Открытый урок "Игры со словами. Чудесные превращения слов"

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Надежда»

муниципального образования город Ноябрьск

Волшебные превращения слов

Подготовила: учитель-логопед

МАДОУ «Надежда»

О. В. Белова

ИГРА С МЯЧОМ «ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВА»

ЦЕЛИ:

Закрепление обобщающих понятий;

Активное расширение словаря;

Активизация уже имеющегося словаря;

Формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

Пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т.д.)

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать – в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.

Примечание:

    В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со словом, окунуться в языковые процессы на практике.

    У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение, беседа и т.д.)

    Проводя игру, необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на одном занятии (материал можно разделить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

    Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины «уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т.д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки.).

ЗВУК [ К ]

1. Уменьшительно-ласкательные формы слов

Скажем ласково – и вот

Звук [К] в слово и придет!

Существительные. Нос – носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.).

Голова – головКа (трава, нога, спина, нора и т.д.)

Прилагательные. Синий – синеньКий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т.д.).

Наречия. Мало – маленьКий (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.)

2 . Детеныши.

У любящих мам есть, конечно, ребенок:

У доброй слонихи – милый слоненок,

У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

У храброй тигрицы – игривый тигренок.

Часто теряются дети в пути –

Мамам поможем деток найти!

Лосиха – лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т.д.).

3. Жительницы стран и городов.

Что за женщины живут в странах? Как же их зовут?

Во Франции – француженКи, в Австралии – австралийКи (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).

Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!

Париж – парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.)

4. Профессии.

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься? (В.Маяковский)

Плавает на кораблях – моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т.д.)

    Занятия, увлечения.

Профессий и занятий очень много.

А ты какую выберешь дорогу?

Собирает грибы – грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т.д).

    Он - она (профессии, занятия)

Артист – артистКа (хорист, пианист, баянист, гитарист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).

ЗВУК [ Х ]

Он – она (животные, птицы, насекомые).

Птицы, звери и козявки,

Вылезайте из-под лавки!

Всех по парам разобьем,

Всем названия найдем!

Слон – слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.).

Люди (профессии, занятия)

Старик – старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус и т.д.)

ЗВУК [ С ]

1 . Профессии, занятия .

Машина – машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).

2. Спорт – спортсмены.

Что такое тренировка?

Ловкость, сила и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учебе, и в труде!

Шахматы – шахматиСт (штанга, футбол, парашют, каратэ, волейбол, рапира и т.д.).

    Музыкальные инструменты, музыканты.

Лишь мелодию услышим,

Замираем… и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

На пианино – пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе.).

ЗВУК [ Ц ]

1 . Он – она.

Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)

Он, она – какая разница?

Он - проказник, она – проказница.

Он был умник, она же умница.

Вы послушайте, что получится.

Учитель – учительниЦа (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т.д.)

Поет – певеЦ - певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).

Молодой – молодеЦ – молодиЦа (красивый, упрямый и т.д.).

Удалой – удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т.д.).

Животные.

Лев – львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.)

    Жители стран, городов.

Города и страны знаем,

Кто живет в них, - отгадаем!

Норвегия – норвежеЦ – норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т.д.).

Лондон – лондонеЦ – лондронЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т.д.).

    «Ласковые» слова»

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково – и вот

Звук к нам в слово и придет!

Книга – книжиЦа (кожа, земля, вода, дева, часть и т.д.).

Задание – заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).

Мороз – морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).

    Продукты, посуда.

Где продукты размещать?

Это надо твердо знать!

Хлеб – хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т.д.).

    Тара, сосуды, здания.

Сколько есть предметов разных,

мелких, крупных, очень важных.

Как все это разместить?

Это надо уяснить!

Мыло – мыльниЦа (пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.)

ЗВУК [ Ш ]

    Ласковые слова

Голова – головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).

Трус – трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т.д.).

Горе – горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т.д.).

Ваня – ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т.д.)

Милый – милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и т.д.).

    Профессии (он – она)

Лифтер – лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т.д.).

    Степени сравнения .

Мы сравним и то, и это,

Мяч успев поймать при этом.

Красивый – красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).

Высоко – выШе (глухо, далеко, рано, долго, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).

    Глагольные формы

Просить – я проШу – ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).

ЗВУК [ Ж ]

    Ласковые» слова

Сапог – сапоЖок (пирог, друг, круг, долг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).

Подруга – подруЖенька (дорога, бумага, нога и т.д.).

    Глагольные формы

Гладить – глаЖу (сидеть, находить, водить, водить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и т.д.).

Показать – покаЖи – покаЖу – покаЖешь – покаЖете (сказать, вязать, приказать, заказать и т.д.)

    Страны, города и их жительницы.

Франция – француЖенка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).

    Детеныши

Верблюд – верблюЖонок (медведь, уж, ёж, чиж, морж, стриж).

Близко – блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гладко).

ЗВУК [ Щ ]

    «Большущие слова»

У кошки – усы, а у тигра – усищи,

У птички глаза – у дракона – глазищи.

У гномика – дом, у кощея – домище,

В баночке сомик, в речке – сомище!

Нога – ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь.).

Сапог – сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).

    Существительные среднего рода, образованные с помощь. Суффикса –ищ.

Пасти – пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т.д.).

    Усиленная степень качества прилагательных.

Ветер дует просто злющий.

Он вреднющий, холдоднющий,

От него стал нос краснющий,

Сам же весь стою синющий.

Злой – злюЩий (жадный, большой, холодный, Грязный и т.д.).

    Причастия.

Если человек поет, он – поющий,

Если едет – едущий.

Если вдруг ревет – ревущий,

А бежит – бегущий.

Петь – поюЩий (лететь, слышать, сидеть, лежать, говорить, играть и т.д.).

    Сравнительная степень наречий.

Толсто – толЩе (чисто, гладко, густо, часто, просто).

    Профессии (он – она).

Много профессий сейчас подберем,

Мамам и папам занятье найдем!

Мусор – мусорЩик – мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).

ЗВУК [Ч]

    Ласковые» слова.

Захотелось ласковых нам слов…

Кто из звуков нам помочь готов?

[ Ч ] – наш самый нежный звук!

Не откажемся мы от его услуг.

Юля – ЮлеЧка (Коля, Соня, Ваня, Лена, Таня, Вова и т.д.)

Палец – пальЧик (заяц, цветок и т.д.).

Сито – ситеЧко (утро, время, имя, сердце, кольцо, крыльцо и т.д.).

    Люди (профессии, занятия)

Скрипка – скрипаЧ – скрипаЧка (цирк, трюк и т.д.).

Автомат – автоматЧик – автоматЧица (перевод, лодка, пасека, обход, миномет и т.д.).

    Животные и их детеныши.

Заяц – зайЧиха – зайЧонок – зайЧата (волк, белка, кролик, барсук, паук, скворец, грач т.д.).

    Люди (он – она)

Пловец – пловЧиха (купец, дворник); сибиряк – сибиряЧка (рыбак, моряк, бедняк, гордец, добряк и т.д.).

    Притяжательные прилагательные.

Хвост у собаки, конечно, собачий,

У поросенка – поросячий,

А вот у кошки просто кошачий,

У индюка цветной, индюшачий.

Охотник – охотниЧий (старуха, девица, рыбак, разбойник т.д.).

    Сравнительная степень наречий.

Богато – богаче (громко, жестко, звонко, коротко, крепко, круто, легко, мелко, мягко, резко, ярко).

ЗВУК [Л]

    Вещи, которые нас окружают.

Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда.

Нам без них – совсем беда!

Качаться – качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.)

Чем мы будем укрываться,

Примостившись на кровать?

Чем мы будем умываться?

Что нам нужно в руки взять?

Одевать – одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.)

    Прошедшее время глаголов

Бить – биЛ(а) (петь, шить, сидеть и т.д.).

ЗВУК [ЛЬ]

Люди (профессии, занятия, черты характера)

Строит – строитеЛЬ (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобретает, исследует, ищет, оформляет, покупает, наблюдает, воспитывает, сеет, мечтает и т.д.).

ЗВУК [Й]

    Глаголы повелительного наклонения

Дать – даЙ (копать, падать, стоять и т.д.)

    Люди

Стоит на часах – часовоЙ (стоит на посту, работает в полиции, отдыхает, нападает, ленится и т.д.).

ЗВУК [РЬ]

Профессии

Ворота – ВратаРЬ (аптека, библиотека, виноград, звон, точит детали и т.д.).

На занятиях можно использовать игры на дифференциацию согласных под общим названием « Заблудились …»

ИГРА «СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ»

Заблудиться может каждый,

Даже очень, очень важный:

Бизнесмен или ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось…

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей!

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Игра проводится на фронтальных или подгрупповых занятиях по звукопроизношению. Применять ее можно при работе над любой парой оппозиционных звуков.

1 вариант (с картинками) – для средних старших групп.

На доску (наборное полотно или фланелеграф) выставляют картинки (от трех до восьми).

Например, если тема занятия «Дифференциация звуков [ З ] - [ Ж ]», наборы картинок могут быть следующими:

    Зубры, забор, заяц, жаба, завод, звезда («заблудилось» слово жаба );

    Жук, желуди, зонт, живот, жилет («заблудилось» слово зонт );

Дети должны найти заблудившееся слово и соответствующую картинку и объяснить, почему эта картинка и слово лишнее («В этом слове нет звука …»).

2-й вариант (с мячом) – для старших и подготовительных к школе групп.

Слова в этом варианте даются только на слух. Логопед произносит ряд слов и бросает мяч кому-то из детей. Например, при дифференциации звуков [ С ] - [ Ш ] наборы слов могут быть следующими:

    Шуба, санки, шарф, шайба, шакал, шар («заблудилось» слово санки );

    Сосна, сок, шишка, стол, слон, стоп («заблудилось» слово шишка ) и т.д.

Ребенок выбирает на слух лишнее слово, произносит его и возвращает мяч логопеду.

Количество слов в ряду можно увеличивать до десяти (в зависимости от степени подготовленности детей).

Игру можно проводить как соревнование команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберет наибольшее количество «заблудившихся» слов (картинок).

Примечание . Проводя игру, надо подбирать картинки (слова) таким образом, чтобы в них был только один из дифференцированных звуков. Нельзя брать слово с обоими оппозиционными звуками. Например, дифференцируя звуки [ С ] - [ Ц ], нельзя использовать картинку (слово) синица , так как в нем есть оба звука.

ИГРА «ЗВУКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ» (С МЯЧОМ)

Звуки бегали, как белки,

И играли все в горелки.

Завертелись, закружились,

Не в том месте очутились.

Разбежались впопыхах,

Не в своих стоят словах.

Игра проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по звукопроизношению. Ее применяют при дифференциации любой пары оппозиционных звуков.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Педагог говорит слово, умышленно заменяя в нем какой-то звук на оппозиционный, и бросает мяч ребенку. Тот должен поймать мяч и произнести слово правильно, после чего мяч возвращается педагогу. Затем мяч бросают следующему ребенку и называют другое слово.

Например, при дифференциации звуков [Ц] - [Ч] логопед может произнести такие слова: чипленок, чифра, кацели, чветы, палеч, цулок и т.д.

Татьяна Дедловская
Дидактические игры «Волшебные превращения слов»

Игра с мячом «Волшебное превращение слова»

Эта игра доступна детям 4-7 лет. Ее можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков.

В игре, помимо работы над звукопроизношение, происходит:

закрепление обобщающих понятий;

активное расширение словаря;

активизация уже имеющегося словаря;

формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т. д.).

Кроме того, играя с мячом, дети находят выход своей мышечной энергии, развивают быстроту реакции, ловкость.

Для закрепления слов, с которыми дети знакомятся в процессе игры, целесообразно использовать демонстрационный материал.

Описание игры

Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.

Примечания.

В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со

словом, окунуться в языковые процессы на практике.

У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог

должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение, беседа и т. д.)

Проводя игру необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на

одном занятии (материал можно разделить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины

уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т. д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки).

Звук [К]

1. Уменыиителъно-ласкателъные формы слов

Скажем ласково - и вот Звук [к] в слово и придет!

Существительные. Нос - носиК - стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т. д.).

Голова - головКа (трава, нога, спина, нора т. д.).

Прилагательные. Синий - синеньКий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т. д.).

Наречия. Мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т. д.).

2. Детеныши

У любящих мам есть, конечно,

У доброй слонихи - милый слоненок,

У серой зайчихи - пушистый

зайчонок,

У храброй тигрицы - игривый

тигренок.

Часто теряются дети в пути -

Мамам поможем деток найти!

Лосиха - лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т. д.).

3. Жительницы стран и городов

Что за женщины живут в странах? Как же их зовут?

Во Франции - француженки, в Австрии - австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т. д.).

Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!

Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т. д.).

4. Профессии

Плавает на кораблях - моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т. д.).

5. Занятия, увлечения

Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т. д.)

6. Он - она (профессии, занятия)

Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т. д.).

Звук [ Х]

Он - она

Животные, птицы, насекомые

Птицы, звери и козявки.

Вылезайте из-под лавки!

Всех по парам разобьем,

Всем названия найдем!

Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т. д.).

Люди (профессии, занятия)

Старик – старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т. д.).

1. Профессии, занятия

Машина – машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т. д.).

2. Спорт - спортсмены

Что такое тренировка?

Ловкость, сила и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учебе, и в труде!

Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, волейбол, парашют, рапира и т. д.)

3. Музыкальные инструменты, музыканты

Лишь мелодию услышим,

Замираем. и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).

Звук [Ц]

1. Он - она

Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)

Он, она - какая разница?

Он - проказник, она - проказница.

Он был умник, она же - умница.

Вы послушайте, что получится.

Учитель - учительница (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т. д.).

Поет - певеЦ - певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).

Молодой - молодеЦ - молодиЦа (красивый, упрямый и т. д.).

Удалой - удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т. д.).

Животные

Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т. д.).

2. Жители стран, городов

Города и страны знаем.

Кто живет в них, -

отгадаем!

Норвегия - норвежец - норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т. д.).

Лондон - лондонеЦ - лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т. д.).

3.«Ласковые» слова

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т. д.).

Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т. д.).

Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т. д.).

4. Продукты, посуда

Где продукты размещать? Это надо твердо знать!

Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т. д.).

5. Тара, сосуды, здания

Сколько есть предметов разных. Мелких, крупных,

очень важных. Как все это разместить? Это надо уяснить!

Мыло - мылышЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т. д.).

Звук [Ш]

1.«Ласковые» слова

Голова - головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).

Трус - трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т. д.).

Горе - горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т. д.).

Ваня - ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т. д.).

Милый - милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и Т. д.).

2. Профессии (он - она)

Лифтер - лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т. д.).

3. Степени сравнения

Мы сравним и то, и это, Мяч успев поймать при этом.

Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т. д.).

Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т. д.).

4. Глагольные формы

Просить - я проШу - ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).

Звук [Ж]

1.«Ласковые» слова

Сапог - сапоЖок (пирог, друг, круг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).

Подруга - подруЖенька (дорога, бумага, нога и т. д.).

2. Глагольные формы

Гладить - глаЖу (сидеть, находить, ходить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и т. д.).

Показать - покаЖи - покаЖу - покажешь - покаЖете (сказать, вязать, приказать, заказать и т. д.).

3. Страны, города и их жительницы

Франция - француженка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).

4. Детеныши

Верблюд - верблюжонок (медведь, еж, чиж, морж, стриж).

Близко - блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).

Звук [Щ]

1.«Большущие слова»

У кошки - усы, а у тигра - усищи,

У птички - глаза, у дракона - глазищи.

У гномика - дом, у Кощея - домище,

В баночке сомик, в речке - сомище!

Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т. д.).

Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т. д.).

2. Существительные среднего рода, образованные с помощью суффикса -ищ

Пасти - пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т. д.).

3. Усиленная степень качества прилагательных

Ветер дует просто злющий.

Он вреднющий, холоднющий,

От него стал нос краснющий,

Сам же весь стою синющий.

Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т. д.).

4. Причастия

Если человек поет, он - поющий.

Если едет - едущий.

Если вдруг ревет - ревущий,

А бежит - бегущий.

Петь - поюЩий (лететь, слышать, сидеть, лежать, говорить, играть и т. д.).

5. Сравнительная степень наречий

Толсто - толЩе (чисто, сладко, густо, часто, просто).

6. Профессии (он - она)

Много профессий сейчас подберем,

Мамам и папам занятье найдем!

Мусор - мусорЩик - мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т. д.).

Звук [Ч]

1.«Ласковые» слова

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[Ч] - наш самый нежный звук!

Не откажемся мы от его услуг!

Юля - ЮлеЧка (Коля, Соня, Ваня, Лена, Таня, Вова и т. д.).

Палец - пальЧик (заяц, цветок и т. д.).

Сито - ситеЧко (утро, время, имя, сердце, кольцо, крыльцо и т. д.).

2. Люди (профессии, занятия)

Скрипка - скрипач - скрипаЧка

(цирк, трюк и т. д.).

Автомат - автоматчик - автоматЧица (перевод, лодка, пасека, обход, миномет и т. д.).

3. Животные и их детеныши

Заяц - зайЧиха - зайЧонок - зайЧата (волк, белка, кролик, барсук, паук, скворец, грач и т. д.).

4. Люди (он - она)

Пловец - пловЧиха (купец, дворник); сибиряк - сибиряЧка (рыбак, моряк, бедняк, гордец, добряк и т. д.).

5. Притяжательные прилагательные

Хвост у собаки, конечно, собачий,

У поросенка он поросячий,

А вот у кошки просто кошачий,

У индюка цветной, индюшачий.

Заяц - заяЧий (волк, белка, поросенок, теленок и т. д.).

Охотник - охотничий (старуха, девица, рыбак, разбойник и т. д.).

6. Сравнительная степень наречий

Богато - богаЧе (громко, жестко, звонко, коротко, крепко, круто, легко, мелко, мягко, резко, ярко).

Звук [Л]

1. Вещи, которые нас окружают

Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда.

Нам без них - совсем беда!

Качаться - качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т. д.).

Чем мы будем укрываться,

Примостившись на кровать?

Чем мы будем умываться?

Что нам нужно в руки взять?

Одевать - одеяЛо (мыть, покрывать и т. д.).

2. Прошедшее время глаголов

Бить - биЛ (-а) (петь, шить, сидеть и т. д.).

Звук [Л`]

Люди (профессии, занятия, черты характера)

Строит - строитель (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобретает, исследует, ищет, оформляет, посещает, покупает, наблюдает, воспитывает, сеет, мечтает и т. д.).

Звук [Й]

1. Глаголы повелительного наклонения

Дать - дай (копать, падать, стоять и т. д.).

2. Люди

Стоит на часах - часовой (стоит на посту, работает в полиции, отдыхает, нападает, ленится и т. д.).

Звук [Р`]

Профессии

Ворота - вратаРЬ (аптека, библиотека, виноград, звон, точит детали и т. д.).

Разработка открытого урока по русскому языку на тему «Чудесные превращения слов»

Разработала и провела

учитель нач.классов

Асратян Е.А.

Цели занятия:

Учиться анализировать структуру слова

Играть со словами

Развивать мышление, внимание фантазию

Учиться работать в группах

Оборудование:

Карточки со словами

Интерактивная доска.

Ход занятия.

Организационный момент:

Ведущий. Ребята, русский язык – прекрасный язык. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вам понравится наше путешествие. Одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

Сегодня, друзья, мы с вами отправимся в страну «Чудесных превращений слов». Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. А что бывает, если на месте одной буквы встает другая, можно увидеть в одной из историй, которая произошла со мной и моей ученицей Машей.

Все началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала «варона». Я ей говорю:

Ты неверно написала. После в надо о , а не а ! – А Маша отвечает:

Ну, подумаешь, одна буква… «Варона» или «ворона» - какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я ей говорю:

А ну-ка зачеркни в слове «ворона» букву н . Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т . Что получилось? (спрашивает у детей)

Смеется Маша:

Вот чудеса, получились «ворота»!

Поняла, - говорю, - что значит одна буква?

Мы сегодня с вами поиграем в игры с буквами и словами… А какие игры с буквами и словами знаете вы?

Задание 1. Игра на внимание – «Мальчики или девочки?»

Наша первая игра называется «Мальчики или девочки», я буду читать строчки стихотворения, а вы должны их правильно закончить словом «мальчики» или «девочки», будьте очень внимательны, чтобы не попасть в «ловушку».

Учитель читает строчки стихотворения, которые дети должны логически правильно закончить.

Весной венки из одуванчиков

Плетут конечно только… девочки

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у …мальчиков

Коньки на льду чертили стрелочки

В хоккей с утра играли… мальчики

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах… девчонки

При всех померяться силёнкой

Не прочь всегда одни… мальчишки

Боятся темноты, трусишки,

Все как один – одни… девчонки

А сейчас мы с вами посоревнуемся, кто догадается какая буква потерялась?

Задание 2 (учитель на доску вешает картинки, и у команд поочереди спрашивает какая)

Задание 3 А сейчас мы ещё немного с вами поиграем со словами и узнаем, что прятаться в словах могут и другие слова.

Например, в слове АКВАРИУМ спряталось слово УМ, а в слове ПОЛЯНА – пол.

Мы с вами привыкли к этим словам, и порой даже не замечаем других слов внутри.

Сейчас каждая группа получит карточки со словами, где вам предстоит найти слова, спрятанные внутри этих слов.

Слова: рис овать, бабочка , олень , каблук , песок , подсказка , овощи , шар ф, шутка , хлев , уточка , сто лб, щель , укол , зуб р.

Физминутка

Задание 4 Соревнование «Кто больше».

На доске записаны слова:

Б очка (точка, мочка, ночка) л апка (папка, шапка), п алка (балка, салка), у м (кум, бум, шум), к от (вот, тот, лот, рот).

Замените выделенные буквы другими так, чтобы получились новые слова.

Работа с рассказом С. Погореловского «Вот что с буквами случилось» (учитель на доске по словам стихотворение выкладывает-убирает буквы)

- Чудесные превращения могут случаться не только при замене одной буквы другой, но и тогда, когда мы добавим к слову букву или отнимем ее от слова. Вот послушайте:

- «Нарисовал Карандаш лужайку, на ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА

Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась Ёжику буква П. «Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут».

Пришёл Медведь хмурый. Жаловаться стал:

    Нет у меня сегодня…

    ОБЕДА, - подсказали буквы.

    Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

    Ой, где беда?! – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябинку упала. А зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка: Е. Поел Аист, улетел и вилку унёс. Тут Баран пришёл. Заблеял обиженно:

    Говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему: ДА. Разозлился Баран, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя бука – А. Стоит одна-одинешенька. А что она может без друзей сказать? Только плакать горько: - А-А-А!»

Утешь её, напиши рядом другие буквы, чтобы слово какое-нибудь получилось. Чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей.

Игра - физминутка «Эхо».

Поднимите руку те из вас, кто ходил в лес. А кто слышал эхо? Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Давайте поиграем в такую игру и выполним дыхательную гимнастику: я буду называть вам слово, а вы хором называйте его конец, так чтобы у вас получилось новое слово.

Слова для игры:

смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, град.

Александр Шибаев написал для ребят книжку, которая называется «Буква заблудилась». Хотите поиграть в такую игру?

Читает ученик - исправляют дети

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

2. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забывайте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

3. Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…

4. Закричал охотник:
- Ой!
Двери гонятся за мной!

5. Забодал меня котел

На него я очень зол.

6. Синеет море перед нами,
Летают
майки над волнами…

7. На волке - сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко.

1. Игра “да” или “нет”.

(Учащиеся отвечают на вопросы “да” или “нет”. )

    Я считаю, что предложение состоит из слов.

    Мне кажется, что имена людей, клички животных пишутся с маленькой буквы.

    Я считаю, что в конце предложения ставятся.!?

    Я считаю, что первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.

    Мне кажется, что в слове столько слогов, сколько гласных.

    Я считаю, что слово переносится по слогам.

    Я считаю, что в русском алфавите 40 букв.

    Мне кажется, что сочетания жи, ши пишутся с буквой и.

    Я думаю, что предлоги со словами пишутся вместе.

    Я считаю, что одну букву можно переносить.

Задание “Подставь словечко”.

Каждая команда получает карточку со словами, к которым необходимо подобрать антонимы.

Задание "Анаграммы".

Каждая команда получает карточку с буквами, из которых необходимо составить слова.

ИРТГ – ТИГР
ОЛКВ – ВОЛК
ВАОС – СОВА

АЦЗЯ – ЗАЯЦ
ЛБКАЕ– БЕЛКА
ЕДВЕЬДМ – МЕДВЕДЬ

Задание Из слова составить как можно больше других слов: домовладелец (Ад, ом, до, лад, мел, мёд, ода, вол, лов, вал, мол, лом, еда, дед, дом, лев, лёд, дева, мода, вода, овод, лево, овца, дело, овал, довод, малец, молва, целое, ловец, делец, водоём, молодец).

РЕЗЕРВ.

Игра «Пантомима»…

«Кто больше назовёт слов на заданную букву».

«Поговорки» - соединить.

«Объяснить поговорку»

Рефлексия.

У вас на столе «мобильный телефон», напишите на нём сообщение, передайте своё настроение.

Подведение итогов.

Победители.

Подарки гостям от 2 А класса.

Первобытное общество

Древняя Русь
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Кирилл и Мефодий

Российская империя
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где ныне буква ИЖИЦА?
Где ЯТЬ? И где ФИТА?
Петр I


Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Был он назван АЛФАВИТ
И повсюду знаменит,
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде?
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них?

У буквы невелички волшебные привычки
Главное правило
БУКВЫ НЕ МОГУТ
ЗАМЕНЯТЬ ДРУГ ДРУГА

У буквы невелички волшебные привычки

10.

У буквы невелички волшебные привычки

11.

У буквы невелички волшебные привычки

12.

У буквы невелички волшебные привычки

13.

У буквы невелички волшебные привычки
Десять стран
Десять струн

14.

У буквы невелички волшебные привычки

15.

У буквы невелички волшебные привычки

16.

Перепутанница
Огурцы играют в прятки
Огурцы растут на грядках
Малыши растут на грядках
Малыши играют в прятки
Мушкетеры спят в овраге
Мушкетеры точат шпаги
Поросята точат шпаги
Поросята спят в овраге
Раки в цирк бегут ватагой
Раки дремлют под корягой
Дети дремлют под корягой
Дети в цирк бегут ватагой
Волки плавают по дну
Волки воют на луну
Щуки воют на луну
Щуки плавают по дну.

17.

Перепутанница
Злой кабан сидел на ветке
Злой кабан точил клыки
Пароход томился в клетке
Пароход давал гудки
Соловей точил клыки
Соловей сидел на ветке
Дикобраз давал гудки
Дикобраз томился в клетке
Кошка физику учила
Кошка хвостик свой ловила
Маша хвостик свой ловила
Маша физику учила
Буратино шил себе штаны
Буратино съел блины
Портной съел блины
Портной шил себе штаны
Ёж накрыт к обеду был
Ёж гонялся за мышами
Чиж усами шевелил
Чиж летал под облаками
Рак летал под облаками
Рак усами шевелил
Стол гонялся за мышами
Стол накрыт к обеду был
Чайник прыгал во дворе
Чайник булькал на костре
Мальчик булькал на костре.
Мальчик прыгал во дворе

18.

«Съедобное – несъедобное»
С Ы Н
С Ы Р
С
С
У Д
Л Ю К
Т О Р
У П
Л У К
Г
Т О Р
Т
К А Ф Е
К О Ф Е
Р О Б А
Р Ы Б А
Х Л Е
Х Л Е
В
Б
Превратите «несъедобные» слова в «съедобные», заменив всего
одну букву. В качестве подсказки используйте картинки.

Думаю, у многих деток среди их игрушек найдётся комплект разноцветных магнитных буковок , да и магнитная доска, наверняка есть. Хотя, вместо магнитной доски можно использовать холодильник, что даже веселее, ведь детям всегда нравится использовать предметы не по их прямому назначению. Поэтому играть с буквами на холодильнике малышу будет гораздо интереснее, чем на предназначенной для этого доске. А игры с буквами очень полезны, так как они развивают речь, мышление и воображение ребёнка.

Так в какие игры можно поиграть с буквами ?

Игра „ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ”

В этой игре мы предлагаем малышу побыть волшебником. А секрет „волшебства” такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с иным значением. Сначала выбирайте для „колдовства” простые слова, которые состоят из трех букв.

СОК - ТОК - КОК. Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, заменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте малышу время подумать и догадаться самому, что это ТОК. Затем, снова изменив одну букву, превратите слово в корабельного повара (КОК).

ЛЕВ - ЛЕС. Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем немного поколдуйте над буквами - и грозный хищник станет местом, где растет много деревьев.

ЛУК - ЛАК - ЛАЗ. Пусть ребенок сложит из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратит этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) - ЛАК. После этого попросите малыша сделать из слова ЛАК отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).

ЖУК - СУК - ТУК - ЛУК. Ребенок выкладывает слово ЖУК, затем превращает его в острую ветку на дереве (СУК), потом - в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово станет овощем, который добавляют в суп и салат.

БОБ - ЛОБ. Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает. Потом измените зернышко так, чтобы получилась часть лица (ЛОБ).

ДОМ - ДЫМ. Дайте малышу три буквы - Д, О, М - и попросите сложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем попросите преобразовать это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).

МИР - ПИР. Что бывает, когда нет войны? Конечно! Пусть кроха выложит слово МИР. Затем замените одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).

Подобным образом можно обыграть и другие цепочки слов: КОМ - ТОМ - ДОМ, СЫР - СОР - ВОР, БОР - БОЙ - БОК, БОГ - ДОГ, ДАМ - ДАР, ВОЛ - ГОЛ - КОЛ - ПОЛ, БАК - БОК, БЫК - БУК, БЫЛ - БАЛ.

Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно выбрать для игры более сложные слова, состоящие из 2–3 слогов.

ЛОДКА - ЛОЖКА. Вместе с малышом выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).

БАРАН - БАНАН. Составьте из магнитных букв слово БАРАН. Немного колдовства - и из животного получится сладкий фрукт.

ГОРОХ - ГОРОД. Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем превратите его в место, где много домов, дорог, машин и людей.

КОРОВА - КОРОНА. Попросите ребенка „написать” слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.

Игру можно продолжать также и с другими словами: ГОРКА - НОРКА, БЕЛКА - БУЛКА, ТУЧКА - РУЧКА - ЖУЧКА, ДЕНЬ - ПЕНЬ - ТЕНЬ - ЛЕНЬ, ТОЧКА - ДОЧКА - КОЧКА - БОЧКА - ПОЧКА.

Игра „БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ”

Это еще одна занятная игра. И вновь малыш может почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но расположены буквы в разном порядке, поэтому и значения у слов разные. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном! Подбираем варианты, переставляя буквы местами.

АУ - УА. Вот малыш плачет УА. А теперь превратим это слово в другое - как будто малыш потерялся в лесу (вместе с крохой выложите слово АУ)

РАК - КАР. Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой птицы.

ЛАЗ - ЗАЛ. Попросите ребенка составить слово ЛАЗ, а затем сделать из узкого прохода большое и просторное помещение (ЗАЛ).

ГОРА - РОГА. Пусть малыш выложит из магнитных букв слово ГОРА, а потом переставит буквы местами так, чтобы гора стала тем, что растет на голове у лося или оленя (РОГА).

БАНКА - КАБАН. Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом поменяйте буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).

Мы привели примеры игры, когда крохе дается подсказка - описание значения нового слова. Можно усложнить игру: пусть карапуз самостоятельно догадается, что это за слово.

ТОК - КОТ. Выложите слово ТОК. Спросите кроху, как поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово? Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому. Продолжайте игру с другими словами: ГОД - ДОГ, СЛОВО - ВОЛОС, БАРЫНЯ - РАБЫНЯ, ГОРОДА - ДОРОГА.
Игра „БУКВА СБЕЖАЛА”

Если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово! Дайте ребенку возможность наглядно убедиться в этом при помощи все той же магнитной азбуки.

КРОТ - РОТ. Попросите малыша выложить слово КРОТ. А потом - убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).

ПОЧКИ - ОЧКИ. Составьте слово ПОЧКИ, а потом уберите из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, вдруг стали стеклянным предметом в оправе, который нужен тем, кто плохо видит (или который есть у бабушки).

ГРОЗА - РОЗА. Вместе с крохой выложите слово ГРОЗА. А затем уберите из слова одну букву - грозная стихия чудесным образом превратится в красивый цветок (РОЗА).

ВОЛК - ВОЛ. Попросите малыша написать магнитными буквами слово ВОЛК, а потом - убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился во вполне мирное домашнее животное (ВОЛ).

Это были варианты игры с описательными подсказками для крохи. Конечно, есть и другие варианты заданий, в которых кроха должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ - УШКИ, ВАННА - АННА, ЭКРАН - КРАН, КОСА - ОСА.

Игра „СЛОГ СБЕЖАЛ”

В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог - один хлопок).

ПЕСОК - СОК. Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если кроха не может догадаться сам, подскажите ему: „Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток” (СОК).

ПИРОГ - РОГ. Пусть малыш выложит слово ПИРОГ и назовет его слоги. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, подскажите: „Убери из слова ПИРОГ один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растет на носу у носорога”.

ГАМАК - МАК: Подобным образом попросите кроху сделать из ложа для сна и отдыха цветок.

Продолжайте играть с другими словами: БАБОЧКА - БОЧКА, БОЛОТО - ЛОТО, МАТРОС - ТРОС, КОРЗИНА - ЗИНА, КАБАЧОК - БАЧОК.

Описанные игры полезны для развития речи, они помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, понимать значение. Все это развивает грамотность, что очень пригодится крохе и в школе, и в жизни.

Игра „Волшебные буквы”

Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Познакомимся с одним из них.

ПОБЕДА
(По сказке С. Погореловского)

Одна буква может творить чудеса.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину „Победа”. Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с малышом это слово из букв магнитной азбуки).
Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква П. „Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут”. Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П, а в дальнейшем - и другие буквы, по тексту).
Пришел Медведь, хмурый, голодный. Сразу жаловаться стал:
- Нет у меня сегодня…
- ОБЕДА, - подсказали буквы.
- Верно! - рявкнул Медведь. - Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.
- Ой, где беда? - заметался Зайчик.
Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, а Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек - сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.
Тут Баран пришел, заблеял обиженно:
- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему:
- ДА.
Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась. Осталась последняя буква - А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей может? Только плакать: а-а-а!
Утешь скорее букву А - поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!

Журнал «Лиза. Мой ребенок».