Президент рф путин подписал закон о пенсионной реформе. Какие пенсионеры нужны в России

Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ТС ВСТО-1)

В апреле 2006 года стартовало строительство крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Эту нефтепроводную систему предполагается использовать для снабжения российских регионов Дальнего Востока и поставок партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено и технологическое присоединение ТС ВСТО к уже существующим магистралям, принадлежащим корпорации ОАО АК «Транснефть», а это означает создание единой трубопроводной сети и, соответственно, оперативное распределение углеводородов как в сторону востока, так и в направлении запада.

Первым шагом инфраструктурного проекта (иначе названного ТС ВСТО-1) стало строительство трубопроводной ветки Тайшет - Сковородино, проходящей через Амурскую и Иркутскую области, а также Якутию. Длина магистрали составляет почти 2700 км, а мощность - 30 миллионов тонн в год. Одновременно был введен в эксплуатацию нефтеналивной порт Козьмино, чья мощность составила 15 миллионов тонн нефти в год и семь станций для перекачки нефти (НПС). В ближайшие годы трубопроводная система ВСТО-1 будет расширена, к 2020 году ее мощность должна достигнуть 80 млн тонн в год.

В процессе реализации строители столкнулись с различными сложностями и применили на практике сложнейшие технические решения. Так, отсутствие инфраструктуры на отдельных участках обусловило использование вездеходов и вертолетов для контроля состояния нефтепровода. Обслуживание также затруднялось плохими природными условиями (низкие температуры, сейсмичность) и особенностями рельефа на всем протяжении трассы (болота, тайга, водные препятствия). Кроме основных сооружений проект предусматривал сопутствующее благоустройство, в результате которого вдоль трассы появились дороги, очистные сооружения и линии электропередач, а необходимые объекты были оснащены средствами связи и автоматизации.

Нефтепровод "Сковородино - граница КНР"

В 2009-2010 годах был успешно реализован проект строительства нефтепровода "Сковородино - граница КНР", имеющего важное значение для укрепления дружественных связей между Россией и Китаем. Список объектов и сооружений включал в себя линейную трубопроводную часть, пролегающую по территории Амурской области, приемо-сдаточный пункт вблизи пос. Джалинда и нефтеперекачивающую станцию Сковородино. Также было необходимо обеспечить технологическую связь вдоль всей трассы на период строительства.

ВЕЛЕССТРОЙ, участвуя в этом проекте как надежный партнер с богатым опытом нефтегазового строительства, возводил пропускной пункт нефтепровода на границе двух держав. Всего за 4 месяца компания возвела целый комплекс энергетических узлов, хозяйственных сооружений, инженерной инфраструктуры. Специалисты ООО "Велесстрой" проводили земляные и сварочные работы, монтировали технологическое оборудование, объекты автоматизации и противопожарной защиты.

Нефтеперекачивающая станция №11

НПС №11 – типовая перекачивающая станция. С обычными трудностями этих мест – изолированностью от большой земли, отсутствием инфраструктуры, низкими температурами – ВЕЛЕССТРОЙ справился в рабочем порядке. Точно в срок были построены магистральная насосная, фильтр–грязеуловитель, емкость сбора утечек нефти и дренажа, кабельная эстакада, дизельная электростанция, насосная станция пожаротушения, два резервуара противопожарного запаса воды, электроосвещение, система связи, радиофикация, структурированная кабельная система, пожарная сигнализация. Автоматизация внутриплощадочные дороги и прочее.

Нефтеперекачивающая станция №12 с АДЭС

Функция нефтеперекачивающей станции №12 с автономной дизельной электростанцией – повышать давление в нефтепроводе и подпитывать его нефтью. Именно в этом месте, к ТС ВСТО подключается ТААС-Юряхское месторождение. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ построил не только типовой набор промежуточных НПС: магистральная насосная, здания ЗРУ, КТП, система сглаживания давления, пожарный комплекс и так далее, но и здание автономной дизельной электростанции, работающей на сырой нефти.

Нефтеперекачивающая станция №13

Объект располагается на 1 562 км трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2. В общей сложности на объекте были задействовано 80 единиц спецтехники и 550 строителей. Одним из важных элементов станции, который построил ВЕЛЕССТРОЙ, - кабельная эстакада инженерных сетей, выполняющая функции управления автоматизации. На объекте на полную мощность работает линейно-эксплуатационный участок, обслуживающий линейную часть магистрального трубопровода. Здесь имеются свои автозаправочные станции, котельные, три дизельные станции, которые находятся в режиме постоянной готовности. Для сотрудников на строительной площадке были созданы максимально комфортные условия: удобные жилые комплексы, столовая с фактически ресторанным меню, спортивный и тренажерный зал, комнаты отдыха, медицинский кабинет.

Нефтеперекачивающая станция №14 с АДЭС

Нефтеперекачивающая станции «Олёкминск» нефтепровода «ВСТО» - сложный строительный объект, состоящий из технологических, производственных и административно-бытовых сооружений, сетей и коммуникаций. Критическими факторами реализации проекта являлись не простые климатические условия, грунты многолетнего промерзания и полное отсутствие транспортного сообщения. ВЕЛЕССТРОЙ проводил комплексные работы по возведению корпусов для вахтовых рабочих, площадок и стоянок, насосной станции и резервуаров, прокладке технологических трубопроводов и монтажу оборудования.

Якутия – территория вечной мерзлоты.

На объекте строительства НПС №14 с АДЭС устройство всех фундаментов было выполнено на сваях, с поднятием здания до 1 метра от земли. Каждая свая была в паре с вертикальным термостабилизатором, который дополнительно поддерживает устойчивость самого фундамента.

Специфика работы вертикального термостабилизатора состоит в том, что зимой он собирает холод через ребристую часть термостабилизатора, находящегося над землей, что не позволяет верхним слоям грунта растаять в летний период. Всего было установлено 8 тысяч вертикальных термостабилизаторов.

Для ВЕЛЕССТРОЙ данный проект является наиболее значимым, именно с него начался стремительный рост компании.

Нефтеперекачивающая станция №15

Нефтеперекачивающая станция №15 – самая северная в проекте расширения ВСТО. Она находится в зоне вечномерзлых грунтов, поэтому применялись специальные строительные технологии. Резервуары ставили на сваи с термостабилизаторами грунта, а здание магистральной насосной было сооружено с проветриваемым техподпольем, позволяющим сохранять стабильным состояние вечномерзлого основания как в процессе строительства, так и во время эксплуатации.

Нефтеперекачивающая станция №17

ВЕЛЕССТРОЙ выступил в качестве генерального подрядчика при строительстве нефтеперекачивающей станции № 17, расположенной недалеко от города Алдан и принадлежащей инфраструктуре нефтепровода "ВСТО". Впервые специалисты компании столкнулись со столь суровыми климатическими условиями. Работы осложнялись экстремально низкими температурами – до -45С, но в отличие от Олёкминска, в этом случае недалеко от строительной площадки проходили и автомобильная, и железная дороги, что сильно облегчало снабжение. Специалисты ВЕЛЕССТРОЙ провели комплекс строительно-монтажных работ: возвели здание магистральной насосной и бытовой корпус, котельную, емкость сбора утечек нефти, операторную, резервуар объемом 5 тыс.куб.м, а также ввели в эксплуатацию узлы автоматики, систему пожаротушения и сеть коммуникаций и технологических трубопроводов.

Нефтеперекачивающая станция №18

По заказу ООО «ЦУП ВСТО» в 2010-2012гг. ВЕЛЕССТРОЙ выполнял работы по строительству нефтеперекачивающей станции №18. Она расположена близь города Алдан, республики Саха (Якутия). Компанией был выполнен комплекс работ по строительству зданий и сооружений, в т.ч. здание магистральной насосной, склады, инженерные сети, сети электроснабжения, технологические трубопроводы, топливораздаточный пункт, резервуары для хранения топлива, сети связи, сигнализации, автоматизации, пять прожекторных мачт, здание операторной автозаправочной станции с технологическими трубопроводами.

Нефтеперекачивающая станция №19

Строительная площадка НПС №19 находится всего в 15 км от железнодорожной станции, поэтому у ВЕЛЕССТРОЙ не возникало проблем с логистикой – все материалы для строительства доставлялись равномерно, по мере необходимости. Кроме обычного набора зданий и сооружений, которые построил ВЕЛЕССТРОЙ на данном объекте, особой гордостью является возведений подстанций, мощностью двести двадцать киловатт. Кстати, сотни километров линий внешнего электроснабжения, к которым подключены эти подстанции, построил тоже ВЕЛЕССТРОЙ.

Центральная ремонтная станция "Нерюнгри"

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) включает в себя не только линейную часть, но и сопутствующую инфраструктуру, в том числе 4 центральных ремонтных станции. В строительстве одной из них, в Нерюнгри, ВЕЛЕССТРОЙ принимал активное участие. Сотрудники компании возвели строительно-бытовой комплекс со столовой, узлом связи и контрольно-пропускным пунктом, склад, гараж, закрытую стоянку техники, а также проложили линии электроснабжения на 6кВ, оборудовали внутриплощадочные сети и молниеотводы, подключили дизельную электростанцию.

Центральная ремонтная станция "Олекминск"

При строительстве центральной ремонтной станции "Олёкминск" специалисты ВЕЛЕССТРОЙ столкнулись со сложными грунтами и сложнейшей транспортной схемой. Им пришлось использовать технологию горизонтальной термостабилизации грунтов и провести серьезные монтажные работы, чтобы обеспечить надежность и неизменное качество результата. Технологически, горизонтальная термостабилизация отличается от вертикальной тем, что состоит из конденсаторных блоков, которые зимой собирают холод и распространяют его по горизонтальным трубам, расположенным между сваями по всей площади здания. Сами трубы, длина которых достигает 5 метров, расположены спирально на отметке -1,5 м.

Компанией была возведены различные объекты технологического и бытового назначения: вахтовый жилой корпус, насосная станция хозяйственно–питьевого водоснабжения, стоянка для техники и площадки складирования, топливозаправочный пункт, резервуары для хранения топлива и воды. Были смонтированы сети и коммуникации, подключены узлы автоматики и дизельная электростанция, проведены электромонтажные работы.

НПС №2, НПС №5, НПС №7

В конце 2017 года ВЕЛЕССТРОЙ заключил контракт с ООО «ЦУП ВСТО» на строительство трех нефтеперекачивающих станций в Иркутской области. НПС №2, НПС №5, НПС№7 возводятся в рамках второго, завершающего этапа в проекте «Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО) до 80 млн тонн нефти в год». Территориально площадки станций расположены в удаленности от населенных пунктов, в Чунском, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах Приангарья. Наиболее труднодоступная - НПС №7, ее удаленность от развитой дорожной инфраструктуры превышает 180 км. Две другие станции находятся на расстоянии 20 км от крупных железнодорожных узлов и проходящих мимо федеральных автодорог.

Нефтеперекачивающая станция №9

НПС №9 считается непростым с точки зрения географического расположения объектом: она строится в Киренском районе Иркутской области, в 33 километрах от села Коршуново. Ключевой особенностью станции является сложная логистика: грузы на НПС доставляют по вдольтрассовому проезду ТС «ВСТО», в 400 км от ближайшей ж/д станции в городе Усть-Куте. Этот участок дороги имеет множество крутых подъемов и спусков, он невероятно сложен для прохождения большегрузной техники. Во время весенней и осенней распутицы движение по вдольтрассовому проезду запрещено. С этой трудностью специалисты ВЕЛЕССТРОЙ справились, станция находится в завершающей стадии работ. В 2015-2017 году ВЕЛЕССТРОЙ осуществлял строительно-монтажные работы на проектах НПС № 3, НПС № 6 и НПС № 9 в рамках расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Завершен очередной этап расширения трубопроводной системы ВСТО: запущены три нефтеперекачивающие станции (НПС) в Иркутской области, и еще одна - в Амурской. Новые мощности позволяют поднять производительность нефтепровода на участке Тайшет - Сковородино до 70 миллионов тонн в год, а на участке Сковородино - Козьмино до 44 миллионов тонн. Впереди финальная стадия расширения, в ходе которой на участке от Тайшета до Козьмино появится еще шесть новых нефтеперекачивающих станций.

Оправданные ожидания

Сейчас мало кто помнит ту критику, которая обрушилась на проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" в начале его реализации: о том, что проект преждевременный, и на него не хватит нефти; о том, что он несет угрозу экологической безопасности и бесполезен для регионов… Но нефтепровод построили, и объективная реальность быстро заставила критиков замолчать.

Сегодня Восточносибирский проект "Транснефти" - одно из самых востребованных у российских нефтяников направлений транспортировки нефти. Трубопроводная система ВСТО оборудована самыми передовыми средствами защиты, которые минимизируют экологические риски. Что касается нехватки нефти, то ученые все уверенней говорят об огромном потенциале Восточной Сибири, а нефтяные компании не устают это доказывать, год за годом увеличивая объемы добычи углеводородов. При этом они не только осваивают "советское" наследие, но и ведут разведку новых месторождений и нефтяных пластов.

Стоит напомнить, что изначально увеличить производительность нефтепровода до 80 миллионов тонн компания планировала не ранее 2030 года. Но заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российской нефти и активное развитие Восточной Сибири двигает реализацию проекта на более ранние сроки. Принята и успешно реализуется новая концепция развития. Сегодня расширение ТС ВСТО выходит на финальную стадию.

Опять тройка

В 2015 году после сдачи трех НПС на территории Республики Саха (Якутия) производительность трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" достигла 58 миллионов тонн в год. На следующем этапе расширения ТС ВСТО-1 предполагалось построить еще три НПС, но уже в Иркутской области. Одновременно со строительством компания взялась за реконструкцию систем электроснабжения и модернизацию оборудования действующих станций. Исполнители остались те же - инвестором выступала компания "Транснефть - Восток", а техническая реализация проекта была возложена на ЦУП ВСТО.

4740 километров - протяженность нефтепровода ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино)

Чтобы построить станции, потребовалось два года. Различия в сложности строительства определялись дальностью размещения - чем дальше на Восток, тем сложнее. Сегодняшние стройки ни в какое сравнение не идут с первыми этапами реализации ТС ВСТО: вдоль нефтепровода теперь проложены электросети, есть связь, и вдольтрассовый проезд с обустроенными переправами через реки - конечно, не асфальтированный хайвей, но добротная дорога, приспособленная для круглогодичного использования. Да и опыт строительства в экстремальных условиях, приобретенный компанией за это время, огромен. При этом различия объектов по сложности реализации остаются весьма существенными, и связаны в первую очередь с транспортной доступностью.

Наиболее удобная в плане логистики - НПС № 3, расположенная в районе поселка Вихоревка. Близость к железнодорожным путям и небольшое транспортное плечо до стройплощадки позволяло вести работы на станции практически с колес, и подвозить материалы по мере надобности в любое время года. Вторая площадка НПС № 6 расположилась в 100 километрах от Усть-Кута - материалы доставлялись по железной дороге на станцию Лена, и дальше по вдольтрассовому проезду к месту стройки.

27 нефтеперекачивающих станций участвуют в перекачке нефти на участке Тайшет - Сковородино - Козьмино

Сложнее всего было при строительстве НПС № 9. Площадка расположена в Киренском районе Иркутской области среди тайги. Вся транспортная инфраструктура - вдольтрассовый проезд. До Киренска - ближайшего крупного населенного пункта, более 200 километров. Поэтому основной объем грузов был доставлен в период навигации по Лене, а также по зимникам. На НПС № 9 строителям пришлось связывать инфраструктуру станции с уже существующей площадкой линейной эксплуатационной службы.

Реконструкция и модернизация

Если на предыдущих этапах расширения строительство станций было главной и, по сути, единственной задачей, то в программе 2015-2017 годов прибавился большой объем работы на уже существующих объектах по реконструкции систем электроснабжения и модернизации оборудования. Параллельно строительным работам на площадках станций предприятие ЦУП ВСТО реконструировало системы электроснабжения на НПС № 8 и НПС № 10. Там поставили более мощные трансформаторы, а подстанцию на НПС № 8 перевели на более высокий класс напряжения 220 кВ. Кроме того, от подстанции "Пеледуй" построили две одноцепные линии 220 кВ протяженностью 114 километров каждая. 
На головной НПС № 1 в Тайшете к энергетической инфраструктуре прибавилась 16-километровая воздушная линия напряжением 35 кВ.

Большой объем работы по строительству и реконструкции электросетевых объектов выполнен "Транснефтью" в сотрудничестве с сетевыми компаниями. "ФСК ЕЭС" построена и введена подстанция 500 кВ "Усть-Кут" для электроснабжения объектов НПС № 6. Завершается реконструкция подстанций при НПС № 15 и НПС № 16. Компания "ИЭСК" выполнила расширение Братского переключательного пункта для электроснабжения объектов НПС № 3, и реконструировала подстанцию 500 кВ "Озерная" для увеличения надежности электроснабжения ГНПС "Тайшет".

Также реконструирована система защиты нефтепровода от превышения давления. Эти работы начались весной 2016 года. На семи действующих перекачивающих станциях установили автоматизированные программно-технические комплексы контроля и управления насосными агрегатами и запорными устройствами нефтепровода, возвели резервуары аварийного сброса нефти, узлы предохранительных устройств и пр.

5 нефтеперекачивающих станций ТС ВСТО имеют резервуарные парки

Вместе с ЦУП ВСТО в модернизации оборудования участвовали производственные подразделения "Транснефть - Восток". Более чем на 50 насосных агрегатах, задействованных в перекачке нефти, для повышения их производительности провели замену роторов на новые с увеличенным диаметром рабочих колес. Кстати, по словам специалистов предприятия, такая замена не только позволила увеличить мощность станций, но и поднять их КПД, что в свою очередь позволило оптимизировать расходы на транспортировку и снизить затраты на электроэнергию.

В сторону Поднебесной

Поставлена точка и в расширении российской части нефтепровода Сковородино - Мохэ, неотъемлемой части ТС ВСТО-1. Напомним, что увеличение производительности нефтепровода ведется в рамках межправительственного соглашения между Россией и КНР. Работы здесь начались в 2014 году и были разделены на четыре этапа. В ходе первого - на НПС № 21 в Сковородино установили дополнительный магистральный насосный агрегат. На втором этапе реконструировали приемо-сдаточный пункт "Джалинда" на берегу Амура: установили дополнительную линию системы измерений количества и качества нефти, доработали системы автоматики и управления. В прошлом году завершено расширение резервуарного парка на НПС № 21, построен резервуар объемом в 50 тысяч кубометров, в этом году закончено строительство двух резервуаров таким же объемом на ГНПС № 1 в Тайшете. В итоге объемы резервуарных парков на станциях увеличились до 500 и 400 тысяч кубов соответственно.

Осенью пришла хорошая новость - китайские партнеры завершили работы на своей территории, построив вторую ветку нефтепровода Мохэ-Дацин. С 2018 года производительность нефтепровода составит 30 миллионов тонн в год, и поставки в КНР по трубопроводу Сковородино - Мохэ будут увеличены.

К Тихому океану

В 2014 году активизировались работы по расширению на втором участке ТС ВСТО: Сковородино - Козьмино. Все началось с модернизации станций. Первый этап включал техническое перевооружение НПС № 24, 27, 30, который "Транснефть - Дальний Восток" завершило к концу 2015 года. Одновременно такие же работы предприятие "Транснефть - Восток" провело на НПС № 21. Модернизация магистральных насосных агрегатов позволила поднять общую производительность нефтепровода до 35 миллионов тонн, обеспечив тем самым в 2015 году поставки нефти не только в порт Козьмино, но и на подключенный к трубопроводной системе Хабаровский НПЗ.

В том же году в районе поселка Архара началось строительство первой нефтеперекачивающей станции расширения ТС ВСТО-2. Сейчас НПС № 29 полностью готова к вводу, ее запуск увеличивает пропускную способность трубопроводной системы ВСТО на участке Сковородино - Козьмино до 36,7 миллиона тонн нефти в год.

Не обошла реконструкция и конечную точку нефтепровода. В районе Находки на территории нефтяного морского терминала "Транснефть - Порт Козьмино" вело свои работы. В 2015 году произвели дноуглубление второго причала и реконструкцию подходной дамбы, в конце 2016-го причал стал принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. В октябре этого года нефтепорт закончил строительство двух дополнительных резервуаров объемом 50 тысяч кубов каждый, и объем нефтебазы вырос до 600 тысяч кубометров.

600 тысяч кубометров - объем нефтебазы "Транснефть - Порт Козьмино"

И снова в бой

Теперь "Транснефть" приступает к следующему этапу расширения. Чтобы довести мощность трубопроводной системы ВСТО на участке Тайшет - Сковородино до проектной, предстоит построить еще три перекачивающие станции в Иркутской области. Подготовка к строительным работам началась, на площадке НПС № 7 уже идет строительство энергообъектов. Еще две станции будут строиться с нуля. Что касается НПС № 7, то на месте строительства уже разместилась линейная эксплуатационная служба. Там же находится пункт приема и сдачи нефти Иркутской нефтяной компании, поставляющей нефть с Ярактинского месторождения. В ноябре на головной станции ТС ВСТО в Тайшете предприятие начало строительство резервуара объемом 50 тысяч кубов.

1,4 миллиона кубометров - общий объем резервуарного парка для хранения товарной нефти

В активную фазу вступает расширение ТС ВСТО-2. В декабре 2017 года начинается строительство НПС № 23, 26 и 32, а также реконструкция действующей НПС № 27. На ней возведут два резервуара по 50 тысяч кубометров и сопутствующие объекты - два РВС-5000 для аварийного сброса нефти и подпорную насосную на четыре агрегата.

В 2018 году "Транснефть - Дальний Восток" продолжит работы на действующих объектах. Начнется реконструкция НПС № 34 и 41, на них построят дополнительные резервуары противопожарного запаса воды. На НПС № 34 также будет проведено расширение пропускной способности узлов предохранительных клапанов. Параллельно предприятие продолжит модернизацию существующих объектов. На девяти нефтеперекачивающих станциях заменят роторы магистральных насосов. Больший диаметр колес позволит повысить производительность агрегатов. Увеличить мощности восточного нефтепровода намерены не только за счет технологии, но и вводом противотурбулентных присадок. Первая установка появилась в 2016 году на НПС № 27, до 2020 года оборудование установят еще на нескольких станциях.

К 2020 году все основные работы по расширению ТС ВСТО на всем протяжении нефтепровода планируется завершить, после чего производительность ВСТО-1 возрастет до 80 миллионов тонн в год, ВСТО-2 - до 50 миллионов тонн.

ТС ВСТО: хроника расширения

ВСТО-1

2010-2012 гг. (Республика Саха (Якутия), Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 12, 13, 16, 18, 20;

2012-2014 гг. (Республика Саха (Якутия) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 11, 15, 19;

2015-2017 гг. (Иркутская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 3, 6, 9;

2017 г. (Иркутская область) - начало строительства НПС №2, 5, 7. Планируемый срок завершения конец 2019 г.

ВСТО-2

2015-2017 гг. (Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 29;

2017 г. (Амурская область, Хабаровский край) - строительство НПС № 23, 26, 32. Планируемый срок завершения - конец 2019 г.

"Транснефть - Порт Козьмино"

2010 г. - расширение резервуарного парка до 500 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров № 9, 10 по 50 тысяч кубометров;

2011-2012 гг. - строительство площадки приема нефти по нефтепроводу ВСТО-2; 2012 г. - ввод в эксплуатацию причала № 2;

2015-2016 гг. - дноуглубление причала № 2;

2016-2017 гг. - расширение резервуарного парка до 600 тысяч кубометров. Строительство резервуаров № 11, 12 по 50 тысяч кубометров.

Участок Сковородино - Мохэ

2011-2012 гг. - модернизация НПС № 21;

2012-2013 гг. - модернизация ПСП "Джалинда";

2014-2016 гг. - расширение резервуарного парка НПС № 21 до 500 тысяч кубометров, строительство резервуара объемом 50 тысяч кубометров;

2016-2017гг. - расширение резервуарного парка ГНПС № 1 до 400 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров объемом по 50 тысяч кубометров.

Благодаря запуску и развитию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан началось активное освоение новых нефтяных месторождений в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Это Талаканское, Верхнечонское, Даниловское, Марковское, Терско-Камовское, Дулисьминское, Ярактинское, Западно-Аянское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское месторождения. В 2016 году по ТС ВСТО-1 было транспортировано 58 миллионов тонн нефти, около половины этого объема - нефть, поставляемая в систему с месторождений Восточной Сибири. Прием нефти в систему ведется с 2008 года. Первыми поставщиками углеводородов стали нефтяные компании "Сургутнефтегаз" и "Верхнечонскнефтегаз". Сегодня нефть в ТС ВСТО сдают пять добывающих компаний. В 2011 году присоединились Иркутская нефтяная компания в районе НПС № 7 и нефтяная компания "Дулисьма" на НПС № 8. В 2013 году в районе НПС № 12 к нефтепроводу подключилась компания "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". В ближайшие годы планируется подключение еще четырех нефтяных компаний, которые разрабатывают новые месторождения Восточной Сибири. Сейчас идет строительство двух приемо-сдаточных пунктов.

Более 250 миллионов тонн нефти транспортировано по ТС ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино) с 2009 года. Из них более 100 миллионов тонн по нефтепроводу Сковородино - Мохэ и свыше 150 миллионов тонн по нефтепроводу ВСТО-2 (Сковородино - Козьмино).

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Тайшет - Сковородино построен 21 жилой дом и сданы 576 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Восток".

Жилье построено в Республике Саха (Якутия) - в Олекминске, Витиме, Алдане, в Иркутской области - в Братске, Вихоревке, Тайшете, Янтале и Речушке и Амурской области - в Сковородино и Джалинде.

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Сковородино - Козьмино построено 32 многоквартирных дома и сдано 408 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Дальний Восток". Жилье построено в Амурской области (Сковородино, Шимановск, Екатеринославка, Белогорск, Архара), Еврейской автономной области (Облучье), Хабаровском крае (Вяземский), Приморском крае (Дальнереченск, Черниговка, Анучино).

Мне как журналисту вспоминается мероприятие семилетней давности - презентация весьма известного и весьма уважаемого энергетического эксперта в офисе не менее известной американской организации. Пассаж про главный геополитический проект Кремля, строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, сводился к трем идеям: а) наши такой трубопровод построить не способны; б) поставки в восточном направлении из-за больших расстояний при любом раскладе окажутся убыточны; в) планы провести трубу рядом с Байкалом равносильны сооружению нужника в гостиной. Как-то сам собой за этим следовал вывод, что смысл имеет совсем другой маршрут трубы, нацеленный на США и Европу (восемь лет назад такой проект действительно существовал). Тогда услышанное неприятно резануло ухо. И не от того даже, что ВСТО был более патриотичным проектом, а потому, что нефть на восток у нас уже давно шла на действующие НПЗ - по железной дороге, однако такие перевозки обходятся в разы дороже трубопроводных поставок.

Тем не менее семь лет назад скепсис в отношении ВСТО преобладал и зачастую был вполне оправдан. Заявленные цели лежали в социальной и политической плоскости (диверсифицировать экспортные потоки углеводородов, скрепить Восточную Сибирь и Дальний Восток и инициировать их комплексное промышленное освоение). Чем заканчиваются подобные проекты, где экономика задвинута на второй план, особенно в нашей стране, хорошо известно. Отчасти эти опасения подтвердились - на первом этапе смета трубопровода выросла вдвое, сроки его реализации затянулись, в итоге процесс закончился отставкой главы компании Семена Вайнштока с командой и громким уголовным расследованием. Однако цель все же была достигнута. И Байкал обошли. Первый, восточный, сегмент трубы (см. карту) заработал еще два года назад. Были сомнения в реалистичности второго - но вот почти готов и он. Российская нефть уже попала на премиальный дальневосточный рынок.

Наблюдая за нынешними российскими инфраструктурными стройками вроде ВСТО, всегда задаешься вопросом, с чем их сравнить. В данном случае, конечно, с мегапроектом Байкало-Амурской магистрали. По размаху они сопоставимы, но по исполнению разнятся сильно. ВСТО строился без всяких напрягов вроде всесоюзной помощи и огромных молодежных десантов, живущих в бараках. Только побывать на «стройке века» никак не получалось. И вот скупая на журналистские праздники «Транснефть» вместе с двумя вице-президентами компании пригласила «Эксперт» в поездку по ВСТО на инспектирование стройки. Так я отправился в Братск и Хабаровск.

Ощущения с мест

Мы, небольшая группа из нескольких журналистов и четырех работников «Транснефти», встретились в аэропорту Внуково-3, где должны была погрузиться в маленький чартерный самолет. Еще до взлета начинаем бомбить вопросами вице-президента компании Анатолия Безверхова , в сфере компетенций которого - строительство. Выясняем, какова текущая ситуация со стройкой.

Вторая фаза работ по трубопроводу ВСТО практически завершена. На уже действующем западном участк

». После реорганизации количество военных округов сокращено до четырёх:

  • Западный военный округ - включает Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флот
  • Южный военный округ - включает Северо-Кавказский военный округ , 4-е командование ВВС и ПВО , Черноморский флот и Каспийскую флотилию
  • Центральный военный округ - включает Приволжско-Уральский и западную часть Сибирского военного округа
  • Восточный военный округ - включает Дальневосточный и забайкальскую часть Сибирского военного округа , Тихоокеанский флот

После военно-административной реформы все войска на территории военного округа подчиняются одному командующему и он несёт персональную ответственность за безопасность в регионе . Объединение под единым руководством командующего войсками военного округа общевойсковых армий, флотов, командований ВВС и ПВО позволило качественно увеличить боевые возможности новых военных округов за счёт сокращения времени реакции в кризисных ситуациях и роста их совокупной ударной мощи. На стратегических направлениях созданы самодостаточные межвидовые группировки войск (сил), объединённые под единым командованием, основу которых составляют соединения и воинские части постоянной готовности, способные в кратчайшие сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению. После реорганизации боевой потенциал Западного военного округа по сравнению с Ленинградским военным округом увеличился в 13 раз, что свидетельствует о заблаговременно спланированных и поэтапно реализуемых подходах государства по совершенствованию Вооружённых Сил .

При проведении административной реформы планировалось сокращение количества воинских частей согласно следующей таблице :

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию , 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию , 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию . Решение по расформированию 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было позднее отменено , решение о расформировании 98-й гв.вдд так и не было принято.

Сокращение численности

Существенной частью реформы стало сокращение численности вооружённых сил, которая в 2008 году составляла около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений пришлась на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Категория военнослужащих На
01.09 .
На
01.12 .
На
01.01 .
Процент изменения численности
Генерал 1107 780 866 −22 %
Полковник 15365 3114 −80 %
Подполковник 19300 7500 −61 %
Майор 99550 30000 −70 %
Капитан 90000 40000 −56 %
Старший лейтенант 30000 35000 +17 %
Лейтенант 20000 26000 +30 %
Всего офицеров 365000 142000 −61 %
Прапорщик 90000 0 0 −100 %
Мичман 50000 0 0 −100 %

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в Вооружённых силах в 2009 году было более 120 тысяч человек . Согласно плану Минобороны, ликвидация очереди и переход на обеспечение военнослужащих жильем в год признания их нуждающимися в нём произойдет к 2013 году. По состоянию на июнь 2011 года в жилплощади нуждаются около 40 тысяч семей .

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17 490 человек до 4 916, то есть на 71 % .

Сокращения в Вооруженных силах России произошли быстрее, чем было запланировано. В 2011 году число офицеров в российской армии составляет 150 тысяч. В результате Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу вернуть в состав Вооруженных Сил около 70 тысяч офицеров .

Военная медицина

Планируется сократить:

  • Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России
  • 66 военных госпиталей
  • 83 военные поликлиники
  • 17 лазаретов
  • 5 военных санаториев и домов отдыха
  • 64 базы хранения военной техники и имущества.

В 2010-2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек .

Военные вузы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил : «На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база».

Перевооружение

Реформа денежного довольствия

С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5-3 раза, а военные пенсии возрастут в 1,5-1,7 раза. 7 ноября 2011 президент Дмитрий Медведев подписал Закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" . В соответствии с законом изменена система начисления денежного довольствия: отменяются существовавшие до этого дополнительные выплаты и надбавки и вводятся новые. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • ежегодная материальная помощь;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Конкретные размеры окладов установлены Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" , размеры дополнительных выплат - Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" .

Военная тайна

Поддержка

Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны России Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия неэффективна. «События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя».

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны - создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий - демагогия и политический популизм…

…альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует…

…радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

Критика

1 ноября 2008 года депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение. . В частности Виктор Илюхин заявил :

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков :

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

  • около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;
  • 101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери;
  • создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа , когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз .

Итоги реформы

Итоги реформы на конец 2010 года:

  • Завершён первый этап создания нового облика Вооруженных сил. Российская армия обрела новую структуру, новую систему военного планирования. Существенно обновлены системы подготовки и обеспечения войск;
  • Создана новая трёхуровневая структура оперативного управления войсками и флотами - военный округ, оперативное командование, бригада. Шесть военных округов реорганизованы в четыре - Западный, Южный, Восточный и Центральный. На их основе созданы оперативно-стратегические командования (ОСК «Запад», ОСК «Юг», ОСК «Восток» и ОСК «Центр»). Это мощные межвидовые группировки войск на ключевых стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток, соответственно. Объединение сил и средств под единым командованием повысили боевые возможности и потенциал армии;
  • Создан новый боевой состав Вооруженных сил с установленной численностью в 1 миллион военнослужащих. В 2010 году Президент РФ одобрил предложения Минобороны по содержанию в Вооруженных силах 220 тысяч должностей офицеров и 425 тысяч военнослужащих, проходящих службу по контракту. Долю военнослужащих-контрактников планируется увеличивать по мере создания привлекательных условий военной службы.

Осенью 2012 года выяснилось, что МО погрязло в коррупции . Сердюков был уволен с должности. За него вступился Медведев, как «за хорошего министра». Однако, независимые источники не исключают «тесной бизнес-связи между Сердюковым и Медведевым».

Информация

Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах . За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в своём интервью газете «Известия» сказал :

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Приоритетная задача Повышение денежного довольствия в 2012 . Медведев о повышении зарплаты военнослужащим В преддверии Бюджетного послания Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на очередном совещании особо отметил, в ряде задач требующих неотложного решения вопросы, напрямую касающиеся военнослужащих. Цитируем: «Завтра у нас бюджетное послание, поэтому, сегодня по целому ряду вопросов нужно будет поставить точку. Немалые средства, сверх заявленных, запрошенные на реформирование системы денежного довольствия военнослужащих в 2012 году, очевидно, что это, в общем, приоритетная задача»

Примечания

  1. РИА Новости
  2. http://vz.ru/politics/2010/10/22/441797.html
  3. Приоритеты строительства Вооружённых Сил
  4. Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
  5. Указанные данные нуждаются в уточнении: либо приведены не все части ВДВ на тот момент, либо (при условии подсчёта дивизий и бригад ВДВ) приведены ошибочно
  6. «Знамена - в музей, знаменосцев - на гражданку», Независимое военное обозрение от 31 октября 2008 года
  7. Lenta.ru
  8. Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы (рус.) . КП (02.12.2008). Архивировано
  9. В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей (рус.) . Интерфакс (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
  10. Роман Ошаров Армия лейтенантов (рус.) . Деловая газета «Взгляд» . «ВЗГЛЯД.РУ» (21.12.2009). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 21 декабря 2009.
  11. Андрей Федоров Вот тогда и повоюем (рус.) . Лента.Ру (21.01.2009). Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 21 декабря 2009.
  12. Военный совет
  13. Известия от 1 декабря 2008 года
  14. Офицеры возвращаются
  15. Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации»
  16. «За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года
  17. Lenta.ru
  18. РИА Новости
  19. Новое оружие будет! «Красная звезда » 2 октября 2008.
  20. Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью NEWSru 2 октября 2008.