Большая энциклопедия нефти и газа. §1.2. Особенности усвоения образной речи детьми дошкольного возраста

Cтраница 1


Живая и образная речь отодвигается на второе место - в область семьи, личных привязанностей и увлечений. Писатель рассказывает о человеке, речь которого в обыденной жизни была полна метких слов, сравнений, прибауток, юмора, однако с трибуны или кафедры он говорил примерно так: Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидирования ее отставания по плану надоев молока.  

Система образной речи, образного построения (лит.  

Простые люди легко владеют образной речью.  

Еще гораздо больше, чем выспренняя образная речь, Мейс-пера отличает от обыкновенных смертных безмерная мировая скорбь. В этом отношении он является настоящим сыном н преемником Карла Моора Первого, когда он указывает на стр. И действительно в отношении мировой скорби Орион-Моор превосходит всех своих предшественников и конкурентов.  

Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания.  

Речевая деятельность в учебном процессе, включая и образную речь, как известно, теснейшим образом связана со всеми актами сообщения, усвоения и применения знаний. Однако для высшей школы особое значение имеет использование и развитие той ее части, которая относится к внутренней речи, к речевому мышлению.  

Образность речи предполагает развитое чувство меры, эстетический вкус и наблюдательность автора. Образная речь только тогда действенна, когда вызывает у слушателя живые ассоциации, когда он зримо представляет воспроизводимую автором, лектором картину.  

Нам, натуралистам - вспоминает Бутлеров - для того чтобы слушать Н. Н. Зинина, приходилось хаживать на лекции чужого разряда. Лекции его пользовались громкой репутацией, и действительно всякий, слышавший его как профессора или как ученого, делающего сообщение о своих исследованиях, знает, каким замечательным лектором был Зинин: его живая, образная речь всегда ярко рисовала в воображении слушателей все им излагаемое; высокий, как бы слегка крикливый тон, чрезвычайно отчетливая дикция, удивительное уменье показать рельефно важные стороны предмета - все это увлекало слушателей, постоянно будило и напрягало их внимание.  

Быть может, сам математик и всегда высоко ставивший математику, при тогдашнем неблестящем положении разряда естественных наук, считал математиков более развитыми и подготовленными слушателями для своих чтений. Лекции его пользовались громкой репутацией, и действительно всякий, слышавший его как профессора или как ученого, делающего сообщение о своих исследованиях, знает, каким замечательным лектором был Зинин: его живая, образная речь всегда ярко рисовала в воображении слушателей все, им излагаемое; высокий как бы слегка крикливый тон, чрезвычайно отчетливая дикция, удивительное уменье показать рельефно важные стороны предмета - все это увлекало слушателей, постоянно будило и напрягало их внимание. Оно приковывалось и самой наружностью профессора: его фигура среднего роста, широкоплечая и широкогрудая, с одушевленным лицом, живым проницательным взглядом, с черными довольно длинными волосами, зачесанными с высокого лба назад и немного на правую сторону, дышала энергией; он говорил обыкновенно стоя и с начала до конца держал слушателей под обаянием своей речи. Не одни официальные слушатели и ученики Зинипа были его учениками на деле: свою глубокую бескорыстную любовь и преданность всякому знанию он умел вселять во всех имевших случай быть с ним в общении; а общение это было обширно, так как глубокий, живой и оригинальный ум Зинина, соединенный с необыкновенной беспритязательностью и приветливостью в обращении, всюду влек к нему молодежь, преданную науке. Это делало центром, около которого группировались не одни химики, но и те, которые интересовались физиологией, сравнительной анатомией, зоологией и проч.  

В художественной литературе имеют место зрительные образы: Речка движется и не движется, - вся из лунного серебра; Заводь спит, молчит вода зеркальная. С таким же успехом речевой язык отражает и слуховые образы. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом; В ночной тиши, чуть слышно, шуршат камыши. Речевая деятельность в учебном процессе, включая и образную речь, как известно, теснейшим образом связана со всеми актами сообщения, усвоения и применения знаний. Однако для высшей школы особое значение имеет использование и развитие той ее части, которая относится к внутренней речи, к речевому мышлению. Чем отвлеченнее содержание приобретаемых знаний, тем больше они связаны с речевым мышлением и тем более значимой является функциональная роль внутренней речи.  

В статьях Думай народ, Кадеты мешают Думе обратиться к народу, И торговаться не хотят. Помощь голодающим и думская тактика, Кадетская дума дала денег правительству погромщиков, Смелый натиск и робкая защита и др. Ленин показал, что интересы кадетской Думы противоположны интересам народных масс, что Дума выражает интересы буржуазии, тесно переплетающиеся с интересами царского правительства. Ленин вскрыл антинародный характер вне сенных кадетами в Думу законопроектов, указал, что вопросы о земле и свободе может решить только револю ционная борьба трудящихся, а не Дума. Большое значение в разоблачении кадетской политики как сделки с самодержавием за счет народа имело выступление Ленина на митинге в Народном доме Паниной 9 (22) мая 1906 года. Это было первое открытое выступление Ленина перед массами в России. В яркой, образной речи Ленин дал анализ обстановки, сложившейся в стране, четко сформулировал отношение большевиков к Думе, к думским партиям и группировкам. Участники митинга единогласно приняли резолюцию, предложенную Лениным. Резолюция разоблачала соглашательство кадетов, призывала рабочую и крестьянскую группы к самостоятельным действиям, решительно заявляла о необходимости революционной борьбы вне Думы. Собрание выражает уверенность, - говорилось в ней, - что пролетариат по-прежнему будет стоять во главе всех революционных элементов народа (стр. Выступление Ленина на митинге в Народном доме Паниной оказало огромное революционизирующее воздействие на пролетарские массы.  

Тре-неман исследовал вопрос, непосредственно не связанный с вузовским преподаванием-эффективность радиобесед. В его исследованиях записанные на магнитофонную ленту радиобеседы на политические и. Эксперимент был поставлен так, что часть испытуе -, мых слышала всю беседу продолжительностью 45 минут, часть - ] первые 30 минут, часть - первые 15 минут. Оказалось, что уже после перво - го пятнадцатиминутного отрезка времени усвоение заметно пада - ло, после 30 минут большинство слушателей почти ничего не - усваивали, а к концу эксперимента многие стали уже забывать - j ранее усвоенное. Тренеман отмечал, что почти никто из слушателей не усвоил основных мыслей послед - них пятнадцати минут беседы, несмотря на образную речь Хойла I-и подведение им итогов в конце, и объясняет это ретроактивным: / торможением.  

Страницы:      1

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике .

В развитии словаря детей выделяют две стороны:

    количественное увеличение словарного запаса;

    качественное развитие словаря, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

1-й год жизни – 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь .

1,5-2 гг. – 300-400 слов.

3 г. – 1500 слов. Огромный скачок происходит не только и не столько за счёт заимствования слов из речи взрослых, сколько из-за овладения способами образования слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса .

4 года – 1900 слов.

5 лет – 200-2050 слов.

6-7 лет – 3500-4 тыс. слов .

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают оценочной лексикой. Это связано с внеситуативно-личностным общением ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий).

Воспитатель специально организует работу над этой категорией слов в интересах нравственного и речевого развития ребёнка. Сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари наиболее частотных личностных черт. Наиболее часто встречающимися словами являются: добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний, настроений .

Наблюдаются индивидуальные различия в словаре детей. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» .

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов) также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи .

Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи понимают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребёнка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре .

Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребёнка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребёнка, особенно в развитии, художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства этим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и воспроизводством образов, репродуктивным и продуктивным путями создания образа .

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в частности в виде пословиц, поговорки, загадки, фразеологизмов, единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста входит также развитие образной, выразительной речи .

Следуя общей цели воспитателей, развивать и воспитывать детей, в частности развивая словарь дошкольников, применяя и разрабатывая методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками, воспитателям следует учитывать общенаучные задачи словарной работы. Любая применяемая или разрабатываемая методика должна быть верифицирована через эти задачи .

Задачи словарной работы при становлении речи детей были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Принято выделять четыре основные задачи:

    Обогащение словаря новыми семантическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике. Обогащение словаря происходит за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и пр.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности [Цитировано по 12, С.25-45]. Словарный запас дошкольников должен соответствовать набору их представлений. Если словарный запас растёт медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть негативная привычка – болтать, не вникая в смысловую нагрузку произносимого. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.

    Закрепление и уточнения словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам. К составляющим трудность для детского восприятия относятся собирательные слова, такие как – «мебель», «посуда», и отвлечённые – «тишина», «доброта». Трудно воспринимаются слова, относящиеся к существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и др.). Также имеются проблемы со словами, сложными в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор»). Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

    Активизация словаря. Активизировать детский словарь – значит, научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активную форму. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две категории: пассивный словарь (ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет), и активный словарь (ребёнок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено детьми.

    Устранение из речи диалектных, просторечных и жаргонных нелитературных слов.

Решение этой задачи особенно необходимо, в случае, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Осуществление метода рекомендуется производить с помощью исключения нелитературных слов из речевого набора, применяемого воспитателем. Не следует акцентировать внимание на случайных проявлениях такой лексики со стороны детей.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии .

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности .

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев .

В дошкольном учреждении педагоги знакомят детей с лучшими художественными произведениями литературы, и на этой основе решают целый взаимосвязанный комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания .

Развитие эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребёнок может, уже в четыре-пять лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребёнка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя .

Художественное произведение привлекает ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Недостаточный уровень развития отвлечённого мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как пословицы, загадки, фразеологизмы, что обусловливает необходимость помощи взрослого .

В исследовании А. Богатыревой наблюдаются факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применение. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называют данными словами.

Понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются в повседневном обиходе и играх (кукла, барабан, лейка, щётка, игрушки, одежда) .

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на предназначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка», сиденье – «чтобы садиться».

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдалённые от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нет нарядного платья»; последователь – «по следу идёт, охотник какой-то» и так далее .

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый ими язык действительно становится родным .

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребёнок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства .

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения .

Природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения. Сначала ребёнок расчленяет неразделяемое, в сущности, словосочетание, а впоследствии может включить его в определённую речевую ситуацию. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства речи, помогает ребёнку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании .

Синтаксический ряд считается основой речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя .

Таким образом, к особенностям образной речи детей относятся:

    наличие представлений у детей о средствах выразительности;

    умение детей понимать выразительность речи;

    понимание детьми смыслового богатства слова;

    понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;

    понимание переносного значения слова;

    овладение переносным значением слов;

    способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;

    использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

    владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

    умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

    использование в речи синонимов и антонимов;

    осознание обобщённого смысла малых форм фольклора .

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Речь ребёнка приобретает образный характер .

Выразительность – это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей). Следовательно, речевая культура – это не только хорошее знание языка, умение пользоваться его богатством, но и владение выразительными возможностями речи.

Выразительность – это прежде всего образность речи, ее яркость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздействует на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности.

Образность немыслима без богатства речи, ибо достигается собственно языковыми средствами , иными словами: умелым использованием всех богатств языка, свободным владением его лексическим многообразием – омонимами, синонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.

Образность присуща в первую очередь письменной речи, в которой автор имеет возможность максимально усовершенствовать свой текст, чтобы наиболее полно передать свои чувства, мысли, намерения. Именно удачно выбранное, яркое слово делает и речь яркой, незабываемой.

Вторым, не менее важным средством речевой выразительности является интонация . Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи.

Интонация складывается из логического ударения, пауз, темпа, силы и высоты голоса, тона . Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, т.е. целиком зависят от его речевых намерений.

Интонационная, речевая выразительность является прерогативой устной речи.

О каком сознательном выборе выразительных интонационных средств может идти речь?

С позиций речевой выразительности особую актуальность приобретают ясность и четкость произношения, хорошая дикция, точность ударений, возможности голоса, правильное дыхание – словом, все те составляющие, которые имеют общее названиетехника речи .

Техника речи – это система работы говорящего (оратора, чтеца) над своим речевым аппаратом.

Итак, техника речи , интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность (выразительность) – три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада , составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».

Остановимся на технической стороне интонации. Дыхание, голос и дикция – составные части словообразования, т.е. речевого аппарата в действии.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох – выдох – пауза. Речевое дыхание является брюшным (диафрагмальным). Во время говорения (чтения) дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох, во время которого и происходит акт говорения (чтения).

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего (чтеца). При этом нужно не переполнять легкие воздухом и не делать полного выдоха. Несколько тренировочных упражнений приучат делать правильные вдохи и плавные выдохи до полного произнесения нерасчленимого текста. Такие упражнения удобно проводить при чтении пословиц.

От правильного дыхания зависит и чистота голоса говорящего (чтеца).

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть каждый человек. Голос должен быть хорошо развитым, модулированным, достаточно громким, поэтому его необходимо беречь, упражнять, обогащать, совершенствовать, развивать. Лучшим является голос средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительной речи. Она дает возможность отчетливого звучания и быстрого понимания любого слова. Отсюда возникают неукоснительные требования не только выразительной, но и культурной речи в целом: дикционная чистота, четкость, разборчивость, а также строгое соблюдение орфоэпических норм и правил литературного ударения.

Средствами реализации логической выразительности звучащего текста являются расстановка логических ударений, пауз, изменение темпа произнесения речевых тактов, игра голоса. Для создания соответствующей мелодики речи необходимо мысленно расчленить ее на части и в пределах каждой из этих частей найти логические центры и логику произнесения фразы в целом.

Хорошая речь – осмысленно паузированная речь . Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

Важным средством логической выразительности является и темп . Он замедляется либо ускоряется, благодаря растяжению или уплотнению времени, необходимого для произнесения слов и осуществления пауз. Темп чтения зависит от жанра речевого произведения, от характера изображаемых картин, явлений.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодика фразы , которая в речевой партитуре (графическом расписывании мелодического рисунка речи) обозначается соответствующими значками, а на письме определяется знаками препинания.

Эмоционально-образная выразительность живой речи не исчерпывается понятностью, интонационной логичностью. Каждое слово, вылетевшее из уст человека, кроме воли и намерения, обнаруживает его состояние. При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. Для того чтобы при передаче суждения мысль была максимально ясно сохранена, необходимо отчетливо видеть перед собой те образы, которые мы хотим передать своей аудитории, которыми стремимся увлечь своих слушателей. Только так эти образы смогут «увидеть» и слушатели. В противном случае сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо сознания и воображения тех, кому предназначены, и станут только сочетаниями звуков, обозначающими понятия, но смысл этих понятий и их значение выявлены адресатами не будут. Такие образы, предстающие перед мысленным взором человека, в специальной литературе принято называть ви ́дениями .

Ви ́дения нужны не только при говорении, но и при чтении текста, они должны соответствовать смыслу произносимой речи, тем событиям, о которых мы рассказываем, ибо нельзя произносить текст, не представляя стоящей за ним действительности. Ви́дения должны отражать подтекст .

Степень четкости, детализации и непрерывности ви́дений неодинакова. Обычно картины и образы возникают в нашем воображении сразу при рождении мысли, но они не так полны и четки. Яркие и точные ви́дения, образные представления складываются постепенно, в процессе тренировки, параллельно с усвоением смысла разнообразных явлений жизни, нашего отношения к ним, в результате внимательного чтения и работы над творческим воображением.

Делясь своими мыслями, рассказывая собеседникам о взволновавшем нас случае, событии, мы рисуем голосом поведение людей, картины природы, интерьер и стремимся вызвать у слушающих соответствующие ви́дения и определенную оценку увиденного. При этом, независимо от того, смотрим мы на них или нет, они все равно находятся в поле нашего внимания. Мы всегда чувствуем их настроение, их ответную реакцию, которые влияют на ход нашего рассказа, стимулируют или тормозят его.

Таким образом, подтекст и ви ́дения – плод творческого освоения текста, в результате которого он становится предельно понятным, близким и волнующим. Подтекст передается интонацией. Интонация же рождается в словесном действии , то есть целенаправленном произнесении отдельных предложений, фраз.

Подводя итог описанию выразительности речи, этого важнейшего коммуникативного речевого качества, необходимо подчеркнуть, что добиться его можно лишь при соблюдении определенных условий .

Первое из них – самостоятельность мышления . Второе условие – неравнодушное отношение автора к тому, о чем он говорит и пишет . Третье условие – владение речевыми средствами (интонацией) и хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей.

Хорошее знание языка подразумевает владение не только такими коммуникативными качествами речи, как правильность, богатство и выразительность, но и чистота речи .

Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.

В зависимости от приёмов, которые используются для привлечения внимания слушателей, выделяют произносительную, акцентологическую, лексическую, интонационную и стилевую (или стилистическую) выразительность.

Выразительность речи зависит от самостоятельности мышления говорящего, его заинтересованности в том, что он говорит. Важную роль в выразительности речи играют и знание языка; свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного; владение выразительными возможностями языка, речевые навыки говорящего.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, акцентировать внимание на более важных моментах, что помогает правильному восприятию текста слушателями.

Не менее важным является такое коммуникативное качество речи , как ее уместность. Речь должна быть «к месту»: соответствовать теме разговора и выбранной аудитории. Уместность речи выражается в целевой установке высказывания, в адекватности применяемых языковых средств.

Выделяют несколько видов уместности: стилевую, контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Выразительность (красота) речи- это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.

Можно сказать, что выразительная речь - это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть - неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.

Выразительность речи, так же как и ее богатство это плод большого труда. Гюстав Флобер добивался того, что у него одно и то же слово не повторялось даже на соседних страницах, для этого переписывал каждую страницу по 5-7 раз. Удачным бывает только тот экспромт, который тщательно подготовлен.

Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств - сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. Известно, что броская фраза действует на слушателя сильнее, чем глубокая мысль. Например, широко известны слова поэта Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Красиво сказано, однако если тщательно вдуматься, то этот совет покажется странным: тесно бывает тогда, когда чего-то слишком много, а просторно - если чего-то слишком мало, т.е. рекомендуется писать так, чтобы было поменьше мыслей и побольше слов.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Тропы - слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты.

Метафоры основаны на переносе наименования по сходству. Они образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Использование метафор не всегда делает речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, - писал еще Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Многообазие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире - тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии являются употребления слов класс, школа, аудитория, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число - вместо единственного.

Примером синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество, справедливость. Так, в народных сказках лиса - аллегория хитрости, заяц - трусости, осел - упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Париж волнуется, Варшава приняла решение и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, название Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина - украинский народ.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, предмет 1, который сравнивается с предметом 2, во-вторых, предмет 2, с которым сравнивается предмет 1, и, в-третьих, признак, на основании которого проводится сравнение двух предметов. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Сравнение только тогда будет действенным, когда око органично связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой, Сила сравнения в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого-то вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: храбрый как лее, трусливый как заяц, отражались как в зеркале, проходят красной нитью и др.

Недостатком считается использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственной, растянутой.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница - следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.

Для того чтобы привлечь внимание слушателя, читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.

Часто для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повтор. Формы повторов бывают самые разнообразные. Иногда начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие.

Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них.

Так же встречаются повторы и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Такая стилистическая фигура называется эпифорой.

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии - к этому должен стремиться каждый носитель языка.

Находить (найти) общий язык - добиваться, достигать полного взаимопонимания, понимать друг друга. Например, мама говорит своему сыну: «Молодец, сынок, ты отлично находишь общий язык со своими сверстниками!».

Дать волю языку - болтать, позволять себе говорить лишнее. В качестве примера, можно представить ситуацию, когда находясь на торжественном мероприятии, женщина говорит своему супругу: «Дорогой, по моему ты слишком дал волю своему языку, веди себя прилично!».

Говорить на разных языках - не понимать друг друга, понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник. Например, когда люди поссорились, говорят: «Мы с тобой говорим на разных языках!».

Эзопов язык - иносказание, образный язык, аллегорический, иносказательный язык, требующий расшифровки из-за множества намеков и умолчаний. От имени легендарного баснописца Эзопа (ок.VI в. до н. э.), сначала бывшего рабом, а затем вольноотпущенником. Эзоп в своих баснях прибегал к многочисленным иносказаниям, к аллегорическому изображению действительности. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также "рабьей" манерой, необходимой в условиях царской цензуры. Вот ситуация, которую можно охарактеризовать приёмами «эзопова языка» - начальник говорит своему подчинённому: « Игорь, в этом году ты работал как муравей, поэтому, думаю, ты достоин повышения!». Здесь в качестве приёма «эзопова языка» выступает сравнение Игоря с муравьём, имеется в виду, что он работал так усердно, трудолюбиво, как муравей, а мы с вами знаем, что муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми.