10 золотых цитат анны ахматовой. Лучшие цитаты и высказывания анны ахматовой

Любит, любит кровушку Русская земля.

А. Ахматова

Годы террора. Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать: Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. В 1921 году был расстрелян Н. Гумилев.В 1935, 1939, 1948 году арестовывали сына.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко), (1889-1966), поэтесса

А смерти бояться не надо, и слова этого бояться не надо. В жизни есть много такого, что гораздо страшнее, чем смерть.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

Быть веселой - привычное дело,
Быть внимательной - это трудней.

«В Кремле не можно жить», - Преображенец прав,
Там зверства древнего еще кишат микробы:
Бориса дикий страх, всех Иоаннов злобы,
И самозванца спесь - взамен народных прав.

…Все, кого ты вправду любила,
Живыми останутся для тебя.

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить - это только привычка.

Выдержать славу очень трудно, в особенности позднюю.

Высшее благо жизни - это отношение к нам людей.

Горе душит, не задушит,
Вольный ветер слезы сушит,
А веселье, чуть погладит,
Сразу с бедным сердцем сладит.

Делать зло легко, оно удается всегда, а вот сделать хоть что нибудь доброе очень трудно.

Для Бога мертвых нет.

Для детей, для бродяг, для влюбленных
Вырастают цветы на полях.

Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Души высокая свобода,
Что дружбою наречена…

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти…

Жить можно только с тем, без которого не можешь жить.

Земная слава, как дым…

…Изгнания воздух горький -
Как отравленное вино.

Измену простить можно, а обиду нельзя.

И когда друг друга проклинали
в страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала.

Клевета очень похожа на правду. Не похожа на правду одна лишь правда.

Любит, любит кровушку
Русская земля.

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.

Мы не знали, что стихи такие живучие.

Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что то вроде плахи.

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без свету миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

В сущности, никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции.

Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Однажды при Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому несправедливо дали Сталинскую премию.
- Оставьте, - сказала Ахматова, - их премия, кому хотят, тому дают.

…От счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.

Порядочный человек должен жить вне этого: вне поклонников, автографов, жен мироносиц - в собственной атмосфере.

Поэт всегда прав.

Поэт - человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.

Пусть влюбленных страсти душат,
Требуя ответа,
Мы же, милый, только души
У предела света.

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Рухнул в себя, как в пропасть!

Самое скучное на свете - чужие сны и чужой блуд.

С большой прямотой напросилась на комплимент.

Скажите, Фаина, зачем понадобилось всем танкам проехать по грудной клетке старой женщины?
(Из разговора с Раневской в 1946 году, после публикации постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград» об исключении поэтессы из Союза писателей)

Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.

Слава… - это западня,
Где ни радости, ни света.

Слава - это значит, что вами обладают все и вы становитесь тряпкой, которой каждый может вытереть пыль.

Смерть - это не только горе, но и торжество и благообразие.

Стихи, даже самые великие, не делают автора счастливым.

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.

Тайна поэзии в окрыленности и глубине, а не в том, чтобы читатель не понимал действия.

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

То змейкой, свернувшись клубком,
у самого сердца колдует,
то целые дни голубком
на белом окошке воркует,
то в инее ярком блеснет,
почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
от радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
в молитве тоскующей скрипки,
и страшно ее угадать
в еще незаметной улыбке.

То пятое время года,
Только его словословь.
Дыши последней свободой,
Оттого что это любовь.

Узнала я, как опадают лица,
Как из под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.

У самородков есть все, кроме самообуздания.

Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда то наречен.

Что теперь мне смертное томленье,
Если ты еще со мной побудешь!
Я у бога вымолю прощенье
И тебе и всем, кого ты любишь.

Что такое слава? Умрешь, и над твоей постелью повесят портреты твоих врагов.

Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие - и убедилась, что в сущности это одно и то же.

Я заметила, что вдовы, самые безутешные, всегда видят и помнят, кто был на похоронах.

Я уверена, что женщина в любви не должна быть активной. Ничего кроме срама из этого никогда не выходит.


Причина отмены твоей поездки ко мне может быть двоякой и заключаться в полном безразличии, либо глубочайшем уважении к моим сединам и работе, чтоб не нарушать творческий процесс, выводя меня из рабочей атмосферы.

Дар поэта невозможно забрать, кроме таланта ему ничего не нужно.

Поэт – гол как сокол, ему дать никто не может и отнять перо не в состоянии. – Анна Ахматова

Великая слава, бесславие – все мною пройдено и состояния одинаковые, два конца жезла или палки, названной жизнью или судьбой.

Никто из современников, как правило, не понимает время и не знает своей эпохи. В первом десятке лет двадцатого столетия даже в укромных уголках не закрадывалась мысль о грядущих коренных переменах, что за порогом эпоха Великого Октября, СССР и первой войны мировой за планетарное господство.

Анна Ахматова: Сцена скрывает человека, эстрада обнажает его самые потайные уголки. Эстрада похожа на плаху или лобное место.

Неуважающие меня не приходят из принципа, а уважающие – из стеснительности. В результате, зал пуст, я одинок.

Всяческие мемуары я считаю фальшивкой. Память человеческая уникальна, но не в состоянии систематизировать и запомнить все, субъективизм присутствует также, поэтому обман неизбежен.

Продолжение цитат Ахматовой читайте на страницах:

Простить измену можно только на словах.

Поэт всегда прав

Занавес – это грань между жизнью и смертью актера.

А та, кого мы музыкой зовем,

Джентельмен никогда не грубит случайно.

За неименьем лучшего названья,

Заглянуть в душу поэта можно только через созданные им образы.

Нет ничего тоскливее, чем копаться в грязи чужих похотей.

Плохие стихи не всегда показатель отсутствия поэтического дара.

Мы не знали, что стихи такие живучие.

Для Бога мертвых нет.

Мы не знали, что стихи такие живучие

Самое скучное на свете – чужие сны и чужой блуд

Понедельник начинается в субботу.

Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что в сущности это одно и то же

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90 % чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.

Не тот поэт кто создал рифму, а тот, кто строкам жизнь отдал.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.

Можно забыть предательство, но обиду никогда.

Будущее, как известно бросает свою тень задолго до того, как войти.

Жить – так на воле, умирать – так дома.

Поэт всегда прав.

Измену простить можно, а обиду никогда.

Лучший способ забыть навек – видеть ежедневно.

Сильней всего на свете лучи спокойных глаз.

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха.

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90 % чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло.


А может, и смерти нет.

Жить - так на воле, Умирать - так дома.
Надменнее и проще нас.



Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:

Мы расточать, а не копить.

Что войны, что чума? - конец им виден скорый,

Но кто нас защитит от ужаса, который

Смерти нет - это всем известно,
Повторять это стало пресно,



Подобно розе, что цветет бездумно,

О, есть неповторимые слова,

Всего прочнее на земле - печаль,

Сильней всего на свете Лучи спокойных глаз.
Любовь всех раньше станет смертным прахом,

Отчаянье, приправленное страхом,

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.

А та, кого мы музыкой зовем

Спасет ли нас? .

…все, кого ты вправду любила,
Живыми останутся для тебя.

Есть в близости людей заветная черта,


Знаю я, как память коротка.

Жить – так на воле,
Умирать – так дома.

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Против кого дружите?

Сильней всего на свете
Лучи спокойных глаз.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль,
И долговечней – царственное слово.

Тот счастлив, кто среди мучений,
Среди тревог и страсти жизни шумной,
Подобно розе, что цветет безумно,
И легче по водам бегущей тени.
Счастье

все, кого ты вправду любила,
Живыми останутся для тебя.

Есть в близости людей заветная черта
Ее не перейти влюбленности и страсти…

Жить - так на воле,
Умирать - так дома.

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

…Изгнания воздух горький -
Как отравленное вино.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Любовь всех раньше станет смертным прахом,
Смирится гордость и умолкнет лесть.
Отчаянье, приправленное страхом,
Почти что невозможно перенесть.

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

Не давай мне ничего на память:
Знаю я, как память коротка

не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.

А та, кого мы музыкой зовем
За неименьем лучшего названья,
Спасет ли нас?

Жить – так на воле,
Умирать – так дома.

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Против кого дружите?
Сильней всего на свете
Лучи спокойных глаз.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.

Против кого дружите?

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор.
К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль,
И долговечней - царственное слово.

Сильней всего на свете
Лучи спокойных глаз.

Смерти нет - это всем известно,
Повторять это стало пресно,
А что есть - пусть расскажут мне.

Тот счастлив, кто прошел среди мучений,
Среди тревог и страсти жизни шумной,
Подбоно розе, что цветет безумно,
И легче по водам бегущей тени.

Что войны, что чума - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?

Человек энциклопедических знаний и эрудиции. Произведение М Ауэзова издавались и на других языках. Команда "Ярыш". Г.Алматы. Рассказ «Серый лютый». Произведении Мухтара Ауэзова. Общественный деятель. Иванов, Самед Вургун, Олесь Гончар. Великий казахский писатель. Великая роман эпопея. Памятник Мухтару Ауэзову. Дом М Ауэзова. Сын М Ауэзова Мурат Ауэзов-философ и общественный деятель. В возрасте пророка, примерно шестидесяти трех с половиной лет, ушел из жизни Мухтар Ауэзов.

«Ыбырай Алтынсарин» - Тесты к уроку. Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита. Круг научных интересов Алтынсарина. Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ. Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог. Значение Ыбрая Алтынсарина. Количество слов и фраз. Алтынсарин изображает кочевой быт казахов. Литературная деятельность. Ыбырай Алтынсарин. Музыкальный инструмент, на котором любил играть Ы.Алтынсарин.

«Сергей Аксаков» - В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями. Первые произведения настоящего Аксакова - писателя. Сближение Аксакова с литературными деятелями. Любовь к природе Сергея Тимофеевича Аксакова. Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Детство и юность. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. биография Сергея Тимофеевича Аксакова.

«Аверченко» - Напоминание. Начало литературной деятельности. Аверченко переносит операцию по удалению глаза. Аркадий Тимофеевич Аверченко. Переезжает в Петербург. Задорный "краснощёкий" юмор. О детстве писателя. Энциклопедия остроумия. Юмор. Всеобщая история. Назовите героев и персонажей рассказа. Пантелей. Смешение. Выпишите из текста цитату. Фамилия главного героя. О творческой манере писателя. Параллели между царской Россией, в которой он родился, и Советской властью.

«Аркадий Аверченко» - Получил домашнее воспитание. Юмор. Переезжает в Петербург. Союз русских писателей. Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно. Южный край. Пустячное указание. Аверченко Аркадий Тимофеевич. Константинополь. Сборник «Дюжина ножей в спину революции». Новый Сатирикон. Предприниматель. Переносит операцию по удалению глаза. Три книги Аверченко. Адъютант. Всеобщая история. Круги по воде. Поступил на работу младшим писцом.

«Алигьери» - Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины).


Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась - 11 июня 1889 года, Одесса, Российская империя. Один из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Автор сборников - «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI», «Стихотворения», «Бег времени»; поэм - «Реквием», «Поэма без героя» и др. Умерла - 5 марта 1966 года, Домодедово, Московская область, СССР.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Ахматова Анна

  • Для Бога мёртвых нет.
  • Жить - так на воле, Умирать - так дома.
  • Измену простить можно, а обиду нельзя.
  • Настоящую нежность не спутаешь ни с чем.
  • Сильней всего на свете - лучи спокойных глаз.
  • Он не змеею сердце жалит, но как пчела его сосет.
  • Самое скучное на свете - чужие сны и чужой блуд.
  • Когда погребают эпоху, надгробный псалом не звучит.
  • От других мне хвала, что зола. От тебя и хула – похвала.
  • Когда на улице кричат «Дурак!» не обязательно оборачиваться.
  • Все мы немного у жизни в гостях. Жизнь - это только привычка.
  • А в комнате опального поэта, дежурят страх и Муза в свой черед.
  • Есть неповторимые слова, кто их сказал - истратил слишком много.
  • Будущее, как известно бросает свою тень задолго до того, как войти.
  • Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен.
  • И только в пламени любви разрушится стена обид, непонимания и лени.
  • Мне кажется, что один мэтр – зрелище величественное, а два – уже смешное.
  • Курение - это цепь унижений, все время надо спрашивать у кого-то разрешение.
  • Восьмое марта выдумали импотенты. Как можно вспоминать о женщине один раз в году?
  • Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.
  • Мужчины,вы думаете женщины любят красавцев или героев. Нет,они любят тех кто ими занимается.
  • Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же.
  • Скажите, зачем великой моей стране, изгнавшей Гитлера со всей его техникой, понадобилось пройти всеми танками по грудной клетке одной больной старухи?
  • В сущности, никто не знает в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне европейской войны и Октябрьской революции.
  • Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Эти вещи знала наизусть моя мама.
  • Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.
  • Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
  • Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбережённых сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.
  • Достоевский не знал всей правды о зле. Он считал, что если ты зарубил старуху-ростовщицу, то потом до конца жизни тебя будут грызть муки совести и, в конце концов, ты признаешься, и тебя отправят в Сибирь. А мы знаем, что можно утром расстрелять десять-пятнадцать человек, а вечером, вернувшись домой, намылить жене голову за то, что у неё скверная прическа.