Отличие японской манги от американских комиксов. Больше, чем комиксы: особенности японской манга

Всем привет!

Как вы уже поняли, началась Неделя детской и юношеской книги, няк. И уж не знаю удивлю ли я вас или нет, но я очень люблю читать книги хе-хе. И литературу я начала читать намного раньше чем мангу, хи-хи. Хоть я и до мозга костей являюсь анимешницей (весёленькая болезнь если честно), но даже сейчас продолжаю читать книги для подростков, десу.

Как вы, надеюсь, помните, я уже рассуждала на тему отличий между мангой и комиксами, и они действительно были. Ну, а сегодня мы поговорим (как вы уже поняли из названия) об отличиях и совпадениях между книгой и мангой.

Вы спросите: что вообще может быть между ними общего? На первый взгляд, действительно совершенно ничего. Книги пишут, а мангу рисуют. В основном, книги делают в твёрдом переплёте, мангу же всегда — в мягком. Книги пишут по всему миру, а хорошую мангу рисуют лишь японцы. Но, если подумать, и то, и другое занятие можно назвать искусством: ведь не каждый человек может написать хорошую книгу и нарисовать мангу. Это требует специальных навыков и жизненного опыта, потому что сюжет должен затягивать читателей будь то манга или книга.

В книге чувства героя описываются словами, словосочетаниями, а иногда ещё и иллюстрациями, в манге же есть определённые символы, которые показывают эмоции персонажей. Также нельзя забывать про выражение лица, поэтому, если вы не знаете этих символов, не переживайте, незнание не затруднит прочтение манги. Ко всему прочему, в манге, как и в книге, может описываться внутренний мир человека: его страдания и переживания — и это действительно очень захватывающее чтиво, ничуть не хуже книжного. Я перечитала действительно много манги разных жанров: от психологии и триллера до романтики и юмора.

Самой первой книгой (которую я прочитала самостоятельно), давшей начало всей этой любви к литературе была всем известная (надеюсь) «Мэри Поппинс». Ну а первой мангой, после которой я вообще начала погружаться в этот мир и узнавать что-то новое об этом, была «Корзинка фруктов». Сюжет описывать не буду, если станет интересно просто загуглите, бу-га-га-шеньки.

Приветствую вас, дети Немезиды, неописуемые герои мифичного мира!

Аниматик, если и исчезает, то не навсегда. Как моль я возвращаюсь снова и снова, жужжу в вашем сознании до полного самоотречения. Такой я настойчивый. И наглый. А тема сегодня косвенно касается аниме, но все же стоит внимания, потому что многие люди до сих пор не понимает ценность манги как литературного источника. Особенно в сравнении с комикс продукцией, пленившей разум подростков по ту сторону Тихого океана.

Итак, манга и западный комикс, главные отличия.


Если вы читали один из моих ранних эпизодов «Почему все аниме снято по манге?», вы уже в курсе, что манга преимущественно черно-белая (так дешевле) и читается справа налево. Но это только поверхностные внешние различия. Разлом проходит значительное глубже. И он как всегда связан с нацией и идеологией.

Культурные различия

Одним из основных водоразделов между западными комиксами и мангой является темп. Сюжет в манге развивается гораздо медленнее, с ощутимо меньшим акцентом на действие. Мангаки зарабатывают небольшие деньги, которые зависят от количества страниц и глав, поэтому для них есть смысл не торопиться раскрывать основную историю как можно дольше. «Тянуть резину», говоря грубо. Также в отличие от западных комиксов, которые посвящают страницы преимущественно динамичным сценам экшена, манга стремится воспроизвести различные эмоциональные реакции персонажей. Часто это превращает сериал в мыльную оперу.

Тематические различия

В то время как западные комиксы концентрируются вокруг супергероического бытия, ежедневной борьбы добра и зла, манга касается более рискованного материала, такого как секс, насилие, психические расстройства. Причина такой свободы самовыражения берет корни в религиозной принадлежности Японии к синтоизму и буддизму, для которых секс не является олицетворением стыда. Это позволяет японцам быть более либеральными в изучении собственной сексуальности, чем большинству американцев, идейно застрявших в подростковом возрасте.

Стилевые различия

В западных комиксах ключевые кадры размещаются по центру, чтобы занять всю первую сцену в произведении. Зато мангака выбирает нижнюю часть страницы. Также в манге используется более кинематографический стиль повествования, который склонен изображать персонажей в драматических позах, с разных углов и планов. Мангака строит сцену кадр за кадром, синхронно с диалогом или словами автора. Западные комиксы, графические новеллы визуально более однозначные и не обязательно сочетают панели слов и соответствующие им действия. Ну наконец рассмотренный мной чиби стиль, согласно которому герои манги изображаются как маленькие дети с гипертрофированными эмоциями — это одна из особенностей этого вида массовой литературы.

Производственные различия

Количество манги, которая ежегодно попадает на полки магазинов, гораздо больше, чем комиксов Америке. Манга составляет более 30 процентов всех опубликованных журналов и книг в Японии. Кроме того, 40 процентов фильмов, произведенных в Восточной стране — это аниме, которое по большому счету представляет собой подвижный разрисованный эквивалент манги. В то время как западные комиксы ориентированы больше на подростков, мангу читает гораздо более широкая аудитория. Как я описывал в одном из ранних эпизодов, человек любого возраста может найти себе мангу или аниме по душе и мировоззрению, не боясь быть обвиненным в инфантилизме или высокомерии.

Вот так, люди добрые. Надеюсь ваши сомнения развеялись, если они были, и вы с головой погрузитесь в прекрасный, хоть и черно-белый мир манги. А поможет вам моя муза на день, Хиширо из популярной манги ReLife.

В западных языках принято разделять мангу (японские комиксы), манхва (корейские комиксы) и маньхуа. Однако в языках самих этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще. Если, например, китаец хочет подчеркнуть, что он говорит имеено о манге, а не маньхуа, то он скажет «комиксы (маньхуа) в японском стиле» (日式漫画). Слово впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески», «странные (или весёлые) картинки».

Итак, чем же отличаются манхва, манга и маньхуа друг от друга? Разбираемся!

Что такое манга - мы все прекрасно знаем, но кратко напомню:

Ма́нга (яп. 漫画 , マンガ, ˈmɑŋgə ) ж., скл. — японские комиксы, иногда называемые комикку (コミック ). Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, начинает развиваться после окончания Второй мировой войны,испытав сильное влияние западной традиции, однако, имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве. В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. С 1950-х годов манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства, с оборотами в 500 млн долларов в 2006 году. Она стала популярной и в остальном мире, особенно в США, где продажи по данным на 2006 год находились в районе 175—200 млн долларов. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная, например, «Colorful», название которой переводится с английского как «красочный». По популярной манге, чаще всего длинным манга-сериалам (иногда неоконченным) снимается аниме. Сценарий экранизаций может претерпевать некоторые изменения: смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв, убираются чересчур откровенные сцены. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся ).

Манхва (кор. 만화 ) — корейские комиксы. Термин в Корее означает и анимационные мультфильмы, и комиксы, и карикатуру, а за её пределами обычно употребляется для обозначения исключительно корейских комиксов.

Корейская манхва очень похожа на японскую мангу и китайскую маньхуа. Они имеют много общих черт, но каждая обладает собственными особенностями — текст и графика согласуются с культурой и историей соответствующих стран. Манхва находилась под влиянием тяжелой новейшей истории Кореи, это повлияло на многообразие форм и жанров. Отталкиваясь от мэйнстрима, копирующего особенности манги, манхва развилась до авторских мини-историй, графически ориентированных работ и манхва-сериалов, распространяемых через интернет. На данный момент длинные сериалы интернет-манхвы на специальных порталах (например Media Daum) и личных страничках являются популярным ресурсом среди молодого поколения Кореи.

Манхва читается в том же направлении, что и книги на русском языке — горизонтально слева направо, потому что текст на хангыле обычно так и пишется, хотя иногда он может быть записан так же как японский и китайский — вертикально справа налево. Оба варианта читаются сверху вниз.

В отличие от Японии, анимация, основанная на манхве, в Корее всё ещё редка (несколько заметных хитов в конце 80-х и начале 90-х — Dooly the Little Dinosaur и Fly! Superboard ). Однако, манхва в последние годы часто экранизируется в телесериалы и фильмы. Full House , 2004, и Goong , 2006 — примеры лучших телесериалов такого рода за последнее время.

Маньхуа́ (кит. трад. 漫畫 , упр. 漫画 , пиньинь Mànhuà ) — китайские комиксы. Под этим понятием объединяют все комиксы, выпущенные в Китае (включая Тайвань и Гонконг), а также переводы японской манги на китайский язык. Несмотря на значительный рост производства маньхуа в материковом Китае, большинство комиксов по-прежнему выпускаются на Тайване и в Гонконге. Считается, что первым автором маньхуа был Томасу Чу (Tomasu Chew).

В своей книге Комиксы Гонконга: история маньхуа Вэньди Сюи Вонг пишет, что китайские комиксы «включают в себя карикатуры, комиксы и ляньхуаньту (традиционная китайская иллюстрированная книга рассказов с картинками) различных форм и стилей». Ляньхуаньту (连环图 — дословно «цепочка картинок», «связанные картинки») отличается от традиционных комиксов тем, что картинки в них занимают всю страницу и сопровождаются простыми подписями без «облачков».

Рисунки, напоминающие современные комиксы и карикатуры, существовали в Китае с древних времён и на протяжении всей его истории. Наиболее древние образцы подобных изображений сохранились в виде каменных барельефов и рисунков на гончарных изделиях, а также в виде сатирических рисунков эпохи Мин (1368—1644 н. э.) и Цин (1643—1911 н. э.). В качестве времени зарождения традиционных китайских маньхуа обычно полагают пространный период с 1867 по 1927 гг. Традиционные маньхуа активно развивались вплоть до «культурной революции» (1966—1976 гг.), фактически прервавшей естественное культурное развитие Китая на 10 лет. В это же время активно начали развиваться современные маньхуа в Гонконге и на Тайване — во многом под влиянием японской манги.

В 1980-е гг. искусство традиционных маньхуа стало понемногу возрождаться, однако в начале 1990-х гг. в материковый Китай стали проникать современные маньхуа из Гонконга и Тайваня и японская манга. Они стремительно завоевали рынок КНР, практически не оставив шансов традиционным китайским маньхуа. Сейчас многие в Китае, особенно, молодёжь, ассоциируют слово «маньхуа» только с современными комиксами. В 90-х гг. в КНР было крайне неразвито законодательство в отношении прав на интеллектуальную собственность, что привело к расцвету пиратских маньхуа. Китайское правительство отреагировало большой кампанией по упорядочиванию рынка маньхуа, в пылу борьбы с пиратством закрыв первый в КНР посвящённый манге и маньхуа журнал «Король комиксов» (《画书大王》). В то же время для защиты рынка правительство КНР запустило «Проект развития детских маньхуа в Китае» (сокращённо «Проект 5155»), благодаря которому в Китае появилось множество журналов комиксов и художников маньхуа. При этом в большинстве своём китайские материковые маньхуа до сих пор уступают в качестве и количестве маньхуа Гонконга и Тайваня, которые няряду с переводной японской мангой пользуются наибольшей популярностью у читателей КНР.

Классификация маньхуа довольно расплывчата и во многом пересекается с классификацией японской манги. В китайской Википедии маньхуа делится на следующие категории:

  • По читательской аудитории :
    • Маньхуа для мальчиков — отличаются военной, приключенческой или научно-фантастической тематикой. Основной аудиторией являются мальчики и юноши до 18 лет, однако среди читателей есть немало девочек и взрослых людей.
    • Маньхуа для девочек — отличаются тонкой и чёткой отрисовкой и тематикой школьных или любовных отношений. Основной аудиторией являются девочки до 18 лет, однако среди читателей есть немало мальчиков и взрослых людей.
    • Молодёжные маньхуа — ориентированы на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. В содержании отражены вопросы взросления и любовных (в том числе сексуальных) отношений.
    • Женские маньхуа — ориентированы на домохозяек либо бизнес-леди. В содержании отражены проблемы более взрослой жизни, главными героями, как правило, являются взрослые мужчины и женщины.
    • Маньхуа для взрослых — ориентированы на людей старше 18 лет. В содержании затрагиваются различные вопросы, такие как политика, экономика, история, культура и др. Они также могут содержать изображения секса и насилия.
      • Эротические маньхуа
        • Лоликун (лоликон)
        • Чжэнтайкун (сётакон)
      • Порно-маньхуа (хентай)
При этом в маньхуа для девочек также могут быть войны, фантастика и приключения. В маньхуа для мальчиков также могут затрагиваться темы школьных отношений и любви с позиции мальчика. В детских маньхуа могут также появляться темы, характерные для взрослых маньхуа (за исключением секса).
  • По количеству изображений :
    • Одиночные маньхуа — состоят из одного рисунка, как правило, цветные с изображением человека либо пейзажа, очень редко содержат сюжет.
    • Короткие маньхуа — как правило, состоят всего из нескольких страниц, в журналах обычно целиком публикуются в одном номере.
    • Длинные маньхуа — длина практически неограничена, в журналах могут публиковаться частями в течение нескольких лет или даже нескольких десятков лет.
  • По теме :
    • Научно-фантаскические маньхуа .
    • Школьные маньхуа — маньхуа об отношениях школьников или студентов.
    • Фэнтези-маньхуа — действия происходят в абсолютно отличном от нашего мире.
    • Даньмэй-маньхуа (яой) — основной целевой аудиторией являются девушки и женщины, а также часть мужчин. Основная тематика — гомосексуальные отношения мужчин, какими они могут предстать в воображении женщины. Изначально появились в Японии, но затем распространились на китаеязычные регионы (включая Тайвань и КНР), где сейчас активно развивается движение додзиндзё (cм. додзинси).
  • По месту производства :
    • Тайваньские маньхуа отличительной особенностью является добавление элементов традиционной китайской графики гунбихуа , а также чёрно-белым исполнением. Основные представители: Цай Чжичжун и Чжэн Вэнь.
    • Гонконгские маньхуа — тематика гонконгских маньхуа это, как правило, войны, драки, мафия — то есть, всё то что в кинематографе объединяется под понятием боевик. В Гонконге также призводится немало комических маньхуа. Основные представители: Ван Цзэ, Чэнь Моу, Хуан Юйлан и др.
Материковые маньхуа пока ещё не сформировали собственного стиля, в КНР наибольшей популярностью пользуются маньхуа из Гонконга и Тайваня, а также переводная японская манга.
  • По рейтингу возрастных ограничений
    • Маньхуа с рейтингом 1 — подходят для любого возраста, крайне ограниченное содержание насилия и отношений полов. На их издание, импорт и экспорт не накладываются ограничения (за исключением маньхуа, запрещённых для детей младше 18 лет; для подобной продукции необходимо составлять особую декларацию, а также взять обязательство не продавать её детям младше 18 лет).
    • Маньхуа с рейтингом 2 — не подходят для читателей моложе 21 года. В них содержится определённый контент секса и насилия, однако не превышающий границы, установленные международными правилами.
    • Маньхуа с рейтингом 3 — содержание секса и насилия превышает рамки международных правил, считаются неподходящими для читателй любого возраста. Во многих странах запрещено издание и распространение подобной продукции.

Согласно классификации Вэньди Сюи Вонг гонконгские маньхуа делятся на:

  • Сатирические и политические маньхуа
  • Комические маньхуа
  • Маньхуа-боевики
  • Детские маньхуа (маньхуа по мотивам древних китайских легенд)

Чем отличается Манга от Манхвы?

  • 1) "манхва" это просто корейское чтение японского слова "манга"

    2) им обозначаются две вещи. во-первых, японские манга, во-вторых, собственно корейские комиксы

    3) ну а отличаюься.. . много чем отличаются

    4) корейские, конечно, в чем-то самобытны, но, на самом деле, под очень сильным японским влиянием

    5) только корейцы ни за что в этом не признаются)))

  • манга- черно-белый комикс

    манхва- цветной

  • Манга - Япония, с права налево

    Манхва - Корея, слева на право

    Маньхуа - Китай

  • Манхва - это корейские комиксы)))

    Корейская манхва очень похожа на японскую мангу и китайскую маньхуа. Они имеют много общих черт, но каждая обладает собственными особенностями текст и графика согласуются с культурой и историей соответствующих стран. Манхва находилась под влиянием тяжелой новейшей истории Кореи, это повлияло на многообразие форм и жанров 1. Отталкиваясь от основного течения, копирующего особенности манги, манхва развилась до авторских мини-историй, графически ориентированных работ и манхва-сериалов, распространяемых через интернет. На данный момент длинные сериалы интернет-манхвы на специальных порталах (например Media Daum) и личных страничках являются популярным ресурсом среди молодого поколения Кореи.

    Манхва читается в том же направлении, что и книги на русском языке горизонтально слева направо, потому что текст на хангыле обычно так и пишется, хотя иногда он может быть записан так же как японский и китайский вертикально справа налево. Оба варианта читаются сверху вниз.

    В отличие от Японии, анимация, основанная на манхве, в Корее вс ещ редка (несколько заметных хитов в конце 80-х и начале 90-х Dooly the Little Dinosaur и Fly! Superboard). Однако, манхва в последние годы часто экранизируется в телесериалы и фильмы. Full House, 2004, и Goong, 2006 примеры лучших телесериалов такого рода за последнее время.

  • Аниме - это японская анимация, рассчитанная на подростковую и взрослую аудиторию и имеющая высокую популярность в мире. В аниме очень яркие, запоминающиеся персонажи, необычные фоны, особое построение сюжета. Аниме насчитывает почти вековую историю от персонажей, созданных Осамой Тэдзуки, которые были еще первыми попытками трансформировать диснеевскую мультипликацию до современных мультфильмов, пользующихся большой популярностью по всему миру.

    Первоначально аниме были предназначены для детей, но со временем они превратились в нечто сложное, со своей сложной философией, с замысловатыми сюжетами, обсуждаемые проблемы стали сложней, поэтому эти мультфильмы немного поменяли свою аудиторию на более взрослую. Сначала появляются целые сериалы, рассчитанные на аудиторию 14 летнего возраста, затем рассчитанные на взрослых и людей преклонных лет.

    У аниме есть свои особенности:

    1) специфические жанры типа меха , которые строятся по своим собственным законам.

    Меха - поджанр аниме, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины.

    2) Особенности рисунка (например многих персонажей в аниме отличают большие глаза, а вот нос и рот изображают обычными волнистыми линиями а волосы чаще всего разделены прядями).

    3) Особенности сюжетов аниме. Во-первых, это их разнообразие, во-вторых, предсказуемость некоторых событий, скрещивание жанров (например, детектива и комедии), цикличность сюжета, огромную роль играет элемент фантастики и параллельных миров

    4) Музыкальное сопровождение как правило происходит с помощью популярных азиатских исполнителей.

    5) Форматы, в которых выпускается аниме (это телесериалы, фильмы, OVA - аниме, созданные специально для продажи на видеоносителях и ONA- аниме, предназначенные для трансляции в сети Интернет).

    6) Все аниме строятся имеют одну структуру: вступление, начальная заставка, краткое содержание предыдущей части, первая часть аниме, интеремедия, вторая часть аниме, финальный ролик, кадры из следующих серий.

    Сегодня аниме очень популярно в России. Сегодня люди не только смотрят мультфильмы, они также копируют персонажей этих мультфильмов, что называется касплей. Кроме этого в России создаются свои аниме-студии. Например, XL Media, Мега-Аниме, Reanimedia. Все это говорит о том, что аниме развивается и приобретает все больший охват по всему миру. Среди популярных аниме мы можем назвать мультик «Наруто», «Аватар: Легенда об Аанге.»

    А чем же манга отличается от аниме?

    Манга - или по-другому «гротески» - это веселые картинки. Возникновение этого термина связывают с эпохой конца 18 - начале 19 века. Известный художник - Кацусико Хокусай издал серию примечательных гравюр и назвал их мангой. Понятие манга вне Японии означает комиксы, изданные в Японии. Есть также аналоги манги в Корее, на Тайване, в Корее, в Гонконге и они носят названия манхва и маньхуа. Эти комиксы получили известность и в Европе: во Франции это «новая манга», в Америке - америманга, а в Англии -манга англоязычного происхождения.

    Особенности манги:


    1) по графике и литературному стилю отличается от западных комиксов. Манга развивалась под влиянием западных классических комиксов.

    2) Сценарий расположения кадров в манге также особый. В изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от гротескного до реалистичного. Сходным моментом с аниме опять же является акцент на большие глаза персонажей. 3) Манга читается справа налево, как и вся китайская письменность. Очень часто мангу как бы «зазеркаливают», то есть делают удобной для европейского читателя.

    4) В некоторых мангах мангаки не считают нужным определять сюжетную линию и делают так, что их герои в нескольких работах выстраивают один и те же отношения.

    Благодаря своей лакончиности и плакатности в эпоху Второй мировой войны манга использовалась в качестве пропаганды идей гуманизма и соединения народов мира. В последнее время влияние манги существенно возросло. Манга развивается в Канаде, США, Германии, Франции, Польше.

    Подтожим, аниме - это вид японской анимации, а вот манга - это комиксы. Но надо отдать должное, что аниме часто строится на принципах и идеях манги. Таким образом они взаимосвязаны. Манга наравне с аниме очень популярны в России. Следует помнить, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как сочетают в себе идеологические и философские взгляды японской культуры. Еще одной особенностью является то, что эти два понятия имеют свой замкнутый культурный пласт, целью которого является отражение культурно-идеологических символов японской культуры. Также они выступают в качестве преодоления межнационального барьера.