Совместная операция братских спецслужб. Под инвентарным номером

Эту легенду рассказала Инесса Ивановна Ломакина, журналист-монголовед, автор любопытнейшей книги «Голова Джа-ламы».

Эта голова, волею случая ставшая с 1925 года экспонатом знаменитой Кунсткамеры, лежит в запаснике музея в аквариуме, заполненном раствором формалина. Лежит уже более 70 лет. Она сохранялась и в страшные блокадные годы, когда в Ленинграде гибли люди, дворцы, музейные шедевры. Как экспонат, голова Джа-ламы никогда не выставлялась на всеобщее обозрение и вряд ли будет когда-нибудь выставлена...

- Инесса Ивановна, чем вас так заинтересовала именно эта, без сомнения, загадочная история?

Прежде - о человеке, которому принадлежала голова. Джа-лама вел в бой ополченцев с упорствующими китайцами и остался жив после знаменитого штурма города Кобдо в августе 1912 года. Тогда, согласно легенде, склонившись в седле после сражения, он высыпал из-за пазухи пригоршни деформированных пуль. А на его халате насчитали 28 дыр!

Его называли «знаменитым авантюристом Западной Монголии», наследником легендарного ойратского князя XVIII века Амурсаны, признанного в ламаизме воплощением грозного защитника веры Махакалы.

Полное имя Джа-ламы - Лувсан Дамби-жанцан - умный, энергичный человек, родившийся сто лет назад в простой калмыцкой кибитке, познавший буддийскую мудрость и решивший, что его призвание - возглавить освободительную борьбу жителей степей за свою независимость, начатую Амурсаной в XVIII веке. Амурсана, возвысившийся в момент междоусобицы с помощью маньчжурской власти, поднял в 1755 году восстание против маньчжуро-китайского засилья.

Его имя стало в Центральной Азии символом борьбы за национальную независимость. Однако финал Амурсаны был печален: он бежал от преследователей в Россию, - но заболел оспой и умер под Тобольском в 1757 году.

Однако в народе жила память о нем, и вся степь ждала, что придет время - и возвратится Амурсана, и поведет монголов на борьбу с китайскими завоевателями. И все знали, что появиться он должен из России...

- И он возвратился в образе Джа-ламы?

Причем не единожды. Впервые о нем в конце XIX века писали все русские путешественники - исследователи Центральной Азии. Объявился некий Дамбижанцан, знаменитый лама лет 30 - 40, который говорил монголам, что он внук Амурсаны, что он освободит монголов из-под власти Китая.

Существует версия о хождении Джа-ламы в Тибет с экспедицией П. К. Козлова в 1899 - 1901 годах. Джа-лама был там в роли проводника. С именем этого человека связано много легенд. Одно очевидно: по словам Ю. Н. Рериха, 35 лет держал Джа-лама под «гипнозом» всю Монголию.

- Кстати, ведь именно Юрий Николаевич Рерих побывал на месте последнего пристанища Джа-ламы.

Да. Загадки окружают Джа-ламу. Взять хотя бы имя - единственное в мире! В разные периоды жизни его звали по-разному. А «Джа-лама» - имя поистине народное, так оно и вошло в историю.

Характерен один эпизод: «Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал перед первым из связанных китаял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. С шипящим ударом разом смолкших тарелок раздался пронзительный крик жертвы.

Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой трепещущее сердце! Хлынувшей кровью монголы написали на полотнище «формулы заклинаний». Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу - чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа...

И снова резкое шипение тарелок сопровождало крик новой жертвы, пока наконец все пять знамен не были расписаны кровью сердец».

- Инесса Ивановна, признаюсь, текст не для слабонервных... Так кем же он стал после всех этих военных побед?

Главой государства. Впервые в истории русско-монгольских отношений он потребовал, чтобы стоявшие в Кобдо казаки платили пошлину за провоз фуража. И пригрозил, что если не заплатят, то далеко не уедут. Пошли жалобы на жестокость нового правителя. Короче, вскоре появилось на свет секретное предписание № 336 (копия хранится в Архиве внешней политики в Москве) с указанием «по арестованию Джа-ламы».

Указание было исполнено 10 февраля 1914 года. И наш герой отправился к месту ссылки в Астрахань. Оттуда ему удалось бежать, он добрался до Монголии и ушел на юг, в Черную Гоби. Там он грабил караваны, убивал, насиловал -словом, поддерживал дурную славу местности, известной как «зона страха».

Юрий Николаевич Рерих оставил нам описание крепости, где Джа-лама провел остаток жизни: несколько поясов стен с башнями, сторожевые вышки на скалах и ближайших холмах - никто не мог бы бежать отсюда. В этой неприступной крепости и нашла его смерть.

Джа-ламу якобы застрелил начальник Государственной внутренней охраны как «самого опасного врага Монгольского социалистического государства». Как бы там ни было, но голова Джа-ламы была отделена от туловища, ее коптили и натирали солью -старинный способ предохранить от тления. А затем, насадив на пику, возили по миру: «Вот он, Джа-лама! Его победило народное правительство!»

Как бесценный трофей прибыла голова на пике к зданию правительства в Урге. Там-то ее и увидел студент Владимир Казакевич, приехавший в 1922 году в Монголию на практику.

Остается только гадать, каким образом, возвращаясь осенью 1925 года в Ленинград, он провез ящик с головой Джа-ламы без таможенного досмотра. И вот, наконец, Ленинград, Кунсткамера. Казакевич в целях предосторожности попросил записать просто: «Голова монгола».

У Джа-ламы, как известно, была мстительная память. Работая в архиве Петербургского филиала Института востоковедения, И. И. Ломакина не раз задумывалась: не мистика ли в самом деле - все, кто был связан с Джа-ламой, погибли, а не скончались от старости.

И с рукописью книги «Голова Джа-ламы» случались странные вещи. Достаточно сказать, что когда первые листы книги были отпечатаны, сгорели печатные формы и картотека читательских заявок. Быть может, Джа-лама пытался таким образом напомнить о себе?

Он говорил о себе: " Толь­ко один че­ло­век из всех жи­ву­щих зна­ет его свя­щен­ное имя, толь­ко один из всех по­се­щал Агар­ти. Этот че­ло­век - я. По­это­му да­лай-ла­ма по­чи­та­ет ме­ня, а Жи­вой Буд­да из Ур­ги бо­ит­ся. Впро­чем, нап­рас­но -мне ни­ког­да не си­деть ни на свя­щен­ном прес­то­ле в Лха­се, ни на том, что Чин­гис­хан за­ве­щал Гла­ве на­шей Жел­той ве­ры. Я не мо­нах, а воин и мститель..."

Легендарный монгольский "лама с маузером", сражавшийся против китайской оккупации, был достойным сыном своей дикой родины. Дамби-Джамцан-лама, чаще называемый просто Джа-ламой, родился в Астрахани, в семье калмыка Санаева в 1860 году. Мальчика нарекли Амуром. Имя хорошее, старинное. Никто и предположить не мог, что в судьбе будущего ламы оно сыграет ключевую роль. Через несколько лет семья Санаевых переехала в Монголию, что по тем временам было совершенно обычным делом. Мальчика отдали в дацан Долон-Нор, для обучения грамоте. Проявив себя чрезвычайно способным учеником, он был направлен в Тибет, где много лет учился в столичном монастыре Дрепунг. Для завершения высшего богословского образования Амур, получивший духовное имя Дамби-Джамцан, посетил Индию, родину Будды Гаутамы, и вернулся в Лхассу. Там, якобы в пылу спора, Санаев убил товарища по монашеской келье. Отнять жизнь - страшное преступление для буддиста. Амур Санаев бежал в Пекин и несколько лет служил при ямыне, составлявшем календари. В 1890 году Джа-лама объявился в Монголии, выдавая себя за инкарнацию Амурсаны - джунгарского князя, полтора века назад восставшего против китайцев.
Буддистское учение о переселении душ не было для монголов умозрительной теорией. Инкарнации-хубилганы встречались в каждом монастыре. Верховный правитель Далай-лама после смерти переселялся из тела в тело. Были разработаны сложные ритуалы, позволяющие с высокой точностью распознавать младенца, получившего душу владыки буддистского царства. С Амурсаной же была связана весьма трагическая история, затронувшая потомков Цинской династии. В 1755 году князь одного из сильных монгольских племён поднял мятеж против китайского владычества. Императорские войска быстро провели антитеррористическую операцию. Амурсана бежал в Россию и скончался в Тобольске от оспы. Требование Пекина выдать тело Петербург отверг. Ближайший соратник Амурсаны, "полевой командир" Шидр-ван был казнён посредством удушения шёлковой тесьмой. Вскоре у китайского императора родился сын с красной полосой вокруг шеи. Духовенство признало, что Шидр-ван возродился. Младенца умертвили жестоким магическим способом, выщипав всю плоть маленькими кусочками через дырку в китайской монете-чохе. Спустя год императрица родила второго сына, чья кожа была пёстрой, покрытой оставшимися от прежней казни шрамами. Душа Шидр-вана упрямо вселялась в царских отпрысков и требовала отмщения. Только усилиями придворных лам-чародеев, применивших нечеловеческий метод укрощения духа повстанца, младенец был убит, и больше Шидр-ван не возрождался.
Однако у могилы на тобольском кладбище необходимые ритуалы не были совершены. Посему, неизбежное случилось, и в семье Санаевых родился сын, которого назвали Амур. Воплотившийся Амурсана, спустя полтора века, вернулся в Монголию для завершения начатого. Власть и влияние Дабми-Джамцана зижделись на природных экстрасенсорных способностях и знании приёмов тибетской магии, которые способный ученик постиг в столичном монастыре. В 1890 году инкарнацию Амурсаны арестовали китайцы, однако из-под стражи удалось бежать. Странствуя по Монголии, Джа-лама вёл активную политическую жизнь и даже съездил в Лхассу по поручению русского путешественника Козлова, чей статус в диких степях Монголии был весьма высок. В 1912 году Джа-лама принял участие в осаде занятой китайцами Кобдоской крепости. После того, как город был взят, Джа-лама приобрёл огромное влияние на местных князей, как инкарнация-хубилган, обладающий волшебными свойствами. Постепенно вокруг Джа-ламы сформировалось поистине княжеское окружение - две тысячи семей из незнатных родов, выбравших его святое покровительство. Джа-лама утвердил свою ставку возле монастыря Мунджик-хурэ. Над десятками юрт возвышался поражавший воображение кочевника невиданный по размерам белый шатёр-аил, в разобранном виде перевозившийся на двадцати пяти верблюдах. Рядом с шатром было выкопано искусственное озеро, на всей территории ставки поддерживалась идеальная чистота, что многими воспринималось как шокирующее нововведение. Джа-лама не пил, не курил и строго наказывал подданных за пристрастие к алкоголю. Однако главный запрет буддизма, убийство, постоянно нарушался самим вождём. "Лама с маузером" лично пытал пленных и даже приказал освятить кровью китайского солдата новое знамя, сделанное после взятия Кобдо. Солдата зарубили у подножия знаменного древка и окропили его кровью парчу.
Войско Джа-ламы кормилось, угоняя скот у алтайских казахов. В нападениях на кочевья принимал участие и сам вождь. Русскому исследователю Бурдукову рассказывали об одной из таких операций: "После боя казахи разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно тяжело раненый, статный и красивый молодой казах сидел гордо, оперевшись спиной о камень, и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников пронзил его копьём. Киргиз наклонился вперёд, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало стона. Джа-лама велел распластать казаху грудь, вырвать сердце и поднести к его же глазам. Казах не потерял угасающей воли, глаза отвёл в сторону и, не взглянув на своё сердце, тихо свалился." Затем Джа-лама приказал целиком снять с мёртвого кожу и засолить её для сохранения. Беспримерная сила духа её обладателя делала кожу ценным ингредиентом для ламаистских богослужений.
В 1921 году Монголию заняли красные. Джа-лама ушёл в Южную Гоби, в горы Шацзюньшаня. Там он создал крошечное теократическое государство. Осев на торговой тропе, свирепый князь-священник стал грабить караваны, а пленников обращать в рабов. Их руками на вершине каменистого холма он воздвиг неприступную крепость Тенпей-бейшин, где рассчитывал отбиться от войск великого северного соседа. Однако, комиссары и не думали штурмовать замок. В 1923 году переодетый странствующим монахом офицер монгольской революционной армии проник в Тенпей-бейшин и застрелил тирана. Лишившись харизматического лидера, подданные сдали крепость без сопротивления красным цэрикам. Отрубленную голову Джа-ламы привезли в Улясутай, насадили на пику и выставили на базарной площади, дабы все граждане Советской Монголии убедились, что разбойник мёртв. Затем её поместили в бидон с водкой и отправили в столицу - Ургу (ныне Улан-Батор). В 1925 году монголовед Казакевич украл полуразложившуюся голову Джа-ламы, погрузил в стеклянный сосуд с формалином и переправил диппочтой в Ленинград. Питерские коллеги удалили с головы мягкие ткани и поставили экспонат "Череп монгола" на полку. Так она и хранится теперь в Музее антропологии и этнографии как экспонат Љ 3394, принося служащим запасника болезни и неприятности.
А где-то, вероятно, уже родился младенец, взирающий на мир тусклыми глазами умудрённого жизнью старика...

Гаврюченков Юрий Фёдорович

А вот что пишет о нём Оссендовский:
Ту­ше­гун-ла­ма. По про­ис­хож­де­нию он рос­сий­с­кий кал­мык; еще при ца­ре вел ак­тив­ную аги­та­цию за не­за­ви­си­мость кал­мыц­ко­го на­ро­да и по этой при­чи­не по­бы­вал во мно­гих тюрь­мах. Боль­ше­ви­ки его не жа­ло­ва­ли из-за то­го же, и при них он вновь уго­дил в тюрь­му. Ему уда­лось бе­жать в Мон­го­лию, где он поль­зо­вал­ся боль­шой по­пу­ляр­нос­тью у на­се­ле­ния. Не­уди­ви­тель­но, ведь он был близ­ким дру­гом да­лай-ла­мы в По­та­ле (Лха­са), слыл са­мым прос­ве­щен­ным из лам, а, кро­ме то­го, яв­лял­ся ис­кус­ным вра­чом. Он до­бил­ся поч­ти пол­ной не­за­ви­си­мос­ти при Жи­вом Буд­де и стал вож­дем всех древ­них ко­че­вых пле­мен За­пад­ной Мон­го­лии и Джун­га­рии, рас­п­рос­т­ра­няя свою по­ли­ти­чес­кую власть и на мон­голь­с­кие пле­ме­на Тур­кес­та­на. Труд­но бы­ло соп­ро­тив­лять­ся его вли­янию, сам он объ­яс­нял это сво­ей при­час­т­нос­тью к тай­но­му зна­нию, но мне го­во­ри­ли дру­гое. Он вы­зы­вал у мон­го­лов па­ни­чес­кий ужас, ибо каж­дый, кто ос­ме­ли­вал­ся про­ти­вить­ся его при­ка­зу, по­ги­бал. Ник­то не знал день и час, ког­да в его юр­те или на рав­ни­не, ря­дом со ска­чу­щим ко­нем, по­явит­ся та­ин­с­т­вен­ный и мо­гу­щес­т­вен­ный друг да­лай-ла­мы. И тог­да - удар кин­жа­ла, пу­ля или сталь­ные паль­цы, сда­вив­шие шею слов­но тис­ки, кон­ча­ли де­ло
http://willsbor.narod.ru/ossendovski.html( со стр 158 й глава "Таинственный Лама-мститель")

И вот ещё об обычае "освящения знамён" :)))

В августе 1912 году после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев (не солдат, заметьте, - купцов). Над ними было решено исполнить древний тантристский ритуал "освящения знамен".
"Созывая народ в гудящие раковины, ламы вынесли обтянутые человеческой кожей дамары - барабаны, музыкальные инструменты из полых человеческих костей, горшочки с кровью для демонов. Ламы высокого и низкого рангов одинаково с трудом пробирались сквозь толпу... Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам так, чтобы торчала вперед грудь жертвы. Громче забормотали молитвы и заклинания ламы, поспешнее становилось жуткое пение.
Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал на колени перед первым из связанных китайцев, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой все трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище "формулы заклинаний", которые гарантировали бы монголам помощь докшитов, оценивших их победу.
Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу - чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа. И снова крик новой жертвы, пока, наконец, все пять знамен не были расписаны кровью сердец. Коротким ударом ножа в череп вскрывали его ламы, опуская тут же теплые мозги в габалу к мертвым сердцам... В ужасе отшатываясь в начале, зрители вскрикивали что-то в знак одобрения, словно зажигая в душе свой маленький огонь...
Настал черед следующих пяти жертв, в том числе пленного сарта. К нему первому подошел Джа-лама. Пронзительное "аллах-иль-аллах" разнеслось по долине, когда он шилообразной человеческой костью вскрыл сарту артерии и стал выпускать хлынувшую кровь в габалу. Сарт умирал, как истинный мусульманин: он бормотал предсмертную молитву, обратив взор в сторону родных мест, пока не упал на траву. Его четверым товарищам было не лучше: медленно истекали они кровью. Джа-лама обрызгал ею, кровью умиравших врагов, стоявших поблизости и дрожавших от страха цириков (солдат). Бездыханных жертв бросали в костер.Когда чиновник князя подоспел к месту жертвоприношения и попытался остановить его, утверждая, что по "желтой вере" таких ритуалов не положено, ему возразили: "Джа-богдо-лама исполняет тантра-приношение по стародавнему обычаю, как передают негласные, тайные предания. Его приказ для нас - главный! Так велит поступать с врагами религии Махакала". И в самом деле, что значит слово князя перед авторитетом святого! "Ведь Джа-лама был докшин-хутухта - свирепый святой, почитаемый в ламаизме".
Как и положено святому и ламаистскому монаху, джа-лама не пил и не курил. И он даже больше, чем святой: "Махакала первоначально был одним из образов Шивы как разрушителя мира".
Махакалу "ламы-иконописцы обязаны были изображать всегда с мечом или ножом, на фоне очищающего огня, с широко раскрытым ртом, готовым впиться в сердце врага желтой веры, выпить его неостывшую кровь. Этот докшит (по-тибетски и дхармапал на санскрите) не просто побеждает Зло, но испытывает блаженство при виде мук носителя этого Зла". Это отнюдь не образ демонических сил, не облик зла. Нет, это облик покровителя "желтой веры", облик тех сил, что защищают тибетский буддизм.
Жертвоприношение, совершенное Джа-ламой, "доступно лишь тем немногим, согласно тантризму, кто овладел обетами алмазной колесницы Ваджры...
А. Бурдуков рассказывает, что Джа-ламу не любили многие ламы. Но никто из них не осуждал его ритуалы: "и вот, при такой личной неприязни баитский лама мне все же объяснил, что в ламайском культе во время некоторых богослужений стелется белое полотно, вырезанное наподобие распластанной кожи Мангыса. Мангыс в монгольском эпосе - одухотворенное злое начало... Лама говорил, что в главных храмах Лхассы в Тибете у Далай-ламы и Банчен-Богдо, для совершения великих хуралов в честь грозных богов есть настоящие кожи мангысов, но больше их нет нигде. В других местах применяется имитация. - Вот и Джа-лама снял кожу, вероятно, для обрядностей, а не по жестокости, - закончил лама".
И в самом деле, обряды Джа-ламы были не настолько "эзотеричны", чтобы никто другой их не практиковал. Когда один из сподвижников Джа-ламы Максаржав в 1921 году совершил переворот, он не просто уничтожил белый гарнизон (отряд атамана Казанцева - часть Унгерновской дивизии). Сердце есаула Ванданова (бурята-буддиста) было съедено. "При появлении в лагере Ванданова чеджин-лама сразу же впал в транс, воплотившееся в него божество требовало себе в жертву трепещущее сердце Ванданова. Ванданова расстреляли, а вынутое сердце было поднесено беснующемуся чеджину, который в экстазе его съел. Позднее он говорил, что во время транса действует божество, а не он, оно и съело сердце Ванданова". Исполнители этого действа рассказывали Бурдукову, что "его сало и мясо разобрали на лекарства. В тибетской медицине мясо, сало, череп человека и многое другое употребляются в качестве лекарств. Человеческое мясо и сало преимущественно берутся от казненных".
Ванданов был принесен в жертву при совершении все того же ритуала освящения знамени. Но на этот раз это было уже - красное большевистское знамя. И командир красных монголов Максаржав вскоре был награжден советским орденом Красного Знамени...
Вскоре в плен к "красномонголам" (термин А. Бурдукова) попал фельдфебель Филимонов из Бийска. И на этот раз сердце пленного было принесено в жертву красному знамени и съедено. Совершал обряд все тот же бывший при Максаржаве чеджин (чойджин) лама. "Интересно, что в современных случаях человеческих жертвоприношений инициаторами являются представители высшего ламства - Джа-лама и чеджин".

Махакала. "Великий черный". Одно из буддийских божеств. Он невидим для посторонних глаз, но ламы-иконописцы изображают этого грозного защитника "желтой веры", готового впиться в сердце иноверца и выпить его еще не остывшую кровь, с ножом или мечом в руках на фоне очищающего огня. Махакала не просто побеждает зло, он испытывает блаженство при виде смертных мук носителя зла.

Расплющенные пули

В смутную пору, когда в начале XX века монголы, желая стать самостоятельным государством, восстали против китайского владычества и провозгласили ханом богдо-гэгзна, своего верховного религиозного владыку, появился в степях Западной Монголии таинственный человек. Он командовал одним из отрядов восставших, и называли его Джа-лама, или Дамбижанцан, хотя никто не мог сказать с уверенностью, что это его подлинное имя. Сведения о нем запутаны и противоречивы. Полагали, что он калмык, родом из Астраханской губернии. Неизвестно, в каких буддийских монастырях проходил он постижение "прямого пути", да и учился ли вообще (и мог ли с полным основанием именоваться ламой), совершил ли, как утверждают некоторые источники, паломничество в таинственную, запретную для посещения иностранцев столицу Тибета Лхасу, где стал, как сам утверждал, другом далай-ламы.
Во всяком случае, еще при жизни его признали святым, а сам себя он объявил потомком легендарного ойратского князя Амурсаны, жившего в XVIII веке и прославившегося своей борьбой против маньчжуро-китайского засилья. Но главное, Джа-лама словом и делом убеждал всех, что он является земным воплощением ужасного Махакалы.
Он и был ужасен. Во время жертвоприношений вспарывал грудь врагам, вырывал сердца и освящал свежей кровью боевые знамена. Своими руками выдавливал глаза, отрезал уши. И всегда таскал с собой ту-лум - аккуратно, "мешком", снятую кожу человека, - который использовал в своих страшных ритуалах.
Наибольшую известность как бесстрашный воин и хитрый военачальник Джа-лама приобрел в 1912 году, когда штурмом взял Кобдо, город-крепость, в котором засел большой китайский отряд. По его приказу собрали по степи старых верблюдов, сзади привязали им хворост, подожгли и погнали на неприступные стены. Среди гарнизона, защищавшего Кобдо, возникла паника, что позволило монголам ворваться в город. Успешный штурм завершился резней и разгромом китайских храмов и лавок, человеческими жертвоприношениями, ритуалом освящения знамен кровью.
Рассказывали, что после сражения Джа-лама, склонившись в седле, выгреб из-за пазухи пригоршню расплющенных пуль и широким взмахом разбросал их вокруг. Войско приветствовало его криками: "Джа-ламу и пули не берут!"

Целитель и гипнотизёр

О его гипнотической силе ходили легенды. И даже впоследствии были написаны книги.
Одним из авторов был писатель, ученый, советник Колчака Фердинанд Оссендовский. Незадолго до падения белого режима в Сибири он выполнял поручение адмирала по исследованию Урянхая и Западной Монголии. Когда борьба переместилась из Сибири туда, Оссендовский перешел под командование известного своей храбростью и лютой жестокостью барона Унгерна фон Штернберга.
В своей книге Оссендовский рассказал, как в 1921 году присутствовал на операции, когда Джа-лама вскрыл грудь пастуха ножом, и он увидел "медленно дышащее и легкое биение сердца пастуха. Лама коснулся раны пальцем, кровотечение остановилось, и лицо пастуха было совершенно спокойно... Когда лама приготовился вскрывать и живот пастуха, - повествует далее Оссендовский, - я закрыл глаза от ужаса и отвращения".
Бывший военнопленный венгр Йозеф Гелета, техник, работавший в 1920-х годах в Монголии, в 1936 году в Лондоне выпустил книгу, в которой, например, рассказывал, как однажды Джа-лама избавился от преследования целого отряда казаков.
"Оглянулся беглец: позади - погоня, впереди - озеро. Жители небольшого кочевья, наблюдавшие эту сцену, ожидали, что его вот-вот схватят. Но Джа-лама спокойно встал лицом к погоне и стал пристально глядеть на казаков. И произошло удивительное: казаки на полном скаку стали поворачивать и с криками "Он там!" понеслись объезжать озеро, а затем стали натыкаться друг на друга и колоть пиками, думая, что поражают беглеца..."
Гелета писал: "Любой, кто осмеливался противоречить ему, безжалостно устранялся, люди были слепым орудием в руках таинственного калмыка. Они верили, что он принадлежит к той таинственной секте лам, которые обитали в монастыре вечной жизни в Гималаях, открытом для тех избранников, что приобретали, вернувшись к людям, сверхчеловеческую магическую силу, становились обладателями великих тайн. Эти избранники узнавали друг друга в миру по особому способу разделывания сухожилий животных за едой. И знак тот простые смертные не видели... Оказать сопротивление Джа-ламе было практически невозможно, поскольку его всепоглощающая гипнотическая сила способна была поражать даже оружие в руках его жертв. Убить его самого было невозможно".

Убит, когда благославлял

И тем не менее он был убит. В самом конце 1922 или в начале 1923 года. Причем убил его простой пастух-арат, который сражался когда-то под его началом, штурмовал Кобдо. Операцию тщательно разработала государственная внутренняя охрана (нечто вроде ВЧК) Монгольской Народной Республики.
Последние годы своей бурной жизни Джа-лама провел в городе-крепости, возведенном среди пустыни Гоби, который, видимо, намеревался сделать в будущем столицей независимого теократического государства.
В его планы входило и строительство новых буддийских храмов. А пока он промышлял грабежом торговых караванов, пересекающих пустыню.
Все это, конечно, никак не могло устроить красное правительство в Урге (нынешний Улан-Батор). Выманить Джа-ламу из его цитадели никак не удавалось, возможно, дошли до него слухи о том, что его заочно приговорили к смертной казни. Взять же крепость штурмом новая власть не решалась. Если бы он сумел ускользнуть, то население еще раз убедилось бы в его всемогуществе.


Тогда Джа-ламе было послано письмо: дескать, правительство в Урге нуждается в его содействии и приглашает занять пост "уполномоченного сайда" (министра, сановника) в Западной Монголии. И Джа-лама согласился принять в своей ставке "представителей", отправившихся к нему для передачи положенной по новой должности печати.
"Уполномоченный сайда" встретил "представителей" настороженно, в окружении телохранителей. И в первый день убить его не удалось.
В конце концов одному цирику (красноармейцу) по имени Дугэр удалось зазвать Джа-ламу в отведенную гостям юрту якобы для того, чтобы научить его ориентироваться по карте (талантливый полководец читать карты не умел), и тот без охраны последовал за ним.
Увидев вошедшего Джа-ламу, другой солдат упал перед ним на колени, почтительно сложил руки и попросил "святого" благословить его. Дугэр сел рядом с гостем, а третий участник операции, который сражался под окропленными свежей кровью знаменами Джа-ламы и знал, насколько он проницателен, отвернулся и стал подкладывать дрова в огонь.
Закончив молитву, Джа-лама поднял руку над головой солдата, чтобы коснуться его, благословляя. И тут молящийся вцепился ему в руку, за другую схватил Дугэр, а бывший боевой соратник приставил наган к его шее, нажал на курок и уложил Джа-ламу наповал.
Так закончилась жизнь таинственного ламы, земного воплощения страшного Махакалы. В редкую для него минуту, когда творил доброе дело.

Проклятие головы

Голову его, насаженную на пику, долго возили по стране, чтобы далеко по кочевьям разнеслась весть о его гибели и простые монголы убедились: Джа-лама был смертен, его больше нет.
Но все знали, что человек, вызвавший гнев Джа-ламы, мог считать себя приговоренным. И потому при появлении процессии с "цагантолгой" ("белой головой"), пастухи поспешно сворачивали в сторону. "Белой" же голову прозвали потому, что она была мумифицирована по старинному степному обычаю - подсолена и прокопчена, отчего соль кристалликами выступала на коже.
Так что цель акции не удалась: саму голову из простых людей видели немногие. Оттого и гуляла молва, что жив Джа-лама, видели его то в одном месте степи, то в другом, живого и все такого же грозного...
Поговаривали даже, что в крепости был убит не Джа-лама, а двойник, оставленный им перед тем, как скрыться. Например, Би-анка Тристао, зубной врач барона Унгерна, утверждала, что видела Джа-ламу уже после 1922 года, скромно живущего в степи под видом шамана.
Как бы то ни было, но проклятье словно преследовало людей, так или иначе связанных с судьбой Джа-ламы или имевших дело непосредственно с "белой головой".
В тот день, когда она как бесценный трофей была доставлена в Ургу (более того, как утверждает молва, именно в тот момент, когда всадник с пикой подъехал к зданию правительства), "главком монгольской революции" товарищ Сухэ-Батор, долго перед тем болевший, умер.
Известно, что в 1921 году в Урге Джа-лама сделал два предсказания. Барону Унгерну он обещал скорую смерть от рук красных, Ос-сендовскому - что тот умрет, когда барон или тот, кто придет от него, напомнит, что его, пана Фердинанда, время пришло.
И что же? В том же году барон был схвачен и расстрелян по приговору Сибирского ревтрибунала.
А через треть века, в 1945 году, в самом конце войны к Оссендов-скому, старому уже писателю, в Жулвин, предместье Варшавы, приехал лейтенант вермахта барон Унгерн фон Штернберг, племянник покойного "лиса степи". И приехал, видно, неспроста.
Существует мнение, что имя писателя как-то связано с легендарным "кладом Унгерна". То ли он видел, как его передали в некий буддийский храм на хранение, то ли знал, где сокровище закопано. Во всяком случае, в одной из ста написанных им книг Оссендовский опубликовал странную, не относящуюся к тексту карту, на которой якобы было помечено место какого-то клада...
Лейтенант ушел, а наутро старого писателя отвезли в госпиталь, где он скончался от болей в желудке. Так что - уж не барон ли напомнил, что "время пришло"?
А монголовед В. А. Казакевич, который разыскал "цагантолгой" в Урге и тайком доставил ее в Россию, в 1937 году в Ленинграде был расстрелян как агент японской разведки.

Под инвентарным номером

Уже много десятилетий в Петербурге, в знаменитой Кунсткамере, основанной еще Петром I, в простом "аквариуме", наполненном формалином, хранится экспонат за номером 3394, который ни разу не выставлялся и вряд ли когда-нибудь будет выставлен. В реестре он скромно обозначен как "Голова монгола".
Кончился XX век. Репрессии, войны и время выкосили всех, кто знал Джа-ламу. Во время ленинградской блокады рушились дома, пострадали многие музеи. От голода, холода и бомбежек погибли сотни тысяч людей. Но все эти бурные события голова мирно пережила в "аквариуме", как бы взирая с недоброй усмешкой на дела рук человеческих. И кто знает, в каком обличье вновь явится на землю гневный бог - мститель Махакала?..Автор: Н.Непомнящий

— А ну-ка, Мичик, встань! — приказал он. Пастух повиновался. Лама быстрыми движениями расстегнул ему рубашку и обнажил грудь. Я не понимал, что он собирается делать, но тут Тушегун со всей силой поразил кинжалом грудь пастуха. Монгол упал, обливаясь кровью, брызги ее обагрили одежду ламы.

— Что вы наделали? — воскликнул я.

— Тс-с... Тихо, — прошептал он, повернув ко мне побелевшее лицо.

Несколькими ударами ножа он рассек грудную клетку монгола, и я собственными глазами увидел, как мягко колышутся легкие несчастного и сильно пульсирует сердце. Лама коснулся руками этих органов, кровь перестала течь, а выражение лица пастуха стало на удивление спокойным. Он лежал с закрытыми глазами и, казалось, спал безмятежным и глубоким сном. Лама начал вскрывать брюшную полость, но тут я, содрогаясь от ужаса и отвращения, закрыл глаза. А когда вновь их открыл, то с удивлением увидел, что пастух мирно спит, и хотя рубашка его по-прежнему расстегнута, на груди нет ни малейших следов раны. Тушегун-лама сидел неподалеку от жаровни, курил трубку и смотрел в глубокой задумчивости на огонь.

Фердинанд Оссендовский «И звери, и люди, и боги»

На переломе веков девятнадцатого и двадцатого мир пережил множество сильнейших потрясений, обративших в прах многое из того, что ранее считалось непоколебимым. Мировая война, приведшая к падению четырех могучих европейских монархий, нам близка и известна. Меж тем, в этот же период погибла еще одна империя, не менее значимая и древняя — династия Цинь, правившая Китаем с семнадцатого века, в 1912-м пала в огне революции, повергнув Поднебесную в хаос, который окончательно будет преодолен лишь в конце сороковых. Воспользовавшись слабостью сюзерена, покоренные им земли — Монголия и Тибет — поспешили заявить о собственной независимости.

В это время в Монгольских степях появился лидер, который у прагматичных европеоидов вызывал одновременно восхищение, страх и недоумение.

В народных преданиях монголов он остался под именем Джа-лама, хотя при жизни носил множество имен и прозвищ. «Разбойник и странствующий монах, знаток буддийской метафизики и авантюрист с замашками тирана-реформатора, он всю жизнь балансировал на грани реальности, причём с неясно выраженным знаком по отношению к линии между тьмой и светом», — пишет о нем Леонид Юзефович. Свирепый воин, тантрический колдун, буддийский лама, живое воплощение умершего монгольского князя и даже самого Великого Черного — жуткого бога разрушения и войны Махакалы.

Этот человек в 1912-м стал одним из лидеров освободительной войны против Китая, лично возглавив штурм Кобдо, тогдашней китайской столицы Монголии. Кобдо, обнесенный высокими стенами, охранял сильный гарнизон с современными винтовками, пулеметами и даже пушками. Штурмовала город неорганизованная кочевая орда, вооруженная в лучшем случае кремневыми ружьями. Китайцы без особого труда отражали многократные штурмы монголов, каждый раз нанося противнику серьезный урон. Но так было до появления Джа-ламы. Колдун воодушевил войско, явив им чудесные видения счастливого будущего победителей и райских степей, куда попадут погибшие, после чего лично возглавил приступ. Кобдо пал, а Джа-лама, стоя перед войском, достал из-за пазухи горсть сплющенных пуль. В халате его насчитали двадцать восемь дыр, но сам колдун остался невредим. Город отдали на трехдневное разграбление, вырезав всех китайцев, что находились там, а Джа-лама стал одним из верховных военачальников. Собственное белое знамя, сшитое из дорогой трофейной парчи, он лично освятил жертвенной кровью. Зарезав пятерых китайцев, у каждого он изъял сердце, и ими, еще трепещущими, чертил на белой парче магические символы.

Но кровавая звезда князя-колдуна взошла не тогда. История его запутана и началась намного раньше описанных событий. Чтобы окончательно разобраться в ней, стоит отправиться на сто пятьдесят лет в прошлое — в год 1755-й, когда джунгарский князь Амурсана поднял первое масштабное восстание против китайской власти. Восстание в итоге было жестоко подавлено, а сам Амурсана бежал в Россию, которая отказалась выдать его китайским властям. Пекину пришлось довольствоваться его ближайшим соратником Шидр-ваном, который был схвачен и удушен. После чего у китайского императора родился сын с красной полосой на шее — перевоплощение повстанца. По приказу императора младенец был подвергнут жесточайшей казни — его плоть мелкими кусочками выщипали сквозь отверстие в монете-чохе. Но через год императрица родила ребенка, кожа которого была покрыта множеством мелких пятнышек — Шидр-ван возродился снова. В этот раз для его убийства были приглашены опытные ламы-колдуны и возрождения больше не повторилось. Амурсана же заболел оспой и умер под Тобольском. Соответствующей ритуальной казни над ним не производилось, отчего возродиться он мог беспрепятственно. Так в Монголии родилась и окрепла легенда о том, что с севера придет новое воплощение Амурсаны, придет с могучим войском и освободит страну.

Надо сказать, что идея перевоплощения воспринимается буддистами-монголами не как некий миф, но как повседневное, вполне естественное событие. Длинная череда Богдо-гэгэнов, живых будд, равно как и тибетских Далай-лам и Панчен-лам составляет самый яркий тому пример, а в целом же, перерожденцы, называемые хубилханами, встречались почти в каждом монастыре. Ламы более высоко ранга, называемые тулку, даже могли выбирать место своего очередного перерождения.

И вот в конце XIX века словно из ниоткуда появился человек, назвавший себя одновременно внуком и перевоплощением Амурсаны. Он был одет в ламаистскую одежду, но вместе с тем носил оружие и ездил на коне, что было строго воспрещено желтой верой. Никто точно не знал, кто он и откуда, но говорили, что сам он был калмыком, возможно — астраханским. В детстве его отдали на обучение в монгольский монастырь, откуда в числе самых одаренных учеников отправили в Тибет, и не куда-нибудь, а в Лхасу — столицу и резиденцию Далай-ламы, откуда, впрочем, он вскоре вынужден был бежать, опасаясь кары за убийство товарища-монаха. Пришелец обладал весьма обширными познаниями в буддийской метафизике и тантрических практиках и быстро завоевал авторитет местного ламства. Тогда первое упоминание о нем появилось и в русских документах — его упомянул профессор Позднеев в своей книге «Монголия и монголы». Обеспокоенный его растущим влиянием и антиимперской пропагандой, Пекин несколько раз арестовывал его, но как российского подданного всякий раз отпускал. После этого он исчез почти на десять лет, чтобы появиться в 1900-м под именем Шезраб-ламы, проводника тибетской экспедиции Петра Козлова, и даже направился последним в качестве посла Российской империи к Далай-ламе. Также есть сведения, что к экспедиции Джа-лама примкнул, спасаясь от гнева князя горгунов из Китайского Туркестана. После судьба его на десятилетие погрузилась во мрак, чтобы вынырнуть из него под стенами осажденного Кобдо.

Захват Кобдо, а после — Улясутая сделал Джа-ламу могущественным князем, получившим под свою руку земли и данников. В своем домене он начал строить новое государство, совмещая мистическую теократию с реформаторскими веяниями запада. Порукой его власти был суеверный страх, который он внушал подданным. Месть Джа-ламы считалась неотвратимой — любой, кто вызвал его гнев, мог быть уверен в скорой своей смерти. «Никто не знал день и час, когда в его юрте или на равнине, рядом со скачущим конем, появится таинственный и могущественный лама-мститель. И тогда — удар кинжала, пуля или стальные пальцы, сдавившие шею, словно тиски, кончали дело», — писал о нем Оссендовский. Но звезда князя-монаха сияла недолго.

Опьяненный властью, он рассорился с Богдоханом, буддой-властителем Монголии, слабым правителем, но опаснейшим мастером интриги, а после — стал угрожать русским торговцам, требуя с них дань (чего никогда раньше не было). Надо сказать, что вся освободительная война проходила не без молчаливого согласия и поддержки Российской Империи, заинтересованной в создании буферного государства между ней и Китаем. Поэтому такое самоуправство не устроило ни Ургу, ни Петербург. За Джа-ламой была начата охота, избегая которой, он снова явил свои магические способности. Венгр Йожеф Гелета, в то время работавший в Монголии, рассказал, как преследуемый казаками Джа-лама оказался на берегу озера Сур-нор: «Перед ним была водная гладь, позади — его преследователи. Монголы из находившегося поблизости небольшого кочевья, затаив дыхание, ждали, что в следующий момент Джа-лама будет схвачен. Внезапно они с изумлением заметили, что казаки свернули в сторону и вместо того, чтобы скакать прямо к Джа-ламе, который спокойно стоял в нескольких ярдах от них, галопом бросились к другому концу озера. „Он там! — кричали казаки. — Он там!“. Но „там“ означало разные места для каждого из них, и казаки, разделившись, поскакали в разные стороны. Затем они вновь съехались вместе и напали друг на друга со своими длинными пиками, убивая один другого. При этом каждому из них казалось, что он убивает Джа-ламу».

И все же мятежный монах был арестован, вывезен из Монголии и посажен под арест, сначала в Нерчинск, потом в Тобольск, а по прошествии нескольких лет — на поселение в Астраханский край. Революция 1917-го снова сделала его свободным, и он вернулся в Монголию — как раз вовремя, чтобы начать новую войну против китайцев, которые, воспользовавшись революционным пожаром в России, оккупировали державу Богдохана.

Колдун вновь доказал свои таланты, громя китайцев на юго-западе. В то время он обзавелся могущественным магическим артефактом: кожей магнуса, монгольского демона. Случилось это так:

После боя молодой, красивый собой киргиз, сражавшийся на стороне китайцев, остался ранен, но жив. С железным спокойствием он сидел, опершись о камень, бесстрастно глядя на врагов. Один из монголов подъехал к нему и ударил копьем. Киргиз не издал ни звука. Джа-лама заметил это и приказал ударить его саблей. Но и тогда киргиз не застонал. Поэтому Джа-лама собственноручно вырезал ему сердце и поднес к глазам. И в этот раз казах лишь спокойно посмотрел на орган гаснущим взглядом. Джа-лама приказал снять с него кожу, заявив, что дух киргиза был так силен, потому что в него вселился мангус. Эта кожа, выделанная и просоленная, осталась при колдуне и использовалась им в ритуалах до самой его смерти. Стоит пояснить, что такая кожа издревле использовалась в ламаистских церемониях, но в современности, как и многое из древней сакральной атрибутики, была подменена имитацией — белой тканью в виде человеческой кожи. Точно так же жертвоприношения в виде людской печени, легких, носов и ушей были заменены в поздние времена их слепками из теста или глины. Но Джа-ламу симуляции не удовлетворяли.

В то время в борьбу вмешался белый генерал фон Унгерн-Штернберг, прозванный Черным Бароном, личность не менее темная и зловещая. Унгерн с остатками своих казаков бежал из Даурии, одинаково ненавидимый за садистскую жестокость и тиранию и красными, и белыми. Иронично, что в 1912-м Унгерн, будучи царским офицером, самовольно приезжал в Кобдо, желая служить под знаменами Джа-ламы, но получил запрет от русского консульства, посчитавшего такой шаг для русского офицера недопустимым. Теперь же сам Черный Барон считал Джа-ламу «человеком вредным» — поскольку тот был своевольным и власти чужеземца над собой не признавал.

Впрочем, им обоим было не до того. Штернберг сражался с китайцами, а потом — с наступающими красными, а Джа-лама удалился в Черную Гоби, где основал свое собственное государство, возведя в горах зловещую крепость Тенпай-Байшин, руины которой посетил во время тибетской экспедиции Николай Рерих. До сих пор это место вызывает страх местных жителей, по устным преданиям наслышанных об ужасах, творившихся в ней.

Новосотворенную державу правитель видел основой будущей империи, а до поры обеспечивал существование ее грабежами караванов и захватом рабов. Невольники возвели для него башни и стены, он же сурово карал подданных за малейшие провинности — например, пьянство и даже испражнение на землю. Подданные, как и всегда, панически боялись его из-за причастности к тайным знаниям и не могли никак определиться, кто же он — буддийский святой или воплощенный мангус. Гарнизон крепости состоял из почти пятисот человек, неплохо вооруженных и подготовленных. Этих сил было достаточно, чтобы защищаться и нападать — пускай даже на караваны торговцев и паломников, следовавших в Тибет.

Рерих пишет: «Таким путем Джа-лама собрал вокруг себя смешанную группу людей. Тибетские чиновники и торговцы, монгольские паломники, ламы и миряне, политические враги Джа-ламы, китайские купцы из Аньси и Коко-хото, киргизские вожди с Монгольского Алтая — все должны были работать, возводить здания, строить башни и стены в обжигающей зноем монгольской пустыне. Некоторые из заключенных целые годы провели в плену у Джа-ламы и, чтобы избежать варварского обращения, объединялись в небольшие отряды. Другим удавалось совершить побег, но большинство умерло от тяжелых испытаний, так как не все могли выдержать отношение людей Джа-ламы».

Впрочем, держава его просуществовала недолго. В 1922-м коммунистами в Угре был вскрыт большой политический заговор, нити которого вели к Тенпай-Байшину. Были арестованы бывшие министры Богдохана, ведшие переговоры с Джа-ламой, а сам он был приговорен к смерти. Попытки выманить его в Ургу успехом не увенчались — подозрительный лама не верил сладким посулам коммунистов. Тогда в крепость был отправлен сильный отряд, возглавляемый самим начальником безопасности МНР, известным полководцем Балденом Дордже. Он, опасаясь сопротивления, решил взять Тенпай-Байшин хитростью.

Вот как описывает эти события Николай Рерих: «Остановившись, его отряд расположился лагерем приблизительно в двух днях пути от крепости Джа-ламы. Балдан Дордже с одним из солдат поехали в крепость. Они притворились паломниками и попросили позволения подарить церемониальный шарф Джа-ламе. По некоторым причинам им это позволили и провели их в монгольскую палатку, разбитую во внутреннем дворе замка. Балдан Дордже приблизился к ламе с церемониальным шарфом и застрелил его из пистолета, спрятанного под хатыком. Джа-лама был убит на месте. Его последователи не могли даже оказать сопротивление, поскольку Джа-лама, как и другие азиатские вожди, хранил все оружие и боеприпасы в своей палатке и выдавал их только тогда, когда было необходимо. Так как палатка с арсеналом была захвачена Балданом Дордже и его спутником, пораженные паникой последователи не имели иного выбора, как только подчиниться или рассеяться».

Голова колдуна была отсечена и забальзамирована, после чего, надетая на пику, была на несколько дней выставлена в Улясутае, собирая множество народу. После она была доставлена в Ургу новому правителю коммунистической Монголии, победителю Черного Барона, Сухэ-батору. Но мстительный лама и после своей смерти не перестал карать обидчиков — Сухэ-батор внезапно скончался в тот самый день, когда кортеж с головой Джа-ламы въехал в столицу. После этого долгое время бальзамированная голова выставлялась на базарах Монголии в доказательство смерти Джа-ламы, но вызывала не гордость, а благоговейный страх. Монголы называли ее «цаган толгой», «белая голова» (вероятно, из-за ежика седых волос) и считали могущественным чародейским предметом. Вскоре голова вернулась в Угру, где на время затерялась, пока в 1925 не была похищена и дипломатической почтой доставлена в Ленинград неким студентом-монголоведом В. А. Казакевичем, проходившим в Урге практику.

История с головой покрыта тайнами не меньше, чем жизнь ее обладателя. Достоверно не известно, зачем она понадобилась русским и по какой причине вывозилась из Монголии тайно. Известно только одно — голова прочно осела в запасниках Кунсткамеры и никогда не выставлялась публично. Даже в реестр она была внесена просто как «Голова монгола». Николай Рерих писал, что в буддизме такая казнь считается самой жуткой, ибо сохраненная голова лишает душу обладателя возможности покинуть Бардо, пространство между жизнью и смертью, и переродиться. В связи со странной смертью Сухэ-батора и других причастных к убийству Джа-ламы людей, вскоре родилась и окрепла легенда о проклятии головы мятежного монаха. Среди жертв его оказался и Казакевич, похитивший голову — он был обвинен в шпионаже на Японию и расстрелян.

С тех пор противоречивый и пропитанный жестоким монгольским мистицизмом образ Джа-ламы продолжает тревожить умы исследователей. Многие приписываемые ему чудеса и зверства подтверждаются одними учеными и опровергаются другими, а его жизненный путь настолько оброс легендами, что правда в нем нераздельно смешалась с вымыслом. Но так или иначе, Джа-лама являл собой один из мрачных и противоречивых образов мистического Дальнего Востока, чья сила и власть строились на страхе, мстительности и кровавой магии.

Кожа киргизского богатыря

Монголы быстро справились с китайцами, но долго боролись с киргизами. Весь 1913 год в Кобдоском округе был потрачен на борьбу с алтайскими киргизами. Киргизы, откочевав в сторону Шара-суме, поддерживаемые Палта-Ваном, китайским ставленником, делали набеги на Кобдоский округ, угоняли скот, убивали людей.

В борьбе с киргизами принимал деятельное участие Джа-лама. В одну из таких схваток, осенью 1913 г., по приказу Джа-ламы была снята целиком кожа с убитого киргиза, которую мне пришлось видеть в феврале 1914 года в ставке Джа-ламы, в 60 верстах к северу от Кобдо, в Монджик-Куре. Кожа висела в юрте, заменяющей склад для продовольствия. Вверху была подвешена кожа, внизу лежали мясо, мука и другие продукты; тут же были сложены и наши седла.

Об этом необычайном случае я услышал в Хан-гельцыке еще осенью 1913 года. Поступок буддийского ламы показался мне диким и непонятным.

Я доказывал местным ламам всю несуразность, жестокость и бессмысленность такого поступка.

Баитские ламы Джа-ламу в то время ненавидели. Джа-лама арестовал баитского отшельника-аскета, «даянчи», считавшегося святым, увез к себе в Монд-жик, где подверг его пыткам за то, что тот имел мужество написать обличительное письмо всемогущему тогда Джа-ламе, в котором обличал его за антирелигиозное поведение, дискредитирующее догматы буддизма. Баитские ламы и все население ненавидели Джа-ламу за непомерные налоги и повинности. И вот при такой личной неприязни к Джа-ламе ба-итский лама мне все же объяснил, что в ламаистском культе во время некоторых богослужений стелется белое полотно, вырезанное наподобие распластанной кожи Мангыса. (Мангыс в монгольском эпосе - одухотворенное злое начало. По могуществу и хитрости Мангыс почти не уступает героям и богатырям - представителям доброго начала. Богатыри обычно всегда побеждают, но с невероятными усилиями.)

Лама говорил, что в главных храмах Лхасы в Тибете у далай-ламы и Банчен-Богдо для совершения великих хурлов в честь грозных богов есть настоящие кожи мингысов, но больше их нигде нет, даже в Урге у богдо-гэгэна. В других местах всюду применяется имитация.

Вот и Джа-лама снял кожу, вероятно, для об рядностей, а не по жестокости, - закончил лама.

В марте 1914 года Джа-лама был арестован русским отрядом, стоявшим тогда в Кобдо, увезен в Россию, где первые годы сидел по тюрьмам, потом был сослан в Якутск, позднее переведен в Астрахань, откуда в начале революции бежал в Монголию.

Из расспросов близких к Джа-ламе людей, в то время бывших с ним в походе, я выяснил следующее.

После боя киргизы разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно, тяжело раненный, статный красивый молодой киргиз сидел гордо, опершись спиной о камень, и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников ударил его копьем. Киргиз немного наклонился вперед, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало у него стона. Джа-лама приказал вырвать сердце киргиза и поднести к его же глазам. Киргиз и тут не потерял угасающей воли, глаза отвел в сторону и, не взглянув на свое сердце, не издав ни одного звука, тихо свалился. Поведение киргиза, по мнению монголов, выдавало в нем богатыря.

Джа-лама распорядился снять с богатыря-кирги-за кожу целиком и засолить. Засоленная и высушенная, она хранилась у него до его ареста. При аресте Джа-ламы кожа была сфотографирована и увезена русскими офицерами как вещественное доказательство, как иллюстрация жестокости Джа-ламы.

Из книги Расы и народы [Ген, мутация и эволюция человека] автора Азимов Айзек

Из книги Высокое искусство автора Фридланд Лев Семенович

Путешествующая кожа Всякий дефект на теле человека неприятен и нежелателен. Особенно тягостны дефекты, обезображивающие лицо. При ранении головы может быть разорван рот, уничтожена губа или обе губы, часть зубов и десен, размозжен нос… Потом, по мере заживления, на месте

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Укол в богатыря (Василий Алексеев) Слава пришла к тяжелоатлету Василию Алексееву в 1970 году. Однако тот год запомнился богатырю не только этим. 24 февраля «Комсомольская правда» устами заслуженного мастера спорта, олимпийского чемпиона А. Вахонина больно стукнула

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора

Глава 10 Известный маршал Франции Жиль де Рэ, легендарный соратник Жанны д’Арк, описан в Библии под именем знаменитого воина и богатыря Самсона Обнаруженное нами соответствие между французской историей маршала Жиля де Рэ и библейской легендой о Самсоне является

автора Копылов Н. А.

Добрыня Никитич (прообраз богатыря) О деятельности древнерусских полководцев-князей (Олега, Святослава, Владимира Святославича и его сыновей от Рогнеды - Ярослава Мудрого и Мстислава Тмутараканского) относительно подробно рассказывают дошедшие до нас летописные

Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Кончина легендарного богатыря Добрыни Больше повезло былинному двойнику Добрыни. На реке Оке близ села Шилово есть Добрынин остров. Предание утверждает, что здесь богатырь «Ласкового князя Владимира» Добрыня Рязанич держал свой дозор, а иногда и не брезговал захватом

автора Смирнов Виктор Григорьевич

«Гнилая кожа» Мы начнем повесть с того, что Ярицлейв конунг правил в Гардарики и Ингигерд княгиня, дочь Олава конунга Шведского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Олав Харальдссон. Средневековая миниатюраГоворится о том, что конунг тот Ярицлейв велел

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

«Красивая кожа» Олав Шведский… выдал замуж Ингигерд, дочь свою, за Ярицлейва конунга, сына Вальдамара, конунга в Хольмгарде. И посылали они, Олав конунг в Норвегии и Ингигерд, много драгоценностей друг другу и верных людей. Тогда был Рагнвальд ярл, сын Ульва, в

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

8.13. Перед школьником – три пути, как у сказочного богатыря на распутье Система образования ФРГ считается одной из лучших в Европе. Это справедливо хотя бы потому, что закон страны гарантирует каждому гражданину возможность в течение всей жизни бесплатно получить любое

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

Рождение богатыря Отдыхать выпускникам Военной академии механизации и моторизации РККА после защиты дипломных проектов в СКБ-2 не пришлось. 27 февраля 1939 года было принято правительственное решение о постройке опытного образца однобашенного тяжелого танка КВ

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 Известный маршал франции Жиль де Рэ, легендарный соратник Жанны д’Арк, описан в Библии под именем знаменитого воина и богатыря Самсона Обнаруженный нами параллелизм между французской историей маршала Жиля де Рэ и библейской легендой о Самсоне является

Из книги Фрегат «Паллада». Взгляд из XXI века автора Граждан Валерий Аркадьевич

Глава 14. Английская кожа В один из погожих дней, когда Иван Александрович был пресыще-красотами природы островов, хотя отсутствие таковой в чистом виде было бесспорно, отъехали из Портсмута «по делам общественным». Вопреки утверждению писателя отдельные леса и перелески