А можно назвать девочку райли из мультфильма. “Это был доооолгий процесс”

Ч то, если в голове у каждого человека сидят необычные существа, которые отвечают за эмоции? Что если печаль это вечно хмурая толстая неумейка, страх это дерганый клинический идиот, гнев безумен, и если бы не радость, вся эта братия давно бы угробила человека? А в частности молодую девушку, которая переживает переезд в другой город.

Райли - обычная 11-летняя школьница, её поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми её поступками. Они находятся в мозговом центре Райли. Также здесь копятся все воспоминания девочки за день. Они выглядят как небольшие стеклянные шарики различных цветов, обозначающих эмоцию, с которой связано то или иное воспоминание. В конце дня все они отправляются в специальное хранилище.

Существует несколько базовых воспоминаний, каждое из которых является основой для островков, характеризующих стороны личности Райли. Сначала все эмоции живут дружно, но после того, как девочка с родителями переезжает из родной Миннесоты в Сан-Франциско, привычный мир Райли рушится.

Печаль (вторая базовая эмоция), пытается изменить эмоциональную окраску ярких воспоминаний жизни из Миннесоты. Первичная базовая эмоция Райли - Радость - пытается не допустить этого. В результате конфликта они случайно выпадают из мозгового центра и попадают в долговременную память. Лишившись этих эмоций, Райли впадает в апатию, и в структуре её личности начинаются разрушительные изменения.

В долговременной памяти Радость и Печаль встречают розового котослонодельфина Бинго-Бонго - воображаемого друга Райли из раннего детства, которого она уже стала забывать. Он соглашается помочь им вернуться в мозговой центр. Они проходят через абстрактное мышление, воображение, сны и подсознательные страхи. Всё это сопровождается разрушением почти всех островков личности Райли.

В мозговом центре оставшиеся эмоции тщетно пытаются управлять жизнью Райли, но под их влиянием девочка не может справиться с жизненными ситуациями, ссорится с родителями и подругой и вдобавок бросает своё увлечение хоккеем. В конечном итоге, под управлением Гнева, она принимает решение сбежать в родную Миннесоту.

Радость и Бинго-Бонго попадают в пропасть забвения, куда выбрасываются все воспоминания, утратившие со временем эмоциональную окраску. Там эти воспоминания окончательно развеиваются. Бинго-Бонго жертвует собой, чтобы помочь Радости выбраться из пропасти.

В то же время Радость, прежде считавшая себя важнейшей эмоцией, осознаёт, что невозможно управлять сложной жизнью человека в одиночку, и мирится с Печалью (тогда же выясняется и роль Печали - утешать Райли после неудач). Вернувшись в мозговой центр, Радость и Печаль восстанавливают с помощью глубинных воспоминаний структуру личности, в результате чего Райли, сбежавшая было из дома, возвращается обратно, мирится с родителями и налаживает свою жизнь.

…С момента тех событий прошёл год. Личность Райли становится сложнее и богаче, а воспоминания из однозначно одноцветных превращаются в разноцветные и приобретают оттенки благодаря тому, что каждая из эмоций теперь работает в паре с другой. В головном отделе устанавливают новый пульт управления в связи со вступлением девочки в переходный возраст.

В конце фильма демонстрируются эмоции остальных людей, а также животных.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Ей 11 лет, и она ни от кого не желает слышать, что это самый прекрасный возраст в жизни. Почему Райли, героиня «Головоломки», отказывается от радостей детства, чтобы погрузиться в горести подросткового возраста? Что происходит у нее в голове? Как рождаются и развиваются ее эмоции? Как устроена память и какую роль играют в нашей психике воспоминания? Именно об этом рассказывает новый фильм студии Disney/Pixar. «За отправную точку я взял момент утраты детской беззаботности: по-моему, это настоящая трагедия. Взрослея, мы теряем нечто очень важное. Мы все это чувствуем: взрослые - потому что способны испытывать эмпатию к себе-ребенку, а подростки - потому что проживают эту утрату. Когда я увидел, как Элли, моя веселая и общительная дочка, замыкается в себе, я задумался, что с ней происходит, что творится у нее внутри. Этот фильм родился из моих вопросов, из моих попыток найти ответы, из моего желания сохранить с ней контакт и видеть ее счастливой», - рассказывает режиссер Пит Доктер (Pete Docter), который работал над этим проектом в течение 5 лет.

На основе своего прочтения классических текстов Фрейда, Юнга, новейших исследований в области неврологии и психологии, а также консультаций со специалистом по эмоциям Полом Экманом (Paul Ekman) Пит Доктер и его съемочная группа создали собственную карту вселенной мозга. «Я хотел исследовать сущностную, а не физиологическую сторону его функционирования», - объясняет режиссер.

Все дисциплины - нейронаука, психоанализ, когнитивная и поведенческая психология - работают на то, чтобы создать целостное видение нашего психического пространства. Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - пять эмоций, которые управляют жизнью Райли, - воплотились в занятных персонажей с такими же именами, которые гуляют по полному опасностей миру, окрашенному в фиолетовые тона. Кружные дороги приводят их к тайным уголкам: зона абстрактного мышления превращает вас в плоский изломанный рисунок кисти художника-кубиста; в киностудии «Мир снов» на стенах висят афиши фильма «Я умею летать», а радужный единорог читает газету. Забвение - это пропасть, долгосрочная память - игра Candy Crush в кислотных цветах, Воображаемый Друг - розовый слон с хвостом как у енота. Бессознательное показывает свои фантастические картины в виде неясных теней. Поездка на поезде (материализация метафоры «ход мыслей») напоминает «Путешествие Чихиро» Миядзаки и сюрреалистические миры Дали, а проплывающие мимо пейзажи - картины Танги.

Наверное, именно это творческое и научное безумие художника-постановщика Ральфа Эгглстона (Ralph Eggleston) - причина тому, что зритель с таким увлечением погружается в это приключение, по сравнению с которым реальность кажется пресной. Пит Доктер тоже, конечно, приложил руку к этому поразительному пространству. Вся его фильмография отражает тяготение к параллельным мирам - будь то мир игрушек в «Истории игрушек», неба в фильме «Вверх», кошмаров в «Корпорации монстров». Его настоящая жизнь - то, что происходит где-то еще. В данном случае - внутри нас.

1. Пять эмоций, которые управляют нами

Почему выбрано всего пять эмоций, тогда как исследователь Пол Экман перечисляет шесть основных эмоций? Для большей связности, ради сюжета повествования, чтобы не «потерять» зрителя, а главное, чтобы не слишком отдаляться от научной реальности, уверяет Пит Доктер. Во внутреннем мире Райли не хватает удивления: «Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам». Так что девочкой движут пять эмоций, которые определяют ее настроение, поведение и отношения с людьми.

2. Когда за пульт управления встает гнев

«Мы хотели показать то, что эмоции делают для нас, какова их роль, - утверждает Рональдо Дель Кармен (Ronnie Del Carmen), режиссер-мультипликатор. - Но есть разница между эмоцией как таковой и тем, что вы с ней делаете, когда испытываете ее. Вы можете кипеть от скрытого гнева. Поэтому нам надо было ясно отличить эмоцию от ее внешнего проявления». Необходимо было подчеркнуть взрывной характер Гнева. Аниматоры представили его в виде красного прямоугольника, который символизирует плотность, жар и силу этой эмоции. Над его головой - языки пламени, потому что он готов сжечь все на своем пути, заставить потерять контроль над собой, и также сжечь вас изнутри, когда вы его подавляете.

3. Шар воспоминаний

Перед Центром управления мозгом за пульт управления встала Радость (а рядом с ней ее партнеры, Страх, Печаль, Брезгливость и Гнев). Она показывает счастливое воспоминание о том, как Райли каталась на коньках, держа родителей за руки. Но ностальгия приближается, и девочке угрожает Печаль: она только что уехала из родного Среднего Запада и переселилась в Сан-Франциско. Серые городские стены ее подавляют.

4. Перед островами личности

Пять персонажей эмоций наблюдают за островками, которые составляют структуру личности Райли: Дружба, Семья, Честность, Хоккей (синоним уверенности в себе, потому что девочка им увлекается и коллекционирует призы) и Озорство. Но равновесие Райли под угрозой: в начале фильма острова сияют огнями, но постепенно покрываются трещинами и вот-вот разрушатся совсем.

5. На краю бездны Бессознательного

Радость и Печаль заблудились в закоулках мозга Райли. Им придется искать дорогу, проходя через долгосрочную память, где находится хранилище воспоминаний. Каждое воспоминание - это шарик, окрашенный эмоцией, которая с ним связана (желтый - Радость, голубой - Печаль, зеленый - Брезгливость...). В подземелье под ногами Радости и Печали скрывается Бессознательное, наш внутренний поэтический театр, блестяще показанный Ральфом Эглстоном. Вдохновением для него послужили английский художник Дэвид Хокни (David Hockney) с его многоцветными декорациями к опере Пуччини «Турандот» и фильм «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы (1982), где виртуозное использование декораций, света и визуальных эффектов преображает действительность.

«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out , в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.

Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности , были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?

Главными персонажами в мультфильме "Головоломка" будут эмоции девочки Райли (нам покажут и эмоции других людей, но эмоции Райли будут самыми важными). Этот мультфильм в целом будет посвящен роли эмоций в нашей жизни, тому насколько они важны и как ими можно управлять.


Радость
Главная цель Радости - чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему...), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.


Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.


Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.


Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и "социальных". Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт - будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.


Печаль
Никто из других эмоций так до конца и не понимает какую роль играет Печаль и зачем она нужна. Печаль хотела бы тоже помогать остальным делать Райли счастливой, но ей очень сложно думать позитивно. Иногда ей больше нравится просто лечь на пол и как следует поплакать.