Система военной службы в швеции. Армия швеции слишком мала даже с учетом ее антивоенной позиции

«Зарубежное военное обозрение» №7.2004 г. (стр. 8-18)

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВС ШВЕЦИИ

Капитан 1 ранга И. МАРТИН

Вначале 90-х годов XX века военно-политическое руководство Швеции пришло к выводу, что после изменений, которые произошли в военно-политической обстановке в Европе и в мире в результате распада Советского Союза, окончания «холодной войны» и образования в регионе Балтийского моря государств прозападной ориентации, существующая организационная структура вооруженных сил (ВС) страны, их численный и боевой состав не соответствуют характеру угроз национальной безопасности. Шведские военные эксперты также пришли к единому мнению, что вероятность широкомасштабной войны на Европейском континенте практически исключена. Угрозу национальной безопасности могут представить конфликты, возникающие в силу нерешенных территориальных, социальных, экономических, религиозных и этнических проблем, существующих в России и на постсоветском пространстве.

Вступление Швеции в Европейский союз (ЕС) и ее активное участие в формировании военной составляющей этой международной организации, присоединение к программе НАТО «Партнерство ради мира», подключение к Совету евроатлантического партнерства в значительной степени повлияли на внешнеполитический курс страны. Ее политика безопасности и основные направления строительства вооруженных сил в последнее время разрабатываются с учетом общей линии, определяемой в этих организациях. Швеция, по существу, перестала быть нейтральной страной. Принцип «свободы от союзов в мирное время с целью сохранения нейтралитета в войне», который почти 200 лет являлся основой политики безопасности страны, заменен принципом «свободы от военных союзов в мирное время с целью возможности сохранения нейтралитета в случае конфликта в ближайшем окружении». Такая формулировка позволяет шведскому руководству, не принимая на себя каких-либо конкретных обязательств, сохранить свободу действий в кризисных ситуациях и в случае угрозы национальной безопасности обратиться за помощью к другим странам или присоединиться к военному союзу.

В 1997 году парламент Швеции утвердил новую доктрину национальной безопасности, которая основывается на том положении, что вероятность военного нападения на страну маловероятна и потенциальному агрессору потребуется не менее десяти лет для его подготовки. Это позволяет сократить военные расходы за счет коренного реформирования системы управления ВС, снижения их численного и боевого состава, постоянного совершенствования организационно-штатной структуры войск (сил) и содержания их в пониженной степени готовности.

Доктрина закрепила отказ от традиционной концепции территориальной обороны и переход к «адаптированной (приспосабливающейся) обороне», которая предполагает, что состояние боеспособности ВС и их готовность к обеспечению обороноспособности страны должны соответствовать уровню угроз национальной безопасности. Согласно документу в случае обострения обстановки государство обязано обеспечить в установленные сроки перевод ВС в готовность к отражению возможной агрессии.

Предусмотрен также переход к компактной и мобильной армии современного типа, комплектуемой на основе всеобщей воинской обязанности («армия является частью народа»), способной активно участвовать в многонациональных операциях по поддержанию и установлению мира, а также противостоять новым, нетрадиционным угрозам. Подготовка страны к отражению агрессии и обеспечение жизнеспособности государства в чрезвычайных условиях по-прежнему будут осуществляться в рамках всеобщей (тотальной) обороны, главным компонентом которой остаются вооруженные силы.

План развития ВС страны на 1997-2001 годы, разработанный с учетом положений новой доктрины, предусматривал существенное сокращение ВС и изменение структуры военного управления. Так, количество пехотных дивизий сократилось с 6 до 3, общевойсковых бригад - с 16 до 13, эскадрилий боевой авиации - с 17 до 13, был расформирован также ряд учебно-мобилизационных полков. Были созданы вертолетная эскадрилья вооруженных сил, куда вошли вертолеты из всех видов ВС, и международное командование ВС, ликвидированы должности командующих видами вооруженных сил, проведена реорганизация главного командования ВС. Численность ВС уменьшилась на 13 проц.

В марте 2000 года парламент Швеции принял закон о реформировании ВС, утвердил долгосрочную программу их развития до 2010 года и план строительства на 2001-2004-й. В законе отмечалось, что вооруженные силы должны иметь достаточный потенциал для отражения агрессии и наращивания боевых возможностей в случае возникновения кризисной обстановки, современную структуру управления войсками, базирующуюся на передовых информационных технологиях, и эффективную систему разведки. Кроме того, они должны, если будет необходимо, выделять подразделения в состав многонациональных сил, участвующих в миротворческих операциях, обладать способностью в любое время вскрыть и пресечь угрозу нарушения территориальной целостности страны, быть готовы к отражению нетрадиционных угроз.

В качестве главных задач для ВС на предстоящее пятилетие определены: оборона страны от вооруженного нападения; обеспечение территориальной целостности государства и национального суверенитета; участие в международных миротворческих операциях; оказание помощи гражданским властям в ликвидации последствий промышленных и природных катастроф.

Программа развития ВС предусматривает реорганизацию системы военного управления, изменение военно-административного деления, а также сокращение численности и боевого состава вооруженных сил и оснащение их современными вооружением и военной техникой (ВВТ). Численность ВС по штатам мирного времени, согласно последним данным зарубежной печати, 35,5 тыс. человек. В 2004 году ее планируется сократить до 29 тыс. Численность гражданских служащих в армии составит около 8 тыс. человек.

Комплектование вооруженных сил личным составом, как и в настоящее время, будет производиться по смешанному принципу - в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности и на добровольной основе. Военнообязанными являются мужчины в возрасте от 18 до 47 лет.

Призыв военнообязанных на действительную срочную службу осуществляется по достижении ими 19-летнего возраста. Продолжительность срочной службы (в месяцах): рядового состава сухопутных войск - 7,5-10, военно-воздушных сил - 7,5-11,5, военно-морских сил - 9,5-15; сержантов и военнослужащих технических специальностей - 9,5-15; офицеров резерва - 12-21 (командиров взводов - 12-18, командиров рот - 15-21). Для призывников, которые согласны вступить в хемверн, предусмотрена трехмесячная военная подготовка.

На военную службу в добровольном порядке принимаются женщины. Им предоставлено право на общих основаниях поступать в военные училища и занимать любые должности в штабах и строевых частях. Командование ВС стремится увеличить число женщин в вооруженных силах и создать им равные с мужчинами условия для прохождения службы. В настоящее время около 5 проц. офицерского состава - женщины. В перспективе военное руководство намерено увеличить этот показатель в 2 раза.

Призывники, которые по религиозным или этическим причинам отказываются от службы в вооруженных силах, имеют возможность проходить альтернативную (гражданской) службу в гражданском секторе тотальной обороны (ее продолжительность один год). Решение об освобождении призывника от военной службы принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители ВС, местных властей и общественных организаций. За уклонение от альтернативной службы предусматривается штраф или тюремное заключение на срок до одного года в мирное время.

Вооруженные силы включают сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. В зависимости от поставленных задач и степени боеготовности с 2001 года они разделены на оперативные и оборонительные силы.

В состав оперативных сил входят наиболее боеспособные соединения и части всех видов ВС, которые должны решать главные задачи, стоящие перед вооруженными силами. Руководство ими главнокомандующий ВС Швеции осуществляет через главное командование ВС и командование оперативными силами. Из состава оперативных сил выделяются воинские контингенты в многонациональные формирования для участия в миротворческих операциях, силы реагирования Европейского союза, а также в национальные и региональные силы реагирования. Командование ВС стремится к тому, чтобы их организационно-штатная структура, система военного управления и оснащение в максимальной степени отвечали стандартам НАТО.

Оборонительные силы предназначаются для ведения территориальной обороны и решения вспомогательных задач в интересах оперативных сил. В их состав включены войска местной обороны, добровольная иррегулярная организация хемверн, а также подразделения, не вошедшие в оперативные силы. За вопросы применения и подготовку оборонительных сил будут отвечать командующие войсками округов территориальной обороны.

В соответствии с планом военного строительства в 2001 году была изменена организационно-штатная структура министерства обороны (МО). В настоящее время в него входят: три главных управления (политики безопасности и международных проблем, военного компонента тотальной обороны, гражданского компонента тотальной обороны); управление экономики, личного состава и взаимодействия; два секретариата - анализа и долгосрочного военного планирования и правовой; вспомогательные подразделения (по связям со средствами массовой информации, материально-технического обеспечения, служба безопасности, библиотека). Кроме того, в МО имеется группа военных экспертов (офицеры в звании полковник-подполковник, руководитель группы - бригадный генерал), а также советник по вопросам отношений со странами Центральной и Восточной Европы.

Главное управление политики безопасности и международных проблем отвечает за разработку планов военного сотрудничества Швеции с международными организациями (НАТО, ЕС, ООН, участия ВС в мероприятиях программы «Партнерство ради мира») и на двусторонней основе, за выполнение соглашений по контролю над вооружениями, а также за поддержание контактов с военными атташе, аккредитованными в Швеции. Кроме того, управление решает вопросы допуска на шведскую территорию военных кораблей и самолетов, подразделений сухопутных войск иностранных государств.

Главное управление военного компонента тотальной обороны составляет и представляет в правительство краткосрочные и перспективные планы развития вооруженных сил, готовит предложения по изменению военной доктрины.

Главное управление гражданского компонента тотальной обороны занимается вопросами подготовки гражданского сектора тотальной обороны к действиям в чрезвычайных условиях и осуществляет контроль за состоянием и деятельностью государственной спасательной службы и береговой охраны.

Управление экономики, личного состава и взаимодействия отвечает за разработку военного бюджета и осуществляет контроль за его выполнением, решает кадровые проблемы, организует взаимодействие с главным командованием вооруженных сил и главным материально-техническим управлением ВС в процессе подготовки военного бюджета и выполнении планов по закупке ВВТ, а также осуществляет контроль за экономической деятельностью военного компонента тотальной обороны.

Секретариат анализа и долгосрочного военного планирования решает вопросы анализа и оценки состояния и развития международной обстановки, отслеживает изменения во взглядах государств на строительство и применение ВС, разрабатывает планы развития вооруженных сил на длительную перспективу.

Секретариат по правовым вопросам отвечает за правовое обеспечение деятельности МО и ВС.

Министр обороны - гражданское лицо, представитель партии (коалиции), сформировавшей правительство. Заместителем министра является статс-секретарь МО, который организует работу военного ведомства и занимает свой пост независимо от смены правительств. Общая численность служащих министерства обороны около 120 человек.

Продолжается начатая в 1998 году реорганизация системы военного управления. Руководство вооруженными силами страны главнокомандующий ВС, как высшее должностное лицо в вооруженных силах, осуществляет через заместителя, главное командование вооруженных сил (ГКВС) и командиров округов территориальной обороны.

В соответствии с решением правительства с 1 января 2003 года проводится реорганизация ГКВС Швеции. При этом отмечалось, что она направлена на повышение эффективности управления войсками (силами) в условиях внедрения в них современных информационных технологий и все возрастающего участия вооруженных сил страны в многонациональных миротворческих операциях. Кроме того, эта реорганизация позволит более чем на 15 проц. сократить численность личного состава органов военного управления.

По завершении организационных мероприятий ГКВС будет включать: штаб, командование оперативных сил (раньше оно подчинялось непосредственно главнокомандующему вооруженными силами) и пять управлений - стратегического планирования, войск военного времени, подготовки и повседневной деятельности войск, разведки и контрразведки, контрольно-ревизионное. Штатная категория начальников управлений и командующего оперативными силами - генерал-лейтенант.

В составе главного командования ВС учреждаются должности инспекторов (штатная категория генерал-майор/контрадмирал): сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, по подготовке личного состава и по интегрированным системам управления. В их задачи входит: инспектирование войск (сил), разработка наставлений, уставов и других документов, регламентирующих повседневную деятельность, оперативную и боевую подготовку частей и соединений, а также руководство военными учебными заведениями видов ВС.

Основное назначение штаба - организация взаимодействия с министерством обороны и правительственными структурами, обеспечение и координация деятельности управлений главного командования. В его составе будут насчитываться четыре отдела: координационный, протокольный, административный и информационный. На данный момент обязанности начальника штаба выполняет начальник управления стратегического планирования.

Командование оперативных сил (ОС) разрабатывает планы стратегического развертывания и боевого применения этих сил, осуществляет руководство ими в мирное и военное время, отвечает за поддержание их в установленной степени боевой готовности, а также за организацию и проведение оперативной и боевой подготовки ОС. В состав этого командования входят оперативный отдел (выполняет функции штаба) и тактические командования видов вооруженных сил. Оперативный отдел решает вопросы планирования, боевой и мобилизационной готовности ОС, боевого и тылового обеспечения, организации оперативной и боевой подготовки, миротворческой деятельности.

Командующие тактическими командованиями (должностная категория командующего по воинскому званию - бригадный генерал (адмирал флотилии) - сухопутных войск, ВВС и ВМС - являются руководителями своих видов ВС в мирное и военное время. Они несут ответственность за готовность соответствующего вида ОС к выполнению поставленных задач, состояние боевой и мобилизационной готовности, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки. На командующего тактическим командованием сухопутных войск возложено решение вопросов комплектования и подготовки миротворческих контингентов, выделяемых в многонациональные формирования, их материально-технического обеспечения во время участия в операциях миротворческих сил, а также организации взаимодействия с руководством миротворческих сил.

Командующему оперативными силами подчинены вертолетная флотилия ВС и международное командование ВС.

Управление стратегического планирования выполняет следующие функции: занимается анализом военно-политической обстановки и прогнозированием ее развития на период до 20 лет; осуществляет долгосрочное и текущее планирование строительства вооруженных сил; разрабатывает основные положения государственной оборонной политики и военной доктрины; оценивает эффективность существующей системы военного управления и вырабатывает предложения по ее совершенствованию; определяет материальные потребностей ВС.

Управление состоит из пяти отделов - долгосрочного прогнозирования, анализа, перспективного развития вооруженных сил, личного состава и экономического.

Главное управление (ГУ) войск военного времени несет ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений и частей, их своевременное доукомплектование до штатов военного времени, а также оперативное развертывание. Оно включает семь отделов: боевого использования сухопутных войск, боевого использования ВВС, боевого использования ВМС, систем управления и связи, планирования, закупок и МТО.

В состав ГУ входят следующие отделы: планирования, вооружения, наземных, морских, воздушных операций, тылового обеспечения, метеорологического обеспечения, а также инспектор по интегрированным системам управления.

Управление подготовки и повседневной деятельности войск решает задачи организации оперативной и боевой подготовки в вооруженных силах, руководит учебными частями и центрами, военными учебными заведениями, отвечает за совершенствование их организационно-штатной структуры и содержание учебной базы, ежегодно определяет общие потребности войск в количестве призывников и распределяет их по видам ВС. В ведении этого управления находятся вопросы руководства хемверном и добровольными военизированными организациями, а также проблемы защиты окружающей среды в ходе военной деятельности. В нем насчитывается шесть отделов: планирования, финансовый, подготовки, недвижимости, защиты окружающей среды, военизированных организаций, а также имеются инспекторы видов ВС и по личному составу.

Управление разведки и контрразведки несет ответственность за планирование работы органов разведки, руководство ими, добывание, сбор, анализ и доведение информации до заинтересованных инстанций и штабов, осуществляет контроль за выполнением договорных обязательств в военной области иностранными государствами, а также занимается контрразведывательным обеспечением вооруженных сил. Оно состоит из шести отделов: управления силами и средствами разведки, анализа и оценки, контроля региональной военно-политической обстановки, военной информации, военных атташе и безопасности.

Для осуществления контроля за соблюдением законности в вооруженных силах и целевым использованием финансовых средств в структуре главного командования создается контрольно-ревизионное управление, которое будет включать контрольно-ревизионный и юридический отделы.

Вероятно, данная организационно-штатная структура ГК не является окончательной. В настоящее время обсуждается вопрос об объединении управлений повседневной деятельности и подготовки войск и войск военного времени в одно управление.

В связи с делением войск на оперативные и оборонительные силы с 2001 года ликвидированы военные округа и районы обороны, а также региональные командования ВВС и ВМС. Территория страны была разделена на четыре округа территориальной обороны (ОТО): Северный (штаб в г. Воден), Центральный (г. Стренгнес), Южный (г. Гетеборг) и Готландский (о. Готланд, г. Висбю).

Командиры округов территориальной обороны (должностная категория - генерал-майор) подчинены главнокомандующему вооруженными силами. Они отвечают за организацию взаимодействия всех компонентов тотальной обороны, их готовность к действиям в чрезвычайных условиях или при отражении агрессии, за проведение мобилизационных мероприятий в границах своих округов. В их ведении находятся оборонительные силы, включающие подразделения войск местной обороны и добровольной военизированной организации - хемверна, а также подразделения и части оперативных сил, выделяемые главнокомандующим ВС страны для решения оборонительных задач. В военное время командиры ОТО организуют отражение вооруженной агрессии в пределах округа.

В состав ОТО входят группы территориальной обороны (всего 29). Командиры групп отвечают за проведение мобилизации, подготовку подразделений оборонительных сил, осуществление связи с военизированными организациями и руководителями гражданского компонента тотальной обороны на уровне коммун. В военное время они будут руководить подразделениями оборонительных сил, развертываемых на территории округа.

С 2002 года в вооруженных силах Швеции начался переход на централизованную систему тылового обеспечения. Были упразднены органы тылового обеспечения видов ВС и окружные полки тылового обеспечения, а на их основе создана служба тыла вооруженных сил (Forsvarsmaktens Logistic - FMLOG), на которую возложено тыловое обеспечение всех видов вооруженных сил. Специальное техническое обеспечение остается в ведении главного материально-технического управления ВС.

Служба тыла вооруженных сил включает штаб (г. Карлстад) и три управления: снабжения (г. Воден), техническое (г. Арбуга) и финансово-экономическое (г. Карлскруна). Начальник службы тыла (штатная должность генерал-майор) подчинен непосредственно главнокомандующему ВС страны.

Управление снабжения отвечает за материальное обеспечение войск (сил), хранение ВВТ на складах и их утилизацию, а также должно заниматься вопросами военной экологии. В составе управления пять отделов (снабжения, транспортный, утилизации ВВТ, складов, военной экологии) и 14 подразделений, которые размещаются в военных гарнизонах с задачей снабжения частей и подразделений, а также контроля за состоянием складских помещений и хранящихся в них материальных средств и вооружения.

Техническое управление решает вопросы ремонта и обслуживания военной техники и вооружения, находящихся в частях и подразделениях ВС, а также их технического обеспечения. В составе управления имеется шесть отделов: СВ, ВВС, ВМС, информационных систем, ЭВМ и снабжения запасными частями, а также группа обслуживания техники. В обязанности отделов входи.т руководство предприятиями по ремонту и обслуживанию ВВТ.

Финансово-экономическое управление отвечает за разработку предложений по закупкам материально-технических средств, организацию расчетов между подразделениями службы тыла, поставщиками и воинскими частями (подразделениями). В его состав входят: отдел закупок, 5 региональных финансово-экономических отделений и 17 подразделений обслуживания, дислоцирующихся на территории военных гарнизонов.

Полностью к решению поставленных задач служба тыла ВС должна быть готова в 2005 году. Переход на новую систему тылового обеспечения, по мнению шведских специалистов, позволит сократить численность личного состава, занятого в системе тылового обеспечения вооруженных сил, с 10,7 тыс. до 4,75 тыс. человек, при этом доля гражданского персонала будет довольно большая - 82 проц. (4,5 тыс.).

Командование ВС Швеции считает, что создаваемая система тылового обеспечения должна стать связующим звеном между экономикой и вооруженными силами, а отношения между командирами воинских формирований на всех уровнях и службой тылового обеспечения будут строиться на основе прямых финансовых расчетов. Это позволит командирам подразделений и частей эффективнее использовать средства, выделяемые на обеспечение боевой подготовки и содержание войск (сил).

В сухопутных войсках были расформированы три общевойсковые дивизии, в составе тактического командования СВ создано дивизионное командование (штаб дивизии в сокращенном составе), количество скадрованных бригад сокращено до шести.

Сухопутные войска оперативных сил после проведения мобилизации могут насчитывать до 110 тыс. человек. В их состав могут входить 4 механизированные и 2 норрландские бригады, отдельный артиллерийский полк, 7 батальонов специального назначения (разведывательных, обеспечения безопасности и диверсионных), 6 инженерных батальонов, 7 дивизионов ПВО, в том числе 2 дивизиона «Усовершенствованный Хок», и свыше 15 отдельных рот. Бригады могут действовать как самостоятельно, так и в составе дивизии (две-четыре бригады), которая может быть сформирована по решению главнокомандующего ВС во время стратегического развертывания войск или в ходе ведения боевых действий на особо опасном направлении. В процессе мобилизации дивизионное командование укомплектовывается по штатам военного времени и будет заниматься вопросами формирования дивизии и руководства ею в ходе боевых действий.

В обычных условиях боеготовых частей в сухопутных войсках нет. Подготовка личного состава срочной службы для частей и подразделений осуществляется в учебно-мобилизационных полках. В настоящее время в СВ имеются 13 таких полков: два пехотных - 5-й емландский (г. Эстерсунд) и 19-й норботтенский (г. Воден); четыре бронетанковых -4-й скараборгский (г. Шёвде), 7-й южно-сконский (г. Ревингехед), 10-й седермапландский (г. Стренгнес), 18-й готландский (о. Готланд, г. Висбю); два разведывательно-диверсионных - 3-й гвардейский гусарский (г. Карлборг) и 4-й норрландский драгунский; 4-й артиллерийский с центром подготовки (г. Кристинехамн); 6-й полк ПВО с центром подготовки (г. Хальмстад); 1-й уппландский полк связи (г. Енчёпинг); 2-й гетский инженерный полк с учебным центром (г. Екше); 2-й гетский учебный полк тылового обеспечения (г. Шёвде). Структура учебно-мобилизационных полков однотипна и, как правило, включает штаб, батальоны учебный и обеспечения учебного процесса, подразделение обслуживания и технический отдел. Отслужившие срочную службу зачисляются в резерв оперативных сил и состоят в нем до 30-35 лет.

На основе пехотных и бронетанковых полков в военное время планируется развернуть две норрландские пехотные (5-я и 19-я) и четыре механизированные (7, 9, 10 и 18-я) бригады. В повседневных условиях командир бригады является заместителем командира учебно-мобилизационного полка. Вооружение и военная техника развертываемых соединений и частей находятся на складах службы тыла ВС. На базе учебно-мобилизационного полка в течение года готовится, как правило, один батальон.

Норрландские пехотные бригады, подготовленные для ведения боевых действий в районах Северной Швеции, должны включать штаб, четыре батальона (три егерских и механизированный), дивизион полевой артиллерии, пять рот (штабную, разведывательную, ПВО и две противотанковые), а также два батальона (инженерный и тылового обеспечения). На вооружении бригад кроме стрелкового оружия могут находиться до 120 боевых бронированных машин (БМП CV-90 и БТР МТ-ЛБ), 12 155-мм орудий полевой артиллерии, 24 120-мм миномета, 27 ПЗРК RBS-70 и -90, 30 ПТРК. Численность личного состава бригады около 6 000 человек.

Механизированные бригады считаются основным ударным соединением сухопутных войск. В бригаду входят: штаб, четыре механизированных батальона, артиллерийский дивизион, три роты - штабная, разведывательная и ПВО, два батальона - инженерный и тылового обеспечения. Механизированный батальон включает штабную роту, состоящую из минометного взвода, двух механизированных и танковой рот, а также роты обеспечения. На вооружении бригады могут находиться до 60 боевых танков «Леопард-2А5», 12 155-мм орудий, 18 120-мм минометов, 27 ПЗРК RBS-70 и -90, 30 ПТРК, 130 боевых бронированных машин (БМП CV-90). Численность личного состава бригады 5 600 человек.

Основой оборонительных сил являются войска местной обороны и подразделения хемверна. Их численность может превысить 85 тыс. человек. В составе этих сил планируется иметь до 30 отдельных пехотных батальонов и рот, а также около 150 подразделений хемверна. Оборонительные силы комплектуются резервистами, как правило, старше 35 лет.

На вооружении сухопутных войск имеются: 280 боевыхтанков-120 «Леопард-2» (Strv 122) и 160 «Леопард-28» (Strv 122), около 500 БМП CV-90, 550 МТ-ЛБ (Pbv401), 350 БМП-1 (Pbv 501), 600 БТР (Pbv 302), 300 буксируемых гаубиц калибpa 155 мм (F 77 А, В), 26 155-мм самоходных пушек (Bandkanon-1А), 480 120-мм минометов, 450 ПЗРК (RBS-70 и -90), ЗУР «Усовершенствованный Хок» (RBS-77 и -97).

Планом развития сухопутных войск предусматривается поставить в войска около 160 БТР SISU 180, закупленных в Финляндии, завершить испытания и принять на вооружение спаренные самоходные 120-мм минометные установки АМОС (шведско-финского производства), а также ЗРК средней дальности BAMSE.

Военно-воздушные силы являются наиболее боеготовым видом ВС. Они включают пять авиационных флотилий (4, 7, 16, 17, 21-я), в составе которых имеется 11 эскадрилий самолетов боевой авиации (5 истребительно-бомбардировочных, 5 истребительных ПВО, разведывательная) и 2 эскадрильи самолетов вспомогательной авиации. В соответствии с программой строительства ВС продолжается реорганизация системы управления ВВС, вывод из боевого состава самолетов AJ-37 «Вигген» и замена их самолетами тактической авиации JAS-39 «Грипен».

В военно-морских силах Швеции усилия командования направлены на совершенствование организационно-штатной структуры соединений, модернизацию состоящих на вооружении кораблей и обновление корабельного состава. ВМС включают флот и амфибийные силы.

В состав флота входят: флотилия подводных лодок, 2-я и 3-я флотилии надводных кораблей, 4-я флотилия минно-тральных кораблей, две военно-морские базы - Мускё (главная) и Карскруна, а также пункт базирования Гётеборг.

Флотилия подводных лодок, базирующаяся на ВМБ Мускё, включает пять дизельных ПЛ (три типа «Готланд» и две - «Вестеретланд»), сверхмалую ПЛ «Спигген», спасательное судно «Белое» и два торпедолова.

Во 2-ю флотилию надводных кораблей (ВМБ Мускё) входят дивизион корветов («Гётеборг», «Евле», «Кальмар» и «Сундсваль»), корабль управления «Висборг» и дивизион патрульных катеров (четыре ПКА).

В состав 3-й флотилии надводных кораблей (ВМБ Карскруна) входят дивизион ракетных кораблей (корветы «Стокгольм», «Мальме» и четыре ракетных катера типа «Норрчёпинг») и дивизион патрульных катеров (четыре катера типа «Капарен»).

4-я флотилия минно-тральных кораблей включает два дивизиона минно-тральных кораблей, которые базируются на ВМБ Карлскруна и Мускё. Всего в ее составе может быть до 30 кораблей и катеров.

В задачу военно-морских баз входит обеспечение базирования сил флота, проведение в его интересах мобилизационных мероприятий, организация контроля за прибрежными водами и побережьем в установленной зоне ответственности, а также обеспечение учебного процесса военно-морских школ и центров подготовки, дислоцирующихся на территории базы. Зона ответственности ВМБ Мускё - побережье с прилегающими водами от г. Хапаранда (на севере) до г. Вестер-вик (на юге), включая о. Готланд. Зона ответственности военно-морской базы Карскруна - западное и восточное побережья Швеции. Организационно-штатная структура ВМБ включает штаб, штабную роту (отвечает за охрану штаба и военных объектов на территории базы), батальон охраны побережья (осуществляет контроль за прибрежными водами и побережьем), батальон обеспечения базирования сил флота, а также подразделения обслуживания, медицинского обеспечения и технический отдел. Штатная категория командира ВМБ - капитан 1 ранга.

Амфибийные силы («амфибийный корпус») были созданы в 2000 году на базе сил береговой обороны. Их главным назначением является оборона наиболее важных участков побережья, защита ВМБ, срыв (отражение) высадки морских и воздушных десантов противника, а также участие в составе многонациональных формирований в миротворческих операциях. На вооружении амфибийных сил находятся артиллерийские орудия (мобильные), противокорабельные ракеты RBS-15 и -17, ПЗРК RBS-70 и -90, 81-мм минометы, десантные и патрульные катера, минные заградители. На десантно-опасных участках в прибрежных водах могут выставляться управляемые минные заграждения.

В мирное время амфибийные силы включают два учебно-мобилизационных амфибийных полка - 1-й и 4-й со штабами в н. п. Ваксхольм и Гетеборг соответственно. Главными их задачами являются подготовка личного состава для подразделений военного времени и обеспечение мобилизационного развертывания амфибийных сил. В состав полка входят: штаб, амфибийный батальон, подразделение медицинского обеспечения и вспомогательные подразделения. Амфибийный батальон является основным учебным подразделением. Он включает штаб и три роты: морской подготовки (подготовка экипажей катеров и минных заградителей, а также специалистов по противолодочной обороне), обеспечения (подготовка специалистов служб материально-технического и медицинского обеспечения) и пехотную (подготовка пехотинцев, минометчиков, специалистов по обслуживанию противокорабельных ракет и морских минных заграждений).

На базе 1-го амфибийного полка планируется развернуть амфибийную бригаду. В мирное время существует только ее сокращенный штаб. Бригада включает штаб, штабную роту, три амфибийных батальона, а также четыре роты (разведывательная, противовоздушной обороны, противолодочной обороны, тылового обеспечения и инженерная). В состав амфибийного батальона входят штабная рота со взводами разведки, связи, противокорабельных ракет и тылового обеспечения, две амфибийные роты, подразделение егерей и минометная батарея.

В амфибийных силах имеется около 180 катеров и четыре минных заградителя.

Всего после мобилизации численность личного состава военно-морских сил может быть около 20 тыс. человек.

Командование ВМС приоритетной задачей считает обновление корабельного состава. Программой развития ВМС предусматривается к 2010 году завершить строительство серии корветов нового поколения, создаваемых с использованием технологии «стелт»: «Висбю», «Хельсинборг», «Хернёсанд», «Нючёпинг», «Карлстад». Первый корвет из этой серии («Висбю») проходит ходовые испытания и в 2005 году должен войти в состав флота. Продолжаются работы совместно с Данией над проектом подводной лодки «Викинг». Первые ПЛ этого проекта (Швеция планирует заказать две единицы), предназначенные для замены подводных лодок типа «Вестеретланд», могут поступить в ВМС в 2010 году.

В 2001 году была изменена система подготовки офицерского состава. Военные училища видов вооруженных сил ликвидированы и вместо них созданы три военных училища: в Хальмстад, Эстерсунд и Карлберг (г. Стокгольм). Срок обучения в них три года. На первом и втором курсах будущие офицеры проходят курс общей и военной подготовки, на третьем изучают ВВТ в соответствии с будущей специальностью в учебных центрах и школах видов ВС.

Военно-политическое руководство страны уделяет большое внимание готовности национальных воинских контингентов к участию в международной миротворческой деятельности. Швеция активно участвует в создании военных структур ЕС и заявила о готовности выделить в состав его сил реагирования (СР) до 2 000 человек.

В ВС страны завершается создание национальных сил реагирования (SWERAP). Из их состава будут выделяться подразделения в многонациональные формирования, участвующие под руководством ЕС, НАТО и ООН в операциях по урегулированию кризисных ситуаций, а также в региональные СР стран Северной Европы.

Подразделения, входящие в национальные СР, укомплектовываются военнослужащими, прошедшими действительную срочную службу, находящимися в резерве оперативных сил и заключившими специальные контракты (контракты готовности) на срок один год с командованием ВС. В течение этого срока военнообязанный может быть призван в вооруженные силы и после месячной подготовки в составе подразделения направлен в район кризиса для участия в миротворческой операции. При этом продолжительность пребывания за рубежом не должна превышать шесть месяцев. В соответствии с национальным законодательством контингент шведских военнослужащих, одновременно участвующих в операциях за пределами страны, ограничен 2 000 человек.

Сухопутный компонент СР (SWARAP) составят два механизированных батальона, а также три роты: инженерная, защиты от оружия массового поражения и военной полиции.

Воздушный компонент (SWAFRAP) предназначен для ведения воздушной разведки и транспортировки личного состава и военных грузов в ходе операций, проводимых в составе многонациональных сил. Он включает: четыре самолета AJSF/H-37 «Вигген», подразделения управления, МТО и охраны из 21-й авиационной флотилии (афл), четыре транспортных самолета С-130 из 7 афл и самолет радио- и радиотехнической разведки S102B «Корпен». В 2004 году самолеты «Вигген» планируется заменить JAS-39 «Грипен» из состава 17 афл.

Морской компонент (SWENARAP) должен быть готов в составе многонациональных формирований выполнять задачи по организации морской блокады в районах кризисов, ведению морской разведки, борьбе с минной опасностью, а также принимать участие в гуманитарных операциях. Район действия - прибрежные

воды Европейского континента, включая Средиземное море. Военно-морской компонент включает подводную лодку, два корвета типа «Гётеборг», корабли управления «Висборг» и «Троссё», два тральщика типа «Ландсорт», группу водолазов-минеров и амфибийное подразделение численностью до 400 человек.

Готовность подразделений сил реагирования к выполнению поставленных задач составляет 30-90 сут.

Швеция выделяет механизированный батальон национальных сил реагирования в состав объединенной бригады сухопутных войск северных стран, формируемой в соответствии с региональной программой совместного участия ВС стран Северной Европы в поддержании мира (NORDCAPS).

Готовность подразделений сил реагирования проверяется на учениях, проводимых по программе НАТО «Партнерство ради мира» и по планам регионального военного сотрудничества.

В результате выполнения плана военного строительства на 2001-2004 годы, по оценке командования ВС Швеции, они будут готовы выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности и выделять воинские контингенты в состав сил реагирования Евросоюза и многонациональных формирований, участвующих в разрешении кризисных ситуаций под руководством НАТО, ЕС и ООН. Процесс реформирования вооруженных сил будет продолжен. Так, по сообщению шведских средств массовой информации, в военном руководстве страны обсуждается возможность расформирования к 2007 году двух общевойсковых бригад, одной авиационной флотилии, сокращения закупок ВВТ, в том числе самолетов JAS-39 «Грипен», а также органов военного управления и численности личного состава ВС.

После поражения от России в войне 1808-09 гг. бывшая европейская сверхдержава Швеция больше не воевала (ее участие в антинаполеоновской коалиции было чисто формальным). Тем не менее, страна обладала очень мощной армией и национальными военными традициями. Это, в частности, удержало Гитлера от агрессии против нее. Послевоенный нейтралитет пошел лишь на пользу Швеции. Поскольку стране было не на кого надеяться, она сама строила очень эффективные ВС. Более того, наряду с США, СССР, КНР и Францией она входила в число пяти стран мира, которые практически все вооружения для своих ВС (за редкими непринципиальными исключениями) делали сами. В стране действовала система всеобщей воинской обязанности, напоминавшая швейцарскую (милиционная армия с малой продолжительностью срочной службы, но регулярной переподготовкой).

После окончания холодной войны Стокгольм заметно сблизился с НАТО, приняв участие в афганской и ливийской операциях (в последнем случае, впрочем, дело ограничилось воздушным патрулированием 8 «Гриппенов» без нанесения ударов по наземным целям). Возможно, следствием этого стало то, что Швецию коснулись общеевропейские тенденции деградации ВС и утраты ими боеспособности (недавно этот факт открыто признало шведское командование). Чрезвычайно симптоматичным шагом стала недавняя отмена призыва и переход к «профессиональной армии», что автоматически привело к заметному снижению ее численности и падению уровня подготовки.

Сухопутные войска Швеции в мирное время включают только учебные батальоны различных типов, регулярных частей в них нет.

Танковый парк включает 106 Strv122 («Леопард-2А5») и 12 Strv121 («Леопард-2А4»). Еще 14 Strv122 и 142 Strv121, видимо, находятся на хранении.

На вооружении состоят 354 БМП CV90, 110 южноафриканских бронеавтомобилей RG-32М «Ньяла», 159 БТР финского производства ХА180 (из них 23 Patgb180, 136 Patgb203A), 194 БТР Pbv302. На базе последнего создан еще целый ряд машин: 55 КШМ Stripbv3021, 13 машин управления артогнем Epbv3022, 19 машин связи Rlpbv3024. Кроме того, на базе БМП CV90 созданы 42 БРМ Epbv90 и 54 КШМ Stripbv90A.

Артиллерия включает 48 орудий FH77, 463 миномета – 239 120-миилиметровых, 224 81-миллиметровых. Кроме того, в ближайшее время поступят на вооружение 24 новейших колесных САУ «Арчер».

Наземную ПВО составляют 60 ЗРК RBS-70 и 30 ЗСУ Lvkv90 (на базе БМП CV90).

Имеется 6 БРЭМ AEV120, переделанных из танков Strv121 путем демонтажа башен и установки вместо них инженерного оборудования, а также 26 БРЭМ Bgbv90 на базе БМП CV90.

ВВС Швеции включают 7-ю, 17-ю, 21-ю и вертолетную флотилии.

В строю ВВС имеются 75 истребителей JAS-39C/D «Гриппен» (61 С, 14 D). Кроме того, в лизинге в Чехии находятся 12 JAS-39C и 2 JAS-39D, юридически входящих в состав ВВС Швеции. Аналогичное количество самолетов находится в лизинге у Венгрии, но они специально для этого и строились и в состав ВВС Швеции не входили. Кроме того, 5 «Гриппенов» находятся в распоряжении фирмы-производителя СААБ (2 С, 1 D, 2 В). Наконец, 80 JAS-39А и 13 JAS-39В выведены из состава ВВС, их дальнейшая судьба пока не определена. В ближайшие 5 лет все оставшиеся на вооружении JAS-39C/D будут, скорее всего, модернизированы в варианты JAS-39E/F.

На вооружении ВВС Швеции также состоят 4 самолета РЭБ и ДРЛО (2 S-102B, 2 S-100D), 12 транспортных и вспомогательных самолетов (8 С-130Н/Тр84 (в т.ч. 1 заправщик), 1 Tp-100C, 3 Tp-102), 80 или 86 учебных SK-60.

Все вертолеты ВС Швеции, в т.ч. из состава армейской и морской авиации, объединены в одну флотилию в составе ВВС. Это 5 HKP-14 (NH 90), 9 HKP-10 (AS-332), 20 HKP-15 (A-109M). Кроме того, 3 HKP-9A (Bo-105CB) находятся на хранении.

ВМС Швеции включают три десятка единиц. В составе подводного флота имеются 3 ПЛ типа «Готланд» и 2 типа «Вестергетланд» («Сёдерманланд»). Кроме того, 3 ПЛ типа «Нэккен» находятся на хранении. Надводные силы представлены корветами типа «Стокгольм» (2), «Гётеборг» (2, еще 2 выведены), «Висбю» (2, еще 3 проходят модернизацию и испытания) и тральщиками типа «Ландсорт» (7) и «Стирсё» (4).

На вооружении войск береговой обороны находятся береговые ПКР RBS-15KA (6 ПУ) и RBS-17 «Хеллфайр» (90).

Выполнение отдельные перспективных программ (закупка САУ «Арчер», модернизация «Гриппенов», возможное строительство ПЛ нового проекта) не компенсирует дальнейшего общего сокращения ВС страны. Тем более, что и судьба этих проектов неочевидна из-за возможных финансовых сокращений. Ослабление ВС в сочетании с нарастающим страхом перед усиливающейся Россией может еще больше толкнуть Стокгольм в сторону НАТО вплоть до вступления в альянс. Однако сложение слабостей не дает силы.

Швеция со своей территорией около 150 тысяч квадратных километров и протяженностью береговой линии почти 3220 километров имеет действующую армию численностью в 20 тысяч человек, из-за чего считается самой плохо защищенной страной из так называемой скандинавской четверки — Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании. Поэтому ни для кого не является секретом, что шведская армия, возможно, слишком мала, чтобы защитить территорию своей страны.

Похоже, большинство шведов из-за этого не слишком волновались — во всяком случае, до тех пор, пока Россия не аннексировала Крым и не начала проводить по всей Европе гораздо более масштабные военные учения.

Теперь же на фоне быстро меняющейся ситуации с безопасностью стран Балтии — а также с учетом сообщения о том, что во время военных учений российские военные отрабатывали учебное вторжение на шведскую территорию — правительство и общественность Швеции пытаются свыкнуться с мыслью о том, что враг может и на самом деле появиться в этом тихом и мирном уголке планеты.

Шведов все больше беспокоит состояние обороноспособности своей страны. За последние два года российские самолеты совершали маневры вблизи воздушного пространства Швеции, а в октябре прошлого года проводился широко освещавшийся в прессе — и безрезультатный — поиск в шведских территориальных водах иностранной подводной лодки, предположительно российской.

А на прошлой неделе был опубликован доклад Центра анализа европейской политики, в котором говорилось о том, что Россия провела крупные военные учения с участием более 30 тысяч военнослужащих, в которых отрабатывались операции по захвату шведского острова Готланд, занимающего важное стратегическое положение. Автор доклада — главный редактор журнала The Economist Эдвард Лукас (Edward Lucas) — заявляет, что получил информацию об этих учениях от «источников в НАТО».

«Общеизвестно, что Россия проводит более масштабные, более сложные и в некоторых случаях более провокационные учения, — заявил на прошлой неделе министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist) в ответ на доклад Лукаса. — Мы должны отреагировать на эти события, поэтому теперь собираемся усилить наш военный потенциал».

Однако численность, потенциал и боеспособность вооруженных сил Швеции стали объектом жесткой критики со стороны ряда специалистов, в том числе ведущего шведского консультанта по вопросам безопасности подполковника в отставке Юхана Викторина (Johan Wiktorin). Шведские вооруженные силы «просто слишком малы, чтобы защитить свою территорию», утверждает он.

По причине этой обеспокоенности уже предпринимаются действия по изменению военного бюджета. Парламент призвал увеличить расходы на оборону до 10,2 миллиарда шведских крон (около 1,2 миллиарда долларов) или примерно до 1,2% от ВВП страны. Хотя это по-прежнему гораздо меньше той суммы, которую изначально просило министерство обороны, и тех средств, которые НАТО рекомендует выделять на военные нужды своим партнерам, одним из которых и является Швеция.

Шведский менталитет

Более важным являются изменения в общественном сознании. По данным опроса общественного мнения, проведенного в январе управлением по гражданской обороне, 57% шведов выступили за увеличение военного бюджета — что составило максимум за всю историю проведения этих опросов — при этом лишь 30% респондентов высказали доверие к политике, проводимой правительством.

Растет и уровень поддержки вступления в НАТО, что на протяжении длительного времени было немыслимым в стране, давно гордящейся своей военной независимостью. Как показал опрос, проведенный в январе изданием Dagens Nyheter, 37% респондентов высказались за вступление в альянс, что на 5% больше, чем в прошлом году. 47% опрошенных по-прежнему против вступления в НАТО.

Такие изменения дались непросто в стране, которая фактически не воевала со времен Наполеона. «Серьезной проблемой, — считает шведский военный обозреватель Оскар Йонссон (Oscar Jonsson), — является шведский менталитет, основанный на идее, что регионального вооруженного конфликта не произойдет, что Швецию ситуация не затронет и может быть урегулирована мирным путем. В результате вопрос обороны фактически не считался важным на протяжении какого-то времени».

Шведская исключительность или шведский менталитет не составлял такой проблемы в годы холодной войны, когда Швеция выделяла на нужды своих многочисленных и хорошо оснащенных вооруженных сил — в том числе и армии численностью 350 тысяч человек— 3% от своего ВВП.

Соответствующей проблемой, по мнению подполковника Викторина и других, стало то, что в 2010 году Швеция решила отказаться от воинской службы по призыву и перешла на контрактную профессиональную армию.

«Для сравнения можно посмотреть на Финляндию, где воинская обязанность по-прежнему находит широкую поддержку населения благодаря понятному и вполне очевидному значению военной службы по призыву в деле защиты общества, — говорит Кейр Джиллз (Keir Giles) ассоциированный аналитик российско-евразийской программы лондонского аналитического центра Chatham House. У Финляндии есть профессиональная армия численностью 37 тысяч человек, в резерве первой очереди которой числятся 350 тысяч мужчин и женщин. «Когда отменяется воинская обязанность, мы приносим в жертву то сознательное отношение, которое народ испытывает к армии».

Г-н Йонссон, который служил в Афганистане в составе шведского контингента, говорит, что постепенно исчезло и понятие защиты родины — в том числе и острова Готланд. «Мы очень опрометчиво отказались от организации территориальной обороны, не сохранив потенциал и материально-техническое обеспечение, которые могли бы оказаться очень эффективными при небольших финансовых затратах», — считает он.

По-прежнему боеспособны?

Командование шведской армии, конечно же, приветствует вновь возросшее внимание к обороне. «Оборонные вопросы на протяжении довольно долго времени не представляли для шведского общества особого интереса, — отметил заместитель начальника управления планирования и разработки принципов боевого применения сил и средств шведской армии генерал Михаэль Клэссон (Michael Claesson) в своем эксклюзивном интервью, данном в штабе армии в Стокгольме. — Однако в результате того, что ситуация с безопасностью в нашем регионе ухудшилась, обстановка начала меняться».

Клэссон не согласен с тем, что над Швецией нависла неминуемая угроза со стороны какой-либо страны. «Однако,— утверждает он, — что касается России, мы являемся свидетелями значительного изменения ее военной стратегии, а также снижения порога использования военной силы для достижения политических целей».

Он также заявил, что армия Швеции «по-прежнему отличается высокой боеспособностью — и как самостоятельная армия, и в союзе с нашими партнерами» в НАТО. И, тем не менее, учитывая, малочисленность и разбросанность контингента шведской армии (которая, включая национальную гвардию и резервистов, насчитывает всего 50 тысяч человек), а также неоднородное качество военной техники, многие задаются вопросом, насколько высока эта боеспособность.

Г-н Джиллз из аналитического центра Chatham House с пониманием относится к тем проблемам, с которыми столкнулась армия Швеции в стране, которая еще совсем недавно не чувствовала необходимости обеспечивать мощную территориальную оборону. «Вооруженные Швеции делают все возможное в условиях сохранявшегося на протяжении нескольких последних десятилетий устойчивого мнения о том, что смысл их существования не подразумевает защиту Швеции».

Или, как сказал нью-йоркский корреспондент Dagens Nyheter Мартин Джилз (Martin Giles), «в период после холодной войны идея того, что Швеции нужна сильная армия, стала второстепенной. Правда, сейчас — отчасти в ответ на все более распространяющееся мнение о том, что Владимир Путин опасен и действует иррационально — эта идея вновь становится актуальной».

Шведская армия.

Н есмотря на все экономические трудности у Швеции была одна из самых передовых армий того времени, благодаря которой, шведский король мог удержать свои завоевания. В 80-х годах XVII в. шведский король Карл XI провел реформу армии. До этой реформы для комплектования армии проводились рекрутские наборы, бывшие крайне непопулярны среди крестьян. Содержание постоянного войска также являлось тяжким экономическим бременем для шведской казны. Карл XI ввел новую систему комплектования армии, названной системой индельты . Все королевские земли в Швеции и Финляндии были поделены на индельты -территории включавшие в себя несколько крестьянских хозяйств. Каждая индельта должна была содержать одного солдата, выделять ему кусок земли для поселения, снабжать его провиантом. Обмундирование предоставляло государство. Взамен убитого солдата индельта должна была выставить нового. Солдаты из индельт сводились в полк, носивший название провинции, где находились эти индельты. Эта система позволяла иметь шведскому государству постоянную армию, насчитывающую до 60 тыс. человек, не обременяя себя ее содержанием. Конечно, во время военных действий всегда можно было увеличить численность армии за счет рекрутских наборов. Таким образом, после вступления молодого Карла XII на шведский престол ему уже досталась профессиональная армия, созданная его предшественниками.

Пехота Карла XII придерживалась наступательной тактики, причем старалась избегать длительного огневого боя и после одного двух залпов переходила к атаке холодным оружием. Поэтому самое пристальное внимание уделялось обучению солдат приемам рукопашного боя. Основным оружием солдат было гладкоствольное ружье-мушкет с кремневым замком, который был несовершенен. Порыв ветра мог задуть искру, а в дождь замок не действовал вообще.

Батальоны в линии боевого порядка располагались в 6 шеренг. Огонь вели одновременно три шеренги пехотинцев - первая с колена, а вторая и третья стоя, причем третья шеренга стреляла в промежутки между солдатами второй шеренги.

Рис.4. Линейное построение шведского батальона. В центре располагались пикинеры, на флангах - мушкетеры, гренадеры окаймляли фланги (источник: А.В.Беспалов. Северная Война. Карл XII и шведская армия ) .

При ведении длительного огневого боя шведская пехота могла вести огонь методом караколирования. Этот метод заключался в следующем- после того, как солдаты первой шеренги дали залп, они уходили назад и становились за последней шеренгой строя, перезаряжая ружья. После произведения подобного маневра солдатами других шеренг, первая шеренга возвращалась на свое место и производила залп и т.д. (А.В.Беспалов ).

Кавалерия была любимым родом войск Карла XII, поэтому ее обучению и подготовке уделялось много времени. Особенностью подготовки шведских кавалеристов было то, что их обучали колоть, а не рубить противника палашами. Колотые раны, как правило, были смертельны.

В конце XVII- начале XVIII века в Европе господствовала французская военная мода. Основной деталью военного костюма был кафтан длинной до колен. Борта кафтана отворачивались наружу, образуя лацканы разной величины и формы. Просторные рукава заканчивались широкими обшлагами. Штаны были длиной чуть ниже колен и имели широкий пришивной пояс с разрезом и шнуровкой сзади, который позволял регулировать размер по фигуре человека. Спереди крепился откидной клапан- лацбант, закрывавший собой тот разрез, где у современный брюк размещается ширинка. Под коленями штаны стягивались по ноге завязками. На ноги надевались чулки, тупоносые башмаки или сапоги. Головным убором служила валяная из шерсти или пуха шляпа- треуголка, с полями, отогнутыми к тулье. С точки зрения функциональности шляпа была малопригодной вещью - от холода она защищала плохо и не переносила влаги.

Шведские пехотинцы носили однобортный синий кафтан с небольшим отложным воротником. На полах кафтана располагались два кармана, клапаны которых имели характерную для шведской армии форму с семью пуговицами. В шведской армии вместо шляп с полями часто носили картуз. Картуз состоял из суконной тульи с пришитыми к нему сбоку и сзади отворотами. В ненастную погоду подвернутые отвороты опускались вниз, закрывая уши и шею от холода.

Боевой дух шведской армии был чрезвычайно высок, что объяснялось особым религиозным настроем, основанном на протестантском учении о Божественном Предопределении. Этот настрой поддерживался полковыми священниками, которые утешали умирающих и надзирали за образом жизни солдат и выполнением ими религиозных обрядов. Нередко во время сражения священники сами выходили на поле боя, чтобы поддержать дух солдат (А.В.Беспалов ) .

Шведская пехота Карла XII была прекрасно обучена и владела всеми современными видами боя. Однако, обладая значительным качественным преимуществом над армией противника на ровной, открытой местности, шведская армия утрачивала свое преимущество при ведении боя на лесистой и пересеченной местности, что было существенным недостатком линейной тактики ведения боя, господствующей в то время. †

Каким бы цивилизованным ни было общество, оно всегда будет стремиться к покорению слабых и обретению большей власти. Насилие во все времена было значимой частью человеческой жизнедеятельности. Наглядным показателем этого факта является не что иное, как войны, которых в истории - бесчисленное количество. Применение военной силы происходило по разным причинам: это мог быть территориальный спор, неблагоприятная внешняя политика, наличие ресурсов, которых нет у других, и т. п. Большую роль в процессе государственных противостояний играет, как мы понимаем, армия той или иной державы. Во многих странах этот сектор деятельности имеет длительную историю. Это обуславливает специфику формирования и работы тех или иных подразделений. Отличным примером в данном случае является армия Швеции. В свое время она была одной из самых сильных в Европе. На сегодняшний армия является профессиональной структурой, которая использует в своей деятельности последние наработки в сфере вооружения и техники. При этом армия Швеции имеет множество специфических аспектов в части профессиональной деятельности.

Шведские вооруженные силы: особенности

Военный сектор большинства государств имеет однообразную структуру. Отличия существуют лишь в некоторых подразделениях. В остальном любой страны состоят из сухопутных, военно-морских и военно-воздушных подразделений. В Швеции армия представлена в таком же классическом "трёхгранном" виде. Основными задачами вооруженных сил этой страны являются защита её территории и независимости, а также прав и свобод её граждан. Таким образом, если не учитывать мелкие особенности внутреннего устройства, по своей сути данная структура не имеет ничего отличного, например, от вооруженных сил России, Великобритании, Франции и т. п.

Невзирая на вполне стандартный характер вооруженных сил шведского государства, они имеют множество специфических аспектов. Например, до 2010 года войска комплектовались полностью за счет обязательного призыва. Но, начиная с упомянутой временной отметки, призыв полностью отменяется. Это привело к большому дефициту кадров во всех родах войск. Многие специалисты утверждают, что данная проблема полностью не решена по сей день.

Что касается подготовки военных кадров для вооруженных сил, то она осуществляется в военной академии Карлберг. Это высшее учебное заведение располагается в здании, некогда бывшем королевской резиденцией. Ежегодно из академии Карлберг выпускается около трехсот молодых офицеров. Следует также отметить, что Швеция является активной участницей миротворческой деятельности по всему миру. Представители государства работают в рамках множества миссий ООН и ОБСЕ.

Армия Швеции: краткое описание

Королевская гвардия

Тот факт, что Швеция является монархией, обуславливает некоторые особенности структуры вооруженных сил. Достаточно значимая роль в военном секторе отводится королевской гвардии.

Это специальные формирования, входящие в такую структуру, как армия Швеции. Полк лейб-гвардии был сформирован еще в 16 веке. Основной задачей подразделения является защита стокгольмской королевской резиденции. Структура полка содержит в себе подразделения пехоты, кавалерии и обеспечения. Кадровое формирование лейб-гвардии осуществляется за счет военнослужащих иных родов войск.

Гвардейцы являются одной из визитных карточек Швеции. Ежегодно большое количество туристов посещает Стокгольм в надежде увидеть церемониальную смену караула.

Вместо заключения

Итак, мы выяснили, что собой представляет армия Швеции. Структура, история и техническое ее оснащение доказывают профессионализм военнослужащих и высокий боевой потенциал этого сектора. Будем надеяться, что реальную мощь в условиях боевых действий армии Швеции демонстрировать никогда не придется.