебе нужен и где его искать;
  • понимание, какой внешний образ нужно создать, чтобы окружить себя поклонниками;
  • практическое знание, как соблазнять и удерживать интересных Тебе мужчин.

Ты получишь набор инструментов, с помощью которых построишь ту жизнь, о которой мечтаешь. Жизнь, где будут комплименты, поклонники, любимый мужчина и карьерные успехи.

Ты научишься:

  • быть уверенной в себе и независимой;
  • быть яркой, сногсшибательной и обаятельной;
  • вдохновлять и мотивировать мужчин к нужным Тебе действиям;
  • тонко и изящно управлять ситуациями;
  • быть сильной и мудрой женщиной;
  • уверенно и успешно решать сложные вопросы в жизни;
  • всегда оставаться при этом женственной.

Чем эта комплексная программа "Стервологии" отличается от других:

  • Наша программа-основанная на многолетнем опыте психолога Владимира Раковского, в которой используются теория и практика транзактного анализа Эрика Берна, основателя этого направления и автора мировых бестселлеров: "Транзактный анализ в психотерапии", "За пределами игр и сценариев", "Люди, которые играют в игры".
  • В основе программы — профессиональный подход и экспертный взгляд на взаимоотношения людей. Ведущий программы — профессиональный спасатель МЧС, профессиональный психолог, профессиональный "Мужчина", и, конечно, профессиональный "Стерволог". Богатый жизненный опыт, лучшее психологическое образование в России и 20-летний опыт работы позволяют ему великолепно разбираться в женской психике.
  • Уникальное сочетание теории, технологии и практики — примеры только из реальной жизни. Все действия и роли подробно разбираются и ты поймёшь, что изменить ситуацию в твоих руках.
  • Для Тебя создаётся новая модель поведения, которая и приведёт Тебя к нужным результатам.
  • На курсе освещаются все этапы отношений — от понимания, какой именно мужчина Тебе нужен, и его поиска, до построения таких отношений, в которых Ты будешь счастлива.
  • В отличие от большинства других тренингов по отношениям, здесь Ты ставишь перед собой чёткие цели и получаешь конкретные инструменты для их достижения.
  • Наш курс больше похож на бизнес-коучинг, ориентированный на личный результат.

Курс состоит из 3 модулей и 2 практикумов.

Модуль "Как относиться к себе и мужчинам"

В программе — как относиться к себе и мужчинам.

Ты разберёшься, какой мужчина нужен именно Тебе. Также разберёшься в себе, поймёшь, чего хочешь от жизни. И как Твоё поведение мешает это получить.

Пройдя модуль, Ты:

  • поставишь себе чёткие цели;
  • найдёшь то, что делает Тебя счастливой;
  • разберёшься, как эффективнее решать проблемы в жизни;
  • поймёшь, с каким мужчиной Тебе лучше строить отношения и как;
  • перестанешь нервничать, беспокоиться и обижаться из-за мужчин;
  • освоишь новые приёмы достижения желаемого;
  • начнёшь развивать качества, необходимые для успешной женщины.

Модуль "Я самая обаятельная и привлекательная"

В программе — как стать самой обаятельной и привлекательной.

Ты поймёшь, как мужчины воспринимают Твой внешний образ, как он влияет на отношения и как пользоваться своей женской привлекательностью на все 100%.

Пройдя модуль, Ты:

  • начнёшь притягивать восхищённые взгляды мужчин;
  • создашь образ, соответствующий твоему новому поведению;
  • научишься правильно подбирать аксессуары под разные костюмы;
  • научишься быть неотразимой с помощью причёски и макияжа;
  • станешь роскошной женщиной;
  • после этого модуля количество внимания к тебе будем таким, что кому-то придётся отказывать в свидании.

Этот модуль Владимир Раковский ведёт вместе со своей женой Евгенией Стешовой — моделью, стилистом и имидж-консультантом.

Модуль "Как соблазнять, влюблять и удерживать мужчин"

В программе — как влюблять в себя и удерживать мужчин.

Ты научишься соблазнять именно тех мужчин, которые Тебе интересны, и строить с ними отношения. Узнаешь, как вернуть пылкие чувства влюблённого в Тебя когда-то мужчину.

Пройдя модуль, Ты:

  • избавишься от внутренних негативных установок в отношениях;
  • научишься не только привлекать мужчин, но и удерживать их рядом;
  • научишься развивать отношения и закреплять возникшие чувства;
  • начнёшь получать от мужчины всё, что захочешь;
  • мужчины будут счастливы радовать Тебя и носить на руках.

Практикум "Школа соблазнения"

Пройдя практикум, Ты:

  • начнёшь производить на мужчин желаемое впечатление;
  • научишься мягко, деликатно, изящно и незаметно соблазнять;
  • научишься пользоваться своим женским обаянием;
  • будешь чувствовать себя раскованно и уверенно;
  • раскроешь свою сексуальность и привлекательность;
  • научишься обольщать настоящих мужчин.

Практикум "Школа стиля"

Пройдя практикум, Ты:

  • найдёшь свой неповторимый стиль;
  • станешь яркой и притягательной;
  • научишься во всём подчёркивать свою индивидуальность;
  • будешь сводить с ума мужчин одним своим внешним видом;
  • научишься быть разной, интересной и непредсказуемой;
  • подчеркнёшь свои достоинства и скроешь недостатки.

Если Ты хочешь к лету 2015 г. стать счастливой женщиной… любимой, единственной, окружённой вниманием интересных Тебе мужчин — пройди всю программу целиком!

Не успела? Да, курс уже стартовал. Но ничего страшного! Это не повод откладывать своё счастье до "следующего раза". Ведь его может и не быть. Присоединяйся сейчас — всё самое интересное ещё впереди!

Предупреждение

"Стервология" — это довольно жёсткий провокационный курс. Это — вызов. Это — Твой выход из привычной зоны комфорта. Это — ломка стереотипов и шаблонов. Будь к этому готова! Такова цена за достижение реальных результатов. И помни — на кону Твоя новая жизнь!

Сделай шаг из зоны комфорта, и мы изменим Твою жизнь, или оставайся в своём комфортном "футляре" со всеми проблемами, сомнениями и пустыми мечтаниями . Или.

Не хочешь дискомфорта? Ок. Оставайся в своей старой жизни со всеми проблемами, комплексами, сомнениями и мечтаниями, которым никогда не суждено сбыться.

Ну что, всё-таки, как обычно, сомневаешься..?

  • "Да, мне страшно рассказывать о своих проблемах перед чужими людьми" .

В группе вместе с Тобой будут работать точно такие же девушки и женщины. Умные, красивые, успешные, но Не счастливые в личной жизни. Они точно так же , как и Ты, привыкли скрывать своё одиночество и делать вид, что всё хорошо. Так что — Тебе нечего их стесняться.

  • "Я не верю, что это работает" .

Наш курс "Стервологии" идёт уже более 15 лет. Его прошли более 24 000 участниц. И вот, что они говорят. Почитай, как изменилась их жизнь.

  • "Это, наверное, не для меня" .

Да, цели и картины личного счастья, каждой участницы индивидуальны и кажется, что единого рецепта нет, но факт остаётся фактом — все выпускницы получают то, что они хотят, и даже больше.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»