Открытое занятие по обучению грамоте итоговое. Педразвитие

Программное содержание:
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;
-закреплять представление о смыслоразличительной функции звука;
-упражнять в подборе слов с заданным звуком;
-составление и анализ предложения; овладение способом чтения;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал:
-демонстрационный: картина-схема «книга», фишки, кассы букв, предметные картинки, плакат с надписью «грамоте учиться – в жизни пригодится».

Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по этой книжке, она называется «Азбука».
Давайте, вспомним, что за ужасное событие произошло в начале года в Стране Знаний? (Ответы). Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, кроме того он зарыл глубоко в земле много звуков и все буквы. Мы с вами освободили все звуки и буквы и сегодня нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
1 задание:
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
2 задание:
Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).
-Молодцы вот и собрали букет и цветов, а сейчас мы поиграем:

3 задание:
-К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок. Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка»). Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок.
Например: жук – мак;
Пчела – нарцис, тюльпан;
Бабочка – ромашка.
-Молодцы, справились и с этим заданием. Мы все ближе подходим к замку злого волшебника.
4 задание:
Игра «Назови слово». Нужно придумать слова со звуком [Т] и [Т’] и определить его место в слове. (за каждое слово получают фишку)
Физкульт минутка.
А сейчас сделаем массаж рук мячиком – ежиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.

5 задание:
-Отгадайте загадку
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
6 задание:
-Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
7 задание:
-У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам названий, напишите. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось? (весна).
8 задание:
«Какое слово лишнее и почему?»
Ваня, Таня, Сеня, Соня, Женя, баня; (баня)
Ворона, воробей, голубь, сова; (голубь, потому что в нем нет звуков [В] и [В’]).
9 задание:
«Веселые вопросы – шутки».
-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
-Можно ли ноль превратить в соль?
-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея свободна. Ребята, подсчитайте свои фишки, а я пойду встречу Фею Грамоту.
Дети подсчитывают звездочки – фишки, в группу заходит воспитатель (в мантии с буквами).
-А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями.
-Сегодня мы провели наше итоговое последнее занятие. Давайте прочитаем, что здесь написано?
Плакат с надписью «Грамоте учиться – всегда пригодится».
-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!

Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Скоро в школу".
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе

группе «Скоро в школу!»

Цель:

Обобщение

систематизация

русского

алфавита;

закрепить навык самостоятельного осознанного письма и чтения.

Задачи:

Закрепление умение различать буквы на рисунке, составленном из оптически

смещённых букв.

Закрепление умения складывать общее слово по первым звукам восьми слов с

использованием предметных картинок.

Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении.

Обогащение и углубление знаний детей о школе, школьных принадлежностях.

Развитие

подготовительной

выученных стихотворений.

Развитие пальчиковой, ручной и общей моторики.

Воспитание у будущих школьников интереса и ответственного отношения к

учебному процессу, формирование стремления самостоятельно добывать знания.

Закрепление позитивного отношения к учёбе и стремления учиться хорошо.

Закрепление знаний об оценочной системе обучения.

Воспитание чувства коллективизма: взаимовыручки и взаимопонимания.

Ход занятия:

1.Организационное начало занятия.

(дети заходят в кабинет)

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости.

Поздоровайтесь с ними. Здравствуйте!

Занимайте свои места. Посмотрите, что лежит у вас на столах? Буквы.

Букв имена назовём,

Карточки мне отдаём. И, К, Ч, У, Е, Н

2. Введение в тему занятия.

Быстро дни летят вперёд:

Позади учебный год.

Вы даром время не теряли,

Что на занятиях изучали? Буквы.

Мы на занятиях изучали буквы.

А для чего должны мы буквы знать?

Давайте прочитаем слово, которое можно сложить из ваших букв. УЧЕНИК

Скажите, почему в конце обучения в детском саду мы вспомнили именно это слово?

Скоро мы станем учениками.

К такому имени пока ты не привык,

Но скоро звать тебя все будут ученик.

Вам свои откроет двери новая страна,

Та страна зовётся ШКОЛА

Всех вас ждёт она!

Та страна – огромный дом:

Кто в него войдёт, тот что найдёт? ЗНАНИЯ

Вы поняли, для чего нужна школа? Чтобы учиться, получать знания.

А вот он учиться не желал –

Всё ключик золотой искал! Буратино.

Послушайте, что говорит Буратино.

Учиться очень скучно и неинтересно!

Зря вы, ребятишки, в школу собрались.

Можно и без чтения, и без математики

Очень просто обойтись!

Вы согласны с Буратино? Нет!

А учиться, Буратино, можно весело и интересно.

И сегодня, на

занятии по обучению грамоте, мы покажем, чему научились и как

готовы к школе.

3. Уточнение знаний детей о книге в школе как об учебнике. Закрепление умения

различать буквы и выделять их среди математических знаков и цифр.

А в школе, ребята, вас ждёт хозяйка.

Её имя прочитай-ка! КНИГА.

А как точнее называются книги для школы? Сейчас узнаем.

Выберите среди математических знаков и цифр буквы. Назовите их.

К, И, Е, Ч, Н, Б, И, У- Чтобы в школе учиться, детям нужны УЧЕБНИКИ.

4. Закрепление знаний о буквах алфавита.

Чтению и письму вы будете учиться по учебникам АЗБУКА или БУКВАРЬ.

А чтобы с книгой подружиться,

Если будешь что знать? Буквы.

Верно! Если будете буквы знать!

А как называется дом,

Где буква за буквой стоит?

Дом называется АЛФАВИТ или АЗБУКА.

В этой азбуке с картинками живут буквы, которые мы печатали – печатные буквы. А в

этом алфавите – буквы, которые мы прописывали – прописные буквы.

Сколько всего букв в алфавите? 33 буквы.

Мы каждую запомнить по имени стремились,

И со всеми буквами за год подружились!

Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт те буквы, которые я покажу, и у нас

получится стихотворение об алфавите.

А Б В Г Д Е – буквы помни всегда и везде!

Л М Н О П Р - всем читающий – пример!

С Т У Ф Х Ц – кто буквы знает – тот молодец!

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь – буквы знаем мы вот так!

Э Ю Я – буквы – дружная семья!

Помните всегда их, дети!

Вот они – стоят рядком!

Очень трудно жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

5. Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении. Закрепление

понятия предложение.

Скажите, школа вам откроет свои двери, когда наступит какое время года? Осень.

Да, в школу вы пойдёте в самом начале осени.

Ну а пока вы про себя можете сказать: МЫ ДОШКОЛЬНИКИ.

Мы с вами прочитали не просто отдельные слова, а целое предложение.

О чём говорится в предложении? О том, что мы – дошкольники.

Слово «дошкольники» означает, что у вас ещё есть время до школы.

А какое время года вам осталось ждать до школы? Лето.

Посчитайте, сколько слов в вашем предложении? Два слова.

Назовите 1-ое. МЫ. Второе. ДОШКОЛЬНИКИ.

Как мы отделили слова друг от друга? Оставили расстояние, пустое белое место –

пробел, чтоб каждое слово ты разглядел!

Мы о себе сказали всё, что хотели, поэтому в конце предложения поставим точку.

Да! Совсем уж скоро, дети,

В день чудесный, на рассвете,

Буквы Д, О покинут вас,

И вы пойдёте в 1-ый класс!

В этот день дошкольники получат имя ШКОЛЬНИКИ.

6. Физкультурная минутка «В лесу».

Но до осени ещё целое лето! А летом и дошкольники, и школьники – все дети – что

делают? Отдыхают.

Отдохнём и мы! Представьте, что мы отправились в лес.

Солнечным погожим днём по тропинке в лес идём.

Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

Сели-встали, сели-встали.

Руки кверху все подняли, а потом все поскакали.

Скачут девочки и мальчики, словно серенькие зайчики.

После подравняли ряд, словно вышли на парад.

К стульчикам – раз-два! Заниматься вновь пора!

7. Закрепление умения различать буквы на рисунке, составленных из оптически

смещённых букв.

По лесной тропинке вы скакали, словно зайцы.

Зверята тоже учатся в школе, только их школа в лесу – какая школа? Лесная школа.

Вот что однажды произошло с зайцем.

Зайка буквы повторял

И портрет свой рисовал:

Сам себя с трудом узнал,

Только буквы увидал!

Посмотрите на портрет зайца и назовите буквы, из которых он состоит.

О, В, С, Ф, Л, Ш, М, Э

8. Закрепление знаний о звуках и умения дифференцировать их с буквами.

Закрепление умения образовывать однокоренные слова.

Ученик-заяц хочет загадать вам загадку и подсказывает, что в слове-отгадке есть 2

буквы с его портрета. Слушаем загадку.

Его найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале ты его найдёшь.

И в книге, и в тетрадке. Лист.

Какие 2 буквы с портрета есть в слове «лист»? Буквы Л, С.

Проверим. ЛИСТ. Эти листья мы найдём на дереве.

Когда дует ветер, листья на ветках шелестят.

Шелест листьев мы слышим потому, что при ветре они ударяются друг о друга и

издают звук.

Сейчас я услышала звук Ш в вашей речи, значит он какой? Речевой звук.

А звук, который издаёт листик неречевой, потому что у листика нет речи.

А у кого речь есть? Речь есть у людей, у человека.

Что такое речевой звук?

Речевой звук мы говорим и слышим, а помогают нам губы, зубы, язык и воздух.

Губы, зубы и язык – это органы речи человека.

В речи человека много разных звуков и о каждом из них мы учились рассказывать.

Давайте вспомним самые главные характеристики звуков.

В нашей речи много звуков.

Звуки эти разные: гласные, согласные. Твёрдые и мягкие,

звонкие, глухие – разные такие.

А звук Ш какой? Согласный, твёрдый, глухой.

Чтобы звуки записать,

Что должны мы с вами знать? Буквы.

Что такое буква? Букву мы пишем, видим и читаем.

Отыщите букву, которой мы записываем звук Ш. Щ, Ж, Ё, Ш, Ч

Звук и буква Ш есть и в слове «шелестят».

Где они находятся? В начале слова, 1-ые.

Сейчас мы соберём тоже из 1-ых звуков разных слов одно общее слово.

Помогут нам картинки. Называем 1-ый звук каждой картинки и на наборном полотне

выкладываем соответствующие им буквы. Разложите буквы в ряд под наборным полотном.

Телёнок, ТЬ, Т. Ели, ЙЭ, Е.

Ели, ЙЭ, Е. Незнайка, НЬ, Н.

Роза, Р, Р. Игрушки, И, И.

Пенал, ПЬ, П. Ели, ЙЭ, Е.

Получилось слово ТЕРПЕНИЕ.

В школе терпение вам очень понадобится, потому что оно поможет хорошо учиться.

9. Закрепление знаний о гласных. Роль гласных букв 1-го и 2-го ряда.

Учёба – ваш самый главный труд! Знанье и умение нам даёт ТЕРПЕНИЕ.

Очень скоро в день чудесный

Вы пойдёте в первый класс.

Что весёлой звонкой песней

Пригласит учиться вас? ЗВОНОК

Сейчас мы вместе решим, на какой урок нас позовёт звонок.

Назовите этот предмет. Мяч.

А этот мяч нужен для того, чтобы играть в футбол.

Какой это мяч? Футбольный мяч.

На каком занятии в детском саду нужны мячи? На физкультурном занятии.

А в школе мячи используются на уроке физкультуры.

Значит, школьный звонок нас позвал на физкультуру. Играем в футбол!

Что это? Ворота. Кто их защищает? Вратарь.

Это у ворот штанга. Сколько штанг у ворот? Две штанги.

Мы идём на футбол забивать в ворота гол.

Только вместо мяча и штанг у нас будут буквы. А наши ворота – это слово.

Голы забиваем, что получаем? Слово. Читаем слова!

Если штангой сделать М, если штангой сделать Л,

И забить в ворота Е, будет МЕЛ.

Если О забить, как гол, будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул! Будет МУЛ.

Ё – МЁЛ, Ы – МЫЛ, А – МАЛ, Я – МЯЛ, И – МИЛ.

Восемь – ноль! Голы забили,

Вы сегодня победили!

Назовите одним словом звуки А, О, У, Ы, Э, И. Это гласные.

Покажите, как мы тянем и поём этот гласный. А.

Гласные звуки мы записываем вот этими буквами: А, О, У, Ы, Э, И.

Какими буквами запишем сочетания ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ? Буквами Я, Ё, Ю, Е.

Сколько гласных букв в первом ряду? 5 гласных. А во втором? Тоже 5. А всего? 10.

5 гласных-подружек серьёзных и дружных.

5 гласных-подружек весёлых и дружных.

Закрепление

школьных

принадлежностях,

основных

оттеночных

Когда мы играли в футбол, гласные буквы были у нас вместо мячика. Вместе мы

забили 8 голов. И в слове, которое мы выложим вместе, букв тоже восемь.

Помогут нам опять мячики-кружочки с буквами.

кружочки

разноцветные.

желтый, коричневый, розовый, зелёный, оранжевый, чёрный.

Разложите кружочки с буквами в таком же порядке, назовите букву.

П, О, Р, Т, Ф, Е, Л, Ь Какое слово у нас получилось? ПОРТФЕЛЬ

Всё ли в школу взял? Проверь!

Загляни-ка в свой портфель.

Подумайте, как двумя словами назовём

всё, что в школу мы возьмём? Школьные

принадлежности.

Сейчас мы скажем, какие школьные принадлежности будут в ваших портфелях.

А помогут нам их назвать, конечно, буквы.

Называем букву и школьную принадлежность, которая начинается с этой буквы.

А – альбом, К – карандаш, Т – тетрадь, П – пенал, Л – линейка, Р – ручка.

Прочитайте имя этой школьной принадлежности. ДНЕВНИК.

11. Организационное завершение занятия и подведение итогов.

Зачем нужен в школе дневник ученику? Записывать домашние задания.

А учителю? Ставить оценки.

Какие отметки в школе самые лучшие? Пять и четыре.

Я вам желаю получать только 555555555 пятёрки.

Пятёрки – отличные оценки, поэтому учеников, которые их получают, называют

ОТЛИЧНИКИ.

Вы на «отлично» справились со всеми заданиями нашего последнего занятия по

обучению грамоте.

Оно сегодня прошло под девизом «Учимся, играя». Играя, мы с вами учились.

Потому что… Читаем: СКОРО В ШКОЛУ.

Вы дошкольниками были,

Мы в детском саду вас учили.

Придёт сентябрь. И на урок

Вас уже школа позовёт.

возьмёте

школьные

принадлежности.

Желаем вам успешной учёбы! Спасибо за работу!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в Сообразилию».

Воспитатель:

Спиридонова Олеся Владимировна

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цели:

Обучающие:

    Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

    Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

    Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

    Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.

Развивающие:

    Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

    Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

    Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

    Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

    Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

    Формировать чувство товарищества.

    Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.

Билингвальный компонент:Игра « Бу нерсе? Нинди?» и счёт на татарском языке.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт с письмом.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

    полоски для составления предложений по схеме;

    цветные кружочки (красные, синие, зеленые);

    карточки с картинками – лепестками;

    карточки с недорисованными буквами;

    карточки для выполнения задания определение положения звука в слове;

    игра «Составь слово по первым буквам»

    карандаши (синий, простой)

Ход занятия.

Ой, ребята, посмотрите к нам прилетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан).

Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию». , Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Всезнай Академьевич .

Воспитатель. Вот так сюрприз. Всезнай Академьевич прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли вами гордиться.

1 задание:

Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения). Сколько слов в этом предложении? ( Я люблю читать книги.)

2 задание:

Ребята, посмотрите какое перед вами интересное дерево, вместо листьев –слова, а слоа непростые а заколдованные.

Игра «Поменяй слоги местами»

Вы слоги местами поменяйте

И слова прочитайте

3 задание:

Слайд №2. Игра «Рассели друзей по домикам». Возьмите таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки.

Ваша задача определить сколько слогов в названии каждого животного . Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Если вы ответите правильно то наши друзья доберутся до своего дома. Давайте поможем друзьям? (да). Начали.

На слайде появляются картинки.

Дети определяют количество слогов в данных словах.

Игра « Бу нерсе? Нинди?»

Воспитатель: Бу нерсе? (бу эт - собака)

Воспитатель: Эт нишли? (эт утыра)

Воспитатель: Бу нерсе? (бу тельке - лиса)

Воспитатель: Тельке нинди? (матур, чиста, кечкене).

4 задание:

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.

На каждом цветке записаны слоги, дети соединяя их, зачитывают слова.

5 задание:

«Где прячется звук [р]?»

- Всезнай Академьевич оставил для вас загадки. Загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, -

За спиной красивый... (ранец)

Воспитатель.

Дети. В начале слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Дети выполняют задание на карточках.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3) Дети. В конце слова.

Воспитатель: Наши глазки устали, предлагаю немного отдохнуть. Гимнастика для глаз «Облака»

6 задание:

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук). Третий цветок должны составить с серединкой красного цвета (слова, которые начинаются с гласных звуков)..

Молодцы вот и собрали букет из цветов.

7 задание:

Игра «Половинки». У вас находятся карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите правую половинку буквы.

Воспитатель. Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.

8 задание:

Игра «Составь слово по первым буквам»

Воспитатель: У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам.

9 задание: Ребусы (задание на слайде)

Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки».

Чтобы узнать, что же нас ждёт дальше, вам придётся отгадку откопать. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая яму. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. Дети достают из песка свиток с заданием: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза и закрой глаза и сосчитай на татарском языке (дети считают: бер, ике, эщ, дурт, бишь и т.д.) . В это время воспитатель незаметно вносит красивую коробку, в которой сюрпризы для детей.

Итог занятия:

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое вам понравилось больше всего?

Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них выполненные вами задания с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Дорога в школу».
Программное содержание:

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в выделении звука из слова, в
Различении твёрдых — мягких согласных;
— Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух — и трехсложных слов;
— Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
— упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов;
— развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память;
— воспитывать прилежное отношение к учёбе.

Оборудование: Таблицы с картинками, кроссворд, таблицы с ребусами, фишки
Раздаточные и демонстрационные для звуко-слогового анализа, карточки
Со слогами, карточки для чтения
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети под музыку входят в зал. Они разделены на две команды. Капитаны представляют свои команды:
1 команда:
Желаем вам, желаем вам,
Чтоб главный приз достался нам.
2 команда:
Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе.
— Спасибо капитаны вы отлично справились с заданием. Ну, а мы начинаем свое путешествие по стране знаний. Я открываю конверт с заданиями, который называется грамотеи. Я сегодня предлагаю вам пройти дорогу в школу.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ!
Но когда с умом толково
Их поставишь в четкий ряд
Превратятся они в слово
И с тобой заговорят.
Капитаны команд возьмите, пожалуйста, конверты и посмотрите задания.
1. Игра «Угадай — ка»
По первым буквам слов составить новые слова.
Капитанам команд раздаются таблицы, на каждой из которых 3 — 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово.
1 команда: ЛАМПА — ложка, ананас, майка, петух, абрикос.

KOШКA — кастрюля, облако, шар, капуста, автобус.
БАНКА — барабан, арбуз, нож, ключ, ананас.

ТАПКИ — тапки, арбуз, попугай, коза, игла.
КУКЛА — кисть, утюг, коньки, лодка, ананас.
САНКИ — стол, ананас, носки, кровать, индюк.

2 команда: РАБОТА – рыба, ананас, белка, ослик, тыква, апельсин.

МОСТ — метла, оса, стол, тарелка.

ПЕНАЛ-петух, ель, нос, абрикос, лимон.

ШКОЛА-шкаф, кошка, лиса, апельсин.

СОБАКА-стол, огурец, бегимот, книга, аист.

БУКВА — булка, утка, кит, ворона, ананас.

Пока наши команды работают над заданием, я предлагаю болельщикам показать свои знания и принести дополнительные баллы своим командам:

1 Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв (10)

3.Сколько согласных (21)

4.Какие буквы не относятся не к гласным, не к согласным (Ъ-Ь)

5.Что ставится в конце предложения (точка)

6.Какая буква похожа на жука (Ж).

2. «Слоговой аукцион»

Уважаемые команды перед вами на столах лежат карточки – слоги. Ваша задача, прибавляя один слог к другому составить как можно больше слов.

КО, ША, ЛУ, ЧА, НАЛ, СЫ,
БУ, ПЕ, ЩА, ЗА, НО, ЖА.

ГУ, ЗА, ЛУ, СИ, ЛА, НО,

ВА, ЛО, НА, КА, ГА, КНИ.

Пока наши команды выполняют задание, я предлагаю вам игру «Скажи наоборот»

Быстро –медленно;

Высоко – низко;

Горько — сладко;

Длинный – короткий;

Грязный – чистый;

Весёлый – грустный.

3. «Собери слово».

Уважаемые команды перед вами зашифрованные слова, ваша задача поставить буквы в нужной последовательности и сделать звуко – буквенный анализ одного из них.

СОБОКА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, БУРАТИНО, КОРОВА, МАШИНА, ДОМ, КОМ, САЖА, ЧАЩА, КОСА, ВАЗА.

4. Игра «Составь предложение»

У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложение. Дети определяют количество слов в предложении и рисуют схему:

МАМА, МАЛЫШ, МОЕТ, ЗЕБРА, СОЛНЫШКО, РИСУЕТ, БЕЛКА, ОРЕШКИ, ГРЫЗЁТ, ЛИСЯТА, ИГРАЮТ, ВЕСЕЛО, МЕДВЕДЬ, МЁД ЕСТ, МАЛИНА, ПОСПЕЛА, СЛАДКАЯ.

Пака команды составляют предложения, я предлагаю болельщикам поиграть в игру «Исправь ошибку»

Юркий воробей клюёт кошки (крошки);

Сидит на грядке крепко, оранжевая кепка (репка);

Поэт закончил строчу, в конце поставил бочку(точку);

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки(сушки);

Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?

Как можно ноль превратить в соль?

Что нужно для того, чтобы щепка стала кепкой?

Может ли палка стать галкой?

5. Игра «Составь слово по схеме»

ДЕРЕВО, БЕРЁЗА, ЛОПАТА, РОЗА, ВАЗА, МОЛОКО.

Ваша задача, используя модель слова и цветные фишки (красные, синие, зелёные) и дать им характеристику

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 27th Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

Ольга Перькова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

подготовительная к школе группа №9

Обучающие : закрепить знания детей по обучению грамоте , совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений .

Развивающие : развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Воспитательные : воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа.

Повторить понятие «слово» , «предложение» , деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда.

Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки –схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, карточки со схемами предложений, картинки сказочных героев.

Ход занятия.

1. Проверка готовности к занятию .

2. Приветствие гостей.

3. Организационный момент.

У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы в сентябре идти в 1 класс. А при входе в детский сад мне сегодня передали странный конверт и сказали открыть его только в вашем присутствии.

Как вы думаете, что в нем? (варианты ответа)

Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»

-Ребята, нам желают : Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова :

* ТРЕНИНГ

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях .

4. Первый лепесток. Разминка.

Ответить на вопросы.

Из чего состоит наша речь (из слов)

Из чего состоят слова (из слогов)

Из чего состоят слоги (из звуков) . На какие две группы они делятся (гласные и согласные)

Какими бывают гласные (ударные и безударные, обозначаем фишкой красного цвета) (объясняют ответы)

Согласные (твердые и мягкие, обозначают синими и зелеными фишками)

5. Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа» .

Двое работают у доски : один ребенок на открытой части, другой с закрытой стороны доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук,согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что о них знаете (всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/. Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас. ,безуд.

Назовите пары к согласным звукам в нашем слове. (/ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/)

Проверка работы ребенка на задней части доски.

Какие слова образовались от слова «школа» (называют однокоренные слова : школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).

Кто такой «школяр» (устар. слово,то же, что школьник, ученик)

*Гимнастика стоя у своего стола.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Звуки нужно четко знать!

Научились мы писать.

Отдыхать умеем тоже –

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим!

Раз, два, три, четыре, пять!

Занимаемся опять.

6. Третий лепесток.

Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите :

1)на какой звук начинается слово

2)фишкой какого цвета обозначается данный звук

Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл. ,тв. ,синяя,3слога, Пье-ро (согл. ,тв. ,зел. ,2 слога, Ар-ле-ки-но (глас. ,крас. ,4слога, Бу-ра-ти-но (согл. ,тв., синий,4слога, Ар-те-мон (глас. ,крас. ,3 слога, пи-яв-ка (согл. ,мягк,зел. ,3слога)

2 человека работают у доски, остальные на местах.

Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая,добрая,большеглазая, заботливая,милая, прекрасная)

В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро) . Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы?/ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?

*Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел-

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

7. Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот» .

Слов вы знаете много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т. е говорить наоборот. Игра проводится в кругу с мячом.

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь-….(низко,

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь-(близко)

Слова : грустный-(веселый, верх-(низ, слабый-(сильный, высокий-(низкий, толстый-(тонкий, большой-(маленький, широкий-(узкий, слева-(справа, говорить-(молчать, работать-(отдыхать)

8. Пятый лепесток. Игра «Назови ласково»

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» . (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением) .

(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)

Слова : ручка-….(рученька) карандаш-… (карандашик) линейка-….(линеечка) тетрадь-….(тетрадочка) кукла-….(куколка) портфель-….(портфельчик) пенал-….(пенальчик) .

Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла» .)Почему? (объяснения детей) . Придумать с ним предложение.

Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности) .

* Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок» )

9. Шестой лепесток. Задание «Составь предложение» .

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей) .

Как пишется первое слово в предложении? большой буквы) . Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаете знаки, завершающие предложения (восклицательный, вопросительный знаки) .

Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)

Составляют схему к предложениям (у доски работает 1 человек, остальные на местах) :

Скоро в школу. Мы очень счастливы! Вы хотите многому научиться?

Проводится проверка работ, выводы.

10. Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова :

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старанья, за труды, смекалку

Вам вручают этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаньям,

Пусть лишь радость каждому несет.

Вручается большой Золотой ключ.

11. Подведение итога занятия .

Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось (ответы детей) .

Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» .